Разработка урока по теме: "Различие в строении твёрдых тел, жидкостей и газов".
план-конспект урока по физике (7 класс) по теме

Горбунова Татьяна Анатольевна

Цели урока: объяснить свойства различных состояний вещества различием в характере движения и взаимодействия молекул; научить применять основные положения теории строения вещества для объяснения свойств в различных состояниях;  развивать логическое мышление, интерес к предмету; умение анализировать свойства тел и особенности явлений на основе имеющихся знаний. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование компьютерных технологий на уроках физики "Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов"

Цели и задачи урока: 

  • образовательные –  объяснить свойства различных состояний вещества различием в характере движения и взаимодействия молекул, научить применять основные положения теории строения вещества для объяснения его свойств в различных состояниях;
  • воспитательные – продолжать формировать мышление о познаваемости явлений и свойств окружающего мира;
  • развивающие – развивать  логическое  мышление,  интерес к предмету,  умение анализировать свойства тел и особенности явлений на основе имеющихся знаний.

Оборудование:

  • учебник Физика 7 класс А.В.Перышкин,
  • таблички для выполнения заданий,
  • лото физических терминов,
  • твердое тело,
  • мензурки различных размеров,
  • воздушный шар,
  • модели кристаллических решеток

Тип урока: сообщение новых знаний

Ход урока

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ  МОМЕНТ.

Приветствие, проверка готовности класса к уроку, сообщение темы и целей урока.

ПОДГОТОВКА  УЧАЩИХСЯ  К  СОЗНАТЕЛЬНОМУ  УСВОЕНИЮ НОВОГО МАТЕРИАЛА (актуализация ранее усвоенного материала и подведение к целям урока)

Двум ученикам дается индивидуальное задание на проверку физических терминов в виде лото. Остальные ученики отвечают на вопросы, поставленные в ходе демонстраций опытов самими учениками, которыми было получено индивидуальное опережающее задание.

Демонстрации:

Твердое тело попробовать сжать, растянуть, сломать и т.п.

Вопрос: какие свойства твердых тел вы знаете? (Сохраняет форму и объем)

Жидкости. Перелить воду из одной мензурки с делениями в мензурку другой формы тоже с делениями.

Вопрос: какие свойства жидкостей подтверждаются этой демонстрацией?

(Жидкости сохраняют свой объем, но легко меняют форму).

Газы. Перевязать воздушный шарик нитью, затем его надуть, после этого нить развязать.

Вопрос: Что мы видим? Какими свойствами обладают газы? (не сохраняют форму, заполняют весь предоставленный объем)

Учитель. Мы вспомнили с вами свойства вещества во всех трех агрегатных состояниях, а сегодня на уроке мы научимся объяснять вышеперечисленные свойства на основе молекулярного строения вещества.

РАБОТА  НАД  НОВЫМ  МАТЕРИАЛОМ.

Итак, одно и то же вещество может находится в различных состояниях. Например, вода.

Лед, вода, пар – все три состояния одного и того же вещества,

значит, и молекулы его не отличаются друг от друга.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ:

Тогда что же является причиной различных агрегатных состояний воды?

Учитель. В конце урока вы сможете с уверенностью ответить на поставленный вопрос! (различные свойства вещества во всех состояниях определяются тем, что его молекулы расположены, взаимодействуют и движутся по-разному).

Теперь давайте рассмотрим, как расположены и как движутся молекулы при различных агрегатных состояниях вещества.

ГАЗЫ.

Только что на опыте с воздушным шаром мы убедились, что газ может занимать весь предоставленный ему объем, может сжиматься, а значит в газах расстояние между молекулами намного больше размеров самих молекул. Расстояние между молекулами газа в десятки раз больше размера молекул, поэтому они слабо притягиваются.

Слово “газ” произведено от греческого “хаос” – беспорядок. Действительно, газообразное состояние вещества является примером существующего в природе полного, совершенного беспорядка во взаимном расположении и движении частиц.

ВЫВОД: Молекулы газа, двигаясь во всех направлениях, почти не притягиваются друг к другу и поэтому не имеют собственной формы и постоянного объема.

ЖИДКОСТИ.

Свойства жидкостей объясняются тем, что промежутки между молекулами малы (рисунок молекул): молекулы в жидкостях расположены так плотно, что расстояние между каждыми двумя молекулами меньше размеров молекул. На таких расстояниях притяжение молекул друг к другу уже значительно. Поэтому молекулы жидкости не расходятся на большие расстояния, и жидкость в обычных условиях сохраняет свой объем.

Однако притяжение молекул жидкости еще не настолько велико, чтобы жидкость сохраняла свою форму. Этим объясняется то, что жидкости принимают форму сосуда, они текучи, их легко перелить.

Жидкость трудно сжимается, так как при этом молекулы сближаются на расстояние, когда заметно проявляется отталкивание. 

ТВЕРДЫЕ ТЕЛА.

Твердые тела состоят из кристаллических решеток, в которых упорядоченно расположены молекулы, расстояние между молекулами очень мало по сравнению с размером самих молекул.

Так как сила взаимодействия между молекулами очень большая, то молекулы ограничены в собственном движении, и их положение очень трудно изменить. В твердом теле молекулы непрерывно колеблются около положений равновесия (рис. из учебника физики Гуревича).

