Рабочая программа пропедевтического курса "Физика - Химия 5-6 класс"автор Гуревич
календарно-тематическое планирование по физике (5 класс) по теме

Бейбулатова Елена Анатольевна

Дано подробное поурочное планирование данного курса на основе программы под редакцией Гуревича.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_propedevticheskogo_kursa_5_klass.doc164 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1  п. Степное

«Рассмотрено и рекомендовано»

Руководитель ШМО

                            / Копылова Т.Ю./

Протокол №           от «     »

                      2011года          

«Согласовано»

Заместитель директора по УР МОУ

СОШ №1 п. Степное

                                   /Думчева Н.А./

от «     »                            2011года          

«Утверждаю»

Директор МОУ СОШ №1 п. Степное

                              / Исакина Н.Ю./

Приказ №   ____________                                                              

от «     »                            2011года          

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по физике в 5 классе

с пропедевтическим уровнем обучения

«Физика, химия»

                                          Бейбулатовой Е.А.,

                 учителя физики   высшей квалификационной категории

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____от «__»______________201_ г.

                                

 2011- 2012 учебный год.

Раздел I. Пояснительная записка.

Статус документа

Настоящая программа по физике для 5 класса создана на основе учебно-методического комплекса А.Е.Гуревич. Курс рассчитан на 35 часов (1раз в неделю).

Программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по разделам курса и возможную последовательность изучение разделов и тем учебного предмета с учетом межпредметных связей, логике учебного процесса.

Структура документа 

Рабочая  программа по физике представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения

Общая характеристика учебного предмета.

Изложение материала имеет не традиционный характер, основанный на учете психологических особенностей детей данного возраста, в котором использование рисунка способствует концентрации внимания гораздо больше, чем текст, а из всех видов деятельности предпочтение отдается игре. В курсе изучении физике рисунок является основным средством подачи учебного материала. Особое внимание уделено эксперименту. В процессе изучения курса учащиеся выполняют более 30 лабораторных работ, опытов.

Цели и задачи курса:

ЦЕЛЬ – способствовать развитию учащихся, повышению их интереса к познанию законов природы, подготовке их  к систематическому изучению курса физики на последующих этапов обучения.

ЗАДАЧИ:

- развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;

- овладение школьниками знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки;

- формирование познавательного интереса к физике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения.

Раздел II. Содержание тем учебного курса.

Содержание программы:

Авторы программы: А.Е.Гуревич «Физика. Химия». 5-6 классы 35 часов (1раз в неделю)

ВВЕДЕНИЕ (3 часа)

Природа живая и неживая. Понятия о явлениях природы. Необходимость изучения природы. Тела и вещества. Многообразие явлений природы. Химические явления. Природные, искусственные и синтетические вещества. Описание явлений природы в литературе и искусстве. Простейшие измерительные приборы и инструменты. Шкала прибора. Работа с подвижными шкалами.

Лабораторные работы: «Определение размера физического тела», «Измерение объема жидкости»,  «Измерение объема твердого тела».

ТЕЛА И ВЕЩЕСТВА (11 часов).

Характеристика тел и веществ: форма, объем, цвет, запах. Твердое, жидкое, газообразное состояние вещества. Масса. Первое представление о массе, как о количестве вещества. Необходимость измерения массы. Измерение массы физических тел. Температура как важная характеристика тел и веществ, различных явлений природы. Измерение температуры. Термометры и правила работы с ними. Значение знаний о строении вещества. Делимость вещества. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Доказательства сосуществования притяжения между частицами вещества. Склеивание и сварка. Роль исследования строения атома в науке. Строение атома: ядро (протоны и нейтроны), электроны; массы этих частиц. Заряды протонов и электронов, их взаимодействие, заряд ядра. Атомы и ионы. Химические элементы. Периодическая таблица Д.И.Менделеева. Простые и сложные вещества. Кислород. Водород. Вода. Плотность как характеристика вещества.

