Урок "Мир природы и человека" по теме "Домашние и дикие птицы"
план-конспект урока

Жубрина Наталья Николаевна

Конспект урока "Мир природы и человека" для 4 класса (интеллектуальные нарушения". Цель урока: закрепить представления о домашних и диких птицах, распределять птиц в определённу. группу. развивать речь обучающихся.В работе используются загадки, картинки, карточки для работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Мир природы и человека203 КБ

Предварительный просмотр:

Мир природы и человека

4 класс (интеллектуальные нарушения)

Тема: «Дикие и домашние птицы. Сравнение»

Цели для учителя:

- закрепить представление о диких и домашних птицах;

- отрабатывать умение безошибочно распределять птиц на диких и домашних;

- развивать внимание, память, речь;

- обогащать словарный запас детей;

- повышать интерес учащихся к изучению предмета;

- воспитывать бережное отношение к животным, культуру общения (работа в паре, группе).

Цели для ученика:

Знать:

- различие групп птиц;

- отличительные признаки домашних и диких птиц.

Уметь:

- различать диких птиц от домашних;

- давать характеристику каждой группе;

- распределять птиц на группы.

                             

Ход урока:

  1. Организационный момент

Цель: проверить готовность учащихся к началу занятия.

- Проверьте, всё ли готово к уроку «Мир природы и человека».

Эмоциональный настрой

Учитель: Настроение у нас?

Ученики: Отличное!

Учитель: А, улыбки?

Ученики: Дело привычное!

Учитель:

Пожелаем друг другу добра,

Ведь урок начинать пора!

  1. Актуализация опорных знаний

Цель: через актуализацию опорных знаний вывести тему и целеполагание урока.

- Какое время года?

- Какой сегодня месяц?

- Какой сегодня день недели?

- Кого называют первыми вестниками весны? (Грачи, скворцы)

3. Проверка домашнего задания

- Сегодня к нам на урок пожаловали наши старые друзья – Курочка и Мудрая сова.

- Они очень просят вас, напомнить им, о чем мы говорили на прошлом уроке.

- Давайте вспомним, на какие группы мы разделили всех птиц? (Дикие и домашние)

- Каких птиц мы называем дикими? Приведите примеры.

- Каких птиц мы называем домашними? Приведите примеры.

- Вот мы и проверили с вами домашнее задание.

4.  Постановка темы урока и целеполагания.

- Ребята, а вы любите отгадывать загадки?

- Я предлагаю вам отгадать несколько загадок. Будьте внимательны.

1. Чёрный жилет, красный берет, Нос — как топор, хвост — как упор. (Дятел)

2. Распускает хвост павлином, ходит важным господином, по земле ногами - стук,

Как зовут его - ...(Индюк)

3. Красногрудый, чернокрылый, любит зёрнышки клевать, с первым снегом на рябине он появится опять. (Снегирь)

4. Не царь, а в короне, не всадник, а со шпорами, не будильник, а всех будит.

(Петух)

5. Непоседа пёстрая, Птица длиннохвостая, Птица говорливая, Самая болтливая. (Сорока)

6. Он твердит одно – га - га, кто обидел? Где? Когда?

Никого я не боюсь, ну конечно это - ...(Гусь)

7. Угадайте, что за птичка: тёмненькая невеличка, беленькая с живота, хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка)

8. В воде купается, а выходит всегда сухой. (Утка)

- Посмотрите внимательно и скажите, как одним словом можно назвать все предметы. (Птицы)

- А на какие группы можно разделить этих птиц? (На дикие и домашние)

- Распределите их на группы.

- С какой целью выполняли задание?

- Какова же тема урока?

- Что нужно знать по данной теме?

- А что уметь?

ЗНАТЬ:

- различие групп птиц;

- отличительные признаки домашних и диких птиц.

УМЕТЬ

- различать диких птиц от домашних;

- давать характеристику каждой группе;

- распределять птиц на группы.

5. Работа над новой темой

- Давайте объясним Курочке, каких птиц мы можем называть домашними? - А каких дикими?

Цель: отработать знания и умения по теме через выполнение заданий различного характера.

