Развитие творческой личности ребенка принципами личностно-ориентированного педагогического подхода.
статья по изобразительному искусству (изо, 6 класс) по теме

              В моей практике постоянно встречаются дети, которые не теряют интереса к изобразительной деятельности на протяжении всех лет обучения в лицее. Им очень нравится рисовать, они любознательны и терпеливы, трудолюбивы и  усидчивы, готовы рисовать в свободное время постоянно. Для таких детей в лицее существуeт кружок изобразительного искусства, где они получают больше информации и в неформальной обстановке чувствуют себя свободно, где им позволяется выразить себя в творческой работе более широко и полно. Кто-то проявляет себя прекрасно в графике или  живописи, скульптуре или конструировании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse_razvitie_tvorcheskoy_lichnosti_rebenka.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе.

Развитие творческой личности ребенка принципами личностно-ориентированного педагогического подхода.

Работая  более 10 лет с одаренными детьми, я могу сделать выводы, что изучение педагогического наследия,  реализация личностно-ориентированного подхода в цели развития человека как субъекта творческой деятельности, знакомство с альтернативными учебниками – помогает   мне выстраивать свою педагогическую  систему.

В своей работе с одаренными детьми я использую принципы педагогической деятельности:

  1. принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  2. принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  3. принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  4. принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  5. принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества

Считаю, что учитель для одаренного ребенка является личностью продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя

с одаренным учеником должно быть направлено на  оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным.

На своих занятиях стараюсь дать как можно больше знаний по композиции, сформировать навыки изображения различными материалами и умения понимать суть произведений изобразительного  искусства. Я не  боюсь, что дети не поймут, уверена,

что они поймут все, все сумеют постичь, всему научиться и не раз удивят нас своими возможностями.

              В моей практике постоянно встречаются дети, которые не теряют интереса к изобразительной деятельности на протяжении всех лет обучения в лицее. Им очень нравится рисовать, они любознательны и терпеливы, трудолюбивы и  усидчивы, готовы рисовать в свободное время постоянно. Для таких детей в лицее существуeт кружок изобразительного искусства, где они получают больше информации и в неформальной обстановке чувствуют себя свободно, где им позволяется выразить себя в творческой работе более широко и полно. Кто-то проявляет себя прекрасно в графике или

 живописи, скульптуре или конструировании.

Одна из таких учениц, которая учится у меня на протяжении последних пяти

лет – Лиманская Елизавета. Только сейчас я могу подвести итоги совместной деятельности с  этим одаренным ребенком, который,  обладая высоким общим уровнем умственного развития в младшем школьном возрасте, на сегодняшнем этапе своего личностного развития овладел специальными навыками в области искусства.

 Лизу привела ко мне ее мама, так как девочка очень хотела научиться «хорошо» рисовать (она училась во втором классе). С такими малышами в кружке я не работаю,

но ее желание, упорство и трудолюбие поразили - к концу 1 года она свободно писала гуашью, увлеклась смешиванием цвета – могла часами сидеть за столом, составляя ту

или иную композицию (по индивидуальной программе).

Моя задача состояла в том, чтобы сформировать у нее композиционные и живописные навыки, ведя постепенно, шаг за шагом к пониманию творчества и раскрытию ее природных способностей.

Лиза внимательно прислушивалась к моим рекомендациям – старалась делать все, что требовалось в живописи – смешивать цвета в определенной последовательности, писать «мазками» пастозно, выражать через цвет настроение и характер персонажей.            Внимательно прислушиваясь к разговорам старших детей и рассматривая их работы,

она постепенно стала делать интересные композиции.  Первые ее непосредственные работы участвовали в городских выставках в конце учебного 2008 года.

Задание на летние каникулы Лиза восприняла с энтузиазмом.

В начале осени она принесла сделанные самостоятельно летние работы и сообщила, что займет обязательно 1 место. Меня поразили интересные композиции,

ее наблюдательность при изображении животных: птиц, кошек, лошадей, своеобразные движения людей и сказочных образов. Цель была поставлена, я ее поддержала и

началась работа. Но оказалось, что Лиза посещает занятия в плавательном бассейне,

 в спортивной школе - карате и даже увлекается верховой ездой – времени на изобразительную деятельность осталось немного. Но давно известно, что занятия

спортом  и искусством закаляют характер, формируют волю и целеустремленность –

она успевала везде. К концу она году достигла своей цели – наши совместные усилия

дали результат: 2 и 1 места.

С собой она привела подружек-одноклассниц, которые также, глядя на Лизу, устремились к достижению высот. Даже появился соревновательный момент, который заставляет развивать мышление, учит видеть мир нестандартно, интересно, а навыки и умения  помогают достигать поставленной цели. Здесь хотелось бы отметить поддержку

и контакт со стороны родителей, которые заинтересованы в развитии своих детей, их отношение к деятельности детей как необходимости.  

В четвертом классе она определилась с выбором занятий – остались изобразительное искусство и карате. Этот год оказался для Лизы годом побед и успехов.

               На одну работу потребовалось два месяца, редко встречаются дети, которые могут с усердием продолжать одну работу – постоянно переделывать то одну часть композиции, то другую – не удовлетворяясь тем, что уже сделано. Хороший материал и краски позволили это сделать. Но Лиза не испортила, а сумела закончить, что бывает не часто при длительных работах, при этом параллельно написала еще две работы за один сеанс (за два урока).

