Рабочая программа по физике 8 класс
календарно-тематическое планирование по физике (8 класс) по теме

Уткина Галина Викторовна

8 класс (70 ч; 2 ч в неделю)

 

Поурочное планирование

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЗАРЯДЫ. ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ПОЛЕ (9 ч)

УРОК 1/1. Электризация тел.

ОСУМ. Электризация тел. Электрический заряд. Свойства наэлектризованных тел. Взаимодействие заряженных тел. Два вида зарядов. Единица электрического заряда.

Демонстрации

Электризация эбонитовой и стеклянной палочек при трении. Притяжение и отталкивание заряженных тел (опыты по рис. 1—9 учебника).

ДЗ. § 1; задания 1—9; Л.: № 1178, 1180

 

УРОК 2/2. Проводники и непроводники электричества.

ОСУМ. Проводники электричества. Диэлектрики. Особенно­сти электризации проводников и изоляторов. Учет электризации тел при трении в быту и технике. Электроскоп.

Демонстрации

Проводимость металлов. Электроскоп (опыты по рис. 11 учеб­ника).

ДЗ. § 2; задания 1—8; Л.: № 1183—1189.

УРОК 3/3. Свойства электрических зарядов.

ОСУМ. Сложение зарядов. Делимость заряда. Элементарный заряд. Заземление. Решение задачи, приведенной в конце § 3 учебника.

Демонстрации

Опыты по сложению и делимости зарядов (по рис. 14—17 учебника).

ДЗ. § 3; задания 1—8.

 

УРОК 4/4. Строение атома.

ОСУМ. Строение вещества. Молекула, атом. Строение атомов. Планетарная модель Резерфорда. Ядро атома. Заряд ядра и число электронов в атоме. Модели атомов водорода, лития, бериллия.

Демонстрации

Таблица «Строение атома».

ДЗ. § 4; задания 1—5.

УРОК 5/5. Модель свободных электронов. Закон сохранения электрического заряда.

ОСУМ. Ионы. Свободные электроны. Закон сохранения за­ряда.

Демонстрации

Опыты, демонстрирующие закон сохранения заряда (по рис. 22 учебника).

ДЗ. § 5; задания 1, 2, 4—7; Л.: № 1218, 1219, 1221.

УРОК 6/6. Способы электризации тел и их объяснение*.

ОСУМ. Объяснение электризации тел при соприкосновении и трении на основе знаний о строении атома и закона сохранения заряда. Электризация тел без соприкосновения — индукцией.

Демонстрации

Электризация тел при соприкосновении и трении. Электри­зация наведением зарядов (по рис. 25-26 учебника). Знак заряда тела, наэлектризованного с помощью индукции.

ДЗ. § 6*; задания 1—5.

УРОК 7/7. Устройства для накопления и получения электри­ческих зарядов.

ОСУМ. Конденсатор. Устройство конденсаторов различных типов. Электроемкость конденсатора. Применение конденсато­ров. Лейденская банка. Электрофорная машина.

Демонстрации

Вспышка лампочки при разрядке конденсатора. Различные типы конденсаторов. Лейденская банка. Электрофорная машина.

ДЗ. § 7; задания 1—5.

УРОК 8/8. Электрическое поле.

ОСУМ. Электрическое взаимодействие на расстоянии. Суще­ствование электрического поля вокруг заряженных тел. Поле как особый вид материи. Свойства электрического поля. Дейст­вие поля на заряд. Энергия поля.

Демонстрации

Обнаружение электрического поля с помощью заряженной гильзы. Действие электрического ноля на незаряженные тела (опыты по рис. 36, 38 и 39 учебника). Вспышка лампы при раз­рядке конденсатора.

ДЗ. § 8; задания 1 — 7; Л.: № 1201 — 1204.

 

УРОК 9/9. Повторение темы «Электрические заряды. Элек­трическое поле». Контрольная работа № 1.

ОСУМ. Решение задач типа Л.: № 1174, 1182, 1194, 1198, 1207, 1218, 1223.

Вариант   1

1. Положительно заряженной палочкой прикоснулись к неза­ряженному металлическому шару. Какой по знаку заряд полу­чил шар? Движение,  каких частиц и в каком направлении про­исходит при электризации шара?

2. Известно, что атом лития имеет три электрона. Начертите схемы положительного и отрицательного ионов лития.

3. Два небольших тела имеют равные по абсолютному зна­чению, но противоположные по знаку заряды +q и —q (рис. 3). Сравните силы, действующие на тела со стороны электрического поля положительно заряженного металлического шара. Ответ по­ясните.

