Пропедевтический курс физики для 6 класса
рабочая программа по физике (6 класс) по теме
Программа для 6 класса (1 ч/нед)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_programma_po_fizike_6_kl.doc | 94.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Частное образовательное учреждение дошкольного образования, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования
«Школа «Эпиграф»
Программа по физике
для 6 класса
(35 часов)
Автор-составитель
Учитель физики
Берман Александр Павлович
г. Санкт-Петербург
2011 г.
Пояснительная записка
Физика как наука вносит особый вклад в решение общих задач образования и воспитания личности, поскольку вся система знаний о явлениях природы, о свойствах пространства и времени, вещества и поля формирует мировоззрение школьников.
Цель: подготовить учащихся к восприятию курса физики средней школы.
Задачи:
- способствовать овладению опорными физическими понятиями;
- познакомить с некоторыми физическими величинами;
- формировать измерительные и вычислительные навыки;
- формировать навык самостоятельной деятельности;
- создать условия для развития мыслительных способностей учащихся;
- формировать интерес к физике;
- показать взаимосвязь физики с окружающим миром
Принципы построения курса: доступность, наглядность, научность, связь с другими науками.
Данный курс является пропедевтическим и рассчитан на 35 учебных часов (1 час в неделю)
Материал, входящий в курс 6 класса, частично опирается на знания учащихся, полученные ранее на уроках математики и естествознания, на жизненный опыт учащихся.
Часть материала перенесена из курса 7 класса. Это позволяет в 7 классе не рассматривать тему "Введение", а в 6 классе посвятить ей больше времени (4 часа вместо 2-х); лабораторные работы "Измерение размеров малых тел", "Измерение объема тела с помощью мензурки", "Измерение массы тела на рычажных весах" проводятся в рамках соответствующих тем.
Программа рассчитана на применение базового оборудования, имеющегося в кабинете физики.
Учебное пособие к данной программе, как и программа, является авторским и сочетает в себе функции учебника и рабочей тетради. В качестве дополнительной литературы и учащимися, и учителями может привлекаться любая другая литература, содержащая необходимую информацию.
Распределение времени по темам является примерным.
По окончании 6 класса учащийся должен знать:
• определения величин "длина", "площадь", "объем", "масса", "температура";
• смысл понятий "тело", "вещество", "наблюдение", "опыт", "измерение", "эталон", "развертка", "палетка", "мензурка", число "пи", "цена деления прибора";
•формулы: L = 2пR, S =пR2, V = S*h,
По окончании 6 класса учащийся должен уметь:
•совершать действия с числами, записанными в стандартном виде;
•проводить физические измерения, пользуясь измерительными приборами;
•совершать перевод из одних единиц измерения в другие.
Тематическое планирование
35 часов (1 час в неделю), 4 часа резерв.
Введение в курс физики. (4 часа)
Предмет физики. Естественные науки. Тела и вещества. Органы чувств. Наблюдение и опыт - основные методы познания.
Физические величины и их измерение. (4 часа)
Понятие о физической величине. Измерения. Единицы измерения. Эталон. Измерительные приборы. Цена деления шкалы. Стандартная запись чисел. Множители и приставки.
Длина. (4 часа)
Понятие длины. Различные методы определения линейных размеров. Измерение длины. Длина кривой. Пр/р ''Определение размеров малых тел методом ряда". Пр/р ''Получение формулы для расчета длины окружности''.
Площадь.(3 часа)
Понятие площади. Определение площади плоских фигур правильной и неправильной формы. Палетка. Площадь поверхности тел. Развертка. Пр/р "Проверка формулы площади круга".
Объем.(3 часа)
Понятие объема. Определение объема тел правильной формы. Мензурка. Пр/р "Определение объема цилиндра по формуле". Пр/р " Измерение объема тел с помощью мензурки".
Время.(5 часов)
Понятие времени. Определение времени по астрономическим наблюдениям. Календарь. Часы. Пр/р "Измерение времени с помощью секундомера".
Масса.(4 часа)
Понятие гравитационной и инертной массы. Весы. Пр/р "Измерение массы тела с помощью рычажных весов". Способ измерения инертной массы
Температура.(4 часа)
Понятие температуры. Способы изменения температуры. Измерение температуры. Термометры. Пр/р "Измерение температуры с помощью жидкостного термометра".
