Конспект урока «Простые механизмы. Рычаг»
план-конспект урока по физике (6 класс) по теме

Семакина Валентина Федоровна

Цели урока: сформировать у учеников неформальные знания о понятиях:

                                        простые механизмы, рычаг и его разновидности;

                                       выяснить условия равновесия рычага;

                                       развивать навыки решения задач.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_rychag_7_klass.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: « Простые механизмы. Рычаг»

                                  « Дайте мне точку опоры - и я подниму Землю!»

                                                                                                         Архимед

Д.з. § 55, 56, выучить конспект; Л. № 747, № 750, дополнительное задание по желанию.

Цели урока: сформировать у учеников неформальные знания о понятиях:

                  простые механизмы, рычаг и его разновидности;

                                       выяснить условия равновесия рычага;

                                       развивать навыки решения задач.

Оборудование: штатив, набор грузов, рычаги, блоки, динамометр.

План урока

1. Диктант  (по карточкам)           – 10 минут

2. Объяснение нового материала – 15 минут

3. Репродуктивное закрепление   -  15 минут

Ход урока.

1 этап

- Для введения новых физических понятий и законов нам необходимо повторить изученные ранее важные физические понятия: работа и мощность. Проверку домашнего задания проведём в виде диктанта (по карточкам). На работу отводится 10 минут. По окончании работы выполняем проверку, и каждый сам себе поставит отметку, затем работы сдаёте.

 (на столах разложены карточки с заданиями и чистые листы)

- После окончания работы на доске вывешивается таблица с правильными ответами.

- После самопроверки работы собирают.

 

2 этап

Объяснение нового материала

(по ходу объяснения материала ученики записывают в тетради опорный конспект)

- Физические возможности человека при выполнении работы (любого физического труда) ограничены. С древних времён для облегчения своего труда человек использует различные приспособления и механизмы (греч. «механэ» - машина, орудие), которые способны преобразовать силу человека в значительно большую силу.

-Может ли кто из вас назвать примеры механизмов, облегчающих труд человека?

…………………………………………………………

- .Мы изучим с вами только самые простые механизмы, изобретённые ещё в глубокой древности. Это: лебёдки, блоки, вороты, клинья, рычаги, наклонные плоскости, полиспасты (системы из нескольких блоков) и др.. Все эти приспособления  получили название простых механизмов.

 В тетради под запись:

1. Механизмы – это устройства, служащие для преобразования движения и силы (модуля и направления)

- Среди всех механизмов, используемых на практике, выделяют несколько простых механизмов: рычаг и его разновидности – блоки и ворот; наклонную плоскость и её разновидности – клин и винт.

2.

                 БЛОК                                                                          КЛИН (колун)

РЫЧАГ:                                НАКЛОННАЯ ПЛОСКОСТЬ:

                 ВОРОТ                                                                        ВИНТ

3. Рычаг – твёрдое тело, способное вращаться вокруг неподвижной опоры.

- на практике роль рычага могут играть стержень, доска, лом и другие предметы. Это необязательно длинный и тонкий предмет. Например, колесо – это тоже рычаг, так как это твёрдое тело, вращающееся вокруг оси.

Д е м о н с т р а ц и я    рычага и блока.

Р а б о т а    с   у ч е б н и к о м.

Рассмотрите рис 149 и 150 на странице

- В чём различие в используемых рычагах?

                                                    рычаги первого рода: точка опоры  

                                                                расположена между линиями действия сил

4. ДВА ВИДА РЫЧАГОВ:

                                                    рычаги второго рода: точка опоры и линии                          

                                                                действия сил расположены по одну сторону.

По рис. 151 вы видите, что в Древнем Египте с помощью рычагов три тысячи лет назад передвигали большие каменные плиты при постройке знаменитых египетских пирамид. Вероятно, что еще и первобытный человек использовал рычаг-палку для своих нужд.

Теорию рычага и простейших механизмов разработал древнегреческий ученый Архимед. Способность рычага увеличивать силу человека так поразила Архимеда, что он, говорят, воскликнул: «Дайте мне точку опоры – и я подниму Землю».

 Кстати: если бы Архимеду была известна масса Земного шара Мз = 6 · 1024 кг (средний человек поднимает штангу в 60кг), он, пожалуй, воздержался бы своего скоропалительного восклицания. Если предположить, что великий Архимед получил бы заветную точку опоры и построил бы крепчайший рычаг, то, чтобы сдвинуть Землю на 1 мм, Архимеду пришлось бы проделать путь в 1017 км. Этот анекдотический пример показывает масштабы «проигрыша в пути» при работе рычага.