4. Один шар имеет положительный заряд, другой — отрица­тельный. Как изменится масса шаров после их соприкосновения? Ответ поясните.

                         +q                            +                            -q

    
 image
  image
 

imageimageimage

 

 

Рис. 3

5. Заряд одного металлического шарика равен -9е, заряд дру­гого такого же шарика 13e Шарики привели в соприкосновение и раздвинули. Какой заряд будет у каждого из шариков после этого?

Вариант 2

1. К незаряженному металлическому шарику поднесли от­рицательно заряженную палочку, но не прикоснулись к нему. Движение, каких частиц и в каком направлении происходит в шарике? Получит ли он заряд?

2. Укажите, в какой части атома находится положительный заряд, а в какой — отрицательный.

3. Что имеет большую массу: атом водорода или положитель­ный ион водорода? Ответ обоснуйте. Начертите схемы атома и положительного иона водорода.

 
 image

 

 

 

imageimage  4. В поле равномерно заряженного шара  находится заряженная  пылинка (рис. 4). 

            

 

  Как направлена сила, действующая на пылинку со   стороны поля? Действует ли поле пылинки на
шар? Ответ обоснуйте.

5.  Два одинаковых металлических шара, заряженных   одинаковыми    по   абсолютному значению и противоположными по знаку зарядами, после сопри­косновения оказались электрически нейтральными. Можно ли сказать, что заряды в шарах исчезли? Объясните почему.

ДЗ. «Самое важное в главе 1».

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК И ЕГО ЗАКОНЫ (23 ч)

УРОК 10/1. Электрический ток.

ОСУМ. Анализ результатов контрольной работы.

Электрический ток. Условия существования тока. Источники тока. Направление электрического тока. Электрическая цепь и ее составные части. Условные обозначения элементов цепи.

Демонстрации

Электрофорная машина, батарейки, фотоэлементы (опыты по рис. 40—42 учебника).

Сборка простейшей цепи, состоящей из источника тока, клю­чи, лампы (светодиода) и соединительных проводов. Таблица условных обозначений элементов цепи.

ДЗ. § 9; задания 1 — 10.

УРОК 11/2. Действия электрического тока.

ОСУМ. Фронтальный опыт по рис. 45 учебника: сборка про­стейшей электрической цепи (источник тока напряжением 4—5 В, лампочка, ключ, соединительные провода

Явления, сопровождающие прохождение тока по проводни­ку. Тепловое, химическое, магнитное, физиологическое действия тока.

Демонстрации

Действия тока (опыты по рис. 47—54 учебника).

ДЗ. § 10; задания 1 — 7.

УРОК 12/3. Электрический ток в металлических проводниках.

ОСУМ. Повторение сведений о внутреннем строении металлов и о модели свободных электронов. Электронная теория проводи­мости металлов. Электронный газ. Движение электронного газа под действием электрического поля. Скорость упорядоченного движения электронов и скорость распространения электрическо­го поля в проводнике.

ДЗ. § 11; задания 1 — 7.

УРОК 13/4. Сила тока.

ОСУМ. Физические величины, характеризующие электриче­ский ток. Сила тока. Единица силы тока. Амперметр. Правила включения амперметра в цепь. Определение заряда, проходяще­го через проводник. Единица заряда. Последовательное соедине­ние элементов цепи.

Фронтальный опыт: сборка цепи с последовательным соеди­нением элементов.

Демонстрации

Амперметр. Правила включения амперметра в цепь.

ДЗ. § 12; задания 1—5, 8, 9; Л.: № 1262, 1263.

УРОК 14/5. Лабораторная работа № 1 «Сборка электриче­ской цепи и измерение силы тока в ее различных участках».

Перед началом работы проводится инструктаж по техни­ке безопасности. Лабораторную работу проводят по описанию в учебнике.

ДЗ. § 12; задания 6, 7, 11; № 1261, 1264.

УРОК 15/6. Электрическое напряжение.

ОСУМ. Работа поля. Единица работы. Электрическое напря­жение. Единица напряжения. Вольтметр. Правила включения вольтметра в цепь. Измерение напряжения.

Демонстрации

Вольтметр. Правила включения вольтметра в цепь (опыты по рис. 63, 64 учебника).

ДЗ. § 13; задания 4—6.

УРОК 16/7. Лабораторная работа № 2 «Измерение напряже­ния на различных участках электрической цепи».

