методика подготовки к ГИА по физике
статья по физике (9 класс) по теме

методика подготовки к ГИА по физике

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodika_podgotovki_k_gia.doc261 КБ

Предварительный просмотр:

           В 2011 году  государственная (итоговая) аттестации выпускников IX классов по физике проводилась в форме ГИА. Контрольные измерительные материалы (КИМ) для проведения экзамена представляли собой письменную работу, которая оценивала общеобразовательную подготовку учащихся по физике за курс основной школы и обеспечивала необходимую дифференциацию выпускников при отборе в профильные классы.

           Разработанная на основе образовательного стандарта модель экзаменационной работы по физике предусматривает проверку понимания учащимися основных теоретических положений школьного курса физики, выявление  умения решать задачи и проверка  экспериментальных умений.

          Отличительной чертой новой формы экзамена  является использование специальных серий заданий на основе текстов физического содержания.  Эти задания направлены на проверку различных информационных умений (понимание смысла использованных в тексте физических терминов, перевод информации из одной знаковой системы в другую, применение информации из текста в измененной ситуации и т.п.).

Особенности структуры экзаменационной работы

       Общая структура контрольных измерительных материалов предыдущего года будет сохранена. Изменения связаны с  расширением спектра проверяемых видов деятельности.

             Включены задания, требующие выбрать для его проведения измерительные приборы и оборудование,  проанализировать  результаты и сформулировать выводы по результатам проведенного исследования. Ниже приведены примеры заданий, проверяющих умение анализировать экспериментальные данные и делать выводы.

Пример 1

На рисунке представлен график зависимости силы упругости (F), возникающей в металлической проволоке от степени ее растяжения (х).

 

По результатам проведенного опыта закон Гука выполняется на участке

1)

OA

2)

AB

3)

BC

4)

AC

Пример 2

Ученик проводил опыты с двумя разными резисторами, измеряя силы тока, проходящие через них при разных напряжениях на резисторах, и результаты заносил в таблицу:

U, В

0

1

2

3

I1

0

0,4

0,8

1,2

I2, А

0

0,2

0,5

0,9

Прямая пропорциональная зависимость между силой тока в резисторе и напряжением на концах резистора

1)

выполняется только для первого резистора

2)

выполняется только для второго резистора

3)

выполняется для обоих резисторов

4)

не выполняется ни для какого из резисторов

Экспериментальные задания с развернутым ответом будут проверять не только умение проводить косвенные измерения, но и представлять экспериментальные данные в виде таблиц и графиков, а на основании полученных данных делать выводы о зависимости одной физической величины от другой.

При разработке модели экзамена по физике было решено вводить различные типы экспериментальных заданий постепенно. Такого типа заданий в перспективе будет  четыре:

  • проведение прямых измерений физических величин и расчет по полученным данным зависимого от них параметра;
  • исследование зависимости одной физической величины от другой и построение графика или таблицы полученной зависимости;
  • проверка заданных предположений (прямые измерения физических величин и сравнение заданных соотношений между ними);
  • наблюдение явлений и постановка опытов (на качественном уровне) по выявлению факторов, влияющих на их протекание.

 В 2011 году дополнительно включаются задания, проверяющие умение представлять экспериментальные исследования в виде таблиц и графиков и на основании полученных экспериментальных данных делать выводы о зависимости одной величины от другой. Ниже приведен пример такого задания.

Пример 3

Используя штатив с муфтой и лапкой, пружину, динамометр, линейку и набор из 3-х грузов, соберите экспериментальную установку для исследования зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени растяжения пружины. Определите растяжение пружины, подвешивая к ней поочередно один, два и три груза.  Для определения веса грузов воспользуйтесь динамометром.

В бланке ответов:

  1. сделайте рисунок экспериментальной установки;
  2. укажите результаты измерения веса грузов и удлинения пружины для трех случаев в виде таблицы (или графика);
  3. сформулируйте вывод о зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени растяжения пружины.

