Отчет по самообразовательной деятельности по теме "Деятельностный подход к преподаванию физики, как средство повышения качества образования"
методическая разработка по физике по теме

Юртина Елена Анатольевна

В данном материале содержатся методические рекомендации по реализации деятельностного подхода для повышения качества образования по физике. Прилагается презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.rar309.04 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет по теме самообразования учителя Юртиной Е.А.: «Деятельностный подход к преподаванию физики, как средство повышения качества образования».

Когда начата работа над темой: 2007-2008 учебный год.

Когда предполагается закончить работу над темой: 2013-2014 учебный год.

От школы и учителя требуется не только дать знания, сформировать программные умения и навыки у учеников, но и научить их творчески этими знаниями распорядиться. Но, к сожалению, урок физики, как впрочем и любой другой, часто сводится к прохождению программы, причём преимущественно - с использованием объяснительно-иллюстративного метода (посмотри - повтори - запомни), что приводит к снижению качественной успеваемости учащихся и не решает проблемы развития их физических способностей. На мой взгляд, эта тенденция обусловлена, во-первых, повышением уровня сложности содержания обучения, во-вторых, снижением интереса к предмету, связанного с трудностями восприятия и некоторой «скучностью» материала, в-третьих, отсутствием положительной мотивации к учению. Решение данной проблемы - это сложный процесс, требующий системного исследования постановки физического образования через урок как основную форму организации учебного процесса.

Сущность теории деятельностного подхода в обучении

Основоположником теории деятельностного подхода является А. Н. Леонтьев. Значительный вклад в решение данной проблемы в психологии внесли Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, С. Л. Рубинштейн и др. Сущность деятельностного подхода в обучении  состоит в том, что ведущим, организующим фактором является деятельность, ее приемы. Деятельностный характер обучения тесно связан с организацией коллективной мыслительной деятельности.

  Путь  к повышению эффективности процесса обучения физике – создание соответствующей технологии обучения, развивающей навыки мышления, творения нового и внутреннего настроя на творческую деятельность. Применение деятельностного подхода при обучении физике способствовует  развитию способностей учащихся и физического мышления. Деятельностный подход  и составляющие пути его реализации можно представить в виде схемы.

       

В учебной деятельности можно выделить следующие отличительные черты:

  1. Направленность на самого себя. Если трудовая деятельность направлена на изготовление какого-либо объекта, интеллектуальная – на создание научной теории или проекта, то учебная формирует человека, самого ученика, который ее осуществляет. Она ведет к изменениям в самом человеке.
  2. Учебная деятельность ученика есть самоизменение и саморазвитие.
  3. В учебной деятельности происходит освоение, главным образом, общих способов действий.
  4. Учебная деятельность ведет к изменениям в самом субъекте.
  5. Изменение психических свойств и поведения обучающегося «в зависимости от результатов своих собственных действий».

Психологи выделяют 3 уровня деятельности учащихся:

1 уровень (малой сложности) – педагог ставит проблему и метод ее решения,

2 уровень (средней сложности) – педагог ставит проблему, метод ее решения ученики ищут сами,

3 уровень (высшей сложности) – и проблему, и метод ее решения учащиеся отыскивают сами.

Способы учебной деятельности могут быть многообразными, включающими репродуктивные, проблемно – творческие, исследовательски – познавательные действия.

Содержание учебного материала определяется программой или темой урока. Но знания не передаются в готовом виде ученику, их надо добывать в ходе практической или умственной работы.

Одной из первостепенных задач для педагога является формирование мотива учения. Поскольку есть мотив, ученик испытывает потребность в знаниях и умениях, нацеливается на них, втягивается в работу.

Принцип активности в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам. Такого рода активность сама по себе не возникает часто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды. Одним из важнейших условий реализации деятельностного подхода является  активизация познавательной деятельности обучающихся. На своих уроках я использую следующие способы и методы по активизации познавательной деятельности. Это занятия  с книгой (учебником, дополнительной литературой, справочниками, энциклопедиями), постановка опытов, работа с приборами, работа с раздаточным материалом, решение и составление задач, составление таблиц, составление схем, придумывание кроссвордов, подготовка сообщений, разработка презентаций, какой конкретно способ использовать на данном уроке или занятии может быть решен в процессе подготовки к этому уроку, исходя из темы изучаемого материала. Немаловажным является  использование ИКТ, которые позволяют не только представить большой объем материала, но и развивать интеллектуальные, творческие способности обучающихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. Использование ИКТ на уроках физики позволяет повысить интерес к предмету, повысить качество обучения, отразить существенные стороны физических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности, выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов и явлений природы. Мною подобран большой набор мультимедийных презентаций по разным темам программы, которые я активно применяю в практической деятеьности.  Так же на уроках и при подготовке к их проведению я использую Интернет-ресурсы, содержащие необходимую  информацию по некоторым разделам учебников.

