«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физики»
учебно-методический материал по физике на тему

Ермошина Наталья Анатольевна

Активизация познавательной деятельности учащихся была и остается основной проблемой педагогики. Сегодня перед школой поставлены задачи формирования нового человека, повышения его творческой активности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Полтавская средняя школа

ДОКЛАД

Тема: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физики» 

Подготовила: учитель физики Н.А.Ермошина

             

СОДЕРЖАНИЕ

I. Введение……………………………………………………стр.1

II. Система работы……………………………………………стр 3

III. Психологическое состояние детей – важный аспект внимания в учебно – воспитательном процессе……………………….стр 4

IV. Формы, методы организации учебно-воспитательного процесса, направленные на активизацию познавательной деятельности учащихся……………………………………………………..стр 5-9

Игровая деятельность………………………………………стр 6

Метод многократного повторения…………………………стр 6

Физический практикум…………………………………….стр 7

Исследовательская работа………………………………….стр 8

Карточки – задания друг другу…………………………….стр 8

Урок – смотр знаний………………………………………..стр 9

Литература

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физики.

«…не курьезами и диковинками должно в школе занимать дитя…, а напротив – приучить его находить занимательное в том, что его беспрестанно и повсюду окружает».[1]

К.Д. Ушинский

Активизация познавательной деятельности учащихся была и остается основной проблемой педагогики. Сегодня перед школой поставлены задачи формирования нового человека, повышения его творческой активности. Традиционная школа направлена на совершенствование информационной системы обучения, не даёт возможности в полной мере развивать интеллектуальный потенциал личности, в ней продолжает господствовать не мыследеятельностный, а традиционный информационный  подход, адресованный к памяти ученика.

Главное, сейчас - вооружая знаниями, воспитать интеллектуально развитую личность, стремящуюся к познанию. В связи с этим современные требования к уроку ставят перед учителем задачу планомерного развития личности путём включения в активную учебно-познавательную деятельность.

Поскольку форма организации учебного процесса остаётся на уровне класс - предмет - урок, требуется переосмыслить как их соотношение, так и содержание этих отдельных звеньев технологического процесса, что неизменно ведёт к изменению ценностей профессионально-педагогической культуры.

Основные вопросы, которые потребовали поиска ответа: Каким должен быть человек 21 века? Как воспитать интерес к предмету физика?

Как разрешить острые противоречия педагогической практики:

Между потребностью общества в образованной, развитой личности и падением интереса учащихся к образованию, к знаниям.

Между необходимостью формирования осознанных действенных знаний учащихся и преобладанием вербальных методов обучения.

Между массовым характером обучения и индивидуальным способом усвоения знаний.

Между необходимостью всё время увеличивать объёмы информации, включаемой в содержание образования, и возможностями организма в её усвоении.

Пути разрешения педагогических противоречий связываю с решением задач:

  • изучение индивидуальных особенностей учащихся, их интересов;
  • сочетание традиционных и активных методов обучения;
  • внедрение технологии  поуровневого контроля знаний;
  • сочетание блочной подачи учебного материала с вариативной последующей его отработкой.

Моя цель: сформировать не сумму знаний, а сформировать потребности и умения учащихся организовать свою деятельность по описанию окружающего мира языком физики.

Знания - лишь средства развития мышления. Ум развивается в деятельности. Поэтому все, что стимулирует активную умственную деятельность, создаёт условия для неё (проблемные ситуации, увлечённость, интерес, сознание надобности изучаемого), самым прямым образом соответствует развитию мышления.

Эффективность учебного процесса зависит не только от способностей учеников, но и от наличия у них целенаправленной мотивации учения, от их обученности, обучаемости, прилежания, трудолюбия и, конечно, интереса к предмету.

Мотивация деятельности ученика будет разной, он будет учиться, если:

  Ему интересно.

  Он сам заинтересован, потому что ему эти знания пригодятся в будущем (но это уже осознанно).

  Его заставляют, принуждают (родители, учителя....) - механическое учение.

  Ему нравится личность учителя, потому он учит.

Интерес учащегося к предмету зависит иногда не столько от содержания, сколько от убеждённости в том, что он делает важное, нужное дело.

Многое помогает выработать такую убеждённость - от понимания значения науки до решения ситуативных проблемных вопросов путем включения учащихся в разнообразные формы учебной деятельности.