Отсутствие систематических перемещений молекул и есть причина того, что мы называем “твердостью”. Именно поэтому твердые тела сохраняют постоянную форму и объем.

Подведем итоги изученного.

В ГАЗАХ: 

  • Расстояние между молекулами гораздо больше размеров самих молекул.
  • Молекулы движутся во всех направлениях.
  • Молекулы почти не взаимодействуют друг с другом
  • Молекулы быстро заполняют весь предоставленный объем

В ЖИДКОСТЯХ: 

  • Расстояние между молекулами меньше размеров самих молекул.
  • Значительная роль притяжения молекул
  • Появление отталкивания при сближении (жидкость нельзя сжать, т.е. уменьшить объем)
  • Свойство текучести

В ТВЕРДЫХ ТЕЛАХ: 

  • Расстояние между молекулами во много раз меньше размеров самих молекул. Притяжение между молекулами еще больше, чем в жидкостях.
  • Расположены молекулы в определенном порядке (кристаллические решетки)
  • Движение молекул только около положения своего равновесия, т.е. в ячейке кристаллической решетки.

ПОЭТОМУ:

Изучение строения вещества показывает, что:

  • все вещества состоят из огромного количества мельчайших частиц (молекул и атомов), между которыми есть промежутки;
  • частицы вещества непрерывно и беспорядочно движутся;
  • частицы вещества взаимодействуют друг с другом: притягиваются на небольших расстояниях и отталкиваются при сжатии.

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ  ЗНАНИЙ.

Давайте теперь вместе систематизируем все изученное ранее и на сегодняшнем уроке в структурно-логическую схему. Учитель задает вопросы классу, ученики отвечают, а в это время на слайде поочередно загораются ответы в виде схемы, которую учащиеся потом переносят в тетрадь

Что нас окружает?

МАТЕРИЯ:

  • ВИДИМАЯ
  • НЕВИДИМАЯ

Как называются любые предметы? ТЕЛО

Из чего состоит любое тело? ВЕЩЕСТВО

В каких трех состояниях находится одно и то же вещество?

ТВЕРДОЕ, ЖИДКОЕ, ГАЗООБРАЗНОЕ

Как расположены молекулы в них?

ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ.

1. На экране дается задание: заполнить таблицу из предложенных названий веществ. Каждому ученику выдается пустая табличка, они должны самостоятельно ее заполнить и затем проверить себя по ответам, данным на другом слайде.

твердое

жидкое

газообразное

 

 

 

 

2. На экране дается задание: заполнить таблицу, сопоставив свойства вещества соответственно агрегатным состояниям этого вещества

твердое

жидкое

газообразное

 

 

 

 

 Каждому ученику выдается пустая табличка, они должны самостоятельно ее заполнить и затем проверить себя по ответам, данным на другом слайде.

Итоги урока.

 Ребята, что нового на сегодняшнем уроке вы узнали, как вы можете применить полученные сегодня знания?

Молодцы, спасибо всем за урок, мы сегодня хорошо потрудились.

Домашнее задание: параграф 12, задание 3 на стр.29, используя материал урока и учебника заполнить таблицу.

Состояние вещества

Молекулярное строение

Cвойства

Объяснение свойств

Твердое тело

 

 

 

жидкость

 

 

 

газы

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок природоведения в 5 классе "Свойства твёрдых тел, жидкостей и газов"

Урок природоведения в 5 классе "Свойства твёрдых тел, жидкостей и газов"...

7 класс урок решения задач по теме « Давление твёрдых тел, жидкостей и газов»

Цель урока: повторить правила нахождения давления твёрдых тел, жидкостей , подготовить учеников к рассмотрению давления газов; продолжить формирование ощеучебных навыков отбора материала по заданным п...

7 класс.Задания по физике на чтение и понимание учебного и научно-популярного текста по темам: «Строение атома»,«Давление твёрдых тел, жидкостей и газов»,«Атмосферное давление»,«Энергия».

7 класс.Задания по физике на чтение и понимание учебного и научно-популярного текста  по темам: «Строение атома»,«Давление твёрдых тел, жидкостей и газов»,«Атмосферное давление»,«Энергия»....

Методическая разработка урока физики в 7-м классе: "Повторение по теме "Давление твёрдых тел, жидкостей и газа" Оганян Наталья Амаяковна , учитель физики

Цель: Обобщение и систематизация знаний по темам: “Давление твердых тел, жидкостей и газа”, “Сообщающиеся сосуды”, “Барометры””.Задачи:Создать условия для наблюдения учащимися физических явлений, осно...

Урок: Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твёрдых тел, жидкостей и газов

Урок, на котором учащиеся знакомятся со свойствами твердых тел, жидкостей и газов, и объяснием их с точки зрения молекулярного строения вещества....

Методическая разработка урока на тему "Различия стран современного мира"

Методическая разработка урока по дисциплине ОД.06 ГеографияПрофессия 23.01.03 АвтомеханикТема: Урок-практикум «Различия стран современного мира»Выполнила: Юркова ТатьянаЦели урока:образова...

Технологическая карта урока по физике 7 класс «Агрегатные состояния вещества. Различие в молекулярном строении твёрдых тел, жидкостей и газов».

Краткая аннотация.Класс: 7Тема: "Агрегатные состояния вещества.Различие в молекурярном строении твёрдых тел, жидкостей и газов".Тип урока : изучение новой темыЦели урока: сформировать знания...