Познавательная игра «Физика вокруг нас!»
методическая разработка по физике (8 класс) по теме

Игра проводится в рамках Недели физики как соревнование команд-знатоков физики 8-х классов.

Цель игры: проверка знаний учащихся, их сообразительности и находчивости.

Учебно-воспитательные задачи игры:

1)      Научить членов команд прислушиваться к мнению друг друга, аргументировать свои версии и выбирать из всех предложенных версий одну – оптимальную;

2)      В игровой форме развить у учащихся интерес к физике и к процессу обучения в целом;

3)      Поднять престиж умных, но не всегда популярных в классном коллективе, учащихся.

Пояснительная записка.

1)      Учитель готовит задания проблемно-творческого характера.

2)      Из параллели восьмых классов набирают команды по пять-семь учащихся. Остальные ученики – зрители.

3)      Конкурс ведёт ведущий (учитель).

4)      Оценивают выполнение заданий конкурса и подводят итоги члены жюри (учащиеся старших классов). Счёт объявляется по окончании каждого конкурса.

5)      На обсуждение вопроса отводится одна минута, на решение задачи – больше.

6)      Капитан команды после минутного обсуждения даёт слово одному из членов команды.

7)      Если командой был дан неверный ответ, то на вопрос может ответить любая другая команда или зрители.

 

Материалы и оборудование:

1)      Карточки с текстами заданий;

2)      Портреты учёных-физиков

3)      Приборы

-Электрометры

-Эбонитовая палочка

- Стеклянная палочка

- Мех, шёлк

     4) Тонкие листы бумаги

    5) Прочные нити

   6) Тела-проводники (графит, медная, алюминиевая проволоки)

7) Тела-непроводники(резина, фольга, пластмасса, ткань)

8) Табло для фиксации счета

9) Большие часы с секундной стрелкой

10) Музыка

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnaya_igra_fizika_vokrug_nas.docx38.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательно учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 21

с углубленным изучением отдельных предметов

Ворошиловского района г. Волгограда

Маканова Людмила Генриховна

Учитель физики высшей категории

Познавательная игра «Эрудиты, вперед!»

Познавательная игра «Эрудиты, вперёд!»

Игра проводится в рамках Недели физики как соревнование команд-знатоков физики 8-х классов.

Цель игры: проверка знаний учащихся, их сообразительности и находчивости.

Учебно-воспитательные задачи игры:

  1. Научить членов команд прислушиваться к мнению друг друга, аргументировать свои версии и выбирать из всех предложенных версий одну – оптимальную;
  2. В игровой форме развить у учащихся интерес к физике и к процессу обучения в целом;
  3. Поднять престиж умных, но не всегда популярных в классном коллективе, учащихся.

Пояснительная записка.

  1. Учитель готовит задания проблемно-творческого характера.
  2. Из параллели восьмых классов набирают команды по пять-семь учащихся. Остальные ученики – зрители.
  3. Конкурс ведёт ведущий (учитель).
  4. Оценивают выполнение заданий конкурса и подводят итоги члены жюри (учащиеся старших классов). Счёт объявляется по окончании каждого конкурса.
  5. На обсуждение вопроса отводится одна минута, на решение задачи – больше.
  6. Капитан команды после минутного обсуждения даёт слово одному из членов команды.
  7. Если командой был дан неверный ответ, то на вопрос может ответить любая другая команда или зрители.

Материалы и оборудование:

  1. Карточки с текстами заданий;
  2. Портреты учёных-физиков
  3. Приборы

-Электрометры

-Эбонитовая палочка

- Стеклянная палочка

- Мех, шёлк

     4) Тонкие листы бумаги

    5) Прочные нити

   6) Тела-проводники (графит, медная, алюминиевая проволоки)

7) Тела-непроводники(резина, фольга, пластмасса, ткань)

8) Табло для фиксации счета

9) Большие часы с секундной стрелкой

10) Музыка

Ход мероприятия:

Ведущий: Начинаем игру-викторину «Эрудиты, вперёд!». Сегодня в игре принимают  участие команды 8 «А», 8 «Б» классов.

А сейчас команды должны представиться (название, девиз, эмблема – отражающие физическую сущность)

Хоть в голове порою муть,

Но вы должны понять, в чём суть:

В задачах, в поисках пути

Во всём старайтесь вы дойти:

«До сущности явлений,

До их причины,

До основанья, до корней,

До сердцевины» -

Так сказал известнейший поэт

Запомните его слова  впредь

Учитесь думать, чтоб вопрос понять

И верные ответы дать.

