Главные вкладки

    Конспект урока по физике по теме "Простые механизмы. Условие равновесия рычага"
    план-конспект урока физики (7 класс) по теме

    Урок изучения нового материала с применением презентации. 7 класс.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема урока:

    Простые механизмы. Рычаг. Условие равновесия рычага.

     

    Цель урока:

     Познакомить учащихся с простыми механизмами. Добиться усвоения учащимися условия равновесия рычага, понятия плечо силы. Экспериментально установить условие равновесия рычага.                  

     

    Цели учащихся:

    1. Знать: виды простых механизмов, их предназначение; что такое рычаг, условие равновесия рычага, плечо силы. 

     

    Оборудование для демонстраций:

    Штативы (2 шт.), набор грузов, динамометр, рычаг, блок, наклонная плоскость, деревянный цилиндр с крючком,  презентация «Простые механизмы», видеофрагмент «Механизмы».

     

    ТСО:

    компьютер, телевизор. 

    1. Опрос

    1. Прежде, чем  приступить  к  изучению  нового  материала, давайте  выясним, как  вы  усвоили  понятие мощность.  Для  этого  я  прошу  выполнить  следующие  задания:

    а) Насос за 20 с поднимает 200 кг воды на высоту 1, 2 м. Чему равна мощность двигателя насоса?

    б) Рассказать о мощности.

      А  теперь, давайте  проверим, как  вы  решили задачу.

    2. Актуализация знаний.

         Вопросы классу:

    -         что такое сила?

    -         чем характеризуется сила?

    Учащиеся дают устные ответы на вопросы.

     

    2. Объяснение нового материала.

    Учитель дает классу разрешить ситуацию: «Предположим, что вам необходимо выкопать колодец. Как вы это будете делать?»

    Наиболее вероятные решения учащихся: «буду копать лопатой», «буду использовать экскаватор», «использую бур», могут быть и другие ответы учащихся.

    Учитель: Во всех предложенных решениях Вы предлагаете использовать какие-либо механизмы. Лопата представляет собой простой механизм. Экскаватор, бур – более сложные машины, но если рассмотреть их устройство, то можно заметить, что их механическая часть представляет собой сочетание только нескольких видов простых механизмов. К изучению простых механизмов мы и приступим сегодня.

    Тема урока Простые механизмы. Рычаг. Условие равновесия рычага.

    (Слайд 1)

                 Учащиеся записывают тему в рабочие тетради.

    Обсуждаются цели изучения темы учащимися.

    Просмотр видеофрагмента «Механизмы». (Оксфордская видео энциклопедия)

    Вопросы для обсуждения: Что такое простые механизмы? Для чего они предназначены? Какие существуют простые механизмы?

    Учащиеся должны дать примерно следующий ответ: «Простые механизмы предназначены для изменения силы по значению или по направлению». Если у учащихся не получается самостоятельно сформулировать ответ, то учитель оказывает небольшую помощь, задавая наводящие вопросы, и старается вывести учащихся на верный ответ.

    Учитель дает определение простых механизмов, одновременно показывая текст на экране телевизора посредством электронной презентации. (Слайд 2)

    «Простые механизмы – приспособления с помощью которых можно преобразовывать силу по модулю и (или) по направлению.»

    Учитель: «Существует только шесть видов простых механизмов. 

    •рычаг

    •наклонная плоскость

    •блок

    •винт

    •ворот

    •клин

    ( Слайды 3-8, Учащиеся записывают виды простых механизмов в рабочие тетради.)

    Основные – рычаг и наклонная плоскость, остальные четыре – блок, винт, ворот, клин – представляют собой вариации первых двух.

              Учитель: Сегодня мы более подробно рассмотрим рычаг.  Дается определение рычага:

    Рычаг – любое тело, которое может поворачиваться вокруг неподвижной опоры. (Слайд 9)

    На экране монитора слайд 10: человек поднимает огромный камень. Ему нужно преодолеть вес камня – силу, направленную вертикально вниз. Он поворачивает для этого палку вокруг оси, проходящей через неподвижную точку лома – точку его опоры. Сила, с которой он действует на рычаг, меньше веса, таким образом, рабочий получает выигрыш в силе.

