«Использование дидактических игр на уроках математики, как один из путей активизации мыслительной деятельности учащихся».
учебно-методический материал по алгебре по теме

Лоншакова Анюта Николаевна

 

Хороший урок отличается многообразием учебных ситуаций, которые вызывают активную познавательную деятельность. Ее развитию способствует использование различных форм и методов обучения и, в том числе, использование дидактических игр.

«Хорошая игра похожа на хорошую работу. В каждой игре есть, прежде всего, рабочее усилие и усилие мысли» - писал А.С. Макаренко.

Введение в урок игр, игровых упражнений и ситуаций позволяет уменьшить утомляемость и напряжение ребенка, поддерживать в течение всего урока его внимание.

Игры на уроках способствуют быстрому выполнению заданий, развивают и повышают интерес к    предмету.

Игра это модель поведения, складывающаяся непосредственно в процессе обучения. В процессе игры ребенок выходит из роли пассивного слушателя и становится активным участником учебного процесса. Активность проявляется в самостоятельном поиске средств и способов решения поставленной проблемы, в приобретении знаний, необходимых для выполнения практических задач.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                               

                                                                               «Игра – это искра, зажигающая

                                                                                огонек пытливости и

                                                                                 любознательности».

                                                                                  В.А.Сухомлинский

Введение………………………………………………………………….………..3

1.Дидактическая игра как средство активизации мышления учащихся.

      1.1.Мышление…………………………………………………………………6

                 1.1.1.Виды мышления…………………………………………………………….6

                 1.1.2.Критерии развития мышления………………………………………….10

                 1.1.3.Активизация мышления………………………………………………….11

      1.2.Игра как метод обучения.

                  1.2.1.Метод обучения…………………………………………………………..14

                  1.2.2.Игра как один из методов обучения…………………………………..15

                  1.2.3.Виды игр……………………………………………………………………16

                  1.2.4.требования к игре……………………………………………………......19

                  1.2.5.Методика подготовки и проведения игры……………………………20

                  1.2.6.Дидактическая игра – как способ активизации мышления младших

       школьников…………………………………………………………………………….…21

2.Практическая часть.

        2.1.Организация исследования………………………………………………………25

        2.2.Анализ результатов исследования………...…………………………………...27

        Выводы…………………………………………………………………………………...44

Заключение……………………………………………………………………………………46

Библиография………………………………………………………………………………...48

Приложения....………………………………………………………………………………...51


Введение

Начальная школа закладывает основы всестороннего развития детей. Современные учебники, пособия для учителей позволяют при должной подготовке строить урок так, чтобы развивать у учащегося мышление, внимание.

Хороший урок отличается многообразием учебных ситуаций, которые вызывают активную познавательную деятельность. Ее развитию способствует использование различных форм и методов обучения и, в том числе, использование дидактических игр.

«Хорошая игра похожа на хорошую работу. В каждой игре есть, прежде всего, рабочее усилие и усилие мысли» - писал А.С. Макаренко.

Введение в урок игр, игровых упражнений и ситуаций позволяет уменьшить утомляемость и напряжение ребенка, поддерживать в течение всего урока его внимание.

Игры на уроках способствуют быстрому выполнению заданий, развивают и повышают интерес к    предмету.

Игра это модель поведения, складывающаяся непосредственно в процессе обучения. В процессе игры ребенок выходит из роли пассивного слушателя и становится активным участником учебного процесса. Активность проявляется в самостоятельном поиске средств и способов решения поставленной проблемы, в приобретении знаний, необходимых для выполнения практических задач.

Отход от стандартного стереотипа действий позволяет развить стремление к знаниям, создает мотивацию к учению, т.е. активизацию мышления детей.

Игры, используемые на уроках математики, помогают решать не только образовательные, но и воспитательные задачи. Развитие игрового творчества способствует воспитанию у детей необходимых в жизни качеств целенаправленности, настойчивости, умения жить в коллективе, помогать товарищам и радоваться их успехам.

Исследователь игр школьников О.С. Гофман пишет: «Природа создала детские игры всесторонней подготовкой к жизни. Поэтому игра имеет генетическую связь со всеми видами деятельности человека и выступает как специфическая деятельность детей, детская форма познания, труда, общения, искусства, спорта» и т.д.

П.П. Блонский, называл игру «великой учительницей», видел в ней естественную форму и труда, и активной деятельности, в которой ребенок упражняет свои силы, расширяет ориентировку, усваивает социальный опыт, воспроизводя и творчески комбинируя явления окружающей жизни.

«Именно в играх ребенок удовлетворяет естественную потребность в деятельности. Влияние среды на детские игры огромно, а содержание большинства детских игр социально по своему происхождению» — писал П.П. Блонский.

Серость жизни, подчеркивал С.Т. Шацкий, вызывает у детей нечто вроде настоящего заболевания.

Д.Б. Эльконин (1977 г.) считает, что детская игpa, в своих основных формах — игра - упражнение, ролевая игра —- является историческим образованием.

В.А. Сухомлинский писал, что «игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

К.Д. Ушинский, подчеркивая важность применения занимательных упражнений, писал: «...чем долее вы будете оберегать ребенка от серьезных занятий, тем труднее для него потом переход к ним. Сделать серьезные занятия для ребенка занимательными — вот задача первоначального обучения».

Игра - творчество, игра - труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарища по игре.

В игре они добиваются порой самых высоких для себя результатов.

Вот почему игры и игровые упражнения должны занять прочное место и в процессе обучения, и в воспитательной работе.

          Исходя из всего этого, игра — это прекрасный способ заинтересовать детей, привлечь их к познанию новых знаний. Игра на уроке математики это хороший способ заинтересовать детей и активизировать их мышление.

Цель выпускной квалификационной работы: выяснить, какую роль в активизации мышления учащихся играют дидактические игры.

Объектом исследования - выступает активизация мыслительной деятельности учащихся.

Предметом - использование дидактических игры на уроках математики в начальных классах как средство активизации мыслительной деятельности учащихся.

Перед написанием работы была выдвинута гипотеза - систематическое проведение дидактических игр на уроках математики способствует активизации мышления школьников.

В соответствии с поставленной целью задачи:

  1. Изучить литературу по теме.
  2. Систематизировать полученную информацию.
  3. Разработать и провести уроки с использованием дидактических

игр для повышения интереса к уроку.

  1. Провести наблюдение уроков с использованием дидактических игр, пронаблюдать активность детей.
  2. Провести анкетирование учащихся с целью выявления отношения детей к игре.

Методы работы: изучение литературы, обобщение, анализ, систематизация, сравнение, наблюдение, анкетирование, беседа, изучение работ учащихся, формирующий эксперимент.

1. Дидактическая игра как средство активизация мышления

учащихся на уроках начальной математики

1.1. Мышление

К сожалению, в настоящее время нет единого подхода к трактовке понятия мышления, к объяснению механизмов, которые им управляют. Вот некоторые из многочисленных определений.

Мышление - психический процесс, благодаря которому человек отображает существенные признаки и связи предметов и явлений окружающей действительности, постигает закономерности развития мира, предвидит будущее и действует целенаправленно и планомерно.

Мышление - это опосредованное познание (или отражение) действительности. Наиболее существенной особенностью процесса мышления является то, что человек выходит за пределы своего непосредственного опыта, т.е. мышление не только опосредованное, но и обобщенное познание окружающего мира.

1.1.1. Виды мышления

Мышление бывает:

  • Теоретическое: понятийное, образное;
  • Практическое: наглядно-образное, наглядно-действенное.

Из многочисленных разновидностей мышления наиболее актуально рассмотрение мышления практического (процесс мышления, совершающийся в ходе практической деятельности), являющегося основой для формирования теоретического.

У практического интеллекта (мышления), кроме связанной с этим названием способности решать практические задачи, есть и другие атрибуты  здравый смысл, смекалка, интуиция, «золотые руки». Долгое время развитием этих сторон интеллекта ребенка школа относительно пренебрегала или сводила их главным образом к приобретению учениками элементарных трудовых умений, навыков, относящихся к малоквалифицированной работе. В условиях рыночных отношений и самостоятельной экономической деятельности людей значение практического интеллекта особенно возрастает, так как каждому человеку необходимо вести расчетливый продуманный образ жизни.

Наглядно-образное - вид мышления, который осуществляется на основе преобразований образов восприятия в образы представления, дальнейшего изменения, преобразования и обобщения предметного содержания представления, формирующих отражения реальности в образно- концептуальной форме.

Наглядно-действенное - один из видов мышления, характеризующийся тем, что решение задачи осуществляется с помощью реального, физического преобразования ситуации, опробования свойств объектов. У ребенка образует первую степень развития мышления, у взрослого сосуществует с наглядно - образным и словесно - логическим мышлением.

Теоретическое мышление — вид мышления, основанный на выделении и анализе основного исходного противоречия исследуемой ситуации или решаемой задачи, т.е. на выяснении сущности объекта как всеобщего закона его развития. Этому мышлению свойственен анализ как способ выявления генетически исходной основы некоторого целого. Для него характерна рефлексия, благодаря которой человек раскрывает внутренние взаимоотношения мыслительных действий.

В начальной школе продолжается формирование познавательных процессов и прежде всего мышления. У младших школьников продолжается соединение мысли со словом, в результате чего образуется внутренняя речь как основное средство регуляции других познавательных процессов.

