Открытый урок: "Законы сохранения в механике".
план-конспект урока по физике (10 класс) по теме
Данный урок дан в рамках методического дня. Урок рассчитан на 90минут. Часто учителя работающие в 10-ых классах не выполняют лабораторную работу по данной теме, потому что она не всегда получается. Урок представлен как исследовательский с решением проблемы по данному вопросу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_zakon_sohraneniya_v_mehanike.docx | 21.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по физике учителя высшей категории Бородкиной Татьяны Ивановны.
Место проведения: г. Санкт- Петербург Выборгский район лицей №486 10А класс 17.12.2011года.
Тема: «Закон сохранения механической энергии».
Тип: урок закрепления знаний изученного материала.
Вид: исследовательский урок.
Цели:
- систематизация и обобщение ранее полученных знаний по данной теме;
- дать учащимся представление о проектной деятельности и разработать элементарный проект по заданной проблеме;
- заинтересовать учащихся исследовательской деятельностью;
- развивать логическое мышление и умение анализировать полученные результаты исследований;
- научиться измерять потенциальную энергию поднятого над землей тела и упруго деформированной пружины и сравнивать два значения потенциальной энергии системы.
-научиться сопоставлять и изменять полученные знания на практике и в быту;
-воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, умение работать в подгруппах.
Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, динамометр лабораторный с фиксатором (с заранее измеренной жесткостью пружины), измерительная лента, груз m=(100±1)г на нити длиной 25-30 см из лаборатории L-микро, шарик m=(8÷15)г на нити длиной 25÷30 см, весы рычажные лабораторные, набор гирь и разновесов.
Ход урока:
1.-Вступительное слово учителя.
- Фронтальная беседа учителя с учениками по вышеуказанной теме.
- Знакомство с требованиями проектной деятельности.
- Ознакомление с лабораторным оборудованием .
- Постановка проблемы .
-Поиск способов и методов решения этой проблемы.
2.Практическая работа №1.
-Выполнение лабораторной работы №2 на стр. 352 учебника Мякишева Г.Я. , Буховцева Б.Б , Сотского Н.Н. ,используя груз m=( 100±1)г на нити.
В данной работе необходимо нарисовать рисунок, провести необходимые измерения и расчеты, заполнить таблицу.
Рисунок 1.
∆L
L
H=L+∆L
Таблица 1.
F1=mg | l | ∆l | F | h= l + ∆l | Eʹp =F1 × ( l + ∆l) | Eʹʹp=F × ∆l/2 |
Таблица 2.
F1=mg | l | ∆l | F | h= l + ∆l | Eʹp=F1 × ( l + ∆l) | Eʹʹp=k /2 |
-Обсуждение полученных результатов.
-Почему не выполняется закон сохранения энергии? Предположения, гипотезы, выводы.
3. Проведение теоретического исследования .
«Сравнение теоретически и практически полученных значений ∆l
mgh= k × ∆/2
1н × 0,335м =(41н/м × ∆)/2
∆=0,0163
∆l=0,127м
Но у нас максимальная ∆l=0,09м, то есть 9 см.
Вывод.
Вопрос: что нам надо изменить, чтобы наш опыт удался? k-? g-? m-? l -оставим прежней.
Вывод.
-Постановка проблемы.
4.Проведение теоретического исследования №2.
«Груз какой массы необходимо выбрать для решения нашей задачи»?
k × ∆/2 = mgh
∆l max =97мм=0,097м
K = ( 41,0 ± 2,5) н/м
Ep1= k∆/2 =41,0н/м ×(0,097м:2=20,5×0,009=0,18Дж
Ep2=mgh=m × 9,8 н/кг×0,3м =2,94 Дж × mкг
2,94 Дж*mкг= 0,18 Дж mкг= 0,18Дж/2,94Дж=0,06кг
Критическая масса равна 60 граммов при данной жесткости пружины и длине нити.
Вывод: максимальная масса, которую мы можем использовать нашим динамометром это 60 граммов.
5.Практическая работа №2.
«Подтверждение закона сохранения энергии в механик , используя шарик массой (8-15) граммов».
-Измерим массу нашего шарика на лабораторных рычажных весах, соблюдая правила взвешивания.
У меня m=7,925г =8г=0,008 кг,
∆l=1,7 см =0,017м ,
h=0,25м.
Проведем вычисления:
k ∆/2=mgh
k/2=41,0 × 0,0003/2= 0,006 = 0,01Дж
mg h = 0,008кг × 9,8н/кг × 0,25м=0,02 Дж
Вывод.
Сравним отношение Еп1 / Еп2 с единицей Еп1/Еп2 = 0,01:0,02=1:2
Анализ полученных результатов.
6.Выступление Васильева Вадима:
- презентация;
-выдвижение гипотезы и способов решения проблемы, советы.
7.Подведение итогов.
8.Выступление Азизова Али : «Закон сохранения энергии и вечные двигатели».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация урока "Законы сохранения в механике"
В этой презентации упор сделан на практическое применение законов сохранения импульса и энергии, и решение тестов на эту тему...
Презентация к открытому уроку "Закон Ома"
Презентация...
Разработка к уроку "Закон сохранения импульса в механике"
Поэтапная разрабтка к уроку по физике...
[Открытые уроки] Закон Ома. Числительные. Дробные числа
[Открытые уроки] Закон Ома. Числительные. Дробные числа...
Открытый урок физики в 9 классе. Тема урока: ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ ИМПУЛЬСА. РЕАКТИВНОЕ ДВИЖЕНИЕ.
Открытый урок физики в 9 классе. Тема урока: ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ ИМПУЛЬСА. РЕАКТИВНОЕ ДВИЖЕНИЕ....
Повторительно - обобщающий урок «Законы сохранения в механике»
1. Повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Законы сохранения в механике». Вид урока: повторительно-обобщающий урок.Оборудование, программно-дидактическо...
Открытый урок "закон Архимеда"
Материалы для открытого урока "Закон Архимеда"...