Все ее работы выставлялись на пяти городских выставках и заняли первые призовые места. Ее «почерк» стал узнаваем, при этом она старалась работать в разных жанрах и различными материалами. В коллективе произошло ее становление, как человека доброго и ответственного, помимо этого учиться Лиза отлично.

Пятый класс стал для Лизы сложным и переломным. Родители решили определить  своего ребенка в художественную школу, видя такие успехи, но… всему

свое время. Обучение в художественной школе целесообразнее начинать в 12 лет, когда

у ребенка за спиной 5 класс, а не только опыт начальной школы, когда есть жизненный опыт, физическое здоровье, уверенность и силы учиться в двух школах, где требования

не ниже, а потребуют от ученика много усилий. Лиза изменилась. Стало сложно учиться

в лицее, как никак 5 класс. Новые педагоги, новые требования, а еще художественная школа со своими сложностями. Девочка стала другой, появилось много сомнений, неуверенность в собственных силах. Мне оставалось только набраться терпения и смотреть со стороны на все это, сочувствуя в душе ребенку. Изредка Лиза приходила в кружок, ей хотелось, но время, а вернее его отсутствие мешало свободно рисовать, но

на мои просьбы она откликалась охотно.

Хорошая черта у 10 летнего человека – отдавать, не только брать, но и уметь делиться, не требуя взамен. Современные дети очень редко делятся, они предпочитают только брать – весь мир у их ног, они эгоцентричны, я не думаю, что среди них много будет великодушных людей, да и нужны ли они в современном мире?

В городской выставке «Огонь-друг, огонь – враг» награждение дипломом за рисунок 3 местом сразило ее, но она сама прекрасно понимала проблему – время, вернее его отсутствие, отсюда незаконченность работы, не характерное для Лиманской. Но

при этом она сохранила внутреннюю свободу, делая работу в графике для сказки для следующего показа в музее А.С.Пушкина, стала призером конкурса.

В феврале Лиза вошла в ритм новой жизни, стала чаще приходить в кружок, совместно с Водовой Анасасией сделали плакат в технике аппликации для городской выставки «Имею право!», получили 2 место. Как результат  - портрет пастелью на городской заключительной выставке «Мир глазами ребенка» 2011 года награжден грамотой за 2 место, что дало ей сохранить уверенность в своих силах.

В стенах лицея весной 2011 года прошла персональная выставка творческих работ Лиманской Елизаветы, что явилось своеобразным отчетом за 4 года обучения в кружке, которую посетили многие обучающиеся нашего лицея.

В этом учебном году Лиза очень выросла в творческом плане. Ей нравится в художественной школе, она с удовольствием посещает ее, рассказывает о своих неудачах и победах, и хочет много рисовать и участвовать в выставках.

Результатом ее творческой деятельности стало участие в трех выставках, большой объем работы, открытие в себе «новых» способностей – аналитическое мышление, умение использовать знания истории искусства, новые техники при выполнении работ: локальный цвет, шрифт, ИКТ. Победы не заставили себя ждать – первое место за плакат в городской выставке, где диптих смотрелся великолепно, такой идеи не было ни у кого! И диплом победителя в областном детско-юношеском фестивале «Культурно-историческая эпоха преп. Андрея Рублева»! Работа выполнялась на осенних каникулах, свободно, раскрепощено, без ограничения времени - глубокое погружение в творческий процесс, в эпоху А.Рублева, что и позволило сделать прекрасную

живописную работу. Меня поразило то, что она стала самостоятельна, легко владеет умением использовать цвет, умеет идти к цели и получать удовольствие от самого процесса работы и оценивать критически результат своей деятельности.

Для городской выставки «Русь православная» Лиза пишет новую композицию

на христианскую тему очень быстро, опираясь на опыт предыдущей работы, при этом соединяя элементы живописи русских и итальянских художников эпохи Ренессанса, творчески осмысливая их с позиции человека 21 века. Эта работа отмечена также дипломом.

 Самое сложное это композиция, сочинительство. Можно мастерски смешивать краски, использовать различные техники, но только благодаря композиции можно

 донести до зрителя то, что хочет сказать автор в искусстве, а понять это может не каждый ученик. Лиза поняла и благодарна за это. А Это дорогого стоит.

Кружковцы являются участниками многих выставок лицея, города, области, не раз их работы занимали призовые места. Что дают  ребенку занятия в кружке?

Основное  – активное умение видеть и понимать красоту окружающего мира, развитие воли и воображения, целеустремленности, художественного вкуса, умение понимать и рассматривать картины – их композицию, чувствовать, что хотел сказать художник.

А самое главное, творить прекрасное!

                       Учитель изобразительного искусства МБОУ лицей №1 Зубкова Н.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

курсовая работа"Развитие творческой личности ребенка на уроках музыки"

• Урок музыки - источник для музыкально-творческойдеятельности учителя и учащихся.                         ...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ  (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МОУ СОШ С УИОП №16 Г. КОМОСОМЛЬСКА-НА-АМУРЕ)Происх...

Проект "Развитие творческой личности ребенка на уроках музыки"

Школьная программа “Музыка” нацеливает учителя на воспитание у школьников музыкальной культуры как части их общей духовной культуры. При такой постановке цели музыкального воспитания особенно важно вл...

Развитие творческой личности ребенка.

Данная статья посвящена значимости творческой деятельности для развития личности ребенка....