Нашу игру будет судить компетентное жюри в составе…

I Вопросы викторины:

( Выдаются каждой команде в напечатанном виде без ответов)

  1. Где давление на дно больше – в узкой мензурке или в стакане, если воды налито по двести грамм? (В узкой мензурке, так как столб воды в ней будет выше: P=gqh).
  2. Алюминиевый и свинцовый шарики одинаковой массы опустили в воду. На какой из них действует большая архимедова сила? (На алюминиевый, так как его плотность меньше, а объём, соответственно,  больше, чем у свинцового).
  3. Что надо сделать с резиновым стержнем, чтобы его жёсткость возросла? (Его нужно укоротить)
  4. Почему в холодной атмосфере виден выдыхаемый нами пар? (В холодной атмосфере происходит конденсация).
  5. Пять сопротивлений по пять Ом каждое соединены параллельно. Чему будет равно общее сопротивление? (1 Ом)

II Учёные

(Отвечает та команда, которая быстрей поднимет руку. После ответа демонстрируется портрет ученого)  

  1. Учёный-грек, всё ведомо ему,

Он первым стал работать в войну.

И от того, ведь, пострадал –

Жертвой той войны он стал.

(Архимед)

  1. Вот о чём пойдёт мой сказ:

Опыт проделал он для нас.

В свойства «лёгких тел» не веря,

Он вес воздуха измерил.

(Галилей)

  1. Он был художник и поэт,

Он первый наш «университет».

Пушкин так о нём сказал

Теперь его ты угадал.

(Ломоносов)

  1. Он тел взаимодействие открыл,

Великим физиком он был.

А яблоко,  упавшее так мило,

Открыть закон природы осенило.

(Ньютон)

  1. Есть в электричестве закон.

Им открыт  и важен он,

Без него не обойдёшься,

Цепь рассчитать коль соберёшься.

(Ом)

  1. Хочу тебе признаться:

Сумел он вскоре догадаться,

Что, если на гору подняться,

Давление будет уменьшаться.

(Паскаль)

  1. Любил охоту, лошадей.

Открытие он сделал для людей.

Лучи его, скажу для вас,

Обследуют и лечат нас.

(Рентген)

  1. Сейчас скажу без промедленья,

В том никакого нет сомненья,

Его труды от многих отличаются,

Отцом он космонавтики считается.

(Циолковский)

  1. Играл на скрипке он прекрасно.

Скажу, сейчас вам будет ясно:

Его теория известна всем,

Но суть её ведь «по уму» не всем.

(Эйнштейн)

III  «Дальше…»

(Команда в течение одной секунды отвечает на вопросы ведущего, если ответа нет, говорит «дальше». Очки дают по количеству правильных ответов).

Вопросы для первой команды:

  1. Единица измерения силы тока (Ампер)
  2. Отрицательно-заряженная частица в атоме (Электрон)
  3. Единица мощности (Ватт)
  4. Открыл закон всемирного тяготения (Ньютон)
  5. Направленное движение заряженных частиц (Ток)
  6. Прибор для измерения давления (Манометр)
  7. Линия, вдоль которой движется тело (Траектория)
  8. Атом, имеющий заряд (Ион)
  9. Передача тепла от более нагретой части тела, к менее нагретой (Теплопроводность)

Вопросы для второй команды:

  1. Единица измерения сопротивления (Ом)
  2. Положительно заряженная частица в атоме (Протон)
  3. Единица работы (Джоуль)
  4. Прибор для измерения скорости (Спидометр)
  5. Изобрёл первый барометр (Торричелли)
  6. Прибор для определения объёма жидкости (Мензурка)
  7. Единица измерения давления (Паскаль)
  8. Первая буква греческого алфавита (Альфа)
  9. Естественный спутник Земли (Луна)

IV  «Отгадалки»

(Участники игры могут набрать до пятнадцати баллов. Необходимо отгадать, о чём идёт речь с первой попытки. В случае неудачи есть ещё две попытки. Если ответ получен со второй попытки – 10 баллов, с третьей – 5 баллов).

1 вопрос:

  1. Она не видна человеческому глазу, может летать или качаться (15).
  2. Она во всех веществах и в различных веществах разная (10)
  3. Она состоит их атомов (5)

Ответ: молекула.

2 вопрос:

  1. От него зависит жизнь человека (15).
  2. О нём говорят «повышенное», «пониженное», «нормальное» (10).
  3. Оно измеряется манометром (5).

Ответ: давление.

V «Экспериментальные задания»

(Задания выдают каждой команде, приборы находятся на отдельном столе и учащиеся отбирают нужные для своих заданий.)

        Первая команда:

  1. Как показать, что стеклянная палочка, наэлектризованная трением о шёлк, имеет заряд другого рода, чем заряд эбонитовой палочки, наэлектризованной трением о шерсть?
  2. Как при помощи листочков бумаги обнаружить, наэлектризовано ли тело?

