Занимательность как один из приемов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках физики
методическая разработка по физике по теме

Проектная работа учителя физики Яковлевой С.В. Из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_rabota_yakovlevoy_s.v..doc151 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Шемалаковская ООШ Яльчикского района ЧР»

«Занимательность как один из приемов активизации познавательной  деятельности учащихся  на уроках  физики»

Из опыта работы

Выполнила: Яковлева Светлана Владимировна,

                                             учитель физики

                                             

с. Шемалаково - 2010 г.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….. 2                                      

Цели и задачи активизации познавательной деятельности…………….. 3

Занимательность как один из приемов активизации познавательной  

деятельности на уроках  физики…………………………………………….. 4

Использование элементов занимательности на уроках физики………… 6

Мониторинг качества образования учащихся……………………………..  9

Заключение……………………………………………………………............... 10

Литература……………………………………………………………................ 12

Приложение      …………………………………………………………………….. 13- 17

Введение

Образование является национальным богатством, обеспечивающим разностороннее развитие человека, его творческий потенциал и умение решать нестандартные задачи. Успешное функционирование системы образования в период новых социально-экономических условий общества ставит новые проблемы перед педагогической наукой и общественностью. В этой ситуации актуализируются задачи развития у учащихся познавательной активности, формирования умений.

Среди многих идей, направленных на совершенствование учебного процесса, одной из самых значимых является идея формирования и развития познавательного интереса учащихся. Эта идея служит поводом отыскания таких средств, которые привлекали бы к себе учеников, располагали бы их к совместной деятельности с учителем. Считается, что интерес выступает как мощный побудитель активности личности, под влиянием которого все психические процессы протекают особенно интенсивно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной.

 В практике работы школы накоплен уже немалый опыт по активизации познавательной деятельности учащихся при обучении физике. Но нередко случается так, что описанный в литературе метод или отдельный прием не дает ожидаемых результатов. Причина в том, что: во-первых, у каждого конкретного класса свой опыт познавательной деятельности и свой уровень развития,  во-вторых, меняются времена, а вместе с ними и нравы, и интересы детей. Темп нашей жизни растет с каждым днем, на глазах все меняется. Последние годы знаменуются широким внедрением информационной техники в школы. За последние 5 - 10 лет не только изменился мир вокруг нас, но и выросло абсолютно новое поколение детей. Почти у каждого ученика дома есть компьютер, подключенный к Интернет. 

Я считаю, что проблема активизации познавательной деятельности будет существовать во все времена. Очень важно сделать так, чтобы процесс обучения не превращался для учеников в скучное и однообразное занятие. Ведь наличие у учеников интереса к предмету является предпосылкой для появления более сложной его разновидности - познавательного интереса. А познавательный интерес способствует активности учащихся на уроках и росту качества знаний. Все это отражает актуальность проблемы развития познавательного интереса школьников для современного построения учебного процесса.

Таким образом, актуальность моего исследования обусловлена перечисленными выше проблемами. Современный учитель физики   может и даже  обязан использовать различные приемы и средства, активизирующие познавательную деятельность школьников и развивающие их познавательный интерес, в том числе и занимательные материалы.

С учетом сказанного, проблема исследования сформулирована следующим образом: каковы теоретические и технологические основы формирования у учащихся познавательных умений в процессе использования занимательных материалов? 

Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования - образовательный процесс в основной общеобразовательной школе при изучении физики в 7-9 классах в период с 2008  по 2011 учебные годы.

Предмет исследования:  занимательность, как один из приемов активизации познавательной деятельности и познавательного  интереса школьников.

Исходя из проблемы, объекта, предмета и цели исследования, были поставлены следующие задачи:

  1. изучить состояние исследуемой проблемы в педагогической теории и практике школьного обучения;
  2. выявить динамику развития познавательных умений;
  3. опираясь на результаты исследования, подготовить практические рекомендации и учебно-методические материалы по совершенствованию обучения учащихся познавательным умениям.


Занимательность как один из приемов активизации познавательной

деятельности на уроках  физики

Сформировать глубокие познавательные интересы к физике у всех учащихся невозможно и, наверное, не нужно. Важно, чтобы всем ученикам на каждом уроке физики было интересно. Тогда у многих из них первоначальная заинтересованность предметом перерастет в глубокий и стойкий интерес к науке – физике.

