Рабочая программа по физике, 7 класс
рабочая программа по физике (7 класс) на тему

Базанова Алевтина Владимировна

Рабочая программа по физике, 7 класс к учебнику  А. В. Пёрышкина. Программа создана в 2012-2013 уч году

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_fizike_7_klass.doc269 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю ____________

директор МОУ Гаврильцевская

средняя общеобразовательная школа    

Галанина Л. В.

                 

Рассмотрено на

 методическом

совете школы

______________

Рабочая программа по физике

7 класса

2012-2013уч. г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Настоящая рабочая программа составлена на основе программы по физике 7-9 кл. (авторы  Е. М. Гутник, А. В. Пёрышкин, 2010 год), рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации (приказ № 189 от 05.03.2004).

Содержание образования соотнесено с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта.

Используется учебник физики для 7 класса общеобразовательных учреждений, рекомендованный Министерством образования Российской Федерации: «А.В. Пёрышкин, Физика-7». – М., Дрофа , 2008 .

Учебно-методический комплекс по физике 7 класс

  • Учебник физики для 7 класса общеобразовательных учреждений, рекомендованный Министерством образования Российской Федерации: «А.В. Пёрышкин, Физика-7». – М., Дрофа , 2008   .
  • Волков В. А. Поурочные разработки по физике: 7 класс. - М.: ВАКО, 2009.
  • Громцева О. И. Контрольные и самостоятельные работы по физике к учебнику А В Перышкина «Физика 7 класс». - М.: Издательство «Экзамен», 2010.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цели изучения физики:

  • Освоение знаний о физических явлениях, величинах характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирования на этой основе представлений о физической картине мира;
  • Овладение умениями проводить наблюдения природных явлений; описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты измерений в виде таблиц, графиков и выявлять на основе этого эмпирические зависимости применять полученные знания для объяснения природных явлений и процессов, для решения физических задач;
  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих способностей; самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач, при выполнении эксперимента;
  • Воспитание убеждённости в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологии, уважение к творцам науки и техники; отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

Использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Количество часов по программе 68 (2 часа в неделю). Количество часов по учебному плану 68 (2 часа в неделю).

В курсе физики-7 изучаются следующие темы:

  1. Введение
  2. Первоначальные сведения о строении вещества
  3. Взаимодействие тел
  4. Давление твёрдых тел, жидкостей, газов
  5. Работа и мощность. Энергия.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ УСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Учащиеся должны знать смысл понятий: физическое явление, физический закон, физические величины, взаимодействие. Смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия. Смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Гука.

Учащиеся должны уметь:

  • собирать установки для эксперимента по описанию, рисунку и проводить наблюдения изучаемых явлений;
  • измерять массу, объём, силу тяжести, расстояние; представлять результаты измерений в виде таблиц, выявлять эмпирические зависимости;
  • объяснять результаты наблюдений и экспериментов;
  • применять экспериментальные результаты для предсказания значения величин, характеризующих ход физических явлений;
  • воспринимать, перерабатывать и предъявлять учебную информацию в различных формах  (словесной, образной, символической);
  • читать и пересказывать текст учебника; выделять главные мысли в прочитанном тексте; находить в тексте ответы на поставленные вопросы;
  • выражать результаты измерений и расчётов в единицах Международной системы;
  • решать задачи на применение изученных законов;
  • приводить примеры практического использования физических законов;
  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни.

Метапредметные результаты обучения:

  • Использовать для познания окружающего мира естественно - научных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование
  • Сформировать умения выделять основное из прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его
  • Сформировать умения различать факты,  гипотезы, причины,  следствия, доказательства,  законы, теории.  
  • Приобрести опыт выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез
  • Сформировать умения выделять основное из прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его
  • Использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации
  • Владеть монологической  и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение  
  • Владеть адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач    
  • Приобрести опыт самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников
  • Приобрести опыт организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств  
  • Овладеть навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий

       

ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Оценка устных ответов учащихся

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов; не более одной грубой и одной негрубой ошибки; не более 2-3 негрубых ошибок; одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».

Оценка контрольных работ

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней: не более одной грубой ошибки; одной негрубой ошибки и одного недочёта; не более трёх недочётов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил: не более одной грубой ошибки и двух недочётов; не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки; не более трех негрубых ошибок; одной негрубой ошибки и трех недочётов; при наличии 4 - 5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Оценка лабораторных работ

Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два - три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, позволяет получить правильные результаты и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования правил безопасности труда