Лабораторные работы: «Сравнение характеристик физических тел», «Наблюдение различных состояний вещества», «Измерение массы на рычажных весах», «Измерение температуры воды и воздуха», «Наблюдение делимости вещества», «Наблюдение явления диффузии», «Наблюдение взаимодействия частиц различных веществ», «Измерение массы твердого тела».

Контрольная работа №1. «Тела и вещества. Химические элементы».

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ (10часов)

Изменение скорости и формы тела при действии на него других тел. Сила как характеристика взаимодействия. Рассмотрение опытов и явлений взаимодействия тел с указанием сил действия и противодействия. Реактивное движение. Всемирное тяготение. Различные виды деформации: растяжение, сжатие, изгиб, сдвиг,  кручение. Сила упругости. Условия равновесия тел. Сила трения: ее проявление в природе, в быту.  Зависимость силы трения от силы тяжести тела. Объяснение электрического взаимодействия на основе электронной теории. Постоянные магниты. Полосовые, дугообразные, керамические магниты. Земля как магнит. Компас. Давление. Давление в жидкостях и газах. Давление на глубине. Сообщающиеся сосуды. Архимедова сила.

Лабораторные работы:   «Наблюдение возникновения силы упругости при деформации», «Измерение силы с помощью динамометра», «Измерение силы трения», «Наблюдение электризации и взаимодействия наэлектризованных тел», «Вычисление давления тела на опору», «Измерение выталкивающих сил», «Выяснение условий плавания тел», «Наблюдение магнитного взаимодействия», «От чего зависит выталкивающая сила?».

Контрольная работа №2. «Взаимодействие тел».

ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ (10 часов)

Механическое движение. Различные виды движения: прямолинейные, криволинейные, движение по окружности, вращательное, колебательное. Скорость движения. Ускоренное и замедленное движение. Относительность механического движения. Звук как источник информации человека об окружающем мире. Скорость звука в различных средах. Явление отражения звука. Тепловое расширения жидкости и газов. Процессы плавления и отвердевания, их объяснение  сточки зрения строения вещества. Испарение и конденсация. Изучение процесса испарения жидкостей. Процесс теплопередачи, примеры проявления теплопередачи в природе, учета и использования в технике.

Лабораторные работы: «Вычисление скорости движения бруска», «Наблюдение относительности движения», «Наблюдение источников звука», «Наблюдение изменения объема тел при нагревании и охлаждении», «Наблюдение охлаждения жидкости при испарении», «Наблюдение теплопроводности воды и воздуха», «Отливка игрушечного солдатика», «Нагревание стеклянной трубки», «Наблюдение за плавлением снега», «От чего зависит скорость испарения жидкости?».

Контрольная работа № 3 «Физические явления».

  Резерв времени (1 час)

Раздел III. Учебно-тематический план.

 

Название  разделов и тем

Всего часов

Теория

Количество лабораторных работ

Количество контрольных работ

1

Введение

3

3

3

-

2

Тела и вещества

11

11

8

1

3

Взаимодействие тел

10

10

9

1

4

Физические явления

10

10

10

1

5

Резерв

1

             11

                  ---

1

Итого

35

            35

                  30

4

Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса:

В результате изучения курса ученик должен:

Иметь представление:

- о физических и химических явлениях;

- молекулярно - кинетической теории строения вещества;

- строение атома;

- расположение химических элементов в периодической таблице;

- о современной науке и производстве, средствах связи;

- как люди познают окружающий мир;

- роль автоматике, электронике, компьютеризации производства;

- о средствах связи и передачи информации.

Уметь:

- обращаться с простейшим физическим и химическим оборудованием;

- производить простейшие измерения;

- снимать показания со шкалы прибора;

-  обсуждать экологическое состояние в школе и на территории, прилегающей к ней;

-  составлять планы конкретных дел по оздоровлению экологической обстановки, которые могут быть выполнены во время летней практике.

Раздел V. Перечень учебно-методического обеспечения.

для учащихся:

Энциклопедия «Астрономия». - М.: Аванта+.

. Пёрышкин А.В. «Физика-8», «Физика-9». - М.: Дрофа, 2000.