Именно поэтому внимание привлекает личностно-ориентированная (по характеру) и личностно-деятельностная (по существу) организация учебного процесса.

Образовательный процесс в школе направлен на развитие личности во всех основных формах её взаимодействия с миром. Объяснить любое явление природы с помощью только законов физики (а физика - наука о природе) невозможно, справедливо воздействуют законы всех наук. В связи с этим важны межпредметные связи, которые позволяют личности сформировать представление о единстве научной картины мира.

Система работы

Предусматривает соблюдение в логической последовательности следующих этапов деятельности: 

  Изучение учебных возможностей учащихся.

  Изучение интересов учащихся.

  Использование нового содержания образования, организованного на основе межпредметных связей.

  Включение учащихся в активные формы обучения.

  Использование разнообразных методов и средств обучения, средств постоянного поощрения, контроля знаний учащихся.

  Создание атмосферы сотрудничества, способствующей свободе самовыражения, творчеству.

Изучение учебных возможностей учащихся

Дети одного и того же класса отличаются друг от друга по своим интересам, способностям, темпам мышления, подготовке, отношению к учению, складу характера и т.д. Степень включения ученика в процесс учения характеризуется:

  1. Общим отношением к учению (успеваемость и посещаемость уроков, общая активность ученика по количеству вопросов и обращений к учителю, по добровольности выполнения учебных заданий, широте и устойчивости интересов к разным сторонам учения и т.д.).
  2. Побуждениями ученика, целями, которые он умеет ставить и реализовывать.
  3. Состоянием умения учиться (определение уровня умения учиться необходимо для понимания причин тех или иных мотивационных установок, барьеров, ухода ученика от трудностей в работе и т.д.).

Изучение возрастных особенностей учащихся важно для правильного выбора формы проведения урока. Для учащихся 7 - 8 классов подходит организация уроков в занимательной форме: в виде турниров, КВН, аукционов, эстафет, игр ... Старшеклассникам больше по душе: лекции, ''круглый стол'', защита творческих заданий, отчет групп, собеседование...

Интерес к учению... Возникнув без опоры на прочные умения и навыки в учебной работе, угасает, и, наоборот, успешное выполнение учебной работы за счёт владения умением учиться само по себе является сильным мотивирующим фактором. Уровни развития познавательного интереса разные: у значительной части подростков познавательный интерес имеет широкую локализацию, для них характерны внутренние побуждения, открытость ко многим областям знаний. Они активно ищут знания, извлекая их из различных источников и за пределами урока (периодическая печать, радио, телевидение). Широта их интересов может выражаться в общей любознательности, но не всегда в глубоком подходе к познанию. Эти дети, с бьющей ключом познавательной энергией, побудителем которой является интерес, составляют опору в учебном процессе. В процессе обучения важно укреплять знания таких учеников, постоянно переводить их на более высокий путь познания.

Психологическое состояние детей - важный аспект внимания в учебно-воспитательном процессе

Например, ученик не сразу отвечает на поставленный вопрос, не может ''с ходу'' решить задачу, объяснить опыт. Зная, что мальчик (девочка) очень медлителен(а) и не уверен(а) в себе, терпеливо жду ответа. Овладев собой, видя внимание и поддержку учителя, ученик начинает уверенно отвечать. Заметив, что ученик работает не внимательно, стараюсь мобилизовать его внимание: создать установку на внимание, поставить вопрос по содержанию урока, дать самостоятельное задание; слабому ученику объясняю материал дополнительно; новому ученику - особенное внимание. Если ученики устали при решении трудного задания, то по окончании работы переключаю их внимание, предлагаю оценить работу друг друга (открыв правильные решения на доске). Хороший деловой и эмоциональный контакт с детьми позволяет им охотно и смело высказывать свои мысли на уроке, ставить вопросы. Если дети задают мне вопросы - значит они мыслят. Я всегда их поощряю, говорю: ''Молодец, хороший вопрос! Он хорош тем, что ...! ''

Использование нового содержания образования, организованного на блочной основе и межпредметных связях В наше время наиболее важные и интересные открытия совершаются на стыке наук, большинство из которых имеет комплексный характер. Поэтому особенно важной становится организация межпредметной деятельности учащихся. Межпредметные связи, вызывая интерес к познанию, активизируют мыслительную деятельность ученика. Это предопределяет успех учения, укрепляет интерес к знаниям по разным предметам, значительно расширяет кругозор

 

Формы, методы организации учебно-воспитательного процесса, направленные на активизацию познавательной деятельности учащихся

Включение учеников в активную учебную работу, использование при этом разнообразных форм, методов познавательной деятельности значительно расширяет учебно-воспитательные возможности урока, выступающего ведущей формой организации учебной деятельности.