                Полное правильное выполнение задания такого типа должно включать следующие элементы:

  • схематичный рисунок экспериментальной установки;
  • верно записанные результаты прямых измерений (в данном случае удлинения пружины и веса  грузов для трех измерений);
  • правильно сформулированный вывод.

На экзамене каждому учащемуся выдается комплект оборудования, в котором собраны все необходимые и достаточные для выполнения экспериментального задания приборы и материалы. Учащийся должен правильное включить или установить прибор, определить его цену деления и правильно снятия показания прибора или измерительного инструмента. Эти умения оценивается по результатам записи прямых измерений, которые должны укладываться в заданные в каждом случае границы, учитывающие погрешности.

В первой части работы планируется увеличить долю заданий, предполагающих обработку и представление информации в различных формах (с помощью графиков, таблиц, рисунков, схем, диаграмм), а также качественных вопросов на проверку понимания явлений, смысла понятий, величин, физических законов и т.п. Ниже приведены три примера заданий, для правильного выполнения которых, кроме соответствующих предметных умений, необходимо умение читать графики, таблицы и диаграммы.

Пример 4

На диаграмме для двух веществ приведены значения количества теплоты, необходимого для нагревания 1 кг вещества на 100С и для плавления 100 г вещества, нагретого до температуры плавления. Сравните удельные теплоемкости (с1 и с2) двух веществ.

1)

с2 = с 1

2)

с 2 = 1,5 с 1

3)

с 2 = 2 с 1

4)

с 2 =3 с 1

Пример 5

На рисунке даны графики колебаний для двух маятников. Сравните частоты колебаний маятников.

1)

ν1 = 2ν2;

2)

1 = ν2;

3)

1 = ν2;

4)

ν1  = 4ν2;

Пример 6

В процессе нагревания льда на электрической плитке ученик измерял температуру в зависимости от времени нагревания, и данные заносил в таблицу. В каком агрегатном состоянии находился лед в момент времени t = 22 мин?

Время, мин.

0

10

20

21

22

23

24

Температура, 0С

-18

-9

-1

0

0

0

1

1)

Все вещество находилось в твердом состоянии

2)

Все вещество находилось в жидком состоянии

3)

Часть вещества находилась в жидком состоянии, часть – в газообразном

4)

Часть вещества находилась в твердом состоянии, часть – в жидком

Во вторую часть включены задания, к которым требуется привести краткий ответ в виде набора цифр или числа. Задания 19 – 20 представляли собой задания на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах. Это были задания базового уровня, проверяющие усвоение наиболее важных физических понятий, явлений и законов, а также умение работать с информацией физического содержания. Задания 21 и 22 содержали расчетные задачи. Это задания повышенного уровня с кратким ответом.  

Часть 3 содержит 4 задания (23 – 26), для которых необходимо привести развернутый ответ. Задания 23 – 25 третьей части являются заданиями высокого уровня сложности. Задание 26 – это задания повышенного уровня сложности.

Рекомендации для учителей физики по подготовке к экзамену и совершенствованию учебного процесса с учетом результатов экзамена по физики в 2011году

Анализ результатов ГИА по физике показал, что учащимися усвоены на базовом уровне основные понятия курса физики основной школы, хотя существуют типичные недочеты в усвоении некоторых тем и выполнении заданий, проверяющих отдельные виды деятельности.

Если рассматривать элементы содержания, вызывающие у учащихся наибольшие затруднения. К ним относятся, например, вопросы электростатики, электромагнитной индукции и оптики.

Результаты ГИА по физике показали, что с экспериментальным заданием справились не все учащиеся.

По результатам ГИА среди заданий повышенной сложности наибольшую трудность вызвали качественные задачи с развернутым ответом. Поэтому не следует пренебрегать решением качественных задач. Необходимо включать такие типы задач при преподавании физики и во внеурочную деятельность.

