Урок-семинар по теме "Законы Ньютона в моей будущей профессии", 9 класс
план-конспект урока (физика, 9 класс) по теме

Степура Ирина Алексеевна

Форма проведения: семинар с применением внутри и межпредметных связей

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

МКОУ Манушкинская СОШ г.Чехов

Урок-семинар

 «Законы Ньютона

в моей будущей профессии».         

(физика, 9 класс)

Урок IV типа (повторительно-обобщающий).

Форма проведенuя урока: семинар.

Тема урока: Законы Ньютона в моей будущей профессии.

ТДЦ урока: (для детей в стихотворной форме)

  1. Обучающая:
  1. Продолжить формирование специальных умений и навыков: 
  1. Обеспечить повторение и систематизацию учебного материала по теме «Законы Ньютона.
  2. Применение законов Ньютона в решении качественных и практических задач
  3. Экспериментальная работа с  физическим  оборудованием.

2) Продолжить формирование  общеучебных умений и навыков учащихся: 

  1. Умений работать с источниками информации (справочниками, дополнительной литературой, Интернет-ресурсами)
  2. Умений работать с таблицами, наглядностью.
  3. Умений работать во времени.

2. Развивающая:

  1. Развитие познавательного интереса к предмету через использование разнообразных форм работы.
  2. Развитие навыков связной речи
  3. Развитие  мышления, памяти.
  4. Развитие навыков сопоставления, анализа и обобщения изученного материала.
  5. Развитие речи, наблюдательности, умения привлекать знания из других предметов

  1. Воспитание:
  1. Воспитание чувства коллективизма и взаимопомощи
  2. Экологическое воспитание учащихся.
  3. Предпрофильная подготовка учащихся

Оборудование к уроку:

1) Математический маятник.

2) Тело на горизонтальной опоре.

3) 2 грецких ореха, молоток, поролоновая губка и деревянный брусок.

4) мультимедийный комплекс (проектор, ПК в сборе)

5) Слайды презентации:

  1. к I, II и  III – му  законам Ньютона (математическая запись закона и поясняющий чертеж).
  2. Чертеж и формулы к выступлению «травматолога»
  3. Обобщающая таблица «Законы Ньютона»

6) Таблица «Законы Ньютона» на плакате и на каждой парте (по количеству учащихся).

7) Выставка сочинений учащихся «Законы Ньютона в моей будущей профессии»

План  семинара:

1. Организация начала урока

ТДЗ: - Обеспечение мотивации процесса обучения на уроке

        - Организация рабочего места учащимися

        - Воспитание ответственности и дисциплинированности.

СУМ: 1. Сообщение целей и задач урока.

2. Проверка готовности учащихся к уроку, рапорт дежурного об отсутствующих.

3. Запись даты, темы урока в тетради и домашнего задания в дневнике

Вступительное слово учителя: Добрый день, уважаемые коллеги, уважаемые дети. Главным мотивом деятельности нашего коллектива на уроке станет предпрофильная подготовка учащихся. Итак, цель нашего урока:

Образовательная:         Прозвенел уже звонок,

Начинаем мы урок.

На котором вместе с вами

На учебном семинаре,

Повторив Закон Ньютона,

Написав рассказы дома,

Превратимся на урок

Мы в врачей и массажиста,

Космонавта,пианиста,

И спасёт от многих бед

Живность наш охотовед.

Воспитательная:                Цель же этих превращений:

Рассмотреть уже сейчас

Применение Законов

В жизни, окружившей нас.

Развивающая:                Научиться наблюдать,

Мыслить и соображать:

Как помочь больному быстро,

Боль отвергнув навсегда?

Как сберечь нам всем природу

И, не причинить вреда?

Рассмотрев все три Закона

Мы запомним их навек.

Выбирай скорей профессию,

Повзрослевший человек!

II. Проверка выполнения домашнего задания и подготовка к активной учебно-познавательной деятельности учащихся на основном этапе урока:

ТДЗ: - Установление правильности и осознанности выполнения  учащимися опережающего домашнего задания по подготовке к уроку комплексного применения знаний.

- Устранение обнаруженных пробелов и усовершенствование ЗУН учащихся.

- Формирование умения применять полученные знания в новых ситуациях.

- Развитие умения выделять главное, развитие мышления учащихся.

- Воспитание чувства товарищества и взаимопомощи.

ФОПД: Фронтально-индивидуальная (ответы с места и у доски, подтверждения высказывания).

МО:         - Работа с дополнительной литературой

- Работа с презентацией (опережающее задание)

        - Работа с приборами

СУМ:   - Повторение темы «Законы Ньютона»

        - Выявление уровня ЗУН учащихся по заданной теме, развивающий характер проверки.