Лабораторную работу проводят по описанию в учебнике. ДЗ. § 13; задания 1—3, 8, 9.

УРОК 17/8. Закон Ома.

ОСУМ. Установление на опыте зависимости силы тока от на­пряжения. Закон Ома. Вольт-амперная характеристика. Демонстрации Опыт по рис. 69 учебника. ДЗ. § 14; задания 1 — 5, Л.: № 1277, 1280, 1285.

УРОК 18/9. Электрическое сопротивление.

ОСУМ. Сопротивление. Единица сопротивления. Зависимость сопротивления проводника от его размеров и материала, из кото­рого он изготовлен. Удельное сопротивление. Единица удельного сопротивления. Резисторы. Реостаты.

Демонстрации

Резисторы. Реостаты. Регулирование силы тока в цепи с по­мощью реостата (опыты по рис. 72, 73 учебника).

ДЗ. § 15; задания 1—5, 11.

УРОК 19/10. Решение задач.

ОСУМ. Анализ решения задачи, приведенной в § 15. Решение задач Л.: № 1302, 1323—1326.

ДЗ. § 15; задания 6—9; Л.: № 1317.

УРОК 20/11. Следствия из закона Ома. Решение задач.

ОСУМ. Расчет сопротивления с использованием закона Ома. Разбор решения задачи, приведенной в конце § 16. Решение за­дач Л.: № 1289, 1295, 1300, 1318, 1320.

ДЗ. § 16; задания 1—5.

УРОК 21/12. Лабораторная работа № 3 «Регулирование силы тока реостатом и измерение его сопротивления с помощью амперметра и вольтметра».

Лабораторную работу проводят по описанию в учебнике. ДЗ. § 16; задание 6; Л.:

УРОК 22/13. Последовательное соединение проводников.

ОСУМ. Сила тока, напряжение в последовательной цепи. Со­противление последовательно соединенных проводников. Анализ решения задач, приведенных в § 17.

Демонстрации

Свойства послед. соединения элементов цепи (опы­ты по рис. 85, 86 учебника).

ДЗ. § 17; задания 1—6, Л.: № 1346, 1348.

УРОК 23/14. Параллельное соединение проводников.

ОСУМ. Параллельное соединение проводников и его свойства. Напряжение и сила тока в потребителях, соединенных парал­лельно. Расчет сопротивления параллельно соединенных провод­ников. Уменьшение общего сопротивления цепи при параллель

ном соединении проводников. Сопротивление вольтметра и его влияние на силу тока в цепи.

Демонстрации

Монтажная и принципиальная электрическая схемы. Свой­ства параллельного соединения элементов цепи. Опыты по рис. 95 и 96 учебника.

ДЗ. § 18; задания 1—8.

УРОК 24/15. Лабораторная работа № 4 «Проверка свойства параллельного соединения проводников».

Лабораторную работу проводят по описанию в учебнике. ДЗ. § 18; Л.: № 1355,

УРОК 25/16. Решение задач.

ОСУМ. Параллельное соединение проводников и его свойства. Анализ решения задач, приведенных в § 18, а также задач Л.: № 1385,1386.

ДЗ. § 18; задания 9—12; Л.: № 1370, 1377.

УРОК 26/17. Работа электрического тока.

ОСУМ. Работа тока. Единица работы тока. Формулы для рас­чета работы тока. Анализ решения задачи, приведенной в конце §19.

Демонстрации           Опыты по рис. 109, 110 учебника.

ДЗ. § 19; задания 1—5 (с. 85); Л.: № 1397, 1398, 1408.

УРОК 27/18. Мощность электрического тока.

ОСУМ. Мощность тока. Единица мощности тока. Мощность электроприборов. Электрический счетчик — прибор для измере­ния потребляемой электрической энергии.

Демонстрации

Измерение мощности тока в нагревательном приборе. Элек­трический счетчик.

ДЗ. § 20; задания 1—6 (с. 89); Л.: № 1405, 1412, 1422.

УРОК 28/19. Лабораторная работа № 5 «Измерение мощно­сти и работы тока».

ДЗ. Задания 6, 7 (с. 85); задание 7 (с. 89). Л.: № 1401, 1404, 1427.

УРОК 29/20. Тепловое действие тока.

ОСУМ. Тепловое действие тока и его применение. Закон Джо­уля — Ленца. Нагревательные элементы, лампа накаливания, плавкие предохранители. КПД установки с электрическим на­гревателем. Расчет КПД. Короткое замыкание. Анализ решения задачи, приведенной в § 21.

