Главные вкладки

    Рабочая программа элективного курса "Метод аналогий для решения задач по физике"
    элективный курс по физике (11 класс) по теме

    Величко Татьяна Ивановна

    Программа предназначена для учащихся 11 классов и расчитана на 17 часов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon metod_analogiy_dlya_resheniya_zadach_po_fizike.doc226 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    МИРНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

      ПРОВЕРЕНО:                                                         УТВЕРЖДАЮ:

      Зам. Директора по УВР                                         Директор школы

      _________/ Заварухина  О.П                                _________/Костянников С.А.  

      «___» сентября 2012 год                                        «___» сентября 2012 год

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    Элективного курса по физике

    «Метод аналогий для решения задач по физике»

    Для  11 класса

    На   2012  – 2013    учебный год

    Учитель  Величко Татьяна Ивановна

    Программа рассмотрена

    на заседании ШМО естественно – математического цикла

    Протокол  №___от «___» августа  2012 года.

    Руководитель ШМО  ___________ / Лебедева И.В.

    Метод аналогий для решения задач по физике

    Пояснительная записка

    Общая часть.

    Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения.

    Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

    Изучение физики на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

    1. освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
    2. овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели; применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
    3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
    4. воспитание убежденности в возможности познания законов природы и использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
    5. использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

    Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

    На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предусмотрено формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами на этапе основного общего образования являются:

    Познавательная деятельность:

    1. использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдения, измерения, эксперимента, моделирования;
    2. формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
    3. овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
    4. приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

    Информационно-коммуникативная деятельность:

    1. владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
    2. использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

    Рефлексивная деятельность:

    1. владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умение предвидеть возможные результаты своих действий;
    2. организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

    Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о физической картине мира будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления физических процессов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся. В приведенном тематическом планировании предусмотрено использование нетрадиционных форм уроков, в том числе организационно-деловых игр, исследовательских лабораторных работ, проблемных дискуссий, интегрированных уроков с историей и биологией, проектная деятельность и т. д.

    При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.

    Учащиеся должны приобрести умения по формированию собственного алгоритма решения познавательных задач, формулировать проблему и цели своей работы, прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с собственными знаниями. Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, рецензии, сочинения, резюме, исследовательского проекта, публичной презентации.

    Спецификой учебно-исследовательской деятельности является ее направленность на развитие личности и на получение объективно нового исследовательского результата. Цель учебно-исследовательской деятельности - приобретение учащимися познавательно-исследовательской компетентности, проявляющейся в овладении универсальными способами освоения действительности, в развитии способности к исследовательскому мышлению, в активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе.

    Реализация рабочей программы обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности:

    1. способности передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания;
    2. проводить смысловой анализ текста;
    3. создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно);
    4. составлять план, тезисы, конспект.

    На уроках учащиеся должны более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль, формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных. В соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные средства языка и знаковые системы: текст, таблицу, схему, аудиовизуальный ряд и др.

    Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога, диспута. Предполагается уверенное использование учащимися мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

    Рабочая программа разработана с учётом нормативной  основы:

    1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Стандарт основного общего образования по физике//Вестник образования России. - 2004. - №12
    1. Областной базисный учебный план Челябинской области (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 10 июня 2012 г.  № 04 – 997);
    2. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области «О разработке рабочих программ курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области» от 21.07.2009 г. № 103\3404;
    3. Примерная программа основного общего образования по физике 7-9 классы. М.:«Просвещение»,   2010.
    4. Авторская программа Данюшенков В.С., О.В. Коршунова. Программа по физике для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М: «Просвещение», 2009.
    5. Авторская программа Г.Н. Букешева. Сборник элективных курсов. Физика 10-11 классы. Волгоград «Учитель», 2008
    6. Инструктивно-методическое письмо ГУО ДПО ЧИППКРО «О преподавании учебного предмета «физика» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2012 – 2013 учебном году» // Приложение к письму Министерства образования и науки Челябинской области  от 10 июля 2012 г. № 24/5135;
    7. Учебный план МОУ  Мирненская СОШ  на 2012-2013 учебный год;
    8. Учебный план-график МОУ  Мирненская СОШ  на 2012-2013 учебный год;
    9. Расписание уроков МОУ Мирненская СОШ на 2012 – 2013 учебный год;
    10. Локальные правовые акты МОУ Мирненская СОШ.

    Программа элективного курса  предназначена для учащихся 11 класса,  рассчитана на 17 часов.

    Цель программы: развитие самостоятельности мышления учащихся, умения анализировать. Обобщать, стимулировать к исследовательским поискам в процессе учения.

    Аналогиями недостаточно пользуются при преподавании физики в средней школе. Между тем этот метод обучения полезен, но положительный эффект дает только при условии грамотного отбора материала.

    Метод аналогий формирует мыслительные операции: анализ условия задачи, догадка, проект решения, выдвижение гипотезы (решение), вывод.