В этом плане особое место принадлежит такому эффективному педагогическому средству, как занимательность. Оно состоит в том, что учитель, используя свойства предметов и явлений, вызывает у учащихся чувство удивления, обостряет их внимание и, воздействуя на эмоции учеников, способствует созданию у них положительного настроя к учению и готовности к активной мыслительной деятельности независимо от их знаний, способностей и интересов. Следует различать две стороны занимательности: возможности содержания самого предмета и определенные методические приемы учителя.

Какие же требования следует предъявлять к занимательному материалу, чтобы его использование на уроках дало прочный обучающий эффект?

Это следующие требования:

1.Занимательный материал должен привлекать внимание учеников постановкой вопроса и направлять мысль на поиск ответа. 

Он должен требовать напряженной деятельности воображения в сочетании с умением использовать полученные знания.

2.Занимательный материал должен быть не развлекательной иллюстрацией к уроку, а вызывать познавательную активность учащихся, помогать им выяснять причинно-следственные связи между явлениями.

 В противном случае занимательность не приведет к развитию у школьников устойчивых познавательных интересов. Поэтому, привлекая на уроке занимательный материал, учителю следует ставить перед учениками вопросы: ”Как?”, ”Почему?”, ”Отчего?”.

3.Занимательный материал должен соответствовать возрастным особенностям учащихся, уровню их интеллектуального развития.

4.Желательно, чтобы дополнительный материал, выбираемый учителем для урока, соответствовал увлечениям учеников. 

Это, во-первых, позволяет учителю формировать интерес к физике через уже имеющийся интерес к другому предмету. Во-вторых, помогает сделать увлекательными повторительно-обобщающие уроки, на которых ученикам приводят примеры использования физических законов в интересующей их областях.

5.Занимательный материал на уроке должен не требовать большой затраты времени, быть ярким, эмоциональным моментом урока. 

Как показывает опыт, целесообразнее привести на уроке один-два наиболее характерных примера, чем перечислить несколько эффективных, но малозначащих фактов.

Место занимательности на уроке может быть различным. Обычно занимательность связана с элементами неожиданности, в ней привлекает новизна материала. Поэтому уместно использовать занимательность при создании проблемной ситуации. С этой целью можно использовать различные приемы. В частности, проведение занимательных опытов, сообщение учащимся фактов, поражающих своей неожиданностью, странностью, несоответствием прежним представлениям.

Занимательность может быть использована при объяснении нового материала. Здесь ее применение неоднозначно. Учитель прибегает к ней как к своеобразной разрядке для учащихся при объяснении большого по объему или трудного материала. Занимательность может служить эмоциональной основой для восприятия наиболее трудных вопросов изучаемого материала.

В плане эмоционального воздействия на школьников большую роль играют сведения из истории науки. Необходимо, однако, отметить, что многие окружены легендами, в которых реальные события переплетаются с многочисленными домыслами. Учителю следует, анализируя легенду, выделить из нее достоверный факты, иначе формирование научных знаний, диалектико-материалистического мировоззрения, будет принесено в жертву созданию мнимого интереса к предмету.

Интерес учащихся вызывается умелое использование учителем произведений художественной литературы. Во многих из них можно найти немало ярких, легко запоминающихся рассказов о физических явлениях. Особенно интересно выбрать такие отрывки, где имеются физические ошибки, неточности. Тогда перед учениками ставится задача: найти ошибку и правильно объяснить явление. Произведения художественной литературы полезно привлекать и рассказывая об ученых-физиках.

Не в меньшей степени, чем другая форма проведения урока, нуждается в разнообразии используемого материала решение задач. Подбирая задачи, учитель может использовать различные софизмы и парадоксы, особенно те, которые отражают жизненную ситуацию.

С целью повышения интереса учащихся при решении количественных задач полезно предлагать школьникам самим составлять задачи, причем облечь каждую из них в интересную форму (стихотворение, детективного рассказа и т.п.).Очень нравятся школьникам экспериментальные задачи, сформулированные в занимательной форме.