1) Биографическая справка об Исааке Ньютоне:

356 лет назад в Англии в семье небогатого фермера из деревни Вульсторп близ Кембриджа родился Исаак Ньютон - титаническая фигура в истории науки. За свою 84 летнюю жизнь, посвящённую науке, учёный создал классическую механику. Его труды относятся к механике, оптике, астрономии, математике. Исаак Ньютон заложил основы современного естествознания. На его памятнике в Вестминстерском аббатстве благодарные потомки начертали: «... пусть смертные радуются, что существовало такое украшение рода человеческого...».

2) Учитель: Сформулируйте, пожалуйста, законы Ньютона по следующему плану:

        - определение

        - математическое выражение закона

        - границы применимости

        - применение в природе и технике.

Примечание: Класс делает краткие записи: номер закона, математическое выражение Закона.

1 закон

Демонстраиия:

1) тело на вертикальном подвесе и горизонтальной опоре

2) слайд с записью: Σ F = о => υ = coпst.

  1. Существуют такие системы отсчёта, называемые инерциальными, относительно которых поступательно движущееся тело сохраняет свою скорость тела, если на него не действуют дрyrие тела, или действие других тел на него компенсируется.

ΣF = О=>υ= coпst. - математическая запись Закона

  1. Например: на тела на горизонтальной опоре и вертикальном подвесе действуют сила тяжести и сила упругости, но их результирующая равна нулю.
  2. . Применим только для ИСО (инерциальных систем отсчёта, для тел макромира и мегамира, движущихся со скоростями много меньше скорости света).

II Закон Ньютона

Демонстрация:

1) Движение (колебания) математического маятника.

2) Слайд с математической записью Закона   F == т · а

  1. Сила действующая на тело, равна произведению массы тела на сообщаемое этой силой ускорение.
  2. F == т · а,  причём под силой F понимаем результат всех сил, действующих на тело.
  3. Например: маятник совершает колебания под действием двух сил: Fупр. и FT. Сумма этих сил - результирующая и вызывает ускорение шарика.
  4. Границы применимости Закона аналогичны 1 Закону.

III Закон Ньютона

Демонстрация:

1) слайд с записью III Закона Ньютона 

2) Слайд

З) Столкновение двух тел на нитях.

  1. Тела действуют друг на друга с силами, равными по модулю и противоположными по направлению.
  2. Математическая запись Закона. (Силы приложены к разным телам!.)

  1. Например: при столкновении два шарика на нити взаимодействуют силами упругости равными по модулю, но противоположными по направлению.
  2. Границы применимости Закона:

1) применим для инерциальной системы;

2) для системы двух тел, движущихся со скоростями много меньше скорости света.

III. Развитие и закрепление знаний учащихся

Учитель: Мы повторили законы и привели примеры.

Цель следующего этапа урока: рассмотреть и обсудить практическое применение законов Ньютона в вашей будущей профессии, развить наблюдательность, воображение, познавательный интерес к предмету. Давайте предоставим слово нашим ведущим. В их исполнении звучит стихотворение Галины Бородачёвой “Законы Ньютона”

ТДЗ: - Обеспечить закрепление знаний по теме

        - Обучение учащихся логике высказывания

        - Формирование познавательного интереса к предмету

- Реализация внутри- и межпредметных связей предметов области естествознание

- Осуществление профориентационной подготовки учащихся.

МО и ФОПД: Словесный наглядный. Фронтально-индивидуальная с элементами деловой игры

СУМ: 

1) работа учащихся - ведущих урока:

I ведущий (дев):         Слыхал ли о таком учёном -

Английском физике Ньютоне?

II ведущий (мал):        Конечно, слышал про Ньютона

Про три его «крутых» Закона.

1 ведущий:                Тогда, не тратя слов пустых,

Давай-ка мы припомним их

Итак, без лишних разговоров.

II ведущий:                Стремится тело свою скорость

Как можно дольше сохранять

Не надо лишь ему мешать!

I ведущий:                 Любого тела ускорение

Пропорционально отношению

Извне идущей силы к массе...

Второй Закон нам тоже ясен!

II ведущий:                 На всякое действие

Найдём противодействие!

Противодействие — оно

Прямому действию равно.

Хоть лбом ударил невэначай,

Обратно сдачу получай!

I и II ведущий (вместе): Люби и почитай Ньютона,

И помни три  «крутых» Закона!

2) работа учащихся-«специалистов»

Водитель: поднимает руку, просит слово.

- Я тоже хочу принять участие в обсуждении и приведу пример использования Законов в нашей практике: двигаясь прямолинейно и равномерно мы подчиняемся 1 Закону Ньютона, а отключив ненадолго от остановки двигатель автомашины в целях экономии горючего мы двигаемся равнозамедленно, согласно II Закону Ньютона.

I ведущий:

- Я вижу слова просят врачи. Пожалуй, пора выслушать их.