Демонстрации

Нагревание током проводника. Приборы, использующие те­пловое действие тока: электроплитка, лампа накаливания, пат­рон лампы, утюг, паяльник, кипятильник, предохранитель и т. п.

ДЗ. § 21; задания 1—3, 5—8.

УРОК 30/21. Решение задач.

ОСУМ. Анализ решения задач, приведенных в § 21. Решение задач Л.: № 1400, 1404, 1426, 1434, 1447, 1448, 1457. ДЗ. § 21; задания 4, 10—13; Л.: № 1401, 1411, 1456.

УРОК 31/22. Повторение темы «Электрический ток и его за­коны». Решение задач.

ОСУМ. Решение задач Л.: № 1268, 1277, 1280, 1327, 1360, 1384, 1390.

ДЗ. «Самое важное в главе 2»; подготовка к контрольной ра­боте.

УРОК 32/23. Контрольная работа № 2 по теме «Электриче­ский ток и его законы».

Примерное содержание контрольной работы.

Вариант   1

1. Электрическая плитка и лампа накаливания соединены по­следовательно и подключены к источнику тока напряжением 220 В. Сопротивление плитки 40 Ом, лампы 400 Ом. Определите напря­жение на зажимах плитки и лампы. Начертите схему цепи.

2. Две проволочные спирали сопротивлением 2 и 6 Ом соеди­нены параллельно и подключены к источнику тока. В какой спи­рали сила тока больше и во сколько раз?

3. Нихромовый провод длиной 10 м и площадью поперечно­го сечения 0,5 мм2 включен в сеть напряжением 220 В. Найдите силу тока и мощность тока в проводе. Удельное сопротивление нихрома 1,1 Ом • мм2/м.

4. Сопротивление нагревательного элемента электрического кипятильника 100 Ом, сила тока в нем 2 А. Какое количество теплоты выделится кипятильником за 5 мин?

Вариант   2

1. Две лампы сопротивлением 300 и 400 Ом соединены после­довательно и подключены к источнику тока. На зажимах какой лампы напряжение больше и во сколько раз?

2. Два резистора сопротивлением 6 и 8 Ом соединены парал­лельно и включены в цепь напряжением 12 В. Определите силу тока в каждом резисторе. Начертите схему цепи.

3. Какой длины должна быть стальная спираль, чтобы при   включении ее в сеть напряжением 220 В за 1 мин выделялась энергия 6 кДж? Поперечное сечение спирали 0,4 мм2, удельное сопротивление стали 0,15 Ом • мм2/м.

4. Определите мощность тока в электрическом утюге, сопро­тивление нагревательного элемента которого 40 Ом. Сила тока в цепи 5,5 А.

 

 

 

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК В СРЕДАХ (6 ч)

УРОК 33/1. Электрический ток в полупроводниках.

ОСУМ. Полупроводники. Место полупроводников в Периоди­ческой системе химических элементов Д. И. Менделеева. Зависи­мость сопротивления полупроводников от температуры, освещен­ности. Диод. Односторонняя проводимость полупроводникового диода. Включение диода в прямом и обратном направлениях.

Демонстрации

Опыты по рис. 132, 133, 137, 138 учебника.

ДЗ. § 23; задания 1—6.

УРОК 34/2. Полупроводниковые приборы: диоды, фоторези­сторы, терморезисторы, светодиоды.

ОСУМ. Свойства термисторов и фоторезисторов. Их исполь­зование в современной технике. Решение задачи, приведенной в конце § 23.

ДЗ. § 23; задания 7—9.

УРОК 35/3. Лабораторная работа № 6 «Исследование свойств полупроводникового диода»*.

Лабораторную работу проводят по описанию в учебнике.

ДЗ. На схемах (рис. 5) представлены две электрические цепи с лампами и диодами. Какая из ламп будет гореть? Ответ объ­ясните.

 

 

 

image

Урок 36/4 Электрический ток в жидкостях

Демонстрации  Ток в электролитах (опыты по рис. 141—144 учебника).

ДЗ. § 24; задания 1—7.

УРОК 37/5. Электрический ток в газах.

ОСУМ. Газы — диэлектрики в естественном состоянии. Объ­яснение диэлектрических свойств газов на основе их молекуляр­ного строения. Ионизация. Сравнение механизмов проводимости газов и растворов электролитов. Газовый разряд. Примеры газо­вых разрядов. Использование газовых разрядов.