 Лукашик В.и. Сборник задач по физике-7-9. - М: Просве щение, 2002.

Остер Г. Физика. - М.: Росмэн, 1997.

Перельман ли. Занимательная физика. Ч. 1,2. - М.: Наука,1972.

        Тульчинский М. Е Качественные задачи по физике.6-7 классы. - М.: Просвещение, 1976.

Литература для учителя:

Уокер Дж. Физический фейерверк. - М.: Мир, 1979.

СмирновА.п., Захаров О.В. Весёлый бал и вдумчивый урок:

Физические задачи с лирическими условиями. - М.: Кругозор, 1994.

        Леонович А.А. Физический калейдоскоп. - М.: Бюро Кван тум, 1994.        

        Лукашик В.и. Физическая олимпиада. - М.: Просвещение, 1976.

        Усольцев А.п. Задачи по физике на основании литератур ных сюжетов. - Екатеринбург: У-Фактория, 2003.

        Гальперштейн Л. Здравствуй, физика! - М.: Детская лите ратура, 1973.

        Гальперштейн Л. Занимате/)ьная физика». - М.: Росмэн, 1998.

СД диск «Кирилл и Мефодий», 7, 8класс

СД диск «Хочу все знать»


Календарно – тематическое планирование

дата

Номер урока

Тематический блок. Тема урока.

Научные

термины,

понятия. Предметная терминология

Содержание, методические приемы.

Информационные технологии

Здоровьесберегающие

технологии

1. ВВЕДЕНИЕ (3 ЧАСА)

1четв. 1нед.

 Сент.

1.1

Введение. Природа. Человек часть природы. Тела и вещества.

 Что изучает физика.

Природа живая и неживая. Понятие о явлениях природы. Человек – часть природы, зависит от нее, преобразует ее. Физика – наука о природе Основной материал. Тела и вещества. Многообразие явлений природы. Физические явления: механические, тепловые, электромагнитные, световые, атомные

демонстрационный эксперимент, проблемная беседа

Урок физики№1, Кирилл и Мефодий 7класс

презентация

Смена

видов деятельности,

гимнастика для снятия

утомления мышц шеи

 и верхнего

плечевого пояса

1четв.

1.2

 Методы исследования природы. Лабораторное оборудование. Измерения. Измерительные приборы

Описание явлений природы в литературе и искусстве. Наблюдение, опыт, теория. Лабораторное оборудование. Правила пользования и правила безопасности. Роль измерений в научных исследованиях и в практике. Простейшие измерительные приборы и инструменты: линейка, измерительный цилиндр, динамометр. Шкала прибора: цена деления, предел измерений. Алгоритм нахождения цены деления и предела измерений.

демонстрационный эксперимент, проблемная беседа

Урок физики№1 Кирилл и Мефодий 7класс презентация

Смена

 видов деятельности,

гимнастика для снятия

усталости кистей рук

1четв. 2нед.

Сент.

1.3

Лабораторная работа №1 « Измерение размеров физического тела». Лабораторная работа №2 «Измерение объема жидкости».

Лабораторная работа №1 « Измерение размеров физического тела». Лабораторная работа №2 «Измерение объема жидкости».

Фронтальный эксперимент

Урок физики№1 Кирилл и Мефодий 7класс презентация

Смена видов деятельности,

 гимнастика для снятия

усталости глаз

1.4

Лабораторная работа №3 «Измерение объема твердого тела».

Лабораторная работа №3 «Измерение объема твердого тела».

Фронтальный эксперимент

Урок физики№1 Кирилл и Мефодий 7класс презентация

Смена видов деятельности,

 гимнастика для снятия

усталости глаз

2. Тело и вещество (11 часов)

1четв.

2.5

Характеристики тел и веществ. Лабораторная работа №4«Сравнение характеристик физических тел»

Характеристики тел и веществ: форма, объем, цвет, запах.

Фронтальный, демонстрационный эксперимент, проблемная беседа

Урок физики№2 Кирилл и Мефодий 7класс презентация

Смена видов деятельности, гимнастика для снятия утомления мышц ног

1четв. 3нед.