В основе любого урока лежит организация познавательной деятельности учащихся. Поэтому ведущими процессами являются мышление и воображение, на основе которых происходит формирование знаний и интеллектуальных умений, решение проблемных ситуаций и задач.

В.А.Сухомлинский писал, что на уроке "учитель не только открывает окно в мир знаний, но и выражает сам себя". Стараюсь, чтобы урок нес учащимся новые знания, понятия, вызывал у них эмоционально яркие ощущения, возбуждал мысли и чувства, интерес к теме урока, предмету.

Если вызван интерес к учению на уроке, то дома у ученика возникает потребность в расширении, углублении, закреплении полученных знаний, желание объяснить наблюдаемое явление с точки зрения физики.

Своей целью ставлю заинтересовать детей предметом с первого урока физики в 7 классе, используя для этого:

  • индивидуальный подход к учащимся при изучении, закреплении и контроле знаний;
  • эмоционально окрашенный фон занятий;
  • включение эффектных опытов;
  • знакомство учащихся с предметом разнообразными методами: познавательные игры, учебные дискуссии, ситуации эмоционально-нравственных переживаний, познавательной новизны, проведение экскурсий ''Физика вокруг нас''; введение фронтальных экспериментальных заданий, домашних опытов и наблюдений (в устной форме для тех, кто не любит писать) ''Физика дома''…
  • всемерное использование наглядных пособий развивающего типа (обобщающие,
  • систематизирующие, плакаты, диаграммы, таблицы кадры диафильмов).

Игровая деятельность.

  Игра возможна только при условии заинтересованности в ней и учеников, и учителя. Ни в одну игру формально играть невозможно. Результатом деловой игры становится коллективное решение задачи, а проблемная ситуация, необходимая для активизации деятельности школьников, возникает как бы самопроизвольно: она предопределена правилами и условиями протекания самой игры. Так, для проведения игры ''Путешествие по стране ЭЛЕКТРИЧЕСТВО»  (8 класс), ребятам необходимо использовать дополнительную литературу, расширяя свой кругозор, нужно подобрать вопросы, сконструировать приборы. Это фантазия и реальность!

    Игровой элемент урока, рассчитанный на смекалку, развивает активность, вызывает интерес. "Опровергните мои слова: Говорят, что курица плавает, а утка тонет''. Учащийся должен начать свой ответ-доказательство словами: ''Нет, этого не может быть потому, что ...'' Или: ''Говорят, что сначала услышим гром, а потом сверкнёт молния''. Такие противоречивые выражения результативно ''работают'' в любом классе, по любой теме и на любом уровне, т.е. подобная работа полезна и в ходе изучения темы, и при повторении и закреплении знаний.

Решение задач .

На первой странице рабочей тетради ученика любого класса оформляется таблица: ''Физический справочник'', которая заполняется учащимися по мере изучения нового материала. В нее вносят: основные физические величины, формулы для их расчёта, единицы измерения, производные этих единиц:

Прочитав условие задачи, учащийся ''подсматривает'' в справочник, ищет название величины, пишет букву, которой она обозначается, формулу. Дети со временем запоминают и применяют их.

Метод многократного повторения.

Определения, основные положения теории учащиеся должны не только понять, но и знать формулировки наизусть. В этом помогает ежеурочное фронтальное повторение в начале урока. Эта форма работы очень эффективна на ранней стадии обучения ( 7 кл.), т.к. она напоминает детям игру, даёт возможность подумать, узнать, запомнить, а, если ты ошибся - не бойся: в куче голосов твой неправильный ответ могут не заметить, а в следующий раз ты уже будешь знать, как отвечать.

Например: ''Продолжите хором мою фразу...''

Вещество состоит из ... (молекул).

Между молекулами есть ... (промежутки).

Молекулы очень ... (малы).

Работа с сигнальными карточками, на которых написаны обозначения основных физических величин, формул. Учащиеся 7 - 8 классов учатся по ним определять единицы измерения, решать задачи.

