Главные вкладки

    Урок по теме "ПРОСТЫЕ МЕХАНИЗМЫ. РЫЧАГ. УСЛОВИЕ РАВНОВЕСИЯ РЫЧАГА." 7 класс
    план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

    Евдокименко Ольга Ивановна

    Конспект урока по теме "Простые механизмы. Рычаг." и презентация к нему.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tema_uroka.docx32.53 КБ
    Файл prostye_mehanizmy.pptx1.1 МБ
    Файл kontrolnyy_test.docx13.48 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока:  ПРОСТЫЕ МЕХАНИЗМЫ.  РЫЧАГ.  УСЛОВИЕ РАВНОВЕСИЯ РЫЧАГА.

    Цель  урока: обеспечить усвоение учащимися знаний о простых механизмах их видах и применении.

     

    Задачи:

    - обучающие

    сформировать понятие простые механизмы,  рычаг-простой механизм;

    рассмотреть устройство рычага;

    выяснить условия равновесия рычага.

    -развивающие

    способствовать развитию логического мышления;

    развивать умение наблюдать и делать выводы;

    -воспитательные

    воспитывать внимание, наблюдательность, интерес к предмету, применять знания в быту.

    Тип урока -  урок изучения нового материала с использованием ИКТ

    Формы работы учащихся: беседа, работа с текстом,

    Необходимое техническое оборудование:

    мультимедиа-проектор,экран, модели простых механизмов (наклонная плоскость, лаб. рычаг на штативе), динамометр, набор грузов, линейка.

    СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

    Этап урока

    Задачи

    Деятельность учителя

    (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

    Планируемая деятельность учащихся

    Время

    (в мин.)

    1

    Организационный момент.

    Учитель приветствует ребят.

    1 мин.

    2

    Контрольно-оценочный.

    Опрос по домашнему материалу

    Проверка качества усвоения знаний

    Учитель предлагает ребятам заполнить тест.

    Работают письменно над тестом

    9 мин.

    3.

    Самопроверка

    Оценить работу по предложенной шкале.

    Проверяет получение оценки визуально

    Задают вопросы по заданиям, вызвавшим наибольшее затруднение.

    4

    Мотивационно-целевой

    Обосновать значимость рассматриваемых вопросов посредством задаваемых вопросов.

    Диалог с учащимися:

    -Скажите, достаточно ли большую работу может совершить человек?

    -Приведите примеры работ, которые вам по силам совершить.

    Приводят примеры, отвечая на вопросы учителя.

    Высказывают свои версии.

    Вывод: силы человека ограничены.

    3 мин

    5

    Определение темы урока

    Создание условий для формирования  умения делать умо -заключения через установление причинно-следственной связи .

    Тема сегодняшнего урока : Простые механизмы. Рычаг.

    Для чего человеку механизмы?

    Предлагают разные варианты:

    «Способы увеличения человеческой силы», «Устройства для увеличения силы»,

    «Устройства для получения выигрыша в силе»

    1 мин

    6

    Изучение нового материала

    Сформировать понятие «выигрыш в силе».

    Выигрыш в силе

    Учитель предлагает решить задачу: как  поднять тяжёлый камень?

    Предлагают свои способы решения

    10 мин

    Формирование понятия «простые механизмы».

    Простые механизмы Учитель объясняет новый материал о простых механизмах.

     -Какие еще простые механизмы существуют?

    -Где их  используют?

    Слушают учителя, делают краткие записи в тетрадь.

    Отвечают на вопросы.

    Знакомство с рычагом – видом простых механизмов, разновидностью рычагов.

    Вводит  понятие рычага, плечо силы.

    Опытное установление  условия равновесия рычага. Проводит необходимые демонстрации.

    Работа с учебником.

    Помогают учителю проводить опыт. Заполняют таблицу. Делают вывод.

    Записывают условие равновесия в тетрадь.

    7

    Закрепление полученных знаний

    Отработка условия равновесия рычага при решении расчетной задачи

    Предлагает решить задачу №747 (Л)

    Один ученик решает задачу на доске (владеющий хорошими знаниями), остальные – осмысленно записывают решение в свою тетрадь.  

    Те, кто может решают задачу самостоятель-но.

    10 мин

    8

    Проверка уровня усвоения. Коррекция знаний.