 Сент.

2.6

Состояния вещества

Л/р №5 «Наблюдение различных состояний вещества»

Твердое, жидкое и газообразное состояния вещества и их характеристики..

Фронтальный эксперимент

Урок физики№2 Кирилл и Мефодий 7класс презентация

Смена видов деятельности, гимнастика для улучшения

 кровообращения

2.7

 Масса. Л/р  №6 «Измерение массы тела на рычажных весах».

Масса. Первые представления о массе как о количестве вещества. Необходимость измерения массы. Из истории измерения массы. Меры и эталон массы. Виды весов. Правила работы с лабораторными весами.

Фронтальный, демонстрационный эксперимент, проблемная беседа

презентация

Смена

 видов деятельности,

гимнастика для снятия

усталости кистей рук

2.8

Температура.
Л/р №7 «Измерение температуры воды и воздуха».

Температура как важная характеристика тел и веществ, различных явлений природы. Измерение температуры. Термометры и правила работы

Фронтальный, демонстрационный эксперимент, проблемная беседа

презентация

Смена видов деятельности,

 гимнастика для снятия

усталости глаз

2.9

Строение вещества

Л/р №8 «Наблюдение делимости вещества»

Значение знаний о строении вещества. Делимость вещества. Строение вещества: молекулы, атомы, ионы. Представление о размерах этих частиц

Фронтальный, демонстрационный эксперимент, проблемная беседа

презентация

Смена видов деятельности,

 гимнастика для снятия

усталости глаз

2.10

Движение частиц. Л/р №9 «Наблюдение явления диффузии»

Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Движение частиц и температура тела. Примеры диффузии в природе, технике, быту.

Фронтальный, демонстрационный эксперимент, проблемная беседа

презентация

Смена

 видов деятельности,

гимнастика для снятия

усталости кистей рук

2.11

Взаимодействие частиц. Состояния вещества. Л/р №10 «Наблюдение взаимодействия частиц различных веществ»

Строение твердых тел, жидкостей, газов с молекулярной точки зрения. Доказательства существования притяжения между частицами вещества. Склеивание и сварка.

Фронтальный, демонстрационный эксперимент, проблемная беседа

презентация

Смена видов деятельности,

 гимнастика для снятия

усталости глаз

2.12

Строение атома.

Роль исследований строения атома в науке. Э. Резерфорд - создатель планетарной модели строения атома. Строение атома: ядро (протоны и нейтроны), электроны; массы этих частиц. Заряды протонов и электронов, их взаимодействие, заряд ядра..

Фронтальный, демонстрационный эксперимент, проблемная беседа

презентация

Смена видов деятельности,

 гимнастика для снятия

усталости глаз

2.13

Плотность. Объем. Лабораторная работа № 11 «Определение плотности вещества».

Плотность и объем как характеристики вещества

Фронтальный, демонстрационный эксперимент, проблемная беседа

презентация

Смена

 видов деятельности,

гимнастика для снятия

усталости кистей рук

2.14

Химические элементы.

Простые и сложные. Кислород, водород, вода, раствор и взвесь.

Фронтальный, демонстрационный эксперимент, проблемная беседа

презентация

Смена видов деятельности,

 гимнастика для снятия

усталости глаз

2.15

Итоговый урок по теме

«Тело и вещество»

Подведение итогов изученной темы

Фронтальный, демонстрационный эксперимент, проблемная беседа

презентация

Смена видов деятельности,

 гимнастика для снятия

усталости глаз

3. Взаимодействие тел  (10 часов)

2.16

К чему приводит действие одного тела на другое?

Силы

Всемирное тяготение.

