Урок природоведения в 5 классе "Свойства твёрдых тел, жидкостей и газов"
методическая разработка по природоведению (5 класс) по теме

Урок природоведения в 5 классе "Свойства твёрдых тел, жидкостей и газов"  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-konspekt_uroka.doc142 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Свойства твёрдых тел, жидкостей и газов.

Цель: Закрепить знания о состояниях тел.

Задачи:

  1. Рассмотреть свойства твёрдых тел, жидкостей и газов.
  2. Сформировать представления о деформации, упругости, пластичности.
  3. Развивать навыки исследования, умения анализировать наблюдаемые явления, формулировать выводы.

Оборудование: твёрдые тела (конструктор строительный), вода, мерные стаканы, колбы, резиновая лента, полоски мягкого металла, воздушные шары, пластилин.

Форма урока: исследование.

Ход урока.

  1. Организация учащихся на урок.  Какая наука изучает тела, вещества, явления в природе и технике? (Физика). Сегодня  Физика продолжает увлекательную экскурсию в огромный мир тел, веществ и явлений.

  1. Проверка домашнего задания.

  1. Заполни таблицу:

Тела

Вещества

Стакан

?

?

Железо

Стул

?

?

Вода

Мяч

?

?

Пластмасса

  1. Что такое тело? Примеры.
  2. Что такое вещество? Примеры.
  3. В каких состояниях могут находиться вещества?
  4. Какие свойства имеют вещества в твёрдом, жидком, газообразном состояниях?

  1. Изучение нового материала.

Мы знаем, что нас окружает множество тел, которые состоят из веществ. Они очень разные. Попробуйте описать свойства воды, сахара,  парафина.  Почему такие эти вещества такие разные? На этот вопрос нам поможет ответить наука Физика. С чего мы начнём?

Сегодня мы будем исследовать свойства твёрдых тел, жидкостей и газов.  Для этого вы проделаете опыты и сделаете выводы. У вас на столах находятся наборы необходимого оборудования и карточки с заданиями. Выполняя задания, вы выявите свойства твёрдых тел, жидкостей и газов и занесёте результаты своих исследований в таблицу.  В этой работе вам помогут иллюстрации и текст учебника §7.

Таблица для заполнения:

Свойства твёрдых тел, жидкостей и газов

Тела

Изменяют ли объём

Изменяют ли форму

Твёрдые тела

Не изменяют

Не изменяют

Жидкости

Не изменяют

Принимают форму сосуда

Газы

Заполняют весь предлагаемый объём

Изменяют

Карточка 1. Свойства твёрдых тел.

  1. Возьми фигурку из строительного набора, попробуй  изменить её форму и объём.
  2. Сделай  вывод:   какими свойствами обладают твёрдые тела?
  3. Запиши результаты своих исследований в таблицу. (Твёрдые тела способны сохранять неизменными форму и объём.)

Карточка  2. Свойства жидкостей.

  1. Зафиксируй количество воды в мерном стакане, перелей воду в колбу, затем – обратно в стакан.
  2. Изменился ли объём воды?
  3. Изменялась ли форма жидкости?
  4. Сделай  вывод:   какими свойствами обладают жидкости?
  5. Запиши результаты своих исследований в таблицу. (Жидкости способны сохранять объём, но не способны сохранять форму.)

Карточка  3. Свойства газов.

  1. Надуй  воздушный шарик. Какую форму принимает шарик?
  2. Выпусти воздух из шарика. Куда делся воздух?
  3. Изменился ли объём воздуха?
  4. Изменялась ли форма воздуха?
  5. Сделай  вывод:   какими свойствами обладают газы?
  6. Запиши результаты своих исследований в таблицу. (Газы не сохраняют форму и занимают весь объём, который им предоставлен.)

Рефлексия:

  1. Что общего в свойствах твёрдых тел и жидкостей? В чём их различие?
  2. Что общего в свойствах газов  и жидкостей? В чём их различие?
  3. О предмете известно, что он хорошо сохраняет свой объём и форму. В каком состоянии находится вещество, из которого состоит этот предмет? (в твёрдом состоянии.)

Карточка  4. Деформация.

  1.  На  резиновую ленту нанесены   4 полоски через 1 см.
  2. Растяните ленту и измерьте промежутки между полосками.  Что произошло? Объясните это явление. (Расстояние между полосками увеличилось, так как под действием силы изменилась длина и объём ленты.)
  3. Возьмите металлическую полоску и поверните её концы в разные стороны. Что произошло? Изменилась ли форма полоски? (Под действием силы изменилась форма полоски.)
  4. Дайте определение:

Деформация – изменение формы, размеров и объёма тела.

Карточка  5. Упругость.

  1. Растяните резиновую ленту, а потом отпустите. Что произошло? (Под действием силы изменилась форма и объём ленты, а после прекращения действия силы лента приняла первоначальный вид.)
  2. Дайте определение:

Упругость – свойство тела изменять форму и объём под действием других тел и восстанавливать их после прекращения действия.

  1. Где применяется свойство упругости? (Пружина в технике.)

Карточка 6. Пластичность.

  1. Из кусочков пластилина слепите шарик, затем из шарика – кубик. Изменилась ли форма пластилина?
  2. Положите фигурку на стол. Возвратилась ли первоначальная форма пластилина?
  3. Дайте определение:

Пластичность – свойство тел менять форму под действием других тел и сохранять её после прекращения действия.

  1. Где применяется свойство пластичности материалов? (Керамика – изделия из глины, лепка из пластилина, изготовление свечек их воска или парафина.)

Рефлексия: Занимательное задание: Кроссворд «Свойства твёрдых тел, жидкостей и газов».

1. Тела, способные сохранять неизменную форму и объём.

2. Любое изменение формы, размеров и объёма тела.

3. Свойство тела изменять форму и объём под действием других тел и восстанавливаться после прекращения их действий.

4. Свойство тел менять форму под действием других тел и сохранять её (в изменённом виде) после окончания действия.

5. Вещество, способное сохранять объём, но не способное сохранять форму.

6. Вещество, не способное сохранять объём  и  форму.

4

6

5

3

1

2

Начало формы



Конец формы

Рефлексия: Исследуй свойства воды и заполни таблицу.

Состояние воды

Состояние вещества

Объём

Форма

Лёд

Твёрдое

?

?

Вода

?

Сохраняет

?

Водяной пар

?

?

Не сохраняет

Домашнее задание: §7. Повторить основные свойства твёрдых тел, жидкостей и газов; найти примеры применения в быту этих свойств.