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  • Учебник физики для 7 класса общеобразовательных учреждений, рекомендованный Министерством образования Российской Федерации: «А.В. Пёрышкин, Физика-7». – М., Дрофа , 2008   .
  • Волков В. А. Поурочные разработки по физике: 7 класс. - М.: ВАКО, 2009.
  • Громцева О. И. Контрольные и самостоятельные работы по физике к учебнику А В Перышкина «Физика 7 класс». - М.: Издательство «Экзамен», 2010.
  • Дягилев Ф. М.Из истории физики и жизни ее творцов: Кн. для учащихся.- М.: Просвещение, 1986.
  • Лукашик В. И. Сборник задач по физике: Для 7 – 8 кл. общеобразовательных учреждений. - М.- Просвещение, 1997.
  • Физика. 7 класс: учебно – методическое пособие / А. Е.Марон, Е. А. Морон   8-е изд.,  - М.:Дрофа, 2010
  • Хорошавин С. А. Физический Эксперимент в средней школе: 6 – 7 кл. М. Просвещение, 1997.
  • Виртуальные лабораторные работы по физике Програмно-методический комплекс

        


КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВНИЕ

№ урока

Раздел программы

Кол- во часов

Тема урока

Кол-во часов

Содержание урока


Планируемые результаты обучения

Возможная учебная ситуация на уроке

Дата

проведения

предметные

метапредметные

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Введение

4

Вводный инструктаж по ТБ

Что изучает физика

Физические термины. Наблюдения и опыты.

1





Знакомство с учебником физики. Как работать с учебником. Требования к ведению тетрадей.

Объяснение учителя п. 1,2,3

Демонстрации: Скатывание шарика, колебания мятника, выстрел из пистолета, звучание камертона, Притяжение тел к магниту

Решение задач №1-5-Л

Знать: смысл понятий: физические явления, вещество, тело, методы физики - наблюдение и опыт и их различия, материя, физическое тело, вещество.

Уметь: использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин, приводить примеры веществ и физических тел.

Использование для познания окружающего мира естественно - научных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование

Фронтальная  работа  

2












Физические величины и их измерение. Точность и погрешность измерения.








Инструктаж по ТБ при выполнении лабораторных работ.

Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измерительного прибора»

Физика и техника.

1














1




Объяснение учителя п. 4,5

Определение цены деления, показания, погрешности приборов: линейка, термометр, гальванометр

Задачи №17, 31-Л







Инструктаж по ТБ при выполнении лабораторных работ. Знакомство с оформлением лабораторных работ.

Выполнение работы №1 под руководством учителя.

Самостоятельное изучение
п. 6

Знать: смысл понятий физические явления, вещество, тело, методы физики - наблюдение и опыт, их  различия.  

Уметь: составлять обобщенный план характеристики физической величины, приводить  примеры некоторых физических величин: объем, температура, время, длина.


Знать: смысл понятий физические явления, вещество, тело, методы физики - наблюдение и опыт, их  различия.  

Уметь: использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин

Использование для познания окружающего мира естественно - научных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование





Использование для познания окружающего мира естественно - научных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование.

Формирование умения выделять основное из прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его

Фронтальная работа, групповая работа










Частично-поисковая беседа, групповая форма работы, решение проблемной ситуации



3






4


Первоначальные сведения о строении вещества

5

Строение вещества. Молекулы

1

Объяснение учителя п. 7,8

Демонстрации: Нагревание шарика.

Задачи. №43, 54 - Л

Знать: смысл понятий вещество, взаимодействие, атом (молекула)

Уметь:  описывать и объяснять физическое явление, диффузия  

Формирование умений различать факты,  гипотезы, причины,  следствия, доказательства,  законы, теории.  

объяснительно-иллюстративная беседа, фронтальная  работа

5

Л/р №2 «Измерение размеров малых тел».

 ( + ПК )

1

Выполнение лабораторной работы №2 под руководством учителя.

 Знать: смысл  понятий вещество, взаимодействие, атом (молекула)

Уметь:  использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин  

Использование для познания окружающего мира естественно - научных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование

Частично-поисковая беседа,

решение проблемной ситуации групповая  работа

6

Диффузия .

1

Объяснение учителя п. 9

Демонстрации: Диффузия в газах, диффузия в жидкостях

Задачи №56, 60, 61, 63 - Л

Знать: смысл понятий вещество, взаимодействие, атом (молекула)

Уметь:  описывать и объяснять физическое явление, диффузия

Приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез

объяснительно-иллюстративная беседа, фронтальная  работа

7

Взаимодействие молекул.

1

Объяснение учителя п. 10

Задачи № 70, 79, 81, 75 – Л

Знать: смысл понятий вещество, взаимодействие, атом (молекула)

Уметь: объяснять   явление взаимного притяжения и отталкивания молекул.

Формирование умений различать факты,  гипотезы, причины,  следствия, доказательства,  законы, теории.  

решение проблемной ситуации, групповая  работа

8

3 состояния вещества. Различие в  молекулярном строении  

1

Самостоятельное изучение п. 11, 12

Заполнение таблицы сравнительной характеристики газов, жидкостей и твердых тел

Решение задач № 94, 85 - Л


Знать: смысл понятий вещество, взаимодействие, атом (молекула)

Уметь:  объяснять свойства веществ в трех состояниях

Формирование умения выделять основное из прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его, владение монологической  и диалогической речью.