Возникает теоретическое мышление. Наряду с этим идет активный процесс формирования научных понятий, содержащих в себе основу научного мировоззрения человека в рамках наук, которые изучаются ч школе. Приобретают более конкретные формы умственные действия и операции с понятиями, опирающиеся на логику рассуждений и отличающие словесно- логическое, абстрактное мышление от наглядно-действенного и наглядно- образного.

Венцом развития теоретического мышления является творческое - один из видов мышления, характеризующийся создание субъективно или объективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию.

Развитие мышления зависит от профессии, от чего ученые признают существование так называемого профессионального мышления - вид мышления, формирующийся и проявляющийся при решении специфических и профессиональных задач. В зависимости от профессии формируются его разновидности: педагогическое, техническое, математическое.

Педагогическое мышление - это обобщенное и опосредованное отражение различных проявлений педагогической деятельности. Проявляется оно в способности решать постоянно возникающие педагогические задачи и противоречия. Умение видеть, понимать, анализировать, сравнивать, моделировать, прогнозировать явления педагогической действительности, т.е. воспитательные отношения в ситуациях, процессах и системах, - есть показатель педагогического мышления. Его объектом является непременно человек, в частности, наш воспитанник, его связи и отношения с другими людьми, предметами, действиями, направленными на его развитие.

С развитием математики как науки и методики преподавания математики изменилось содержание, которое вкладывалось в понятие «математическое мышление», существенно возросла роль проблемы развития мышления в процессе обучения математике.

Математическое мышление является одним из важнейших компонентов процесса познавательной деятельности учащихся, без целенаправленного развития которого невозможно достичь высоких результатов в освоении школьниками системных математических знаний, умений и навыков.

Формирование математического мышления школьников предполагает целенаправленное развитие всех качеств, присущих естественно - научному мышлению, комплекса мыслительных умений, лежащих в основе методов научного познания, в органическом единстве с формами появления мышления, характеризующихся спецификой предмета математики.

Выделяются следующие признаки математического мышления (по Темербековой А.А.):

  • доминирование логической схемы рассуждения;
  • локализм мышления: предельная скупость, суровая строгость мысли и её изложения;
  • чёткая расчётливость хода рассуждения;
  • точность символики.

Таким образом, относительно независимо друг от друга могут развиваться, например, теоретическое и практическое мышление. Теоретическое мышление человека с успехом совмещается в процессе занятий научной деятельностью, так как именно там возникают и решаются задачи, которые относятся к разделу теоретических. Практическое мышление связано с решением повседневных, жизненных задач, и, следовательно, этот вид мышления может лучше всего развиваться в практической деятельности. Наглядно-действенное мышление может развиваться само по себе и вместе с другими кинетически следующими друг за другом видами мышления.

1.1.2. Критерии развития мышления

В практическом аспекте развитие интеллекта традиционно рассматривается в трёх направлениях: филогенетическом - предлагает изучение того, что мышление человека развивалось и совершенствовалось в истории человечества; онтогенетическом - включает исследования процессов и выделение этапов развития мышления на протяжении жизни одного человека с рождения до смерти; экспериментальном - подход к решению этой проблемы ориентирован на анализ процессов развития мышления в особых искусственно созданных (экспериментальных) условиях.

Формирование мышления — это появление и постепенное совершенствование у человека его основных видов мышления. Под развитием соответственно, понимается процесс дальнейшего совершенствования уже сформировавшегося мышления. Вместе с тем, развитие мышления означает переход человека на более высокий уровень общего или специального интеллектуального развития по сравнению с тем уровнем, на котором он раньше находился.

Критерии развития мышления - показатели (существенные признаки), свидетельствующие о достижении того или иного уровня развития мышления учащегося. Уровень - это степень развития мышления, некоторые результаты развития; критерий - измеритель уровня. И.Н.Поспелов и Н.Н. Поспелов выделяют 8 критериев развития мышления:

  1. Степень осознанности операций и приемов мыслительной деятельности.
  2. Степень владения операциями и приемами мыслительной деятельности, умения производить рациональные действия по применению их в учебном и внеучебном познавательных процессах.
  3. Степень умения осуществлять перенос осознания операции и приемов мышления, а также навыков пользования ими в другой ситуации.
  4. Степень сформированности различных видов мышления, а также состояния мышления в процессе перерастания одного вида в другой.
  5. Величина тезауруса, т.е. запаса знаний, их системность, а также появление новых способов приобретения знаний.
  6. Состояние и возрастающая динамичность различных качеств ума: самостоятельности, глубины, критичности, гибкости, последовательности.
  7. Степень умения творчески решать задачи, ориентироваться в новых условиях, быть оперативным в действиях.
  8. Способность учащегося использовать логические суждения в учебной деятельности.

Наиболее важные критерии развития мышления - три первых, они неразрывно связаны друг с другом, представляя собой единой целое: от них зависят и другие критерии.

1.1.3. Активизация мышления

Для стимуляции процесса обучения школьников следует активизировать их мышление. Рассмотрим понятие активизации.

Понятие «активизации» основывается на одном из основных принципов дидактики - активности в обучении - это дидактический принцип, требующий от учителя таких методов и форм организации процесса обучения, которые способствовали бы восприятию у учащихся инициативности и самостоятельности, прочному и глубокому усвоению знаний, выработке необходимых умений, навыков, формированию и развитию у них способностей.

Активизация процесса обучения - совершенствование методов и организационных форм учебной деятельности, обеспечивающее активную и самостоятельную теоретическую и практическую деятельность учащихся во всех звеньях образовательного процесса. Активизация процесса обучения предполагает теснейшую связь усвоения знаний с применением их к решению задач, требующих от учащихся инициативы, активности, настойчивости, самостоятельности мышления и т.д.

Самым общим определением активизации учебно-познавательной деятельности можно считать следующее: это процесс, направленный на совместную усиленную учебно-познавательную деятельность учителя и учащихся, на побуждение к ее энергетическому целенаправленному осуществлению, на преодоление инерции, пассивных и стереотипных форм преподавания и учения.

В теории и практике обучения проблема активизации чаще всего ранее рассматривалась как средство повышения эффективности содержания обучения, методов обучения и форм организации. Активизация познавательной деятельности всех участников работы класса обеспечивается тем, что эта форма обучения является средством создания трех типов условий:

  1. обеспечивается формирование мотивации и познавательной потребности в конкретной деятельности;
  2. стимулируется познавательный интерес, и отрабатываются умения по планированию самоорганизации и самоконтролю педагогической деятельности;
  3. осуществляется индивидуальный подход по отношению к каждому участнику, отслеживаются позитивные результаты учебно- познавательной деятельности каждого ученика.

При соблюдении перечисленных условий и их динамического взаимодействия, по мнению Т.И. Шамановой, достигается активизация познавательной деятельности мышления в целом. Однако активизация деятельности учащихся не может рассматриваться в современных условиях развития школы лишь как процесс активизации своей деятельности самим учеником.

Таким образом, активизация учебно-познавательной деятельности способствует совершенствованию всего учебного процесса, ситуации, когда учитель отыскивает более совершенные пути своей работы, опирающиеся на замыслы учеников, на их стремления к творческой деятельности. В процессе активизации формируются ценнейшие свойства личности ученика, его активный отклик на окружающее, его творческие умения. Активизация учения способствует сложению сил учителя и учащихся, взаимному обогащению их интенсивной деятельности удовлетворяющей обе стороны.

Активизация мыслительного процесса может быть осуществлена через использования комплексного применения методов проблемного и развивающего обучения, эвристической беседы, ролевых игр, тренингов, методики отсроченной оценки, индивидуализации, дифференциации обучения, метода познавательных игр и.т.д.

Немаловажную роль в активизации мыслительных действий играют также и нетрадиционные формы проведения уроков математики. Вот что об этом думает Д.М. Дубровская: «Годами вырабатывалось убеждение, что приемы преподавания, формы уроков могут и должны быть разнообразными, а основные задачи преподавания большинство педагогов сводят к следующим:

  • заинтересовать учеником своим предметом, удивить их, сделать так, чтобы они хотели его знать;
  • дать учащимся знания по предмету и убедить их, что эти знания они хорошо усвоили;
  • научить учащихся самостоятельно добывать знания, умело излагать свои мысли.

Решать эти задачи помогают разнообразные формы организации работы учащихся на уроке, дифференцированный подход, использование разнообразных методов обучения. Одним из таких методов является метод дидактической игры.

1.2 Игра как метод обучения

1.2.1. Методы обучения

Термин «метод» происходит от греческого слова «methodos», что означает путь, способ продвижения к истине, к ожидаемому результату. В педагогической практике под методом, по традиции, принято понимать упорядоченный способ деятельности по достижению учебно-воспитательных целей. При этом отмечают, что способы учебной деятельности учителя и способы учебной деятельности учащихся связаны между собой и находятся во взаимосвязи.

Метод обучения характеризуется тремя признаками. Он обозначает цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия субъектов обучения. Следовательно, понятие метода отражает:

  • способы обучающей работы учителя и способы учебной работы учащихся в их взаимосвязи.
  • специфику их работы по достижению различных целей обучения.

Таким образом, считается, что методы обучения — это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения, т.е. дидактических задач.

