Роль компьютерной поддержки для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках физики
статья по физике по теме

Компьютеризация сферы образования позволяет развернуть открытую систему непрерывного образования населения, в том числе дистанционного , изменить процесс учебного познания путем перехода от накопления знаний к деятельности в специально организованной обучающей среде, индивидуализировать и дифференцировать обучения, что особенно важно в личностно- ориентированных педтехнологиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompyuternaya_podderzhka_na_urokakh_fiziki.doc105 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Болугурская СОШ»

Методическое объединение учителей естественно-математического цикла

Тимофеева Нюргустана Гаврильевна, учитель физики.

«Роль компьютерной поддержки для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках физики»

2013

Содержание

Введение………………………………………………………………………..    3 стр

I.  Компьютерная поддержка урока физики:

1.1 Что такое компьютеризация обучения? Компьютерный урок и компьютерная поддержка урока…………………………………………………………………………….    5 стр

1.2 Классификация программных педагогических средств по школьной физике, их    дидактический анализ………………………………………………..                   11стр

1.3 Компьютерные слайды как средство виртуальной наглядности……..        12        стр

1.4 Особенности восприятия мультимедийной учебной информации….        14        стр

1.5 Методика применения презентаций , их системообразующая роль….       15 стр

II.  Использование компьютерной поддержки на уроках физики………..       16 стр

II Заключение…………………………………………………………………….. 18 стр

III Использованная литература………………..………………………………….19 стр

                                                         Введение

Компьютеризация сферы образования позволяет развернуть открытую систему непрерывного образования населения, в том числе дистанционного , изменить процесс учебного познания путем перехода от накопления знаний к деятельности в специально организованной обучающей среде, индивидуализировать и дифференцировать обучения, что особенно важно в личностно- ориентированных педтехнологиях. Интерактивная деятельность учащихся создает условия для развития новых в сравнении с традиционными школьным обучениям типов мышления- альтернативного, эвристического и др.- приводит к смене авторитарного стиля обучения на демократический, смягчает зависимость образование от социальных условий жизни. Сегодня, пожалуй, только ленивый и равнодушный к образованию человек не утверждает, что «в обучении пора шире использовать компьютерные технологии». Государство позаботилось обеспечить каждую, в том числе и сельскую, школу компьютерами. А каков «коэффициент полезного действия» этого дорогостоящего проекта? Да, уроки информатики в большинстве школ страны проводятся в специально оборудованных кабинетах. Но учителей других школьных предметов в такие классы допускают редко. Кроме этого, фонд компьютерных учебных материалов в школе, к сожалению, ограничен и фрагментарен, создаётся разными, конкурирующими между собой фирмами, и в целом не реализуется единый, системный, подход к созданию учебного комплекса.

Такое эпизодическое включение компьютера в учебный процесс вряд ли скажется на повышении эффективности обучения и повернёт рядового учителя к новым информационным технологиям. Современному школьному учителю необходима компьютерная компетентность, т.е. умение применять компьютерные технологии в педагогической практике.

Целью работы является : создание дидактически активной среды на уроках, способствующей продуктивной познавательной деятельности в ходе усвоения нового материала , с помощью компьютера.

Для реализации намеченной цели определены следующие задачи:

- изучить литературы.

- разработать презентации к урокам.

- проверить эффективность технологии.

Сущность опыта

Компьютер на уроке позволяет учителю-предметнику реализовать в обучении современные технологии. При этом персональный компьютер (ПК) на уроке следует рассматривать как современное техническое средство обучения, помогающее учителю решать насущные задачи активизации познавательной деятельности и развития нестандартного, творческого мышления учащихся.

Особенности методической системы

Принятие компьютера на уроке в качестве ТСО по-новому расставляет педагогические приоритеты. На первом месте не должна стоять техническая сторона внедрения компьютеров. Хотя наличие мощного компьютера преподавателя с локальной сетью ученических ПК - необходимое условие реализации идеи. Большее значение имеет качество создаваемых (используемых) учебных программ, простота их включения в урок, возможность сочетания с другими средствами обучения. При этом важно понять, что никакое, даже самое совершенное средство, не может обеспечить всех задач обучения и тем более воспитания. Для каждого средства имеется своя педагогическая ниша. Цель применения компьютера на уроке физики - создание дидактически активной среды, способствующей продуктивной познавательной деятельности в ходе усвоения нового материала и развитию мышления учащихся.