Групповая  работа

9

Взаимодействие тел

















24

Движение. Равномерное и неравномерное  движение

1

Объяснение учителя п. 13

Самостоятельное изучение п. 14

Задачи на перевод единиц пути и времени в СИ

Самостоятельная работа «Строение вещества»



Знать: Понятия путь, траектория, механическое движение, равномерное движение, неравномерное движение 

Уметь: Приводить примеры механического равномерного, неравномерного движения, переводить единицы пути и времени в СИ

Овладение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий Формирование умения выделять основное из прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его

Фронтальная работа, самостоятельная работа

10

Скорость. Расчет пути и времени.

1

Объяснение учителя п. 15

Задачи на перевод единиц скорости в СИ, расчет скорости тел

Решение задач упр. 4(3)



Знать: Понятие скорость тела при равномерном движении. Единицы скорости. Численное значение одной и той же скорости тела, выраженной в разных единицах.

Уметь: применять основные формулы для решения задач, описывать и объяснять равномерное прямолинейное движение; использовать физические приборы для измерения пути, времени, массы, силы; выражать величины в СИ

Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации

Фронтальная работа, групповая работа

11

Решение задач

1

Изучение п. 16

Знакомство с оформлением расчетных задач. Решение типовых задач на расчет пути, времени и скорости движения, построение графиков скорости и движения

Качественные задачи на применение знаний о строении вещества: №62, 79, 93 - Л

Расчетные задачи на расчет характеристик движения. №128 -Л

Знать: смысл понятия скорость тела при равномерном движении. Единицы скорости. Численное значение одной и той же скорости тела, выраженной в разных единицах.

Уметь: решать задачи на применение  основных  формул  расчета пути и времени , выражать величины в СИ

Овладение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий

Фронтальная работа, групповая работа, индивидуальная работа

12

Инерция

1

Объяснение учителя п. 17

Задачи №131, 132, 146 – Л

Знать:  понятие явления инерции.  

Уметь: объяснять физическое явление – инерцию, объяснять причину изменения скорости тел при их  взаимодействии.


Различать факты,  гипотезы, причины,  следствия, доказательства,  законы, теории, владение монологической  и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение  

Фронтальная работа

13

Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела.

1

Объяснение учителя п. 18

Самостоятельное изучение п. 19

Задачи на перевод единиц массы в СИ

Задачи: №127, 120,132- Л, упр. 6(2)

Знать: смысл физической величины - масса, единицы измерения массы

Уметь: решать задачи на применение  основных  формул  расчета массы, плотности и объема, выражать величины в СИ    

Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации

Формирование умения выделять основное из прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его

Фронтальная работа

14

Л.р № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах.» ( + ПК )

1

Самостоятельное изучение п. 20

Выполнение лабораторной работы №3 под руководством учителя


Знать:  смысл физической величины - масса, единицы измерения массы

Уметь:  представлять результаты измерений с помощью таблиц и выявлять на этой основе эмпирические зависимости 

Формирование умения выделять основное из прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его

Использование для познания окружающего мира естественно - научных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование

Групповая работа, фронтальная работа

15

Плотность вещества.

1

Объяснение учителя п. 21

Решение типовых задач на расчет плотности вещества

Знать: смысл понятия  плотности вещества

Уметь:  решать задачи на применение  основных  формул  расчета плотности, выражать величины в СИ  

Использование для познания окружающего мира естественно - научных методов: наблюдение, измерение, эксперимент

Фронтальная работа

16

Расчет массы тела по его плотности и объему.

1

Объяснение учителя п. 22

Объяснение учителя: объем, формулы объемов тел, единицы объема

Задачи на перевод единиц объема в СИ

Знать: смысл физической величины - плотность вещества

Уметь:  решать задачи на применение  основных  формул  расчета массы, плотности и объема, выражать величины в СИ  

Овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач    

Фронтальная работа, групповая работа

17

Решение задач на нахождение массы, плотности, объёма тела.

1

Решение качественных и расчетных задач на нахождение массы, плотности, объёма тела.

Самостоятельная работа

Знать: понятия инерции, массы, плотности; формулы плотности, массы, скорости; факты: строение вещества.

Уметь: объяснять физические явления на основе знаний о строении вещества; рассчитывать скорость тел, плотность, массу и объем веществ

Овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач    

Игра, групповая, индивидуальная работа

18

Л/р№ 4 «Измерение объема тела».

 ( + ПК )

1

Выполнение лабораторной работы №4 под руководством учителя

Знать: смысл понятия  объема

Уметь: представлять результаты измерений с помощью таблиц и выявлять на этой основе эмпирические зависимости

 

Использование для познания окружающего мира естественно - научных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование    

Фронтальная работа, групповая работа,

19

Л/р№ 5 « Определение плотности вещества»

( +ПК )

1

Выполнение лабораторной работы №5 под руководством учителя

 Знать: смысл понятий  объема и плотности вещества, формулы

Уметь: представлять результаты измерений с помощью таблиц и выявлять на этой основе эмпирические зависимости


Использование для познания окружающего мира естественно - научных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование    

Фронтальная работа, рупповая работа

20

Решение задач.