Травматолог:

- При переломах со смещением нам тоже не обойтись без помощи Законов Ньютона:

  1. По 1 Закону выбираем обязательно инерциалъную систему отсчёта.
  2. Учитываем все действующие на тело силы.
  3. По II Закону Ньютона получаем уравнение ma = Mg + N + Fупр + Fтр
  4. Так как действие других тел на данное тело компенсируется, то тело находится в покое, сохраняется υтела= О

Стоматолог:

- При удалении больного зуба мы учитываем, что никакая сила не может мгновенно изменить скорость тела. Если зубными щипцами рынком потянуть за зуб, то корпус человека не успевает изменить скорость, а зуб, как менее инертное тело, получает ускорение относительно Земли.

Массажист:

А мы больше работаем с III законом Ньютона. Воздействуя с помощью массажа на функции сердца, желудка и других органов мы убеждаемся на опыте: с какой силой рука действует на мышцы человека, с такой же силой мышцы массажируемого действуют на руку массажиста.

II ведущий: А что нам скажут охотовед, космонавт и пианист?

Охотовед:

Я перегоняю стадо с места на место в поисках корма, слежу за тем, чтобы не распространилась болезнь. И во всех случаях вынужден пользоваться ружьем. И я убедился в верности II закона Ньютона: чем больше сила, действующая на пулю, тем больше она получает ускорение. Я не люблю пользоваться ружьем. Природу нужно беречь, бережно относиться к любой жизни на земле.

В заключение своего рассказа я хочу предложить вам качественную задачу, которую мне, как охотоведу, приходится довольно часто решать: Где легче разбить орех – на мягкой опоре или на твердой? Объясните свой ответ. И проверьте на опыте с помощью молотка, поролоновой губки и деревянного бруска.

(Ответ: чтобы разбить орех, надо приложить к его скорлупе две противоположно направленные силы, которые сожмут скорлупу настолько, что она сильно деформируется и разрушится. Одну из этих сил создает удар молотка, другую – реакция опоры, которая возникает при взаимодействии ореха с опорой. Если опора твердая, условия, необходимые для раскалывания скорлупы, соблюдаются. Если мягкая – нет, так как сила удара идет, в основном, на изменение скорости ореха: он приобретает скорость и углубляется в опору; скорлупа же почти не изменяет своей формы и поэтому не разрушается).

Космонавт:

В условиях невесомости особенно ярко проявился III закон Ньютона, тела после взаимодействия разлетаются с ускорениями, обратно пропорциональными их массе.

Пианист:

Музыкант, как никто другой чувствует применение законов Ньютона. Я играю на пианино то тихо, то громко, то нежно, то бурно. И, когда необходимо брать сильные аккорды, приходится откидываться назад, потому что согласно  II и III законов Ньютона сила взаимодействия велика.

I ведущий:

Выслушав выступления будущих специалистов можно подвести итог обсуждению и, в качестве рецензии, отметить, что всеми учащимися верно подмечены и добросовестно применены на практике все три закона Ньютона. Причем их сообщения интересны и понятны. А в заключение мы хотели представить вашему вниманию стихотворение вашего сверстника, а ныне выпускника факультета журналистики Ивановского Государственного Университета Барна Тараса «Законы Ньютона в профессии журналиста»:

1 уч-ся: Закон Ньютона применить

Сумеют даже журналисты.

Когда лежит им путь неблизкий,

На самолете золотистом.

То высоко лететь, то низко.

Тогда и нужно им решить,

Как скомпенсированы силы:

Сопротивление, упругость, вес

И сила тяги у турбины.

Закон Ньютона у нас есть!

ВТОРОЙ ЗАКОН здесь применяем

Мы  ā  на массу умножаем,

Получим результат всех сил,

О чем Ньютон нас и просил.

2 уч-ся: А по приезду надо срочно,

Писать на месте репортаж.

И чтоб до места нам добраться,

Везет такси НАС и багаж.

Аэропорт пришел в движенье,

И удаляться стал от нас.

Система эта исчисленья,

Инерциальной назвалась.

Все силы аэропорта

Скомпенсированы там.

Сила тяжести, упругость

Не дает подъехать к нам.

Поступательно мы едем

Действует такой закон-

Называется он – ПЕРВЫЙ,

А открыл его – НЬЮТОН!

3 уч-ся: Мы на месте написали

Очень страшный репортаж:

Две столкнулись там машины…

Поднялся ажиотаж.

И тут НЬЮТОН постарался!

Выдумал еще закон.

Сами поняли: он ТРЕТИЙ

И открыл опять НЬЮТОН.

Получили две машины

Одинаковые силы,

Разные по направленью,

И…… повестку в отделенье!

