разработка урока по физике "Простые механизмы. Рычаг. Условие равновесия рычага"
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему
Материал содержит конспект урока, карточки для учеников, тест, презентацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
простые механизмы | 885.31 КБ |
презентация простые механизмы | 1.99 МБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по физике в 7 классе по теме
«Простые механизмы. Рычаг. Условие равновесия рычага»
учителя математики и физики
МОУ СОШ №2 г. Хвалынска Саратовской области
Ковалевой Елены Николаевны.
Цель урока: обеспечить усвоение учащимися знаний о простых механизмах, показать их значение в жизни человека, определить понятия: рычаг, плечо силы; установить условие равновесия рычага.
Задачи:
- обучающие
познакомить обучающихся с видами простых механизмов, основными характеристиками рычага, разъяснить правило равновесия сил на рычаге;
- развивающие
способствовать развитию логического мышления,
продолжить работу по формированию умений наблюдать, анализировать и делать выводы,
развивать интерес учащихся к физике;
- воспитывающие
содействовать формированию мировоззренческой идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира,
продолжить работу по формированию культуры речи,
воспитывать интерес к истории развития физики.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Формы организации учебной деятельности: фронтальные, групповые, индивидуальные.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, наглядный, исследовательский, сравнительный.
Оборудование и материалы: компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power Point; оборудование для фронтальных экспериментов: штатив с муфтой и лапкой, динамометр, набор грузов по 102г, масштабная линейка, рычаг.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Актуализация имеющихся знаний о механической работе и мощности.
Учитель:
На предыдущих уроках мы изучали механическую работу и мощность. Давайте вспомним, что мы о них узнали (фронтальный опрос).
- Какие два условия необходимы для совершения механической работы? (Сила и путь.)
- По какой формуле рассчитывается работа? (A = Fs)
- В чем измеряется работа? (В джоулях)
- Что показывает мощность? (Быстроту выполнения работы)
- Как вычислить мощность, зная работу и время ее выполнения? ()
- Как называется единица мощности? (Ватт)
- Как найти работу, зная мощность и время? (A=Nt)
- Определение темы урока, постановка цели урока.
Учитель:
Итак, мы с вами знаем, что такое работа и как ее вычислить. Сегодня речь пойдет о том, как можно выполнить ту или иную работу и что для этого применяют. Предположим, что вам необходимо выкопать колодец. Как вы это будете делать?
Предполагаемые ответы учащихся: «Буду копать лопатой», «Попрошу выкопать экскаватором», «Использую бур» и т.д.
Учитель:
Во всех ответах вы предлагаете использовать какие-либо механизмы. Лопата представляет собой простой механизм, экскаватор, бур – более сложные машины, но их механическая часть представляет собой сочетание нескольких видов простых механизмов. К изучению простых механизмов мы и приступим сегодня.
Тема урока: Простые механизмы. Рычаг. Условие равновесия рычага. (Слайд 1)
Учитель:
Запишите в тетрадь тему урока и откройте учебник на стр. 136 (§55, 56).
Учащиеся записывают тему в рабочие тетради.
Обсуждаются цели изучения темы вместе с детьми:
- изучить, …(что такое простые механизмы);
- рассмотреть …(виды простых механизмов, принципы их работы).
4. Открытие новых знаний.
Просмотр видеофрагмента «Механизмы» (Оксфордская видеоэнциклопедия, 1996 год, том 3, ссылка для просмотра https://vk.com/video352494440_456239036 ).
Вопросы для обсуждения: Что такое простые механизмы? Для чего они предназначены? Какие существуют простые механизмы?
Предполагаемые ответы учащихся:
- Простые механизмы – это простейшие приборы (устройства, приспособления), облегчающие работу.
- Они предназначены для подъема тяжестей, перемещения вещей, изменения направления силы.
- К простым механизмам относятся рычаг, блок, винт, колесо, наклонная плоскость.
Учитель:
Найдите в учебнике на стр. 137 определение механизма и запишите его в тетрадь:
Механизм (греч.) – приспособление для преобразования силы.