1

Решение типовых задач на расчет пути, времени и скорости движения, построение графиков скорости и движения

Решение типовых задач на расчет объема, плотности и массы тел

Знать: понятия инерции, массы, плотности; формулы плотности, массы, скорости; факты: строение вещества.

Уметь: объяснять физические явления на основе знаний о взаимодействии тел и строении вещества; рассчитывать скорость тел, плотность, массу и объем веществ.

Овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач    

Фронтальная работа, групповая работа

21

Контроль

1

Разно уровневая работа по вариантам

Контроль ЗУН



Знать:  смысл физических величин  траектория, путь,  скорость, масса, измерение массы, понятие плотности вещества.

решать задачи на применение  

основных  формул  расчета

массы, плотности и объема,    

выражать результаты расчетов

в системе СИ  

Овладение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий    

Индивидуальная работа

22

Сила. Единицы силы.

1

Объяснение учителя п. 23, п. 27

Перевод единиц силы в систему СИ

Анализ контрольной работы.


Знать:  понятия: сила, деформация;

факты: причина изменения скорости, причина деформации, устройство, назначение, виды динамометров

Уметь:  Объяснять физические явления на основе знаний о силе,

решать задачи на графическое

изображение силы, выражать

значение силы в системе СИ

Овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач            

Фронтальная работа

23

Сила тяжести.  Связь между силой тяжести и массой тела.

1

Объяснение учителя п. 24, п. 28


Знать:  смысл физической величины - сила тяжести, направление, точка приложения, зависимость от массы

Уметь:   решать задачи на

применение  формулы  

 расчета силы тяжести,

выражать

результаты расчетов в системе

СИ, измерять силу тяжести, объяснять физические

явления на основе

знаний о всемирном

тяготении, о

силе тяжести  

Овладение

адекватными

способами

решения

теоретических

и экспериментальных

задач              

Фронтальная работа, групповая работа

24

Л/р №7 «Определение центра тяжести плоской пластины»

1

Выполнение лабораторной работы №7 по инструкции под руководством учителя

Знать:  смысл физической величины - сила тяжести

Уметь:   использовать

физические

приборы и измерительные

инструменты для измерения

физических величин.

Использование для познания окружающего мира естественно - научных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование    

Фронтальная и индивидуальная работа

25

Сила  упругости. Закон Гука.

1

Объяснение учителя п. 25,

Самостоятельное изучение п. 26

Решение типовых задач на расчет силы тяжести, веса тела, изображения сил на чертеже в выбранном масштабе

Знать:  смысл физической величины - сила упругости

Уметь:  решать задачи на

применение формулу силы

упругости, выражать

результаты расчетов в

системе СИ, объяснять

физические явления на основе

знаний о силе упругости  

Использование для

познания

окружающего

мира естественно –

научных методов:

наблюдение,

 измерение,

эксперимент, моделирование

Формирование умения выделять основное из прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его        

Фронтальная и групповая работа

26

Л/р № 6 «Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины»

1

Выполнение лабораторной работы по инструкции под руководством учителя

Знать: смысл понятий  сила упругости, жесткость пружины, закон Гука, формулы для вычисления силы упругости и жесткости пружины

Уметь: представлять результаты измерений с помощью таблиц и графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости

Использование для познания окружающего мира естественно - научных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование    

Фронтальная и групповая работа

27

Вес  тела Невесомость

1

Объяснение учителя п. 27

Знать:  смысл физической величины - сила тяжести, вес тела,

физический смысл 1 Н

Уметь:  рассчитывать силу тяжести, вес тела, изображать вес тела, силу тяжести на чертеже в выбранном масштабе, решать задачи на применение формулу силы упругости, выражать результаты расчетов в системе СИ  

 

Использование для

познания

окружающего

мира естественно –

научных методов:

наблюдение,

 измерение,

эксперимент, моделирование        

Частично – поисковая беседа, фронтальная и групповая работа

28

Равнодействующая двух сил

1

Объяснение учителя п. 29

Демонстрация. Равнодействующая сила.

Решение упр. 11 (2), 310, 313-Л


Знать: понятие

равнодействующая

 сила, правила нахождения равнодействующей силы

Уметь: находить модуль и

направление

равнодействующей силы

Овладение

адекватными

способами

решения теоретических и экспериментальных задач                                

Фронтальная  работа

29

Сила трения. Виды трения.

1

Объяснение учителя п. 30,31

Самостоятельное изучение п. 32

Демонстрации. Сила трения качения, скольжения, измерение силы трения

Решение задач №319, 327, 341, 317, 318, 304 -Л 

Заполнение таблиц «Польза и вред трения», «Увеличение и уменьшение трения»

Знать:  смысл физической величины – сила, сила трения, факты-виды сил трения, причины возникновения силы трения, способы уменьшения и увеличивания сил трения


Уметь: объяснять физические явления на основе знаний о силе трения, измерять силу трения

Овладение

 адекватными

способами

решения теоретических и экспериментальных задач

Формирование умения выделять основное из прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его                                

Фронтальная и групповая работа

30

Трение в природе и технике. Л. Р. №7 «Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления»

1

Выполнение лабораторной работы №7 по инструкции под руководством учителя

Знать:  смысл физической величины –  сила трения, вес тела виды сил трения, принцип работы динамометра

Уметь: объяснять физические явления на основе знаний о силе трения, измерять силу трения, вес тела

Использование для познания окружающего мира естественно - научных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование    

Частично – поисковая беседа, фронтальная и групповая работа

31

Решение задач.