Метод можно отнести к логической форме норматива и определить его как конструируемую с целью реализации в конкретных формах учебной работы модель (единой) деятельности преподавателя, представленной в нормативном плане и направленной на передачу обучающимся и усвоение ими определенной части содержания образования. И.П. Подласый к практическим методам относит дидактические игры. Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. С мотивацией деятельности теснейшим образом связано ее стимулирование. Стимулировать — значит побуждать, давать толчок, импульс к мысли, чувству и действию. В целях подкрепления и усилия воздействия на личность школьника тех или иных факторов применяются различные методы стимулирования, среди которых наиболее распространенными являются соревнование, познавательная игра, поощрение, наказание и др.

1.2.2. Игра как один из методов обучения

По мнению И.П. Подласого метод познавательных игр имеет длительную историю. Он применялся уже в древних дидактических системах. В очередной раз интерес к нему обострился в середине 80-х годов, когда в школу начали проникать мощные ЭВМ, позволяющие моделировать сложные ситуации. Обучающие игровые программы в комплексе с техническими средствами эффективно решают проблемы возбуждения и поддержки интереса к учению добывания знаний за счет собственных усилий, в процессе увлекательного соревнования с машиной, оперативного контроля и коррекции качества обучения.

Главное назначение данного метода, по мнению И.П. Подласого, - стимулировать познавательный процесс. Такие стимулы учащиеся получают в игре, где они выступают активным преобразователем действительности.

И.П. Подласый видел симуляционные игры (т.е. способствующие воспроизведению определенного качества), а так же такие разновидности игрового метода, как инсценизация и генерация идей. С помощью симуляционных игр учащиеся приобщаются к всестороннему анализу проблем, выступающих ранее в качестве действительных. Предлагается, например, воспроизвести заседание парламента, сравнивая свои действия и выводы с действиями депутата. Это помогает учащимся обнаружить и понять мотивы принятия тех или иных законопроектов.

Г.М. Коджаспирова выделяет такие методы как: деловая игра, драматизация и театрализация, игровое проектирование, психотехнические игры и тренинги, ОДИ (организационно-деловые игры), ОМИ (организационно-мыслительные игры) и т.д

В большинстве игр целесообразно вносить элементы соревнования, что повышает активность детей в процессе обучения. Для проведения соревнования учитель разными способами отмечает дружную работу команд.

1.2.3. Виды игр

Одна из первых попыток провести систематизацию детских игр принадлежит Ф. Фребелю. Согласно одному из ее вариантов, все игры следует делить на:

  • физические игры, развивающие силу и ловкость;
  • игры, связанные с внешними чувствами, упражняющие слух, зрение;
  • умственные игры, требующие обдумывания и суждения.

К.Бюлер назвал 2 рода игр:

  1. «Экспериментирование в игре»: подвижные игры, а также «аффективные игры» (прятки, жмурки). В них ребенок имеет дело с самим собой или с товарищами.
  2. «Общественные игры»: борьба, подражание.

П.П. Блонский подразделяет игры на мнимые, строительные, подражательные, подвижные, интеллектуальные и игры - драматизации. Однако, уточнение, специфическое содержание, каждого из названных видов, приводит автора к выводу, что все, называемое нами игрой, в сущности, есть проявление строительного и драматического искусства ребенка.

Игра предметная - детская игра с окружающими предметами, используемые в такой игре, ребенок учится владеть, использовать их по прямому назначению.

Игра ролевая - совместная групповая игра, в которой дети берут на себя различные социальные роли ( матери, врача, и т.д.) в специально создаваемых или сюжетных условиях.

Игра символическая - игра, в которой реальность воспроизводится в виде символов, знаков, а действия выполняются в абстрактной символической форме.

Игра сюжетная - игра, в которой ребенок воспроизводит сюжеты из реальной жизни людей, рассказов, сказок.

Игры компьютерные дидактические и развивающие — игровые программы для ПК, имеющие обучающий и развивающий характер.

В зависимости от того, какие материалы используются в дидактических играх, они делятся на предметные (лото, домино и др.), предметно - словесные и словесные.

Одним из современных видов игр для обучения (наряду с компьютерными играми) являются программированные дидактические игры. В них действие протекает при использовании элементарной техники - при ответе на вопрос обратная информация появляется посредством светового или звукового сигналов.

Определение места дидактической игры в структуре урока зависит от правильного понимания учителем функций дидактических игр и классификаций. В первую очередь коллективные игры в классе надо разделять по дидактическим задачам урока. Это, прежде всего игры обучающие, контролирующие, обобщающие.

Обучающей будет игра, если учащиеся, участвуя в ней, приобретают новые знания, умения и навыки или вынуждены приобрести их в процессе подготовки к игре.

Контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний.

Обобщающие игры требуют интеграции знаний. Они способствуют установлению межпредметных связей, направлены на приобретение умений действовать в различных ситуациях.

В игровых занятиях реализуются идеи сотрудничества, соревнования, самоуправления, воспитания через коллектив, воспитание ответственности каждого за учебу и дисциплину в классе, а главное - обучение математике.

Дидактические игры часто бывают связаны с определенными сюжетами. Сюжеты довольно просты, рассчитаны на детское воображение. «Борьба за цифру», «Таблицу знаю» и др.

В ряде игр сюжет связан с путешествиями «Полет в космос» и др.

Сюжет героического поиска, романтики путешествий в этих играх питают воображение школьников.

Соревнования усиливают эмоциональный характер игр. Лучше, если это будет командное соревнование, чтобы дети не только сами стремились хорошо выполнять задания, но и побуждали к этому товарищей, помогая им.

Существуют так называемые деловые игры, в процессе которых на основе игрового замысла моделируется идеальная обстановка, в которой выполняются конкретные действия, выбирается оптимальный вариант решения задачи и имитируется его реализация в практической жизни. Примерами таких игр могут быть игры пресс-конференции и т.п.

1.2.4. Требование к игре.

Подбирая игры к уроку, важно учесть уровень сложности и в то же время доступность детям. Во время игры дети должны быть внимательными, не мешать друг другу, быть достаточно активными. При организации игры нужно опираться на опыт и знания детей, ставить перед ними конкретные задачи, четко объяснять правила, постепенно усложняя задачу. Игра должна органически вытекать из логики учебно-воспитательного процесса, а не быть к нему искусственно привязана; должна иметь интересное, привлекательное название; содержать действительно игровые элементы; иметь обязательные правила, которые нельзя нарушать; содержать считалки, рифмы, стихи. Учитель, готовясь к игре, отрепетирует свои движения, позы, слова. Постарается сделать их красивыми, интересными, неожиданными. Если после игры дети не смеются, не чувствуют удовольствия, ее нужно считать неудавшейся.

Во время дидактических игр важным элементом является дисциплина. По мнению некоторых учителей, урок математики считается идеальным с точки зрения дисциплины, если школьники сосредоточены, внимательны, в меру активны, занимаются только индивидуальной самостоятельной работой. Они могут высказывать свое мнение или вносить предложения только при поднятии руки и при разрешении учителя. Соглашусь с мнением большинства, что без проявления эмоций нет игры, поэтому на уроках, где используется дидактическая игра, возможны и смех и высказывания вслух

1.2.5. Методика подготовки и проведения игры

Начиная подготовку к игре, следует в первую очередь решить для себя важнейшие вопросы:

  • какова ее дидактическая цель;
  • какие умения и навыки будут формироваться в процессе игры;
  • как организовать деятельность детей (соревнование отдельных участников, команд, классов);
  • как подводить итоги.

Важнейшими этапами игры служат ее планирование и подготовка сценария, в котором детально проработано, как конкретно разыграть идею или ситуацию. Организуя игры необходимо:

Выбрать конкретную тему и подобрать материал, который будет использован во время игры.

     1.Наметить роли учеников.

     2.Предусмотреть необходимый «реквизит», справочные материалы и т.д.

       3.Продумать, какими будут правила игры, как познакомить с ними детей в минимально короткий срок, можно ли будет их изменить в целях активизации класса.

       4.Обдумать, как начать и когда закончить разыгрывание ситуации.

      5.Решить, как использовать результаты игры.

Игры могут иметь разную продолжительность и проходить на разных этапах урока. Для создания игровой атмосферы необходимо помнить о некоторых важных моментах:

  • исключить порицание и критику во время игры. Обстановка во время игры должна быть доброжелательной, спокойной;
  • учитель должен играть как бы двойную роль: с одной стороны, достаточно часто непосредственно вступать в игру вместе с учениками, исполнять свою роль, а с другой стороны, оставаться объективным

наблюдателем того, что происходит, и нести ответственность за развитие процесса взаимодействия.

     Учитель определяет выбор разыгрываемых ситуаций и их сложность, ориентируясь на возраст     обучаемых, их организаторские способности и уровень познавательных возможностей.

1.2.6. Дидактическая игра как способ активизации младших школьников.

     Некоторые ученые метод дидактических игр относят к практическим методам обучения,    другие же выделяют их в особую группу. В пользу выделения метода дидактических игр в особую группу говорит, во-первых, то, что они выходят за пределы наглядных, словесных и практических, вбирая в себя их элементы, а во-вторых, то, что они имеют особенности, присущие только им.