    Проверка уровня усвоения материала, адекватности оценки степени усвоения материала учащимися. Коррекция знаний.

    Предлагает решить качественные задачи из сборника задач по физике Лукашик В.И.

    № 627, 630, 631

    Качественные задачи по рисункам решают устно.

    10 мин

    9

    Подведение итогов.

    Домашнее задание

    Предоставить возможность каждому учащемуся проверить при выполнении дом. работы степень усвоения материала, отработать приёмы решения задач.

    Подводит итоги, комментирует дом. задание:

    §55, 56, вопросы после параграфа.

    № 750, 751 (Л)

    Записывают домашнее задание в дневники.

    1 мин

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    2. Опрос по домашнему материалу.

    Ученики работают с тестом

    3. Самопроверка

    Ученики  проверяют работы соседа . Правильные ответы даны на слайде. Критерии оценки записаны на доске.

    СЛАЙД 2

    3. Мотивационно-целевой момент.

    Вопросы:

    - Скажите, достаточно ли большую работу может совершить человек?

    - Приведите примеры работ, которые вам по силам совершить.

    Вывод: силы человека ограничены, поэтому с давних времён он вынужден использовать устройства, которые способны преобразовать силу человека в значительно большую силу.

    4. Определение темы урока:

    Тема сегодняшнего урока: Простые механизмы. Рычаг.

    Вопрос:

    - Для чего человеку механизмы?

    Ученики предлагают разные варианты:

    «Способы увеличения человеческой силы»,

    «Устройства для увеличения силы»,

    «Устройства для получения выигрыша в силе»

    СЛАЙД 1,3

    5. Изучение нового материала

    Механизм – от греческого слова mechane – орудие, сооружение.

    Машина от латинского слова machina – сооружение.

    Блок от английского слова block –часть подъемного механизма в виде колеса с желобом по окружности.

    Различные простые механизмы человек использует с древних времён. Так, например, в Египте более 4-х тысяч лет тому назад были построены пирамиды.

    СЛАЙД 4

    Каждому известно, что тяжелый предмет сдвигают с места при помощи  длинной и прочной палки – рычага.

    СЛАЙД 5

    Во многих случаях для того,  чтобы поднять груз на некоторую высоту, его поднимают с помощью блоков или же втаскивают по наклонной

    Плоскости

    СЛАЙД 5,6

     

    или используют блоки

    СЛАЙД 7

    СЛАЙД 8

    ПРОСТЫЕ МЕХАНИЗМ

    Простые механизмы имеются в быту, в сложных заводских машинах, автоматах, печатных счетных машинах.

    Вопрос:

    - Скажите, в каких бытовых приборах и  устройствах вы видели простые механизмы.

    Ответы : Весы рычажные (рычаг), мясорубка (винт), ножницы (рычаг),

    нож (клин), топор (клин) и т.д..

    Сегодня мы остановимся подробно на изучении рычага.

    Рычаг – это твёрдое тело, которое может вращаться вокруг неподвижной опоры (оси).

    СЛАЙД 9

     

    Задача: У нас есть тяжёлая коробка. Как её передвинуть?

    СЛАЙД 10

    Рычаг 1-го рода                                           Рычаг 2-го рода

    Силы приложены по обе

    стороны от точки опоры

    Силы приложены по одну

    сторону от точки опоры.

    СЛАЙД  11

    Плечо силы – это кратчайшее расстояние от точки опоры (оси) до линии, вдоль которой действует сила.

    Экспериментальное задание: Определить условие равновесия рычага. 

    Ученики:  Помогают учителю проводить опыт. Заполняют таблицу. Делают вывод. Записывают условие равновесия в тетрадь.

    1 опыт:  F1=                      F2=

                   L1=                      L2=

    2 опыт:  F1=                      F2=

                   L1=                      L2=

    Вывод:                 Правило равновесия рычага:

    Рычаг находится в равновесии тогда, когда силы, действующие на него,   обратно пропорциональны плечам этих сил.

                             

     F1/F2 = L2/L1 

              L2/L1 – выигрыш в силе

    СЛАЙД 12

    6. Закрепление полученных знаний

    Решить задачу № 747 (Л)

    Дано;        СИ              Решение:

    L1= 5 см        0,05 м        F1/F2 = L2/L1 – условие равновесия рычага

    L2= 30 см      0,3 м          F2 = F1· L1 / L2

    F1=12 H                           F2 = 12H · 0,05м / 0,3 м =2 Н

    F2 -?                                 Ответ: 2 Н

    7. Проверка уровня усвоения. Коррекция знаний.