1

Решение качественных и количественных задач по теме: «Сила».

Знать: понятия: сила, деформация;

факты: причина изменения скорости, причина деформации, смысл физической величины - сила тяжести, вес тела, формулы массы, объема, плотности тела, веса тела, силы тяжести, силы упругости

Уметь: рассчитывать массу, плотность ,силу тяжести, вес тела,

изображать силы на чертеже в выбранном масштабе, объяснять физические явления на основе знаний о силе тяжести, силе упругости, силе трения, об инерции.

Овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач, овладение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий          

Фронтальная и групповая работа

32

Контроль

1

Самостоятельное выполнение разно уровневой работы по вариантам

Контроль ЗУН

Знать: понятия силы, силы тяжести, веса тела, формулы массы, объема, плотности тела, веса тела, силы тяжести, силы упругости.

факты: причина изменения скорости, причина деформации

Уметь: рассчитывать массу, плотность, силу тяжести, вес тела, изображать силы на чертеже в выбранном масштабе, объяснять физические явления на основе знаний о силе тяжести, силе упругости, силе трения, об инерции        

Овладение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий    

Индивидуальная работа

33

Давление твердых тел, жидкостей и газов

19

Давление. Единицы давления. Способы изменения давления.

Л.р. №8 «Определение давления твердого тела на опору».

1

Повторный инструктаж по ТБ

Объяснение учителя п. 33

Самостоятельное изучение п 34

Решение типовых задач на расчет давления твердых тел: №130-К


 Знать: смысл физической

величины – давления,

физически смысл 1 Па,

способы увеличения и

уменьшения давления

Уметь:   решать задачи на  

определение  давления

твердых тел, выражать

результаты расчетов в

системе СИ

Овладение

адекватными

способами

решения

теоретических и экспериментальных

задач

Формирование

умения выделять

основное из

прочитанного текста, находить в нем

ответы на

поставленные

вопросы и излагать

его                                

Групповая работа, решение проблемной ситуации, практическая работа

34

Давление газа. Передача давления жидкостями и газами.

1

Объяснение учителя п. 35

Решение задач: №377, 386, 382, 363-Л

Объяснение учителя п. 36

Демонстрация. Закон Паскаля

Решение задач: упр. 14(2), №395, 403 -Л

Самостоятельная работа по теме «Давление твердых тел»

Доклад учащихся «Блез Паскаль»

Знать: механизм

Возникновения давления в

газах, зависимость давления

газов от температуры,

объема сосуда, числа молекул,

смысл физических законов –

закона Паскаля

Уметь: объяснять физические явления на основе знаний о

давлении газов  


Владение

монологической  и

диалогической

речью, развитие способности

понимать точку

зрения собеседника

и признавать право

на иное мнение    

Фронтальная работа, выступление учащегося, самостоятельная работа

35

Давление в жидкости и газе.

1

Объяснение учителя п. 37

Знать: механизм

Возникновения давления в

газах, зависимость

давления газов от

температуры, объема сосуда,

числа молекул

Уметь: объяснять физические

явления на основе знаний о

давлении газов  

Использование для познания окружающего мира естественно - научных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование

Фронтальная работа

36

Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.

1

Объяснение учителя п.  38

Решение задач: упр. 15(1), 437 –Л


Знать: формулу давления жидкости на дно и стенки сосуда

Уметь: рассчитывать давление жидкости на дно и стенки сосуда

Овладение

адекватными

способами решения теоретических и

экспериментальных задач                                

Фронтальная работа, взаимопроверка

37

Решение задач.

1

Физический диктант.

Решение типовых задач: №355, 416 , 364 -Л

Знать: формулы давления твердого тела, жидкости, единицы давления, силы, площади

Уметь: объяснять физические явления на основе знаний о давлении тел, рассчитывать давление твердых тел, давление жидкостей

Овладение

адекватными

способами решения теоретических и

экспериментальных задач                                

Фронтальная работа, физический диктант, взаимопроверка

38

Сообщающиеся сосуды. Гидравлический пресс

1

Объяснение учителя п. 37, 46

Демонстрация. Свойство сообщающихся сосудов

Решение задач упр. 16(1)

Знать: смысл физических законов – закона Паскаля, свойство поверхности сообщающихся сосудов

Уметь: объяснять физические явления на основе знаний о сообщающихся сосудах, объяснять устройство и действие открытого жидкостного и металлического манометров, устройство и действие гидравлического пресса

Овладение

монологической  и

диалогической речью,

развитие способности

понимать точку зрения собеседника

Фронтальная работа

39

Атмосферное давление

1

Объяснение учителя п.40

Самостоятельное изучение п. 41

Решение задач

Знать: понятия атмосферы, атмосферного давления

Уметь: объяснять физические явления на основе знаний об атмосферном давлении, объяснять передачу давления в жидкостях и газах

Владение

монологической  и

диалогической речью,

развитие способности

понимать точку

зрения собеседника и

признавать право на иное мнение

Формирование умения выделять основное из прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его    

Фронтальная работа, групповая работа

40

Измерение атмосферного давления.  Опыт Торричелли. Барометр – анероид. Атмосферное давление на различных высотах.