Демонстрации

Изолирующие свойства воздуха. Протекание тока в воздухе в присутствии ионизатора. Свечение газов при протекании тока (опыты по рис. 145, 146, 149 учебника).

ДЗ. § 25; задания 1—б.

УРОК 38/6. Повторение темы «Электрический ток в средах». Самостоятельная работа.

ОСУМ. Электрический ток в металлах, электролитах, полу­проводниках и газах.

Примерные вопросы самостоятельной работы:

1.  Почему при сооружении заземления провод нужно закапы­вать во влажный слой почвы?

2.  Чистая дистиллированная вода и поваренная соль — изо­ляторы. Почему же через раствор соли в воде проходит электри­ческий ток?

3.  Что такое электролит?

4.  При охлаждении газа его способность проводить электри­ческий ток уменьшается. Как это объяснить?

5.  Почему электрометр, помещенный вблизи пламени горел­ки, разряжается очень быстро?

6.  Возможен ли искровой разряд в вакууме?

7.  В закрытом ящике находятся полупроводниковый диод и резистор. Провода от приборов выведены наружу. Как опреде­лить, какие провода соединены с диодом?

ДЗ. «Самое важное в главе 3».

 

МАГНИТНОЕ ПОЛЕ (8 ч)

УРОК 39/1. Начальные сведения о магнитных явлениях.

ОСУМ. Свойства постоянных магнитов. Северный и южный полюсы магнитов. Компас. Применение магнитов. Намагничива­ние предметов. Ферромагнетики.

Демонстрации :Опыты с магнитами, магнитными стрелками. Намагничивание металлических предметов (опыты по рис. 159, 162 учебника).

ДЗ. § 27; задания 1—6; Л.: № 1472—1475.

УРОК 40/2. Магнитное поле постоянных магнитов.

ОСУМ. Магнитное поле. Действие магнитного поля на тела. Картина магнитного поля. Энергия магнитного поля.

Демонстрации  :Обнаружение магнитного поля магнитной стрелкой. Опыты с железными опилками (по рис. 165, 167, 168 учебника).

ДЗ. § 28; задания 7—10 (с. 130); задания 1—5 (с. 132).

УРОК 41/3. Магнитное поле Земли.

ОСУМ. Гипотеза Гильберта. Магнитное поле Земли. Магнит­ные полюса Земли. Магнитные бури. Демонстрации Устройство компаса. ДЗ. § 29; задания 1—8.

УРОК 42/4. Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока.

ОСУМ. Опыт Эрстеда. Магнитное поле прямого провода с то­ком. Магнитное поле катушки с током. Правило правой руки для определения магнитных полюсов катушки с током. Намагничи­вание стальных предметов с помощью магнитного поля катушки с током*.

Демонстрации     Опыты по рис. 170—179 учебника.

ДЗ. § 30; задания 1—8.

УРОК 43/5. Лабораторная работа № 7 «Намагничивание и размагничивание компасных стрелок».

Лабораторную работу проводят по описанию в учебнике. ДЗ. Л.: № 1463, 1464; задания 9—11.

УРОК 44/6. Электромагнит. Электромагнитное реле.

ОСУМ. Усиление действия магнитного поля катушки с током железным сердечником. Электромагнит. Управление работой устройств с помощью слабых токов. Электромагнитное реле.

Демонстрации

Электромагнит. Выявление зависимости силы притяжения электромагнита от силы тока, числа витков в катушке и сердеч­ника. Модель электромагнитного реле.

ДЗ. § 31; задания 1—4; Л.: № 1469—1471.

УРОК 45/7. Применение электромагнитов.

ОСУМ. Электрический звонок. Телефонный наушник.

Демонстрации; Модель электрического звонка. Телефонный наушник.

ДЗ. § 31; задания 5—7.

 

 

УРОК 46/8. Действие магнитного поля на проводники с то­ком и движущиеся заряженные частицы.

ОСУМ. Сила Ампера. Направленно силы Ампера. Вращение рамки с током под действием магнитного поля. Действие маг­нитного поля на движущиеся заряженные частицы. Отклонение электронного луча в кинескопе с помощью постоянного магнита. Действие магнитного поля на радиоактивное излучение.

Демонстрации

Действие магнитного поля на проводник и на рамку с током (опыты по рис. 192—195 учебника). Отклонение электронного луча в кинескопе под действием поля магнита.

ДЗ. § 32; задания 1—6; «Самое важное в главе 4».

ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ ИНДУКЦИЯ (6 ч)

УРОК 47/1. Электромагнитная индукция.