Учитель:  Большое спасибо ведущим, они добросовестно провели обсуждение практического применения законов Ньютона в ваших будущих профессиях. А теперь, в качестве обобщения, давайте поработаем с таблицей, лежащей перед каждым из вас.

IV. Обобщение и ситематизация материала

ТДЗ: - Обобщение и систематизация ЗУН учащихся

- Оценка качества и уровня ЗУН, обеспечение их коррекции

- Совершенствование навыков обобщения и систематизации изученного материала  

СУМ: - проверка полноты, действенности и прочности ЗУН

- Проверка сформированности ОУУН (работа с таблицей)

Законы Ньютона

 

I Закон

II Закон

III Закон

Физическая система

Макроскопическое тело

Система двух тел

Модель

Материальная точка

Система двух материальных точек

Описываемое явление

Состояние покоя или равномерного прямолинейного движения

Движение с ускорением

а= ΣF/m

Взаимодействие тел

Суть закона

Предполагает существенное инерциальной системы отсчёта, если

ΣF=0 => υ = coпst.

 Взаимодействие определяет изменение скорости, т.е. ускорение

а= ΣF/m

Сила действия и противодействия равны по модулю, противоположным по направлению, приложенным к телам к разным телам, одной природы

F1,2 = F 2,1

Примеры проявления

Движение космического корабля вдали от притягивающих тел

 Движение планет, падение тел на Землю, торможение и разгон автомобиля

 Взаимодействие тел: Солнца и Земли, Земли и Луны, автомобиля и поверхности земли

Границы применимости

  1. Инерциальные системы отсчёта
  2. Макро- и мега- мир
  3. Движение со скоростями, много меньшими скорости света

V. Подведение итога урока

ТДЗ: - Оценка деятельности учащихся учителем

        - выставление оценок в дневники и их комментарий

СУМ: 

1) Выставление оценок

2) Заключительное слово учителя:

Повторили мы Законы

Величайшего Ньютона

И придумали сегодня

Где их можно применять:

Побывав врачом, водителем

Получили честно «пять».

Но ещё припомним, дети,

Где их можно повстречать?

В детсаду, в лесу и в поле,

Не ленись лишь применять!

Вы все славно потрудились.

«Молодцы» - хочу сказать:

«Не ленитесь! И учитесь!

В общем, дети, так держать!»

 3) Минирефлексия

Закончен урок, но мне бы хотелось провести миширефлексию. Задать вам несколько вопросов.

1. Вам понравился урок?

2. Чем он вам понравился?

З. А может быть кому-то этот урок помог выбрать будущую профессию?

4. Чьё сообщение на уроке понравилось вам больше всего?

5. А где, в каких профессиях ещё можно встретить Законы Ньютона?

6. Вам не было скучно на уроке?

Большое всем спасибо. До свидания.

Примечание: при подготовке данного урока-семинара необходимо:

1) После изучения III Закона Ньютона задать на дом творческое задание: написать сочинение (иллюстрированное схемами-рисунками) на тему: «Законы Ньютона в моей будущей профессии» с последующим оформлением выставки лучших работ на уроке.

2) Заранее попросить ребят обеспечить костюмы

- хирурга: куртка, брюки, фонендоскоп

- стоматолога: халат, ножницы

- водителя: кожаный пиджак, кепи, табличка «водитель»

- массажиста: халат, крем «Массажный»

- охотоведа: ушанка, унты, детское ружьё

- пианиста: фрак, бабочку

- космонавта: костюм, Звезда «Героя»

3) В подготовке урока частично использована статья М.С. Слепцовой  «Развитие творческих способностей учащихся в процессе преподавания физики» .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Математика в моей будущей профессии"

Творческая работа учащегося, информационня презентация....

Русский язык в моей будущей професси

Надпредметная тема, урок в 9 классе...

Законы Ньютона в моей будущей профессии

План проведения урока-семинара в 9 классе, предпрофильная подготовка обучающихся...

Проект внеклассного мероприятия по теме «Биология – основа моей будущей профессии. Прошлое, настоящее, будущее»

Представляю вашему вниманию проект внеклассного мероприятия для учащихся 9 классов по теме «Биология – основа моей будущей профессии. Прошлое, настоящее, будущее»По доминирующей деятельности проект уч...

Проект внеклассного мероприятия по теме «Биология – основа моей будущей профессии. Прошлое, настоящее, будущее»

Представляю вашему вниманию проект внеклассного мероприятия для учащихся 9 классов по теме «Биология – основа моей будущей профессии. Прошлое, настоящее, будущее»По доминирующей деятельности проект уч...

Конспект урока в 8 классе с элементами профориентации «Координация в моей будущей профессии».

Коспект урока расчитан на  обучающихся 8 класса. Тема урока «Развитие координации движений». Данный урок – урок  совершенствования элементов баскетбола направленн...