Пропедевтический курс физики для 6 класса
рабочая программа по физике (6 класс) по теме

Берман Александр Павлович

Программа для 6 класса (1 ч/нед)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtorskaya_programma_po_fizike_6_kl.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Частное образовательное учреждение дошкольного образования, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования

«Школа «Эпиграф»












Программа по физике

для 6 класса

(35 часов)

Автор-составитель

Учитель физики

Берман Александр Павлович

г. Санкт-Петербург

2011 г.


Пояснительная записка

Физика как наука вносит особый вклад в решение общих задач образования и воспитания личности, поскольку вся система знаний о явлениях природы, о свойствах пространства и времени, вещества и поля формирует мировоззрение школьников.

Цель: подготовить учащихся к восприятию курса физики средней школы.

Задачи:

- способствовать овладению опорными физическими понятиями;

  1. познакомить с некоторыми физическими величинами;
  2. формировать измерительные и вычислительные навыки;
  3. формировать навык самостоятельной деятельности;
  4. создать условия для развития мыслительных способностей учащихся;
  5. формировать интерес к физике;
  6. показать взаимосвязь физики с окружающим миром

Принципы построения курса: доступность, наглядность, научность, связь с другими науками.

Данный курс является пропедевтическим и рассчитан на 35 учебных часов (1 час в неделю)

Материал, входящий в курс 6 класса, частично опирается на знания учащихся, полученные ранее на уроках математики и естествознания, на жизненный опыт учащихся.

Часть материала перенесена из курса 7 класса. Это позволяет в 7 классе не рассматривать тему "Введение", а в 6 классе посвятить ей больше времени (4 часа вместо 2-х); лабораторные работы "Измерение размеров малых тел", "Измерение объема тела с помощью мензурки", "Измерение массы тела на рычажных весах" проводятся в рамках соответствующих тем.

Программа рассчитана на применение базового оборудования, имеющегося в кабинете физики.

Учебное пособие к данной программе, как и программа, является авторским и сочетает в себе функции учебника и рабочей тетради. В качестве дополнительной литературы и учащимися, и учителями может привлекаться любая другая литература, содержащая необходимую информацию.

Распределение времени по темам является примерным.

По окончании 6 класса учащийся должен знать:

• определения величин "длина", "площадь", "объем", "масса", "температура";

• смысл понятий "тело", "вещество", "наблюдение", "опыт", "измерение", "эталон", "развертка", "палетка", "мензурка", число "пи", "цена деления прибора";

•формулы: L = 2пR, S =пR2, V = S*h,

По окончании 6 класса учащийся должен уметь:

•совершать действия с числами, записанными в стандартном виде;

•проводить физические измерения, пользуясь измерительными приборами;

•совершать перевод из одних единиц измерения в другие.


Тематическое планирование

35 часов (1 час в неделю), 4 часа резерв.

Введение в курс физики. (4 часа)

Предмет физики. Естественные науки. Тела и вещества. Органы чувств. Наблюдение и опыт - основные методы познания.

Физические величины и их измерение. (4 часа)

Понятие о физической величине. Измерения. Единицы измерения. Эталон. Измерительные приборы. Цена деления шкалы. Стандартная запись чисел. Множители и приставки.

Длина. (4 часа)

Понятие длины. Различные методы определения линейных размеров. Измерение длины. Длина кривой. Пр/р ''Определение размеров малых тел методом ряда". Пр/р ''Получение формулы для расчета длины окружности''.

Площадь.(3 часа)

Понятие площади. Определение площади плоских фигур правильной и неправильной формы. Палетка. Площадь поверхности тел. Развертка. Пр/р "Проверка формулы площади круга".

Объем.(3 часа)

Понятие объема. Определение объема тел правильной формы. Мензурка. Пр/р "Определение объема цилиндра по формуле". Пр/р " Измерение объема тел с помощью мензурки".

Время.(5 часов)

Понятие времени. Определение времени по астрономическим наблюдениям. Календарь. Часы. Пр/р "Измерение времени с помощью секундомера".

