Урок физики "Красота природы и человека"
план-конспект урока по физике (8 класс) по теме

Рожкова Светлана Николаевна

Данный урок проводился в рамках программы здоровьесбережения. Урок в форме игры для учащихся 8 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon krasota_prirody_i_cheloveka.doc63 КБ
Office presentation icon krasota_prirody_i_cheloveka.ppt1.22 МБ

Предварительный просмотр:

Красота природы и человека

Цель: сформировать у учащихся 8 классов представление о здоровье и здоровом образе жизни

Задачи:

  1. актуализация представлений о проблеме сохранения здоровья;
  2. научить школьников основным приемам и правилам сохранения здоровья;
  3. создать внутреннюю мотивацию  к сохранению здоровья и поддержанию здорового образа жизни;

Тип : игра (игровые задания проходят в высоком темпе, на выполнение каждого из них отводится не более трех минут)

Материалы и требования  организации игры:

1) слайды или перекидные картинки изображающие ребенка, вредные для здоровья факторы,  

2) пазлы с изображением здорового человека,

3) музыкальное сопровождение,

4) маршрутные карточки,

6) карточки с напечатанными на них заданиями

7) спортивный и оздоровительный инвентарь:

чаша с колотым льдом,

яблоки по количеству учащихся

Ход игры

1. Организационный момент

Учитель: Будучи частью природы, живого мира, человек постоянно взаимодействует с ней. Красота природы напрямую связана с красотой человека. Красивый и воспитанный человек не будет уничтожать красоту природы. И взаимообразно красивая природа поставляет в мир красивых людей, таких как вы.

Красота – это прежде всего молодость. Но молодость сохраняется до тех пор, пока мы имеем отличное здоровье. Здоровье же можно сохранить лишь при разумном образе жизни. Иначе мир гармонии человека будет разрушен.

Вопрос: следует определить, что же мы понимаем под словом «здоровье», что необходимо для его сохранения?

(Следуют ответы учащихся, по ходу которых учитель прикрепляет к доске карточки с понятиями, соответствующие ответам и обобщающие их. Перед учащимися появляется своеобразный Кодекс здоровья, который одновременно является маршрутом игры).

             Кодекс здоровья

  1. Согласие с природой
  2. Закаливание организма
  3. Физическая нагрузка
  4. Режим
  5. Здоровое общение
  6. Правильное питание
  7. Гигиена (уход за телом)
  8. Умственная активность

Учитель: Сейчас вам предстоит выполнить ряд заданий, связанных с названными вами качествами здорового человека, выполняя которые вы познакомитесь с основными принципами здорового образа жизни и укрепите свое здоровье. За правильное выполнение каждого отдельного задания вы получите пазл с изображением части Внутреннего мира человека. В течение урока вам нужно собрать достаточно пазлов, чтобы составить из них целостный Внутренний мир.

 

Учитель: Здоровье – это состояние полного физического, психологического и  социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов (Всемирная организация Здравоохранения). 

Начинаем игру. Сегодня вам предстоит побывать в  восьмивратном храме Красоты и Здоровья.

  1. Врата «Согласие с природой»

УЧИТЕЛЬ: я – служитель(ница) храма – Панацея (Исцеление). Лишь тот, кто живет в согласии с природой – ходит летом босиком, загорает, купается – избавится от множества болезней. Мы – часть природы и не должны пренебрегать ее законами

 (Работа в группах)

ООН разработала стратегию охраны природы. Главный ее лозунг таков: "МЫ НЕ УНАСЛЕДОВАЛИ ЗЕМЛЮ НАШИХ ОТЦОВ. МЫ ВЗЯЛИ ЕЕ В ДОЛГ У НАШИХ ДЕТЕЙ". Основные выводы, которые должны лечь в основу современного отношения человека к природе, сформулировал ученый-биолог Д. Коммонер. Они просты:

Все связано со всем.

Все должно куда-то деваться.

Ничто не дается даром.

Природа знает лучше.

Задание: Выберите из списка те законы физики, которые согласуются с данным высказыванием.

Закон Архимеда

Закон сохранения и превращения механической энергии

Закон всемирного тяготения

Закон сохранения электрического заряда

Закон сохранения энергии

(Задания на карточках)

 МОЛОДЦЫ! Раздача пазлов.

  1. Врата «Закаливание организма»

Лишь тот,  кто укрепляет внутренние силы организма, силен духом и телом. Человек – это малая Вселенная, которая должна находиться в равновесии, не стоит забывать об этом.

В течение  двух  минут  ответьте  на  вопросы  викторины.

Из  предложенных  вопросов  выберите  правильный  ответ.

1. Вы  решили  закаливать  свой  организм.  С  чего  вы  начнёте?

а) Посоветуетесь  с  врачом и  родителями.

б) Начнёте  обливание  холодной  водой  всего  тела.

в) Будете  купаться  на  реке, пока  не  замёрзнете.

2. В  какое  время  года  лучше  всего  начинать  закаливание?

