Урок по теме «Механическое движение. Система отсчета» 10 класс
план-конспект урока по физике (10 класс) по теме

Урок по теме «Механическое движение. Система отсчета» 10 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по теме «Механическое движение. Система отсчета»

Цели:

Предметные:

  • вспомнить понятия: механическое движение, материальная точка, траектория, путь; система отсчёта, перемещение;
  • изучить понятия: радиус-вектор, законы движения в векторном виде

Метапредметные:

  •  научиться определять, когда тело можно принять за материальную точку; знать отличия траектории, пути и перемещения;
  • уметь самостоятельно организовать собственную деятельность

Личностные:

  • воспитать  уважительное отношения к труду преподавателя

Используемое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карточки

Ход урок:

  • Организационный момент. (3 мин)
  1. Построение. Рапорт
  2. Проверка готовности к уроку.
  • Мотивирование (7 мин)
  1. Кроссворд (по парам)
  2. Фронтальный опрос:

-С какими науками физика тесно связана? (со всеми)

-Какими путями добываются знания? (опыты, наблюдения, исследования)

  • Актуализация знаний (15 мин)

Слайд№1  (тема урока)

Вот и мы с вами,  благодаря нашим наблюдениям начнем изучение одного из разделов механики, ибо относящиеся сюда явления более просты, а также потому, что знание законов механики окажет нам существенную помощь при изучении других разделов.

   Слайд№2-4  (концентрация внимания просмотром видеосюжета о движении животных)

Всё в мире находится в непрерывном движении, ничего остановившегося, застывшего нет. Даже смерть это движение. Если мы говорим о покое, то только относительном. Рассмотрим, что же такое механическое            

 Слайд№5 (определение механического движения)

Механическим движением тела называется изменение с течение времени его положения по отношению к другим телам.

Слайд№6  (основная задача механики)

Основная задача механики- определить положение тела в пространстве в любой момент времени.

- Приведите примеры механического движения. (например: движение людей, вода в реке, движение воздуха ит.д.)

-Перечислите виды транспорта, которые совершают движения? А вот почему, за счет чего, с помощью чего  и как они движутся, мы будем изучать на последующих уроках физики.

-Двигаетесь ли вы , находясь в классе? (вы находитесь в классе в покое относительно Землю, но движетесь с ним вокруг Солнца. Например, поезд движется относительно деревьев, зданий, но пассажиры , находящиеся в нем, находятся в покое относительно поезда)

Слайд№7  (демонстрация видеосюжета об относительности движения)

                  Система отсчета №3

Нет абсолютно неподвижных тел.

Слайд№8  (демонстрация видео материальной точки)

Говорят, тело принимаем за материальную точку.

Материальной точкой называют тело, размерами которого в рассматриваемом случае можно пренебречь.

Слайд№9 (демонстрация видео траектории)

-Попробуйте самостоятельно сформулировать, что такое траектория, путь, перемещение.

IV. Усвоение знаний. (5 мин)

Слайд№10 (чем отличается путь от перемещения при просмотре видео)

  • Вопросы для фронтальной работы:
  • В чем отличия пути и перемещения?
  • Могут ли путь и перемещение быть одинаковыми?
  • Может ли путь быть меньше перемещения?
  • Вам указали величину перемещения космического корабля. Полную информацию вы получили при этом о его перемещении? Сможете ли вы его отыскать?
  • Работа с карточкой

Слайд№11-12 (определения понятий путь и перемещение)

Пройденное точкой расстояние, отсчитанное вдоль траектории, называется путем.

Слайд№13-15(характеристики величин)

Чем отличается путь от перемещения.

  1. Путь – скалярная величина и характеризуется только числовым значением.
  2. Перемещение – векторная величина и характеризуется как числовым значением (модулем), так и направлением.
  3. При движении тела путь может только увеличиваться, а модуль перемещения может как увеличиваться, так и уменьшаться.
  4. Если тело вернулось в начальную точку, его перемещение равно нулю, а путь нулю не равен.