Определим, какой же выигрыш в силе может дать рычаг.

- д е м о н с т р а ц и я.

Пусть на рычаге сила справа в 2 раза больше, чем слева. Чтобы меньшей силой уравновесить большую силу, нужно увеличить расстояние от точки опоры до линии действия меньшей силы.

5. Линия действия силы – прямая, проведенная через вектор силы.

6. Плечо силы – кратчайшее расстояние от оси вращения рычага до линии действия силы.

7. На рис.155 стр.138 показана схема рычага.

На опыте убеждаемся, что если плечо l1 будет в 2 раза меньше, чем l2, то рычаг будет находиться в равновесии. На основании таких опытов было установлено  условие (правило) равновесия рычага.

8. Рычаг находится в равновесии тогда, когда силы, действующие на него, обратно пропорциональны плечам этих сил.

                                                                 F1        l2

                                                                ―   =   ―    

                                                                 F2        l1

Применяя правило рычага,  можно меньшей силой уравновесить большую силу. При этом плечо меньшей силы должно быть длиннее плеча меньшей силы. Теоретически, можно получить сколь угодно большой выигрыш в силе, но в реальности этого не бывает. Почему?

………………………………………………………………………………….

(Длина большего плеча ограничена, рычаг имеет определенный вес и т.д.)

3 этап

Репродуктивное закрепление материала

Условие равновесия рычага применяют к решению задач.

 Р а б о т а   с   у ч е б н и к о м. Разобрать пример решения задач на стр.140.

На доске таблица «План решения задачи»:

1. Внимательно прочитать содержание задачи.

2. Записать краткое условие задачи.

3. Если необходимо, перевести единицы измерения в систему СИ.

4. Записать основное уравнение (закон).

5. Определить неизвестную величину.

6. Если необходимо, использовать дополнительные формулы.

7. Получить формулу в общем виде.

8. Выполнить проверку размерности формулы.

9. Выполнить вычисления и оценить полученный ответ.

Р е ш и т ь    з а д а ч у    на доске (учитель).

На концах рычага действуют силы 40Н и 240 Н. Расстояние от оси рычага до меньшей силы 60 см. Определить длину рычага. Если известно, что он находится в равновесии. (0,7 м)

Решить задачу на доске (ученик).

Плечи уравновешенного рычага равны 15см и 20 см. Определить вес второго груза, если вес более легкого груза 3Н.  (4 Н)

Дополнительная задача

К рычагу подвешены две гири общим весом 50Н. Плечи сил, с которыми гири тянут за рычаг, равны 30см и 70см. Найти вес каждой из гирь.  (35Н, 15Н)

Подведение итогов.

- Многие области человеческой деятельности не обходятся без рычага. Это строительство, конструкция отдельных устройств и механизмов, подъемных кранов, о применении которых узнаем подробно на следующих уроках.

Комментарии к выполнению  домашнего задания

1. Желающие могут подготовить сообщение «Простейшие механизмы в быту и технике».

2. Дома внимательно рассмотреть используемые в быту механизмы и записать в тетради 4-5 примеров тел, которые можно считать рычагами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок. Простые механизмы.Рычаг.

Методическая разработка урока. Простые механизмы. Рычаг. Презентация. ...

Конспект урока "Простые механизмы. Рычаг. Условия равновесия рычага"

Урок по физики в 7 классе. Урок изучения нового материала...

физика 7 класс открытый урок "Простые механизмы. Рычаг"

Данный урок позваляет ознакомить учащихся с простыми механизмами, условием равновесия рычага. Сформировать  умение находить рычаг, строить силы, плечи, составлять условие равновесия, формиро...

Конспект урока "Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге"

Этот коспект урока разработан для учителей, работающих в коррекционных школах 1-2 видаТема 79-81: «Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Решение задач».Цели: 1. Ввести понятие «простой м...

конспект урока "Простейшие механизмы. Условие равновесия рычага"

Конспект урока составлен по всем требованиям, содержит различные виды работы, возможно использование инструктивной карты. В начале урока создаётся проблемная ситуация, которую дети пытаются решать на ...

Технологическая карта урока "Простые механизмы.Рычаг"

УМК А.В.Перышкин .Физика ,7 класс,2015г.Технологическая карта урока "Простые механизмы.Рычаг"...