а) Зимой

б) Летом

в) В  любое  время  года.

3. Расставьте  последовательность  процедур  закаливания,  используя  буквенную нумерацию:

а) Умывание  холодной  водой  лица

б)  Купание в  водоёме.

в) Растирание  до  пояса  варежкой с  холодной водой.

г) Контрастный  душ.

д) Обливание  тела  водой.

(а, в, г, д, б)

4. Кто  такие  «моржи»? Можно  ли  без  подготовки  купаться  зимой  в  водоёме? («Моржами» называют  людей,  купающихся  зимой  в  проруби.  Для  того  чтобы  стать  «моржом» нужно  подготовку  к  купанию  в  мороз  начинать  летом, за  полгода  до  зимы)

Задание: Из принесенных кусочков льда трое участников выкладывают  на подносе слово КРАСОТА,  как можно быстрее, чтобы кусочки не растаяли.  Ваши ощущения

По окончании выполнения задания получают второй пазл.

Кто находился зимой на улице без головного убора? Это тоже закаливание?

 Красивые волосы – здоровые волосы.

Что происходит с волосом при воздействии низких температур? (опыт с трубочками)

получают третий пазл.

  1. Врата «Физкультура»

В здоровом теле – здоровый дух! Занятия спортом неизменно приносят человеку здоровье, только в том случае если он подходит  к ним с умом, занимается в меру и вовремя, и правильно дышит.

Объясните процесс дыхания с физической точки зрения.

Как определить объем воздуха в легких?

(бутылка, тазик, вода, шланг)

Правильным считается дыхание, при котором в момент вдоха грудная клетка расширяется не только вперед и назад, но и в стороны, а выдох начинается с сокращения мышц живота и лишь после этого включается в дыхание грудная клетка.

Гармонично-полное дыхание

При гармонично-полном типе дыхания, в процессе вдоха и выдоха принимают участие все дыхательные мышцы (диафрагма, межреберные мышцы, брюшной пресс).

Так мы обычно дышим в детстве. Но, взрослея, человек начинает носить стесняющую его одежду, постоянное положение сидя также затрудняет движение диафрагмы. Появляется привычка к грудному дыханию, как к более простому.

Предлагаю отработать правильное дыхание и выполнить мое задание.

 Задание: Ритмическая дыхательная гимнастика, которую следует выполнять безошибочно. Задание выполняется с закрытыми глазами. Желательно музыкальное сопровождение.  

(По окончании выполнения задания учащиеся получают пазл).

  Здоровый человек имеет красивую осанку

Каждая группа получает пакеты с заданиями

первое задание – показать, как ходят:

-балерина

-больной радикулитом

-солдат на параде

- младенец, который только что научился ходить

второе задание – оживить неодушевленные предметы:

- карандаш

- тающее мороженое

- самовар

-перегорающая лампочка

третье задание – показать, как сидят:

- невеста на свадьбе

-кролик под взглядом удава

- старая учительница

- непоседливый малыш

  1. Врата «Режим»

Я вижу, вы успешно прошли первый круг здоровья и получили в качестве награды не только пазлы, но и оздоравливающие  процедуры.  Теперь вы готовы к более сложным испытаниям.

Для того, чтобы не потерять здоровье необходимо соблюдать  режим сна и бодрствования.

Задание (мини-тест): определите, сколько часов в сутки  человек должен посвящать сну, прогулке, умственной работе, и т.д..

Сон:                                                     а) 5-6 часов,    б) 7-8 часов,  в) 9-10 часов

Потребление пищи:                           а) 0,5-1 часа,  б) 2-3 часа,    в) 4-5 часов

Прогулка:                                            а) 0,5-1 часов, б) 2-3 часа,   в) 4-5 часов

Умственная работа:                         а) 1-2 часа,     б) 3- 4 часа,   в) 5-6 часов 

Просмотр телепрограмм
и компьютерных программ              
а) 0,5-1 часа,  б) 2-3 часа,    в) 4-5 часов

Электромагнитные поля оказывают негативное действие на организм человека. Почему?

Подсказки: Человек, как и другие физические тела состоит из ….

В состав атома входят ……..

Электроны …………..вкруг ядра, следовательно порождается ……………

В нашем организме постоянно циркулируют ……………

Электромагнитное поле меняет направление(расположение)……….

Опыт подтверждение : расческа, волос

Приведите примеры электризации тел.

Человек проводник электричества? Измерим сопротивление (желающие от каждой команды)

По окончании работы учащиеся  получают следующий пазл.  

  1. Врата «Общение»

человек – существо социальное, только тот здоров и благополучен,  кто владеет искусством общения, удачлив в дружбе и счастлив в любви. Следуйте за мной.

Задание – игра  «Следопыт» (сочетает физическую активность и умственную деятельность, развивает сообразительность, физическую смекалку, навыки работы в группе).

Найдите  ответы на следующие вопросы:

По окончании игры подсчитывается число правильных ответов, если их более половины – участники получают следующий пазл, если нет – задаются дополнительные вопросы.

