урок физики 7 класс
методическая разработка по физике (7 класс) по теме

Шепелина Светлана Леонидовна

 

 Урок физики в 7 классе

Учебник А.В.Перышкин

   Тема урока: “ Волшебным миром я фонтанов очарован”

Тип урока: Урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Дидактическая цель урока: создание условий для осознанного изучения нового материала и включение знаний учащихся в процесс познания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_otkrytyy_7_klass_moy.docx31.1 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок физики в 7 классе

Учебник А.В.Перышкин

        Тема урока:        “ Волшебным миром я фонтанов очарован”

Тип урока: Урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Дидактическая цель урока: создание условий для осознанного изучения нового материала и включение знаний учащихся в процесс познания.

Цель урока: 

Образовательная

  1. сформировать представление о сообщающихся сосудах;
  2. выяснить, как будут располагаться поверхности однородной неоднородной и жидкости в сообщающихся сосудах;
  3. показать широкое применение сообщающихся сосудов в быту и технике;
  4. осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых умений, знаний;
  5. интересными формами урока способствовать усвоению основного материала, правильного образного мышления,
  6. отработать навыки работы с физическими приборами, умение ставить опыты.

Развивающая

  1. создать условия для развития творческих и исследовательских навыков,
    формировать умения выделять главное, сопоставлять, делать выводы;
  2. развивать речь, совершенствовать интеллектуальные способности;
  3. решать тренировочные задачи;
  4. развивать навыки исследовательской деятельности, навыки самоконтроля, самоанализа.
  5. Развитие способности устанавливать межпредметные связи.

Воспитательная

  1. способствовать привитию культуры умственного труда, создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу.-
  2. научиться видеть красоту в окружающем мире.
  3. воспитание умения слушать и слышать.

Приобретаемые навыки детей: 

  1. учащиеся учатся работать в группах,  сопоставлять,  обобщать ,проводить исследования;
  2. развивают логическое мышление ,речь, память , пространственное воображение;
  3. повышается уровень восприятия, осмысления и запоминания;
  4. воспитание очень внимательного отношения к окружающим, учебной дисциплине.
  5. подводить итоги своей работы, анализировать свою деятельность.

Формы организации работы детей: групповая, парная, индивидуальная, фронтальная,

«Я – словечко, ты – словечко, будет песенка»
(диалог)

«Я говорю, а ты молчишь
(монолог)

Формы организации работы учителя:

  1. используется словесно- иллюстративный, репродуктивный, практический, проблемный методы, беседа-сообщение, метод письменного текущего контроля;
  2. проверка ранее изученного материала, организация восприятия новой информации
  3. постановка цели занятия перед учащимися;
  4. обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, модель сообщающихся сосудов, трубки одинакового и разного сечения, таблица, чайник, кофейник, лейка, презентация.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Подготовка к восприятию нового материала:

Учитель: Однажды великого мыслителя Сократа спросили о том, что, по его мнению, легче всего в жизни. Он ответил, что легче всего – поучать других, а труднее – познать самого себя. Как мы познаем сами себя. Как мы воспринимаем мир? Как мыслители или как художники? Сегодня мы организуем работу так, чтобы каждый проявил свои способности как мыслителя и как художника, приобрел навыки работы в коллективе. Покажем умения и навыки при изучении темы: «Сообщающиеся сосуды и их применение». (Слайд №1,2,3)

3. Постановка цели занятия перед учащимися:

  1. изучить устройство сообщающихся сосудов;
  2. применение их в быту и технике;
  3. обобщить знания, закрепить изученный материал;
  4. проверить и закрепить полученные знания.

4. Актуализация знаний учащихся

А. Проводим фронтальный опрос.

Б.задание; в течение 6 минут ответить по очереди на вопросы, и оценить ответы по 6-ти бальной шкале

ВОПРОСЫ.1.Какую величинумы называем давлением?
2.Как определяют давление?
3.В каких единицах измеряют давление?
4.Как передают давление жидкости и газы?
5.Как вычислить давление жидкости на дно сосуда?
6.Как вычислить давление на некотором уровне в жидкости?
7.Как вы понимаете понятие уровень?
8.От каких величин зависит давление в жидкости?
9.Каково давление в разных точках одного уровня?
10.Перевести давление 3кПа в Па?1 700 Па в кПа?