Масса.(4 часа)

Понятие гравитационной и инертной массы. Весы. Пр/р "Измерение массы тела с помощью рычажных весов". Способ измерения инертной массы

Температура.(4 часа)

Понятие температуры. Способы изменения температуры. Измерение температуры. Термометры. Пр/р "Измерение температуры с помощью жидкостного термометра".


ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1. Введение (4 часа)

1.1

Предмет физики. Естественные науки. Термины.

1.2

Органы чувств

1.3

Наблюдение и опыт

1.4

Обобщающий урок

2. Физические величины и их измерение (4 часа)

2.1

Физическая величина и ее измерение.

2.2

Измерительные приборы. Шкала. Цена деления. Пр/р «Определение цены деления измерительных приборов».

2.3

Стандартная запись числа. Множители и приставки

2.4

Обобщающий урок

3. Длина (4 часа)

3.1

Понятие длины. Определение длины линейкой и др. приборами.

3.2

Определение размеров тел методом ряда.  Пр/р

3.3

Пр/р «Получение формулы для измерения длины окружности»

3.4

Обобщающий урок

4. Площадь (3 часа)

4.1

Понятие площади. Определение площади плоской фигуры правильной и неправильной формы

4.2

Пр/р «Проверка формулы площади круга». Развертка.

4.3

Обобщающий урок

5. Объем (3 часа)

5.1

Понятие объема. Определение объема тел правильной формы.

5.2

Мензурка.  Пр/р «Определение объема тел с помощью мензурки»

5.3

Обобщающий урок

6. Время (5 часов)

6.1

Понятие времени. Солнечный год.

6.2

Календарь. Месяц, неделя, сутки

6.3

Часы. Час, минута, секунда.

6.4

Пр/р «Измерение времени с помощью секундомера»

6.5

Обобщающий урок

7. Масса (4 часа)

7.1

Понятие гравитационной массы. Весы.

7.2

Понятие инертной массы. Измерение инертной массы.

7.3

Пр/р «Определение массы тела с помощью рычажных весов»

7.4

Обобщающий урок

8. Температура (4 часа)

8.1

Понятие температуры. Температурные шкалы.

8.2

История термометра. Виды термометров.

8.3

Пр/р «Измерение температуры жидкостным термометром»

8.4

Обобщающий урок

Итого 31 час + 4 часа резерв


Методические рекомендации по работе с учебным пособием

«Учебник-рабочая тетрадь по физике для 6 класса»

Структура учебного пособия            Учебное пособие, с которым Вы будете работать в течение года, предполагает одновременное сочетание двух функций. Это учебник, в котором содержится теоретический материал, необходимый для успешного последующего усвоения основных разделов курса физики, изучаемых в школе; одновременно это и учебная тетрадь, в которой указаны вопросы и даны практические задания для изучения и закрепления изученного материала. В рабочей тетради учащиеся имеют возможность при изучении теоретических вопросов фиксировать результаты выполнения практических и лабораторных работ. Такой учебник может использоваться учащимся в дальнейшем при изучении физики в старших классах как справочное пособие, так как опорные понятия подробно проанализированы и дают четкое представление о той или иной физической величине.

Учебное пособие включает восемь тем: "Введение", "Физические величины и их измерение", "Длина", "Площадь", "Объем", "Масса", "Время", "Температура". Новый теоретический материал усваивается через решение проблемных вопросов, практических заданий, способствующих познавательной активности учащихся.

На второй странице обложки помещены латинский и греческий алфавиты. Использование некоторых букв греческого алфавита в 6 классе снимает ряд трудностей, возникающих при анализе задач по физике на последующих ступенях обучения. На этой же странице дана расшифровка условных обозначений, используемых в данном пособии.

При создании учебника предполагалось, что каждая страница представляет собой некую логическую единицу, которая может изучаться 1 или 2 урока. (Исключение составляет лишь первая часть темы «Время», где логическая единица занимает 2 страницы – 12 и 13). Конечно, допускается отклонение от этой концепции с учетом уровня обучаемости учащихся класса.

В конце учебника (стр. 19-20) находится материал для проверки знаний. Его можно использовать либо на заключительных уроках каждой темы, либо в качестве итоговой проверки знаний в конце года. На 3 странице обложки помещена таблица, позволяющая учащимся фиксировать результаты своей учебной деятельности.

