Урок - соревнование по теме "Давление твёрдых тел, жидкостей и газов"
план-конспект урока по физике (7 класс) по теме

Сариогло Надежда Николаевна

Урок проводится после изучения большого раздела в 7 классе "Давление твёрдых тел, жидкостей и газов". Дети любят нетрадиционные формы обучения, активно участвуют в проведении таких мероприятий. Целью урока является:

  1. Повторить учебный материал по теме «Давление  твёрдых тел, жидкостей и газов».

2. Научиться применять знания в экстремальных ситуациях, воспитытание коллективизма, чувства личной ответственности перед товарищами.

3. Развивать творческий подход к знаниям, интерес к физике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_davlenie_tvyordyh_tel_zhidkostey_i_gazov.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – соревнование по теме:

Давление твёрдых тел,

 жидкостей и газов

МКОУ «Липецкая ООШ»

Сариогло Н.Н.

  Цели: 

 1. Повторить учебный материал по теме «Давление  твёрдых тел, жидкостей и газов».

2. Учить применять знания в экстремальных ситуациях. Воспитывать коллективизм, чувство личной ответственности перед товарищами.

3. Развивать творческий подход к знаниям, интерес к физике.

   

На классной доске слова:

«Пусть кипит работа,

Сильней соревнованье.

Успех решает не судьба,

А ваше знанье!»

Учитель.    Ребята! Мы закончили изучать большую и важную тему «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов». Вы многое узнали и многому научились. А сегодня вы попробуете применить эти знания и умения на практике, проверите свои силы в дружеском соревновании двух команд: Мореплавателей и Воздухоплавателей. Кроме капитана в каждой команде есть историк, теоретик, экспериментатор, художник и консультанты.

Оценивать команды будет жюри в составе: …  Оценивается и учитывается качество ответов, быстрота, активность всех членов команды, соблюдение порядка.

Итак: «Пусть кипит работа, сильней соревнованье. Успех решает не судьба, а ваше знанье!»

  1. Конкурс историков.

 Историк каждой команды подготовил сообщение по истории мореплавания и воздухоплавания. Предоставим им слово.

Доклад по истории мореплавания

Доклад по истории воздухоплавания

  1. Конкурс «Ромашка». 

Каждый участник отрывает «лепесток» «ромашки», читает вслух вопрос и без подготовки отвечает.

При каком условии тело плавает в жидкости?

Формула для вычисления архимедовой силы.

Почему нельзя вычислить атмосферное давление по формуле    p=ρgh ?

Закон Паскаля.

Формула для расчёта давления жидкости.

Почему газы оказывают давление? Как оно зависит от температуры?

Как меняется атмосферное давление с высотой?

Чем наполняют воздушные шары?

Почему на тело погруженное в жидкость или газ, действует выталкивающая сила?

Что такое грузоподъёмность судна?

Что такое осадка?

Что называют давлением? Формула. Единица измерения.

Что такое манометр, барометр?

Что такое водоизмещение судна?

Сообщающиеся сосуды. Особенности расположения жидкостей в них.

Чему равно нормальное атмосферное давление?

Что такое ватерлиния?

  1. Конкурс теоретиков. 

Продолжаем теоретический тур и приглашаем теоретиков от каждой команды. Нужно бросить этот кубик, переписать выпавшую формулу на доску, объяснить её и получить из неё выражение для каждой из входящих в неё величин.

[На гранях кубика написаны формулы:

        p=ρgh,     p=F/S,     FA=ρжgVт,     P1=P-FA,     ρ=m/V,      P=mg.]

 

  1. Экспериментальный конкурс. 

Каждая команда получает задание.

 1) Вам даны:  деревянный брусок, линейка, динамометр. Определите наименьшее давление, оказываемое бруском на поверхность стола.

 2) Вам даны: сосуд с водой, груз, динамометр. Определите объём груза (в см3).

После выполнения задания сообщить результат и кратко рассказать, как он был получен (рассказывает экспериментатор).

  1. «Угадай слово». 

На демонстрационном столе выставлены физические приборы. Необходимо угадать зашифрованное слово.

На доске или большом листе бумаги написан ключ:

4 – 5,

1 – 5,

2 – 6,

4 – 3,

5 – 9,

3 – 3.