Измерение скорости и формы тела при действии на него других тел. Сила как характеристика взаимодействия. Силы различной природы: сила тяжести, сила упругости, электрическая и магнитная силы, сила трения, сила давления. Зависимость результата действия силы от ее значения, направления, точки приложения

Фронтальный, демонстрационный эксперимент, проблемная беседа

презентация

Смена

 видов деятельности,

гимнастика для снятия

усталости кистей рук

2.17

Деформация. Сила упругости
Л/р №12. «Наблюдение возникновения силы

 упругости при деформации»

Различные виды деформации.. Проявление деформации , силы упругости в природе, в быту, учет и использование в технике Возникновение силы упругости при деформации тел. Направление силы упругости. Зависимость силы упругости от деформации.

Фронтальный, демонстрационный эксперимент, проблемная беседа

презентация

Смена видов деятельности,

 гимнастика для снятия

усталости глаз

2.18

Условие равновесия тел.

Условие равновесия тел.

Фронтальный, демонстрационный эксперимент, проблемная беседа

презентация

Смена видов деятельности,

 гимнастика для снятия

усталости глаз

2.19

Измерение силы. Трение. Л/р №13 «Измерение силы», Л/р №14 «Измерение силы трения»

Динамометр. Сила трения и ее проявление в природе и быту. Зависимость силы трения от силы тяжести тела. Учет и использование трения в технике.

 

Фронтальный, демонстрационный эксперимент, проблемная беседа

презентация

Смена

 видов деятельности,

гимнастика для снятия

усталости кистей рук

2.20

Электрические силы.
Л/р №15 «Наблюдение взаимодействия наэлектризованных тел»

Объяснение электрического взаимодействия на основе электронной теории. Электризация тел трением. Взаимодействие одноименно и разноименно заряженных тел. Принцип действия электроскопа

Фронтальный, демонстрационный эксперимент, проблемная беседа

презентация

Смена видов деятельности,

 гимнастика для снятия

усталости глаз

2.21

Магнитное взаимодействии

Л/р №16 «Наблюдение магнитного взаимодействия»

Постоянные магниты. Полюса магнита. Магнитная стрелка. Земля как магнит. Компас. Применение постоянных магнитов.

Фронтальный, демонстрационный эксперимент, проблемная беседа

презентация

Смена видов деятельности,

 гимнастика для снятия

усталости глаз

2.22

 Давление Л/р №17 «Определение давления тела на опору»

Сила давления и давление. Единица давления. Способы увеличения и уменьшения давления

Фронтальный, демонстрационный эксперимент, проблемная беседа

презентация

Смена

 видов деятельности,

гимнастика для снятия

усталости кистей рук

2.23

Давление в жидкостях и газ

ах. Давление на глубине. Сообщающиеся сосуды. Архимедова сила.

Закон Паскаля.. Наличие давления внутри жидкости, его возрастание с глубиной.. Закон сообщающихся сосудов, его объяснение. Выталкивающая сила, объяснение причин возникновения выталкивающей силы. Действие выталкивающей силы на различные тела.

Фронтальный, демонстрационный эксперимент, проблемная беседа

презентация

Смена видов деятельности,

 гимнастика для снятия

усталости глаз

2.24

Л/р №18 «Изучение выталкивающей силы». Л/р №19 «От чего зависит выталкивающая сила?» Л/р №20 «Выяснение условия плавания тел»

Фронтальный, демонстрационный эксперимент, проблемная беседа

презентация

Смена видов деятельности,

 гимнастика для снятия

усталости глаз

2.25

Итоговый урок по теме «Взаимодействие тел»

Фронтальный, демонстрационный эксперимент, проблемная беседа

3. Физические и химические явления  (10 часов)

Механические явления (4часа)

3.26

Механическое движение. Скорость. Время. Л/р №21 «»Вычисление скорости движения бруска»

Механическое движение. Скорость, путь, время – единицы измерения. Формулы, связывающие скорость, путь, время.

 

Фронтальный, демонстрационный эксперимент, проблемная беседа

презентация

Смена

 видов деятельности,

гимнастика для снятия

усталости кистей рук

3.27

Решение задач

Скорость, путь, время

Фронтальный, демонстрационный эксперимент, проблемная беседа

презентация

Смена видов деятельности,

 гимнастика для снятия

усталости глаз

3.28

Относительность механического движения.

