Развитие самостоятельности обучающихся 7 класса через формирование УУД на уроках физики
учебно-методический материал по физике по теме

Герасимова Елена Суликовна

Итоговая работа  по программе "Модернизация региональной системы образования " и "Развитие профессиональных компетенций работников образования"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования  и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального  образования (повышения квалификации) специалистов

 Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

Итоговая работа

на тему:  «Развитие самостоятельности обучающихся 7 класса через

формирование универсальныхучебных действий на уроках физики»

Курсы повышения квалификации по ИОЧ

ИБ- 1  (с 22.10.2012 по26.10.2012) «Модернизация региональной системы образования»

                ИБ – 2 (с29.10.2012  по  02.11.2012)«Развитие профессиональных  компетенций работников  образования»

                        

Выполнила: Герасимова Елена Суликовна,

учитель физики и математики,

ГБОУ СОШ с. Падовка,

 Пестравского района,

Самарской области

Октябрь  2012

Паспорт проекта

Участники проекта: обучающиеся 7 класса, учитель физики.

Помощники: классный руководитель, родители обучающихся.

Сроки осуществления проекта:

Проект  будет  внедряться в период с ноября  2012 г. по апрель 2013 г. и будет состоять из нескольких этапов:

Первый этап – аналитический (ноябрь 2012) – анализ существующей проблемы, её теоретическое осмысление, определение наиболее значимых теоретических положений, уточнение и наполнение содержанием понятий "самостоятельность", «познавательная самостоятельность», «развитие самостоятельности», «формирование УУД»;  разработка и определение задач, формирующих внедрение проекта.

Второй этап -  внедренческий(декабрь 2012- март 2013) - практическая организация  и внедрение проекта. Разработка и реализация методики.

Третий этап – итоговый (апрель 2013) - уточнение и обобщение результатов внедрения проекта.

 Место проведения: ГБОУ СОШ с. Падовка

Виды проекта:

по срокам – среднесрочный

по приоритетному виду деятельности – практико –ориентированный.


I. Вводная часть

Проблема:

Недостаточное количество умений и навыков самостоятельной работы обучающихся, неудовлетворенность учителя физики в плане самостоятельности  учащихся   в образовательном процессе.

Актуальность проекта:

Возникла необходимость переосмысления организации самостоятельной деятельности  на уроках физики в 7 классе: менее половины обучающихся класса обладают достаточным уровнем самостоятельности.

В этой связи возникают вопросы: какими умениями, навыками, действиями должен овладеть  учащийся, чтобы решать в определенных жизненных ситуациях любые типы задач? Как педагогу сформировать у ученика необходимые универсальные учебные действия, чтобы он УМЕЛ и ХОТЕЛ учиться?

Нормативно-правовая база:

       «…Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. …Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми…»

«…Общенациональная система выявления и развития молодых талантов строится на следующих базовых принципах:

внедрение современных технологий обучения (в том числе

дистанционных), создающих условия для выявления и развитиязадатков и способностей детей и молодёжи в образовательныхучреждениях…»

  • Стандарты второго поколения «Примерные программы. Физика 7-9 классы: проект. – М. : Просвещение, с. 3-8, 2010[2]

«…Школьный курс физики — системообразующий для естественно-научных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии.
…Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:…

  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений…

Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий…»

Цель представленного проекта: создание  условий для развития самостоятельности обучающихся, как компонента  формирования универсальных учебных действий на уроках физики в 7 классе.

Гипотеза:

Если я педагогически грамотно и по-человечески правильно сумею научить учащегося УЧИТЬСЯ САМОМУ , то он знания, полученные на уроках физики, будет применять не как знания отдельного школьного предмета, а как единую систему образования, что поможет ему реализовать себя в жизни более успешно, стать более уверенным, самостоятельным.

Процесс развития самостоятельности будет эффективным , если будет:

  • подготовлена нормативно-правовая база;
  • определены теоретические основы  формирования УУД;
  • выявлена совокупность факторов, влияющих на развитие  самостоятельности ;

Для достижения цели проекта необходимо решить следующие задачи:

  • Проанализировать необходимую психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу по  теме: «Развитие самостоятельности через формирование УУД» ;
  • Изучить на основе литературы сущность понятий «познавательная самостоятельность», «универсальные учебные действия», « способы формирование УУД» .
  • Разработать систему развития самостоятельности  обучающего и внедрить её в образовательный процесс;
  • Проверить эффективность предложенных средств в реальной практике;
  • Провести анализ, систематизацию и обобщение результатов, полученных в ходе реализации проекта

Ожидаемые результаты:

  • приобретение таких качеств, как самостоятельность;
  • формирование  у обучающихся универсальных учебных действий, развивающих самостоятельность;
  • повышение уровня  самостоятельного изучения предмет.

II. Основная часть

Теоретическое обоснование темы

 Термин «самостоятельный»  обозначает:«Существующий отдельно от других, независимый, решительный, обладающий собственной инициативой. …Совершаемый собственными силами, без посторонних влияний, без чужой помощи»[10].

«…Осуществляемый своими силами, без посторонней помощи или руководства….   Свободный от посторонних влияний,оригинальный»[11].

 «Универсальные учебные действия» (УУД)- способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса[12].

Словосочетание «формирование универсальных учебных действий»  обозначает формирование способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т.е. умения учиться.  Достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка)[5].