Использование элементов занимательности на уроках физики

Занимательные приемы могут быть использованы учителем при закреплении знаний и даже при опросе. С этой целью интересно организовать на уроке игры с учащимися. Использование занимательности дает на уроке надежный эффект, если учитель правильно понимает занимательность как фактор, положительно влияющий на психические процессы, и ясно осознает цель использования занимательности в данный момент.

Естественно, что для получения знаний учащимися и развития их познавательных стремлений занимательность должна применяться с другими дидактическими средствами.

Для иллюстрации одного из возможных подходов развития познавательных интересов при использовании занимательных материалов выбрана тема физики, изучаемая в 8 классе "Тепловые явления".

Полем выполненного исследования явилось развитие познавательного интереса, но наше исследование лежало в плоскости использования занимательных материалов на уроках физики  в 8 классе при изучении темы "Тепловые явления".

Цель исследования направлена на подбор и разработку занимательных материалов по теме школьного курса физики "Тепловые явления", являющихся средством развития познавательного интереса.

Предполагалось, что использование этих материалов будет способствовать повышению интереса к физике и развитию познавательного интереса учащихся. В ходе исследования выполнена подборка, систематизация, обобщение имеющихся занимательных материалов, а так же сделана довольно большая подборка литературных фрагментов, а именно стихов, пословиц и поговорок, анекдотов, отрывков из художественных произведений, загадок, сказок, легенд, народных примет с физическим содержанием. При подборе материала учитывалась его связь с конкретными вопросами физики. К исходным текстам сформулированы вопросы по физике. Например, известна загадка: «Зимнее стекло весною потекло». Это, конечно же, лёд. Детям, опираясь на знания по данной теме, нужно отгадать загадку и ответить на вопросы:

Какой процесс описан в загадке?

При каких условиях лёд будет таять?

Некоторые тексты уже содержат вопрос о каком - либо явлении. Такие тексты можно использовать на уроках как качественные задачи, которые придают обучению живость и вызывают интерес учащихся к рассматриваемым физическим явлениям. Этому так же способствует поиск физических ошибок в текстах. Например, отрывок из стихотворения:

"Она жила и по стеклу текла,

Но вдруг её морозом оковало,

И неподвижной льдинкой капля стала,

А в мире поубавилось тепла".

Ребята должны найти физическую ошибку и объяснить её. Обсуждение вопросов в данном случае идёт значительно лучше, чем, если бы они были заданы сухо и скучно. Задания в такой форме не только не теряют обучающего значения, но и способствуют лучшему пониманию обсуждаемого процесса или явления.

Так же в работе представлены жизненные вопросы, связанные с бытом и повседневной жизнью: это вопросы "За чашкой чая", "На прогулке", вопросы Шерлока Холмса, Робинзона Крузо, мальчика Почемучки и составлены задачи на их основе.

Связь обучения с жизнью, практикой, бытом является мощным средством воспитания на уроке интереса школьников. Эти задачи учат видеть и правильно объяснять с точки зрения физики повседневные явления.. Например, вопрос из серии "Почемучкины задачи":

 "Вчера я съел подряд 3 мороженых, да так застыл, что даже ноги охладились, а потом мне стало жарко!?!". Ребята должны объяснить произошедшее с Почемучкой. Такие задачи оформляются на карточках. Их можно разбирать на уроке, задавать на дом, предлагать в качестве дополнительного задания. Применять при повторении и закреплении пройденного материала.

Другим приёмом, способствующим развитию познавательного интереса учащихся, является работа с ребусами и кроссвордами. В разработке представлены ребусы, кроссворды, чайнворды, кроссворды - наоборот и методика их применения на уроке. Такие задания способствуют усвоению определений, понятий, законов, запоминанию имён учёных, названий приборов. Их можно использовать для закрепления и повторения на обобщающих уроках. Очень интересными для учащихся являются кроссворды, когда их форма связана с темой повторения.  Можно составить кроссворд в форме сосуда с кипящей жидкостью. Разгадывая его, учащиеся вспоминают, например, какая жидкость используется в термометрах, или в честь какого учёного названа температурная шкала. Так же представлены ребусы, в которых зашифрованы слова по теме "Тепловые явления": термометр, излучение, внутренняя энергия, паровая турбина и другие. После разгадывания ребуса, детям можно предложить описать, опираясь на свои знания по теме, данное слово. Ещё представлены кроссворды - наоборот. Они необычны тем, что даются уже заполненными, а учащиеся сами должны сформулировать к ним вопросы. То есть написать, например, что такое пар или КПД. Заполнение этого вида кроссвордов - один из видов проверки знаний.

