Активизация мыслительной деятельности учащихся с использованием дидактических игр при изучении английского языка в 5-8 классах.
статья по английскому языку (5 класс) на тему

Статья посвящена активизация мыслительной деятельности учащихся при изучении английского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Активизация мыслительной деятельности учащихся с использованием дидактических игр при изучении английского языка в 5-8 классах.

Актуальность избранной проблемы обусловлена тем, что в практике школьного преподавания английского языка нельзя признать разработанным его коммуникативно-речевую направленность в достаточной мере, что отрицательно сказывается на речевой практике учащихся -умении употреблять синтаксические единицы в соответствии с заданной коммуникативной задачей. Задачи исследования данной проблемы сводятся к следующим параметрам .

  1. Выявить, как протекает психически мыслительный процесс подростка при восприятии синтаксических явлений, каковы процессы оперативной памяти при усвоении коммуникативно- прагматических единиц, каковы мыслительные операции, совершаемые учеником.
  2. Определить приёмы, виды работ, развивающие мыслительную активность ученика при усвоении коммуникативных единиц.
  3. Помочь учащимся по средствам игры снять психологические трудности на начальном этапе усвоения английского языка, помочь увидеть в иностранном языке средство общения.
  4. На основании изученного сформировать представление о необходимости использования игрового метода обучения, как достаточно эффективного в организации учебной деятельности учащихся.
  5. По средствам игры формировать у детей различные виды компетенции: языковую, лингвистическую, коммуникативную, правописную, культурологическую, компенсаторную.

Практические цели исследования

1)Осуществляя целенаправленное обучение языку на коммуникативном уровне,

учитывать психолого-возрастные особенности подростков, «плюсы» этого возраста,

помогающие учителю определить тематику заданий, упражнений, игр, составленных с

учётом самоопределения личности:

-поиск смысла жизни;

-потребность быть значимой личностью, к мнению которой прислушиваются;

-самоопределения в выборе перспектив жизненного пути;

-стремление к усовершенствованию себя и мира.

«Минусы» данного возраста также необходимо учитывать учителю, создавая

коммуникативные задания, предлагая дидактические игры:

  • подростки - это ниспровергатели авторитетов. Они не хотят безоговорочно верить чьим-то истинам;
  • Они не научились ещё адекватно реагировать на критику: самолюбие их очень ранимо;
  • Им свойственна эмоциональная неуравновешенность, обусловленная определённой стадией развития.

2) Выявить творческие стимулы речевой активности школьников, предлагая соответствующие задания, дидактические игры, например, создать тексты, выявляющие собственную жизненную позицию, собственно «Я», определённое отношение к какому-либо событию или качеству человека. Через игру предоставить ребёнку возможность самовыразиться, самоутвердиться, самореализоваться.

3)Использовать коллективную, парную или групповую формы обучения, т.е.такие формы, при которых создаются условия диалога, условия коммуникации, обучить ученика вести диалог, чтобы он был успешным, приносил удовлетворение общающимся сторонам, вследствие чего надо овладевать всеми видами речевой деятельности.

Методами и приёмами исследования послужило изучение методической литературы, лингвистической, психолого-педагогической, научно-методической литературы, наблюдения за учебным процессом в школе.

В психологии выделяют виды , формы и способы мышления. Виды мышления

  1. наглядно-действенное - мышление непосредственно включенное в деятельность.
  2. образное - мышление осуществляющееся на основе образов, представлений того, что человек воспринимал раньше.
  3. отвлеченное - мышление, совершающееся на основе отвлеченных понятий, которые образно не представляются.
  4. аналитическое - мышление, характеризующееся умением анализировать, проводить анализ, рассматривать отдельные стороны, свойства составных частей чего-то .
  5. интуитивное - мышление, характеризующееся быстрым протеканием, отсутствием четко выраженных этапов, явление минимально осознанное. Формы мышления

  1. Понятие- отражение в сознании человека общих свойств предмета.
  2. Суждение- форма мышления, в процессе которой утверждаются или отрицаются связи между предметами действительности.
  3. Умозаключение- выделение из одного или нескольких суждений нового суждения.