Выпускники основной школы неплохо справились с заданиями, которые содержат прямые вопросы к тексту. Гораздо хуже выполняются задания, в которых требуется извлечь информацию из графиков или сопоставить информацию из разных частей текста. К сожалению, несформированными у учащихся оказываются умения, связанные с преобразованием и использованием информации из текста, то есть именно те умения, которые необходимы для успешного продолжения образования. Необходимо усилить работу на уроках и дома с учебником и научной литературой по извлечению и сопоставлению информации из текста. Включать в различные этапы урока и домашнюю работу учащихся разнообразные задания на понимание текстовой информации, на ее преобразование с учетом цели дальнейшего использования (создание конспекта в виде плана, схемы, таблицы, тезисов, написание аннотаций и рецензий и т.д.).  

Как было отмечено выше, сложными для выпускников основной школы оказываются экспериментальные задания. Здесь следует отметить, что современные подходы к формированию методологических умений претерпели существенные изменения по сравнению с традиционной практикой. В настоящее время от учащихся требуется не овладение частными практическими умениями (например, пользоваться рычажными весами или динамометром), а освоение обобщенных представлений о проведении целостного наблюдения, опыта или измерения (от постановки цели до формулировки выводов).

Необходимо использовать методику, при которой лабораторные работы выполняют не иллюстративную функцию к изучаемому материалу, а являются полноправной частью содержания образования и требуют применения исследовательских методов в обучении. Возрастает роль фронтального эксперимента при изучении нового материала, целью которого должно стать формирование у учащихся целостной цепочки действий по проведению опыта.

 Деятельность педагога в рамках подготовки девятиклассников к итоговой аттестации.

Педагогу необходимо ознакомить обучающихся со структурой и содержанием экзаменационной работы, процедурой проведения экзамена, с критериями оценки составных частей экзаменационной работы.

Учитель должен осмыслить основные требования, предъявляемые к знаниям, умениям и навыкам выпускников основной школы, и выстроить на завершающем этапе обучения подготовку к итоговой аттестации таким образом, чтобы как можно рациональнее было использовано оставшееся время, отобрав при этом для повторения и обобщения такие темы, которые вызывают затруднение у большинства обучающихся.

Формы контроля на этапе подготовки  к выполнению экзаменационной работы.

     Контроль знаний и умений учащихся является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. В методической литературе принято считать, что контроль является так называемой “обратной связью” между учителем и учеником, тем этапом учебного процесса, когда учитель получает информацию об эффективности обучения предмету. Согласно этому выделяют следующие цели контроля знаний и умений учащихся:

-диагностирование и корректирование знаний и умений учащихся;

-учет результативности отдельного этапа процесса обучения;

-определение итоговых результатов обучения на разном уровне.

  Формы контроля знаний и умений учащихся – многочисленные, разнообразные виды деятельности учащихся при выполнении контрольных заданий. Все задания, независимо от их формы и того, какие умения они проверяют, считаются равновесомыми, исходя из равной значимости всех требований стандарта.

В школьной практике существует несколько традиционных форм контроля знаний и умений учащихся, которые я представлю в своей работе:

- физический диктант

- тестовое задание

- краткая самостоятельная работа

- письменная контрольная работа

- контрольная лабораторная работа

- устный зачет по изученной теме.

1. Физический диктант – форма письменного контроля знаний и умений учащихся. Он представляет собой перечень вопросов, на которые учащиеся должны дать незамедлительные и краткие ответы. С помощью физических диктантов можно проверить ограниченную область знаний учащихся:

-буквенные обозначения физических величин, названия их единиц;

-определения физических явлений, формулировки физических законов, связь между физическими величинами, формулировки научных фактов;

-определения физических величин, их единиц, соотношения между единицами.

Именно эти знания могут быть проверены в быстрых и кратких ответах учащихся. Физический диктант не позволяет проверить умения, которыми овладели учащиеся при изучении той или иной темы. Таким образом, быстрота проведения физического диктанта является одновременно как его достоинством, так и недостатком.