    Программа курса должна обеспечить учащимся практику овладения умениями и навыками для успешного усвоения курса физики. Программа восполнит пробелы в подготовке ученика, даст возможность проявить инициативу, добиться успеха. Работа по этой программе не требует специальной литературы. Программа позволяет отслеживать успехи ученика. При завершении работы по этой программе учащиеся выполняют проверочные работы.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1.        Кабардин О.Ф. Физика 10-11 классы. Тесты. - М.: Дрофа, 2001.

    2.        Гладышева Н.К. Физика 10-11. Новые тесты. - М.: Дрофа, 2003.

    3.        Коровин В.А. Оценка качества подготовки выпускников средней школы по физике. -М: Дрофа, 2001.

    4.        Марон А.Е. Контрольные работы по физике. 10-11 класс    - М.: Просвещение, 2002.

    5.        Кирик Л.А. Физика 10,11. Самостоятельные и контрольные работы. - М.:«ИЛЕКСА»,2002.

    6.        Тулькибаева Н.Н. Тестовые задания по физике. М.Просвещение, 2002

    7.        Гладышева Н.К. Физика 10-11 класс. Новые тесты. М.Дрофа, 2003 г.

    Минимум содержания по разделам

    № п\п


    Наименование темы

    Кол-во часов

    1

    Введение

    1

    2

    Аналогия между задачами из разных разделов физики 

    3

    3

    Случаи формальной аналогии

    2

    4

    Движение спутников земли и движение электронов в резерфордовской модели атома водорода

    2

    5

    Закон Кулона и закон Всемирного тяготения.

    3

    6

    Дифференциальные уравнения экспоненциального убывания

    2

    7

    Механические и электрические колебательные системы

    3

    8

    Итоговая работа

    1

    Итого

    17

    Календарно – тематическое планирование

    № урока

    дата

    Тема

    Цель

    Количество часов

    Форма контроля

    план

    факт

    Лекция

    Практика

    1

    Введение

    Знакомство с понятием симметрии, методом аналогий.

    1

    2

    Аналогия между задачами из разных разделов физики

    Развивать умения решать задачи, применять одинаковые закономерности для решения задач из разных разделов физики.

    1

    Собеседование

    3

    Использование одинаковых закономерностей

    1

    4

    Динамические аналогии

    1

    5

    Случаи формальной аналогии

    Развивать навык решения задач и умения вычислять определенные физические величины

    1

    Фронтальный опрос

    6

    Вычисление отдельных определенных физических величин

    1

    Самостоятельная работа

    7

    Движение спутников земли и движение электронов в резерфордовской модели атома водорода

    Развитие умения сопоставлять различные явления, находить общие закономерности движения и взаимодействия

    1

    8

     Решение задач. Движение спутников земли и движение электронов в резерфордовской модели атома водорода

    1

    Фронтальный опрос

    9

    Закон Кулона и закон Всемирного тяготения.

    Показать аналогию между законом Кулона и законом Всемирного тяготения

    1

    10

    Гравитационная и электрическая постоянные

    1

    11

    Решение задач на закон Кулона и закон Всемирного тяготения

    1

    Самостоятельная работа

    12

    Дифференциальные уравнения экспоненциального убывания

    Формирование умения применять дифференциальные уравнения для описания различных процессов

    1

    13

    Решение задач  по теме «Дифференциальные уравнения экспоненциального убывания»

    1

    Самостоятельная работа

    14

    Механические и электрические колебательные системы

    Выявление аналогии колебательных процессов для более глубокого их осмысления

    1

    15

    Анализ колебательных процессов

    1

    Фронтальный опрос

    16

    Эквивалентные колебательные системы

    Углубление знаний учащихся о колебательных системах

    1

    17

    Итоговая работа

    Подведение итогов, обобщение знаний, умений учащихся

    1

    Итоговая работа


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа элективного курса по математике "Решение задач с модулем и параметрами" для 9 класса

    Рабочая прогамма элективного курса по математике "Решение задач с модулем и параметрами" для 9 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта ос...

    Рабочая программа элективного курса по химии "Решение качественных задач по органической химии" для учащихся 10 класса на 2012-2013 учебный год

    Пояснительная записка.      Данная программа составлена на основе программы курса химии О. С. Габриеляна   для учащихся 10 классов (органическая химия) общеобр...

    Рабочая программа элективного курса "Практикум по решению химических задач"

    Рабочая программа элективного курса по химии для учащихся 10 класса...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по химии Решение расчётных задач (подготовка к сдаче ЕГЭ)

    Пояснительная запискаПредлагаемый элективный курс направлен на углубление и расширение химических знаний учащихся через решение расчётных задач, а также на подготовку к успешной сдаче единого государс...

    Рабочая программа элективного курса по алгебре "Решение задач с параметрами"

    Материал содержит пояснительную записку, тематическое планирование и разработку уроков к курсу"Решение задач с параметрами"...

    Рабочая программа элективного курса по теме: «Решение текстовых задач».

    Программа курса может быть эффективно использована в 8-9 классах с любой степенью подготовленности, способствовать развитию познавательных интересов, мышления учащихся, предоставить возможность оценит...