Операиии мышления

1)анализ- мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие

его части.

2)синтез- мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-

синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому .

3)уравнение- операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений ,их

свойств и отношений друг с другом и выявлении ,таким образом, общности или

различия между ними.

4)абстрагирование- операция, основанная на отвлечении от несущественных

признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного.

5)обобщение- объединение многих предметов или явлений по какому-то общему

признаку.

6)конкретизация- движение мысли от общего к частному.

Мышление само по себе представляется как психический процесс отражения

существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира

(13,с.110-112).

При обучении иностранному языку учителю надо помнить, что качественные состояния психики растущего человека прежде всего измеряются его способностью совершать мыслительные операции (сравнения, анализа-синтеза, абстрагирования-обобщения, осмысления связей и отношений между явлениями действительности, индукции-дедукции, т.е. к порождению собственных мыслей из определённых предпосылок), необходимые для выражения мысли (понятия, суждения, умозаключения).

Умственный подъем не может быть достигнут без активности самого ребенка и без его собственных усилий по регуляции своей активности. Расположенность к творчеству -высшее проявление активности, возможность создать нечто новое. С годами изменяются сами свойства интеллекта и их структура.

Усложнение и значительное увеличение объема изучаемого материала приводит к окончательному отказу от дословного заучивания с помощью повторений. В процессе понимания дети трансформируют текст и, запоминая его, воспроизводят основной смысл прочитанного.

Развиваются такие операции, как классификация, аналогия, обобщение. Подростки рассуждают об идеалах, о будущем, иногда создают свои собственные теории, приобретают новый, более глубокий взгляд на мир.

Применяя языковые и речевые игры на уроке, учитель должен помнить:

  • выбор формы игры должен быть педагогически и дидактически обоснован, учитель должен знать, с какой целью он проводит эту игру;
  • игры должны соответствовать возрасту и языковым возможностям учеников;
  • языковые игры служат развитию всех видов речевой деятельности, есть игры, предполагающие письменное выполнение;

-учителю нужно стремиться вписать игру в тематику урока;

-затрата времени на подготовку игры и её польза должны находиться в оправданном

соотношении друг с другом;

-следует применять игру в меру, целесообразно и планово (20, с.58).

Наблюдения за учебным процессом показали, что изучение английского языка нуждается в «оживлении», коммуникативно-деятельностном подходе.

Перед нами стояла задача рассмотреть разнообразные методы и приёмы активизации мыслительной деятельности, обобщить, предлагаемые подходы изучения языка, рекомендуемые методистами, понять, какова роль языка в развитии психики ребёнка, после чего выявить возрастные особенности подростков, особенности мышления, памяти.

Полученные данные позволили нам наметить приёмы и виды работ, прежде всего-создание на уроках коммуникативных ситуаций. По нашим наблюдениям, именно творческие виды работ максимально активизируют мыслительную деятельность учащихся, заставляют их заинтересоваться, включиться в процесс работы и получить от этого удовлетворение. Этому в большей степени способствуют такие виды творческих работ, как : диалоги, отзывы, речевые ситуации, ответы на вопросы. Немаловажна роль дидактической игры на уроке английского языка. Если детям интересно, если они, играя, запоминают тот или иной материал, если они вовлечены в игровую деятельность, которая привычна для их возраста, и при этом возрастает интерес к английскому языку, то цель учителя можно считать достигнутой. Создание на уроке позитивной, эмоциональной, непринуждённой обстановки, взаимопонимание между учителем и учеником, создание игрового настроя на уроке иностранного языка- гарантия успешного овладения языком.

Игра укрепляет мотивацию изучения иностранного языка, вызывает интерес учащихся к языку и стране изучаемого языка, повышает качество овладения языком.