ОСУМ. История открытия электромагнитной индукции. Опыт Фарадея. Электромагнитная индукция. Индукционный ток. При­чина возникновения индукционного тока.

Демонстрации

Опыты по рис. 204—208 учебника.

ДЗ. § 34; задания 1—4.

УРОК 48/2. Лабораторная работа № 8 «Исследование явле­ния электромагнитной индукции».

Лабораторную работу проводят по описанию в учебнике. ДЗ. § 34; задания 5—8.

УРОК 49/3. Применение электромагнитной индукции.

ОСУМ. Устройство индукционного генератора. Принцип дей­ствия микрофона. Воспроизведение магнитофонных записей. Переменный ток. Индукционный генератор как источник пере­менного тока. Свойства переменного тока.

Демонстрации

Устройство и действие генератора переменного тока. Микро­фон (опыт по рис. 215 учебника). Получение переменного тока при вращении витка в магнитном поле. График зависимости силы переменного тока от времени.

ДЗ. § 35, 36; задания 1—6 (с. 158), задания 1—5 (с. 160).

УРОК 50/4. Производство и передача электроэнергии.

ОСУМ. Способы производства электроэнергии, их преимуще­ства и недостатки. Электростанции и их основные типы: тепло­вые, гидро- и атомные. Схема преобразования электроэнергии, ее передача по ЛЭП. Пути уменьшения потерь энергии при переда­че. Развитие энергетики и охрана окружающей среды.

Методическое указание. Урок целесообразно провести в виде конференции, заслушав подготовленные сообщения учащихся по этой теме.

ДЗ. § 38, 39.

УРОК 51/5. Повторение тем «Магнитное поле», «Электро­магнитная индукция».

ДЗ. «Самое важное в главе 4»; «Самое важное в главе 5».

УРОК 52/6. Контрольная работа № 3 по темам «Магнитное поле», «Электромагнитные явления».

Примерное содержание контрольной работы.

Вариант   1

1. При выключении тока в цепи электромагнита подъемного крана часть груза не оторвалась от его полюсов. Что надо сде­лать, чтобы груз отделился? Ответ поясните.

2. Почему два гвоздя, притянувшиеся к магниту, расходятся противоположными свободными концами?

3. Какое действие оказывает магнитное поле на помещенный в него проводник с током? От чего оно зависит?

4. Для чего используют трансформатор? Каково напряжение на выходе трансформатора при включении его в сеть напряжени­ем 220 В, если коэффициент трансформации равен 10?

Вариант   2

1. Как можно усилить магнитное поле катушки с током? На­зовите все известные вам способы.

2. Если магнит дугообразный, то гвоздь одним концом при­тягивается к одному полюсу, а другим — к другому. Почему?

3. Какое действие оказывает магнитное поле на движущийся в нем электрический заряд? От чего оно зависит?

4. Трансформатор, содержащий в первичной обмотке 840 витков, повышает напряжение с 220 до 660 В. Каков коэффициент трансфор­мации? Сколько витков содержится во вторичной обмотке?

 

ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ВОЛНЫ (5 ч)

УРОК 53/1. Электромагнитные колебания. ОСУМ. Электрическое и магнитное поля. Энергия поля. Элек­тромагнитные колебания. Электрический колебательный контур. Демонстрации

Опыты по рис. 226, 227 учебника. ДЗ. § 40; задания 1—6.

УРОК 54/2. Электромагнитные волны.

ОСУМ. Взаимосвязь переменных магнитного и электрическо­го нолей. Электромагнитное поле. Распространение электромаг­нитного поля в пространстве. Свет — один из видов электромаг­нитных волн. Источники электромагнитных волн. Опыты Герца. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы*.

ДЗ. § 41; задания 1—6.

 

Урок55/3  Передача информации с помощью электромагнитных волн.

ОСУМ. Принцип радиосвязи. Радиопередатчик и радиопри­емник. Длина волны и частота колебаний. Модуляция и демоду­ляция колебаний. Применение радиоволн*. Радиолокация'-.

Демонстрации

Блок-схема радиосвязи. Радиопередатчик и радиоприемник.

ДЗ. § 42; задания 1—5.

УРОК 56/4. Спектры электромагнитных излучений*.

ОСУМ. Шкала электромагнитных излучений. Спектр сол­нечного света. Спектры излучения лампы накаливания и лампы дневного света. Спектр света, отраженного от Луны. Сплошные спектры.

