Главные вкладки

    конспект урока "Простейшие механизмы. Условие равновесия рычага"
    методическая разработка по физике (7 класс) на тему

    Воронина Ирина Николаевна

    Конспект урока составлен по всем требованиям, содержит различные виды работы, возможно использование инструктивной карты. В начале урока создаётся проблемная ситуация, которую дети пытаются решать на всём его протяжении. Возможно как групповая, так и парная экспериментальная лабораторная работа по выявлению условия равновесия рычага.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_7k.prostye_mehanizmy_.doc75.5 КБ
    Microsoft Office document icon zadaniya_dlya_grupp.doc22.5 КБ
    Microsoft Office document icon rabochaya_karta.doc48.5 КБ
    Office presentation icon prostye_meh.ppt2.63 МБ

    Предварительный просмотр:

    Этап урока

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    Формируемые УУД

    1. Организационный момент

    Приветствую детей, настраиваю их на рабочий лад.

    На краю стола находятся инструктивные карты. Возьмите их, подпишите и напишите вариант. Прошу вас отметить своё настроение на данный момент.

    Знакомятся с картой, подписывают их. Отмечают своё настроение на начало урока.

    Личностные: стремление приобретать новые знания.

    Познавательные: формирование умения регулировать учебную деятельность через работу с инструктивной картой

    2. Проверка домашнего задания

    Переходим к проверке домашнего задания.

     Ответьте на вопросы теста, используя карту урока.

    Поменяйтесь с соседом по парте, проверьте (слайд 1) правильность его ответов и поставьте оценку за тест.

    Кто получил пятёрки, поднимите руки. Молодцы!

    У кого оценка получилась ни такой высокой? Как ты думаешь почему?

    Работа с тестами.

    Взаимопроверка и оценивание по заданному образцу ответов.

    Дети поднимают руки.

    Не разобрался до конца в теме. Не научился решать задачи, не выучил формулы, обозначения физических величин, их единицы измерения.

    Регулятивные: 

    - умение работать по плану;

    - умение оценивать свою деятельность с целью осознания того, что уже усвоено, и что ещё нужно усвоить.

    3. Постановка проблемы.

    4. Постановка цели урока.

    У каждого на столе лежит спичка. Разломите спичку пополам, получившиеся части снова разделите пополам и так продолжайте ломать спичку всё на более мелкие кусочки. Почему мелкие кусочки труднее ломать, чем большие?

    Более точно мы ответим на этот вопрос в конце урока, тема которого «Простые механизмы. Условие равновесия рычага».(слайд 2)

    Как вы думаете, глядя на тему урока, с чем вы на нём познакомитесь?

    Давайте посмотрим, совпали ваши доводы с моими. (слайд 3)

    Дети дают всевозможные ответы: неудобно, нужна большая сила.

    Дети записывают тему урока в тетради.

    С понятием простых механизмов, их разновидностями, где они применяются, выясним условие равновесия рычага.

    Познавательные: формирование умения выдвигать гипотезы и формулировать проблему.

    5. Изучение нового материала.

    С древних времен для облегчения своего труда человек использует простые механизмы.

    Приспособления, служащие для преобразования силы называют простыми механизмами. (слайд 4)

    Основным назначением простых механизмов является:

    1. Изменить силу по величине (увеличить или уменьшить).
    2. Изменить направление действия силы.

    Простые механизмы можно найти почти в любых сложных машинах и механизмах. К ним относятся:

    1. Наклонная плоскость (слайд 5).
    2. Клин и винт (слайд 6)
    3. Рычаг (слайд7)
    4. Ворот и блок (слайд 8 и 9).

    Итак, какие два вида простых механизмов вы увидели? Какие у них разновидности?

    Начертите себе следующую схему в тетрадь (слайд10)

    Где мы ещё встречаемся с такими видами простейших механизмов?

    Используемые человеком механизмы могут быть устроены очень сложно, однако для понимания их работы достаточно изучить простые механизмы – рычаг и наклонная плоскость.

    Мы с вами подробнее остановимся на рычаге.

    Ещё до нашей эры люди стали использовать рычаги (слайд 11).

    Рычаг – это  твёрдое тело, которое может вращаться вокруг неподвижной  оси.

    Как вы думаете, что можно использовать в качестве рычага?

    Вы видите на демонстрационном столе учебный рычаг. Подвешу к одному из его краёв 2 груза. Сколько грузов мне необходимо подвесить с другого его края, чтобы он находился в равновесии?

    Я могу их расположить в любом месте?

    Верно, а точка, от которой мы производим отсчёт называется точкой опоры.