В целях активизации мыслительной деятельности учащихся используются такие формы обучения, как : коллективная, парная, групповая работа, при которых создаются условия коммуникации. Игра позволяет максимально эффективно использовать эти формы обучения. При этом формируются умения учебно-языкового типа: опознавательные, т.е. опознавать по изученным признакам лингвистические единицы; классификационные, т.е. группировать лингвистические явления по определённым признакам;

аналитико-синтетические, т.е. давать анализ и характеристику лингвистическим единицам в зависимости от целей коммуникации.

Коммуникативную компетенцию, предполагающую овладение языком как средством общения (всеми видами речевой деятельности), осуществляющуюся за счёт выполнения учениками системы ситуативных упражнений, ориентированных на адресата и ситуацию общения.

Культурологическую компетенцию, формирующуюся на англоязычном материале, как осознание учащимися выразительности и безграничных возможностей иностранной речи. Изучение иностранного языка будет успешным , если поэтапно раскрывать лингвистические понятия в условиях активизации мыслительной деятельности учащихся на основе сопоставления, замены, группировки, конструирования, решения речемыслительных задач частично-поискового и творческого характера, а также овладевая способами умственного действия, а способ добывания знаний влияет, как известно, на личность ученика, формируя её.

Проблема активизации мыслительной деятельности учащихся с использованием дидактических игр при изучении английского языка в 5-8 классах требует дальнейшего совершенствования, к ней надо неоднократно возвращаться .

Библиография

  1. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте М, 1968
  2. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / под ред. Якиманского И.С.

М., «Педагогика», 1989

  1. Выготский Л.С. Педагогическая психология М., 1991
  2. Выготский Л.С. Педагогическая психология М., 1991
  3. Дик Н.Ф. Как стать лучшим учителем Ростов-на-Дону, «Феникс»,2006
  4. Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе Спб, «Каро», 2008
  5. Игра как способ освоения иностранного языка на начальном этапе обучения //1 сентября 2008 №1
  6. Игры на уроках иностранного языка // ИЯШ 1992 №1
  7. Кон И.С. Психология ранней юности М., «Просвещение», 1989

  1. Кон И.С. Психология юношеского возраста М., «Просвещение», 1979
  2. Кон И.С. Открытие «Я» М, 1979.
  3. Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку Спб, «Каро», 2008 13.Лейтес Н.С. Возрастная одарённость школьников М., «Academia», 2000

  1. Маркова А.К. Мотивация учения и её воспитание у школьников М., 1983
  2. Мухина B.C. Возрастная психология М., «Academia», 1998
  3. Никитина Л.К. Методическое сопровождение урока иностранного языка Спб, 2007
  4. Напольнова Т.В. Активизация мыслительной деятельности учащихся М., «Просвещение», 1983
  5. Обучение иностранным языкам Спб, «Каро», 2003
  6. Особенности обучения и психологического развития школьников в 13-17 лет / под ред. Дубровиной И.В. М., «Просвещение», 1988

20.Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению М., «Просвещение», 1991

  1. Познавательные процессы и способности в обучении М., 1990
  2. Тамберг Ю.Г. Как научить ребёнка думать Ростов-на-Дону, «Феникс»,2007
  3. Тихомиров O.K. Психология мышления М., МГУ, 1984

1        .Английский язык. Буквы и звуки . Как правильно прочесть и произнести
любое слово
Act, 2008

2.Бабинская П.К. Практический курс методики преподавания иностранного

языкаМ, 2011

З.Беринг Н. Хочу- не хочу! Буду- не буду! Ростов-на-Дону, «Феникс», 2008

4.Бобылёва Г.А. Пересказ фабульных текстов как средство развития умений

монологической речи (нем.яз) М, МГУ, 1995

5.Буданова Е.А.Проблемы анализа текста на занятиях иностранного языка М,

2008

б.Бузоева М.Д. Тема «Семья» (разработки для уроков по иностранному

языку) М, 2009

7.Вейхман Г.А. Новый взгляд на синтаксис английского языка Аст, 2002

8.Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся

/под редакцией Якиманского И.С. М, «Педагогика», 1989

9. Вронская И.В. 105 занятий по английскому языку для дошкольников М,

2008

Ю.Выготский Л.С. Педагогическая психология М, 1991

11        .Горбачёва А. А. Обучение речевому общению на уроках английского
языка М, 2009