Путь

Перемещение

Определение

Длина траектории, описываемой телом за определённое время

Вектор, соединяющий начальное положение тела с его последующим положением

Обозначение

l [ м ]

S [м ]

Характер физических величин

Скалярная, т.е. определяется только числовым значением

Векторная, т.е. определяется числовым значением (модулем) и направлением

Необходимость введения

Зная начальное положение тела и путь l, пройденный за промежуток времени t, нельзя определить положение тела в заданный момент времени t

Зная начальное положение тела и S за промежуток времени t, однозначно определяется положение тела в заданный момент времени t

l = S в случае прямолинейного движения без возвратов

Если траектория прямая, движение называют прямолинейным, если кривая – криволинейным.

Слайд№16 (способы описания движений)

Траектория движения указывает все положения, которые занимала точка, но, зная траекторию, ничего нельзя сказать о том, быстро или медленно проходила точка отдельные участки траектории. Чтобы получить полное описание движения , нужно знать, в какой момент точка занимала то или иное положение на траектории. Описать движение   можно:

-с помощью таблиц;

-графически;

-аналитически.

Слайд№17

Положение материальной точки в пространстве и в произвольный момент времени можно определить, если ввести систему отсчета.

Слайд№18-22  (описание системы отсчета)

Система отсчета- совокупность тела отсчета, связанная с ним системой координат и часов.

Слайд№23 (способы описания систем отсчета)

-Какие системы координат вы знаете, приведите примеры? (одномерные , двухмерные, трехмерные).

  1. Одномерные (движение автомобиля по прямой линии)
  2. Двухмерные (движение шахматной фигуры в плоскости)
  3. Трехмерные (полет мухи в пространстве)

Слайд№24 (демонстрация видео)  Система отсчета №6-8

Слайд№25 (таблица систем координат)

Раздел механики, в котором движение изучается без исследования причин называют кинематикой.

Для описания движения тела нужно указать, как меняется положение точек с течением времени. При движении тела каждая его точка описывает некоторую линию- траекторию движения. (рукопись- это траектория пера).

Слайд№26-27 (рисунок точки М)

Рассмотрим движение материальной точки М с координатами (х,у,z) в момент времени t.

Совокупность координат х(t),  y(t), z(t) в момент времени tопределяет закон движения материальной точки в координатной форме, тогда положение математической точки можно задать вектором r.

                  Слайд№28-29 (определение радиус- вектора)

 Радиус-вектор – вектор, соединяющий начало отсчета с положением точки в произвольный момент времени. (Радиус-вектор – это направленный отрезок, проведенный из начала координат в данную точку).

Закон (или уравнение) движения в векторной форме- зависимость радиуса- вектора от времени r(t)                                                   _    _

r = r  (t)

При движении материальной точки М ее координаты x,y,z  и радиус-вектор изменяются с течением времени t.

Поэтому для задания закона движения материальной точки необходимо указать либо вид функциональной зависимости всех трех ее координат от времени:

(1.2)

либо зависимость от времени радиус-вектора этой точки

(1.3)

Три скалярных уравнения (1.2) или эквивалентное им одно векторное уравнение (1.3) называются кинематическими уравнениями движения материальной точки.

                 Слайд№30  ( кинематическое уравнение движения точки)

Этап урока

Содержание урока

Деятельность ученика

Деятельность учителя

1

Мотивация, целеполагание

Просмотр примеров различных движений (Презентация)

Настрой на изучение механического движения

2

Повторение понятия механическое движение, знакомство с основной задачей механики

Повторение понятия механического движения
(Презентация)

Знакомство учащихся с основной задачей механики

3

Изучение понятия система отсчета

Знакомство с понятием относительность движения, с системой отсчета, повторение систем координат (Презентация)

Помощь в проектировании системы отсчета (видеопока)

4

Повторение понятия материальная точка

припоминание понятия материальная точка, примеры материальных точек

Помощь в припоминании понятия материальная точка (видеопоказ)

5

Повторение понятий траектория, путь;
Изучение понятия перемещение

Выполнение заданий по карточкам  (повторение траектории, пути и введение понятия перемещение)
Ответы на фронтальные вопросы учителя

Помощь при затруднении

(видеопоказ)

6

Индивидуальные карточки - задания

Выполнение заданий по карточкам

Оценивание выполненных карточек

7

Подведение итогов урока

 

 

V.Результативность работы  (10мин)

Слайд№31  (самостоятельная работа обучающегося)
Индивидуальная карточка

Карточка 1:

Какую систему координат (одномерную, двухмерную, трёхмерную) следует выбрать для определения положения тел:

            а) трактор в поле;

            б) вертолёт в небе;

            в) поезд

            г) шахматная фигура на доске.