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1. Введение (4 часа) | |
1.1 | Предмет физики. Естественные науки. Термины. |
1.2 | Органы чувств |
1.3 | Наблюдение и опыт |
1.4 | Обобщающий урок |
2. Физические величины и их измерение (4 часа) | |
2.1 | Физическая величина и ее измерение. |
2.2 | Измерительные приборы. Шкала. Цена деления. Пр/р «Определение цены деления измерительных приборов». |
2.3 | Стандартная запись числа. Множители и приставки |
2.4 | Обобщающий урок |
3. Длина (4 часа) | |
3.1 | Понятие длины. Определение длины линейкой и др. приборами. |
3.2 | Определение размеров тел методом ряда. Пр/р |
3.3 | Пр/р «Получение формулы для измерения длины окружности» |
3.4 | Обобщающий урок |
4. Площадь (3 часа) | |
4.1 | Понятие площади. Определение площади плоской фигуры правильной и неправильной формы |
4.2 | Пр/р «Проверка формулы площади круга». Развертка. |
4.3 | Обобщающий урок |
5. Объем (3 часа) | |
5.1 | Понятие объема. Определение объема тел правильной формы. |
5.2 | Мензурка. Пр/р «Определение объема тел с помощью мензурки» |
5.3 | Обобщающий урок |
6. Время (5 часов) | |
6.1 | Понятие времени. Солнечный год. |
6.2 | Календарь. Месяц, неделя, сутки |
6.3 | Часы. Час, минута, секунда. |
6.4 | Пр/р «Измерение времени с помощью секундомера» |
6.5 | Обобщающий урок |
7. Масса (4 часа) | |
7.1 | Понятие гравитационной массы. Весы. |
7.2 | Понятие инертной массы. Измерение инертной массы. |
7.3 | Пр/р «Определение массы тела с помощью рычажных весов» |
7.4 | Обобщающий урок |
8. Температура (4 часа) | |
8.1 | Понятие температуры. Температурные шкалы. |
8.2 | История термометра. Виды термометров. |
8.3 | Пр/р «Измерение температуры жидкостным термометром» |
8.4 | Обобщающий урок |
Итого 31 час + 4 часа резерв |
Методические рекомендации по работе с учебным пособием
«Учебник-рабочая тетрадь по физике для 6 класса»
Структура учебного пособия Учебное пособие, с которым Вы будете работать в течение года, предполагает одновременное сочетание двух функций. Это учебник, в котором содержится теоретический материал, необходимый для успешного последующего усвоения основных разделов курса физики, изучаемых в школе; одновременно это и учебная тетрадь, в которой указаны вопросы и даны практические задания для изучения и закрепления изученного материала. В рабочей тетради учащиеся имеют возможность при изучении теоретических вопросов фиксировать результаты выполнения практических и лабораторных работ. Такой учебник может использоваться учащимся в дальнейшем при изучении физики в старших классах как справочное пособие, так как опорные понятия подробно проанализированы и дают четкое представление о той или иной физической величине.
Учебное пособие включает восемь тем: "Введение", "Физические величины и их измерение", "Длина", "Площадь", "Объем", "Масса", "Время", "Температура". Новый теоретический материал усваивается через решение проблемных вопросов, практических заданий, способствующих познавательной активности учащихся.
На второй странице обложки помещены латинский и греческий алфавиты. Использование некоторых букв греческого алфавита в 6 классе снимает ряд трудностей, возникающих при анализе задач по физике на последующих ступенях обучения. На этой же странице дана расшифровка условных обозначений, используемых в данном пособии.
При создании учебника предполагалось, что каждая страница представляет собой некую логическую единицу, которая может изучаться 1 или 2 урока. (Исключение составляет лишь первая часть темы «Время», где логическая единица занимает 2 страницы – 12 и 13). Конечно, допускается отклонение от этой концепции с учетом уровня обучаемости учащихся класса.
В конце учебника (стр. 19-20) находится материал для проверки знаний. Его можно использовать либо на заключительных уроках каждой темы, либо в качестве итоговой проверки знаний в конце года. На 3 странице обложки помещена таблица, позволяющая учащимся фиксировать результаты своей учебной деятельности.