2. Тестовые задания. Здесь учащимся предлагается несколько, обычно 2-3, варианта ответов на вопрос, из которых надо выбрать правильный.  Учащиеся не теряют времени на формулировку ответов и их запись, что позволяет охватить большее количество материала за то же время. Наряду со всеми знаниями, усвоение которых учащимися можно проверить с помощью физического диктанта, появляется возможность проверить умения учащихся, связанные с распознаванием физических явлений и ситуаций, соответствующих научным фактам.

Несмотря на все очевидные достоинства, тестовые задания имеют ряд недостатков. Главный из них – это трудность формулирования вариантов ответов на вопросы при их составлении. Если ответы подобраны учителем без достаточного логического обоснования, большинство учащихся очень легко выбирают требуемый ответ, исходя не из имеющихся у них знаний, а только лишь из простейших логических умозаключений и жизненного опыта. Поэтому учителю бывает трудно или даже невозможно составить удачный тест без теоретической подготовки.

3. Кратковременная самостоятельная работа. Здесь учащимся также задается некоторое количество вопросов, на которые предлагается дать свои обоснованные ответы. В качестве заданий могут выступать теоретические вопросы на проверку знаний, усвоенных учащимися; задачи, на проверку умения решать задачи по данной теме; конкретные ситуации, сформулированные или показанные с целью проверить умение учащихся распознавать физические явления; задания по моделированию (воспроизведению) конкретных ситуаций, соответствующих научным фактам и понятиям. В самостоятельной работе могут быть охвачены все виды деятельности кроме создания понятий, т.к. это требует большего количества времени. При этой форме контроля учащиеся обдумывают план своих действий, формулируют и записывают свои мысли и решения.

4. Письменная контрольная работа – наиболее распространенная форма в школьной практике. Традиционно «контрольные работы по физике проводятся с целью определения конечного результата в обучении умению применять знания для решения задач определенного типа по данной теме или разделу. Содержание контрольных работ составляют задачи как текстовые, так и экспериментальные. Контрольная работа позволяет проверить довольно узкий круг знаний и умений учащихся: умение решать задачи по теме, а также различные умения по применению физических знаний при решении экспериментальных задач.

 5. Контрольная лабораторная работа. Ею может стать лабораторная работа, подобная данным в учебнике к изучаемой теме или какой-то эксперимент, связанный с воспроизведением конкретных ситуаций, соответствующих научным фактам и физическим явлениям.

6. Устный зачет по теме. Это одна из основных форм контроля в старших классах. Его достоинство заключается в том, что он предполагает комплексную проверку всех знаний и умений учащихся. Ученик может решать задачи, потом делать лабораторную работу, а затем беседовать с учителем. Устная беседа с учителем, позволяющая проконтролировать сформированность физического мировоззрения, пробелы в знаниях, рассмотреть непонятные места в курсе, отличает зачет от других форм контроля. Это наиболее индивидуализированная форма.

Тестирование как вид контроля знаний

Одной из актуальных задач, которые ставятся перед российским образованием в рамках концепции модернизации образования, является переход к новой форме проведения итоговой аттестации в 9 и 11 классах.

Основным показателем качества образования является объективная оценка учебных достижений учащихся. Этот показатель важен как для всей системы образования, так и для каждого отдельного ученика.

Объективная оценка учебных достижений осуществляется, как правило, стандартизированными процедурами, при проведении которых все учащиеся находятся в одинаковых (стандартных) условиях и используют примерно одинаковые по свойствам измерительные материалы.

Тестирование используется при текущей, рубежной и итоговой проверке знаний, на вступительных экзаменах в ВУЗы и даже нередко при приёме на работу. Поэтому очень важно со школьной скамьи приучить учащихся к технологии тестирования, научить их к технологии тестирования, научить их свободно оперировать своими знаниями при тестовой форме предъявления заданий.