1

Объяснение учителя п. 42

Самостоятельное изучение п. 43

Оборудование: плакаты, барометр

Решение задач: упр. 19(1), 19(4) Объяснение учителя п. 44

 Знать: Соотношение между мм рт ст и Па,устройство, назначение и принцип действия барометра-анероида

Уметь: измерять атмосферное давление с помощью барометра, переводить единицы атмосферного давления 

Владение монологической  и

диалогической речью, развитие способности

понимать точку зрения собеседника и признавать

право на иное мнение

Формирование умения выделять основное из прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его        

Фронтальная работа, групповая работа

41

Манометр. Решение задач.

1

Объяснение учителя п. 45

Оборудование: плакаты, барометр

Решение задач: упр. 21 (20, 454, 478 – Л, №147-К

 Знать: устройства и принципа действия манометра

Уметь:   объяснять передачу давления в жидкостях и газах,  использовать

физические приборы для

измерения давления  

Владение

монологической  и

диалогической речью,  развитие способности

понимать точку

зрения собеседника и

признавать право на иное мнение

Фронтальная работа

42

Поршневой жидкостный насос. Решение задач

1

Объяснение учителя п. 47

Оборудование плакат

Решение задач №407, 405-Л

Знать: Устройство и принцип действия гидравлических машин, поршневого жидкостного насоса, формулу гидравлической машины, понятие выигрыш в силе

Уметь: рассчитывать давление газов и жидкостей, характеристики гидравлических машин

Владение

монологической  и

диалогической речью,  развитие способности

понимать точку

зрения собеседника и

признавать право на иное мнение

Фронтальная работа

43

Повторение. Решение задач.

1

Повторение материала в игровой форме

Знать: формулы давления твердого тела, давления жидкости, вес тела, гидравлической машины, законов Паскаля и Архимеда

Уметь: рассчитывать давление газов, жидкостей и твердых тел, рассчитывать характеристики гидравлических машин

Овладение

адекватными

способами решения теоретических и экспериментальных

задач                                                                                  

Фронтальная работа, групповая работа

44

Действие жидкостей и газов на погруженное в них тело.

1

Объяснение учителя п. 48

Решение задач №527, 532-Л

Самостоятельная работа по теме «Давление газов, жидкостей и твердых тел»

Знать: понятие выталкивающая сила,

направление выталкивающей силы, формулу выталкивающей силы

смысл физических законов – закона Архимеда

Уметь:  объяснять физические явления на основе знаний о выталкивающей силе, решать задачи на применение физических законов – закона Архимеда

 

Овладение

адекватными

способами решения теоретических и экспериментальных

задач                                                                                  

Фронтальная работа, взаимопроверка

45

Архимедова сила.

1

Доклады учащихся: «Архимед», «Легенда об Архимеде»

Объяснение учителя п. 49

Демонстрация Архимедова сила

Решение задач: №536-Л, упр. 24 (3, 1

Знать: смысл физических законов – закона Архимеда, формулу архимедовой силы

Уметь:    решать задачи на  

применение

 закона Архимеда, выражать

 результаты

расчетов в системе СИ    

Приобретение опыта самостоятельного

поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников

Овладение

адекватными

способами решения теоретических и экспериментальных

задач, владение

монологической  и

диалогической речью                                            

Фронтальная работа, выступление

46

Л/р №9

« Определение выталкивающей силы».

 (+ ПК)

1

Выполнение работы под руководством учителя

Знать: смысл физических законов – закона Архимеда

Уметь: использовать

Физические приборы и измерительные инструменты

для измерения физических

величин,   выражать

результаты измерений в

системе СИ, вычислять

архимедову силу

экспериментально  

Организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств        

Практическая работа по группам

47

Плавание тел

1

Объяснение учителя п. 50

Доклад «Мертвое море»

Составление плана по п. 51

Решение задач: № 520-Л, упр. 25 (3)

Знать:  смысл физических законов – закона Архимеда

Уметь: описывать условия, при котором тело тонет, плавает, всплывает, решать задачи на применение законов

Овладение

адекватными

способами решения теоретических и экспериментальных

задач, владение монологической  и

диалогической речью,  развитие способности

понимать точку зрения собеседника и признавать

право на иное мнение.

Приобретение опыта самостоятельного

поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников                                                                                    

Фронтальная работа, выступление

48

Л. Р. № 10 Выяснение условий плавания тела в жидкости».