Желательно, чтобы в практике работы использовалось возможно больше разных средств обучения – это учебники, справочники, энциклопедии, хрестоматии, раздаточные материалы, учебные приборы, дидактические игры, рабочие тетради, компьютеры, компьютерные программы, Интернет-ресурсы, видеоматериалы.

Организация труда может быть индивидуальная, групповая, коллективная; по подробным инструкциям, по наводящим предписаниям, полностью самостоятельная. В процессе подготовки занятия педагог решает и этот вопрос.

Стимулирование работы заключается в продумывании мер поощрения и их критериях: оценки, призы, дипломы, сюрпризы, способы информации класса, школьной общественности, родителей.

Руководство заключается в намечении способов направления деятельности учащихся в нужное русло:  наводящие указания (не прямые) и вопросы, формы оказания помощи, средства, которые помогут выйти из затруднительных ситуаций (плакаты, схемы, таблицы), меры помощи коллективу в целом и отдельным группам.

Отношения проявляются в продумывании акции, создающей деловую атмосферу, формы и условия взаимодействия ученика с педагогом и учеников между собой. Педагог держит в поле своего внимания и деловую сторону общения, и чисто человеческую.

Модель учения на основе деятельностного подхода можно просмотреть на схеме.

В процессе обучения на основе деятельностного подхода происходит развитие у учащихся всех компонентов деятельности, а не только багажа знаний, абстрактные, как бы мертвые знания, которые ученик при традиционной учебе черпает из рассказа учителя или учебника, становятся близкими и понятными, надолго запоминающимися, осознанными, эффект присвоения знаний получается более сильным, чем обычно. Самостоятельная учебная деятельность, направленная на решение конкретной задачи, побуждает ученика к самоорганизации и самоконтролю вообще и на каждом этапе, в частности, ибо иначе нельзя достигнуть требуемого результата.

В процессе самостоятельной работы ученик овладевает не только знаниями, но и разными видами деятельности, что очень важно. Обучающемуся приходиться вступать в деловую коммуникацию с соседом по парте, товарищем, коллегой по группе, педагогом, родителями.

Немаловажными являются индивидуальный и дифференцированный подходы при реализации любой технологии обучения. Каждый обучающийся обладает индивидуальными личностными и деятельностными особенностями, т.е. особенностями задатков (индивидуально-типологическими предпосылками), способностей, интеллектуальной деятельности, когнитивного стиля, уровня притязаний, самооценки, работоспособности; особенностями выполнения деятельности. Каждый обучающийся характеризуется собственным стилем деятельности, в частности учебной, отношением к ней, обучаемостью.  

Личностный компонент деятельностного подхода предполагает, что в процессе преподавания физики максимально учитываются  половозрастные, индивидуально-психологические особенности обучающегося. Этот учет должен осуществляться через содержание и форму самих учебных заданий, через характер общения  с учеником. Адресованные ученику вопросы, замечания, задания в условиях личностного подхода, поддерживают и направляют их учебную деятельность без лишнего фиксирования ошибок, промахов, неудачных действий. Тем самым осуществляется не только учет индивидуально-психологических особенностей учащихся, но и формирование, дальнейшее развитие психики обучающегося.  

Поэтому, для реализации деятельностного подхода необходимо изучить индивидуальные особенности учащихся.

Учитывая индивидуальные особенности, находя не обычные, а подходящие только к данному конкретному индивиду способы общения, опираясь на сильные черты его темперамента, можно поддерживать добрые отношения со всеми учениками и резко увеличить эффективность учебы и иного труда каждого.

Реализация компонентов деятельностного подхода.

На своей практике я  реализую компоненты деятельностного подхода двумя способами: проведение творческих уроков и насыщение обычных уроков  творческими заданиями.

Анализ двух подходов к основным элементам урока 

Творческий урок – это урок особого типа. Это урок, на котором ученики не просто считают, пишут, читают, слушают учителя, а исследуют, изобретают, сочиняют, выдвигают и доказывают гипотезы, то есть самостоятельно создают новый для себя образовательный продукт. Участвуя в таком уроке, ученики развивают свои способности, реализуют свой творческий потенциал. 