ответы

 .На экране появляется новый кадр с правильными ответами:

 1-Величина, равная отношению силы, действующей перпенди-
кулярно поверхности, к площади этой поверхности, называется
давлением.
2. Р=F/ S
3. Паскалях –Па.
4. По закону Паскаля в любую точку во всех направлениях одинаково
5. Р = pgh
6. P =pgh
7. Это горизонтальная плоскость
8. От плотности жидкости, высоты столба и ускорения свободного падения
9. Одинаково
10. 3000 Па, 1,7кПа.
Учащиеся проверяют правильность ответов и выставляют
 баллы:
в .Индивидуальное задание –сильным ученикам

Вопросы тестирования:

1.При уменьшении объёма газа его давление ... при условии, что масса и температура газа остаются неизменными.

А. увеличивается.

Б. уменьшается.               В. не изменяется

  2. Справа и слева от поршня находится воздух одинаковой массы. Температура воздуха слева выше, чем справа. В каком направлении будет двигаться поршень, если его отпустить?

A.        слева направо.
Б. справа налево.

B.        поршень останется на месте.

  3. Рассчитайте давление воды на глубине 1 м.

A.        100 кПа
Б. 1 кПа

B.        1 кПа.

4- В суть закона Паскаля?

5.Как изменяется давление внутри жидкости с глубиной?

6. Зависит ли давление, которое оказывает жидкость на погружённое в неё тело, от плотности этого тела и высоты?

7.Почему режущие и колющие инструменты оказывают на тело большее давление?

5. Изучение нового материала

Я ещё не устала удивляться чудесам, что есть на нашей Земле:

Телевизору, голосу рации, калькулятору на столе.

 Самолёты летят сквозь тучи, мчатся по морю корабли.

 Как до этих вещей могучих домечтаться люди могли?

 Как придумать могли такое: кнопку тронешь - день настаёт.

 Только кран откроешь рукою - и вода по трубам течёт.

Ток по проволоке струится, спутник мчится по небесам,

 Человеку стоит дивиться человеческим чудесам.

Учитель:

Тема  урока “Волшебным миром я фонтанов очарован...”.

Параграф учебника 7 класса по физике отражает только суть работы сообщающихся сосудов, но в нем совершенно ничего не говорится о практическом применении сообщающихся сосудов в архитектуре, очень кратко описано применение в быту. Мы сегодня ознакомимся с этой темой шире, применив полученные ранее знания по  физике.  Попробуйте сами  сделать работающие модели фонтанов. Я прелагаю  следующие темы сообщений: “История создания фонтанов Москвы”, “Фонтаны Петербурга”, “Фонтаны Москвы”, “Практическое использование сообщающихся сосудов”, “Фонтаны в живописи”, “Как работают сообщающиеся сосуды”, “Можно ли построить фонтаны вокруг  школы”. На работу по каждой теме будет отведено три недели.

--Демонстрация слайдов с фотографиями фонтанов Петергофа.

-- демонстрация фонтанов Праги.

Сегодня мы будем говорить о сообщающихся сосудах. Запишите, пожалуйста, классная работа, число, тему урока.

-        Какие сосуды мы можем назвать сообщающимися?

 Учащиеся делают вывод и записывают в тетрадь.

Учащимся показывается слайд.  Сообщающиеся сосуды, в одном из них налита жидкость и трубка перекрыта зажимом.

-        Будет ли переливаться жидкость из одного сосуда в другой, если открыть зажим? Почему?

Давайте проверим ваши предположения. Показывается следующий слайд.

-        Что можно сказать об уровнях жидкости в обоих коленах сообщающихся сосудов, если движения жидкости в них нет?

Мы пришли к важному выводу. Сформулируем его.

В сообщающихся сосудах свободная поверхность покоящейся жидкости находится на одинаковом уровне.

- А какая поверхность жидкости называется свободной?

Вопрос:

- Зависит ли положение уровня жидкости в сообщающихся сосудах от формы сосудов? Демонстрируется опыт с сосудами разной формы и показывается слайд.

- А если мы в сообщающиеся сосуды нальём две несмешивающиеся жидкости разной плотности. Будут ли они располагаться на одном уровне? Показывается слайд.

 Демонстрация опыта..(подсолнечное масло и вода)

А теперь поговорим о практическом применении сообщающихся сосудов. Показ слайдов фонтанов.Показывается работа шлюзов с помощью слайдов и рассматривается рис. 111 на стр.101 учебника, где изображена схема шлюзования судов.

6. Закрепление изученного материала:

Учитель:

  Фронтальный опрос.

Что вы сегодня узнали на уроке?

Какие сосуды называются сообщающимися?

Какие свойства сообщающихся сосудов мы знаем теперь.?

Применение их в быту ив технике

Решение задач: В.И. Лукашик №539, № 540, № 541, 

7. Физическая пауза.

Прежде, чем приступить к решению задач, проведем "Гимнастику для глаз".