1.1 Что такое компьютеризация обучения? Компьютерный урок и компьютерная поддержка урока.

Компьютеризация в наше время охватила все сферы деятельности и входит в одну из самых консервативных областей – образование.

Компьютеризация системы образования – это не просто «введение» компьютеров в традиционный процесс обучения, а кардинальная перестройка всей системы обучения. Меняется содержание деятельности учителя и учащихся, структура и организация учебного процесса, формируются другие методологические , психологические, дидактические основы преподавания и обучения. Разрабатываются новые технологии обучения. Компьютеризация носит скорее количественный характер , системный подход только декларируется. И эта ситуация тем скорее разрешится, чем быстрее сформируется ИКТ- компетентность школьного учителя, понимая как способность решать учебные, бытовые, профессиональные задачи с использованием информационных компьютерных технологий.

Компонентами ИКТ- компетентности можно считать готовность:

- к поиску и отбору дополнительной информации для обучения с учетом возможностей сети интернет, размножения учебных материалов, сканирования, цифрового фотографирования и видеозаписи.

- к применению готовых мультимедийных разработок в образовательных и воспитательных целях.

- к представлению образовательной информации с использованием различных прикладных компьютерных программ.

- к изготовлению дидактического компьютерного материала.

Компьютеризация сферы образования позволяет развернуть открытую систему непрерывного образования населения, в том числе дистанционного , изменить процесс учебного познания путем перехода от накопления знаний к деятельности в специально организованной обучающей среде, индивидуализировать и дифференцировать обучения, что особенно важно в личностно- ориентированных педтехнологиях. Интерактивная деятельность учащихся создает условия для развития новых в сравнении с традиционными школьным обучениям типов мышления- альтернативного, эвристического и др.- приводит к смене авторитарного стиля обучения на де мократический ,  смягчает зависимость образование от социальных условий жизни.

Цели и задачи использования компьютера на уроке физики.

По мере оснащения школ компьютерами и расширения их использования в педагогических целях менялась и сама аббревиатура обозначения процедуры информатизации образования. Когда компьютер был редкостью в школе, возник интерес педагогов к НИТО (новым информационным технологиям в обучении). Оснащение большинства школ России компьютерными классами, имеющими локальные сети, перевело информатизацию учебного процесса на уровень информационных технологий обучения в сочетании с традиционными аудиовизуальными техническими средствами информации и контроля. При подключении школьных компьютеров к сети интернет, начали развиваться компьютерные и телекоммуникационные технологии обучения.

Компьютер - это совокупность технических устройств, обеспечивающих хранение, ввод, вывод и преобразование текстовой, графической и аудиовизуальной информации.

Телекоммуникации - специальные средства для передачи информации на расстояние. В порядке возникновения - это телеграф, телефон, радио, кино, телевидение, спутниковая связь и компьютерные сети.

Компьютерные телекоммуникации - средства доступа к программам удалённых компьютеров и сетевым службам (интернету с его поисковыми системами, электронной почте, телеконференциям, электронным библиотекам, журналам и газетам). При этом собственно компьютер для пользователя является необходимым связующим звеном.

Компьютеризация обучения это синтез современных достижений педагогики, с одной стороны, и средств компьютерных телекоммуникаций, с другой.

Основными задачами компьютеризации среднего образования в настоящее время можно считать:

-  разработку интерактивных обучающих сред управления познавательной деятельностью и развитием учащихся;

- обеспечение доступа учащейся молодёжи к мировым образовательным ресурсам;

- воспитание информационной культуры школьника и устранение комплекса компьютерной тревожности, т.е. боязни и дискомфорта в работе с компьютером.

