Конспект урока по физике по теме "Простые механизмы. Условие равновесия рычага"
план-конспект урока физики (7 класс) по теме

Урок изучения нового материала с применением презентации. 7 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока:

Простые механизмы. Рычаг. Условие равновесия рычага.

 

Цель урока:

 Познакомить учащихся с простыми механизмами. Добиться усвоения учащимися условия равновесия рычага, понятия плечо силы. Экспериментально установить условие равновесия рычага.                  

 

Цели учащихся:

1. Знать: виды простых механизмов, их предназначение; что такое рычаг, условие равновесия рычага, плечо силы. 

 

Оборудование для демонстраций:

Штативы (2 шт.), набор грузов, динамометр, рычаг, блок, наклонная плоскость, деревянный цилиндр с крючком,  презентация «Простые механизмы», видеофрагмент «Механизмы».

 

ТСО:

компьютер, телевизор. 

1. Опрос

1. Прежде, чем  приступить  к  изучению  нового  материала, давайте  выясним, как  вы  усвоили  понятие мощность.  Для  этого  я  прошу  выполнить  следующие  задания:

а) Насос за 20 с поднимает 200 кг воды на высоту 1, 2 м. Чему равна мощность двигателя насоса?

б) Рассказать о мощности.

  А  теперь, давайте  проверим, как  вы  решили задачу.

2. Актуализация знаний.

     Вопросы классу:

-         что такое сила?

-         чем характеризуется сила?

Учащиеся дают устные ответы на вопросы.

 

2. Объяснение нового материала.

Учитель дает классу разрешить ситуацию: «Предположим, что вам необходимо выкопать колодец. Как вы это будете делать?»

Наиболее вероятные решения учащихся: «буду копать лопатой», «буду использовать экскаватор», «использую бур», могут быть и другие ответы учащихся.

Учитель: Во всех предложенных решениях Вы предлагаете использовать какие-либо механизмы. Лопата представляет собой простой механизм. Экскаватор, бур – более сложные машины, но если рассмотреть их устройство, то можно заметить, что их механическая часть представляет собой сочетание только нескольких видов простых механизмов. К изучению простых механизмов мы и приступим сегодня.

Тема урока Простые механизмы. Рычаг. Условие равновесия рычага.

(Слайд 1)

             Учащиеся записывают тему в рабочие тетради.

Обсуждаются цели изучения темы учащимися.

Просмотр видеофрагмента «Механизмы». (Оксфордская видео энциклопедия)

Вопросы для обсуждения: Что такое простые механизмы? Для чего они предназначены? Какие существуют простые механизмы?

Учащиеся должны дать примерно следующий ответ: «Простые механизмы предназначены для изменения силы по значению или по направлению». Если у учащихся не получается самостоятельно сформулировать ответ, то учитель оказывает небольшую помощь, задавая наводящие вопросы, и старается вывести учащихся на верный ответ.

Учитель дает определение простых механизмов, одновременно показывая текст на экране телевизора посредством электронной презентации. (Слайд 2)

«Простые механизмы – приспособления с помощью которых можно преобразовывать силу по модулю и (или) по направлению.»

Учитель: «Существует только шесть видов простых механизмов. 

•рычаг

•наклонная плоскость

•блок

•винт

•ворот

•клин

( Слайды 3-8, Учащиеся записывают виды простых механизмов в рабочие тетради.)

Основные – рычаг и наклонная плоскость, остальные четыре – блок, винт, ворот, клин – представляют собой вариации первых двух.

          Учитель: Сегодня мы более подробно рассмотрим рычаг.  Дается определение рычага:

Рычаг – любое тело, которое может поворачиваться вокруг неподвижной опоры. (Слайд 9)

На экране монитора слайд 10: человек поднимает огромный камень. Ему нужно преодолеть вес камня – силу, направленную вертикально вниз. Он поворачивает для этого палку вокруг оси, проходящей через неподвижную точку лома – точку его опоры. Сила, с которой он действует на рычаг, меньше веса, таким образом, рабочий получает выигрыш в силе.