Физический практикум в 9 - 11 классах. Здесь особенно проявляются сотрудничество, взаимопомощь, взаимопроверка. Коллектив из 4 человек проводит эксперимент, описывает его и анализирует. У ребят общая цель, потребности, интересы. В ходе коллективной деятельности ученики, вступая в разнообразные контакты, оказывают помощь, поддержку друг другу. Коллективная работа вызывает у каждого из них заинтересованное отношение к работе, требует гораздо большего напряжения, творческой активности. В процессе такой работы обязательно выделяется лидер, который осуществляет руководство, распределяет задания по наблюдению, фиксированию результатов, анализу материала наблюдений. Работа группой строится на гуманистических принципах. Каждый ученик является равноправным членом микроколлектива, заботящимся о достижении лучших общих результатов. Он проявляет внимание и заботу о своих товарищах. Если кто-то не очень хорошо понял материал, то это вызывает тревогу у всех. Тот, кто хорошо разобрался в учебном материале, приходит на помощь затрудняющемуся. Руководитель группы (командир) регулирует эти взаимоотношения.

Самостоятельная работа учащихся рационально организованная и систематически проводимая способствует овладению всеми учащимися глубокими и прочными знаниями, активизации умственных операций, развитию познавательных интересов.

Одна из первых самостоятельных работ "Знакомство с книгой (учебником)":

  • знакомимся с книгой, рассматриваем те иллюстрации, которые привлекли внимание;
  • учимся работать с книгой (сначала - интерес, потом - знания): изучаем оглавление, учимся находить необходимые слова по предметному указателю, постепенно учимся выделять главное (то, что я говорю громко, учащиеся аккуратно подчёркивают карандашом), составлять план, тезисы, конспектировать и составлять рецензии.

В плане урока почти всегда присутствует пункт ''Работа с учебником''. Это может быть ''парный опрос'', который так нравится моим учащимся 7 - 9 классов. Взаимодействие друг с другом положительно сказывается на повышении их активности, качестве выполненной работы. После изучения нового материала или при проверке домашнего задания учащиеся отвечают на вопросы параграфа друг другу и оценивают свою работу. При проверке я спрашиваю: ''Какую оценку поставил тебе товарищ?'' И задаю любой из рассмотренных вопросов. Если ученик ответил на него правильно, то получает эту оценку в журнал. Это даёт возможность проверить усвоение изученного материала, активизировать деятельность и поощрить учащихся.

При закреплении и опросе приучаю школьников:

  1. следить за ответом товарищей;
  2. дополнять изложение главного тем, что упущено.

При выставлении оценки учитываю умение учащихся чётко, логически связно изложить главное в изученной теме.

Перед выполнением самостоятельной или контрольной работы обязательно работаем с формулами, необходимыми для решения задач, выписываем их на доску, учимся находить неизвестные величины.

A=mgh

h=A/(mg)

N=A/ t

t=A/N

Домашняя работа - это тоже самостоятельная работа. И чтобы сохранить устойчивый интерес к выполнению домашней работы, нужно вселять в учащихся уверенность в том, что работа ему по силам и давать возможность убедиться в этом при проверке. Все домашние задачи всегда проверяю разными способами:

  1. сама заранее пишу на доске правильное решение (если тип задач новый) и на уроке учащиеся сверяют со своим решением;
  2. сильный ученик на перемене (или в начале урока) восстанавливает решение на доске;
  3. кто-то из учащихся (по очереди или по желанию) выполняет задание дома на отдельных листах, которые после проверки учителем перед уроком вывешиваются в уголке ''Учись учиться'' (в каждом классе);
  4. собираю выборочно (не все) тетради на проверку;
  5. проверяю наличие работ.

Исследовательская работа

В каждом ученике живёт страсть к открытиям и исследованиям. Даже ученик, который не очень хорошо учится, обнаруживает интерес к предмету, когда ему удаётся что-нибудь ''открыть экспериментально''. Активный поиск решения поставленной учителем задачи приводит к формированию у учащихся устойчивых познавательных интересов, они охотно работают в течение всего урока. Наслаждение самим трудовым процессом (ведь ученик считает себя первооткрывателем) приводит к сознательному выполнению данной работы. Так, в 7 классе при изучении темы ''Условия плавания тел'' попросила учащихся принести: орех, луковицу, картофелину, яблоко. Каждый получил 2 стакана: с пресной водой и солёной водой. Поставила проблему: ''Что произойдёт, если все тела бросим в сосуд с пресной водой?'' - дети выдвинули гипотезы, проверили на опыте, сделали вывод, и вновь проблема: ''А если всё это проделать в солёной воде ?'' Итогом исследовательской работы становятся выводы, самостоятельно полученные школьниками как ответы на проблемные вопросы.