Учащиеся записывают определение, затем выполняют задание №1 на карточках (Приложение 1). В столбик записаны названия механизмов, а ниже даны картинки этих механизмов. Надо соотнести номер картинки и название механизма и записать этот номер рядом с названием. (Слайд 2)
Самопроверка по эталону (Слайд3).
- Блок-3
- Ворот-4
- Наклонная плоскость-5
- Клин-6
- Винт-2
- Рычаг-картинка есть ,а слова нет
1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 |
Учитель:
Одна картинка осталась без названия. Выясним название неизвестного механизма. Будьте внимательны. Название его прозвучит в фильме.
Демонстрация фрагмента фильма «Пираты Карибского моря». Подпишите недостающее название.
Самооценка (Слайд 3). Если все ответы правильные – 3 балла; 1-2 ошибки – 2 балла; 3-4 ошибки – 1 балл. Запишите набранное количество баллов на полях рядом с заданием.
Основные виды простых механизмов – рычаг и наклонная плоскость, остальные четыре – блок, винт, ворот, клин – представляют собой вариации первых двух.
Сегодня мы более подробно рассмотрим рычаг. Найдите в учебнике на стр. 137 определение рычага и запишите его в тетрадь:
Рычаг – это твердое тело, которое может вращаться вокруг неподвижной опоры.
На экране вы видите человека, поднимающего огромный камень. (Слайд 4) Ему нужно преодолеть вес камня – силу, направленную вертикально вниз. Он поворачивает для этого палку вокруг оси, проходящей через ее неподвижную точку – точку опоры. Сила, с которой он действует на рычаг, меньше веса камня, таким образом, рабочий получает выигрыш в силе.
Рычаг используется для поднятия грузов с древних времен. Без рычага было бы невозможно поднять тяжёлые каменные плиты при постройке пирамид в Древнем Египте. (Слайд 5) Для возведения пирамиды Хеопса, имеющей высоту 147 м, было использовано 2300000 каменных глыб, самая меньшая из которых имела массу 2,5 т.
Демонстрация: сила в 2Н уравновешивается силой в 1Н.
Вопрос учащимся:
- Почему разные по значению силы могут уравновешивать рычаг?
Учащиеся должны дать примерно следующий ответ: «Потому что разные расстояния между точками приложения сил и осью крепления рычага».
Учитель:
Эти расстояния называются плечами сил. Найдите на стр. 138 определение плеча силы, заполните пропуски (Слайд 6) и запишите определение в тетрадь.
Учащиеся называют пропущенные слова, читают получившееся определение и записывают его в тетрадь.
Плечо силы – это кратчайшее расстояние от (т. опоры) до (прямой), вдоль которой действует (сила). (Слайд 7)
Учитель:
На рисунке вы видите рычаг и его схему. Назовите:
- Точку опоры рычага (точка О)
- Силы, приложенные к рычагу (F1 и F2)
- Плечи сил (ОА – плечо силы F1; ОВ – плечо силы F2). Плечо силы также обозначают буквой l.
Нарисуйте схему рычага. Можно воспользоваться учебником (рис 155). Подпишите точку опоры, силы, плечи сил.
Посмотрите на рисунки 149 и 150 в учебнике.
- Почему эти механизмы мы можем назвать рычагами? (есть твердое тело и точка опоры)
- Подумайте. В чем отличие? (На рис. 149 точка опоры расположена между точками приложения сил, обе силы направлены вниз. На рис. 150 обе силы приложены по одну сторону от точки опоры, направлены в противоположные стороны.)
Выполнив задание 2 на карточках, вы узнаете, как называются такие рычаги.
Учащиеся выполняют задание 2 (Слайд 8):
а) Поставьте в соответствие определение и картинку. Укажите стрелочками, какое определение к какому рисунку относится:
Рычаг 1 рода неподвижная точка опоры О располагается между линиями действия приложенных сил | Рычаг 2 рода неподвижная точка опоры О располагается по одну сторону от линий действия приложенных сил |
б) Определите тип рычага на данных рисунках:
2 | 1 | 2 | 1 |
Самопроверка (Слайд 9) и самооценка (макс. 3 балла), оценка выставляется в карточках на полях рядом с заданием.