Вторая команда:

  1. Как показать на опыте, что электрический заряд делится на части? Можно ли электрический заряд делить бесконечно? Имеет ли электрический заряд предел делимости?
  2. Как, располагая заряженным электрометром и предметами из различных веществ, можно установить, какие из них являются проводниками, а какие нет?

Пока команды выполняют эксперимент, ведущий работает со зрителями.

  1. В чем сущность явлений – на это ответ
    Искал сиракузский мудрец…

                          (Архимед)

  1. Быстрей ли то падает, что тяжелей? -
    И это проверить решил…

            (Галилей)

  1. В структуре атома,
    Как в солнечной системе,  есть комфорт.
    Нам это доказал английский физик…

             (Резерфорд)

  1. О силе гравитации закон
    Нам вывел знаменитейший…

            (Ньютон)

Зрители отвечают хором «да» или «нет».

  1. При сжигании топлива атомы соединяются в молекулы и происходит выделение энергии. (+)
  2. Чем больше масса тела, тем больше количество теплоты надо затратить, что бы изменить его температуру на одно и то же количество градусов. (+)
  3. Кинетическая энергия всех молекул, из которых состоит тело составляет внутреннюю энергию тела (-)
  4. Конвекция может существовать в вакууме. (-)
  5. Внутреннюю энергию тела можно изменить путем совершения работы. (+)
  6. Тела, имеющие электрические заряды одинакового знака взаимно отталкиваются. (+)
  7. При коротком замыкании сопротивление цепи незначительно, практически равно нулю. (+)
  8. При прохождении электрического тока по проводам провода удлиняются (+)
  9. Амперметр включается в цепь параллельно. (-)
  10. Сила тока в цепи имеет другое название – количество электричества. (-)    

VI «Законы и явления»

(Команды получают карточки с вопросами без ответов. За каждый правильный ответ даётся одно очко, ответы сдают жюри)

№ п/п

Вопросы

Ответы

1

Запишите внесистемную единицу количества теплоты

Калория

2

При каком способе теплопередачи энергия переносится самими струями газа или жидкости

Конвекция

3

Чему равна 1 калория в джоулях?

1кал ~ 4,2 Дж

4

По какой формуле рассчитывается количество теплоты, необходимое для нагревания тела?

Q=cm()

5

Какой вид теплопередачи может осуществляться в вакууме?

Излучение

6

При каком способе теплопередачи энергия передаётся от одного тела к другому или от одной его части к другой?

Теплопроводность

7

Запишите формулу для расчёта количества теплоты, выделяющегося при сгорании топлива.

Q=qm

8

Запишите единицу измерения количества теплоты в системе СИ.

Джоуль

9

По какой формуле рассчитывается количество теплоты, выделяемое телом при охлаждении.

Q=-cm()

10

Перечислите способы изменения внутренней энергии тела.

Работа и теплопередача

VII  «Конкурс капитанов»

Предположим, что вы учитель физики. Предложите свои методы для того, чтобы ваши учащиеся заинтересовались предметом.

IIX  «Метр»

В физике много приборов, название которых оканчивается на «метр». Назовите их.

(Команды в течении одной-двух минут записывают приборы сообща,  а затем отдают жюри. За каждый названный прибор команда получает одно очко).

IX «Заселите остров формулами»

( Каждой команде выдается лист с рисунком островов и они должны в течении одной минуты заселить пустующий остров формулами, беря буквенное обозначение с острова «велечины».)

                                              Остров «Формулы»

                                                                    

                                                               Остров «Величин»

Итоги.

Ведущий:

Вот и конкурс завершён.

Вопрос всех туров разрешён.

Но кто же, кто же эрудит?

Строгое жюри решит.

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлекательно- познавательная игра "Вокруг света".

Предлагается методическая разработка внеклассного мероприятия "Вокруг света", которая проводится в форме лингвистической игры, охватывающей все главные разделы русского языка....

Интеллектуальная игра"Физика вокруг нас"

Данная разработка будет полезна при проведении внеклассного мероприятия в 8 классе, после изучения тем "Электризация", "Тепловые явления"....

Интеллектуальная игра"Физика вокруг нас"

Данная разработка будет полезна при проведении внеклассного мероприятия в 8 классе, после изучения тем "Электризация", "Тепловые явления"....

Своя игра "Физика вокруг нас"

Правила командной игры похожи на правила телевизионной версии. Играют две команды. Игра состоит из нескольких раундов. В начале каждого раунда объявляются темы и стоимость вопросов (количество баллов,...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ФИЗИКЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7-ЫХ КЛАССОВ Игра «Физика вокруг нас».

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ФИЗИКЕДЛЯ  УЧАЩИХСЯ  7-ЫХ  КЛАССОВИгра «Физика вокруг нас»....

Игра по станциям "Физика вокруг нас"

Игра проходит по станциям. Организована для обучающихся 8-х классов....