Число детей, умеющих пользоваться компьютером, стремительно растёт, и эта тенденция будет ускоряться независимо от парадигмы школьного образования. Однако, как выявлено во многих исследованиях, дети знакомы чаще всего с игровыми компьютерными программами и используют компьютерную технику для развлечения и отдыха.   Налицо педагогическое противоречие: возможности компьютерных технологий в обучении велики, но учителями используются слабо. Уроки с применением компьютеров проводят в большинстве случаев только преподаватели информатики в специально оборудованном кабинете, другие же учителя-предметники, как правило, и условий для этого не имеют, и достаточным уровнем владения компьютерной техникой не обладают. Но главная проблема в другом. Даже учителя, владеющие компьютером и понимающие его технические возможности, игнорируют  принципиально новые педагогические возможности компьютера как средства обучения, используют его в русле традиционных репродуктивных обучающих технологий. А к новому средству обучения необходим и новый педагогический подход.

Компьютер для учащихся - не только источник получения новой учебной информации, но и инструмент интеллектуальной деятельности. Работа на компьютере может  развивать такие личностные качества, как рефлексивность, критичность к информации, ответственность, способность к принятию самостоятельных решений, наконец, толерантность и креативность, коммуникативные умения.

Компьютер для учителя - современное средство решения дидактических задач организации новых форм развивающего обучения. Условиями успешности такого обучения выступают специальная организация дидактической системы и целенаправленная подготовка учащихся и учителя к новым видам деятельности в компьютеризированой учебной среде.

В целом эффективность применения компьютерных технологий прямо зависит от уровня ИКТ-компетентности учителя-предметника и уровня компьютерной субъектности (т.е. самостоятельности, творческой активности) ученика. По А.М.Короткову, различают четыре уровня такой субъектности :

-  I уровень: вхождение в систему компьютерного образования (ребёнок учится воспринимать информацию с экрана монитора и действовать);

-  II уровень: овладение компьютером как инструментом обучения под руководством учителя;

-  III уровень: самостоятельное решение предметно-практических (прикладных) учебных задач;

-  IV уровень: продуктивная самостоятельная познавательная деятельность (создание учебных творческих проектов).

I и II уровни формируются на уроках информатики, а полноценное компьютеризированное обучение на других школьных предметах реально при достижении III и IV уровней.

Компьютер по своей сути – педагогический инструмент в руках грамотного учителя, а не электронная замена. Это современное, мощное аудиовизуальное техническое средство обучения , и относиться к нему необходимо,  с чувством педагогической меры и педагогического такта. Это значит находить компьютерному материалу точное место и учебную задачу на уроке в комплексе с другими средствами обучения, исходя из содержания и задач самого урока, а не наоборот - строить урок от имеющихся компьютерных учебных программ. Компьютер эффективен в случае, когда другие средства обучения менее выразительны и не могут обеспечить требуемый уровень познавательной деятельности. Иначе возникает ситуация «из пушки - по воробьям».

Компьютер по ряду показателей значительно превосходит возможности других аудиовизуальных ТСО . К основным преимуществам можно отнести:

- мультимедийностъ (сочетание в одной учебной программе всех имеющихся на сегодня форм представления информации, звука, цвета, анимации и гиперссылок);

-  интерактивность (внутренняя активность ученика, запланированная самим содержанием учебных программ, не требующая внешнего руководства со стороны учителя);

-   дружественный интерфейс (обеспечение комфортности работы пользователя, немедленная реакция на его действия, система встроенных советов, справок, рекомендаций);

- адаптивность к обучаемому (возможность выбора в компьютерной учебной программе индивидуальной траектории обучения);

- независимость содержания обучения (равные возможности всем пользователям независимо от социальных и других условий жизни);

- многотерминалъность (одновременная работа нескольких групп пользователей, в том числе по разным программам, контролируемая и управляемая базовым компьютером);

-  доступность (простота тиражирования обучающих программ на CD-, DVD-дисках, сайтах интернета, возможность использования разных типов компьютеров, расширение возможностей за счёт периферийных дополнительных устройств и обновления ).

На компьютерном уроке компьютер выступает одновременно и как средство, и как объект изучения. Примером может служить предмет «информатика». На всех других учебных предметах в школе реальна только компьютерная поддержка урока, когда компьютер используется только как средство обучения в сочетании с другими, традиционными средствами обучения.

Познавательная активность обучаемого должна стимулироваться структурой и содержанием компьютерного материала, а обязанность учителя - системно организовать компьютерную деятельность учащихся на уроке в сочетании с другими учебными действиями и средствами. Компьютер с его специфическими возможностями необходим для создания дидактически активной познавательной среды, направленной па развитие интеллекта и реализацию личностного потенциала каждого обучаемого. Огромные информационные возможности компьютера и удобство тренажа разумнее использовать на втором уровне востребованности (через гиперссылки, справочный, энциклопедический и другой материал). Ещё эффективнее компактно размещать и систематизировать материал в специальных компьютерных программах для тренажа, индивидуальной самостоятельной работы во внеурочное время с целью отработки умений и навыков. Компьютерные учебные материалы на уроке прежде всего предназначены для обеспечения продуктивной мыслительной деятельности обучаемого в ходе активного восприятия, управляемого учителем, и не должны дублировать содержание учебника. Иначе снижается развивающий потенциал урока. Конечно, для реализации такого подхода на уроке необходим мультипроектор. Он позволяет сочетать индивидуальную работу с коллективной и управлять восприятием материала за счёт подачи изображения с учительского монитора на большой экран.

Возможные учебные ситуации (задачи) компьютерной поддержки уроков физики:

-  показ видео- и анимационных фрагментов для постановки учебных проблем, демонстрации физических явлений процессов, объектов и т.п.;

- демонстрация классических, а также невоспроизводимых в школьных условиях опытов;

- анализ на компьютерных моделях проведённых в классе «вживую» демонстрационных опытов с возможностью вариаций начальных условий и параметров;

-  использование анимированных рисунков, моделей, схем, графиков как средств виртуальной наглядности;

-  проведение компьютерных лабораторных работ, а в реальном будущем - создание универсального электронного измерительного комплекса с обработкой результатов на компьютере , виртуального лабораторного физического практикума;

-   предоставление вариативных заданий разной сложности для самостоятельной работы с оценкой результатов и разъяснением ошибок через гиперссылки;

-  проведение тестового контроля усвоения нового материала и итогового контроля знаний с фиксацией результатов;

-  проведение многовариантных уровневых самостоятельных и контрольных работ (промежуточных и итоговых), а также предъявление нестандартных, творческих заданий учащимся;

-  предоставление подборок исторического, табличного, справочного материалов;

- построение графиков, диаграмм и т.п. с использованием встроенных программ и микрокалькулятора;

- решение задач с последующей проверкой результатов на компьютерных моделях, решение обратных задач, создание электронного задачника ;

- пользование предметным понятийным словарём;

- составление логических схем взаимосвязи понятий, структурных схем, систематизирующих, обобщающих таблиц, в том числе интерактивных;

-  проведение тематических учебных компьютерных игр и использование развивающих виртуальных конструкторов;

- обращение к электронным энциклопедиям, поиск учебной информации в интернете;

-  создание и демонстрация физических моделей процессов, технических устройств в специальных средах;

-  создание целостных ученических проектов на физические и межпредметные темы с использованием компьютерных телекоммуникаций (групповая деятельность учащихся в течение нескольких уроков).

Это далеко не полный перечень вариантов компьютерной поддержки урока физики. Нет упоминания учебных программ по физике на CD и в интернете. Подробнее об их использовании пойдёт речь в следующих лекциях. Здесь же следует подчеркнуть главное. Организовать изучение темы только на основе даже самого хорошего учебного компьютерного материала практически невозможно. Учебная ситуация в разных классах, школах, историческом времени очень вариативна, и потому на уроке реально только фрагментарное их включение в сочетании с другими средствами и методами.

Сформулируем основные методические правила компьютерной поддержки урока.

  1. Главная учебная цель: создание активной познавательной среды, необходимой для диалога учителя с учащимися, эвристической беседы.

2. Общая продолжительность работы на компьютере не должна превышать на уроке 10-20 мин в 2-3 приема, при органичном сочетании с другими средствами и видами учебной деятельности.

3. Компьютерные материалы – необходимая часть единого комплекса средств обучения данной темы, который учитель может дополнять, модернизировать, варьировать способы применения.

1.2 Классификация программных педагогических средств по школьной физике, их дидактический анализ.

Наибольший педагогический эффект достигается, когда учитель отбирает действительно необходимые и методически выдержанные ППС, позволяющие учащимся лучше усвоить и понять учебный материал, а также выбрать индивидуальный образовательный маршрут.

Что нужно выбрать?

- энциклопедии, словари, справочные пособия;

- электронные учебники;

- тренажеры, репетиторы, электронные задачники;

- интернет- ресурсы

В практической деятельности  создала свой  каталог аннотаций на СД- пособия и интернет –ресурсы:

1.      Открытая физика. В 2 ч. (CD) / Под ред. С.М. Козела. – М.: ООО «Физикон», 2002 (http://www.physicon.ru/.).

2.      Физика 7-11 классы. (CD). – М.: ООО «Физикон», 2005 (http://www.physicon.ru/.).

3.      Физика в картинках Версия 6.2(CD). - М.: НЦ «Физикон», ООО «Образ», 1993 (http://www.physicon.ru/.).

4.      1С: Школа. Физика. Библиотека наглядных пособий. Образовательный комплекс 7 – 11 классы. (CD). Дрофа, 1С, Формоза-Альтаир, РЦИ Пермского ГТУ. - 2004 (http://www.1c.ru/).

5.      Виртуальная физика «STRATUM 2000» (CD) / Д.В. Баяндин, О.И. Мухин. - РЦИ ПГТУ г. Пермь (http://www.stratum.ac.ru/).

6.      Видеозадачи по физике. В 4 ч. (CD) / А.И. Фишман, А.И. Скворцов, Р.В. Даминов. - Казанский государственный университет, - NMG (http://www.nmg.ru/.).

7.   Физика в анимациях. (CD). - Силтек, 2004 г. (http://www.infoline.ru/ g23/5495/physics/htm).

       1.3 Компьютерные слайды как средство виртуальной наглядности

Почему компьютерным слайдам уделяется столь большое внимание? За основу представления компьютерной формы информации для взрослых, как уже говорилось, принят гипертекст. Это говорит о том, что учебное содержание для детей должно быть представлено не только чтением текстов и письмом, но обязательно деятельностью с разнообразными по форме предъявления средствами обучения. Какими?

Главными органами чувственного восприятия у физиологически здорового человека являются зрение и слух. Как известно, человек запоминает 5% услышанного, 20% увиденного и только при экранно-звуковом представлении материала примерно 40-50%. Информационное поле, окружающее нас сегодня, большей частью является аудиовизуальным. Профессиональная и познавательная деятельность человека XXI в. в значительной Степени связана с осмыслением, порождением, переработкой, передачей наряду с текстом звуковой и визуальной информации. Современные дети предпочитают «смотреть/слушать», чем «читать/писать». То есть их внимание чаще организуется извне, за счёт интенсивного аудиовизуального ряда. Умения понимать смысл и содержание информации, предъявленной в экранно-звуковой форме, генетически не заложены в человеке, а приходят с обучением. Иными словами, у современных школьников необходимо формировать аудиовизуальную грамотность.

В обучении наиболее адекватной восприятию детей является видеоинформация. Но у неё слишком большой для передачи по компьютерной сети объём. Сочетание динамики с разумным объёмом транслируемой информации обеспечивает система взаимосвязанных компьютерных мультимедийных слайдов - презентация в программе PowerPoint. В слайдах органично сочетаются текст, графика, звук, видео, используются анимация и гиперссылки. Какие требования нужны слайдам:

- в сложных объектах и схемах необходимо для осмысленного целостного восприятия упрощать их структуру по правилу инженерной психологии: максимально 7  элемента, расположенных в 3.-4 уровня;

- восприятие плоскостного изображения кадра нарушает нормальный синтез ощущений, и зрительная система затрудняется в оценке размеров изображённых предметов; поэтому в кадре необходимо сопоставлять новые объекты с уже известными учащимся;

-   учительский комментарий предпочтительнее дикторского и тем более титров;

-  при разных задачах усвоения (частное/общее) построение экранного материала тоже должно быть разным: либо внимание деталям, либо подчёркивание только существенного;

-   в связи с тем, что наша память «подравнивает» сходные формы к общему стандарту, нужно разными изобразительными средствами выделять нестандартную/неожиданную для обучаемого информацию, особенно - негативную, что часто не соблюдается при организации содержания;

-   линейное  изложение материала в презентации требует «недосказанности» предыдущего для связи с последующим, что предполагает открытую форму пособия, т.е. «без начала и конца»: такой материал легче включать в разные учебные ситуации;

- общая значимость воспринятого содержания зависит от потребностей учащихся и мотивации учения, потому важно создавать специальную установку на восприятие и степень усвоения материала (выделить, сравнить, объяснить, запомнить, высказать своё мнение и т.п.);

-   не всякий учебный материал «экраногеничен» (например, электромагнитная волна, элементарная частица, поток энергии и пр.), поэтому условность аудиовизуальных моделей - образов реальности - учителю необходимо специально разъяснять.

Учёт перечисленных правил обеспечит комфортность восприятия содержания и создаст условия для активной познавательной деятельности.

Возникает вопрос: «Не расширяем ли мы, увлекаясь, возможности аудиовизуальной формы представления учебного материала»? Будем опираться на известные психолого-педагогические положения. Любое знание можно представить в словесной форме, через его связи с другими знаниями. Практически любое словесное знание можно свести к совокупности зрительных образов, так что механизм аудиовизуального мышления обеспечит овладение этим знанием. Знания в любой форме можно представить системой действий с идеальными объектами (образами) и разработать комплекс обучающих задач, инициирующих интеллектуальную деятельность.

1.4 Особенности восприятия мультимедийной учебной информации.

Компьютеризация учебного процесса привела к возникновению принципиально нового вида наглядности – виртуальной. Назовем ее самые важные отличия и возникающие в связи с этим дидактические проблемы:

  1. Мультимедийный характер представления учебного материала обеспечивает синтез практически всех источников информации. Мультимедиа следует использовать как источник информации, более того – как инструмент управления обучением. Для этого нужен системный подход в разработке содержания, структуры дидактических связей внутри наглядного пособия и его внешних связей с другими составляющими учебного процесса, исходя из целей и задач обучения.
  2. Интерактивность как обязательное свойство компьютерного учебного материала может изменить дидактическую цель использования виртуальной наглядности. Интерактивные действия учащихся помимо операционных важно обогатить интеллектуальными процедурами, т. е. расширить спектр познавательных форм и приемов работы с виртуальной наглядностью.
  3. Сочетание индивидуальной и групповой деятельности в работе с компьютером способствует организации активного обсуждения вопросов в реальном времени, формирует практику введения дискуссии. Виртуальная наглядность должна быть насыщена диалогами, содержать проблемные, дискуссионные задания, вызывающие желание обменяться мнениями, найти дополнительную информацию.
  4. Следует меньше увлекаться демонстрацией технических эффектов, а больше опираться на психолого-педагогические факторы управления познавательным процессом развитием учащихся.
  5. Виртуальная наглядность эффективна на уроке, когда психологически и дидактически точно определены место, учебная задача и момент ее включения.

При традиционном организации учебного процесса эффективное использование информационных технологий широким кругом учителей, работающих по определенным учебникам

При традиционной организации учебного процесса эффективное использование информационных техно-логий широким кругом учителей, работающих по определённым учебникам, возможно лишь в том случае, когда компьютерные ресурсы чётко привязаны к этим учебникам. ИК-компетентный учитель вынужден создавать из имеющихся в продаже и составленных самостоятельно открытые целостные комплексы компьютерных наглядных пособий к каждой теме своего предмета.