Аттестация в форме тестирования предполагает получение широкого диапазона результатов обучения. Такой тест можно считать суммирующим. Предлагаемая система тестирования сформирована с учетом важных критериев: широта охвата материала курса, сложность и представительность выборки.

Предлагаемая система тестирования предназначена для определения уровня обученности учащегося на основании некоторых критериев по оценке знаний, умений и навыков. Критерии выбраны, исходя из требований к уровню подготовки, зафиксированных в рамках базового минимума и на основании требований к индивидуальным результатам обучения курсу физики, существующих в реальной практике.

В рамках подготовки выпускников к ГИА в учебной деятельности можно использовать предложенные ниже виды тестового контроля.

Тест первого вида направлен на предупреждение неуспеваемости, связанной с наличием пробелов, мешающих успешному усвоению новой информации.

Тест второго вида применим, как правило, после изучения материала, но перед решением основных, типовых задач на применение полученных знаний.

Тесты третьего вида применяю для заключительного контроля после того, как уже проведены уроки по решению задач на разнообразное применение новых знаний.

 

Использование ИКТ при подготовке к государственной (итоговой) аттестации по физике.

Двадцать первый век и окружающее нас информационное общество оказывают серьезное воздействие на каждую из сфер жизни человека, в том числе на школу и вузы.

       Учащимся необходимы навыки  самостоятельного поиска информации для успешной подготовки не только к ГИА, но и жизни в обществе.

Интернет-ресурсы в учебном процессе.

Рассмотрим, какие возможности интернет-ресурсов интересны и востребованы в процессе организации подготовки к итоговой аттестации на уроке:

  1. Информационные: быстрый поиск и компьютерная визуализация учебной информации.
  2. Технические: иллюстративный и вспомогательный материал, используемый в процессе подготовке к ГИА или как сопровождение приготовленного на урок сообщения.

На уроках физики возможны следующие варианты применения ИКТ:

  • компьютерные тесты, предназначенные для контроля за уровнем усвоения знаний обучающихся и использование на этапе закрепления и повторения;
  • электронные учебники и электронные конспекты уроков, снабженные гипперссылками, анимацией, речью диктора, интересными заданиями, мультимедийными эффектами;
  • создание слайдов с текстовым изображением. Работа с использованием Интернет-сайтов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация и методика проведения внеклассных мероприятий по физике».

Внеклассная  работа способствует  расширению  и  углублению  знаний,  развитию  склонностей,  творческой активности,  служит  средством...

подготовка к ЕГЭ.Методика решения графических задач по физике

Предложен оптимальный алгоритм решения сложных графических заданийЕГЭ...

Методика подготовки к муниципальному этапу олимпиады по физике.

В данной  презентации рассмотрены основные етодические приемы, которые я использую при подготовке олимпиадников....

Методика подготовки к ЕГЭ по английскому языку. Письменная часть.Рекомендации по подготовке учащихся.

Методика и технологии подготовки к ЕГЭ по английскому языку. Рекомендации по подготовке учащихся к успешной сдаче ЕГЭ. Письменная часть....

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО ФИЗИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ и учетом требований ГИА по физике

      Отличительной особенностью итоговой аттестации в 9 классе, по сравнению с 11 классом, является наличие не только теоретических вопросов и задач, но и практического эксперим...

Методика подготовки учащихся 11 класса к ЕГЭ по физике (тезисы).

Здесь представлен алгоритм подготовки учащихся 11 класса к Единому Государственному Экзамену по физике, приводящий к высоким результатам....

Подготовка к ЕГЭ по физике. Формулы и основные понятия по физике раздела "Молекулярная физика. Термодинамика"

В данном материале собраны основные понятия и формулы, которые необходимо знать обучающимя по молекулярной физике и термодинамике. Перед распечатыванием увеличить изображения картинок!...