Решение:. а) двухмерная;

                     б) трёхмерная;

                     в) одномерная;

                     г) двухмерная.

Карточка 2:

Какую систему координат (одномерную, двухмерную, трёхмерную) следует выбрать для определения положения таких тел:

а) люстра в комнате;

б) лифт;

в) подводная лодка;

г) самолёт на взлётной полосе.

Решение: а) двухмерную;

                     б) одномерную;

                     в) трёхмерную;

                     г) одномерную.

В. 1
1. В каких случаях человека можно считать материальной точкой:

  • человек прыгает в высоту через перекладину
  • человек путешествует
  • человек изготавливает деталь?

2. Длина беговой круговой дорожки на стадионе 400 м. Определите путь и значение перемещения спортсмена, после того, как он пробежал дистанцию 800 м.

В. 2
1. В каких случаях человека можно считать материальной точкой:

  • человек кувыркается
  • человек ест яблоко
  • человек перемещается из одного города в другой

2. Мяч упал с высоты 10 м и отскочил от пола на высоту 2 м. определите путь, пройденный мячом и величину его перемещения.

В. 3
1. В каких случаях поезд можно считать материальной точкой:

  • поезд  ремонтируют в депо
  • поезд  движется из Москвы во Владивосток
  • осуществляется посадка пассажиров

2. Автомобиль проехал на восток 400 м, затем на запад 300 м. Определите путь и перемещение автомобиля.

В. 4
1. В каких случаях автомобиль можно считать материальной точкой:

  • автомобиль движется  из Мурманска в Ленинград
  • производится ремонт его двигателя
  • автомобиль участвует в ралли

2. Лыжник пробежал 5 км, вернувшись в точку старта. Определите путь и перемещение спортсмена.

VI.Домашнее задание. (1 мин)

Слайд№32  (домашнее задание)

Учебник физики п.3-8, вопросы, изобразить дорогу из дома до колледжа, создать маршрутный лист

VII. Итог урока. (2мин)

  • Какие понятия мы сегодня рассмотрели?
  • Какие вы систем координат вы знаете?
  • Что такое траектория?
  • Что такое путь? В чем отличие пути от перемещения?
  1. Стратонавты рассказывают, что если не обращать внимания на показания приборов, то невозможно определить, поднимается или опускается и движется ли вообще стратостат. Чем это объясняется? (отсутствием системы отсчета).

VIII. Рефлексия ( 2 мин)

Слайд№33  (рефлексия)

Суждения

Да

Нет

Не знаю

На уроке я:

  1. всё  знал
  2. узнал много нового;
  3. показал свои знания;
  4. с интересом общался с

преподавателем и ребятами.

На уроке я чувствовал себя:

  1. свободно;
  2. скованно;
  3. уютно.

На уроке мне понравилось:

  1. работа с  карточками
  2. решение познавательных  задач и ответы на вопросы;
  3. наглядность;
  4. другое (указать).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Механическое движение. Система отсчёта Учитель физики МБОУ СОШ № 34 Новошахтинск Ростовской области Физика 10 класс

Слайд 2

Цели урока вспомнить понятия: механическое движение, материальная точка, траектория, путь изучить понятия: система отсчёта, перемещение,радиус-вектор , закон движения в векторном виде научиться определять, когда тело можно принять за материальную точку; знать отличия траектории, пути и перемещения.

Слайд 3

Мы живём в мире движущихся объектов

Слайд 4

Мы живём в мире движущихся объектов

Слайд 5

Механическое движение – изменение положения тела в пространстве относительно других тел с течением времени

Слайд 6

Механическое движение изучает раздел механики Основная задача механики – определение положения тела в пространстве в любой момент времени

Слайд 8

Материальная точка Тело, размерами которого в данных условиях можно пренебречь, называется материальной точкой

Слайд 9

Траектория Траектория - некоторая линия, которую описывает тело (материальная точка) с течением времени, перемещаясь из одной точки в другую

Слайд 10

Чем отличается путь от перемещения ?