Методика работы с учебным пособием Это пособие развивает умения самостоятельно изучать новый материал.
Учащимся, успешно усваивающим материал данной программы, предлагается самостоятельно ознакомиться с содержанием следующего урока и по возможности выполнить практическое задание. В том случае, если они без затруднений работали с теоретическим материалом новой темы, им предлагается на уроке стать консультантами в микрогруппах, занимающихся поисковой деятельностью при решении проблемных вопросов.
Методика проведения практических и лабораторных работ не изменяется, но учащимся 6-х классов для успешного выполнения заданий необходим более подробный инструктаж и пошаговый контроль.
Критерии оценивания учащихся.
Поскольку курс является пропедевтическим, при выставлении отметок главная задача – не «отбить» интерес к предмету, стимулировать желание ученика изучать предмет в дальнейшем. Этого достичь тем более легко, что курс по своему построению и наполнению не требует серьезных усилий для усвоения. Допускаю, что неудовлетворительные оценки могут вообще отсутствовать или выставляться в крайнем случае.
Устные ответы учащихся.
Устные ответы учащихся не должны быть объемными. При оценивании ответов учащихся на теоретические вопросы оцениваем правильность и полноту ответа.
Полнота ответа в различных категориях определяется данным перечнем:
Физический опыт или наблюдение:
- Цель
- Условия, при которых осуществляется опыт или наблюдение.
- Ход опыта или наблюдения.
- Результат
Физическая величина:
- Название величины и ее условное обозначение.
- Характеризуемый объект (явление, свойство, процесс)
- Определение.
- Единицы измерения
- Способы измерения величины.
Прибор, механизм:
- Назначение устройства.
- Описание устройства.
- Правила пользования и применение устройства.
Критерии оценивания устного ответа.
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся правильно отвечает по всем пунктам, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка 4 ставится, если ответ ученика, удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка 3 ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в его ответе, имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала. Ученик может допустить не более одной грубой ошибки и двух недочетов; или не более одной грубой ошибки и не более двух-трех негрубых ошибок; или одной негрубой ошибки и трех недочетов; или четырёх или пяти недочетов.
Оценка 2 ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
Критерии оценивания практической работы.
Оценка 5 ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности; правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки.
Оценка 4 ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка 3 ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной её части позволяет получить правильный результат и вывод; или если в ходе проведения опыта и измерения были допущены ошибки.
Оценка 2 ставится, если работа выполнена не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов; или если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Критерии оценивания домашней работы.
Оценка 5 ставится, если учащийся выполнил работу в полном объеме без ошибок; правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки.
Оценка 4 ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка 3 ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной её части позволяет дальнейшее усвоение программного материала.
Оценка 2 ставится, если работа не выполнена или выполнена неправильно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа пропедевтического курса "Физика - Химия 5-6 класс"автор Гуревич
Дано подробное поурочное планирование данного курса на основе программы под редакцией Гуревича....
Рабочая программа пропедевтического курса физики 6 класс
Учебно-тематическое планирование пропедевтического курса «Физика» для 6 класса разработано на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физи...
Домашнее задание. Пропедевтический курс физики 5 класс. Тема "Плотность"
Домашнее задание. Пропедевтический курс физики 5 класс. Тема "Плотность"...
Домашнее задание. Пропедевтический курс физики 5 класс. Тема "Физ.тело - вещество"
Домашнее задание. Пропедевтический курс физики 5 класс. Тема "Физ.тело - вещество"...
Домашнее задание. Пропедевтический курс физики 5 класс. Тема "Давление"
Домашнее задание. Пропедевтический курс физики 5 класс. Тема "Давление"...
Домашнее задание. Пропедевтический курс физики 5 класс. Тема "Виды сил"
Домашнее задание. Пропедевтический курс физики 5 класс. Тема "Виды сил"...
Использование оборудования кабинета физики для пропедевтического курса физики в начальной школе
Изучение основ физики в начальной школе является наиболее продуктивным методом обучения. В начальной школе учащиеся быстро усваивают информацию, обучаются навыкам проведения эксперимента....