    Вопрос: Почему ручка у двери распологают скраю?

    Ответ:    Чтобы увеличить плечо силы и этим облегчить открывание двери.

    СЛАЙД 14

    Вопрос: Как влияет положение груза на величину силы с которой надо удерживать палку в равновесии?

    СЛАЙД 15

     Ответ:  Чем ближе груз к плечу, тем меньше сила , с которой надо держать палку.

    Многие устройства, которые мы используем в быту и на производстве являются простыми механизмами.

    СЛАЙДЫ 16,17,18,19,20

    Скелет человека и животных содержит рычажные элементы. Например стопа и плечо

    СЛАЙД 21

     

    8. Подведение итогов. Домашнее задание

    §55, 56, вопросы после параграфа. № 750, 751 (Л)

    СЛАЙД  23,24.

    Если осталось время, то  СЛАЙД 22

    8.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Простые механизмы. Рычаг «Я Землю бы мог повернуть рычагом, лишь дайте мне точку опоры» Архимед

    Слайд 2

    Ответы на тест 1 вариант 2 вариант 3 вариант 1. А 1. Г 1. А 2. В 2. Г 2. А 3. Г 3. А 3. Больше бегом 4. 500 Вт 4. 20000Дж 4. 15000 Дж 5. 400 Вт 5. 100000 Вт 5. 300 Вт

    Слайд 3

    Учебные задачи Дать определение простому механизму. Рассмотреть виды простых механизмов. Дать определение рычага. Узнать правило рычага. Узнать физические величины, характеризующие рычаг. Применять правило рычага при решении задач.

    Слайд 4

    Как древние строители смогли построить пирамиду в Египте??? Пирамида Хеопса Высота 146,6м Каждая сторона основания 230 м Каменные блоки от2,5 до 15т

    Слайд 5

    Использование простых механизмов при строительстве Простые механизмы - это труженики со стажем работы более чем 30 веков, но они ничуть не состарились.

    Слайд 8

    Простые механизмы Винт Клин Ворот Наклонная плоскость Рычаг Блок Колесо

    Слайд 9

    Определение рычага Рычаг - представляет собой твердое тело, способное вращаться вокруг неподвижной опоры.

    Слайд 10

    Рычаг 1-го рода Рычаг 2-го рода Силы приложены по обе Силы приложены по одну стороны от точки опоры сторону от точки опоры.

    Слайд 12

    Условие равновесия рычага: Рычаг находится в равновесии тогда, когда силы, действующие на него, обратно пропорциональны плечам этих сил. F 1 / F 2 = L 2 / L 1

    Слайд 13

    Архимед Архимед (около 287 до н.э., Сиракузы, Сицилия - 212 до н.э., там же) -древнегреческий ученый, математик и механик, основоположник теоретической механики и гидростатики.

    Слайд 14

    Почему ручку у двери располагают скраю?

    Слайд 15

    Как влияет положение груза на величину силы с которой надо удерживать палку? равновесии?

    Слайд 16

    Простые механизмы в быту

    Слайд 18

    Землеобрабатывающие механизмы С их помощью убирают урожай

    Слайд 19

    Деревообрабатывающие инструменты

    Слайд 20

    Рычаги

    Слайд 21

    Рычажные элементы в скелете человека

    Слайд 22

    Загадки Два кольца, два конца, а посредине гвоздик. Две сестры качались – правды добивались, а когда добились, то остановились. Кланяется, кланяется – придет домой – растянется. Зубасты, а не кусаются Три братца пошли в воду купаться , два купаются, а один на берегу валяется. Ножницы Весы Топор Грабли Коромысло

    Слайд 23

    Подведение итогов. Домашнее задание: § 55, 56, вопросы после параграфа, упр30 №1,2,3 ,

    Слайд 24

    Спасибо за внимание Решать задачи можно вечно, Вселенная ведь бесконечна. Спасибо всем вам за урок, А главное, чтобы был он впрок. Загадка напоследок: одной ручкой встречает, а другой провожает.