1.5 Методика применения презентаций, их системообразующая роль.

Компьютерные слайды должны выполнять системообразующую роль.

Как это понимать? Достоинства изготовленных «на месте» компьютерных мультимедийных слайдов внутри подобного комплекса их состоят как раз в том, что они помогают согласовать, адаптировать к конкретной учебной ситуации разные фрагменты, организовать целостный, управляемый учителем познавательный процесс. Именно такой дидактический комплекс из изготовленных учителем слайдов и подобранных ППС, объединённых гиперссылками, и составляет, на наш взгляд, учебную презентацию. Тем самым виртуальная мультимедийная наглядность, представленная в форме учебной презентации, даёт возможность перейти от заучивания к пониманию, обеспечивая:

-    чувственную опору мысли учащегося, подчёркивание и усиление теоретической сущности изучаемого;

- создавая активную обучающую, деятельностную среду;

-  формируя атмосферу дискуссии, сотворчества, «мозгового штурма»;

-  прививая навыки восприятия, осмысления информации и деятельности не через слово учителя, а через техническую форму её предъявления, тем самым приучая детей к жизни и деятельности в мире сложной техники и информационных технологий.

В работе с учебными презентациями следует соблюдать ряд организационных принципов:

• динамика сюжета и логика предъявления задаётся учителем;

•  используются перекрёстные ссылки (могут и не включаться при лимите времени);

•  компьютерные слайды (КС) не предназначены для сплошного просмотра;

•  КС навязывают свою логику изучения и ритм прохождения материала, имеют внутренние аудиовизуальные средства управления восприятием.

Учебная информация, организованная в форме компьютерной презентации, должна обладать обязательными психолого-дидактическими качествами:

• обеспечивать разнообразие и избыточность сообщения в кадре («открытость кадра» для связи последующего содержания с предыдущим);

• быть логически структурированной (в том числе за счёт анимации и гиперссылок);

• соответствовать-учебным целям и в то же время отвечать потребностям и интересам самих учащихся;

• иметь выраженные познавательные установки;

• носить деятельностный и интеллектуальный характер.

II.  Использование компьютерной поддержки на уроках физики.

Покажем на конкретном примере темы 7 класса по физике "Сила Архимеда. Плавание тел.", как можно организовать компьютерную поддержку уроков. Серия слайдов предполагает их использование на разных этапах уроков и в разных формах учебной деятельности.

Слайд 1.Этап мотивации и постановки учебной проблемы. Урок начинается с фронтального опыта по обнаружению выталкивающей силы. С помощью нескольких вопросов по пройденной теме ( выведены на слайд) учитель активизирует мыслительную деятельность учеников. Как найти вес тела в воздухе? Почему вес тела уменьшается в воде? Какая сила возникает? Как рассчитать выталкивающую силу? Для анализа проделанного опыта, проводится эвристическая беседа, причем последовательная анимация содержания слайда не должна опережать мысль учащихся.Далее организуется теоретический анализ, приводящий к формуле: Fвыт = Pв воздухе –P в воде .

Слайд 2. Значит сегодня мы повторяем тему: «Сила Архимеда. Условие плавания тел» (Учащиеся сами формулируют тему урока).                       

Слайд3,4,5. Этап актуализации знаний, необходимых для повторения.

Для актуализации знаний появляются серии проблемных вопросов. От чего же  зависит величина выталкивающей силы? А от чего же не зависит величина выталкивающей силы? Чему равна эта сила? Кто открыл эту силу? Анимация позволяет подавать каждый слайд с нужной паузой. Применяя гиперссылку  открываются  ответы на эти вопросы.

Слайд 6.При демонстрации этого слайда обсуждается вопрос о природе архимедовой силы, формулировка закона Архимеда. Следует обратить внимание на то, что в формуле стоит объем подводной части тела, а не всего тела. Какие действия Архимедовой силы на воде, под водой, в воздухе вы знаете?