      Дидактическая игра — это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Главное отличие игры от другой деятельности заключается в том, что ее предмет — сама человеческая деятельность. В дидактической игре основным типом деятельности является учебная деятельность, которая вплетается в игровую и приобретает черты совместной игровой учебной деятельности.

Дидактическая игра — это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый ученик и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш.

Игру, организованную в целях обучения, можно назвать учебной игрой. Ее основными структурными компонентами являются:

  • игровой замысел;
  •  совместная деятельность участников игры;
  •  правила игры;
  •  игровые действия;
  •  познавательное содержание или дидактические задачи;
  •  оборудование;
  •  результат игры.

Технология дидактической игры — это конкретная технология проблемного обучения. При этом игровая учебная деятельность обладает важным свойством: в ней познавательная деятельность учеников представляет собой самодвижение, поскольку информация не поступает извне, а является внутренним продуктом, результатом самой деятельности.

Полученная таким образом информация порождает новую, которая, в свою очередь, влечет за собой следующее звено, пока не будет достигнут конечный результат обучения.

          Общая структура дидактической игры содержит компоненты:

  • мотивационный: потребности, мотивы, интересы, определяющие желание детей принимать участие в игре;
  • ориентировочный: выбор средств игровой деятельности;
  • исполнительный: действия, позволяющие реализовать

                 поставленную игровую цель;

  • контрольно-оценочный: коррекция и стимулирование активности

                 игровой деятельности.

Дидактическая игра как метод обучения содержит в себе большие потенциальные возможности активизации процесса обучения. Вместе с тем школьная практика и результаты проведенных экспериментов показали, что дидактические игры могут сыграть в обучении положительную роль только тогда, когда они используются как фактор, обобщающий широкий арсенал традиционных методов, а не как их заменитель.

Для того, чтобы заинтересовать детей к изучению нового материала, привлечь их внимание можно, и нужно провести дидактическую игру.

Роль и место дидактических игр в процессе обучения математике

Дидактические игры широко используются как средство обучения, воспитания и развития. Основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому материалу, игровым действиям, которые как бы автоматически ведут учебный процесс, направляя активность детей в определенное русло.

Возьмем к примеру известную игру «Морской бой». Даже в этой элементарной игре развиваются внимание, наблюдательность, сообразительность.

Дидактическую игру следует отличать от игры вообще и игровой формы занятий, хотя это деление условно. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают, как средство побуждения, стимулирования учащихся к математической деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:

  • дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
  •  учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве средства игры;
  •  в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
  •  успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.

Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьезным» учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету.

Глава 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1 Организация исследования

Цель дипломной работы: выяснить значение дидактических игр для развития познавательного интереса учащихся младших классов.

Задачи:

        1) Изучить литературу по данной теме, в том числе материалы педагогических периодических изданий;

         2)  Разработать и провести уроки с использованием игр, осуществляя наблюдения за изменением уровня познавательного интереса учащихся;

         3)  Провести беседу с педагогами и анкетирование детей, выясняя их отношение к использованию игр на уроках математики.

   4)   Установить влияние использования дидактических игр на развитие познавательного интереса учащихся.

Гипотеза: использование дидактических игр на уроках математики начальной школы способствует развитию познавательного интереса учащихся.

Объект исследования: активизация мыслительного деятельности учащихся.

Предмет исследования - использование дидактических игр и упражнений как средство активизации мышления учащихся.

Методы исследования: изучение литературы, обобщение, систематизация, наблюдение, беседа, анкетирование.

Исследовательскую работу проводили по таким этапам:

І этап (сентябрь 2012 - декабрь 2012)  - выбор и формулировка темы исследования, определение проблемы, темы, цели, выдвижение гипотезы, объекта и предмета, задач и методов исследования, изучение психолого-педагогической и методической литературы по данной проблеме;

ІІ этап (январь – февраль 2012) - определение базы исследовательской работы, проведение опытно-экспериментальной работы, апробирование результатов исследования, анализ литературы по теме исследования, оформление теоретической части.

ІІІ этап (март  - апрель 2012) - анализ, обобщение результатов исследования, составление рекомендаций и оформление дипломной работы.

Научная новизна:

  • конкретизированы этапы развития мышления младших школьников к математике;
  • выявлены особенности использования дидактических игр в активизации мыслительной деятельности младших школьников;
  • выявлена роль дидактических игр в активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики.

Теоретическая значимость исследования:

Изучена, систематизирована имеющаяся литература по данной проблеме.

Доказана необходимость использования дидактических игр для активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики.

Выявлены особенности использования дидактических игр для активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики.

Практическая значимость:

1. Приведен в систему накопленный опыт работы учителей по использованию дидактических игр в процессе обучения математике в начальных классах.

2. Составлен и апробирован комплекс дидактических игр для активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики.

3. Доказана эффективность включения игр  в активизации мыслительной деятельности младшего школьника на уроках математики.

Достоверность результатов исследования  определяется анализом теоретического и экспериментального материала методом математической обработки.

Апробирование результатов исследования осуществлялось в форме выступления с докладом на тему: "Актуальные проблемы методики обучения математике в начальных классах" на научно-практической конференции методического объединения школы.

2.2. Анализ результатов исследования

Исследовательская работа была проведена на базе Муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья   специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида  г. Сосновки Кировской области

Количество участников: 3 класс (12 человек), 4 класс (6 человек).

Учитель: Нигаматуллина Зинаида Шарифуловна  4 класс (12 человек).

Учитель: Кугурушева Сания Ганзафаровна 4 класс (6 человек)

  1. Для проведения беседы с педагогами были составлены вопросы,

(см. приложение 1)

На основании полученных ответов (см. Приложение 2), обобщая анализ беседы, можно сделать вывод, что учителя начальной школы дидактическую игру активно используют в качестве средства развития познавательного интереса детей, что подтверждает истинность гипотезы.  Было проведено анкетирование среди учащихся третьего и четвёртого  классов, анкета составлена из вопросов с вариантами ответов (см. Приложение 3)

 Результаты анкетирования представлены в следующих диаграммах (см.Приложени 4).

                        Выводы по результатам анкетирования:

  1. На уроках математики в третьем и четвёртом классах  проводятся

     игры.

        2)        100% учащимся четвёртого  класса нравятся игры на уроках математики, а учащимся третьего класса нравятся в 60% и не всегда 40%. Ни один учащийся не ответил отрицательно.

        3)        Большинству учащихся четвёртого класса  нравятся игры на весь урок (83%), учащиеся третьего класса предпочитают игры на часть урока (70%).

        4)        Учащиеся четвёртого  класса выбирают игру при повторении изученного (41%) или при изучении нового материала (34%) и при устной работе(25%), а третьеклассники считают игру хорошим стимулом при устной работе (60%) и при повторении изученного материала (40%).

        5)        учащиеся четвёртого класса, находящиеся в процессе освоения   нового материала, выбирают игры в одиночку (67%), а большинство учащихся третьего класса- (90%) предпочитают командные игры.

        6)        50% учащихся четвёртого класса и 90% учащихся третьего класса считают, что игра помогает им лучше понять материал.

        7)        Учащиеся четвёртого класса  (100%) выполняют задания во время игры с большим желанием, чем на обычном уроке, лишь у 10% учащихся третьего класса нет желания выполнять задания.

Таким образом, для большинства детей игра - это помощница в овладении

знаниями, то есть игра помогает развитию познавательного интереса. Игра

помогает сделать, процесс обучения занимательным, помогает сплочению

 коллектива и повышению качества обучения.

  1. В процессе проведения уроков математики, автор наблюдал за шестью учениками первого класса.
  2.  Результаты наблюдений представлены в таблице.

Таблица наблюдения за учащимися четвёртого  класса:

Ф. И. учащегося

Внимательно

Поднимали

Сами

Нарушения

  дисципли

     ны

п/п

слушали

руки,

   задавали

отвечали на

   вопросы по

   вопросы

  теме

1

2

3

4

1

2

3

4

1        

2

3

4

1

2

3

4

1

Белявская Мария

-

+

+

+

-

+

-

+

-

+

-

+

-

-

+

-

2

Тюрин Дмитрий

+

+

-

+

-

-

-

+

-

+

-

+

-

-

-

-

3

Мухаметшина Рамзия

-

+

-

+

-

+

-

-

-

+

-

+

-

-

-

-

4

Нурахметов Нияз

-

+

+

+

-

+

+

+

-

+

-

+

-

-

-

-

5

Вишняков Олег

+

+

+

+

-

+

+

+

-

+

-

+

-

+

+

-

6.

Потеряхина Екатерина

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

-

+

+

+

        

         1        урок - Сложение вида 23 + 4,   23 + 40 (без использования игры);

        2        урок - Вычитание вида 30 - 6 с игрой «Полет на луну» (см. приложение 5)

        3        урок - Вычитание вида 24-7 (без использования игры);

        4        урок - Обобщающий по теме «Сложение и вычитание в пределах 100» игра «Путешествие по стране математике» (см. приложение 6)

Результаты наблюдения представлены в диаграмме (см.приложение 7).

Выводы по результатам наблюдения

  1. 100% учащихся на уроках математики с использованием игры

 внимательно слушали и сами задавали вопросы по теме.

  1. 80% учащихся поднимали руки и отвечали на вопросы на уроках

математики с использованием игры.