Удачное использование занимательного и исследовательского физического эксперимента не только оживляет урок, но и вызывает интерес учащихся к физическому явлению. Физические фокусы и занимательные опыты, представленны в Прложении 1. Их можно использовать при проведении веурочных занятий, в рамках недели физики или на занятиях физического кружка.  Они просты, связаны с учебным материалом, требуют самого доступного оборудования, их разгадка имеет физический смысл, а не является ловкостью рук экспериментатора.

Например, опыт – фокус.

На стол ставятся два стакана с бесцветными жидкостями, которые сутки стояли в одном помещении (следовательно, дети, должны сделать вывод о равенстве температур этих жидкостей). Измеряют температуру, не вынимая термометров из стаканов, и смотрят на показания - они оказываются одинаковыми. Затем, как - бы, во избежание ошибки, медленно вытаскивают термометры, и вблизи смотрят показания. И тут все видят, что, показания термометров стали разными. Дети должны дать исчерпывающее объяснение результата. Фокусы, вызывают оживлённые дискуссии, будят мысль, так как стимулируют к поиску объяснения увиденного, к использованию своих знаний.

 Так же, своеобразным толчком для развития познавательных интересов учащихся являются занимательные рассказы - вставки о физических явлениях, из истории открытия различных механизмов или законов. Например, в работе представлены и могут быть использованы в ходе изучения темы "Тепловые явления" рассказы - вставки об истории создания паровой турбины или ДВС.

Учитель может  давать ученикам, чтобы они готовили доклады, сообщения, рефераты и рассказали одноклассникам, как слепить прочный снежок или почему вода гасит огонь. Ответы на такие простые, казалось бы, вопросы даёт физика. И в последствии, разглядывая снежинку или любуясь деревьями в инеи, ребята будут вспоминать эти рассказы и мысленно объяснять увиденное, опираясь на свои знания по физике.

Для подтверждения или опровержения, поставленной в начале работы гипотезы, которая говорит о том, что использование занимательных материалов будет способствовать повышению интереса к физике и развитию познавательного интереса учащихся, были анализированы знания учащихся.

Уровень успеваемости учащихся по физике в 7-9 классах близка к  100%. Наблюдается положительная динамика качества образования учащихся в исследуемый период.

Качество образования учащихся по физике

     Учебный год

      Классы

2008-2009

 учебный год

2009-2010

 учебный год

2010-2011

 учебный год

7 класс

78 %

86 %

88 %

8 класс

80 %

88%

100 %

9 класс

60 %

78 %

100 %

Мониторинг результатов качества знаний по физике

Качество образования  по отдельным классам

2008-2009

уч. год

2009-2010

уч. год

2010-2011

уч. год

2010-2011

уч. год

2009-2010

уч. год

2008-2009

уч. год

           

2010-2011

уч. год

2009-2010

уч. год

2008-2009

уч. год

Заключение

Полученные данные свидетельствуют о том, что использование занимательных материалов в обучении является одним из возможных факторов повышения интереса к физике. Педагог выступает  в качестве координатора, организующего и стимулирующего познавательную деятельность учащихся, поддерживающего в них интерес к изучаемому предмету и мотивацию на приобретение новых знаний. Умело подобранные занимательные материалы развивают мышление и формирует информационную и коммуникативную культуру наших детей, интеллектуальные способности, познавательный интерес, и обеспечивают индивидуальный стиль учебной деятельности.

Но, необходимо отметить, что занимательные материалы не единственный способ повышения интереса к предмету. На повышение познавательного интереса учащихся влияет много факторов. Тем не менее, поставленная в начале исследования гипотеза, нашла свое подтверждение. Сочетание разнообразных форм и методов работы содействуют повышению творческой активности учащихся, стимулирует их интерес к изучению физической науки, дает прочные знания, умения и навыки по всем разделам физики.

На основании полученных результатов  можно сделать вывод, что занимательные материалы помогают учащимся лучше усваивать материал и учат работать самостоятельно. При этом у них проявляется большой интерес и желание изучать физику как предмет.