Слайд 7 Этап объяснения и закрепления материала. Далее появляются на слайде тестовой контроль с выбором ответа "Подумай и ответь" служит для самоконтроля . Анимация текста позволяет учителю предъявлять его по частям. Обсуждение верных ответов, анализ причин ошибок делает данный тест обучающим, мотивирующим дальнейшее изучение материала, корректирующим понимание.

Слайд 8 Этап актуализации знаний необходимых для усвоения повторения материала. Даны разноуровневые  качественные задачи. Предлагаются задачи - рисунки из разных пособий и серия  вопросов к ним.

Слайд 9.. Решение задач.   Следующий этап урока, групповая работа. Класс разбивается на три группы. Каждая группа получает три задачи. Даны расчетные задачи на закрепление формульного выражения закона Архимеда. Следует попросить учащихся нарисовать рисунок и записать условия краткой форме.

Разработана  серия компьютерных слайдов при изучении темы:

"Презентация 1" - Давление твёрдых тел;

"Презентация 2" - Давление жидкости;

"Презентация 3" - Атмосферное давление ;

"Презентация 4" - Архимедова сила и плавание тел .

Слайды для уроков физики в 8 классе, по следующим темам:

"Презентация 5" - Тепловые явления;

"Презентация 6" - Три состояния вещества;

"Презентация 7" - Электрические явления;

"Презентация 8" - Электростатика;

"Презентация 9" - Электромагнитные явления;

"Презентация 10" - Отражение и преломление;

"Презентация 11" - Линзы. Оптические приборы;

"Презентация 12" - Необыкновенные оптические явления.

Слайды для уроков физики в 9 классе, по следующим темам:

Данные серии рекомендуется использовать при проблемном, развивающем обучении: в ходе объяснения нового материала методом эвристической беседы, для организации самостоятельной работы учащихся, контроля усвоения. Обязательно сочетание с демонстрационным и фронтальным экспериментом.

Слайды для уроков физики в 8 класее, по следующим темам:

ч

                                                   Заключение

Какой должна быть тактика использования компьютерных учебных материалов? Продолжительность работы за компьютером разумно ограничить на уроке 10 - 15 мин., в 2 - 3 приёма. Частое кратковременное обращение в ходе урока к компьютерным программам, поддержанным другими, привычными средствами обучения, снимает у ребят "синдром компьютерной тревожности". Это боязнь работы с компьютером, нерешительность в действиях с ним, что крайне важно преодолеть человеку ещё в школьные годы.

Особые требования, на наш взгляд, должны предъявляться к качеству используемой наглядности. В современном понимании наглядность должна быть интеллектуальна, то есть через чувственно-образную форму усиливать, подчёркивать теоретическую сущность изучаемого. Новое теоретическое содержание учащиеся выявляют в ходе организованного учителем активного восприятия компьютерного материала. При этом учитель своим словом, умело поставленным вопросом направляет восприятие и мысль ребят к нужным теоретическим выводам. Экранная форма компьютерной (и аудиовизуальной) информации даёт редкую пока возможность учителю и классу совместного наблюдения и размышления над фактами, поиска выхода из проблемных учебных ситуаций, сопереживания драматическим моментам истории науки, позволяет по ходу усвоения обсудить актуальность и значимость изучаемого материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЬЕМАТИКИ.

  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.       ИТОГОВАЯ РАБОТА   по про...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке физики.

Все для того чтобы дети старательно, внимательно учились. И могли применять свои знания....

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физики

Проявить интерес учащихся к предмету физика...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физики. Обобщение опыта преподавателя Вайтушенко Ольги Анатольевны

В презентации представлен опыт применения различных методов преподавания предмета с целью активизации познавательной деятельности учащихся проффессионального лицея....

«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физики»

Активизация познавательной деятельности учащихся была и остается основной проблемой педагогики. Сегодня перед школой поставлены задачи формирования нового человека, повышения его творческой активности...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физики.

      В системе средств оптимизации обучения большое значение принадлежит умению формировать познавательные интересы школьников.      Активация учения школьников н...