  1. Нарушения дисциплины на уроках математики с использованием игры

33% и 17%

По результатам наблюдения можно сделать вывод, что использование элементов игры, соревнования, несложных наглядных пособий на уроках математики делают учебный процесс более интересным, дети чаще проявляют активность, находчивость, сообразительность и добиваются порой самых высоких для себя результатов.

Сформулированная гипотеза: использование дидактических игр на уроках математики в начальной школе способствует развитию мыслительной деятельности учащихся, верна. Включение дидактических игр в процессе обучения повышает интерес детей к предмету, то есть игра служит средством, способствующим возникновению и развитию мыслительной деятельности. Цель и соответствующие задачи, сформулированные в дипломной работе, реализованы.

Ценность и значимость игры еще и в том, что в ней объединяются и развиваются все формы человеческой активности - физической и интеллектуальной, творческой и репродуктивной. И поэтому педагогам следует стремиться к использованию дидактических игр на уроках для успешного решения образовательных и воспитательных задач.

Вывод по результатам исследования.

Изучив теоретический материал, познакомившись с опытом работы педагогов и проведя исследовательскую работу, можно сделать вывод о том, что сформулированная гипотеза: использование дидактических игр на уроках математики в начальной школе способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, верна. Включение дидактических игр в процессе обучения повышает интерес детей к предмету, то есть игра служит средством, способствующим возникновению и развитию мышления. Цель и соответствующие задачи, сформулированные в дипломной работе, реализованы.

Ценность и значимость игры еще и в том, что в ней объединяются и развиваются все формы человеческой активности - физической и интеллектуальной, творческой и репродуктивной. И поэтому педагогам следует стремиться к использованию дидактических игр на уроках для успешного решения образовательных и воспитательных задач.

Итак, игра является  средством первоначального обучения, усвоения детьми "науки до науки". В игре дети отражают окружающую жизнь и познают те или иные доступные их восприятию и пониманию факты, явления. Используя игру как средство ознакомления с окружающим миром, педагог имеет возможность направить внимание детей на те явления, которые ценны для расширения круга представлений. И вместе с тем он питает интерес детей, развивает любознательность, потребность и сознание необходимости усвоения знаний для обогащения содержания игры, а через игру, в процессе игры формирует умение распоряжаться знаниями в различных условиях. Руководя игрой, педагог воспитывает активное стремление делать что-то, узнавать искать, проявлять усилие, и находить, обогащает духовный мир детей. А это все содействует умственному и общему развитию. Этой цели и служат дидактические игры.

Дидактическая игра как феномен культуры обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает, дает отдых, и она же пародирует, иронизирует, смеется, публично демонстрирует относительность социальных статусов и положений. С самых ранних начал цивилизации игра стала контрольным мерилом проявления всех важнейших черт личности.

Основным в дидактической игре на уроках математики является обучение математике. Игровые ситуации лишь активизируют деятельность учащихся, делают восприятие более активным эмоциональным, творческим.

Поэтому использование дидактических игр дает наибольший эффект в классах, где преобладают ученики с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к предмету, для которых математика кажется скучной и сухой наукой.

Создание игровых ситуаций на уроках математики повышает интерес к математике, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощь.

Систематическое использование дидактических игр на разных этапах изучения различного по характеру математического материала является эффективным средством активизации учебной деятельности школьников, положительно влияющим на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся, развитие умственной деятельности. Словом дидактические игры заслуживают право дополнить традиционные формы обучения и воспитания школьников.

Итак, мной был проведен эксперимент, главной целью которого было выяснение, как дидактические игры развивают мышление учащихся.

Экспериментальная работа состоит из 3 этапов:

  • констатирующий этап
  • формирующий этап
  • контрольный этап

Каждый из этапов имели свои цели.

Целями констатирующего этапа эксперимента явились:

  • Выявить пробелы в знаниях младших школьников;
  • Выявить, насколько учащиеся смогут самостоятельно решить задачи.

При проведении констатирующего этапа эксперимента младшим школьникам предложена была следующая работа:

Иванушке 5 лет, он младше Аленушки на 4 года. Сколько лет Аленушке?

"Одуванчик".

Жил-был на свете грустный одуванчик. Грустил он оттого, что лепестки у него опали, а пушинки, как у других, никак не вырастали. Мы можем помочь.

После решения примеров пушинки вставляются в прорези - получается пушистая голова одуванчика.

☼ 7 + 3 - ☼ 23 + 2

☼ 2 - 2 - ☼ 13 - 2

☼ 5 + 5 - ☼ 15 + 6

☼ 4 - 1 - ☼ 17 + 2

Поведет Ивана-царевича волшебный клубочек, но до него нужно добраться по лабиринту чисел (по возрастанию).

38 + 2         65 + 5         28 + 2

46 - 4          87 - 3          39 - 6

46 + 40       87 + 10        39 + 30

82 + 8         56 + 6          76 + 4

100 - 20      50 + 30        90 - 40

75 - 5          91 - 90          83 - 3

59 - 30        36 - 2            49 - 3

59 - 3          36 - 20          49 - 30

Текст письменной работы составили по учебнику, рассмотрим результаты констатирующего этапа исследования. Работу выполняли учащиеся третьего класса, их было 6.

По результатам письменной работы ученики получили оценки:

"5" - 2 ученика - 17%

"4" - 1 ученик - 16,6%

"3" - 2 ученика - 33,3%

"2" - 1 ученик - 16,6%

Только 2 из учеников смогли решить задания правильно без ошибок. По результатам констатирующего этапа эксперимента заметно, что ученики слабо решают задания, они не достаточно подготовлены.

На формирующем этапе проводим дидактические игры для развития интереса, активности, мыслительной деятельности.

Игра может иметь место на различных этапах урока: в его начале - для концентрации внимания, в середине - для небольшой разрядки, в конце - для повторения. Игры могут быть различными как по содержанию предлагаемого материала, так и по форме их проведения: игры-соревнования, игры - математические бои, игры-эстафеты, лото, кроссворды.

Дидактические игры вызывают у детей живой интерес к процессу познания, и помогают им усвоить любой учебный материал.

Фрагмент 1.

Тема: Сложение и вычитание двузначных чисел в пределах 100.

Цели:

1. Образовательная: закрепить навыки сложения и вычитания двузначных чисел без перехода через десяток в пределах 100.

2.Развивающая:  развивать умение решать задачи изученных видов, навыки логического мышления.

3. Воспитательная: пробуждать интерес к предмету через дидактическую игру, логические задания.

Оборудование: рисунки с изображением Иван - Царевича, Змея Горыныча, Кощея; карточки с числами и буквами, орнамент из цифр для каллиграфической минутки, листки с примерами для групповой работы.

Устный счёт.

В некотором царстве, в Тридевятом государстве жили-были Иван-Царевич и Василиса Прекрасная. Однажды Василиса исчезла. Иван-Царевич потужил, погоревал и отправился на поиски. Но куда идти, где искать? Кто похитил Василису? Мы узнаем, выполнив первое задание.

  1. Найдите “лишнее" число; расположите числа в порядке убывания. Теперь перевернём карточки. Что получилось?

35

73

33

40

13

23

Ответ:  73 35 33 23 13

                 (КОЩЕЙ)

Иван-Царевич отправился в путь. Но его уже поджидает Змей Горыныч, посланный Кощеем. Кто сразится со Змеем? Нужно победить все три головы Змея.

2) Индивидуальное задание у доски (3 человека).

                                               

25 + 15             43 + 2              33 + 8

40 – 40              64 - 6               52 - 7

27 - 20               12 - 6               45 - 5

20 + 30              21 + 9              18 + 2

Поведет Ивана-Царевича волшебный клубочек.

3) Волшебный клубочек привёл Ивана-Царевича на распутье. На придорожном камне надпись: “Верная дорога та, где ответ не самый большой и не самый маленький”. По какой дороге идти Ивану?

4) а) А на дороге числа записаны рядами. Найдите закономерность, продолжите ряды чисел:

20, 17, 14, …, …, …, …

2, 4, 7, 11, …, …, …, …

б) Проверка индивидуального задания.

Ребята победили Змея Горыныча. Он охранял сундук, в котором находился меч для Ивана-Царевича. Но сундук крепко заперт тремя замками. А замки не простые - на каждом пример. Что скажете?

Замки откроются, если мы исправим ошибки, сделаем их невидимками. Стирать ничего нельзя, можно дописывать числа и знаки действия.

46=50 28+1=30 64>70

4+46=50 1+28+1=30 64>70-7 и др. числа до 70

46=50-4 28+1=30-1 любое число >6+64>70

Итак, меч в руках Ивана, путь в царство Кощея свободен!

Активность - (от латинского actives - деятельный) - деятельное отношение к миру, способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения исторического опыта человечества проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общения. Формируется под воздействием среды и воспитания.

Познавательная активность - деятельное состояние личности, которая характеризуется стремлением к учению, умственному напряжению и проявлению волевых усилий в процессе овладения знаниями. Физиологические основы познавательной активности является рассогласование между сегодняшней ситуацией и прошлым опытом. Различают 3 уровня познавательной активности - воспроизводящая, интерпретирующая, творческая.