Демонстрации

Шкала электромагнитных излучений. Спектр солнечного света.

ДЗ. § 43*; задания 1—8.

УРОК 57/5. Спектры светящихся газов. Спектральный ана­лиз*.

ОСУМ. При каком условии газ светится? Полосатые и ли­нейчатые спектры. Спектральный анализ. Спектры поглощения. Применение спектрального анализа.

Демонстрации

Полосатые и линейчатые спектры. Светофильтры.

ДЗ. § 44*; задания 1—8; «Самое важное в главе 6».

АТОМ (9 ч)

УРОК 58/1. Радиоактивность.

ОСУМ. Открытие и первые исследования радиоактивности А. Беккерелем. Выделение энергии при радиоактивном излу­чении. Состав радиоактивного излучения.

ДЗ. § 45; задания 1—6.

УРОК 59/2. Открытие строения атома.

ОСУМ. Способы наблюдения и регистрации заряженных ча­стиц. Устройство и принцип действия сцинтилляционного счет­чика, счетчика Гейгера, камеры Вильсона. Опыты Резерфорда по рассеянию а-частиц. Открытие ядра атома.

ДЗ. § 46; задания 1—8.

УРОК 60/3. Радиоактивный распад.

ОСУМ. Причины радиоактивного распада. Период полурас­пада.

ДЗ. § 47; задания 1—6; Л.: № 1665.

Урок 61/4  Состав атомных ядер.

ОСУМ. Открытие нейтрона. Нуклоны: протоны, нейтроны. Ядерные силы. Устойчивость ядер. Число нуклонов и протонов в ядре атомов. Массовое и зарядовое числа ядра.

ДЗ. § 50; задания 1—9; Л.: № 1655, 1658.

УРОК 62/5. Деление ядер. Ядерные реакции.

ОСУМ. Превращение одних химических элементов в другие. Ядерные реакции. Законы сохранения при ядерных реакциях. Примеры ядерных реакций. Реакции, с помощью которых были открыты протон и нейтрон.

ДЗ. § 51; задания 1—8, 10.

УРОК 63/6. Использование ядерной энергии.

ОСУМ. Цепные ядерные реакции. Деление ядер урана. Не­управляемые и управляемые реакции. Критическая масса. Атом­ная бомба.

ДЗ. § 53; задания 1—8; Л.: № 1686.

УРОК 64/7. Действие радиоактивных излучений на человека.

ОСУМ. Доза излучения и ее единица — рентген. Дозиметрия. Дозиметры. Действие излучений на человека. ДЗ. § 56; задания 1—3.

УРОК 65/8. Повторение тем «Электромагнитные волны», «Атом». Проверочная работа.

ОСУМ. Решение задач Л.: № 1641, 1647, 1656, 1667, 1671, 1684.

Примерное содержание проверочной работы.

1.  Каков состав атома? Из каких частиц состоит ядро атома? Укажите состав атома и ядра атома железа.

2.  Напишите ядерную реакцию, которая происходит при бом­бардировке ядра алюминия       -частицами и сопровождается выбиванием протона.

3.  Чем термоядерные реакции отличаются от ядерных реакций? Приведите примеры термоядерных реакций на Земле и в космосе.

ДЗ. «Самое важное в главе 7».

УРОК 66/9. Контрольная работа № 4 по теме «Атом».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizika_8kl.docx25.55 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Нижне-Саловская средняя общеобразовательная школа»

Пояснительная записка  для  курса по физики 8 класса на 2013-2014уч.год

   Рабочая программа по физике для 8класса  составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, на основе примерной программы основного общего образования по физике  и авторской программы Н.М. Шахмаева, рекомендованной МО РФ.

   Данная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов и тем учебного предмета, определяет набор практических работ, необходимых для формирования ключевых компетенций учащихся. Физика в современном обществе имеет исключительно,
большое значение,  для общего образования и формирования мировоззрения. Курс физики Н. М. Шахмаева составлен в соответствии с возрастными особенностями подросткового периода, когда ребенок устремлен к реальной практической деятельности, познанию мира, самопознанию и самоопределению. Курс ориентирован в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребенка.

     Курс составлен и направлен на реализацию следующих основных целей:

  • формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
  • приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;
  • подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

      В результате освоения содержания основного общего образования учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности.

В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен:

Знать/понимать

  • смысл понятий;
  •  смысл физических величин;  
  • смысл физических законов.