Мы узнали, что с помощью рычага можно получить выигрыш в силе. От чего он зависит? Проведем теоретическую исследовательскую работу.
Проводится фронтальный эксперимент по уравновешиванию рычага. С левой стороны к рычагу подвешивается груз весом 2 Н на расстоянии 20 см от оси вращения. С правой стороны надо подвесить грузы весом 1 Н, 2 Н, 4 Н так, чтобы рычаг находился в равновесии. Результаты учащиеся записывают в заранее заготовленную таблицу (Слайд 10):
Сила F1, Н | Сила F2, Н | Плечо l1, м | Плечо l2, м |
2 | 1 | 0,2 | 0,4 |
2 | 2 | 0,2 | 0,2 |
2 | 4 | 0,2 | 0,1 |
Анализ результатов (Слайд 11). (Работа в парах)
Учитель:
Сравните полученные результаты. Какую связь можно заметить между значениями приложенных к рычагу сил и плечами этих сил, другими словами, между величинами F1, l1, F2, l2?
Ответы учащихся (после обсуждения):
- F1 · l1=F2 · l2 или
- Во сколько раз больше сила, во столько раз меньше ее плечо.
Учитель:
- Как называется такая зависимость? (обратная пропорциональность).
- Сформулируйте условие (правило) равновесия рычага, используя опорные слова: силы; плечи сил; обратно пропорциональны. (Слайд 11)
Учащиеся формулируют условие равновесия рычага:
Рычаг находится в равновесии тогда, когда силы, действующие на него, обратно пропорциональны плечам этих сил. (Слайд 12)
Это правило можно записать в виде формулы: F1/F2 = l2/l1.
Вывод: с помощью рычага большую силу можно уравновесить меньшей силой.
Выпишите в тетрадь условие равновесия рычага (стр. 139).
Это правило установил Архимед в III веке до нашей эры. (Слайд 13)
Во время осады Сиракуз римлянами в ходе Второй Пунической войны Архимед создал «Сверхоружие древности». Так называемая «лапа Архимеда» представляла собой огромный рычаг, выступающий за городскую стену и оснащенный противовесом. Если римский корабль пытался пристать к берегу возле Сиракуз, эта машина, управляемая специально обученным человеком, захватывала нос корабля и переворачивала его. Римляне вынуждены были отказаться от мысли взять город штурмом и перешли к осаде.
Прообразом какой современной машины является «лапа Архимеда»?
(Подъемный кран.) (Слайд 13)
- Закрепление полученных знаний в ходе решения задач.
- Зачем у подъемного крана делают противовес? (Слайд 14)
(Чтобы уравновесить силу тяжести груза.)
- Почему дверную ручку прикрепляют не к середине двери, а к краю, притом наиболее удаленному от оси вращения двери? (Слайд 15)
(Чтобы увеличить плечо силы и этим облегчить открывание двери)
- Рассказывая о рычаге, девочка нарисовала схему рычага в равновесии. Какая ошибка допущена в рисунке? (Слайд 16)
(Так как силы равны, то плечи тоже должны быть равны. На рисунке плечо АО меньше плеча ВО)
- Определить силу F2 по рисунку (Слайд 17)
Дано: F1 = 15 H, L1 = 1м , L2 = 3 м. F2 = ?м | Решение. Плечо силы F2 в 3 раза больше плеча силы F1, тогда сила F2 будет в 3 раза меньше силы F1. F2 = F1 : 3 = 15 Н : 3 = 5 Н. Ответ: 5 Н. |
- Проверка усвоенных знаний.
Завершит наш сегодняшний урок небольшой тест. К заданиям 1-4 даны варианты ответов. Выберите верные ответы и обведите кружком их номера. В задании 5 запишите свой ответ.
ТЕСТ по теме «Простые механизмы. Рычаг. Условие равновесия рычага». (Приложение 2)
1 Простыми механизмами называют приспособления, служащие для:
- проведения опытов;
- создания силы;
- преобразования движения;
- преобразования силы.
2 На каких рисунках изображены рычаги?