Литература

  1. Бедшакова З.М. О соответствии методов обучения физике содержанию учебного материала.//Физика в школе – 2000г.
  2. Бугаев А.И. Методика преподавания физики в средней школе. – М.: Просвещение, 2005г.
  3. Булатова Е.В. Развивать у учащихся интерес к знаниям и учению.//Физика в школе – 2001г.
  4. Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. – М.: Просвещение, 2006г.
  5. Глазунов А.Т., Нурминский И.И., Пинский А.А. Методика преподавания физики в средней школе. Под ред. А.А. Пинского. – М.: Просвещение, 2000г.
  6. Л. Я. Гальперштейн. Забавная физика. М.: Дет. лит., 1994.
  7. Материалы с сайта http://www.physfac.bspu.secna.ru/

Приложение 1.

Час занимательной физики для учащихся 7 – 8 классов

Форма занятия: занимательная лаборатория

Цели:

образовательные: проверить знания учащихся, их умение применять в нестандартной ситуации;

        развивающие: развивать мышление, внимание, память учащихся, развивать умение выступать перед аудиторией, развивать интерес к изучению физики;

        воспитательные: воспитывать у учащихся умение выражать свои мысли, формировать у учащихся дух соперничества, формировать интерес к новым знаниям.

План занятия:

  1. Организационный момент
  2.  Демонстрация домашних гальванических элементов.
  3. Задание для зрителей «Сухим из воды»
  4. Демонстрация «Кипит, не кипит».
  5. Задание для зрителей «Инерция»
  6. Викторина «Физика – 2004»
  7. Демонстрация «Яйцо в бутылке»
  8. Доклад «Тепловые машины»
  9. Доклад «Огни святого Эльма»
  10. Демонстрация «Электризация»
  11. Итоги

Оборудование:

- одна картофелина, лимон, раствор поваренной соли, гальванометр от амперметра, гвоздь, два медных провода;

- плоская тарелка, стакан, колба с водой, спички, бумага, монета;

- колба с подкрашенной водой, насос Шинца, штатив, пробка со стеклянной трубкой, спиртовка;

- лист бумаги (или газета), пустая бутылка;

- яйцо, сваренное в крутую, бумага, графин, спички;

- пластина из оргстекла, безэлектродная трубка с газом;

- электрофорная машина, «султан».

Учитель: Здравствуйте, уважаемые учащиеся! Сегодня мы собрались на час занимательной физики, на котором увидите интересные опыты, поучаствуете в викторинах, узнаете много занимательного. Для начала давайте познакомимся с некоторыми домашними гальваническими элементами.

Ученик 1: К клеммам гальванометра демонстрационного амперметра подсоединим медные провода. К концу одного из них прикрепим железный гвоздь. Воткнем провод и гвоздь в картофелину, мы видим, что стрелка гальванометра отклоняется. Теперь воткнем провод и гвоздь в лимон, яблоко, луковицу, мы снова видим отклонение стрелки гальванометра. Гальванометр фиксировал электрический ток, т. к. раствор минеральных солей, содержащихся в овощах, и разнородные проволоки образуют гальванический элемент. Таким образом, мы получили яблочные и овощные гальванические элементы.

Учитель: Теперь мы знаем, что у нас дома есть вкусные гальванические элементы. Далее для разминки задание, которое называется «Сухим из воды».

Ученик 2: Положим на дно тарелки монету и нальем немного воды. Ваша задача достать монету так, чтобы не замочить руки. Выливать воду нельзя, тарелку поднимать, наклонять или что-либо с ней делать тоже нельзя.

Вызываются желающие учащиеся, которые должны достать монету и объяснить свои действия, при этом рядом с тарелкой должны лежать бумага и спички, стоять стакан, если никто не догадывается, как достать монету, то ученик делает подсказку.

 Объяснение: когда бумага горит в стакане, то воздух в нем нагревается и расширяется, и часть его выходит. Оставшийся в стакане воздух через некоторое время охлаждается и сжимается, давление этого воздуха по сравнению с атмосферным мало, поэтому вода входит в стакан, освобождая монету.

Учитель: Известно, что чем ниже атмосферное давление, тем любая жидкость закипает быстрее. На высоте около 20 км вода кипит при температуре +370 С. На этой высоте закипит и кровь. Это одна из причин того, что космонавтов в полетах помещают в герметически закрытые кабины и скафандры, создают им особые физиолого-гигиенические условия. В связи с этим предлагаем вам посмотреть демонстрацию под названием «Кипит, не кипит».