    Кротчайшее расстояние между точкой опоры и прямой, вдоль которой действует сила, называется плечом силы.

    А могу ли я уравновесить рычаг, но другим количеством грузов. Например 1?

    Как же мне это сделать?

    Верно, чтобы уравновесить рычаг, я должна увеличить плечо.

    Схематически это можно изобразить следующим образом. (слайд 12)

    Зарисуйте себе в тетрадь эту схему, введя следующие обозначения: l – плечи сил, F – приложенные силы.

    Итак, что нужно сделать для того, чтобы уравновесить рычаг меньшей силой?

    Правильно. Как в алгебре называют такую зависимость величин?

    Т.е. мы получаем:

    F1        l2

    F2        l1

    Эта формула показывает, что рычаг находится в равновесии, если силы, действующие на него обратно пропорциональны плечам этих сил. Запишите это условие в тетрадь.

    Оцените свою деятельность в карте.

    Записывают определение простых механизмов в тетрадь.

    Дети знакомятся с простыми механизмами при помощи презентации.

    Наклонная плоскость и рычаг. Их разновидности: клин и винт, ворот и блок.

    Чертят в тетрадь схему.

    В производстве, технике, быту, при строительстве, в хозяйстве…

    Лом, доска, палка и другие всевозможные предметы.

    Необходимо подвесить такое же количество грузов.

    Нет. На таком же расстоянии.

    Да, это возможно.

    Нельзя.

    Разместить груз ближе к  точке опоры.

    Дети рисую себе в тетрадь чертёж.

    Нужно, чтобы плечо меньшей силы превышало плечо большей силы.

    Обратная зависимость.

    Рычаг находится в равновесии, если силы, действующие на него обратно пропорциональны плечам этих сил.

    Работа с картой и самооценивание

    Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

    Познавательные: сознавать познавательную задачу.

    6. Зарядка для глаз

    (слайд 13)

    Дети выполняют упражнения

    7.Экспериментальное задание.(работа в группах)

    Проверим условие равновесия рычага экспериментально.

    У каждой группы есть по рычагу с грузами. Рычаг был уравновешен и к нему были подвешены грузы. Перед вами стоит задача уравновесить его, имеющимися грузами, снять измерения и записать в таблицу, которую вы найдёте в карте урока.

    Давайте проверим, правильно ли  вы произвели измерения и действительно ваш рычаг находился в равновесии. Подставим значения в условие равновесия рычага.

    Оцените свою работу по критериям в рабочей карте урока.

    Работаю в группе, измеряют, снимают размеры, заполняют таблицу

    Представители групп, выходят к доске и проверяют правильность свих измерений.

    Дети оценивают свою работу в группе.

    Личностные: умение работать в парах, вступать в диалог, отстаивать свою точку зрения.

    8. Подведение итогов урока. Постановка домашнего задания

    Вернёмся к задаче со спичкой. Кто теперь сможет ответить, почему мелкие части труднее ломать, чем крупные?

    Итак, давайте подведём итоги урока. С какими новыми понятиями вы познакомились?

     

    Простой механизм – рычаг обладает важным свойством, поэтому имеет широкое применение. Приведите примеры простых механизмов, с которыми вы встречались в быту, технике.

    (слайд 14)

    Скажу вам больше, человеческое тело тоже рычажный механизм. Как вы думаете, какие части тела могут свободно двигаться?

    (слайд 15)

    Запишите домашнее задание из карты в дневник.

    При разломе спички её длина уменьшилась вдвое. Плечо рычага прикладываемой силы уменьшилось, и ломать спичку стало труднее.

    Рычаг, ворот, клин, винт, наклонная плоскость. Познакомились с условием равновесия рычага.

    Ножницы, тормоз, качели.

    Кости конечностей, нижняя челюсть, фаланги пальцев.

    §55, 56

    Регулятивные: 

    умение оценивать свою деятельность с целью осознания того, что уже усвоено, и что ещё нужно усвоить.

    9.

    Рефлексия.

    Отметьте в рабочих картах урока своё настроение в конце урока.

    Не забудьте себя оценить и сдать мне инструктивные карты.

    Тема урока: «Простые механизмы. Условие равновесия рычага».

    Тип урока: изучение нового материала.

    Цели урока:

    Предметные:

    1. Познакомить с понятием простых механизмов и их разновидностями.
    2. Выяснить условие равновесия рычага.
    3. Доказать экспериментально его справедливость.

    Метапредметные:

    1. развивать умение выделять главное, аргументировать свой ответ, приводить примеры, формулировать выводы,
    2. анализировать и систематизировать предлагаемую информацию, давать полный развёрнутый ответ;
    3. способствовать овладению методами научного исследования (проводить самостоятельно эксперимент).