Создание творческого урока – сложный процесс, т.к. учитель не просто планирует этапы урока и задания на каждый этап, а разрабатывает систему условий для детского творчества. При этом учитываются образовательная программа, уровень подготовки детей, тип урока, виды деятельности, которые помогут ученикам создать образовательный продукт. В основе творческого урока лежит эвристическое, проблемное, развивающее обучение. 

Этап урока

Задача учителя

Номер

Название

1

Начальный этап

Создать затруднения или проблему, мотив к познанию

2

Основной

Организовать изучение материала самими учащимися, т.е. их деятельность

3

Итоговый

Придумать способ сведения воедино новых знаний и умений

4

Заключительный

Найти способ применить учащимися новые знания и умения; рефлексия

В методике проведения творческих уроков предлагаю опираться на критерии творческого урока.

Критерии творческого урока

Типы творческих уроков. 

Разделение творческих уроков на типы может происходить на основе различных ведущих видов деятельности. Но это не означает, что урок должен быть строго определенного типа. Так, в младших и средних классах они, как правило, комбинированы, а в старших урок может быть одного типа при различных формах воплощения. Итак, творческие уроки бывают четырёх типов: 

1. Уроки когнитивного типа (урок-наблюдение; урок-эксперимент; урок исследования объекта или понятия, поисковый урок, урок постановки проблемы и ее решения; урок конструирования понятия (способа, правила); межпредметный урок и другие); 
2. 
Уроки креативного типа (урок составления и решения задания; урок моделирования; урок-путешествие (реальное, виртуальное); урок наоборот (ученик в роли учителя); урок-олимпиада; урок творческого обобщения; урок-открытий; урок защиты творческих работ; ролевая игра и другие); 
3. 
Уроки оргдеятельностного типа (урок целеполагания; урок с групповой работой; урок консультация; урок-зачет; урок самооценки; урок-рефлексия и другие); 
4. 
Уроки коммуникативного типа (урок-выставка; урок-аукцион; урок-соревнование; урок-КВН; урок взаимоконтроля и другие).

При построении уроков на деятельностной основе, где учащиеся сами добывают знания, должна быть реализована цепочка:

Потребность → Мотив → Цель и задача → Действия ученика → Результат (новые знания или умения) → Рефлексия.

Насыщение уроков развивающими и творческими заданиями

Для реализации деятельностного подхода необходимо насыщать уроки развивающими и творческими заданиями. Главная идея составления таких заданий такова: задания должны приглашать к размышлению, наблюдениям, поиску, выдвижению идей, высказыванию своей точки зрения, к творчеству в его разных видах, к полету фантазии. В таких заданиях непременно присутствуют вопросы: «Ваше мнение?», «Как вы думаете?», «Каким будет ваше предложение?», «Что предпринять?», «Если произойдет, как поступить?», «Что сделать?» и т. п. Для того чтобы эти задания не встали в ряд традиционных  и не просто пополнили их список, а полноценно выполняли свою развивающую функцию и активно помогали реализовать деятельностный подход к обучению, нужно обязательно просить составить план их решения и после завершения работы проводить рефлексию действий. Это означает, что ученик должен ответить минимум на следующие вопросы:

  • Как я это делал?
  • В какой последовательности?
  • Какие знания применил? Почему именно их?
  • Что было удачно? Почему?
  • В чем были затруднения? Как их удалось преодолеть?
  • Как можно улучшить работу?
  • Чем ее можно дополнить?

Эти меры помогут ученику в процессе работы учиться действовать осмыслено и совершенствовать свою деятельность.

  Если по ряду причин трудно организовать полный урок на деятельностной основе, можно включать в него одно или несколько особых заданий. Эти задания должны быть творческими, а не репродуктивными. Их направленность – совершенствование умений учащихся создавать нечто новое, используя свои знания и практические умения. Существуют следующие виды творческих заданий: задания, требующие воспроизведения данных или репродукции; задания, требующие простых мыслительных операций; задания, требующие сложных мыслительных операций; задания, требующие суммирования и обобщения данных; задания, требующие творческого мышления. Приведу примеры некоторых из них.

  1. Задания, требующие воспроизведения данных или репродукции
  • На узнавание,
  • На воспроизведение отдельных фактов, понятий, определений,
  • На повторение больших текстовых блоков, таблиц.