Ученик 3: Нальем в пробирку воду (доведенную до кипения) и закроем ее пробкой со стеклянной трубкой, к которой подсоединим насос Шинца и начнем откачивать воздух. Мы видим, что вода стала булькать, т. е. кипеть. Перестанем выкачивать воздух, мы видим, что вода уже не кипит.

Опыт повторяется несколько раз.

Объясните, почему это происходит.

Объяснение: при выкачивании воздуха давление над жидкостью уменьшается, т. к. воздух становится разряженным, поэтому уменьшается и температура кипения, которая зависит от атмосферного давления.

Учитель: После такого занимательного опыта снова предлагаем вам задание, которое называется «Инерция». На краю стола лежит листок бумаги, на котором стоит горлышком вниз пустая бутылка. Необходимо выдернуть листок так, чтобы бутылка осталась на месте (вызываются желающие выполнить задание, при этом необходимо объяснить, в случае успеха, почему бутылка не падает).

Объяснение: При резком выдергивании листка бумаги время взаимодействия этих тел мало, поэтому сила трения, действующая на бутылку, не может ей сообщить скорость в горизонтальном направлении. Т. о. бутылка сохраняет состояние покоя по инерции.

Учитель: Вы очень хорошо справляетесь с заданиями, а теперь давайте проверим на сколько хорошо вы знаете физику. Итак, сейчас будет викторина «Физика – 2008». Викторина состоит из двух конкурсов. В первом конкурсе нужно будет отвечать на вопросы, во втором – решить задачу.

Прошу выйти 5 желающих. Вам предстоит выбрать каждому по очереди три вопроса и, не раздумывая ответить на них. Правильный ответ оценивается в 1 балл. Победителей в конкурсе должно быть трое. Итак, конкурсанты на месте, давайте познакомимся. Назовите каждый свою фамилию и имя, а также, в каком классе учитесь. А теперь переходим к конкурсу.

Каждый участник конкурса в порядке очереди вытягивает вопрос и читает его в слух, затем говорит ответ, если из зала была подсказка, то балл не засчитывается.

Вопросы:

  1. Почему ржавой иглой трудно шить? (большая сила трения)
  2. Укажите, что относится к понятию «физическое тело»: авторучка или фарфор? (авторучка)
  3. В каких единицах измеряется сила? (ньютонах)
  4. Какая из величин является векторной: время или скорость? (скорость)
  5. Одинаковы ли объемы и состав молекул холодной и горячей воды? (да)
  6. Как можно ускорить диффузию в твердых телах? (нагреть)
  7. В каком состоянии – твердом или жидком – сила притяжения между молекулами свинца больше? (в твердом)
  8. В каком состоянии при комнатной температуре находится молоко? (в жидком)
  9. Летним вечером над болотом образовался туман. Какое это состояние воды? (газообразное)
  10.  Почему при выстреле снаряд и орудие получают разные скорости? (т. к. разные массы)
  11.  Гирю опустили в сосуд с водой. Изменилась ли масса гири? (нет)
  12.  Что легче 1 кг пуха или 1 кг гвоздей? (ничего, одинаковы)
  13.  Плотность жидкого кислорода 1140 кг/м3. Что это означает? (на 1 кубический метр приходится 1140 кг жидкого кислорода)
  14.  Почему жидкость можно переливать из сосуда в сосуд? (т. к. она текуча)
  15.  Как называется прибор, который измеряет силу? (динамометр)

Подводятся итоги первого конкурса и выбираются трое учащихся, прошедших во второй конкурс.

 Учитель:   Задание второго конкурса. Вы получите задания на карточках, альбомный лист и маркер. Вам необходимо решить задачу, записать ее решение крупным шрифтом. Тот, кто первый правильно решит задачу и будет победитель.

Задания

1

1 см=5 км/ч

За какое время лыжница пройдет 10 км?

2

1 см=30 км/ч

Какой путь пройдет автомобиль за 45 мин?

3

1 см=0,5 Н

Чему равна масса яблока?

Во время выполнения участниками задания остальным учащимся зачитываются шуточные стишки – загадки.