- В нашем классе есть ребята, увлеченные миром птиц. Они хотят узнать о некоторых из них. А вот о каких, вы узнаете, выполнив задание

                                      Карточка №1.

Задание: прочитай слово с конца                                               https://detskiychas.ru/wp-content/uploads/2013/05/vorobey3.jpg

ЙЕБОРОВ (воробей)

- К какой группе относится воробей? (дикие птицы)

- Воробей – представитель многочисленного семейства воробьиных. Воробьи встречаются повсюду, они образуют солидную часть птичьей фауны всех стран и местностей. Маленькие прыгуны-скакуны облюбовали поля севера и территории высоких гор, их много и в жарких низменностях тропиков, в лесах и на полях, в многолюдных городах и в безлюдных степях.

Какие бывают воробьи? Домовые, полевые, черногрудые, рыжие, каменные, снежные. Обычный домовой воробей — не перелётная птица, по земле передвигается скачками, людей не боится. Вес имеет не более 35 грамм, длина тела — до 20 см. Внешний вид — самый обычный, верх головы серый, горло и верхняя часть груди черные, с пестринками. Плавать, бегать по земле, петь воробьи не умеют. Но они мило чирикают.

Воробьи неплохо летают. Все внешние чувства у воробья высоко развиты: отличное зрение, слух и осязание, скорее всего, также очень тонки.

Воробьи выкармливают ежегодно один-два выводка птенцов насекомыми, уничтожая в день не по одной сотне вредных мушек, комаров, бабочек, жуков, гусениц. То есть выходит, что пользы от них для наших садов, огородов и полей куда больше, чем вреда. Конечно, в тех местах, где воробьи слишком нападают на посевы и ягоды (а такие территории есть), следует их отгонять.

Карточка №2

Из заглавных букв составьте слово.                                                           Рассказ о скворце детям

СоКрлдВмсяОитьРыываеЕлдщЦ (скворец)

- Скворцы – небольшие птицы с оперением черного цвета, имеющие длинный и весьма острый клюв, который слегка изогнут. Самцы незначительно отличаются от самок. Если у самцов в основании клюва оперение синеватого оттенка, то у самок в том же месте наблюдаются красноватые крапинки.

Вернулись скворцы из далеких теплых стран, где они весело коротали время, пережидая суровую русскую зиму. Скворец – птица говорливая и очень любит подражать всем звукам, которые она слышит. Чего только не услышишь, находясь рядом со скворчиной стаей! Тут и скрип колеса, и лай собаки и кудахтанье кур. Можно даже услышать слова человеческой речи. Целый день скворцы соревнуются в красноречии, стараясь любой ценой перекричать соседей.

Но звуки звуками, а когда-то надо подыскивать место для выведения птенцов. В лесу скворцы занимают дупла деревьев, а в местах, где живут люди, с удовольствием селятся в скворечниках.

О скворечниках следует сказать особо. На Руси люди начали делать специальные домики для скворцов еще в давние времена, когда подметили, что скворец активно уничтожает насекомых, вредящих посевам. Чтобы привадить полезную птицу к своим полям, крестьяне стали делать простенькие домики из дерева. На передней стенке скворечника есть круглое отверстие, имитирующее вход в дупло, а под этим входом обычно делают небольшой шесток, похожий на сучок дерева. Скворечники долгое время были распространены только на территории нашей страны, но в последнее время их стали использовать и в странах Европы.

             

                                                    Карточка №3

- Вставьте в слово, пропущенную букву отгадайте его    Рассказ про индюка для детей 1-2 класса

И-д-к            

- Индейка — крупная, красивая птица. У нее большое тело, длинные шея и ноги. Самка-индейка выглядит скромно: перышки довольно мелкие, хвост не очень пышный, оперенье не яркое.

Родина индейки — Америка. Примерно 5 тысяч лет назад людям удалось приручить ее. Это были индейцы из племени майя.

Едят индейки ягоды, побеги и стебли трав, ловят жучков и паучков.

Хозяева угощают красивых птиц картофелем, свеклой, морковью, костной и рыбной мукой.

В просторных, светлых птичниках индейки живут на насестах. Им ставят ванны с водой, кормушки, поилки, уютные домики для высиживания яиц.