Методика работы с учебным пособием        Это пособие развивает умения самостоятельно изучать новый материал.

Учащимся, успешно усваивающим материал данной программы, предлагается самостоятельно ознакомиться с содержанием следующего урока и по возможности выполнить практическое задание. В том случае, если они без затруднений работали с теоретическим материалом новой темы, им предлагается на уроке стать консультантами в микрогруппах, занимающихся поисковой деятельностью при решении проблемных вопросов.

Методика проведения практических и лабораторных работ не изменяется, но учащимся 6-х классов для успешного выполнения заданий необходим более подробный инструктаж и пошаговый контроль.


Критерии оценивания учащихся.

Поскольку курс является пропедевтическим, при выставлении отметок главная задача – не «отбить» интерес к предмету, стимулировать желание ученика изучать предмет в дальнейшем. Этого достичь тем более легко, что курс по своему построению и наполнению не требует серьезных усилий для усвоения. Допускаю, что неудовлетворительные оценки могут вообще отсутствовать или выставляться в крайнем случае.

Устные ответы учащихся.

Устные ответы учащихся не должны быть объемными. При оценивании ответов учащихся на теоретические вопросы оцениваем правильность и полноту ответа.

Полнота ответа в различных категориях определяется данным перечнем:

Физический опыт или наблюдение:

  1. Цель
  2. Условия, при которых осуществляется опыт или наблюдение.
  3. Ход опыта или наблюдения.
  4. Результат

Физическая величина:

  1. Название величины и ее условное обозначение.
  2. Характеризуемый объект (явление, свойство, процесс)
  3. Определение.
  4. Единицы измерения
  5. Способы измерения величины.

Прибор, механизм:

  1. Назначение устройства.
  2. Описание устройства.
  3. Правила пользования и применение устройства.

Критерии оценивания устного ответа.

 Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся правильно отвечает по всем пунктам, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

 Оценка 4 ставится, если ответ ученика, удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

 Оценка 3 ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в его ответе, имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала. Ученик может допустить не более одной грубой ошибки и двух недочетов; или не более одной грубой ошибки и не более двух-трех негрубых ошибок; или одной негрубой ошибки и трех недочетов; или четырёх или пяти недочетов.

 Оценка 2 ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

Критерии оценивания практической работы.

 Оценка 5 ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности; правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки.

Оценка 4 ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

 Оценка 3 ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной её части позволяет получить правильный результат и вывод; или если в ходе проведения опыта и измерения были допущены ошибки.

 Оценка 2 ставится, если работа выполнена не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов; или если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Критерии оценивания домашней работы.

 Оценка 5 ставится, если учащийся выполнил работу в полном объеме без ошибок; правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки.

Оценка 4 ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

 Оценка 3 ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной её части позволяет дальнейшее усвоение программного материала.

 Оценка 2 ставится, если работа не выполнена или выполнена неправильно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа пропедевтического курса "Физика - Химия 5-6 класс"автор Гуревич

Дано подробное поурочное планирование данного курса на основе программы под редакцией Гуревича....

Рабочая программа пропедевтического курса физики 6 класс

Учебно-тематическое  планирование пропедевтического курса «Физика» для 6 класса разработано  на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физи...

Домашнее задание. Пропедевтический курс физики 5 класс. Тема "Плотность"

Домашнее задание. Пропедевтический курс физики 5 класс. Тема "Плотность"...

Домашнее задание. Пропедевтический курс физики 5 класс. Тема "Физ.тело - вещество"

Домашнее задание. Пропедевтический курс физики 5 класс. Тема "Физ.тело - вещество"...

Домашнее задание. Пропедевтический курс физики 5 класс. Тема "Давление"

Домашнее задание. Пропедевтический курс физики 5 класс. Тема "Давление"...

Домашнее задание. Пропедевтический курс физики 5 класс. Тема "Виды сил"

Домашнее задание. Пропедевтический курс физики 5 класс. Тема "Виды сил"...

Использование оборудования кабинета физики для пропедевтического курса физики в начальной школе

Изучение основ физики в начальной школе является наиболее продуктивным методом обучения. В начальной школе учащиеся быстро усваивают информацию, обучаются навыкам проведения эксперимента....