3 Плечо силы – это …
- длина рычага;
- расстояние от оси рычага до его конца;
- кратчайшее расстояние от точки опоры рычага до линии, вдоль которой действует на него сила;
- кратчайшее расстояние между линиями, вдоль которых направлены силы, действующие на рычаг
4 Каковы плечи сил F1 и F2 уравновешивающих рычаг?
- АС и ОВ;
- ОС и ОВ;
- ОС и СВ;
- ОА и ОВ.
5 Рассчитайте, какую силу надо приложить на расстоянии 50 см от опоры, чтобы удержать гирю весом 30Н, висящую от точки опоры на расстоянии 5 см.
Ответ:________________
Самопроверка по образцу. (Слайд 18)
№ задания | Ответ | Количество баллов |
1 | 4 | 1 |
2 | 1, 4 | 2 |
3 | 3 | 1 |
4 | 2 | 1 |
Подсчитайте баллы за тест и прибавьте к ним баллы за задания №1 и №2.
Если у вас получилось 12-13 баллов, то поставьте за урок оценку «5».
Если вы набрали 9-11 баллов, то оценка за урок «4».
Если у вас 6-8 баллов, то ваша оценка «3».
Но если у вас меньше 6 баллов, то вам предстоит потрудиться, чтобы усвоить материал урока.
- Домашнее задание.
§55, §56 – читать, отвечать на вопросы; № 732, №750, № 751 (Лукашик).
- Рефлексия.
Закончите предложения:
- На уроке я узнал…
- Я понял, что…
- Теперь я умею…
- Я самостоятельно выполнил…
- Мне было интересно…
- Своей работой я…
Спасибо за урок! Вы сегодня хорошо потрудились.
Выставление оценок.
Литература.
- Пёрышкин А. В. Физика. Учебник 7. - М.: Дрофа,2009.
- Кириллова И. Г.Книга для чтения по физике. Учебное пособие. - М.: Просвещение, 1986.
- Лукашик В. И. Сборник вопросов и задач по физике. Пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 2016г.
- https://my.mail.ru/mail/b6173276/video/194/44645.html
- https://go.mail.ru/search_images
Приложение 1
«Простые механизмы. Рычаг. Условие равновесия рычага».
Задание 1
Поставьте в соответствие название и картинку
- Блок-
- Ворот-
- Наклонная плоскость-
- Клин-
- Винт-
- ___________
1 | 2 | 3 |
4 |
5 | 6 |
Задание 2
а) Поставьте в соответствие определение и картинку. Укажите стрелочками, какое определение к какому рисунку относится:
Рычаг 1 рода неподвижная точка опоры О располагается между линиями действия приложенных сил | Рычаг 2 рода неподвижная точка опоры О располагается по одну сторону от линий действия приложенных сил |
б) Определите тип рычага на данных рисунках:
Результаты опытов
Сила F1, Н | Сила F2, Н | Плечо l1, м | Плечо l2, м |
2 | 1 | 0,2 | |
2 | 2 | 0,2 | |
2 | 4 | 0,2 |
Приложение 2
ТЕСТ по теме «Простые механизмы. Рычаг. Условие равновесия рычага».
1 Простыми механизмами называют приспособления, служащие для:
- проведения опытов;
- создания силы;
- преобразования движения;
- преобразования силы.
2 На каких рисунках изображены рычаги?
3 Плечо силы – это …
- длина рычага;
- расстояние от оси рычага до его конца;
- кратчайшее расстояние от точки опоры рычага до линии, вдоль которой действует на него сила;
- кратчайшее расстояние между линиями, вдоль которых направлены силы, действующие на рычаг
4 Каковы плечи сил F1 и F2 уравновешивающих рычаг?
- АС и ОВ;
- ОС и ОВ;
- ОС и СВ;
- ОА и ОВ.
5 Рассчитайте, какую силу надо приложить на расстоянии 50 см от опоры, чтобы удержать гирю весом 30Н, висящую от точки опоры на расстоянии 5 см.