12.Гивенталь И. А. Как удивиться и возмутиться по-английски М, Флинта,

Наука, 2007

П.ДоляГ.Нарру English M, 1991

Н.Дубровин М.И. Иллюстрированная грамматика английского языка Аст,

2008

15.Елизарова Г.В. Культура и обучение иностранному языку М, 2010

16.Ермаков А. Стань полиглотом, или секреты успешного изучения языков

Спб, «Питер», 2004

П.Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе Спб, «Каро», 2008

18.Кон И.С. Психология ранней юности М,»Просвещение», 1979

19.Кон И.С. Психология юношеского возраста М,»Просвещение», 1979

20.Кон И.С. Открытие «Я» М, 1979

21.Конышева Игровой метод в обучении иностранному языку Спб, «Каро»,

2008

22.Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий М, 2008

23.Клементьева Т.Б. Английский язык за год. Ежедневник-самоучитель М,

«Дрофа», 2011

24.Клементьева Т.Б. Буквы и слова Аст-Пресс, 2005

25.Клементьева Т.Б. Времена в английской грамматике М, 2010

26.Клементьева Т.Б. Играем в слова АстПресс, 2009

27.Кузовлев В.П. Методические рекомендации к контрольным заданиям М,

20,10

28.Лейтес Н.С. Возрастная одарённость школьников М., «Academia», 2000

29.Маркова А.К. Мотивация учения и её воспитание у школьников М., 1983

ЗО.Мухина B.C. Возрастная психология М., «Academia», 1998

31 .Никитина Л.К. Методическое сопровождение урока иностранного языка

Спб, 2007

32.Никитина Л.К. Технологии подготовки к аттестации по иностранному

языку Спб, 2009

ЗЗ.Напольнова Т.В. Активизация мыслительной деятельности учащихся М.,

«Просвещение», 1983

34.Обучение иностранным языкам Спб, «Каро», 2003

35.Особенности обучения и психологического развития школьников в 13-17

лет / под ред. Дубровиной И.В. М., «Просвещение», 1988

Зб.Пассов В.И., Кузовлев В.П. Мастерство и личность учителя М, 2001

37.Пассов Е.И. Английский язык. Новый путь. Грамматика? Нет проблем.

Оникс, 2000

38.Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению

М., «Просвещение», 1991

39.Погоцкий В.К. Реальный зубритель английского языка Попурри, 2004

40. Познавательные процессы и способности в обучении М., 1990

41.Рабочие программы по английскому языку (2-11 классы) Волгоград, 2010

42.Саруханян И.Р. Технология обучения монологической речи на примере

немецкого языка Ростов-на-Дону , 2011

43.Соколова М.А. Практическая фонетика английского языка М, 2008

44.Соловова Е.Н. Методика обучения иностранному языку М,2010

45.Стайнберг Дж. 110 игр на уроках английского языка Астрель, 2004

46.Сысоев П.В. Методика обучения иностранному языку с использованием

новых информационно-коммуникационных Интернет-технологий М,2010

47.Сухоросова А.А. Дидактические карточки-задания М,Экзамен,2005

48. Тамберг Ю.Г. Как научить ребёнка думать Ростов-на-Дону,

«Феникс»,2007

49.Тележникова Т.Н. Играя, учим английский язык М, Бао,2003

  1. Тихомиров O.K. Психология мышления М., МГУ, 1984
  2. Хисматулина Н.В. Весёлые слова. Игры с немецкими словами Спб, «Каро», 2004

52.Черенкова Н.И. Самоучитель грамматики английского языка. Прагматическая грамматика Спб, «Питер», 2004

53.Шевченко Т.И. Теоретическая фонетика английского языка М, В.Ш., 2009 54.Щукин А.И. Обучение иностранному языку М,2010 55.Щукин А.И. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранному языку М, 2010 56.Эльконин Д.Б. Детская психология М., 1960

57.Якимкина В.Г. Увлекательные игры на уроках немецкого языка М., «Дрофа», 2007