( + ПК )

1

Выполнение работы под руководством учителя


Решение задач №548-Л

Знать: формулы веса тела, архимедовой силы

Уметь: измерять массу тел,

вычислять вес тела, архимедову силу

Использование для познания окружающего мира естественно - научных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование    

Практическая работа по группам

49

Плавание судов. Воздухоплавание.

1

Объяснение учителя п. 52


Решение задач №567, 544-Л

 Знать:  смысл физических законов – закона Архимеда

Уметь: описывать условия, при котором тело тонет, плавает, всплывает, решать задачи на применение законов

Формирование

умений различать

факты, гипотезы,

причины, следствия, доказательства,

овладение

адекватными

способами решения теоретических и экспериментальных

задач                                                                                  

Фронтальная работа

50

Решение задач

1

Тестовая работа

Решение типовых задач на расчет архимедовой силы

Знать: формулы архимедовой силы, условия плавания тел, давления жидкости, законы Архимеда, Паскаля

Уметь: рассчитывать архимедову силу, давление жидкости, объяснять физические явления на основе знаний об архимедовой силе, плавании тел, закона Паскаля

Овладение

адекватными

способами решения теоретических и экспериментальных

задач                                                                                  

Фронтальная работа, индивидуальная работа,

самопроверка

51

Контроль

1

Самостоятельное выполнение работы по вариантам


Знать: смысл физических законов: закон Паскаля, закон Архимеда, условия плавания тел  

Уметь:  решать задачи на

применение закона Архимеда,

выражать результаты

расчетов в системе СИ,

объяснять физические явления на основе знаний об архимедовой

силе, условий плавания тел

Владение навыками

контроля и оценки

своей деятельности,

умением предвидеть возможные

результаты своих действий                    

Индивидуальная работа

52

Работа и мощность. Энергия

13

Механическая работа

1

Объяснение учителя п.53

Решение задач упр. 28(4), №589-Л, №570б-Л

Знать:  смысл физических величин - мощность,  механическая работа    

Уметь:   решать задачи на  

нахождение механической

работы и мощности, выражать результаты расчетов в системе

СИ    

Овладение

адекватными

способами решения теоретических и экспериментальных

задач                                                                                  

Фронтальная работа

53

Мощность

1

Объяснение учителя п. 54

Решение задач №609, 613, 617-Л, упр. 29(3)

 Знать:  смысл физических величин - мощность,  механическая работа    

Уметь:   решать задачи на  

нахождение механической работы и мощности, выражать результаты расчетов в системе СИ      

Овладение

адекватными

способами решения теоретических и экспериментальных

задач                                                                                  

Фронтальная работа

54

 Простые механизмы. Рычаг. Условие равновесия рычага.

1

Самостоятельное изучение п. 55

Объяснение учителя п. 56

Демонстрация Равновесие рычага

Самостоятельная работа по вариантам

Знать: принцип действия  простых механизмов; понятия: простые механизмы, рычаг, плечо силы; условие равновесия рычага (правило Архимеда)

Уметь: изображать на рисунке расположение сил и найти момент силы

Овладение

адекватными

способами решения теоретических и экспериментальных

задач

Формирование умения выделять основное из прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его                                                                                  

Фронтальная работа, индивидуальная работа

55

Момент силы

Рычаги в природе, технике, быту

1

Объяснение учителя п. 57

Решение задач на применение правила Архимеда, правила моментов

Знать: принцип действия  простых механизмов, понятие момент силы,

правило моментов

Уметь: изображать на рисунке расположение сил и найти момент силы

Овладение

адекватными

способами решения теоретических и экспериментальных

задач                                                                                  

Фронтальная работа

56

Л/р. №11«Выяснение условий равновесия рычага».

 ( + ПК )

1

Выполнение лабораторной работы под руководством учителя

Знать: принцип действия  простых механизмов, понятия: рычаг, плечо силы, правило моментов

Уметь: изображать на рисунке расположение сил, измерять плечо силы, силу,

рассчитывать момент силы

Организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения

цели и средств                                                        

Фронтальная работа, групповая практическая работа

57

Применение рычага в технике. Блок.

1

Объяснение учителя п. 59

Демонстрации Неподвижный блок, выигрыш в силе подвижного блока

Знать:   понятия: блок, неподвижный блок, подвижный блок,

принцип действия  простых механизмов; факты: выигрыш в силе и применение блоков

Уметь:  решать задачи на

применение правила рычага , выражать результаты расчетов в системе СИ

Овладение

адекватными

способами решения теоретических и экспериментальных

задач                                                                                  

Фронтальная работа

58

Золотое правило механики. Решение задач.

1

Объяснение учителя п. 60,

Решение задач упр. 31(1)

Знать:   понятия: блок, неподвижный блок, подвижный блок

«Золотое правило» механики;

факты: выигрыш в силе и применение блоков

Уметь:  решать задачи на

применение правила рычага,

«золотого правила» механики, выражать результаты расчетов в системе СИ  

Овладение

адекватными

способами решения теоретических и экспериментальных

задач                                                                                  

Фронтальная работа

59

КПД простых двигателей

1

Объяснение учителя п. 62

учителя

Знать:  принцип действия простых механизмов, понятие КПД, полезная работа, полная работа

формулу КПД

Уметь:  определять КПД

наклонной плоскости,

выражать результаты

расчетов в системе СИ

Овладение

адекватными

способами решения теоретических и экспериментальных

задач                                                                                  

Фронтальная работа

60

Л/Р №12 КПД наклонной плоскости.

