С.П. Королев - генеральный конструктор ракетно-космической техники.
методическая разработка по физике (9 класс) по теме

Юртина Елена Анатольевна

Учебно-методическое пособие для учителей. В пособии обосновывается необходимость проведения патриотического воспитания учащихся на примере жизни и деятельности С. П. Королева.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Курганская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VI вида»

С. П. Королев

- генеральный конструктор

ракетно-космической техники

Учебно-методическое пособие для учителей

Автор-составитель:

учитель физики Юртина Е.А.

Курган, 2013

В пособии обосновывается необходимость проведения патриотического воспитания учащихся на примере жизни и деятельности С. П. Королева.

Немаловажную роль в воспитании подрастающего поколения играет патриотическое воспитание, как основа для формирования у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.

Эффективным средством усиления воспитывающих функций обучения могут быть:

1. Показ выдающегося вклада отечественных ученых в развитие науки и техники;

2. Обращение внимания на активную жизненную позицию выдающихся ученых.

Это может быть осуществлено путем:

  1. организации докладов и сообщений учащихся на уроках;
  2. проведения конференции, посвященной жизни и деятельности С. П.        Королева, достижениям в ракетостроении, в исследовании космоса;
  3. беседы, посвященные освоению космоса, развитию космонавтики;
  4. оформление выставки литературы, освещающей жизнь ученых и изобретателей, научно-популярной литературы о космической технике;
  5. просмотра  теле-, видео-, кинофильмов о развитии космонавтики в России.

Материалы для проведения этих мероприятий предлагаются в этом пособии.

План вечера

    Вступительное слово

I.  Детство и юность.

II. Первые старты.

III. Вдали от внешнего мира, от семьи…

     1. От самолета к ракете.

     2. Баллистические растут.

     3. В арсенале – сверхдальние.

IV. «Простейший спутник - первый»

    1. К небесной соседке.

    2. «Венера-1»

V. Рождался «Восток»

    1. Виток Гагарина.

    2. Корабли выходят на орбиту.

    3. Выход в открытый космос.

VI. Спутник-ретранслятор «Молния -1».

VII. Планы, планы…

VIII. Последние дни.

IX. Что стоит человек?

    Заключение.

                                 Вступительное слово

…То, чего мы добились в освоении космоса, - это заслуга не отдельных людей… все, что сделано, делается и будет сделано по созданию ракет-носителей, космических кораблей, подготовки космонавтов – это результат усилий значительной группы ученых, конструкторов, людей подлинного таланта… Это – заслуга всего народа, заслуга  нашей страны…

                                             С. Королев.

Много лет отделяет нас от события, открывшего космическую эру в истории человечества. Легендарный гагаринский «Восток» приблизил горизонты в познании Вселенной, положив начало планомерному исследованию и освоению космического пространства.

Космос все больше обживается, становится ареной сотрудничества различных стран, способствует их сближению и взаимопониманию, помогает решать проблемы, одинаково близкие и актуальные для всех народов Земли. Отличительной особенностью  советской космонавтики всегда была и остается ее мирная направленность.

«Победы в освоении космоса мы считаем не только достижением нашего народа, но и всего человечества. Мы с радостью ставим их на службу всем народам, во имя прогресса, счастья и блага всех людей на Земле. Наши достижения и открытия мы ставим не на службу войне, а на службу миру и безопасности народов.

Развитие науки и техники открывает безграничные возможности для овладения силами природы и использования их на благо человека, для этого, прежде всего надо обеспечить мир».

От 108 гагаринских минут до многомесячной работы космонавтов на орбитальных станциях – вот тот исторически небольшой, но славный путь, который прошла космонавтика нашей страны.

Полет первого в истории космического корабля «Восток» продемонстрировал мощь советской индустрии, высокий уровень научно-инженерного творчества. Руководил этим грандиозным экспериментом ученый и инженер, академик Сергей Павлович Королев.

 Он жизнь бы прожил не без проку,

Когда б и раньше был рожден,

Но и ко времени и к сроку

На белый свет явился он…

Не потому, что это к слову,

А потому, что факт таков:

Был век наш нужен Королеву,

А веку – нужен Королев.

Максим Геттуев.

Детство и юность

Родился С. П. Королев 30 декабря (по старому стилю) 1906 года в городе Житомире. Отец его, Павел Яковлевич, служил учителем словесности в мужской гимназии. Мать, Мария Николаевна, происходила из древнего рода нежинских казаков. Когда Сереже исполнилось два года, его родители разошлись. Мать отвезла сына к деду и бабушке в Нежин, где и прошло его детство. Сама Мария Николаевна уехала в Киев, где поступила на высшие женские курсы, готовившие учителей французского языка. Отца Сергей Павлович больше никогда не видел.

 Мать часто приезжала в Нежин. Встречи с ней были праздником для Сережи. Проводив ее, он скучал. Сохранились детские письма, где он просил мать писать почаще. «Я когда дней десять не получаю письма, уже начинаю скучать и беспокоиться», — признается он в письме от 3 декабря 1915 года. Впоследствии Сергей Павлович часто будет говорить: «Детства у меня не было». Это, по-видимому, надо понимать так: все годы пребывания в Нежине — почти до восьми лет — он находился среди взрослых, был лишен игр и забав со своими сверстниками.

Он целыми днями находился один в доме. На улицу ему выбегать запрещали, калитка постоянно была на запоре. Он подолгу сидел на крыльце высокого погреба и наблюдал за тем, что делалось на улице. Детство, проведенное среди взрослых, игры в одиночестве рано развили у Сережи самостоятельность и пробудили у него интерес к чтению и письму. Сережа охотно делал примеры по арифметике, в семь лет знал уже счет до миллиона и гордился этим. Вскоре Сережа научился довольно бегло читать. Особенно любил читать вслух стихи. Память у него была отличная.

В 1916 году в жизни Сережи произошли перемены. Мама вышла замуж за инженера-механика Григория Михайловича Баланина. У Сережи появился отчим - спокойный, рассудительный, заботливый человек.

Вскоре вся семья, вместе с Сергеем, переезжает в Одессу. В Одессе он поступил в первый класс гимназии (начальное образование он получил в Нежине). Но учеба была недолгой. Гимназия вскоре закрылась. И Сереже пришлось продолжать занятия в старших классах начальной школы.

Когда началась революция, Сергею исполнилось 10 лет, а три года спустя Одесса была окончательно освобождена от белогвардейцев и интервентов. Недалеко от дома, где жила семья, расположился гидроавиационный отряд. Сергей с интересом смотрел, как взлетают с воды, поднимая тучи брызг, гидропланы, как они, большие и вроде бы неуклюжие, набирают высоту и уходят в полет...

Вскоре Сергей стал постоянным гостем летчиков, доставал и читал книги по авиации. Иногда они даже брали его с собой в полет. После таких полетов Сергей не раз говорил дома: «Я буду строить самолеты, и летать на них».

 Увлечение авиацией привело его в июне 1923 года в кружок планеристов губернского общества авиации и воздухоплавания Украины и Крыма (ОАВУК).

Вскоре Сергей поступает в Одесскую строительную профессиональную школу №1. Коллектив преподавателей был здесь дружный. Имея за плечами большой опыт работы в классических гимназиях, учителя искали новые пути в преподавании, новые формы общения с учениками. Одним из таких энтузиастов и новаторов был заместитель заведующего школой А. Г. Александров, читавший физику, некоторые разделы математики и сопротивление материалов. Сережа запомнился ему таким: «Это фигура коренастого юноши, передвигавшегося на переменах по длиннейшему коридору на руках. Он проделывал это с удивительным упорством и вскоре мог пройти на руках весь коридор длиной в несколько десятков метров. Для большего удобства он смастерил для рук деревянные подставочки. И, перенося поочередно центр тяжести тела с одной руки на другую, мог долго путешествовать по школьным коридорам на удивление всем товарищам и педагогам».

 В августе 1924 года Сергей получает документ об окончании этой школы по специальности черепичника. Итак, учеба в стройпрофшколе закончилась, но работа в авиаспортивной секции продолжалась. В списках Черноморской авиагруппы, составленных на 1 августа 1924 года, значится: «Королев, 19 лет, место службы - управление порта, рабочий, секция моделистов и планеристов управления порта, инструктор».

Естественно, что первым учебным заведением, привлекшим внимание С. П. Королева, стала Академия воздушного флота имени Н. Е. Жуковского. И Сергей направляет в Москву заявление о приеме в академию. Правда, для поступления в военное учебное заведение ему не хватало лет. Но в виде исключения командование разрешило зачислить его кандидатом в слушатели. К сожалению, извещение об этом пришло поздно: Сергей уже решил приобрести авиационную специальность в Киевском политехническом институте, и в августе 1924 года переехал в Киев. Здесь начинается его самостоятельная жизнь.

Вот что запомнилось авиационному конструктору С. Карацубе, который вместе с Сергеем Королевым часы  свободного времени проводил в планерном кружке при институте: «Помнится, летом 1925 года Сергей Королев работал в одной из бригад, строившей учебный планер. Эта машина предназначалась для полетов. Работали все очень много. Часто по ночам. Спал Королев прямо в мастерской на стружках. Он любил работать, как говорят, засучив рукава. Таким он и сохранился в моей памяти – мастером на все руки. Ему не было нужды подробно объяснять, достаточно сказать, что надо сделать, а как, он хорошо знал сам. Не помню случая, чтобы после Сергея пришлось что-либо переделывать».

Сергею приходилось быть разносчиком газет, работать грузчиком и даже сниматься статистом в кино.

В 1926 году отделение института закрывают, и Королев переводится в Московское высшее техническое училище, чтобы получить специальность аэромеханика.

Первые старты

Когда Сергей появился в МВТУ, он сразу же включился в работу по конструированию летательных аппаратов и полетам на планерах. Занимаясь в кружке планеристов в Одессе, он сконструировал свой первый планер К-5. 

Производственную практику он проходил в конструкторском бюро, которым руководил  А. Н. Туполев. Это время совпало с подготовкой дипломного проекта «Конструкция самолета СК-4». 

А. Н. Туполев  вспоминал: «Однажды я зашел в группу, где работал студент. Я остановился позади молодого человека в белой рубашке и придирчиво взглянул через плечо на чертежную доску… ‘Работает чисто’, - подумал я, в мгновенье, оценив способности студента.

- Вы Королев?

- Кажется, я, - не отрываясь от работы, ответил юноша.

Руководитель группы незаметно наступил Королеву на ногу. Тот резко обернулся и увидел перед собой Туполева.

- Извините, Андрей Николаевич!

- Вы решили конструировать самолет?

 - Да, легкомоторный.

-Меня просили руководить вашей дипломной работой. Прежде чем дать согласие, хочется подробнее ознакомиться с вашей идеей. Завтра в 12 прошу ко мне». [6]

Конструкция планера подтверждалась строгими инженерными расчетами. Строился он по заданию Центрального Совета Осоавиахима и предназначался для дальних перелетов, в качестве средства связи, а также для полетов на местных авиалиниях, агитполетов и для тренировки летчиков. По схеме это был двухместный моноплан с крылом утолщенного профиля, расположенным на фюзеляже. По прочности самолет был рассчитан на выполнение фигур высшего пилотажа.

К сожалению, большим надеждам, которые возлагались на этот проект, не суждено было сбыться. Из-за отказа мотора в одном из полетов СК-4 потерпел аварию, разбился. Летчик Кошиц, пилотировавший самолет, остался жив, получил лишь незначительные ушибы.

На VII Всесоюзный слет планеристов в 1930 году Королев представил свой новый планер СК-3 «Красная звезда».

По геометрическим размерам СК-3 был значительно меньше «Коктебеля». Зато удельная нагрузка на крыло резко возросла — до 22,5 килограмма на кв. метр и была наибольшей из всех планеров, представленных на VII слете. Это означало, что С. П. Королев сделал еще один шаг к осуществлению совершенно новых авиационных задач, которые станут реальностью при создании следующего планера.

В пятом номере журнала «Самолет» за 1936 год была опубликована анкета «Над чем мы работаем?». Первым конструктором, выступавшим с ответами на вопросы анкеты, был С. П. Королев. Он писал:

 «В ближайшее время выходит в первый полет пассажирский 6-местный мотопланер СК-7 моей конструкции...

Полетные испытания СК-7 представляют большой интерес для проверки на практике расчетных данных подобных машин и, в частности, для выяснения вопроса о максимальных возможных перегрузках мотопланеров». [2]

Наибольшую известность получил планер Королева СК-9, последний в его конструкторской биографии. Впервые  планер  был  представлен  на  XI   Всесоюзном  слете планеристов в Коктебеле, куда он совершил перелет по маршруту Москва — Харьков — Кривой Рог — Коктебель, преодолев это расстояние за 11 часов 20 минут. В дальнейшем на его основе был построен ракетоплан РП-318-1, вписавший славную страницу в историю ракетостроения в СССР.

В то время никто еще точно не знал, почему конструктор Сергей Королев от планера к планеру увеличивает нагрузку на квадратный метр площади крыла. Может, это было желание создать новейший тип спортивной машины, которая обладает большей скоростью и на которой возможно выполнять сложные фигуры? Или конструктор преследовал другую цель?..

Что же все-таки сыграло особую роль в решении Королева «изменить» обычным самолетам и взяться за изучение реактивного движения, за создание ракетопланов, различных ракет?

- Это, прежде всего, требование времени и, конечно, знакомство с трудами К.Э. Циолковского, - рассказывал С.П. Королев. – Раньше я мечтал летать на самолетах собственной конструкции, а после встречи с К.Э.Циолковским решил строить только ракеты и летать на них. Это стало смыслом всей моей жизни.

 В 1930—1931 годах, в период напряженного творческого труда, учебы, полетов, Сергей Павлович познакомился с идеями К. Э. Циолковского о реактивном движении, о космонавтике. Они поразили его воображение захватывающей новизной, необычностью, удивительной смелостью. Сергею Павловичу захотелось узнать о них подробнее. И он засел за изучение трудов Константина Эдуардовича, хотя времени у него было в обрез: Сергей Павлович работал на авиазаводе, учился в летной школе, строил планеры. Он до предела сократил время на сон, купил даже мотоцикл, чтобы везде успеть: и в МВТУ, и на аэродром, и к месту постройки планера.

Изучая труды Циолковского, Королев пришел к мысли, что великие идеи Константина Эдуардовича, которые многим казались фантастическими, осуществимы. И не в таком уже далеком будущем. Такое ближайшее воплощение захватившей его идеи о полете в космос молодой Королев вскоре увидел в установке на планер жидкостного ракетного двигателя.

Но увидел он и другое: то, что путь в космос лежит через знание законов полета в воздушном океане, через овладение навыками конструирования различных летательных аппаратов.

Потому Сергей Павлович не замыкается в кругу собственных планерных идей. Сначала его внимание привлекли бесхвостые планеры конструкции Б. И. Черановского (на одном из них, БИЧ-8, он совершил 12 полетов, о чем подробно рассказал на страницах журнала «Самолет» в статье «Экспериментальный планер БИЧ-8»), затем он занялся конструированием своего самолета.

С первого взгляда разнохарактерные увлечения Королева могли показаться разбросанностью, неорганизованностью молодого конструктора-летчика. Но это только с первого взгляда. А на самом деле целеустремленный, решительный юноша был полон желания посвятить себя целиком ракетному делу. Это вскоре заметил в Королеве Фридрих Артурович Цандер, инженер Центрального института авиационного моторостроения.

В начале 1930 года Сергей Королев оканчивает МВТУ. С октября 1928-го по июнь 1930 года одновременно с учебой он работал на авиационном заводе, а затем старшим инженером в ЦАГИ — до сентября 1933 года.

В 1931 году в Осоавиахиме было организовано общественное Бюро воздушной техники. Одна из групп именовалась Группой изучения реактивного движения (ГИРД). Главным инициатором ее создания был инженер Фридрих Цандер. Вскоре она была преобразована в Центральную ГИРД (аналогичные группы создаются в Ленинграде, Харькове, Тифлисе и других городах).

В это время в Осоавиахиме Королев познакомился с Цандером и очень скоро превратился для ГИРД в совершенно незаменимого человека. В сентябре 1931 года в планах ГИРД появляется ракетоплан Королева с двигателем Цандера, а 14 июля 1932 года Королев назначается начальником ГИРД.

Энтузиасты нового дела с увлечением работают над созданием ракет. 17 августа 1933 года в Нахабино, под Москвой, проводятся испытания первой советской жидкостной ракеты «09» конструкции Михаила Клавдиевича Тихонравова. Королев руководит испытаниями. Это было историческое событие, о котором Королев в стенной газете гирдовцев «Ракета» писал:

«Первая советская ракета на жидком топливе пущена. День 17 августа, несомненно, является знаменательным днем в жизни ГИРД, и, начиная с этого момента, советские ракеты должны летать над Союзом Республик.

Коллектив ГИРД должен приложить все усилия для того, чтобы еще в этом году были достигнуты расчетные данные ракеты, и она была бы сдана на эксплуатацию в Рабоче-крестьянскую Красную Армию...

Необходимо также возможно скорее освоить и выпустить в воздух другие типы ракет для того, чтобы всесторонне изучить и в достаточной степени овладеть техникой реактивного дела.

Советские   ракеты  должны  победить  пространство!»[2]

Если говорить о работе Королева в ГИРД, то можно сказать, что Королев создал ГИРД, но и здесь же началось становление Главного конструктора.

За достижения в разработке ракетной техники в ноябре 1933 года С. П. Королев награждается высшей наградой Осоавиахима — знаком «За отличную работу в Осоавиахиме».

В 1933 году принимается решение о слиянии московской ГИРД и ленинградской Газодинамической лаборатории и о создании первого в мире Реактивного научно-исследовательского института (РНИИ). Королев назначается заместителем начальника института по научной работе. 

Весной 1934 года произошло еще одно событие, которое помогло Королеву уже для самого себя подвести итоги первым своим работам в ракетной технике, определить свой дальнейший путь. 31 марта в Ленинграде открылась I Всесоюзная конференция по изучению стратосферы. «Правда» тогда писала: «В интересном докладе инженер С. П. Королев... подверг анализу возможность и реальность полета реактивных аппаратов в высших слоях атмосферы. Центральным является здесь создание ракетных двигателей на жидком топливе. Разрешение этой проблемы упирается в необходимость чрезвычайно большого расхода топлива и весьма высокие температурные условия...»[2]

В том же году выходит в свет книга Королева «Ракетный полет в стратосфере». В ней Сергей Павлович изложил историю, современное состояние и перспективы применения ракетных двигателей для полета человека и дал обоснование преимущества пороховых, жидкостных и воздушно-реактивных двигателей в разных областях их применения.

В РНИИ под руководством Королева была проведена широкая программа научных исследований и опытно-конструкторских работ, завершившихся стендовыми и летными испытаниями ряда конструкций баллистических и крылатых управляемых экспериментальных ракет и первыми полетами советского человека на ракетном аппарате.

Разрабатывается управляемая крылатая ракета дальнего действия «212» с ракетным двигателем на жидком топливе ОРМ-65, разработанном В. П. Глушко. Королев руководит работой и участвует в ней. Ракета могла нести полезный груз в 30 килограммов. Стартовала она с помощью пороховой ракетной катапульты. Первые летные испытания ракеты состоялись на Софринском полигоне под Москвой 29 января 1939 года.

Обосновывая необходимость создания крылатой ракеты, С. П. Королев 2 марта 1935 года выступил с подробным докладом на организованной по его инициативе Всесоюзной конференции по применению реактивных летательных аппаратов к освоению стратосферы. В докладе он говорил: «Крылатая ракета имеет большое значение для сверхвысотного полета человека и для исследования стратосферы. Задача дальнейшего заключается в том, чтобы упорной повседневной работой, без излишней шумихи и рекламы, так часто присущих, к сожалению, еще и до сих пор многим работам в этой области, овладеть основами ракетной техники и занять первыми высоты страто- и ионосферы». Работа Королева над ракетами раскрывает комплексный характер подхода к их созданию. Он считает, что ракета — это целый комплекс систем и каждая система важна для решения конечной цели. Он говорит о «надежном моторе» (двигателе), он же ставит вопрос о необходимости создания надежной «автоматики» (системы управления), без которой невозможен устойчивый полет ракеты. 

Одновременно Королев настойчиво работал над созданием ракетоплана. Первые в СССР полеты человека на ракетном аппарате были выполнены в феврале — марте 1940 года летчиком В. П. Федоровым на ракетоплане РП-318-1 конструкции Королева.

Наверное, ракетоплан, а вслед за ним ракетный самолет, который разработал С. П. Королев, мог бы и подняться в воздух не в 1940 году, а намного раньше и, может быть, даже принять участие в ВОВ. Но произошло непредвиденное.

Вдали от внешнего мира, от семьи

 В 1937 – 1938 годах в стране начались необоснованные массовые репрессии. Первыми в РНИИ подверглись репрессии И. Т. Клейменов, Г. Э. Лангемак и инженер В. П. Глушко. 27 июня 1938 года органы НКВД арестовали С. П. Королева. Его обвинили в том, что он якобы является членом антисоветской контрреволюционной организации. Военная коллегия Верховного суда СССР, опираясь в основном на клеветническое письмо инженера РНИИ Л. Г. Костикова и предвзятые выводы следователей Быкова и Шестакова, приговорила С. П. Королева к 10-ти годам лишения свободы.

Став директором института, Л. Г. Костиков стал и автором знаменитых реактивных установок «катюша». Его удостоили высших наград: звания Героя Социалистического Труда и лауреата Сталинской премии. Но Костиков не оправдал себя в новой должности и в 1944 году был снят с работы. Сергей Павлович оказался в районе бухты Нагаева, на прииске Мальдяк, где добывалось золото. 

Первой в бой за спасение сына бросилась мать. Она написала письмо И. В. Сталину, рискуя сама быть арестованной. Однако надежды на освобождение сына оказались напрасными.

Несколько важных обстоятельств способствовали переводу С. П. Королева с Калымы в ЦКБ НКВД. В тяжелые для Королева дни за пересмотр приговора ему хлопотали прославленные летчики депутаты Верховного Совета СССР В. С. Гризодубова и М. М. Громов. За восстановление истины боролся и сам заключенный – посылал безответные письма в ЦК ВКП (б), Прокуратуру СССР.

Берия, сменивший в конце 30-х годах на посту наркома внутренних дел Ежова, решил несколько уменьшить напряженность в стране, вызванную ежовщиной. Хотелось новому наркому создать себе ореол человека справедливого, гуманного. Состоялся пересмотр ряда дел… В числе их оказалось и дело Королева. В 1939 году Особое совещание НКВД под председательством Берия заменило С. П. Королеву ярлык «член антисоветской контрреволюционной организации» на «вредителя в области военной техники», что сократило срок заключения на 2 года.

Конкретно же переводу С. П. Королева в ЦКБ помог находившийся также в заключении А. Н. Туполев. Ему для быстрейшего завершения работ по пикирующему бомбардировщику ТУ-2 недоставало специалистов, многие из которых оказались за решеткой. Андрей Николаевич составил список авиационных инженеров, нужных ему, и передал его представителю НКВД. В этом списке значился и С. П. Королев. Его нашли.

После изнуряющей душу и тело колымской каторги работа в ЦКБ, да еще у Туполева, казалась Королеву почти раем. Но по-прежнему тяготило душу сознание несправедливого приговора, полная изоляция от внешнего мира, от семьи… Тюрьма оставалась тюрьмой, а он – заключенным.

Началась война, охватывая все новые и новые районы. Красная армия не могла остановить фашистскую лавину в 170 гитлеровских дивизий, превосходившую нашу армию военным опытом, количеством авиации и танков.

Собрав наскоро в один из дней июля сотрудников КБ,  А. Н. Туполев сказал: «Фронт ждет наш самолет.  Мы должны построить его в кратчайшее время, чего бы это нам ни стоило».

В конце июля 1941 года КБ А. Н. Туполева и коллектив авиационного завода со всем оборудованием прибыли в Омск и принялись за производство бомбардировщика. В октябре 1942 года туполевский бомбардировщик Ту-2 поступил в действующую армию. Сергей Павлович гордился, что и он внес посильный вклад в войну с фашизмом…

Неожиданное предписание отконвоировать заключенного Королева в Казань обескуражило Сергея Павловича.

Что ждет его на новом месте заключения?

Недоволен был отзывом нужного сотрудника и Туполев.

- Будь моя воля,  не отпустил бы тебя, Королев. Вызов с авиамоторного завода. При чем тут ты?.. Твое дело -  самолеты конструировать. Двигатели – удел другого. Ну, иди, будет возможность, возвращайся к нам, место для тебя всегда найду…[6]  

От самолета к ракете   

В Казани Королев работает на авиационном моторостроительном заводе, где ведется разработка авиационных ракетных установок.

В декабре он завершает работу над предэскизным проектом реактивного самолета-перехватчика РП с жидкостным ракетным двигателем РД-1 конструкции В. П. Глушко. Этот самолет должен был иметь лучшие характеристики, чем построенный в 1942 году в конструкторском бюро В. Ф. Болховитинова первый советский реактивный самолет БИ-1.

Королев назначается руководителем группы, а затем заместителем главного конструктора по испытаниям авиационных ракетных установок. Сергей Павлович занимается проектированием и руководит работами по установке ракетных ускорителей на самолеты конструкции Петлякова, Яковлева, Лавочкина и сам их испытывает. Однажды во время полета взорвался двигатель, установленный на Пе-2, Королев при этом был ранен.

С. П. Королеву, несмотря на занятость текущей работой, тесно в этих рамках. Об этом говорят записи, сделанные в 1942 году: в них расчеты и рисунки ракетоплана, он мечтает об институте по разработке и созданию ракет, намечает его структуру с проектным и конструкторским отделами, экспериментальной базой и опытным заводом.

Рассказ о жизни и работе С. П. Королева в годы войны вспоминает сотрудница ОКБ Л. П. Палеева: «Сергей Павлович работал, не жалея себя. Ему не хватало рабочего времени. Он прихватывал и выходные. Из двух часов, положенных на обед, он, как правило, использовал только 30 минут. Его все называли неугомонным.

Работа, творчество составляли весь смысл жизни Сергея Павловича. Помнится такой случай. Поздно вечером он пришел к нам за очередной  книгой. Вид у него был неважный: щеки впали, под глазами синие круги. Я ему говорю:

 - Нельзя так. Не жалеете вы себя.

 - Разве можно работать с прохладцей, жалеть себя, когда  Родина в опасности? – ответил он. – Надо отдавать все силы, все, до последней капли крови.

Сергей Павлович всегда был готов прийти на помощь другим. Расскажу об одном запомнившемся эпизоде.

Однажды Сергей Павлович пришел к нам за каким-то документом, поздоровался и, заметив, что у меня невеселый вид, спросил:

- Что-нибудь случилось, Лидия Павловна?

- Дочь тяжело заболела, - стала рассказывать я,- осложнения на почки, нужна сахарная диета. А, знаете, как сейчас с сахаром…

- У меня в Москве тоже дочь, Наташа. Жена, мать. Давно их видел,- С грустью, скорее себе, чем мне, сказал Королев.- Случайными письмами живу…

По лицу Сергея Павловича пробежала тень. Мне стало не по себе.

- Все будет хорошо. Скольких людей война разметала по земле,- пыталась успокоить я его. Но он уже взял себя в руки и будто не слышал моих слов:

- Сахарная диета? Только и всего? Это  в наших силах.

 А через некоторое время Королев принес мне весь свой паек сахара.

- Это для дочки,- очень твердо сказал он.

Сколько я его не уговаривала, не упрашивала взять сахар обратно – не согласился. А ему и самому был нужен сахар при его такой напряженной умственной работе».[6]

В 1945 году С. П. Королева отзывают в Москву и назначают руководителем группы специалистов для изучения трофейной техники. До этого группы работали разрозненно. С приездом Королева сразу почувствовали: появилась твердая рука, появился человек, который взял на себя полностью руководство и координацию действий этих групп.

В мае 1946 года в нашей стране впервые создается новая отрасль промышленности — ракетная, с научно-исследовательскими институтами и конструкторскими бюро. Вскоре С. П. Королев назначается начальником проектного отдела головного института и главным конструктором баллистических ракет.

Назначение С. П. Королева было закономерным: он уже зарекомендовал себя как крупный инженер и ученый в области ракетной техники, наделенный большими организаторскими способностями, человек смелый, решительный и вместе с тем реалистично оценивающий трудности, умеющий выбирать главные направления прогресса ракетной техники, в том числе и космических исследований.

Наряду с Королевым были назначены главные конструкторы по двигателям, по системе управления, по гидроприборам, системе радиоуправления и наземному комплексу — В. П. Глушко, Н. А. Пилюгин и другие. Создается коллективный орган, не имевший аналогов,— Совет главных   конструкторов.   Формально   вневедомственный,   он фактически  стал  коллективным   органом,  координирующим и направляющим деятельность предприятий, занятых разработкой и созданием ракетной техники. Возглавляет Совет главных С. П. Королев, признанный к этому времени безусловным авторитетом в новой области науки и техники.

Баллистические растут

1947 год стал годом проверки способности коллектива, руководимого Королевым, решать крупнейшие задачи развития современной техники. Предстояли испытания первых баллистических жидкостных ракет.

И первые же пуски ракет показывают — летают они отлично, у них высокие полетные характеристики. Всего было проведено 12 пусков экспериментальных ракет. Все они завершились успешно, заложив надежный фундамент для дальнейшего развития отечественного ракетостроения. Под руководством Королева была разработана методика испытаний. Сергей Павлович сам строго следил за порядком на старте, руководствуясь принципом: «В нашей работе нет мелочей!» Относилось это и к самой технике, и к организации работ, и к подбору людей, к устройству их быта. Он удивительно точно умел подбирать себе сотрудников. Это был коллектив единомышленников, энтузиастов нового дела. Сергей Павлович говорил: «Большая разница есть между конструктором раньше и теперь. Раньше конструктор рассчитывал и строил машину сам. Я под руководством А. Н. Туполева в конце двадцатых годов делал дипломный проект — рассчитывал легкомоторный самолетик. Сам выполнил половину чертежей... Захотел бы современный конструктор сделать все расчеты сам, когда проектируемый аппарат содержит десятки тысяч деталей, и превратился бы в кустаря. Для этого не хватило бы ни сверхчеловеческого ума, ни сверхчеловеческих сил... Конструктор должен, верно, ставить задачи, прислушиваться к мнению коллектива...

С самого начала, с первой ракеты мы опирались на коллегиальность. Ни одного решения, объекта, графика без обсуждения!.. Нередко обсуждали противоречащие друг другу предложения. Не раз жизнь опрокидывала наши наметки. Окончательный итог складывался из данных, полученных при отработке частей ракеты».[5]

В арсенале - сверхдальние

За очень короткое время коллектив Королева создает несколько типов жидкостных баллистических ракет дальнего действия, в которых уже использованы принципиально новые конструктивные решения. Совершенствуются системы, разрабатываемые другими главными конструкторами, его соратниками,— система управления, двигательные установки, радиотелеметрическая система.

Первый советский комплекс с управляемыми баллистическими ракетами Р-1 был создан и испытан осенью 1948 года, на несколько лет раньше, чем в США.

К наиболее крупным достижениям этого времени относится разработка принципиально новой конструктивно-компоновочной схемы баллистической ракеты — с несущими топливными баками и отделяющейся головной частью. Эти новые решения при существенном увеличении тяги жидкостных ракетных двигателей позволили значительно увеличить дальность полета ракеты и создать первую советскую ракету стратегического назначения.

Особое место в творчестве С. П. Королева этого периода занимает создание первой советской баллистической ракеты дальнего действия.

В 1949 году по инициативе Королева начинаются исследования верхних слоев атмосферы с помощью ракет. Он ставит перед институтами Академии наук задачу разработки программы научных исследований и соответствующей аппаратуры — технические возможности его коллектив обеспечит. Первым его союзником стал будущий академик С. Н. Вернов — его аппаратура «ФИАН-1» была установлена на первой в мире геофизической ракете, стартовавшей в мае 1949 года. Это было началом широкой программы исследований.

На академических ракетах Сергей Павлович решил попробовать запустить животных на высоту до 100 км. Такая задача теперь уже кажется самой обычной. Это еще раз говорит о быстром развитии ракетно-космической техники. Летом 1950 года многие ученые высказывали сомнения, выдержит ли собака столь высотный полет. Но были у Сергея Павловича и самые решительные сторонники, и среди них академик А. А. Благонравов. Вскоре была подготовлена ракета с 2-хместной кабиной для 2-х пассажиров – собак. Несмотря на опасения, собаки перенесли перегрузку и благополучно приземлились. Все последующие полеты животных на ракетах также прошли успешно.

Тогда Сергей Павлович предложил перейти ко второму этапу экспериментов. «Надо, - говорил он, - отработать систему спасения собак при появлении аварийных ситуаций. Это нам сослужит большую службу при подготовке будущих полетов человека». И вот вскоре при выходе ракеты на нужную высоту раздался взрыв специального пиропатрона. Силой взрыва собака выбрасывалась из ракеты, а потом благополучно приземлялась на парашюте.

Исследовательские ракеты достигали высот 100, 200, 500 км и рассказывали ученым о плотности атмосферы на разных высотах, составе космических лучей, разведывали ионосферу.  

В начале 50-х годов в сотрудничестве с учеными-атомщиками, в первую очередь с И. В. Курчатовым, по заданию правительства страны начинаются работы над ракетно-ядерным оружием. Первая советская стратегическая ракета с ядерным боевым зарядом была успешно испытана в 1956 году.

В 1954 году под руководством С. П. Королева ведется разработка «Эскизного проекта межконтинентальной баллистической ракеты». В связи с этим он пишет: «Проводящаяся в настоящее время разработка... позволяет говорить о возможности создания в ближайшие годы искусственного спутника Земли и ракетного корабля для полетов человека на большие высоты и для исследования межпланетного пространства».

Вскоре, в самом начале 1955 года, было принято решение о строительстве космодрома. Выбор пал на Казахстан, на пустынное место вдали от крупных населенных пунктов. Королев руководит разработкой проектного задания на строительство ставшего легендарным Байконура. Он участвует в выборе места для космодрома и в планировке его служб.

«Простейший спутник — первый»

В августе 1957 года Советский Союз объявил о создании первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты, на базе которой создается ракета-носитель для выведения космических аппаратов. Оригинальная конструктивно-компоновочная схема ракеты позволила использовать ее долгие годы для самых различных целей. И сейчас ее модификация служит для запуска пилотируемых кораблей и многих автоматических аппаратов.

Но чтобы космические аппараты могли служить науке, вести исследования там, где их невозможно проводить обычными, земными методами, для этого нужно решить самую важную проблему — передачи с борта спутника и приема на Земле научной информации. В то время ученые еще не знали, смогут ли радиоволны с больших высот «пробить» ионосферу Земли, дойдут ли радиосигналы без искажений. К тому же и характеристики атмосферы Земли на высоте в сотни километров от ее поверхности были мало изучены. Спутник самой простой формы — сферический, оснащенный радиопередатчиками, позволил бы получить ответы на эти первоочередные вопросы. И сделать его можно было быстрее, чем сложную космическую лабораторию. Предложение Королева было принято.

Так родился первый искусственный спутник Земли — «ПС-1», или «простейший спутник — первый», как называли его разработчики. С этим названием связан курьезный случай. Один из работников, называвший Сергея Павловича, как и многие другие, кратко ЭсПэ, во время доклада Главному конструктору оговорился и назвал спутник «СП-1».

Главный улыбнулся: «ЭсПэ – это я, спутник называется «ПС-1». А в остальном все правильно». 

4 октября в 22 часа 28 минут по московскому времени ракета с первым в мире искусственным спутником Земли стартовала с космодрома Байконур, возвестив о начале космической эры. В эти дни пришла и мировая оценка подвига советской науки.

Великий французский ученый-физик Жолио-Кюри радостно воскликнул: «Это – великая победа человека, которая является поворотным пунктом в истории цивилизации. Человек больше не прикован к своей планете». Этим Фредерик Жолио-Кюри сказал все и за всех.

Едва вернувшись с космодрома, Королев собрал инженеров, конструкторов и поставил перед ними задачу, казалось бы, невозможную: за месяц создать спутник, в котором можно отправить на орбиту животное. Исследования, связанные с длительным пребыванием в космосе живого существа, можно и нужно было начинать. И здесь пригодился опыт запуска животных на высотных ракетах и создания первого спутника. Это позволило ровно через месяц, 3 ноября 1957 года, осуществить вывод на орбиту второго в истории искусственного спутника Земли, на борту которого, в кабине, снабженной всем необходимым для жизни, находилась собака Лайка. Одновременно продолжалась работа над тяжелым спутником. Здесь был учтен целый ряд требований, связанных с проведением на нем различных научных экспериментов и размещением разнообразной научной и измерительной аппаратуры.

Запуск третьего советского искусственного спутника Земли был осуществлен 15 мая 1958 года. Первые спутники позволили начать изучение космического пространства. Их запуски подтвердили правильность инженерных решений при создании космической техники.

Королев, как Главный конструктор, не ограничивал свою деятельность только разработкой конструкций ракет и космических аппаратов. Он принимает самое активное участие в формировании научной программы космических исследований. В июле 1958 года в докладной записке он предлагает развернутую программу таких исследований. В это время в его конструкторском бюро начинаются разработки спутника для полета человека в космос — тогда он назывался просто «спутник», «кораблем» его позднее назовет Королев.

К небесной соседке

В 1958—1959 годах создаются первые автоматические межпланетные станции для исследования Луны. Запуски спутников были очень важными, но всего лишь первыми шагами в пределах весьма крохотной области Солнечной системы. А над горизонтом ярко сияла Луна, знакомая каждому с детства, и, конечно же, она не могла не стать «остановкой № 1» на прокладывающейся дороге в космос.

С изобретением телескопов Луна приблизилась к людям, и они открыли на ней «моря», горы и кратеры. Но видна была только одна ее сторона, всегда обращенная к Земле. Невидимая сторона оставалась «тайной за семью печатями». Даже характер поверхности Луны вызывал острые споры. Одни ученые считали, что Луна покрыта толстым, в несколько метров, слоем пыли, другие же – породами, напоминающими земной туф. Во время одной из дискуссий С. П. Королев со свойственной ему решительностью взял лист бумаги, написал категорическое: «Луна твердая» и подписался. Бумагу отдал на память стороннику «лунной пыли». Конечно, подобные споры могли разрешить только космические аппараты.

С созданием в Советском Союзе мощной ракеты-носителя у специалистов, которых возглавлял Королев, появилось естественное желание достигнуть Луны. Но для этого нужно было расширить возможности ракеты, придать ей новое качество. Ведь для выведения спутника Земли на орбиту  достаточно развить так называемую первую космическую скорость – около 8 км в секунду. Чтобы вырваться из пут земного тяготения, этой скорости уже недостаточно. Итак, прежде всего, следовало повысить мощность ракеты-носителя. Задачу эту удалось решить, установив на нее дополнительную, третью ступень. Одновременно в конструкторском бюро Королева были разработаны и первые космические аппараты для исследования Луны. И 1959 год стал настоящим «годом Луны». 2 января состоялся первый в истории старт в сторону нашей ближайшей небесной соседки. «Луна-1», или, как назвали ее журналисты, «Мечта», прошла вблизи Луны и стала первым в истории человечества искусственным спутником Солнца. 12 сентября стартовала автоматическая станция «Луна-2». Через 2 дня она достигла поверхности Луны, доставила туда вымпел с изображением Герба СССР. Впервые была проложена трасса Земля – Луна, впервые был нарушен извечный покой другого небесного тела.

Обе станции решили задачи отработки и проверки точности выведения аппаратов на межпланетные орбиты, а также возможности поддержания радиосвязи с ними на значительных расстояниях и исследования свойств космического пространства между Землей и Луной и вблизи Луны.

Принципиально новой была автоматическая межпланетная станция «Луна-3». Впервые автоматический космический аппарат получил систему ориентации, позволившую ему стать первым космическим фотографом. Новой станции предстояло облететь Луну, «взглянуть» на ее обратную сторону, сфотографировать с помощью специального устройства, а при возвращении к Земле передать полученные изображения по радиолинии. Старт «Луны-3» 4 октября прозвучал салютом в честь второй годовщины начала освоения космоса. Автоматическая межпланетная станция сфотографировала обратную сторону Луны с расстояния 60 тысяч километров и передала целую серию снимков на Землю, где их с нетерпением ждали ученые. И больше всех, пожалуй, С. П. Королев. 

«Венера-1»     

В конце 1959 года начинаются проектные работы по созданию автоматических межпланетных космических станций для исследования Венеры и Марса. Чтобы вывести аппарат типа «Венера-1» на межпланетную траекторию, пришлось создавать еще одну новую ракетную ступень, по существу, космическую ракету, которая стартовала с орбиты искусственного спутника Земли (ИСЗ). Создание этой ступени можно считать одним из самых важных и замечательных достижений нового космического эксперимента.

Впоследствии космическая ракета выводила на межпланетные трассы автоматические космические аппараты типа «Луна», «Марс», «Венера», «Зонд». Теперь с ее помощью запускаются спутники связи «Молния». «Венеру-1» еще готовили к полету, на космодроме продолжались ее испытания, а Сергей Павлович уже продумывал конструкцию будущих автоматических межпланетных станций. Однажды, прогуливаясь, как обычно вечером, по «бетонке» космодрома, он поделился своими мыслями с одним из ведущих разработчиков этих станций.

— Я думаю,— говорил Королев,— что мы должны станции конструктивно унифицировать. Ведь условия полета станций на межпланетной траектории — к Марсу ли, к Венере, или просто для зондирования космического пространства — в основном схожи. Поэтому, видимо, целесообразнее разработать одинаковый для межпланетных станций разного назначения орбитальный отсек с одними и теми же системами, которые будут работать на трассе «Земля — планета», одинаковую корректирующую двигательную установку и разные для всех станций специальные отсеки: спускаемые аппараты для посадочных вариантов, отсеки с фототелевизионной аппаратурой для фотографирования поверхности планет или Луны. Это даст нам большой выигрыш и в изготовлении объектов, и в их отработке. Подумайте над этим. И в дальнейшем именно этот принцип был заложен в разработку автоматических межпланетных станций.

Когда «Венера-1» отправилась (12 февраля 1961 года) в свой исторический путь, проектанты конструкторского бюро Королева приступили к новым разработкам, результат которых — полеты «Марса-1», первых «Зондов» и «Венер». Полет станции «Венера-1», пусть и не очень долгий, подтвердил правильность выбранных направлений и стал важным этапом в развитии ракетно-космической техники, одной из ярких страниц в истории отечественной космонавтики и в жизни конструкторского бюро. Все это время полным ходом шла работа над пилотируемым космическим кораблем. Еще в середине 30-х годов в своих выступлениях и статьях С. П. Королев говорил о тех сложностях, с которыми встретятся разработчики при создании пилотируемых реактивных аппаратов для полетов в стратосферу. Будучи реалистом, он так оценивал различные публикации о якобы совершенных уже или близких межпланетных путешествиях: «В большинстве своем это фантастические повести, не имеющие никакой научной ценности. Возможность сверхвысотного полета человека на реактивном летательном аппарате — дело не сегодняшнего, а, скорее, завтрашнего дня».

И вот это «завтра» наступило. И в апреле 1956 года, выступая с докладом на Всесоюзной конференции по ракетным исследованиям верхних слоев атмосферы, он уже говорит: «...мы могли бы подойти наиболее близко к вопросам нашей ближайшей перспективы, таким, как вопрос о спуске аппаратуры и, наконец, человека с искусственного спутника Земли.

...Нам кажется, что в настоящее время можно преодолеть трудности и осуществить полет человека на ракете, это неизмеримо расширит возможности исследования, не говоря о чисто прикладном значении такого полета».[2]

То, что делали С. П. Королев и все коллективы, занятые созданием космической техники, не имело аналогов в мировой практике. Все сложные проблемы ставились и решались впервые. Их было много и при создании автоматических космических аппаратов, но они не шли ни в какое сравнение с тем, с чем столкнулись при разработке аппаратов пилотируемых — ведь, прежде всего в этом случае речь шла об обеспечении безопасности человека, о сохранении его жизни и работоспособности.

Рождался «Восток»

В проектном отделе конструкторского бюро рождался новый аппарат. «Когда-то,— говорил Королев,— я сам мог решать все вопросы. Помню, конструировал самолет — мог крылья сделать на несколько сантиметров длиннее или короче. Мог решить, рассчитать сам. Сейчас машины считают. Важны и сейчас и ум, и трудолюбие, но жизнь выдвигает такие огромные задачи, что одному человеку, как бы он ни был талантлив, эти задачи решить не под силу.

Допустим, ученым, конструкторам, инженерам надо решить очередную важную задачу... Дело сложное. Бывает так, что ни тот не видит путей решения, ни этот. Они спорят. И приходят, в конце концов, к единому мнению. В нашей практике сплошь и рядом бывают такие случаи, когда мы спорим и не приходим к единому мнению. Мы никогда не решаем приказом. И никогда не давим. Никогда никто никого не заставляет подписывать решение или инструкцию до тех пор, пока люди не будут убеждены... В этом, я считаю, жизненная сила всех... творческих коллективов... Никто не говорит: «Это мое, а это — твое». Говорят: «Это наше».

На всех этапах создания ракет и космических аппаратов самым строгим контролером был Главный конструктор. Его почти каждый день (а часто и ночью) можно было видеть в отделах конструкторского бюро и в цехах завода. Не оставались без внимания и смежные предприятия. В то время это никого не удивляло, казалось естественным положением вещей. И только позже, когда Сергея Павловича не стало, даже его ближайшие соратники были поражены: когда же он все успевал?

...Рождался «Восток». В сборочном цехе выстроились в ряд «шарики», как любовно называли спускаемый аппарат «Востока». И вот однажды в цех вошел Сергей Павлович, а за ним небольшая группа военных летчиков. Это были будущие командиры космических кораблей, те, кому предстояло стать родоначальниками новой профессии нашего века — космонавтами.

В начале 1959 года в Академии наук СССР состоялось совещание, на котором обсуждалось, представители какой профессии могут наиболее успешно и в сравнительно короткий срок подготовиться к космическому полету. Вот что вспоминает об этом совещании один из участников, первый начальник Центра подготовки космонавтов Е. А. Карпов: «Высказывались разные мнения. Наконец, председательствовавший академик М. В. Келдыш предоставил слово Королеву.

— Складывается впечатление,— начал Сергей Павлович,— что отдельные ручейки суждений уже сами по себе сливаются в правильный вывод. Вопрос, который Мстислав Всеволодович задал присутствующим здесь представителям авиации: «Готовятся ли к полету в космос летчики?» — не случаен. Наиболее подходящим контингентом располагает авиация, хотя смелые и стойкие люди имеются повсюду. Чтобы в короткий срок стать полноценным космонавтом, качеств, которые вырабатывают в человеке так называемые земные специальности, еще недостаточно. Королев объяснил, что космонавту необходимо безошибочно ориентироваться и понимать сущность происходящих явлений, без чего невозможно правильно и своевременно управлять кораблем. Он должен уметь работать в сложных, быстротечных, а порой и аварийных условиях полета, для чего требуется всесторонняя подготовка.

Весьма ощутимым дополнением морально-психологической «заряженности» космонавта на полет стали напутственные беседы, которые вел Сергей Павлович с космонавтами накануне старта. Начались эти беседы с Юрия Гагарина и в дальнейшем стали традиционными. С. П. Королев придавал большое значение учебе космонавтов. Это в основном по его рекомендации все они стали слушателями Академии имени Н. Е. Жуковского. Он считал, что космонавты должны быть людьми образованными, не просто исполнителями, а и творцами того нового дела, к которому они оказались причастны. Королев внимательно следил за их успехами в учебе. Г. С. Титов вспоминал, как он однажды приехал к Сергею Павловичу с какой-то, как ему казалось, интересной и важной идеей. Прежде чем начать разговор, Королев полез в письменный стол, достал оттуда тетрадь и начал листать ее. Полистав, он неожиданно для Титова сказал:

«Герман Степанович, а у Вас, я вижу, есть «хвосты». Вот когда сдадите их, тогда мы и поговорим о Вашей идее». 

Алексей Леонов  позднее рассказывал: «Лицо Сергея Павловича светилось добротой. Он, пожалуй, смотрел на нас, как на сыновей, которые сделают то, что хотел бы сделать сам, увидят то, что хотел бы увидеть он сам. Тогда, в 1960 году, ученый хотя и беседовал со всеми одинаково, но мне показалось, что особое внимание уделил Юрию Гагарину.  Я тогда сказал: «Ну, Юра, по-моему, выбор пал на тебя».  Он отшутился».[6]

Виток Гагарина

12 апреля 1961 года. Главный конструктор ночь накануне старта — главного старта в его жизни — не спит. Конечно же, он волнуется. Но в наиболее напряженные моменты работы он всегда умел собраться, так как знал, что его настроение, его поведение очень чутко воспринимаются окружающими. И он делал все, чтобы даже такие необычные, чрезвычайной важности дела внешне ничем не отличались бы от работы повседневной, обычной, уже налаженной. Конечно, Сергей Павлович понимал, что в эти минуты творится история.

Оператор, находившийся в то время с Королевым, вспоминал: «Полет Юрия Гагарина продолжается нормально. Все идет как нельзя лучше. На телеграфной ленте – радующая всех «пятерка»… И вдруг, именно вдруг, аппарат стал  уверенно выбивать «тройку». Всех, кто находился на узле связи, словно обдало холодной водой. Вскочил со стула Сергей Павлович. Необходимо принимать немедленное решение. Перед глазами Сергея Павловича – продолжение ленты. По ней бежит бесстрастная «тройка». И в тот момент, когда Королев принял решение, раздался радостный голос второго оператора:

- Все в порядке! Пошла «пятерка», «пятерка», - почти крикнул он, передавая ленту ученому.

Вздох облегчения вырвался у сотен людей. А еще через несколько минут выяснилось, что в линии передачи, на одном из пунктов связи, как и в первом случае, произошла сбойка. Аппарат по собственной инициативе стал выбивать проклятую «тройку».

- Вот такие секунды намного укорачивают жизнь конструкторов, - резюмировал Королев и тут же, чеканя каждое слово: - С узлом связи разобраться. И доложить… Виновников ко мне…»

12 апреля весь мир узнал имя Юрия Гагарина. Имя Главного конструктора люди узнали только после его смерти.

Их путь считали необычным,

Хотя в свой срок весь мир узнал,

Что Королев был черепичник,

В литейном Юра начинал…

Да, шел упрямо и нескоро,

Не отделив ночей от дней,

Строитель малого планера

К закладке звездных кораблей.

То был итог, когда, огнистый,

Взлетел гагаринский «Восток»,

И лился, радостно неистов,

Земли ликующий восторг.

Так начинался день Вселенной.

Не умолкал ракетный гром.

Рабочим космоса в три смены

Звал Королева космодром.

Да и Гагарин, между прочим,

Признался плавящим металл,

Что чувствует себя рабочим,

К каким бы далям ни летал…

Рабочий!

Как нам не гордиться,

Что этот титул дорогой

Землян всеобщие любимцы

Не заменили на другой!

Мы сделать многое успели,

Но, чтоб успеть еще втройне,

Будь Королевым в своем деле,

Стремись, как Юрий, к вышине!

                                    П. Т. Асташенков.

 14 апреля 1961 года на Красной Площади собралась толпа радующегося народа с флагами, портретами Гагарина, транспарантами. Один запомнился всем – на листе ватмана кто-то написал: «Чур, я второй!».

Корабли выходят на орбиту

При выборе второго космонавта Королев задерживает свой взгляд на Германе Титове. Ему давно нравится этот смышленый летчик с инженерной хваткой. Он уже принял несколько советов, сделанных Титовым по оборудованию кабины корабля. Что Герман даст космонавтике в будущем? Потом подумал: «А что скажет нам второй полет? Может, согласиться с пожеланиями медиков, других специалистов и закончить его через три витка? Нет. Теперь нужны сутки».

Итак, вслед за Гагариным полетел Герман Титов, уже на сутки. Затем — групповой полет Андрияна Николаева и Павла Поповича. С. П. Королев был уверен в необходимости отработки сближения в космосе двух аппаратов для будущих полетов. В 1963 году стартуют Валерий Быковский и первая в мире женщина-космонавт Валентина Терешкова. Пятисуточный полет Быковского был самым длительным в то время. Следующий шаг — многоместный корабль «Восход». По мнению Королева, для работы в космосе нужны экипажи из разных специалистов, это — будущее космонавтики.

Выход в открытый космос

В марте 1965 года в космосе проводится новый эксперимент — Алексей Леонов впервые вышел из корабля в открытый космос.

В своем последнем выступлении перед журналистами в 1965 году Королев говорил: «...Зачем нужно выходить в космос, почему такое значение мы придаем именно этому эксперименту? Я думаю, что на это очень просто можно ответить: летая в космосе, нельзя не выходить в космос, как, плавая, скажем, в океане, нельзя бояться упасть за борт и не учиться плавать.

Все это связано с целым рядом операций, которые могут потребоваться в дальнейшем при встрече кораблей. Выход из корабля очень сильно упрощает проведение специальных наблюдений в космосе, ну и, наконец, он потребуется в тех случаях, когда нужно будет что-либо поправить на корабле. Мы, например, думаем всерьез над тем, что космонавт, вышедший в космос, должен уметь выполнить все необходимые ремонтно-производственные работы вплоть до сварки. Это не фантастика, это необходимость! Чем больше люди будут летать в космосе, тем больше эта необходимость будет ощущаться».[5] Говорилось это в начале 1965 года, когда выход в открытый космос действительно казался фантастикой. Люди старшего поколения помнят, какой неправдоподобной казалась им увиденная на экранах телевизоров картина парящего в бесконечном пространстве Алексея Леонова. Вплоть до этого события в среде ученых бытовало мнение, что вне корабля космонавт просто не сможет находиться, не выдержит его психика, когда он окажется наедине с бескрайними просторами Вселенной. Полет «Восхода-2» полностью опроверг это мнение, а идеи Главного конструктора находят блестящее подтверждение в наши дни, в частности при полетах на орбитальных станциях «Салют». Часами уже работают космонавты за бортом своего космического дома, выполняя сложные работы по ремонту, монтажу, сварке и резке материалов, все увереннее чувствуют они себя в открытом  космосе.

В ОКБ С. П. Королева работы по разным направлениям велись параллельно — и по пилотируемым кораблям, и по автоматическим аппаратам.

Спутник-ретранслятор «Молния-1»

В 1961 году в ОКБ началась проектная разработка первого советского искусственного спутника-ретранслятора «Молния-1» для создания с его помощью экспериментальной линии дальней радиосвязи между Москвой и Владивостоком. Первоначально проектанты решили создать экспериментальный аппарат, провести с его помощью эксперименты по исследованию распространения радиоволн, а затем уже переходить к созданию спутников связи. Эти осторожные предложения были представлены Сергею Павловичу и... забракованы. Замечания сводились к следующему: разрабатывать надо не спутники-эксперименты, а сразу такие, на которых можно было бы построить систему связи по всей территории Советского Союза; «такой спутник на первых порах должен был функционировать не меньше 6—9 месяцев.»

В одной из бесед с журналистами Сергей Павлович сказал: «В спутнике «Молния» отражается главная тенденция космонавтики — ее достижения ставятся на службу народному хозяйству, они уже сегодня начинают приносить реальную пользу не только науке, но и каждому человеку».

Первый запуск спутника «Молния» состоялся 23 апреля 1965 года, а 2 ноября 1967 года произошло официальное открытие телевизионной спутниковой сети «Орбита» с использованием спутников связи «Молния».

Планы, планы…

С. П. Королев проявлял огромный интерес к созданию аппаратов для исследования Луны, руководил разработкой, испытаниями и запусками всех лунных аппаратов, включая «Луну-8».  Не все полеты проходили успешно, но каждый из них приближал Королева к решению главной задачи — мягкой посадке аппарата на Луну. Для этого было сделано все — разработана автоматическая станция, проведена  масса  наземных  испытаний, одна  за другой станции отправлялись в полет. Но подошло время, когда коллектив, руководимый Королевым, должен был сосредоточить свои усилия на самой главной работе космической отрасли — пилотируемых полетах. И, начиная с «Луны-9», работы по созданию аппаратов для мягкой посадки на Луну вместе со всей документацией передаются в конструкторское бюро Г. Н. Бабакина, где была изготовлена и  «Венера-4»,  и  другие  автоматические  межпланетные станции.

«3 февраля 1966 года в 21 час 45 минут 30 секунд по московскому времени автоматическая станция «Луна-9», запущенная 31 января, осуществила мягкую посадку на поверхность Луны в районе океана Бурь... По команде с Земли 4 февраля в 4 часа 50 минут станция «Луна-9» начала обзор лунного ландшафта и передачу его изображения на Землю». За этими скупыми строчками сообщения ТАСС — чудо, которое наконец-то открылось людям и которое так хотел увидеть Королев. Полет «Луны-9» имел принципиальное значение. Он не только позволил нам рассмотреть вблизи поверхность Луны, но и доказал, что посадка на нее вполне возможна, что никакая лунная пыль этому не помешает. Правы оказались сторонники «твердой Луны», в том числе и С. П. Королев. К сожалению, он ушел из жизни всего за три недели до этого триумфа советской космонавтики.

В 1964 году началась разработка пилотируемых космических кораблей серии «Союз», что ознаменовало собой новый этап в развитии пилотируемой отечественной космонавтики.

Проектанты для ускорения предлагали решить главную проблему — сближения и стыковки — с помощью существующих средств, то есть модифицированного «Востока». Но Сергей Павлович твердо высказался за новую разработку. И тогда было принято решение создать универсальный, специально спроектированный корабль, предназначенный для решения самых различных задач. Так родился проект «Союз». В этом проекте предусматривалась заправка кораблей топливом на орбите.

Многоцелевой корабль «Союз» позволяет не только осуществлять автономный полет, но и служит транспортным средством для доставки экипажей и необходимого оборудования на борт долговременных орбитальных станций «Салют». Станции были созданы уже после смерти С. П. Королева соратниками и продолжателями его дела, но решающим шагом на пути к их рождению явилась разработка «Союза», на котором решались основные, принципиальные вопросы, без чего создание станций было бы невозможно.

Конструкции, созданные под руководством С. П. Королева, как правило, отличаются надежностью и долголетием. Это можно сказать и о ракете-носителе «Спутник», на базе которой созданы трех- и четырехступенчатые ракеты, вот   уже   более   четверти   века,   надежно   выполняющие свои задачи; это же можно сказать и о корабле «Союз», который «жил» в космонавтике пятнадцать лет. На смену «Союзу» пришли более совершенные корабли «Союз Т», но и при их создании сохранились основные конструктивно-компоновочные решения, принятые при разработке «Союзов». До сих пор надежно служат народному хозяйству спутники связи серии «Молния».

Последние дни

Была у С. П. Королева затаенная мечта, которую он намеревался завершить на склоне лет. Он хотел написать творческую биографию своего учителя – К.Э. Циолковского и 4-хтомный труд по космонавтике. По наметкам плана, собранному материалу видно, что в этой фундаментальной работе С. П. Королев намеревался обобщить огромный теоретический и практический опыт, накопленный в ракетной и космической технике, высказать свои соображения о завтрашнем дне космических исследований, использовании возможностей космоса в интересах фундаментальных и прикладных наук народного хозяйства страны, ради блага всего человечества. Но не успел…

Нездоровье все больше давало о себе знать. Он утомлялся все сильнее. Как-то было кровотечение, но к врачу не пошел, несмотря на настояние близких. Отговаривался занятостью: предстоят доклады, совещания. 14 декабря 1965 года он наконец решил ехать в больницу на исследование. Приехал в 10 утра. Был в подавленном состоянии. Но плохое настроение быстро прошло. 17 декабря его выписали из больницы, чтобы дать возможность встретить Новый год дома. Сергей Павлович согласился: « Конец года, и надо самому завершить все дела».

 Но вскоре Королев снова оказался в больнице. 12-го, в день рождения Сергея Павловича, к нему в палату пришли Нина Ивановна и его мама, Мария Николаевна. Сын и мать вспоминали прожитые годы, людей, с которыми сталкивала их судьба. Сергей Павлович слушал рассказы матери, и было заметно, как теплел его взгляд и, ослабевала напряженность в выражении лица.

- Вот выпишусь из больницы – и на космодром. Мы должны научиться мягко сажать аппараты на Луну. И обязательно научимся, - говорил он.

13 января Нина Ивановна сидела у Сергея Павловича в больнице, когда в палату  стремительно вошел врач и стал рассказывать о гистологическом анализе. Сергей Павлович слушал его внешне бесстрастно. Он сидел на кровати, обхватив руками колени. Голова по обыкновению склонена слегка набок. Нине Ивановне показалось: верит и не верит… Потом он спросил врача:

- Доктор, вы наш друг, скажите, сколько я еще могу прожить с таким?.. – и он приложил руку к сердцу. Доктор растерялся, неуверенно сказал:

- Ну… я думаю, лет 20.

Сергей Павлович опустил голову. « Мне бы хватило и 10, хотя нужно еще многое сделать».

Операция была назначена на 14 января. Накануне Нина Ивановна пробыла в больнице до обеда. Перед ее уходом Сергей Павлович попросил:

- Приезжай еще вечерком. Посидим, поговорим.

Не успела она вернуться домой, как раздался телефонный звонок. Сергей Павлович рассказывал, что он принял душ и что его подготовили к операции. Утром, без пяти восемь, еще один его звонок. Последний их разговор.

- Мне сделали укол. Я уже засыпаю. Ты придешь, как договорились.

…Операция шла долго. Приехал и быстро прошел в операционную еще один видный специалист. Хирурги вышли.

- Была произведена тягчайшая операция.

- Злокачественная? – вырвалось у Нины Ивановны.

- Сейчас задача: сохранить ему жизнь.

Через некоторое время профессора поспешно вернулись в операционную. Шли томительные минуты. Нина Ивановна скорее почувствовала, чем увидела, как на нее надвигался один из профессоров. Он произнес три страшных для нее слова:

- Мужайтесь, все кончено.

Юрий Гагарин говорил о Королеве: «Он может согнуть все на своем пути». Согнуть болезнь ему не удалось… 16 января - морозный день в столице. Но поток людей, шедших проститься с Королевым в Колонный зал Дома Союзов, протянулся по всей Пушкинской улице. Страна склоняла голову у гроба замечательного своего сына. Он был похоронен на Красной площади, прах его покоится в Кремлевской стене.

Что стоит человек?

Королев оперативно решал технические и административно-хозяйственные вопросы, тем самым, сокращая сроки разработок. В этом помогали ему не только высокая должность, но заслуженный авторитет, который он часто использовал, чтобы помочь людям, обращавшимся к нему за помощью. Каждый обращавшийся к нему, независимо от своего служебного положения, знал, что Сергей Павлович сделает все, что в его силах. Надо сказать, что, обладая блестящей памятью, он никогда не забывал о своих обещаниях.

Такое внимание к людям, понимание их забот и проблем, стремление помочь им еще больше укрепляли его авторитет. В коллективе его любили. И до сих пор люди, работавшие с Сергеем Павловичем, вспоминают о нем с благодарностью и теплотой.

Королев был смелым руководителем. Зачастую новые разработки он начинал на свой страх и риск, не дожидаясь принятия официальных решений. Это во многом способствовало сокращению сроков работ, а готовые проекты, а иной раз и уже изготовленные узлы и макеты служили веским, подчас решающим доводом в пользу той или иной идеи.

Требовательность Сергея Павловича, его настойчивость способствовали тому, что уже третий искусственный спутник Земли стал настоящей космической лабораторией, оснащенной целым комплексом научной аппаратуры, специально созданной для исследований в космосе.

Королев обладал исключительным талантом инженера, конструктора и ученого, и это помогло ему отыскивать наиболее рациональные пути достижения цели. Он не любил «изобретать велосипед», а использовал уже готовые технические решения, а иногда узлы и агрегаты, разработанные для других машин, иногда без особых доработок их можно было использовать на ракетах или космических аппаратах, что позволяло значительно сократить и сроки, и стоимость работ.

С. П. Королев был очень организованным и собранным человеком, он ценил время — и свое, и других. Каждый день его был расписан буквально по минутам, и он редко отступал от намеченного «графика». Впрочем, без такого жесткого регламентирования просто невозможно было бы справиться с решением необычайно широкого круга задач. Такой же организованности, собранности и четкости в работе он требовал и от своих сотрудников. Сергей Павлович терпеть не мог разгильдяев, людей необязательных — они для него просто переставали существовать.

Работать с ним было нелегко — он бывал резким, иногда мог, хотя это случалось и редко, незаслуженно обидеть человека. Но тогда он старался загладить свою вину, приносил свои извинения или своим дальнейшим отношением давал понять обиженному человеку, что чувствует себя неправым, хотя вряд ли подобные признания давались ему легко, как, впрочем, и всякому самолюбивому человеку.