    Личностные:

    1. создать условия для положительной мотивации при изучении физики, используя разнообразные приёмы деятельности;
    2. показать взаимосвязь применения простых механизмов с жизнедеятельностью человека;
    3. формировать умение работать в парах, группе, включаться в диалог друг с другом.

    Муниципальное казенное образовательное учреждение

    средняя общеобразовательная школа № 3

            Тема урока: «Простые механизмы.

                 Условие равновесия рычага»

            Провела в 7а классе

            учитель физики

            Воронина И.Н.

    г. Волжский

    17.04.15г



    Предварительный просмотр:

    Группа 1.

    К уравновешенному рычагу приложите силы в соотношении  1 – 3(количество грузов). Произведите измерения и заполните таблицу в рабочей карте урока.

    Проверьте условие равновесия рычага для своей экспериментальной установки.

    _____________________________________________________________________________

    Группа 2.

    К уравновешенному рычагу приложите силы в соотношении  2 – 3(количество грузов). Произведите измерения и заполните таблицу в рабочей карте урока.

    Проверьте условие равновесия рычага для своей экспериментальной установки.

    _____________________________________________________________________________

    Группа 3.

    К уравновешенному рычагу приложите силы в соотношении  1 – 4(количество грузов). Произведите измерения и заполните таблицу в рабочей карте урока.

    Проверьте условие равновесия рычага для своей экспериментальной установки.

     

    Группа 4.

    К уравновешенному рычагу приложите силы в соотношении  2 – 4 (количество грузов). Произведите измерения и заполните таблицу в рабочей карте урока.

    Проверьте условие равновесия рычага для своей экспериментальной установки.

    _____________________________________________________________________________

    Группа 5.

    К уравновешенному рычагу приложите силы в соотношении  4 – 3 (количество грузов). Произведите измерения и заполните таблицу в рабочей карте урока.

    Проверьте условие равновесия рычага для своей экспериментальной установки.

    _____________________________________________________________________________



    Предварительный просмотр:

    Рабочая карта урока. Ф. И._____________________________________№ варианта_____

    Тема урока:  Простые механизмы. Условие равновесия рычага.

    Цели урока: 

    1. Познакомиться с принципом действия и назначением простых механизмов.

    2.Расмотреть разновидности  и применение простых механизмов.

    3. Выяснить условие равновесия рычага.

    Этапы урока

    Критерии оценки

    оценка

    Отметь своё настроение в начале урока.

                     

    1. Проверка домашнего задания.

    Тест

    1             2            3          4         5

    Оцените работу соседа:

    «5»- нет ошибок;

    «4»- одна ошибка;

    «3»- две ошибки.

    «2»-три и более ошибки

    2 Изучение нового материала.

    Оцените себя самостоятельно

    «5»- активно отвечал, правильно дополнял

    «4»- часть ответов было неверных

    «3»- отвечал, но не всё ,к сожалению получалось

    3. Работа в группе

    Заполни таблицу

    Fı

    ı

    F

        Оцените своё умение работать в группе.

    4.Итог урока. 

    Оцени свою работу за урок.

    5. Запиши домашнее задание:

    П. 55,56.

    6. Рефлексия.

    Отметь своё настроение в конце урока.

                     

    Сдай рабочую карту на проверку

    учителю.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по физике по теме "Простые механизмы. Условие равновесия рычага"

    Урок изучения нового материала с применением презентации. 7 класс....

    Задания к уроку по теме "Простые механизмы. Условие равновесия рычага"

    Задания для самостоятельного изучения темы "Простые механизмы. Условия равновесия рычага". Могут быть полезны учащимся, пропустившим урок. При выполнении заданий используется учебник: А.В. Перышкин Фи...

    7 класс. Презентация по физике на тему "Простые механизмы. Условие равновесия рычага"

    7 класс. Презентация к уроку по физике на тему: "Простые механизмы. Условие равновесия рычага"....

    "Простые механизмы. Рычаг. Условие равновесия рычага"

    Открытый урок в 7 классе.Урок изучения нового материала....

    7 класс Урок №59/4 Тема урока: «Простые механизмы. Условие равновесия рычага»

    представлена техно- карта и презентация к  уроку   «Простые механизмы. Условие равновесия рычага» 7 класс...

    Конспект урока "Простые механизмы. Рычаг. Условия равновесия рычага"

    Урок по физики в 7 классе. Урок изучения нового материала...

    Проект урока физики в 7 классе "Простые механизмы. Условие равновесия рычага."

    Проект урока физики в 7 классе"Простые механизмы. Условие равновесия рычага."...