Стишки – загадки:

У меня сомнений нет,

Много песенок ты знаешь.        

Ты поешь один куплет,

А его ты повторяешь.      

                                    (припев)

Если кто-то убегает,

А его все догоняют,

Этот необычный кросс

Как назвать нам? Вот вопрос!                     

                                     (погоня)

После длительных трудов

Я «ура!» кричать готов.

Как же может быть иначе!

Ведь ко мне пришла …        

                                      (удача)

Этот мяч для бадминтона,

Видно, смастерил умелец.

И пером с хвоста чужого

Он украшен, как индеец.      

                                       (волан)

Далеко бегун тот был,

Но ты его опередил,

Чтобы первым в беге стать.

Как маневр такой назвать?         

                                     (обгон)

А недавно я узнал,

Что у писем есть вокзал,

И с него они по свету

Отправляются в конвертах.        

                             (почта)

Есть у птички два крыла.

Что же делает она,

Чтоб на ветке не сидеть,

А к подружке полететь?         

                                     (взмах)

Повнимательней вглядись

В эту голубую высь.

Видишь, облако плывет,

А там, как точка, самолет.         

                                       (небо)

После проверки задания победителю викторины вручается медаль.

Учитель: Вы никогда не видели, как яйцо входит в бутылку? Если нет, то сейчас посмотрите. Предлагаем вашему вниманию демонстрацию под названием «Яйцо в бутылке».

Ученик 4: Перед вами на столе стоит графин, также у меня есть яйцо, сваренное вкрутую. Возьмем листок бумаги, свернутый гармошкой, и подожжем его. Теперь опустим горящую бумагу в графин и накроем горлышко яйцом. Посмотрите, горение бумаги прекращается, а яйцо начинает втягиваться в графин. Объясните наблюдаемое явление.

Далее выслушиваются объяснения зрителей.

Объяснение: При горении воздух нагревается и расширяется. После того, как графин закрыли яйцом, процесс горения прекращается, воздух начинает охлаждаться. В графине возникает разряжение и под действием внешнего атмосферного давления яйцо втягивается в бутылку.

Учитель: После такого занимательного опыта обратимся к истории. Сейчас вы услышите, как появились первые тепловые машины, и кто их изобрел.

Ученик 5: Говорят, еще две с лишним тысячи лет назад, в III в. до нашей эры, великий греческий математик и механик Архимед построил пушку, которая стреляла с помощью пара. Рисунок пушки Архимеда и ее описание были найдены спустя восемнадцать столетий в рукописях великого итальянского ученого, инженера и художника Леонардо да Винчи.

Как же стреляла пушка? Один конец ствола сильно нагревали на огне. Затем в нагретую часть ствола наливали воду. Вода мгновенно испарялась и превращалась в пар. Пар, расширяясь с силой и грохотом выбрасывал ядро. Для нас здесь интересно то, что ствол пушки представлял собой цилиндр, по которому, как поршень скользило ядро.

Прошло пятнадцать столетий. Во времена нового расцвета науки и культуры, наступившего после мрачного периода средних веков, Леонардо да Винчи задумывается над тем, как можно было бы использовать внутреннюю энергию пара. В его рукописи мы находим несколько рисунков с изображением цилиндра и поршня. Под поршнем в цилиндре находится вода, а сам цилиндр подогревается. Леонардо да Винчи полагал, что образовавшийся в результате нагрева воды пар, расширяясь и увеличиваясь в объеме, будет искать выход и толкать поршень вверх. Во время своего движения поршень мог бы совершать полезную работу.

Примерно через сто с лишним лет после Леонардо да Винчи другой итальянец, Джованни Бранка, представлял себе двигатель, в котором использовалась бы энергия пара в другом виде. Это было колесо с лопатками, в которое с силой ударяла струя пара, благодаря чему колесо начинало вращаться. Таким образом, по существу, была изобретена паровая турбина.