Ответ:_____________
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задание 1 1 2 3 4 5 6 Блок- Ворот- Наклонная плоскость- Клин- Винт- ___________
Задание 1 (3б.) 1 2 3 4 5 6 Блок- 3 Ворот- 4 Наклонная плоскость-5 Клин-6 Винт-2 Рычаг -1
Как древние строители смогли построить пирамиду в Египте??? Пирамида Хеопса Высота 146,6м Каждая сторона основания 230 м Каменные блоки от2,5 до 15т
Устройство рычага Плечо силы – это кратчайшее расстояние от ___________ до ___________, вдоль которой действует ___________.
Устройство рычага Плечо силы – это кратчайшее расстояние от т. опоры до прямой , вдоль которой действует сила . О – точка опоры. F 1 , F 2 – силы, действующие на рычаг. l 1 (ОА) - плечо силы F 1 l 2 (ОВ) - плечо силы F 2
Задание 2
Задание 2 (3б)
Результаты опытов F 1 , Н F 2 , Н l 1 , м l 2 , м 2 1 0,2 2 2 0,2 2 4 0,2
Результаты опытов F 1 , Н F 2 , Н l 1 , м l 2 , м 2 1 0,2 0,4 2 2 0,2 0,2 2 4 0,2 0,1 Рычаг находится в равновесии тогда, когда… силы плечи сил обратно пропорциональны
Условие равновесия рычага Рычаг находится в равновесии тогда, когда силы, действующие на него, обратно пропорциональны плечам этих сил . С помощью рычага большую силу можно уравновесить меньшей силой.
«Лапа Архимеда» Архимед, 3 век до н.э.
Задача 1 Зачем у подъемного крана делают противовес?
Задача 2 Почему дверную ручку прикрепляют не к середине двери, а к краю, притом наиболее удаленному от оси вращения?
Задача 3 Рассказывая о рычаге, девочка нарисовала схему рычага в равновесии. Какая ошибка допущена в рисунке?
Задача 4 Определить силу F 2 по рисунку Дано: F 1 = 15 H , L 1 = 1м , L 2 = 3 м. F 2 = ?м Решение. Плечо силы F 2 в 3 раза больше плеча силы F 1 , тогда сила F 2 будет в 3 раза меньше силы F 1 . F 2 = F 1 : 3 = 15 Н : 3 = 5 Н. Ответ: 5 Н.
Проверь себя № задания Ответ Количество баллов 1 4 1 2 1,4 2 3 3 1 4 2 1 5 3 Н 2
Домашнее задание §55, §56 – читать, отвечать на вопросы; № 732, №750, № 751 ( Лукашик ).
Закончите предложения: На уроке я узнал… Я понял, что… Теперь я умею… Я самостоятельно выполнил… Мне было интересно… Своей работой я…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Простые механизмы. Рычаг. Условие равновесия рычага"
Открытый урок в 7 классе.Урок изучения нового материала....
Урок по теме "ПРОСТЫЕ МЕХАНИЗМЫ. РЫЧАГ. УСЛОВИЕ РАВНОВЕСИЯ РЫЧАГА." 7 класс
Конспект урока по теме "Простые механизмы. Рычаг." и презентация к нему....
Презентация урока в 7 классе по теме "Простые механизмы. Рычаг. Условие равновесия рычага."
Презентация к уроку изучения новой темы+физический диктант на повторение по теме "Механическай работа. Мощность"...
Конспект урока "Простые механизмы. Рычаг. Условия равновесия рычага"
Урок по физики в 7 классе. Урок изучения нового материала...
Урок Лабораторная работа №10 «Выяснение условия равновесия рычага»
Конспект урока по теме Лабораторная работа №10 «Выяснение условия равновесия рычага»...
Он- лайн Урок физики в 7 классе. Решение задач «Простые механизмы. Рычаг. Условие равновесия рычага»
Он- лай Урок составлен в виде презентации. На уроке разбираются понятия рычаг, неподвижный блок, подвижный блок, система подвижного и неподвижного блоков, наклонная плоскость, решаются задачи...
Простые механизмы.Рычаг. Условие равновесия рычага.
Конспект урока по физике по теме "Простые механизмы. Рычаг. Условие равновесия рычага", 7 класс....