    Демонстрация: сила в 2Н уравновешивается силой в 1Н.

    Вопрос учащимся:

    -         почему разные по значению силы могут уравновешивать рычаг?

    Учащиеся должны дать примерно следующий ответ: «Потому что разные расстояния между точками приложения сил и осью крепления рычага».

    Если учащиеся затрудняются дать ответ, то учитель напоминает о том, чем характеризуется сила, что результат действия силы зависит не только от её значения, а и от точки приложения. Это делается наводящими вопросами, чтобы учащиеся с наибольшей самостоятельностью ответили на вышеназванный вопрос.

    Учитель вводит понятие «плечо силы»: (Слайд 11)

    «Плечо силы – расстояние от точки опоры до прямой, вдоль которой действует сила.

    Плечо силы может обозначаться l,  или как отрезок. ОА – плечо силы F1; ОВ – плечо силы F2»

     

     

               Учащиеся записывают определение и делают рисунок в тетради.

    Учитель дает задание на закрепление понятия «плечо силы» (слайды 12, 13)

     -         определить плечи сил F3 и F4                                        - определить плечи сил F5 и F6

     

    Далее проводится эксперимент по уравновешиванию рычага, даются задания: силу в 2Н уравновесить силой в 1Н; силу в 3Н уравновесить силой в 2Н; силу в 4Н уравновесить силой в 2Н. Результаты учащиеся записывают в заранее заготовленную таблицу.

    Форма таблицы и результаты могут быть примерно следующими:

    F1, Н

     

    l1, м

    F2, Н

     

    l2, м

    2

     

    0,1

    1

     

    0,2

    3

     

    0,2

    2

     

    0,3

    4

     

    0,2

    2

     

    0,4

     

     

     

     

     

     

    Классу задается вопрос: «Глядя на результаты эксперимента, какое математическое тождество (равенство) можно установить между величинами F1, l1, F2, l2

    Учащиеся должны ответить:

    F1 · l1=F2 · l2

    Рычаг находится в равновесии при условии, что приложенные к нему силы обратно пропорциональны длинам их плеч:

     F1 / F2 = l2 / l1

     

     

    Учитель задает задания на закрепление условия равновесия рычага. (Слайды 14-16)

    - Определить плечо силы F1.                                                          - Определить силу F2.        

                                          

     

    Далее учитель просит сформулировать учащихся определения плеча силы,  условия равновесия рычага, просит на доске записать соответствующие формулы

     

    Минутка рефлексии.

    Учащимся задаются вопросы:

    -         Что мы изучали сегодня на уроке?

    -         Каким образом мы проводили изучение?

    -         Чему мы научились сегодня?

    Домашнее задание.

    § 55, 56.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Задания к уроку по теме "Простые механизмы. Условие равновесия рычага"

    Задания для самостоятельного изучения темы "Простые механизмы. Условия равновесия рычага". Могут быть полезны учащимся, пропустившим урок. При выполнении заданий используется учебник: А.В. Перышкин Фи...

    7 класс. Презентация по физике на тему "Простые механизмы. Условие равновесия рычага"

    7 класс. Презентация к уроку по физике на тему: "Простые механизмы. Условие равновесия рычага"....

    7 класс Урок №59/4 Тема урока: «Простые механизмы. Условие равновесия рычага»

    представлена техно- карта и презентация к  уроку   «Простые механизмы. Условие равновесия рычага» 7 класс...

    Конспект урока "Простые механизмы. Рычаг. Условия равновесия рычага"

    Урок по физики в 7 классе. Урок изучения нового материала...

    Проект урока физики в 7 классе "Простые механизмы. Условие равновесия рычага."

    Проект урока физики в 7 классе"Простые механизмы. Условие равновесия рычага."...

    конспект урока "Простейшие механизмы. Условие равновесия рычага"

    Конспект урока составлен по всем требованиям, содержит различные виды работы, возможно использование инструктивной карты. В начале урока создаётся проблемная ситуация, которую дети пытаются решать на ...

    разработка урока по физике "Простые механизмы. Рычаг. Условие равновесия рычага"

    Материал содержит конспект урока, карточки для учеников, тест, презентацию....