1. у какого числа участников урока имя начинается на букву «А»;

2.        сколько ступеней у школьной лестницы;

3.        какая кличка у кошки учителя физики;

4.        что делается с красным шелковым платком, если его опустить на 5 минут на дно моря?;

5.        где вода стоит столбом?;

6.        Какое поле нельзя засеять?;

7.        есть ли домашние животные у классного руководителя;

8.        можно ли в решете принести воды?;

9.        сколько раз вы уже за урок входили в храм красоты и здоровья?

  1. Какой проводник не принесет вам чай в поезде?

Какой кулон нельзя повесить на шею?

  1. Какое ядро невозможно метать спортсменам?

  1. Врата «Телесная пища»

Каждому из вас известно, что для сохранения здоровья надо правильно питаться.  Правильное питание – не такая простая вещь, как кажется. Надо учитывать энергетическую ценность продуктов, состав, разнообразие, экологическую безопасность.

Так как это влияет на состояние всех систем нашего организма, в том числе и кожи.

Знающие все о женской красоте французы говорят: нет некрасивых женщин, есть женщины с плохой кожей.

Задание:

Кожа является хорошим или плохим проводником тепла?

Для чего на коже сальные железы?

Для чего на коже потовые железы?

Как происходит отдача тепла в холодную погоду, когда отделение пота незначительно?

Оправдано ли применение декоративной косметики в раннем возрасте?

  1. Врата «Гигиена»

Лишь тот, кто содержит в чистоте свою душу и тело, может сохранить и приумножить свое здоровье. Недаром говорят: «чистота – залог здоровья». Следуйте за мной.

Задание: Как правильно мыть овощи и фрукты? Условие: правильно выбрать способ и средства для  обработки, мотивировать выбор, объяснить, почему остальные средства не подходят.

Какое физическое явление вы использовали? (трение)

Врата «Духовная пища»

Активная работа мозга при душевном равновесии – гарантия здоровья на долгие годы. Лишь тот человек, который совершенствует свой ум, развивает способности и творит может называться здоровым человеком! Следуйте за мной.

Физика в стихах

Писал он физику в стихах,

Закон природы на устах,

И красотой наполнен мир,

И тайны звёзд летят в эфир.

И смотрит в небо телескоп,

Кристалл стал виден в микроскоп,

В магнитном поле электрон,

Прекрасен физики закон!

И в зеркалах так много лиц,

И атом создан из частиц,

И превращён графит в алмаз,

И мир чудес открыт для нас!

 Домашнее задание сочинить стих, используя слова по теме нашего урока

Учитель: Вы успешно прошли все испытания, узнали, что необходимо человеку, чтобы восстановит и сохранить здоровье и сумели применить знания по физике Учащиеся из пазлов собирают изображение здорового человека по группам не получится, только вместе сохраним красоту природы и человека.

Что вы узнали о здоровье  и красоте в ходе игры? (Следуют ответы учащихся)

Эти знания, конечно, пригодятся вам не только в игре, но и жизни.

Спасибо за игру, урок здоровья окончен. Хотелось бы закончить его словами: Чехова А.П. из произведения "Дядя Ваня" "В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли…»  Каждый из вас должен помнить об этом,  работая над построением своего духовного и физического здоровья.

Раздать памятки и яблоки


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Красота природы и человека Урок физики 8 класс

Слайд 2

Красота природы и человека

Слайд 4

ЗДОРОВЬЕ - это состояние полного, физического, психологического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов Всемирная организация здравоохранения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока мир природы и человека 3 класс ОВЗ

Конспект урока мир природы и человека 3 класс ОВЗ...

Конспект урока мир природы и человека в 3 классе "Птицы. Строение птиц"

Урок рассчитан на детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

План-конспект к интегрированному логопедическому занятию и уроку "Мир природы и человека"

Конспект составлен для учащихся с легкой и умеренной степенью умственной отсталости....

Конспект урока "Мир природы и человека"

Данный урок разработан для детей с ОВЗ  в рамках учебной программы. Он относится к разделу «Жизнь животных». Содержание урока было построено таким образом, что каждый этап его работал...

Презентация к интегрированному логопедическому занятию и уроку "Мир природы и человека".

Закрепление и совершенствование знаний о жизни лесных животных зимой и обогащение активного и пассивного словаря по данной теме....

Методическая разработка интегрированного логопедического занятия и урока «Мир природы и человека»

Методическая разработка интегрированного логопедического занятия и урока "Мир природы и человека". Закрепление и совершенствование знаний о жизни лесных животных зимой и обогащение активного...

Урок "Мир природы и человека" по теме "Домашние и дикие птицы"

Конспект урока "Мир природы и человека" для 4 класса (интеллектуальные нарушения". Цель урока: закрепить представления о домашних и диких птицах, распределять птиц в определённу. группу...


 

Комментарии

Рожкова Светлана Николаевна

урок сопровождается презентацией