Активная мыслительная деятельность всегда связана с решением определённого задания. Мыслить человек начинает, если у него возникла потребность что-то понять, что-то осуществить. Мышление начинается с проблемы или вопроса, удивления противоречия. Проблемной ситуацией определяется привлечение личности к мыслительному процессу, который всегда направлен на решение некоторой задачи.

Основой познавательной активности является:

1.Адаптация, приспособление детской психологии к созданным на уроке условиям.

2. Стимулирование учебной деятельности учащихся.

3.Преодоление противоречий между познавательными и практическими заданиями, выдвигаемыми ходом обучения.

Некоторые ученые определяют процесс познавательной активности младших школьников как целенаправленную деятельность, ориентированную на становление субъективных характеристик в учебно-познавательной работе. Понятие "развитие" общепризнанно в педагогике и психологии.Д.Б. Эльконин отмечает: "развитие характеризуется, прежде всего, качественными изменениями психических функций, возникновением в ней определенных новообразований. Развитие состоит в качественных преобразованиях различных системных процессов, что приводит к возникновению отдельных структур, когда одни из них отстают, другие забегают вперед".

Основой развития познавательной активности служит целостный акт познавательной деятельности - учебно-познавательная задача. В соответствии с теорией Д.Б. Эльконина развитие познавательной активности осуществляется путем накопления положительного учебно-познавательного опыта.

Фрагмент 2.

Тема: Письменные приёмы вычитания двузначных чисел вида 50 - 32.

Цели:

Обучающая: закреплять приёмы письменного вычитания двузначных чисел вида 50-32; отрабатывать вычислительные навыки;

Повторение устной и письменной нумерации чисел в пределах 100;

Развивающая: развивать умение решать задачи изученных видов; навыки логического мышления; воспитывать познавательную активность.

Сегодня на уроке мы закрепляем приёмы письменного вычитания, когда надо от круглого числа отнять двузначное число, отрабатывать вычислительные навыки и решать задачи изученных видов.

1. Устный счёт.

уменьшаемое 40, вычитаемое 5. Найти разность. (35)

увеличить 36 на 15. (51)

уменьшить 70 на 14. (56)

найти сумму чисел 26 и 16. (42)

первое слагаемое 40, второе 21. Сумма. (61)

2. Задача: Маша гостила у бабушки 4 недели и 5 дней. Сколько дней гостила Маша у бабушки? (33)

3. Тестирование.

Даны числа 35 51 56 42 61 33. Сделайте следующую задачу.

1. Отметьте число, в котором 5 ед. (35)

2. Отметьте число, которое стоит между числами.35 и 56 (51)

3. Отметьте число, которое следует за числом 51 (56)

4. Отметьте число, в котором количество единиц на 2 меньше, чем десятков. (42)

5. Отметьте число, в котором 6 дес. (61)

6. Отметьте число, наименьшее в данном ряду. (33)

7. Отметьте число, наибольшее в данном ряду. (61)

8. Отметьте число, в котором 4 дес.2 ед. (42)

9. Отметьте число, в котором 5 дес.6 ед. (56)

10. Отметьте число, в котором количество дес. равно количеству ед. (33)

4. - Давайте послушаем историю колоска.

Колосок знаний.

Однажды мне знакомый подарил  маленькое зернышко. Из него вырос тоненький высокий стебелек, а вот колоска не было. Волшебник рассказал, что, это - колосок знаний. Он заполняется зернами, если кто-то выполнит задание. Интересно посмотреть на это (колосок заполняется зернами).

                                                              Вырос в поле колосок:

                                                             Он и тонок, и высок.

                                                             Что-то новое узнаешь –            

                                                              Полный колос получаешь.

Молодцы, что помогли колоску наполнится зернами.

5. а) В одной корзине 37 лимонов, а в другой 33 лимона. Продали 24 лимона. Сколько лимонов осталось?

1) 37 + 33 = 70 (л)

2) 70 - 24 = 46 (л)

Проверка фронтально:

Что узнали в 1-ом действии? Каким действием?

Во втором? Каким действием?

б) В парке 90 деревьев. Из них 37 лип, 36 клёнов, а остальные - дубы.

Сколько дубов в парке?

1) 37 + 36 = 73 (лип и клёнов)

2) 90 - 73 = 17 (дубов)

Проверка: один ученик рассказывает условие и решение задачи.

Поднимите руку, кто так же решил задачу.

Деятельность - форма психической активности личности, направленное на познание и преобразование мира и самого человека. Деятельность состоит из более мелких единиц - действий, каждому из которых соответствует своя частная цель или задача. Деятельность включает в себя цель, мотив, способы, условия, результат.

Для активизации познавательной деятельности учащихся учителя используют проблемные и игровые ситуации, поощрения, стимулирование, эмоциональное воздействие, усиление требовательности и контроля, внедрение оптимального ритма и режима работы для каждого учащегося, приёмы снятия усталости, рассказы о способах и приёмах запоминания и усвоения материала из истории развития науки, об особенностях творчества учёных-математиков, о возможных путях применения на практике данной отрасли знаний.

Фрагмент 3.

Тема: Числа от 1 до 100.

Цели:

Закрепить вычислительные навыки учеников;

Развивать познавательную активность;

Воспитывать внимательность, смекалку.

1. "Веселый счет".

Чтоб на славу нам сегодня отдохнуть,

Начинаем занимательный наш путь!

Ждет забава - не дождется храбрецов,

Вызываю добровольцев - удальцов!

Задание: показать числа от 1 до 20.

В порядке увеличения;

В порядке уменьшения.

Вам понравилась задача?

-Да.

Давайте поиграем в игру "Угадай". Я вам называю числа, а вы говорите из каких слагаемых состоит это число. Выигрывает тот, кто больше предложить вариантов. Например: число 7?

5 + 2

3 + 4

1 + 6

Правильно.

Число 10?

5 + 5

2 + 8

3 + 7                                                                              

1 + 9

6 + 4

Молодцы. Правильно.

3. Цифры вышли веселиться,

Пляшет двойка с единицей

К ним четверка подошла,

Тройку за руку взяла.

Вслед за ней спешат пятерка

И с шестеркою семерка.

А восьмерка, взяв девятку,

Вместе с ней пошла в присядку.

124351689

Какое число получается, если все числа сложить? (45)

Поудобнее садитесь,

Не шумите, не вертитесь.

И внимательно считайте,

А спрошу вас - отвечайте!

3 0 1 2 7 8

Какое из чисел надо отнять от суммы этих чисел, чтобы получилось 21 (9; 30 - 9 = 21).

"Хитрые задачки".

Пусть острей кипит борьба,

Сильней соревнование.

Успех решает не судьба,

А только ваши знания.

У семерых братьев по одной сестре. Сколько детей в семье? (8).

У Вали было три яблока. Она съела все, кроме двух. Сколько яблок осталось у Вали? (2)

У паука 4 пары ног. Сколько всего ног у паука? (8)

Коля выше Пети, но ниже Васи. Кто из них самый высокий? (Вася)

Два сына два отца съели 3 яйца. Сколько яиц съел каждый? (1)

"Волшебные примеры".

Приучайтесь думать точно!

Все исследуйте до дна!

Вместо точек на листочке

Цифра верная нужна!

Я подсказывать не буду

Никаких ее примет.

Но ОДНА и ТА ЖЕ ВСЮДУ

Даст вам правильный ответ.

На формирующем этапе ученики активно включались в работу и старались не ошибаться, каждый хотел говорить правильный ответ.

На третьем, на контрольном этапе, мы даем задания для развития мыслительной  деятельности.

Математический ребус.

+ * * + * 3 7 + 5 8

2 0 * _2 3 _* *

2 * 2 2 * 0 8 5

Задачи:

В квартире живут живут 2 мамы, 2 дочки и бабушка с внучкой. Сколько человек живет в квартире? (3)

Заполни пропуски.

9 =  +  10 =  +  17 =  + 

Когда Винни-Пух подарил ослику Иа 1 горшочек с медом, то у него осталось 5 горшочков с медом. Сколько горшочков с медом у Винни-Пуха было?

Реши примеры:

35+10

40-5

23-3

21+9

30+10

37-3

12-6

24+9

17+15

35-5

41-9

13+5

Рассмотрим результаты контролирующего этапа исследования.

По результатам письменной работы ученики получили оценки:

"5" - 3 ученика - 49,8%

"4" - 2 ученика - 33,3%

"3" - 1 ученик - 16,6%

На контрольном этапе видно, что результаты улучшились. С помощью дидактических игр мы активизировали младших школьников, у них повысился интерес к математике, желание решать все новые и новые задания.

Выводы

Дидактическая игра содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Игры можно использовать на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля. Игра позволяет включить в активную познавательную деятельность большее число учащихся. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов учащихся. Игра помогает учителю донести до учащихся трудный материал в доступной форме. Отсюда можно сделать вывод о том, что использование игры необходимо при обучении детей младшего школьно возраста.

Применение дидактических игр поможет учителю математики организовать разнообразную творческую деятельность учащихся на уроке, подскажет способы эмоционального преподнесения строгих математических истин, что сделает процесс познания интересным и увлекательным. Создание игровой атмосферы на уроках развивает познавательный интерес, активность и познавательную деятельность учащихся, снимает усталость, позволяет удержать внимание. Продолжительность игры 8-12 минут дети играют, а играя, непроизвольно закрепляют, совершенствуют навыки вычисления.