  1. Зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторите 7 раз.
  2. Делайте круговые движения глазами: налево - вверх - направо - вниз - направо - вверх - налево - вниз. Повторите 8 раз.
  3. Вытяните вперёд руку. Следите взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте обратно. Повторите 6 раз.
  4. Посмотрите в окно вдаль 2 минуту.

8.Итог урока.

Мы вместе прошли трудный путь от гипотез, к подлинно научной теории и поучаствовали в своем открытии уже известного  закона сообщающихся сосудов.

Я попрошу еще раз сделать общий вывод  нашего урока. Учащиеся дают отвечают:

В сообщающихся сосудах однородная жидкость устанавливается на одном уровне.

В сосудах любой формы и ширины однородная жидкость устанавливается на одном уровне.

Высоты столбов разнородных жидкостей в сообщающихся сосудах обратно пропорциональны их плотностям. 

 9.Домашнее задание к следующему уроку.

§ 39; Упр.16 (1,2, задание 9 №1. стр. 96).

Предлагаю вам побыть учеными- экспериментаторами, философами, писателями.  

  1. Первая группа – модель фонтана;
  2. Вторая группа – модель оросительной системы для огорода;
  3. Третья группа – модель системы водопровода;
  4. Четвертая группа – модель водомерной  башни.

10. Рефлексия.

  1. Ваше настроение в конце урока: Проанализируйте, пожалуйста, «движение» своих мыслей, чувств, ощущений, которые возникли у вас в течение урока
  2. . удивлён,
  3. безразличен,
  4. радостно восхищён,
  5. встревожен,
  6. раздражён,

спокоен

Учитель: Ребята! В заключение хочу сказать. Физик видит то, что видят все: предметы и явления. Он также как и все восхищается красотой и величием мира, но за этой всем доступной красотой ему открывается еще одна красота закономерностей в бесконечном разнообразии вещей и событий. Физику доступна редкая радость – понимать природу, и даже «беседовать» с ней. Мне хочется пожелать вам научиться понимать природу, и разговаривать с ней на одном языке.

УЧИТЕЛЬ ПОДВОДИТ ИТОГИ УРОКА , СТАВИТ ОЦЕНКИ ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ.

 

Литература: 

  1. А.В. Перышкин. Учебник физики 7 класс.
  2. А.В. Перышкин. Сборник задач по физике 7-9 класс.
  3. Марон А.Е., Е.А Марон Дидактический материал 7 класс.
  4. Марон А.Е., Е.А Марон Сборник качественных задач по физике. 7-9 класс.
  5. В.И. Лукашик Сборник задач по физике 7-9 класс.

     6.Интернет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ФИЗИКИ В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «Под водой, на воде, в воздухе: плавание человека, животных, воздухоплавание» УЧЕБНИК « ФИЗИКА 7 КЛАСС» ГРОМОВ С.В., РОДИНА Н.А. ПРОГРАММА КОРОВИН В.А., ДИК Ю.И.

Тема: «Под водой, на воде, в воздухе: плавание человека, животных, воздухоплавание».   Цель: 1. Обобщить, систематизировать знания учащихся по теме «Плавание тел.  Во...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ФИЗИКИ В 11 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ВЕЛИКИЕ ОТКРЫТИЯ И ИЗОБРЕТЕНИЯ, ИЗМЕНИВШИЕ МИР» УЧЕБНИК « ФИЗИКА 11 КЛАСС» МЯКИШЕВ Г.Я.

Тема: Великие открытия и изобретения, изменившие мир.Цель урока: 1. -Обобщить и систематизировать знания, полученные учащимися за курс...

Урок физики в 6 классе (по программе Г.Н.Степановой «Физика с пятого класса»)

Урок - исследование по теме "Последовательное соединение проводников"...

Урок физики в 8-м классе по программе курса физики в средней общеобразовательной школе по учебнику А.В. Пёрышкина. Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока».

Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока.  Амперметр. Измерение силы тока».Урок изучения нового материала с элементами обобщения ранее изученного.  На уроке вводится понятие  сил...

Урок физики в 8-м классе по программе курса физики в средней общеобразовательной школе по учебнику А.В. Пёрышкина. Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока».

Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока.  Амперметр. Измерение силы тока».Урок изучения нового материала с элементами обобщения ранее изученного.  На уроке вводится понятие  сил...

мастер-класс применения ИКТ на уроках физики "Урок по физике 7 класс Тема урока: «Исследование силы Архимеда».

Цели урока:Образовательные:повторить  и обобщить изученный материал по теме: «Архимедова сила.  Плавание тел»;продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщат...