Урок по физике на тему "Звуковые волны"
презентация к уроку по физике (11 класс) по теме

Малышева Наталья Афанасьевна

Урок по физике на тему: «Звуковые волны» для 2 курса по специальности МОЦИ, преподавателя высшей категории Н.А.Малышевой. Содержание материала даёт возможность опираться на жизненные знания и опыт учащихся и одновременно закладывает знания, которые необходимы будут для изучения последующих разделов физики.                                                                                                                                                     Содержание отобранного материала соответствует базовому уровню.

Тип урока: урок изучения нового материала с применением ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon zvukovye_volny.ppt2.68 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЗВУКОВЫЕ ВОЛНЫ УРОК ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА Преподаватель физики БИТТ Н.А.Малышева 2012

Слайд 2

Цель урока: познакомить учащихся со звуковыми волнами как одним из видов механических волн; воспитывать бережное отноше- ние к своему здоровью и здоровью окружающих.

Слайд 3

Задачи урока: Образовательная: - привести в систему знания учащихся о звуковой волне; - сформировать представление о взаимосвязи физики и других наук.

Слайд 4

Задачи урока: Развивающая: - развивать умение связывать имеющиеся знания со знаниями в других областях; - создать условия для расширения кругозора учащихся и интереса к предмету.

Слайд 5

Задачи урока Воспитательная: научить использовать полученные знания для защиты от вредных воздействий звука; формировать трудолюбие, дисциплинированность и добросовестность.

Слайд 6

Вспомним! Что такое механические волны? Каких двух видов бывают механические волны? Что такое: амплитуда; период; частота; длина волны; скорость волны. Какая связь существует между периодом и частотой волны? Какая связь существует между длиной волны и скоростью ее распространения?

Слайд 7

Мир звуков так многообразен, Богат, красив, разнообразен, Но всех нас мучает вопрос: Откуда звуки возникают? Что слух наш всюду услаждают? Пора задуматься всерьез!

Слайд 8

Нас окружает мир звуков Музыкальные инструменты

Слайд 9

Нас окружает мир звуков Шум транспорта

Слайд 10

Нас окружает мир звуков Голоса людей

Слайд 11

Нас окружает мир звуков Звуки птиц

Слайд 12

Нас окружает мир звуков Звуки животных

Слайд 13

Нас окружает мир звуков Мы наблюдаем эхо

Слайд 14

Что такое звук? Звук – это упругие волны, распространяющиеся в газах, жидкостях, твердых телах и воспринимаемые ухом человека и животных.

Слайд 15

Звук – продольная волна Поперечная волна Продольная волна

Слайд 16

Что такое звуковая волна? Механические волны, которые вызывают ощущение звука, называют звуковыми волнами.

Слайд 17

Где изучается звук? Раздел физики, в котором рассматриваются свойства звуковых волн, закономерности их возбуждения, распространения и действия на препятствия, называется акустикой.

Слайд 18

Человеческое ухо способно воспринимать упругие волны с частотой примерно от 1 6 Гц до 2 0 кГц.

Слайд 19

Применение ультразвука медицина военная промышленность (подводный флот) геология и геофизика бытовое использование (стиральные машины, радары, дальномеры и др.) эхолот для определения глубины моря дробление тел получение смесей дефектоскопия косметология удаление ржавчины стерилизация

Слайд 20

Применение инфразвука предсказание штормов на море предсказание землетрясений военное дело рыболовецкий промысел криминалистика изучение поведения животных

Слайд 21

Животные в качестве звука воспринимают волны других частот.

Слайд 22

Скорость звука впервые измерена в 1826 г. Ж. Колладоном и Я. Штурмом. t = 8 о С v = 1440 м/с

Слайд 23

Это надо знать!

Слайд 24

Источники звука

Слайд 25

Источник звука – это любое тело, совершающее колебания с частотой от 16 до 20000 Гц . Источники звука бывают естественные и искусственные.

Слайд 27

Человек ощущает звук, если существует: - источник звука; - упругая среда между ним и ухом; - определенный диапазон частот колебаний источника звука – между 16 Гц и 20 кГц; - достаточная для восприятия ухом мощность звуковых волн.

Слайд 28

Во всех ли средах распространяется звук ?

Слайд 29

Звук распространяется в любой упругой среде – твердой, жидкой и газообразной, но не может распространяться в пространстве, где нет вещества.

Слайд 30

Будет ли звучать будильник, если откачать воздух из-под колокола?

Слайд 32

Скорость звука в различных веществах

Слайд 33

Вывод Распространение звука происходит не мгновенно , а с конечной скоростью. Для распространения звука обязательно нужна среда — воздух, жидкость или твердое тело. Звук в вакууме распространяться не может , т.к. здесь нет упругой среды, и поэтому не могут возникнуть упругие механические колебания. В каждой среде звук распространяется с разной скоростью.

Слайд 34

Что такое звук? а) колебания возникающие в упругой среде с частотой от 20Гц до 20кГц б) колебания возникающие в упругой среде с частотой меньше 20Гц в) колебания возникающие в упругой среде с частотой больше 20кГц г) любые колебания возникающие в упругой среде

Слайд 35

Камертон Для настройки музыкальных инструментов был изобретён камертон. Он способен издавать звук одной частоты.

Слайд 36

Подумайте! При полёте большинство насекомых издают звук. Чем это вызывается? а) голосовыми связками; б) ветром; в) взмахами крыльев; г) строением тела

Слайд 37

Подумайте! Какое насекомое – бабочка или муха – делает большее количество взмахов крыльями? а) они не взмахивают крыльями; б) муха и бабочка делают одинаковое количество взмахов; в) муха; г) бабочка.

Слайд 38

тест 1 вариант 2 вариант Никто его не видывал, А слышать – всякий слыхивал, Без тела, а живёт оно. Без языка – кричит. О каком явлении идёт речь? Удлинялись причудливо тени, И казалось, внимая словам, Неотступно гудели ступени И пустой резонировал храм. Почему пустое помещение резонирует? Что вы знаете об ультразвуковой локации в мире живой природы? Приведите примеры использования инфразвука в мире живой природы. Лев остановился и, опустившись на колени, припал ухом к земле. Рёв повторился. Почему лев припал ухом к земле? В тихий безветренный день на одно единственное слово эхо отвечало целых пятнадцать минут. Почему безветренный день наиболее удобен для наблюдения эха? Звук – это волна. Какая? И бежит она везде…. В какой среде бежит звуковая волна? Могут ли космонавты разговаривать в открытом космосе? Почему в пустыне нет эха? Почему не издаёт звук колеблющаяся линейка? Доставляет ли комфорт человеку абсолютная тишина? Какой прибор был изобретён для настройки музыкальных инструментов? При полёте большинство насекомых издают звук. Чем это вызывается?

Слайд 39

Звуковые редакторы позволяют не только записывать и воспроизводить звук, но и редактировать его наглядно с помощью мыши, а также микшировать звуки и применять различные акустические эффекты.

Слайд 40

Звуковые редакторы позволяют изменять качество оцифрованного звука и объём звукового файла путём изменения частоты дискретизации и глубины кодирования.

Слайд 41

Запомните! Человеческое ухо очень чувствительный прибор. С возрастом из-за потери эластичности барабанной перепонки слух людей ухудшается.

Слайд 42

Слепота отделяет нас от вещей. Глухота – от людей. Э.Кант Мы являемся частью звукового мира, а видимый мир только наблюдаем. Слепой человек продолжает общаться с людьми, а глухой лишен звукового общения.

Слайд 43

Причины ухудшения слуха: частое посещение дискотек и чрезмерное увлечение аудио плеерами

Слайд 45

Шумовое загрязнение окружающей среды одна из актуальных проблем на сегодняшний день. Запомните!

Слайд 46

Домашнее задание §45, выучить понятие звуковые волны и чему равна скорость звука (формулы). Экспериментальная задача: определить расстояние, на которое распространяется звук. Подготовить презентацию о применении звука.

Слайд 47

1 Какие диапазоны волн соответствуют звуковой волне >20 Гц и >20 000 Гц <20 Гц и <20 000 Гц >20 Гц, но <20 000 Гц <20 000 Гц и <20 Гц 2 Что воспринимает человеческое ухо λ, м ν, Гц υ, м/с громкость 3 Зачем у камертона две ножки Для сохранения равновесия Для придания эстетической формы Для удобства крепления на подставке Для усиления звучания 4 Что изменяется в звуковой волне при переходе из воздуха в воду? λ, м ν, Гц υ, м/с громкость 5 Что происходит с высотой звука при увеличении частоты звука? увеличивается уменьшается Не изменяется Может и увеличиваться и уменьшаться 6 Какая характеристика звука изменяется при увеличении амплитуды колебания Скорость громкость Высота(тон) Ничего не меняется 7 Какова длина звуковой волны в воздухе если ее частота 90 Гц? 3,8 м 38 м 0,38 м 3,8 см 8 Удар грома был услышан через 8 с после того, как сверкнула молния. На каком расстоянии произошел грозовой разряд? 3 км 30 м 300 м 3 м

Слайд 48

№ 1 2 3 4 1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6 + 7 + 8 +

Слайд 49

Все запечатлено в звуках. Прошлое человека, его настоящее и будущее. Тому, кто не умеет слушать, невнятны советы, которые жизнь дает нам ежеминутно. Лишь тот, кто слышит шум бытия, может принять верное решение. П. Коэльо

Слайд 50

Спасибо за внимание!

Слайд 51

Литература и источники. Физика. 11 класс. Мякишев.Г.Я. Буховцев Б.Б. Москва “Просвещение” 2008. Журнал “Физика в школе” Н. Угринович. Информатика и информационные технологии. 10-11 классы. Москва. Бином. Лаборатория знаний 2003 Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки физики Кирилла и Мефодия. class-fizika.narod.ru school-collection.edu.ru http://viki.rdf.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по теме "Колебания и волны". Физика 8 класс.

Разаработка урока по физике 8 класса. Обобщающий урок по теме "Колебания и волны". Сопутствующая конспекту презентация, заинтересует ребят и настроит их на рабочий лад....

Конспект урока по физике "Звуковые волны"

Обяснение нового материала...

урок по физике 9 кл Колебания и звуковые волны

урок по теме  колебания и звуковые волны 9 класс...

Конспект урока по физике "Длина волны. Скорость распространения волн."

повторить причины распространение поперечных и продольных волн...

Разработка урока по физике в 11-м классе по теме: «Поперечность световых волн. Поляризация света»

Разработка урока с использованием, наряду с традиционным демонстрационным физическим экспериментом,  виртуальной модели поляризации света. Использованная компьютерная программа – бесплатная ...

Методическая разработка урока по физике в 9 классе "Распространение колебаний в среде. Волны. Продольные и поперечные волны"

На уроке учащиеся познакомятся с механизмом образования волны, основным свойством бегущей волны. Узнают виды волн, в чем их отличие друг от друга; будут приведены примеры волновых явлений в природе, п...

Урока по ФИЗИКЕ в 9-м классе по теме: «Волновые явления. Распространение волн. Харак-теристики волны: длина волны, скорость волны»

УРОК Цель урока: 1) Объяснить механизм возникновения колебаний частиц в среде          2) Дать определение механических волн. Виды механической волны:...