Таким образом дидактическая игра помогает активизации мыслительную деятельности учащихся и улучшает качество знаний.

Заключение

В процессе написания дипломной работы  на основе рассмотренной психолого-педагогической и методической литературы по данному вопросу, а также исследования, мы пришли к выводу, что в педагогической работе большое внимание уделяется дидактической игре на уроке и выявлено ее существенное значение для получения, усвоения и закрепления новых знаний у учащихся начальных классов.

Проведя и проанализировав наши исследования, мы выявили, что дидактическая игра позволяет не только активно включить учащихся в учебную деятельность, но и активизировать познавательную деятельность детей. Игра помогает учителю донести до учащихся трудный материал в доступной форме. Отсюда можно сделать вывод о том, что использование игры необходимо при обучении детей младшего школьного возраста .

В ходе проделанной нами работы, мы сделали вывод, что дидактическая игра может быть использована как и на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов учащихся.

Дидактические игры особенно необходимы в обучении и воспитании детей младшего школьного возраста. Благодаря играм удается сконцетрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных учеников. Вначале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.

Таким образом, дидактическая игра - это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой дети успешно усваивают математические понятия и решают данные задания.

Игровая ситуация, основанная на принципе занимательности, вовлекает в работу значительную часть детей. Любая игра способствует повышению культурного уровня личности, развитию речи ученика, формированию таких черт характера как настойчивость, трудолюбие.

Игровой метод способствует созданию коллектива; коллективная деятельность порождает соревнование, а это способствует развитию познавательного интереса и активизирует мышление детей, без которого невозможен качественный процесс обучения и воспитания.

Библиография.

  1. Акимова С. Занимательная математика. - С, - П. : Тригон, 1997. - 608.
  2. Алабина Р. Игра – веление времени // Начальная школа. – 1997. - №9. – 20с.
  3. Афонина Г.М. Педагогика. Курс лекций и семинарский занятия / Под редакцией Абдулиной О.А. Второе издание / серия «Ученики, учебные пособия» - Ростов н/Д: «Феникс», 2002. – 512с.
  4. Аргинская И. И. Обучение математике по системе JI. В. Занкова. -М., 1994.
  5. Безручко Л.В. Развитие и изучение мыслительной деятельности учащихся на уроках математики. //Начальная школа. – 2007/8.
  6. Бушуева Л.С. Методы активизации творческого мышления младших школьников. //Начальная школа, 9/2009.
  7.         Бань И. В. О формировании интереса к математике // Начальная школа. - 1999г. - №4 - с.73.
  8.         Гарднер М. Математические досуги/ Под ред. Я. А. Смородинского. - М.: «Мир», 1972. - 496с.
  9. Гогатишвили Л. Счастливый случай // Начальная школа. – 1999. - №41. – Ноябрь. – 32с.
  10. Голиков Н.Н. Кроссворды для уроков и внеклассных занятий// Начальная школа, 1994. - №5. -38с.
  11.         Доровской А. И. Дидактические основы развития одаренности учащихся. -М., 1998.
  12. Денисова Т.И. Курсы повышения квалификации // Начальная школа.- 2004. - №44. – 24с.
  13. Жикалкин Т.К. Система игр на уроках математики в 1 и 2 кл. четырехлетней начальной школы: Пособие для учителя. – М.: Новая школа, 1995.-176с.
  14. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студентов высших и средних педагогических учеб. Заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 176 с.
  15. Кордемский Б. А. Математическая смекалка. - М.: Юнисам, МДС, 1994.- 560 с.
  16. Кордюкова С. А. Единицы, нужные всем: Научно - художественная литература. - М.: Детская литература, 1972. - 65 с.
  17. Машарова Т. В. Педагогические теории и технологии обучения: Учебное пособие. - Киров: Издательство ВГГУ, 1997. - 120 с.
  18. Начальная школа. Ежемесячный научнометодический журнал министерства Образования Российской Федерации. - Москва, 1992, №5-6
  19. Начальная школа. Ежемесячный научнометодический журнал министерства Образования Российской Федерации. - Москва, 1992, №7-8
  20. Начальная школа. Ежемесячный научнометодический журнал министерства Образования Российской Федерации. - Москва, 1992, №9-10
  21. Начальная школа. Ежемесячный научнометодический журнал министерства Образования Российской Федерации. - Москва, 1992, № 11
  22. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебное пособие для студ. сред. пед. учебн. заведений/ С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянова, Т. И. Бабанев и др.; под ред. С. А. Смирнова. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 544 с.
  23. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/ В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. - М.: Школа - Пресс, 1997. - 51? с.
  24. Подласый И. П. Педагогика начальной школы: Учеб. пособие для студ. пед. колледжей. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. - 400 с.
  25. Подласый И. П. Педагогика: Учеб. для студентов высших учебных заведений. - М.: Просвещение: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1996-432.
  26. Сластенин В. А. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/ В. А. Сластенин, е. Ф. Исаев, а. И. Мищенко, е. Н. Шиянов, - М.: Школав - пресс, 1997. - 512 с.
  27. Современный словарь по педагогике/ сост. Рапацевич Е. С. - М.: «Современное слово»№, 2001. - 928 с.
  28. Степанов О. И. и др. Методика игры с коррекционно - развивающими технологиями: Учеб. Пособие для студ. Пед. Учеб. Заведений/ О. А. Степанов, М. Э. Вайнер, н. Я. Чутко: Под ред. Г. Ф. Кумариной. - М.: «Академия», 2003. - 272 с.
  29. Харламов и. Ф. Педагогика: Учеб./ и. Ф. Харламов, - 7-е изд. - М.: Университетское, 2002. - 560 с.
  30. Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры. М.: Новая школа, 1994.-305с.
  31. Учимся играя. //Начальная школа 3/2007.
  32. Харисов А.М. Игры как средство развития младших школьников группы педагогического риска: //Начальная школа 3/2007.
  33. Чилингирова Л., Спиридонова Б.Играя учимся математике: Пособие для учителя: М.: Просвещение, 1993.

Приложение 1

Добрый день!

Уважаемые педагоги, вам предлагается ответить на несколько вопросов по теме: «Дидактическая игра как один из способов активизации мышления младших школьников»

1.Какие методы Вы используете для активизации мышления школьников на уроках математики?

2.Какое значение Вы придаете методу дидактической игры?

3.В какой части урока, на Ваш взгляд, наиболее эффективно использовать игры?

4.Какие игры Вы предпочитаете проводить на уроках математики с целью активизации мышления детей?

5.Какие черты характера можно формировать, используя игры на уроке?

6.Приведите примеры того, как использование игры позволило стимулировать процесс развития интереса к математике?

7.Какие пожелания Вы можете дать молодым педагогам по использованию дидактических игр на уроках математики с целью активизации мышления детей?

Спасибо!

Приложение 2.

Ответы были получены следующие:

Нигаматуллина Зинаида Шарифуловна,  учитель 3 класса ( стаж работы 4 года ).

1.        В этом 2012-2013 учебном  году по анкетированию психолога школы по выявлению агрессии, этот класс самый агрессивный, то есть учащиеся совершенно не привыкшие к работе в коллективе и в заданном ритме, так же есть дети с низким уровнем развития, поэтому я использовала метод индивидуальной работы, дифференцированного обучения, и конечно, метод дидактической игры.

2.        Считаю, что именно игра позволила продолжить формирование детского коллектива, игра помогла развить уверенность в своих силах, заинтересовать учебой.

3.        Чаще играем в начале урока или в конце. В начале - мобилизуем свои силы, собираемся на решение учебных проблем, а в конце урока снимаем усталость, вызываем чувство радости. Что происходит на уроке последним, то и запоминается детям.

4.        Играем в игры с простыми правилами, чаще в командные.

5.        Уверенность в себе, заботу о товарищах, правила поведения в обществе.

6.        При игре с мячиком (учитель - пример, дети - ответ), давая правильные ответы, успокоились. Играли в путешествие на кораблике, выбрали Жукова Николая   капитаном, (мальчик неусидчивый, вспыльчивый), он мгновенно стал серьезным и очень ответственно прокладывал курс корабля, решая примеры.

Привести таких примеров можно очень много

7.        Для того, чтобы дети привыкли к игре, объединились, стали дружнее. Делая трудное занимательным, развиваем интерес детей к учению. Очень хорошо, что в журнале «Начальная школа» обобщают опыт учителей.

На вопросы ответила Кугурушева Софья Григорьевна, учитель 3 класса.(стаж работы 25 лет) с первой квалификационной категорией.

1.        Для развития интереса к знаниям использую работу с дополнительной литературой, даю нестандартные задачи, организую индивидуальную работу.

2.        Стало традицией проведение уроков в форме путешествий по страницам математики, когда заканчиваем изучение темы. Например «Путешествие на планету множителей».

3.        Чаще в начале урока. Сразу создается настрой на урок. Ну и по итогам темы.

4.        Дети любят игры - соревнования. По таблице умножения сделала «Домино», так играют все переменки.

5.        Чувство коллективизма, трудолюбие.

6.        В классе стало традицией, что небольшие игры и занимательные упражнения готовят сами ученики (конечно по теме и с соответствующей проверкой), развивается творчество и интерес к предмету.

7.        «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться!», А игра в этом помогает.

Приложение 3.