Слайд 11

Путь Путь – это длина траектории

Слайд 12

перемещение Перемещение – направленный отрезок прямой, соединяющий начальное положение с его последующим положением

Слайд 13

Путь и перемещение Перемещение есть векторная величина. Пройденный путь l равен длине дуги траектории, пройденной телом за некоторое время t . Путь – скалярная величина.

Слайд 14

Путь и перемещение L – путь траектория S – перемещение S L

Слайд 15

. Путь – скалярная величина и характеризуется только числовым значением. Перемещение – векторная величина и характеризуется как числовым значением (модулем), так и направлением. При движении тела путь может только увеличиваться, а модуль перемещения может как увеличиваться, так и уменьшаться. Если тело вернулось в начальную точку, его перемещение равно нулю, а путь нулю не равен.

Слайд 16

Описать движение можно: -с помощью таблиц -графически -аналитически Уравнение движения тела х = 2 + 10t. X 0 2 Y 0 4

Слайд 17

Положение материальной точки

Слайд 18

Тележка движется слева направо. Для рассмотрения её движения введём:

Слайд 19

Тело отсчёта

Слайд 20

Добавим систему координат z y x

Слайд 21

Добавим секундомер z y x

Слайд 22

Система отсчёта z x y

Слайд 23

Система отсчёта – тело отсчёта, система координат, связанная с телом отсчёта, и прибор для измерения времени

Слайд 24

Система отсчета

Слайд 25

Системы координат : одномерная двумерная трёхмерная x y x z y x Лифт, бег на короткую дистанцию … Шахматы, географическая карта, план участка… Подводная лодка, самолёт в полёте…

Слайд 26

Рассмотрим движение материальной точки А с координатами ( х,у , z ) в момент времени t .

Слайд 27

Совокупность координат х ( t ), y ( t ), z ( t ) в момент времени t определяет закон движения материальной точки в координатной форме, тогда положение математической точки можно задать вектором r .

Слайд 29

x = r x y= r y z= r z

Слайд 31

Работа с индивидуальными карточками

Слайд 32

домашнее задание 1. учебник параграф 3-8, вопросы 2. принести маршрутный лист (маршрут пути от дома до колледжа)

Слайд 33

Рефлексия (отметьте свой вариант ответа в таблице) Суждения Да Нет Не знаю На уроке я: всё знал узнал много нового; показал свои знания; с интересом общался с преподавателем и одногрупниками . На уроке я чувствовал себя: свободно; скованно; уютно. На уроке мне понравилось: работа с карточками решение познавательных задач и ответы на вопросы; наглядность; другое (указать).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по теме "Механическое движение"

конспект урока по физике 7 класса. Урок решения интересных задач по теме "Механическое движение. Плотность."...

Презентация к уроку по теме "Механическое движение"

Данная презентация  предназначена для урока-повторения главы "Механическое движение" к учебнику Н.С Пурышевой. Физика 7 класс....

Методическая разработка к уроку по теме "Механическое движение "7 класс

Методическая разработка для проведения итогового повторения главы "Механическое движение". К учебнику Н.С Пурышевой. 7класс...

Урок на тему «Механическое движение» в VII классе

Методическая разработка предназначена для учителей физики, осваивающих новые технологии при обучении физики. Данный урок позволяет сформулировать представление о механическом движении и его отно...

Урок-сказка по теме "Механическое движение" в 7 классе корреционной школе.

Обобщающий урок по теме "Механическое движение" в 7 классе коррекционной школы с использованием ИКТ. С целью повышения учебной мотивации урок проводится в форме игры....

Презентация к уроку-сказке по теме "Механическое движение" в 7 классе коррекционной школы.

Презентация содержит задания для учащихся коррекционной школы по теме "Механическое движение" и иллюстрации к этапам урока....

Презентация урока по теме: "Механическое движение".

С использованием данного наглядного пособия, учащиеся получат ответы на следующие вопросы: что такое механическое движение, траектория, путь, относительность движения....