    Предварительный просмотр:

    Контрольный  тест — 7 класс, вариант 1

    Контрольный тест — 7 класс, вариант 2

    Контрольный тест — 7 класс, вариант 3

    ФИ учащегося:

    ФИ учащегося:

    ФИ учащегося:

    Тема

    «Механическая работа и мощность»

    Тема

    «Механическая работа и мощность»

    Тема

    «Механическая работа и мощность»

    Вопросы

    Ответы

    Вопросы

    Ответы

    Вопросы

    Ответ

    1. Какая физическая величина определяется как произведе-ние силы на путь, пройден-ный по направлению действия силы?

    А. Работа        Б. Давление

    В. Скорость    Г. Мощность

    1. Какая физическая величина равна отношению механичес-кой работы ко времени совершения этой работы?

    А. Работа        Б. Давление

    В. Скорость    Г. Мощность

    1. Единицей какой физичес-кой величины является джоуль (Дж)?

    А. Работа        Б. Давление

    В. Скорость    Г. Мощность

    2.Какая из перечисленных ниже единиц является основной единицей измерения работы?

    А. Паскаль     Б. Ньютон

    В. Джоуль      Г. Ватт

    2.Какая из перечисленных ниже единиц является основной единицей измерения мощности?

    А. Паскаль       Б. Ньютон

    В. Джоуль        Г. Ватт

    2. Какая из приведенных ниже формул используется для определения мощности?

    А. N=A /t        Б. A=F ·s

    В.  p = F/S       Г. ƥ = m/V

    3. Какая физическая величина вычисляется по формуле

     N=A /t ?

    А. Работа        Б. Давление

    В. Скорость    Г. Мощность

    3. Какая физическая величина вычисляется по формуле

     A=F ·s ?

    А. Работа        Б. Давление

    В. Скорость    Г. Мощность

    3. Одинаковую ли мощность развивает человек подни-

    маясь по лестнице спокой-

    ным шагом и вбегая по ней?

    4. Какова мощность двигателя, совершившего работу 2 кДж за 4с?

    4. Подъемный кран поднял груз массой 100 кг на высоту 20м. Какова работа совершена при этом?

    4. Какую работу совершает двигатель мощностью 3 кВт за 5с?

    5. Человек весом 600Н поднимается по лестнице на 2м за 3с. Какова мощность человека во время этого человека?

    5. Какова мощность автомо-

    биля с силой тяги 5 кН, если путь 200 м он проходит за 10с?

    5. Человек поднимаясь по лестнице длиной 3м за 5с прикладывает силу 500 Н. Какова мощность человека во время этого подъема?

    Количество правильных ответов

    Количество правильных ответов

    Количество правильных ответов

    Итоговая оценка

    Итоговая оценка

    Итоговая оценка


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Задания к уроку по теме "Простые механизмы. Условие равновесия рычага"

    Задания для самостоятельного изучения темы "Простые механизмы. Условия равновесия рычага". Могут быть полезны учащимся, пропустившим урок. При выполнении заданий используется учебник: А.В. Перышкин Фи...

    "Простые механизмы. Рычаг. Условие равновесия рычага"

    Открытый урок в 7 классе.Урок изучения нового материала....

    Презентация урока в 7 классе по теме "Простые механизмы. Рычаг. Условие равновесия рычага."

    Презентация к уроку изучения новой темы+физический диктант на повторение по теме "Механическай работа. Мощность"...

    Конспект урока "Простые механизмы. Рычаг. Условия равновесия рычага"

    Урок по физики в 7 классе. Урок изучения нового материала...

    Урок физики по теме "Простые механизмы.Рычаг.Условие равновесия. Момент силы"

    Этот урок был проведён в рамках районного семинара заместителей директоров образовательных учреждений "Современное рабочее место петербургского учителя" 14 апреля 2011 года в школе 548....

    Методическая разработка комбинированного урока по физике "Блоки. Применение закона равновесия рычага к блоку" для 7 класса общеобразовательной школы

    Учитель физики Колобухов А.В.   ГКСУВУ СОШ № 1 (закрытого типа) Комбинированный урок по физике по теме "Блоки. Применение закона равновесия рычага к блоку" проводился для...

    разработка урока по физике "Простые механизмы. Рычаг. Условие равновесия рычага"

    Материал содержит конспект урока, карточки для учеников, тест, презентацию....