- А вы хотите попробовать распределить птиц на группы и проверить свои умения?

- Я предлагаю распределить слова на две группы.

- Возьмите карточку

- Работать будем в паре.

                                             КАРТОЧКА №4

Цель: проверить умение распределять птиц на группы.

Задание: распредели слова на две группы, соединив стрелками

                                     ДИКИЕ                        ДОМАШНИЕ

                                                         ГРАЧ

                                                         СОРОКА

                                                         КУРИЦА

                                                         ИНДЮК

                                                         СНЕГИРЬ

                                                         ВОРОНА

                                                         УТКА

                                                          ГУСЬ

                                                          ПЕТУХ

-Какие птицы вы отметили, как дикие, так и домашние? (Гусь, утка)

- Давайте объясним, каких птиц мы можем называть дикими?

- А каких домашними?

- Что помогло вам справиться с заданием?  

- Мудрая Сова предлагает проверить ваши знания.

- В разное время года у птиц появляются птенцы. Чтобы проверить, знаете ли вы птенцов, мы поиграем в игру

Игра «Отгадай детёныша»

- Я называю взрослую птицу, а вы – птенцов этой птицы:

курица - … цыплята

ворона – … воронята

утка - …      утята

гусь - …      гусята

ворона - … воронята

индюк – … индюшата

скворец - …скворчата

курица - … цыплята  

сова - …      совята

- Молодцы! И с этим заданием вы справились.

- А с какой целью Мудрая сова предложила вам эту игру?  

-Ребята, а от кого зависит жизнь домашних птиц?

- Почему?

- Чем же отличается жизнь диких птиц от домашних?

- А, чем домашние птицы платят людям за любовь, за ласку, внимание?

- А, как мы помогаем диким птицам?

- А, какую пользу приносят дикие птицы? (уничтожают леса, поля, огороды от вредных насекомых)

- А какие из диких птиц бывают еще и домашними? (Гуси, утки).

- Отличаются ли дикие гуси и утки от домашних?

- Чтобы убедиться в этом, откройте учебник на стр. 43.

- У кого есть дома птицы?

- Как вы за ними ухаживаете?

- Могут ли домашние птицы стать дикими? Что с ними может случиться?

Итог урока

Цель: подвести итог урока.

- Над какой темой сегодня работали на уроке?

- Кто получил новые знания на уроке? Какие?

Домашнее задание с.43

ПРИЛОЖЕНИЕ

КАРТОЧКА №1

Задание: прочитай слово с конца

ЙЕБОРОВ

КАРТОЧКА №1

Задание: прочитай слово с конца

ЙЕБОРОВ

КАРТОЧКА №1

Задание: прочитай слово с конца

ЙЕБОРОВ

КАРТОЧКА №1

Задание: прочитай слово с конца

ЙЕБОРОВ

КАРТОЧКА №1

Задание: прочитай слово с конца

ЙЕБОРОВ

КАРТОЧКА №1

Задание: прочитай слово с конца

ЙЕБОРОВ

КАРТОЧКА №1

Задание: прочитай слово с конца

ЙЕБОРОВ

КАРТОЧКА №1

Задание: прочитай слово с конца

ЙЕБОРОВ

КАРТОЧКА №1

Задание: прочитай слово с конца

ЙЕБОРОВ

КАРТОЧКА №1

Задание: прочитай слово с конца

ЙЕБОРОВ

КАРТОЧКА №1

Задание: прочитай слово с конца

ЙЕБОРОВ

КАРТОЧКА №1

Задание: прочитай слово с конца

ЙЕБОРОВ

КАРТОЧКА №2

Задание: из заглавных букв составьте слово.

СоКрлдВмсяОитьРыываеЕлдщЦ

КАРТОЧКА №2

Задание: из заглавных букв составьте слово.

СоКрлдВмсяОитьРыываеЕлдщЦ

КАРТОЧКА №2

Задание: из заглавных букв составьте слово.

СоКрлдВмсяОитьРыываеЕлдщЦ

КАРТОЧКА №2

Задание: из заглавных букв составьте слово.

СоКрлдВмсяОитьРыываеЕлдщЦ

КАРТОЧКА №2

Задание: из заглавных букв составьте слово.