Карточки-задания друг другу

Эпизодически учащиеся составляют карточки-задания. Это ответственно, особенно если ты не блещешь знаниями, подобрать ''приличные'' задачи для товарища и суметь ему оказать помощь, если это потребуется. Нужно ''покопаться'' в дополнительной литературе, можно подойти за помощью к учителю, к консультанту - однокласснику и старшекласснику. Но, если ребёнок выполнил задание - победил, он горд и от этого интерес к предмету ещё больше возрастает. К тем, кто не очень способен к учёбе, стараюсь подобрать свой ключик, при решении задач - дам набор необходимых формул, правил; при устном ответе - план; на лабораторной работе - вовремя помощь, а за удачный ответ - похвала и хвала! Смотришь, и заинтересовался ребёнок физикой.

Творческая личность рождается в творческой атмосфере.

''Помощь друга' - ученик, правильно выполнивший свое задание первым, получивший ''5'', идет на помощь своему товарищу, который в ней нуждается. Число учащихся, решивших задание сразу растет, и они сами уже идут на помощь другим. Получается цепная реакция взаимопомощи. Деятельность сильных ребят, увеличить число выполняемых на уроке работ, пробудить заинтересованность у слабого (вместе с сильным он может справиться с заданием). В воспитательном плане этот прием тоже полезен: развивает у сильных чувство товарищества, милосердия и долга, а у всех слабых - уверенность в том, что они не одни и им в любую минуту, как только они этого захотят, одноклассники окажут поддержку.

Урок - смотр знаний

Проводится один раз в год в каждом классе.

Цель урока – контроль достижения учеников: владение знаниями и умениями, предусмотренными программой, творческие успехи.

Смотр предусматривает:

  • решение задач по материалам пройденной темы,
  • выполнение заданий, сочетающих расчёты и применение графиков, объяснение явлений и проверку этого объяснения на опыте: предсказание хода явления и постановка эксперимента. При этом очень важна выдумка в выборе иллюстраций к заданию (стенгазета, карточки).

Выставки: ''Лучшие тетради по физике'', ''Лучшие рефераты, кроссворды, самодельные приборы, новинки собственного изобретения", ''А я решаю так".

Защита рефератов (Например, ''Пути экономии электроэнергии в нашей семье").

В настоящее время проблема ''Научить учеников мыслить'' является одной из основных.

В.А. Сухомлинский говорил: '' Нет и не может быть детей, которые не хотели бы учиться...''.

Литература.

  • Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса.-М.: Просвещение, 1982.
  • Выготский Л.С. Психология искусства. - М., 1968.
  • Герасимов Г.И. Концептуальные основы реформирования и развития образовательного процесса. - Ростов н/Д, 1994.
  • Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. - М., 1960.
  • Лысенкова С.Н. Методом опережающего обучения. - М.: Просвещение, 1988.
  • Маркова А.К. Формирование мотивации учения. - М.: Просвещение, 1990.
  • Мухин М.И. Гуманизм педагогики В.А. Сухомлинского. - М., 1994.
  • Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. - М.: Просве щение, 1990.
  • Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М.: Просвещение, 1987.
  • Урок физики в современной школе-творческий поиск учителей.- М.:Просвещение, 1993.
  • Журналы ''Физика в школе''



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке физики.

Все для того чтобы дети старательно, внимательно учились. И могли применять свои знания....

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физики

Проявить интерес учащихся к предмету физика...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физики. Обобщение опыта преподавателя Вайтушенко Ольги Анатольевны

В презентации представлен опыт применения различных методов преподавания предмета с целью активизации познавательной деятельности учащихся проффессионального лицея....

Роль компьютерной поддержки для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках физики

Компьютеризация сферы образования позволяет развернуть открытую систему непрерывного образования населения, в том числе дистанционного , изменить процесс учебного познания путем перехода от накопления...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физики.

      В системе средств оптимизации обучения большое значение принадлежит умению формировать познавательные интересы школьников.      Активация учения школьников н...

Доклад на тему "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физики"

Активизация познавательной деятельности учащихся была и остается основной проблемой мировой и отечественной педагогики.Этот вопрос наиболее актуален в настоящее время: обществу требуются образованные ...