Уметь:

  • описывать и объяснять физические явления;
  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин;
  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости;  
  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
  • приводить примеры практического использования физических знании: о механических, тепловых, электромагнитных явлениях;
  •  решать задачи на применение изученных физических законов;
  •  осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников.

Виды контроля:

  • Фронтальный опрос                                                        
  • Индивидуальный опрос
  • Работа по карточкам
  • Взаимоконтроль
  • Самостоятельные работы
  • Практические  работы
  • Лабораторные  работы
  • Контрольные работы
  • Работа с тестами

Программа рассчитана на 70 ч в год (2ч в неделю).

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

№ п/п

Авторы

Название

Год издания

1

Н.М.Шахмаев,Ю.И.Дик,А.В.Бунчук

Физика 8класс

2009

2

Н.А. Матвеева

Методика преподавания физики 8 класс

2010

3

В.И.Лукашик,Е. В. Иванова

2008

Сборник задач по физике 7 – 9

2010

Учебно-тематическое планирование 8класс

№ урока

Тема

Дата провед.

1

Электризация тел

3.09

2

Проводники и непроводники электричества.

4.09

3

 Свойства электрических зарядов.

10.09

4

Строение атома.

11.09

5

Модель свободных электронов. Закон сохранения электрического заряда.

17.09

6

Способы электризации тел и их объяснение

18.09

7

Устройства для накопления и получения электрических зарядов

24.09

8

Электрическое поле.

25.09

9

Повторение темы «Электрические заряды. Электрическое поле». Контрольная работа № 1.

1.10

10

Электрический ток.

2.10

11

Действия электрического тока.

8.10

12

Электрический ток в металлических проводниках

9.10

13

Сила тока.

15.10

14

Л.р.1

16.10

15

Электрическое напряжение.

22.10

16

Л.р2

23.10

17(2чет)

Закон Ома.

5.11

18

Электрическое сопротивление.

6.11

19

Решение задач.

12.11

20

Следствия из закона Ома. Решение задач.

13.11

21

Л.р3

19.11

22

Последовательное соединение проводников.

20.11

23

Параллельное соединение проводников.

26.11

24

Л.р4

27.11

25

Решение задач.

3.12

26

Работа электрического тока.

4.12

27

Мощность электрического тока.

10.12

28

Л.р5

11.12

29

Тепловое действие тока.

17.12

30

Решение задач.

18.12

31

Повторение темы

24.12

32

К.р № 2 по теме «Электрический ток и его законы».

25.12

33(3чет)

Электрический ток в полупроводниках.

14.01

34

Полупроводниковые приборы: диоды, фоторезисторы, терморезисторы, светодиоды.

15.01

35

Л.р6

21.01

36

Электрический ток в жидкостях

22.01

37

Электрический ток в газах.

28.01

38

Повторение темы «Электрический ток в средах». Самостоятельная работа.

29.01

39

Начальные сведения о магнитных явлениях.

4.02

40

Магнитное поле постоянных магнитов.

5.02

41

Магнитное поле Земли.

11.02

42

Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока.

12.02

43

.Л.р7

18.02

44

Электромагнит. Электромагнитное реле.

19.02

45

Применение электромагнитов.

25.02

46

Действие магнитного поля на проводники с током и движущиеся заряженные частицы.

26.02

47

Электромагнитная индукция.

4.03

48

Л.р8

5.03

49

Применение электромагнитной индукции.

11.03

50

Производство и передача электроэнергии.

12.03

51

Повторение тем «Магнитное поле», «Электромагнитная индукция».

18.03

52

Контрольная работа № 3

19.03

53

Электромагнитные колебания. ОСУМ. Электрическое и магнитное поля. Энергия поля. Электромагнитные колебания. Электрический колебательный контур

1.04

54

Электромагнитные волны.

2.04

55(4чет)

Передача информации с помощью электромагнитных волн.

8.04

56

Спектры электромагнитных излучений*.

9.04

57

Спектры светящихся газов. Спектральный анализ

15.04

58

Радиоактивность.

16.04

59

Открытие строения атома.

22.04

60

Радиоактивный распад.

23.04

61

Состав атомных ядер.

29.04

62

Деление ядер. Ядерные реакции.

30.04

63

Использование ядерной энергии.

6.05

64

Действие радиоактивных излучений на человека.

7.05

65

Повторение тем «Электромагнитные волны», «Атом». Проверочная работа.

13.05

66

Контрольная работа № 4 по теме «Атом»

14.05

67

Повторение

20.05

68

Повторение

21.05

69/70

Повторение

27-28.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...

Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...