Чаще всего они начинаются со слов: «Какая из…»; «Что это…»; «Как называется…» и т. п. Например:  Что такое точечный заряд? Сформулируйте закон Кулона. Что называется проводником, диэлектриком? Какова связь между напряжением и напряженностью?

  1. Задания, требующие простых мыслительных операций
  • На перечисление и описание фактов, процессов, способов действий,
  • На разбор структуры (анализ),
  • На сопоставление и «различие» (сравнение, разделение),
  • На распределение (классификация),
  • На выявление взаимоотношений между фактами (причина, следствие,   функция),
  • На абстрагирование,  конкретизацию, обобщение.

Чаще всего эти задания начинаются со слов: «Опишите…», «Из чего состоит…», «Установите…», «Перечислите части…», «Составьте перечень…», «Опишите как протекает…», «Что является причиной…», «Выявите различия…», «Что следует из того, что…» и др.

  1. Задания, требующие сложных мыслительных операций
  • На трансферт,
  • На интерпретацию, разъяснение смысла или значения,
  • На индукцию,
  • На дедукцию,
  • На доказательство, аргументацию, проверку,
  • На оценку (факта, явления, события).

Эти задания начинаются, как правило со слов: «Объясните смысл…», «Раскройте значение…», «Почему вы думаете, что…», «Докажите…», «Оцените…». Задания, требующие суммирования и обобщения данных

  • На составление обзоров, отчетов, трактатов, докладов.

К этой группе относятся задания, для выполнения  которых требуется информация и кроме мыслительных операций еще какой-нибудь «речевой акт» - устный или письменный.

  1. Задания, требующие творческого мышления
  • На практическое приложение знаний,
  • На применение умений,
  • На решение проблемы,
  • На раскрытие смысла и выводов из личных наблюдений,
  • На формулирование выводов из собственных размышлений.

Чаще всего задания этой группы начинаются со слов: «Придумайте как…», «На основании собственных наблюдений, определите…», «Как сделать, чтобы…», «В чем заключается ваша точка зрения…», «К каким выводам вы пришли…», «Как усовершенствовать…», «Как создать…» и т. п.

Все эти задания для своего выполнения требуют не только знания всех предшествующих фактов и операций, но и способности их комбинировать в более крупные блоки, создавать нечто новое.

Так же на уроках полезно использовать так называемые нестандартные задачи. Виды таких задач отражает таблица.

Нестандартные задачи по физике

№ п/п

Тип или особенности задачи

Что развивает в ученике

1

С частично неверными сведениями.

Критичность мышления, внимание.

2

С неопределенной постановкой вопроса.

Умение ориентироваться в ситуации и конкретизировать.

3

Задачи, решение которых связано с использованием подручных средств в несвойственной им роли.

Способность ориентироваться в ситуации, смекалку.

4

На поиск причины.

Умение видеть причину события.

5

«Выскажи идею».

Умение применять знания, мыслить методом дедукции.

6

Связанные с деятельностью Шерлока Холмса.

Умение выдвигать идею, строить цепочку рассуждений.

7

Помогающие осознать метод познания.

Знание процесса познания.

8

На выбор наиболее рационального решения.

Умение выяснять физическую суть, проводить сравнение.

9

На усовершенствование прибора.

Умение применять знания в новых условиях, вести анализ, высказывать идею.

10

На конструирование прибора.

Умение вести анализ, применять знания, вариативно мыслить, конструкторское умение.

11

На сопоставление технических устройств.

Выполнять сравнение.

12

На групповое исследование.

Умения планировать свои действия, осуществлять их по плану, исследовать, сотрудничать.

Важная составная часть обучения творчеству – применение системы специально ориентированных самостоятельных работ учащихся.  В таблице  предложена классификация заданий для самостоятельных работ.

Развивающие задания

Вид задания

Его цель

Пример

1. Сравнение явлений и свойств для выявления общего и существенных отличий.

Развитие умения сопоставить.

Сравнить свойства электрического поля и поля тяготения.

2. Объяснение общих свойств и различий.

Развитие разумного мышления, выявляющего сущность.

Объяснить причину общих свойств и различий проводников и диэлектриков.

3. Сопоставление плана прочитанного.

Развитие умения вести анализ и выделять главное.

Прочитать параграф учебника, составить его план.

4. Представление изученного в сжатой наглядной форме.