СоКрлдВмсяОитьРыываеЕлдщЦ

КАРТОЧКА №2

Задание: из заглавных букв составьте слово.

СоКрлдВмсяОитьРыываеЕлдщЦ

КАРТОЧКА №2

Задание: из заглавных букв составьте слово.

СоКрлдВмсяОитьРыываеЕлдщЦ

КАРТОЧКА №2

Задание: из заглавных букв составьте слово.

СоКрлдВмсяОитьРыываеЕлдщЦ

КАРТОЧКА №2

Задание: из заглавных букв составьте слово.

СоКрлдВмсяОитьРыываеЕлдщЦ

КАРТОЧКА №2

Задание: из заглавных букв составьте слово.

СоКрлдВмсяОитьРыываеЕлдщЦ

КАРТОЧКА №2

Задание: из заглавных букв составьте слово.

СоКрлдВмсяОитьРыываеЕлдщЦ

КАРТОЧКА №2

Задание: из заглавных букв составьте слово.

СоКрлдВмсяОитьРыываеЕлдщЦ

КАРТОЧКА №3

Задание: вставьте в слово, пропущенные буквы отгадайте его 

И – Н Д  - К

КАРТОЧКА №3

Задание: вставьте в слово, пропущенные буквы отгадайте его 

И – Н Д  - К

КАРТОЧКА №3

Задание: вставьте в слово, пропущенные буквы отгадайте его 

И – Н Д  - К

КАРТОЧКА №3

Задание: вставьте в слово, пропущенные буквы отгадайте его 

И – Н Д  - К

КАРТОЧКА №3

Задание: вставьте в слово, пропущенные буквы отгадайте его 

И – Н Д  - К

КАРТОЧКА №3

Задание: вставьте в слово, пропущенные буквы отгадайте его 

И – Н Д  - К

КАРТОЧКА №3

Задание: вставьте в слово, пропущенные буквы отгадайте его 

И – Н Д  - К

КАРТОЧКА №3

Задание: вставьте в слово, пропущенные буквы отгадайте его 

И – Н Д  - К

КАРТОЧКА №3

Задание: вставьте в слово, пропущенные буквы отгадайте его 

И – Н Д  - К

КАРТОЧКА №3

Задание: вставьте в слово, пропущенные буквы отгадайте его 

И – Н Д  - К

КАРТОЧКА №3

Задание: вставьте в слово, пропущенные буквы отгадайте его 

И – Н Д  - К

КАРТОЧКА №3

Задание: вставьте в слово, пропущенные буквы отгадайте его 

И – Н Д  - К

КАРТОЧКА №4

Задание: распредели слова на две группы, соединив стрелками

ДИКИЕ                        ДОМАШНИЕ

                        ГРАЧ

                        ПЕТУХ

                        СОРОКА                                              

                         КУРИЦА                              

                         ИНДЮК                                

                         СНЕГИРЬ                              

                         УТКА                                

                         ВОРОНА                                

                          ГУСЬ                                                        

                                                         

КАРТОЧКА №4

Задание: распредели слова на две группы, соединив стрелками

ДИКИЕ                        ДОМАШНИЕ

                             ГРАЧ

                         ПЕТУХ

                         СОРОКА                                              

                         КУРИЦА                              

                         ИНДЮК                                

                         СНЕГИРЬ                              

                         УТКА                                

                         ВОРОНА                                

                          ГУСЬ                                                        

КАРТОЧКА №4

Задание: распредели слова на две группы, соединив стрелками

ДИКИЕ                        ДОМАШНИЕ

                        ГРАЧ

                        ПЕТУХ

                        СОРОКА                                              

                         КУРИЦА                              

                         ИНДЮК                                

                         СНЕГИРЬ                              

                         УТКА                                

                         ВОРОНА                                

                         ГУСЬ                                                        

КАРТОЧКА №4

Задание: распредели слова на две группы, соединив стрелками

ДИКИЕ                        ДОМАШНИЕ

                        ГРАЧ

                        ПЕТУХ

                        СОРОКА                                              

                         КУРИЦА                              

                         ИНДЮК                                

                         СНЕГИРЬ                              

                         УТКА                                

                         ВОРОНА                                

                         ГУСЬ    

                                                   