Кто-то назвал Королева «конструктором собственно ракет и космических аппаратов». С этим трудно не согласиться. Достаточно познакомиться с его творческим наследием, поговорить со знавшими его людьми, чтобы ясно представить поразительную масштабность его мышления, разносторонность его интересов, которые сделали Королева руководителем и лидером во всех работах по ракетной, а затем и ракетно-космической технике.

Сергея Павловича волновали самые разнообразные вопросы, связанные с развитием космонавтики,— организационные, научные, технические... По его инициативе были созданы такие ведущие отраслевые организации, как Институт космических исследований и Институт медико-биологических проблем.

А он уже думал о международном сотрудничестве. В одной из докладных записок, предлагая создать Центральный научно-исследовательский институт, он пишет: «Этот институт целесообразно организовать как Международный научный центр по освоению космического пространства с участием социалистических стран».

       Наши идейные противники с первых дней, ошеломленные тем, что Советский Союз первым вырвался в космос, старались затушевать, замолчать наши достижения, не останавливаясь при этом перед фальсификацией и клеветой. Королев, несмотря на свою большую занятость, в лекциях и выступлениях в печати отстаивает приоритетный   характер   работ   отечественной   ракетной техники, раскрывает неразрывную связь достижений сегодняшнего дня с тем, что было сделано в стране раньше, с преимуществами социалистического строя.

Его статьи, подписанные псевдонимом «профессор К. Сергеев», регулярно печатаются в «Правде». Сергей Павлович охотно встречается с журналистами. Надо отметить особенность его публикаций, в которых он подчеркивал, что успехи космонавтики — это плод коллективных усилий, результат труда многочисленных ученых, конструкторов, рабочих, всего советского народа, руководимого Коммунистической партией.

Сергей Павлович был инициатором строительства обелиска в честь покорителей космоса. Когда строительство началось, он почти каждый день по дороге домой останавливал около него машину, выходил из нее и шел к строителям. В ОКБ он создал музей ракетно-космической техники, принимал горячее участие и в создании Государственного музея истории космонавтики в Калуге. С. П. Королев очень много сделал для широкой популяризации достижений ракетно-космической техники, его выступления пронизаны духом патриотизма, любви к социалистической Родине и гордости за нее.

Заключение

Заслуги С. П. Королева огромны, они получили признание во всем мире. Известный шведский физик, лауреат Нобелевской премии Ханнес Альфвен так оценивал его вклад: «Сергею Королеву больше чем кому-либо другому принадлежит заслуга в том, что космический век стал реальностью».

А один из пионеров ракетной техники, Герман Оберт, писал о нем: «…Человечество благодарно этому человеку за свершенное. Получить признание человечества – значит надо быть по меньшей мере выдающимся деятелем науки и техники».  

Навечно останется в памяти людей подвиг тех, кто прокладывал дороги в неизвестные миры. И одним из первых в этом списке всегда будет стоять имя С. П. Королева. Говорят, что незаменимых людей нет. Это не так. Есть люди – в науке, в искусстве и не только там, которых заменить нельзя, а без которых окружающий мир становится скуднее, тусклее. К таким людям относится и академик Сергей Павлович Королев, С именем которого связана целая эпоха в земной цивилизации. В каждом космическом аппарате, созданном человечеством, всегда будет незримо присутствовать частичка его души, его дел, его свершений.

Память о выдающемся конструкторе ракетно-космических систем будет жить в веках. Его бюст открывает Аллею покорителей космоса. На стене МВТУ – мемориальная доска, гласящая, что здесь он учился; рядом – его вычеканенный профиль. Мемориальная доска – и в Киеве, на здании Политехнического института. На его родине, в Житомире, открыт мемориальный музей. На Памире, в западной части «крыши мира», есть труднодоступный пик высотой 6236 м. В августе 1968 года туда поднялись 14 советских альпинистов. Дотоле безымянный пик получил имя -  его назвали пиком Королева.

Именем С. П. Королева назван и один из таллосоидов на обратной стороне Луны.

Люди Земли помнят его гордые слова: «С берега Вселенной, которым стала священная земля нашей Родины, не раз уйдут в еще неизведанные дали советские корабли, поднимаемые мощными ракетами-носителями. И каждый их полет и возвращение будут великим праздником советского народа, всего  передового человечества – победой разума и прогресса!».

                                           Список литературы

1. Апенченко О. Сергей Королев.- М.: Политиздат, 1969.- 143 с.

2. Асташенков П.Т. Главный конструктор. - М.: Воениздат, 1975.- 286 с.

3. Главный конструктор. // Физика. Приложение к газете ‘Первое сентября’- 2001.- №14.- с.8.

4. Дочь – о гениальном отце (заметки Н. С. Королевой «Отец»).// Земля и Вселенная.- 2003.- №4.- с.96.

5. Звездный. Сборник. / Сост. Н. Г. Андреев, М. А. Барабанщиков, В.Л. Митрошенков.- М.: Моск. рабочий, 1982.- 207с.

6. Звездный путь/ Сост. М.И. Герасимова, А. Г. Иванов.- М.: Политиздат,  1986.- 351с.

7. Романов А.П. Конструктор космических кораблей. – 5-е изд., переработ. и доп. – М.: Политиздат, 1981. – 255с.

8. Романов А. П., Губарев В.С. Конструкторы. – М.: Политиздат, 1989.- 367с.

9. С. П. Королев (к 70-летию со дня рождения). Сборник/Сост. Г. А. Скуридин. - М.: «Знание», 1977.- 64с.

10. Старостин А. С. Адмирал Вселенной. Королев.- 2-е изд. - М.: Мол.гвардия, 1982.- 223с.

11. Энциклопедия КОСМОНАВТИКА.- М.: Изд. «Советская Энциклопедия», 1985.- с.170-171.

12. Энциклопедический словарь юного астронома. – М.: Педагогика, 1980.-с.72-74.



Подписи к слайдам:

…То, чего мы добились в освоении космоса, - это заслуга не отдельных людей… все, что сделано, делается и будет сделано по созданию ракет-носителей, космических кораблей, подготовка космонавтов – это результат усилий значительной группы ученых, конструкторов, людей подлинного таланта…Это – заслуга всего народа, заслуга нашей страны… С. Королев В этом доме родился С. П. Королев. ОТЕЦ И МАТЬ КОРОЛЕВА Семья Николая Яковлевича и Марии Матвеевны Москаленко – деда и бабы Сережи Королева. В центре – трехлетний Сережа. Сереже Королеву шесть лет. В планерном кружке Киевского политехнического института Сергей Королев набирается опыта, учится летать на планерах. Сергей Королев - учащийся одесской строительной профессиональной школы № 1. Академия воздушного флота имени Н.И. Жуковского Для расчета планеров студенту Королеву пока достаточно логарифмической линейки. Сергей Королев – автор своего первого проекта планера СК-5. К. Э. Циолковский Ф. А. Цандер С. П. Королев - заместитель начальника РНИИ по научной части. А. Н. Туполев и С. П. Королев, учитель и ученик. Полковник С. П. Королев. Германия, 1947 год. Первый пассажир Приземление на парашюте Космодром Байконур Первый спутник внутри и снаружи Первый спутник на орбите Второй спутник Третий спутник Автоматические станции для исследования Луны Корабль «Восток» - космический «дом» первого космонавта. Королев с первым отрядом советских космонавтов Ю.А. Гагарин А. Николаев и П. Попович Валентина Терешкова и Валерий Быковский на космодроме в часы тренировок. Алексей Леонов Выход в открытый космос Многоместный корабль «Восход» «Союз» С. П. Королев С. П. Королев с женой Ниной Ивановной. На краткий миг отрешась от дел… Кабинет Сергея Павловича С. П. Королев — академик, Главный конструктор первых ракетно-космических систем. Этот памятник установлен в подмосковном городе Калининграде, где долгие годы трудился ученый. Житомир. Дом, где родился Королев. Спасибо за внимание!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный фильм "Рыцарский турнир короля Рене" и "Виртуальный музей средневековой книги. Король Рене. Книга турниров"

Сноска на фильм - "Рыцарский турнир короля Рене"(Примечания - я монтировал фильм в моло распространенной программе Serif, как выяснилось в процессе монтажа, программа практически не работает с к...

Этнокультурное образование через призму развития ракетно-космической отрасли

Школа новых стандартов в современном образовательном пространстве требует новых подходов в обучении и воспитании современного выпускника. Всеми силами, на каждом уроке необходимо содействовать формиро...

Презентация опыта: "Методическая копилка учителя: приёмы педагогической техники как способ конструктора урока"

В данной работе "Методическая копилка учителя: приёмы педагогической техники как способ конструктора урока"  использованы материалы из  книги А.Гина "Приёмы педагогической тех...

Проект "Достижение отечественных ученых и конструкторов ракетной техники при запуске искусственных спутников Земли"

Проект был разработан учениками 10 класса с целью всесторонне изучить роль отечественных ученых и конструкторов  ракетной техники при запуске искусственных спутников Земли, выявить их вклад в зар...

Презентация "Достижение отечественных ученых и конструкторов ракетной техники при запуске искусственных спутников Земли"

Данная презентация является неотъемлемой частью проекта  "Достижение отечественных ученых и конструкторов ракетной техники при запуске искусственных спутников Земли"...

Презентация краткосрочной дополнительной программы «Основы экспериментального ракетно-космического моделирования и макетирования»

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Основы ракетно-космического моделирования и макетирования" может быть взята за основу для организации кружка техни...