Добрый день! Вам предлагается ответить на несколько вопросов.

1.        Проводятся ли на ваших уроках математики игры?

а)        часто;

б)        иногда;

в)        никогда.

2.        Нравятся ли вам игры, проводимые на уроке?

а)        да;

б)        нет;

в)        не всегда.

3.        Игры какой продолжительности по времени вам нравятся?

а)        на весь урок;

б)        часть урока

4.        В какой ситуации вы предпочтете игру?

а)        при устной работе;

б)        при повторении изученного материала;

в)        при изучении нового материала.

5.        Вам больше нравится играть:

а)        в одиночку (каждый сам за себя);

б)        в команде.

6.        Как вы считаете, помогает ли игра вам лучше понять материал?

а)        да;

б)        нет;

в)        не знаю.

7.        С большим ли желанием вы выполняете задания во время игры, чем на обычном уроке?

а)        да;

б)        нет;

в)        не знаю.

Приложение 4.

    1.

3 класс        4 класс

                                

         иногда                                          часто

 часто                                         иногда

□ никогда                                          □ никогда

Часто – 85%                                        часто – 83,%

Иногда - 17%                                      иногда - 20%

Никогда - 0%                                      никогда - 0%

2.

                                       

                                                       

Да - 100% ,нет - 0%                                    да – 66,8% , нет - 0%

Не всегда - 0%                                            не всегда – 33,4%

3.

                                        

весь урок -85%,                                        весь урок – 33,4%

часть урока – 17%                                    часть урока – 66,8%

4.

                                              

 устная работа – 25,5%,                           устная работа – 66,8%,

 повторение – 17%,                                повторение – 33,4%,

 новый материал – 8,5 %                        новый материал – 0%

5.

                                     

□        в одиночку-68%                                   в одиночку – 66,8%

□        в команде-34%                                     в команде – 33,4%

   

6.

                                     

                                                       

Да - 51%, Нет - 17%,                                   Да – 66,8%, Нет – 16,7%,

 Не знаю – 25,5%                                            Не знаю – 16,7%

7.

                                      

                                                      

Да - 100% Нет - 0%                                    Да – 83,5%, Нет – 16,7%,

 Не знаю - 0%                                             Не знаю – 0%

Приложение 5.

Вычитание вида 30-6

Цели урока:

1.        Познакомить с новым вычислительным приемом;

2.        Развивать познавательный интерес, используя игровую форму занятия;

3.        Воспитывать трудолюбие, чувство коллективизма.

Ход урока.

1. Сегодня мы с вами отправляемся в космический полет. Вы - космонавты! А какими должны быть космонавты?

Для полета нам нужна ракета. Мы ее построим сами, строим ракету решая примеры:

50-20    20 + 7    18-8

10+5   16-10     20 + 30

9-4

10-6 8-5

           

Ракета готова.

На борту 6 больших компьютеров и 4 маленьких. Сколько всего? (10) Начинаем отсчет времени 10, 9, 8,... 1,0. Пуск! Летим на Луну, там нас ждут наши друзья - инопланетяне.

Пока летим, отгадаем загадку: Ног нет, а хожу, Рта нет, а скажу: Когда спать, когда вставать, Когда работу начинать. ( часы)

Наши часы показывают, что скоро мы будем на Луне. Для мягкой посадки включаем торможение:  10 - 2;    8 - 2;    6 - 2;    4 - 2;    2 - 2.

Вот мы и прилунились.

Разминаемся - физкультминутка.

Вот и наши друзья - инопланетяне. Что - то они печальные. Не могут решить примеры. Посмотрите, эти примеры необычные! 6+...= 10        7+...= 10

8+...= 10        9+... = 10

Хорошо помогли. Те числа, которые вы прибавляли, чтобы получить 10 - дополнения до десяти. И еще трудное задание 30-6

Возьмем палочки три набора по десять штук, и на них покажем решение. Сколько надо вычесть из 30? Будем все наборы раскладывать? А сколько разложим?(1) и уберем 6 палочек. Сколько осталось отдельных палочек? ( 4). А всего? (24)

Запишем решение 30-6 = 20 + (10 - 6) = 24 20 10

Удобно так вычитать? Вот и слагаемые 20 и 10 называют удобными.

50- 8 = 40+ (10- 8) = 42

 40 10

Назовите удобные слагаемые. Так как мы вычитаем 30 - 6, 50 - 8, 40 - 3? теперь покажем инопланетянам, как мы решаем примеры с коментированием, а они послушают. А теперь решим самостоятельно 70 - 8, 40,- 3

Вывод.

Пора показать, как мы умеем решать задачи.

Было 50 карандашей        Было 30 машин

Продали 8 карандашей        Уехало 7 машин

Осталось?        Осталось?

Инопланетяне довольны нашей работой и желают нам успехов, а мы снова в полет на Землю. Пока летим, думаем на какие две группы разобьем ряд чисел: 20, 30, 7, 18, 9, 24. Вот мы и дома. Понравился ли вам полет? Рефлексия занятия:

25-5            34-4           46-23             39-12

Домашнее задание: придумайте карту путешествий к любой планете, используя знания по пройденной теме.

Приложение 6.

Путешествие по стране «Математика»

Цели урока:

1.        Повторить и обобщить изученные приемы сложения и вычитания в пределах 100.

2.        Прививать интерес к предмету, развивать наблюдательность, умение считать и решать задачи.

3.        Воспитывать ответственное отношение к учебе.

Ход урока.

Ребята мы отправляемся в путешествие, закройте глазки и слушайте. Далеко - далеко, за морем стоит золотая стена. В стене той заветная дверца, За дверцей большая страна. И называется она - Математика.

Открываем глазки. На доске висит карта этой страны - страны математических знаний. В путь!

Белое поле, черное семя, Кто его сеет, тот разумеет! А отгадку надо объяснить, сможете?

Бывают ли у дождика четыре колеса?

Скажи, как называются такие чудеса?

Два братца через дорогу живут , А друг друга не видят.

Нам этих братцев надо очень беречь, а как?

Вот и переплыли море, идем по равнине. А кругом одни примеры. Открывайте тетради скорей, решаем с объяснением по два примера (сравниваем!).

32 + 6        24 + 6        30 + 50

32 + 60        30-6        90-60

17 + 2        27 + 30        24 + 2

46-4        42 -30        37 -5

Очень хорошо посчитали. Устали? Надо отдохнуть - физкультминутка.

Подходим к высокой горе. Как она называется?(Отгадаем задачи и узнаем: Красных-16 ш.        Было - 20 с.        У Тани-30 р.

Зеленых 3 ш.        Съели - 8 с.        У Сережи - 20 р.

Всего-?        Осталось-?        Всего-?

Молодцы! Идем по тропинке и приходим к озеру ребусов. Что такое ребусы?

7 я

©

100л

Вот и подошли мы к красивому дворцу. Кто же вышел к нам на встречу? Царица математика поставила вам оценки и сказала, что вы умные старательные и дружные .

Наше путешествие закончилось. А теперь вспомним, что мы делали в дороге?

*

Рефлексия: © , ©, ©

Домашнее задание: придумайте задачи, используя примеры сложения и вычитания в пределах 100

                                                                                                                   Приложение 7.

Внимательно слушали.

Белявская М.                            Вишняков О.                       Потеряхина Е.    

Нурахметов Н.                          Тюрин Д.                             Мухаметшина Р.

Поднимали руки, отвечали на вопросы.

Белявская М.                            Вишняков О.                       Потеряхина Е.    

Нурахметов Н.                          Тюрин Д.                             Мухаметшина Р.

Сами задавали вопросы по теме.

Белявская М.                            Вишняков О.                       Потеряхина Е.    

Нурахметов Н.                          Тюрин Д.                             Мухаметшина Р.

Нарушения дисциплины.

Белявская М.                            Вишняков О.                       Потеряхина Е.    

Нурахметов Н.                          Тюрин Д.                             Мухаметшина Р.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с упражнением (с текстом) как один из методов активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка

Одним из условий грамотного письма является сознательное и прочное усвоение учащимися школьного курса. От того, как ученик поймет тему, зависит дальнейшее усвоение программного материала, грамотное пи...

Аттестационная работа по теме"Использование технологии развития критического мышления для активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках истории"

в работе содержится теоретический и практический материал по технологии развития критического мышления...

Пути активизации мыслительной деятельности учащихся 9-11 классов при изучении кубанской литературы в школах Краснодарского края (на примере программы Ю.Г.Любимцева)

В наши дни в центр педагогической науки и практики выдвигаются тесно связанные между собой проблемы школьного самообразования и региональной направленности обучения. Актуальность обеих проблем очевидн...

Обобщение педагогического опыта работы "Решение занимательных задач – один из путей активизации творческой деятельности учащихся"

«Основная задача обучения математики в школе – обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности к...

Решение занимательных задач как один из путей активизации творческой деятельности учащихся

Меня всегда интересовали нестандартные задачи. Я извлекала их отовсюду, делала красивые таблицы и плакаты с условиями задач. Накопилось множество красочных ребусов и разработаны интересные внеклассные...

Активизация мыслительной деятельности учащихся с использованием дидактических игр при изучении английского языка в 5-8 классах.

Статья посвящена активизация мыслительной деятельности учащихся при изучении английского языка....