КАРТОЧКА №4

Задание: распредели слова на две группы, соединив стрелками

ДИКИЕ                        ДОМАШНИЕ

                        ГРАЧ

                        ПЕТУХ

                        СОРОКА                                              

                         КУРИЦА                              

                         ИНДЮК                                

                         СНЕГИРЬ                              

                         УТКА                                

                         ВОРОНА

                          ГУСЬ                                                                              

КАРТОЧКА №4

Задание: распредели слова на две группы, соединив стрелками

ДИКИЕ                        ДОМАШНИЕ

                        ГРАЧ

                        ПЕТУХ

                        СОРОКА                                              

                         КУРИЦА                              

                         ИНДЮК                                

                         СНЕГИРЬ                              

                         УТКА                                

                         ВОРОНА                                

                         ГУСЬ    

КАРТОЧКА №4

Задание: распредели слова на две группы, соединив стрелками

ДИКИЕ                        ДОМАШНИЕ

                            ГРАЧ

                        ПЕТУХ

                        СОРОКА                                              

                         КУРИЦА                              

                         ИНДЮК                                

                         СНЕГИРЬ                              

                         УТКА                                

                         ВОРОНА                                

                          ГУСЬ                                                        

КАРТОЧКА №4

Задание: распредели слова на две группы, соединив стрелками

ДИКИЕ                        ДОМАШНИЕ

                            ГРАЧ

                        ПЕТУХ

                        СОРОКА                                              

                         КУРИЦА                              

                         ИНДЮК                                

                         СНЕГИРЬ                              

                         УТКА                                

                         ВОРОНА                                

                          ГУСЬ                                                        

КАРТОЧКА №4

Задание: распредели слова на две группы, соединив стрелками

ДИКИЕ                        ДОМАШНИЕ

                              ГРАЧ

                        ПЕТУХ

                        СОРОКА                                              

                         КУРИЦА                              

                         ИНДЮК                                

                         СНЕГИРЬ                              

                         УТКА                                

                         ВОРОНА                                

                          ГУСЬ                                                        

КАРТОЧКА №4

Задание: распредели слова на две группы, соединив стрелками

ДИКИЕ                        ДОМАШНИЕ

                              ГРАЧ

                        ПЕТУХ

                        СОРОКА                                              

                         КУРИЦА                              

                         ИНДЮК                                

                         СНЕГИРЬ                              

                         УТКА                                

                         ВОРОНА                                

                          ГУСЬ                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дикие птицы: лебедь.

  Цели:  - знакомство  с  представителями  диких птиц на основе изучения лебедя; - отработка умения  самостоятельно  описывать объект,  исполь...

Открытый урок по живому миру по теме: "Дикие птицы нашего края - коршун".

Конспект открытого урока в 3 классе коррекционной школе по живому миру....

картинный материал для подготовки презентаций по теме "Дикие птицы"

В помощь учителю-логопеду: картинный материал для подготовки презентаций по теме "Дикие птицы". Данный материал значительно сократит ваше время для подготовки занЯтий с использованием ИКТ....

Урок биологии в 7 классе. Тема урока: Значение птиц в природе и жизни человека. Птицеводство. Охрана птиц.

Цель урока :формировать знания обучающихся о значении птиц, их охрану и миграционные процессы; раскрыть  роль птиц в экосистемах и хозяйстве человека; продолжать формировать умение обобщать, сопо...

Тема урока: «Животные (обобщение): домашние и дикие, птицы, насекомые».

Тема урока: «Животные (обобщение): домашние и дикие, птицы, насекомые».Цель урока: Систематизация и обобщение знаний по теме «Животный мир»Задачи:1.    закрепить знания о весенних месяц...

Конспект урока мир природы и человека в 3 классе "Птицы. Строение птиц"

Урок рассчитан на детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Конспект урока по предмету "Мир природы и человека" по теме "Дикие и домашние животные. Сравнение". 2 класс

Материал соответствует АООП по ФГОС обучающихся с интеллектуальными нарушениями, 1 вариант...