 Л/р №22 «Наблюдение относительности движения»

Представление об относительности движения

Фронтальный, демонстрационный эксперимент, проблемная беседа

Смена видов деятельности,

 гимнастика для снятия

усталости глаз

3.29

Звук. Распространение звука. Л/р №23 «Наблюдение источников звука»

Звук как источник информации человека об окружающем мире. Источники звука. Скорость звука в различных средах. Явление отражения звука. Эхо.

Фронтальный, демонстрационный эксперимент, проблемная беседа

презентация

Тепловые явления (6часов)

Тепловое расширение.

Л/р №24 «Наблюдение длины тела при нагревании и охлаждении»

Тепловое расширение жидкостей и газов. Примеры учета и использования теплового расширения в технике.

Фронтальный, демонстрационный эксперимент, проблемная беседа

презентация

Смена

 видов деятельности,

гимнастика для снятия

усталости кистей рук

Плавление и отвердевание.

Л/р №25 «Отливка игрушечного солдатика»,

Л/р №26 «Нагревание стеклянной трубки».

 Л/р №2 «Наблюдение за плавлением снега»

Процессы плавления и отвердевания, и объяснение с точки зрения строения вещества.

Фронтальный, демонстрационный эксперимент, проблемная беседа

презентация

Смена видов деятельности,

 гимнастика для снятия

усталости глаз

Испарение и конденсация.

Л/р №28 «От чего зависит скорость испарения жидкости?». Л/р №29 «Наблюдение охлаждения жидкости при испарении»  

Процессы испарения и конденсации, их объяснение с точки зрения строения вещества. Испарение и конденсация в природе. Зависимость скорости испарения жидкости от рода жидкости, температуры, площади свободной поверхности

Фронтальный, демонстрационный эксперимент, проблемная беседа

презентация

Смена видов деятельности,

 гимнастика для снятия

усталости глаз

Теплопередача. Л/р №30 «Наблюдение теплопроводности»

Процесс теплопередачи, примеры проявления теплопередачи в природе, учета и использования  

Фронтальный, демонстрационный эксперимент, проблемная беседа

презентация

Смена

 видов деятельности,

гимнастика для снятия

усталости кистей рук

Обобщающий урок по теме «Механические и тепловые явления»

Фронтальный, демонстрационный эксперимент, проблемная беседа

презентация

Смена видов деятельности,

 гимнастика для снятия

усталости глаз

Подведение итогов

Фронтальный, демонстрационный эксперимент, проблемная беседа

презентация

Смена видов деятельности,

 гимнастика для снятия

усталости глаз


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа пропедевтического курса химии для 7 класса

Изучение химии с 7-ого класса помогает на более раннем этапе обучения пробудить у школьников интерес и выявить склонности к науке, а значит, способствует осознанному выбору учащимися химического...

Программа пропедевтического курса химии для 7 класса

Изучение химии с 7-ого класса помогает на более раннем этапе обучения пробудить у школьников интерес и выявить склонности к науке, а значит, способствует осознанному выбору учащимися химического...

программа пропедевтического курса химии для 7 класса

данная программа  создана для развития интереса  учащихся к предмету химия...

Программа пропедевтического курса химии в 7 классе

Цель пропедевтики - дать возможность 7-классникам до изучения систематического курса химии в 8 классе, насыщенного понятиями, законами, фактологическим материалом постепенно освоить первичные, б...

Рабочая программа пропедевтического курса химии 7 класса

Рабочая программа пропедевтического курса химии 7 класса по программе О.С. Габриеляна...

Рабочая программа «Пропедевтического курса химия»

Рабочая программа по  химии для 7 класса ФГОС базовый)на 2019 – 20120 учебный год...

Методическая разработка. Рабочая программа по предметному курсу экологии. 10 класс. Авторы программы : Е. А .Криксунов , В.В. Пасечник «Экология», для 10-х классов

Рабочая программа разработана на основе авторской  учебной программы : Экология . 10 класс. Авторы программы: Е. А .Криксунов ,  В.В. Пасечник 2002 г ....