Развитие умения суммировать и преобразовывать информацию.

Создать таблицу: значение напряженности точечного заряда, заряженной плоскости, конденсатора в вакууме, диэлектрике.

5. Написание рецензии.

Формирование умения анализировать, критически оценивать, обосновывать свою точку зрения, делать выводы.

Прочитать параграф учебника и прорецензировать его.

6. Создание реферата, доклада.

Развитие умения работать с дополнительной и справочной литературой.

Сделать реферат на выбранную вами тему.

7. Сопоставление рассказа по рисунку и картине.

Развитие умения получать информацию из изображения, связывать образ и слово.

Рассказать, что изображено на рисунке в учебнике.

8. Разработка нового варианта показанного в классе опыта.

Развитие воображения, творчества и экспериментаторских умений.

Придумать свой опыт, доказывающий делимость заряда.

9. Составление задачи.

Развитие творчества, логического мышления, умения связывать факты и цифры.

1. Составить задачу по записанным на доске данным.

2. Придумать задачу противоположную предложенной (исходной).

3.Дополнить и усложнить предложенную задачу.

4. Составить задачу, пользуясь таблицей (или таблицами).

10. Найти оригинальную идею.

Формирование способности выдвигать идею, мыслить, отказываться от известных представлений.

Предложить способы электризации тел

Таким образом, насыщение уроков творческими развивающими заданиями способствует не только реализации деятельностного подхода, но и благодаря таким урокам учащиеся получают бесценный опыт созидания, растут как творческие личности. Учащиеся учатся самостоятельно думать, решать проблемы, побеждать.

Непосредственно экспериментальная работа проводилась в 9 классе. В ходе работы использовался подобранный материал по реализации компонентов деятельностного подхода двумя способами: проведение творческих уроков и насыщение обычных уроков творческими заданиями.  В 2011 – 2012 учебном году при изучении темы «Электрические явления» была проведена экспериментальная проверка, рассмотренных способов реализации компонентов деятельностного подхода.

В 9 классе проводились творческие уроки по следующим темам:

  1. Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие электрических зарядов.
  2. Электроскоп.
  3. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Полупроводниковые приборы.
  4. Носители электрических зарядов в металлах, полупроводниках, электролитах и газах.

На данных уроках учащиеся проводили самостоятельно разнообразный эксперимент; выполняли интересные творческие задания; участвовали в спектакле «Суд над электризацией». После изучения данного раздела учащимся было предложено заполнить анкету.

Анкета

1.Понравились ли вам уроки на деятельностной основе?

1) да;

2) нет.

2. Что вас больше всего привлекает на этих уроках?

1) выполнение различных опытов;

2) решение интересных задач;

3) участие в конкурсах;

4) другое (Что именно?).

3. Как вы считаете, проведение занятий в такой интересной форме позволило вам лучше усвоить материал уроков?

1) да;

2) нет;

3) я не заметил разницы.

Результаты анкетирования наглядно отражены на диаграммах.

После изучения темы наряду с анкетированием была проведена проверочная работа.

Результаты проверочной работы отражены на диаграмме.

Таким образом, анализ результатов проверочной работы и анкетирования позволяет сделать вывод о положительном влиянии  деятельностного подхода на углубление, расширение и прочность знаний обучающихся. Проведенный эксперимент подтвердил теоретические предположения о роли деятельностного подхода к обучению физике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение информационных технологий на уроках физики как средство повышения качества образования.

Можно выделить несколько способов применения компьютера на уроках: - иллюстративный – для демонстрации опыта, схемы, картины, видеофрагмента, исторических сведений и др. - к...

Деятельный подход в преподавании математики как средство повышения качества знаний учащихся

На данный момент основным показателем качества знаний учащихся являются результаты сдачи девятиклассниками ГИ...

Система методической работы и использование современных педагогических технологий в преподавании истории, обществознания и внеклассной работе как средства повышения качества образования.

Повышение качества общего образования через реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», проекта модернизации региональной системы образования – основная задача работы всей с...

Аксиологический подход в обучении химии как средство повышения качества образования

Выступление по теме:Аксиологический подход в обучении химии как средство повышения качества образования...

ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ «Применение информационно-коммуникационных технологий в преподавании русского языка и литературы как средство повышения качества образования в рамках ФГОС»

Повышение качества обучения и уровня коммуникативных компетенций  учащихся через интеграцию педагогических и информационных технологий путем использования инфрмационно - коммуникационных технолог...