Из названия 4-го прибора взять 5-ю букву, из названия 1-го прибора взять 5-ю букву, из 2-го – 6-ю и т. д.

Кто быстрее отгадает слово. [Слово "умение"]

6. Конкурс смекалистых. 

Плотность пластилина больше плотности воды. Поэтому он тонет в воде. Сделайте так, чтобы кусок пластилина плавал в воде. (Дан кусочек пластилина и сосуд с водой каждой команде). Кто быстрее.

  1. Конкурс капитанов. 

На время решить кроссворд.

               8. Конкурс художников. 

Художнику каждой команды даётся по два рисунка, которые нужно завершить. Побеждает тот, кто сделает это быстрее и без ошибок.

1) В сосуде с водой проделаны отверстия 1, 2, 3. Нарисуйте, как будет выливаться вода из сосуда через эти отверстия.

2) Нарисуйте уровни жидкости в сосудах, после их заполнения.

               

9. [Запасной конкурс] Объясни опыт. 

Для каждой команды демонстрируется опыт, который нужно грамотно объяснить.  

Пробка вылетает из пузырька под колоколом воздушного насоса.

10. Гонка за лидером.

 Командам поочерёдно задаются вопросы.

В каких медицинских устройствах применяется атмосферное давление?

Какое устройство из изученных нами вам напоминает сердце?

О какой физической величине должен помнить папа, готовя шило для ремонта обуви?

Скольким паскалям равен 1 мм рт. ст.?

Дирижабль наполняют лёгким газом, например, водородом или гелием. А не лучше ли было бы из него совсем выкачать воздух?

Где человеку легче удержаться на воде – в пресноводном озере или в море?

Почему металлический барометр называют анероидом?

Известный французский мореплаватель, изобретатель акваланга. [Ж.И.Кусто]

Почему мяч, вынесенный из комнаты на улицу зимой, становится слабо надутым?

Почему взрыв снаряда под водой губителен для всех живущих в воде организмов?

Почему мыльные пузыри имеют форму шара?

До какой высоты может подняться за поршнем ртуть?

Всем поведает, хоть без языка, когда будет ясно, а когда облака. [барометр]

Две сестры качались, правды добивались. Когда добились, то остановились. [рычажные весы]

В огне не горит и в воде не тонет. [лёд]

Через нос он входит в грудь и обратный держит путь. Он невидимый, но всё же без него мы жить не можем. [воздух]

на стене висит тарелка, по тарелке ходит стрелка. Эта стрелка наперёд нам погоду узнаёт. [барометр]

Первые пассажиры воздушного шара. [баран и петух]

11. Подведение итогов. Награждение победителей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок природоведения в 5 классе "Свойства твёрдых тел, жидкостей и газов"

Урок природоведения в 5 классе "Свойства твёрдых тел, жидкостей и газов"...

7 класс урок решения задач по теме « Давление твёрдых тел, жидкостей и газов»

Цель урока: повторить правила нахождения давления твёрдых тел, жидкостей , подготовить учеников к рассмотрению давления газов; продолжить формирование ощеучебных навыков отбора материала по заданным п...

Урок по физике в 7 классе "Итоговое занятие по теме "Давление твёрдых тел, жидкостей и газов. Архимедова сила"

Урок повторения и обобщения по теме "Давление твёрдых тел, жидкостей и газов. Архимедова сила"...

Урок-соревнование по физике для 7 кл. по теме "Давление твёрдых тел, жидкостей и газов."

Обобщающий урок по физике для 7 кл. по теме "Давление твёрдых тел, жидкостей и газов"...

Формирование познавательных УУД с использованием интерактивной доски на уроках физики в 7 классе (на примере темы "Давление твёрдых тел, жидкостей и газов")

Технологическая карта проектирования учебной ситуации. Задания для интерактивной доски.Обучающиеся повторяют, анализируют, сравнивают и обобщают знания, умение и навыки, полученные при изучении темы:"...

Урок окружающего мира для 1 класса на тему: «Твёрдые тела, жидкости и газы».

Надеюсь, что эта  разработка поможет при изучении данной темы....

Разработка урока по теме: "Различие в строении твёрдых тел, жидкостей и газов".

Цели урока: объяснить свойства различных состояний вещества различием в характере движения и взаимодействия молекул; научить применять основные положения теории строения вещества для объяснения свойст...