1

Выполнение лабораторной работы под руководством учителя

Знать:  принцип действия  простых механизмов

Уметь:  использовать  физические приборы и

измерительные инструменты для измерения физических величин,   выражать результаты

 измерений в системе СИ

Организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств              

Фронтальная работа, групповая практическая работа

61

Энергия. Виды энергии

1

Объяснение учителя п. 63, 64

Решение задач: упр. 32 (3)

Знать: смысл физической величины -  энергия, закон сохранения энергии

Уметь:   определять вид энергии, которой обладает тело, рассчитывать кинетическую и потенциальную энергию, выражать результаты расчетов в системе СИ

Овладение

адекватными

способами решения теоретических и экспериментальных

задач                                                                                  

Фронтальная работа

62

Превращение одного вида энергии в другой.

1

Объяснение учителя п. 64

Решение задач: упр. 33 (1, 3)

Решение типовых задач

Знать:  смысл физической величины -  энергия, закон сохранения энергии

Уметь:  решать задачи на

 нахождение потенциальной и кинетической энергии, выражать результаты расчетов в системе СИ  

 ОУУН: овладение адекватными способами

решения теоретических и экспериментальных задач                                                                  

Овладение

адекватными

способами решения теоретических и экспериментальных

задач                                                                                  

Фронтальная работа

63

Решение задач.

1

Решение типовых задач (подготовка к контрольной работе)

Знать: виды

энергии, которой обладает

тело, формулы потенциальной и кинетической энергии, работы и мощности, правил рычага

Уметь: определять вид

энергии, которой обладает

тело, решать задачи на

нахождение потенциальной и кинетической энергии, работы и мощности, на применение

правила рычага выражать

результаты расчетов в

системе СИ

Овладение

адекватными

способами решения теоретических и экспериментальных

задач                                                                                  

Фронтальная работа, индивидуальная работа, взаимопроверка

64

Контроль

1

Самостоятельное выполнение работы по вариантам

Знать: смысл физической величины -  энергия, закон сохранения энергии, формулы механической работы, мощности, потенциальной, кинетической энергии

Уметь:    решать задачи на

нахождение потенциальной и кинетической энергии , рассчитывать работу, мощность механизмов

выражать результаты расчетов в системе СИ

 

Овладение

адекватными

способами решения теоретических и экспериментальных

задач                                                                                  

Индивидуальная работа

65

Повторение

4

Повторение изученного в 7 классе

1

Анализ контрольной работы

Физический диктант

Решение задач на применение знаний о строении вещества, Расчет характеристик движения, построение графиков скорости и движения

 Знать: смысл понятий вещество, взаимодействие, атом (молекула), диффузия, цена деления, погрешность измерений

Уметь:  описывать и объяснять физические явления (диффузию и др.) на основе знаний о строении вещества, определять показание и погрешность измерения величин

Владение

монологической  и

диалогической речью, развитие способности

понимать точку

зрения собеседника

и признавать право

на иное мнение,

овладение

адекватными

способами решения теоретических и экспериментальных

задач                                                                                  

Фронтальная работа, физический диктант, самопроверка

66

Повторение изученного в 7 классе

1

Тестовая работа

Решение задач на расчет силы тяжести, веса давления твердого тела, выталкивающей силы

Знать:  смысл понятий:  механическое движение, траектория, путь, сила, масса, скорость, формулы скорости, пути, времени движения, веса тела, силы тяжести, массы, плотности

Уметь:  решать задачи на нахождение пути, силы, массы, плотности выражать результаты расчетов в системе СИ  

Овладение

адекватными способами

решения теоретических и экспериментальных задач                                                                                

Фронтальная работа, тестовая работа, самопроверка

67

Итоговый контроль

1

Самостоятельное выполнение работы по вариантам

Знать: базовые понятия (Стандарт)

Уметь: решать задачи на применение основных формул

 

Овладение

адекватными

способами решения теоретических и экспериментальных

задач, навыками

контроля и оценки

своей деятельности,

умением предвидеть возможные

результаты своих

действий    

Индивидуальная работа

68

Повторение изученного в 7 классе

1

Подведение итогов работы за год.

Наблюдение и объяснение физических явлений

Знать: формулы скорости, пути, времени движения, массы, веса тела, силы тяжести, объема, архимедовой силы, работы, мощности, давления твердого тела. 

Уметь: объяснять физические явления на основе знаний о строении вещества, рассчитывать характеристики механического движения, вес тела, архимедову силу, давление твердых тел, работу и мощность

Овладение

адекватными

способами решения теоретических и экспериментальных

задач                                                                                

Фронтальная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...

Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...