Демонстрация: сила в 2Н уравновешивается силой в 1Н.

Вопрос учащимся:

-         почему разные по значению силы могут уравновешивать рычаг?

Учащиеся должны дать примерно следующий ответ: «Потому что разные расстояния между точками приложения сил и осью крепления рычага».

Если учащиеся затрудняются дать ответ, то учитель напоминает о том, чем характеризуется сила, что результат действия силы зависит не только от её значения, а и от точки приложения. Это делается наводящими вопросами, чтобы учащиеся с наибольшей самостоятельностью ответили на вышеназванный вопрос.

Учитель вводит понятие «плечо силы»: (Слайд 11)

«Плечо силы – расстояние от точки опоры до прямой, вдоль которой действует сила.

Плечо силы может обозначаться l,  или как отрезок. ОА – плечо силы F1; ОВ – плечо силы F2»

 

 

           Учащиеся записывают определение и делают рисунок в тетради.

Учитель дает задание на закрепление понятия «плечо силы» (слайды 12, 13)

 -         определить плечи сил F3 и F4                                        - определить плечи сил F5 и F6

 

Далее проводится эксперимент по уравновешиванию рычага, даются задания: силу в 2Н уравновесить силой в 1Н; силу в 3Н уравновесить силой в 2Н; силу в 4Н уравновесить силой в 2Н. Результаты учащиеся записывают в заранее заготовленную таблицу.

Форма таблицы и результаты могут быть примерно следующими:

F1, Н

 

l1, м

F2, Н

 

l2, м

2

 

0,1

1

 

0,2

3

 

0,2

2

 

0,3

4

 

0,2

2

 

0,4

 

 

 

 

 

 

Классу задается вопрос: «Глядя на результаты эксперимента, какое математическое тождество (равенство) можно установить между величинами F1, l1, F2, l2

Учащиеся должны ответить:

F1 · l1=F2 · l2

Рычаг находится в равновесии при условии, что приложенные к нему силы обратно пропорциональны длинам их плеч:

 F1 / F2 = l2 / l1

 

 

Учитель задает задания на закрепление условия равновесия рычага. (Слайды 14-16)

- Определить плечо силы F1.                                                          - Определить силу F2.        

                                      

 

Далее учитель просит сформулировать учащихся определения плеча силы,  условия равновесия рычага, просит на доске записать соответствующие формулы

 

Минутка рефлексии.

Учащимся задаются вопросы:

-         Что мы изучали сегодня на уроке?

-         Каким образом мы проводили изучение?

-         Чему мы научились сегодня?

Домашнее задание.

§ 55, 56.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания к уроку по теме "Простые механизмы. Условие равновесия рычага"

Задания для самостоятельного изучения темы "Простые механизмы. Условия равновесия рычага". Могут быть полезны учащимся, пропустившим урок. При выполнении заданий используется учебник: А.В. Перышкин Фи...

7 класс. Презентация по физике на тему "Простые механизмы. Условие равновесия рычага"

7 класс. Презентация к уроку по физике на тему: "Простые механизмы. Условие равновесия рычага"....

7 класс Урок №59/4 Тема урока: «Простые механизмы. Условие равновесия рычага»

представлена техно- карта и презентация к  уроку   «Простые механизмы. Условие равновесия рычага» 7 класс...

Проект урока физики в 7 классе "Простые механизмы. Условие равновесия рычага."

Проект урока физики в 7 классе"Простые механизмы. Условие равновесия рычага."...

конспект урока "Простейшие механизмы. Условие равновесия рычага"

Конспект урока составлен по всем требованиям, содержит различные виды работы, возможно использование инструктивной карты. В начале урока создаётся проблемная ситуация, которую дети пытаются решать на ...

разработка урока по физике "Простые механизмы. Рычаг. Условие равновесия рычага"

Материал содержит конспект урока, карточки для учеников, тест, презентацию....

Физика_7 класс_Выяснение условия равновесия рычага

Физика_7 класс_Выяснение условия равновесия рычага...