Сейчас я продемонстрирую преобразование внутренней энергии пара в механическую на основе изобретения Леонардо да Винчи. Возьмем стеклянную пробирку, которая будет представлять собой цилиндр, нальем в нее немного воды и закроем пробкой. Один конец пробирки будем нагревать на огне. Мы видим, что вода начинает кипеть и преобразовываться в пар. Пар все время увеличивается в объеме и через некоторое время выбивает пробку, т. е. пар совершил работу. Таким образом, внутренняя энергия пара превратилась в механическую энергию пробки. Перед людьми была задача, научиться использовать внутреннюю энергию пара. И уже к концу XVIII в. в общих чертах существовали все основные виды тепловых двигателей: паровые машины, двигатель внутреннего сгорания, паровые турбины Джованни Бранка и реактивные двигатели.

Учитель: Очень было интересно познакомиться с прообразами современных тепловых двигателей и машин, а теперь послушайте не менее интересный рассказ об огнях святого Эльма.

Ученик 6:  Иногда в тропическую ночь на мачтах и реях кораблей появляются кисточки холодного пламени. Эти огни известны очень давно. Их видели Колумб и Магеллан, о них писал даже Юлий Цезарь, который однажды видел такое свечение на копьях своих солдат во время ночного похода через горы.

«Огни святого Эльма» холодные. Ну, а причем здесь Святой Эльм? В старые времена люди были очень суеверны. Все непонятные явления они объясняли вмешательством святых либо кознями дьявола. Огням «повезло»: их считали хорошей приметой. Они часто появлялись на шпиле церкви святого Эльма в одном из городов Франции. А на самом деле эти огни появляются из-за того, что над церковью или над кораблем проходит наэлектризованное облако. Проведем следующий опыт. Наэлектризуем лист оргстекла и пронесем около него запаянную безэлектродную трубку, в трубке, мы видим, появилось свечение. Если взять ненаэлектризованный лист оргстекла, то свечения в трубке нет. Таким же образом появлялись и «огни святого Эльма».

Учитель: Вот мы прослушали рассказ об электрических явлениях. В заключении предлагаем вам посмотреть демонстрацию по электризации человека.

Ученик 7: Прежде всего, изолируем человека от земли. Для этого он встает на деревянный столик с ножками. Теперь он берет в одну руку проводник, подсоединенный к одному из полюсов электрофорной машины, в другую руку берет султан. В данный момент лепесточки султана находятся в покое. Приведем машину в действие, и пронаблюдаем, что будет происходить. Мы видим, что лепесточки султана стали подниматься. Это означает, что человек зарядился. Теперь посмотрим, что будет, если заряженный человек отпустит электрофорную машину и станет на пол. Листочки султана опустились. Давайте снова зарядим человека, но теперь уже без султана. Теперь желающие могут подойти к нему и поднести свой палец к любому участку тела, это, как вы видите, вызывает появление электрических искр. Они безопасны, поэтому пугаться не стоит.

Учитель: Вот и подошел к концу час занимательной физики. Сегодня мы узнали что-то новое для себя, некоторые из вас приняли участие в викторине, а также просмотрели очень занимательные опыты. Надеюсь, что вам было интересно, и вы теперь охотнее будете изучать физику. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра как один из способов активизации работы с художественным текстом

Статья рассказывает о метапредметных навыках, формируемых на таких типах урока литературы, как урок-игра....

«Использование дидактических игр на уроках математики, как один из путей активизации мыслительной деятельности учащихся».

Хороший урок отличается многообразием учебных ситуаций, которые вызывают активную познавательную деятельность. Ее развитию способствует использование различных форм и методов обучения и, в том ч...

Работа с упражнением (с текстом) как один из методов активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка

Одним из условий грамотного письма является сознательное и прочное усвоение учащимися школьного курса. От того, как ученик поймет тему, зависит дальнейшее усвоение программного материала, грамотное пи...

Обобщение педагогического опыта работы "Решение занимательных задач – один из путей активизации творческой деятельности учащихся"

«Основная задача обучения математики в школе – обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности к...

Решение занимательных задач как один из путей активизации творческой деятельности учащихся

Меня всегда интересовали нестандартные задачи. Я извлекала их отовсюду, делала красивые таблицы и плакаты с условиями задач. Накопилось множество красочных ребусов и разработаны интересные внеклассные...

« Способы, методы , приемы, технологии подготовки к ЕГЭ. Способы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся»

Обобщение опыта по теме « Способы, методы , приемы, технологии подготовки к ЕГЭ. Способы и приемы активизации  познавательной деятельности учащихся»...