«Личностные действия» -

Личностными результатами обучения физике являются:

  1. сформированность  познавательной самостоятельности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
    2) убежденность в возможности познания природы ,в необходимости различного использования достижений науки и технологии для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике, как к элементу общечеловеческой культуры;
    3) готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
    4) мотивация образовательной деятельности обучающихся  на основе личностно-ориентированного подхода;
    5) формирование ценностных отношений друг к другу, к учению, к результатам обучения[2].
    На определенной стадии понимания ученик начинает
    рассматривать причины  физического открытия, происхождение изучаемого явления, постигая законы, лежащие в основе этого явления, предвидит различные следствия, вытекающие из этих законов.  Он видит закономерность изучаемого явления, целостную картину окружающего мира.

«Регулятивные»

Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей деятельности. К ним относятся:

1. Целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того,что известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;

 2.Планирование- определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

 3.Прогнозирование- предвосхищение результата и уровня усвоения его временных характеристик;

4. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным  эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

 5. Коррекция- внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона.

 6.Оценка- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

 7 .Волевая саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии;  способность к волевому усилию, преодоление препятствия[6].

Регулятивные универсальные учебные действия можно формировать при выполнении лабораторных работ, при решении экспериментальных задач, при решении качественных и количественных, олимпиадных задач.

По материалам статьи Смольяниновой Г.Н.  «Формирование универсальных учебных действий на уроках физики»  познавательные-

действия включают общеучебные и логические универсальные учебные действия.

Общеучебные УУД включают:

 - самостоятельное выделение и формирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации;

- применения методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

-  структурирование знаний;

 - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от  конкретных условий;

 - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и  результатов деятельности;

 - смысловое чтение как осмысление цели чтения и вывод вида чтения в зависимости от цели;

-  умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной речи;

 - действие со знаково- символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование)[5].

     Логические УУД включают:

В рамках школьного обучения под логическим мышлением понимается способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д).

- сравнение конкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения тождеств), различия, определения общих признаков и составление классификации.

-  анализ- выделение элементов, расчленение целого на части;

- синтез- составление целого из частей;

- сериация- упорядочение объектов по выделенному основанию;

- классификация- отношение предмета к группе на основе заданного признака;

- обобщение- генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

-  доказательство- установление причинно- следственных связей, построение логической цепи рассуждений;

-  установление аналогий[6].

«Коммуникативные действия» -

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

     Видами коммуникативных действий являются:

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели;

-постановка вопросов- принципиальное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- управление поведением партнера- контроль, коррекция, оценки действий партнера;

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- владение монологической и диалогической формами речи[5].

Способы  реализации проекта

Для достижения цели и решения поставленных задач применен комплекс теоретических и эмпирических методов:

  • изучение нормативно-правовых документов по развитию самостоятельности обучающихся;
  • теоретический анализ психолого-педагогической литературы  по проблеме формирования УУД;
  • разработать систему развития самостоятельности  обучающего и внедрить её в образовательный процесс;
  • проведение моделирования самостоятельной работы , наблюдения, бесед;
  • проведение  анализа, статистическая обработка результатов плана реализации  проекта.

План реализации проекта:

Этап проекта

Сроки

Мероприятие, форма

Ответственные

Промежуточный результат

Аналитический

Внедренческий

Итоговый

Октябрь- ноябрь 2012

Декабрь2012 – март 2013

Апрель 2013

Теоретическое осмысление понятий «самостоятельность», «Универсальные учебные действия», «»Формирование УУД», «виды УУД».

Реализация логических, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий  на уроках физики:лабораторных работ, творческих заданий,  решение сложных и качественных задач, урок –игра «ДОМИНО», уроки занимательной физики и т. д.

Проведение

 «Недели физики»

Учитель физики

Учитель физики, обучающиеся 7 класса, родители

Обучающиеся, учитель, классный руководитель , родители

Понимание  сути проекта; принятие его как необходимого для себя, а не для учителя

Прогнозируемый рост развития самостоятельности на  уроках

Самостоятельные действия обучающихся  при подготовке физических приборов(картезианский водолаз), при составлении кроссвордов, ребусов, задач ,при проведении  занимательных опытов.

Существующие ресурсы для реализации  проекта:

Кадровые: учитель, классный руководитель 7 класса.

материально-технические: лабораторное оборудование.

III. Итоговая (заключительная) часть

Предполагаемый результат:

-приобретение таких качеств, как самостоятельность;

-формирование  у обучающихся универсальных учебных действий , развивающих самостоятельность ;

-создание методических рекомендаций по формированию УУД.

Прогнозируемые риски предстоящего внедрения проекта и методы их коррекции вне:

1. Неготовность обучающихся  воспринимать диалоговую форму общения: ведь слушать всегда  проще, чем говорить.

  1. Невозможно   эффективно  и глубоко развить самостоятельность в  каждом ребенке.
  2. Нежелание обучающихся идти «на контакт», это зависит от типа темперамента ребенка, характера отношений между учителем и учеником и многих других причин.

Критерии самооценки

Вывод:

Таким образом, данный проект не только должен повысить уровень развития самостоятельности обучающихся 7 класса, но и  знания, полученные на уроках физики,  ребята  будут применять  как единую систему образования, что поможет им реализовать себя в жизни более успешно, стать более уверенными, самостоятельными.

Информационный ресурс проекта (использованная литература; рекомендованная литература; интернет-ресурсы)

1.Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Утверждена президентом РФ   04.02.2010 г., ПР-271

2.Стандарты второго поколения «Примерные программы. Физика 7-9 классы: проект. – М. : Просвещение, с. 3-8, 2010

3.Комплекс мер по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. Утвержден Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец  26 мая 2012 г. №2405п-П8

4. Н.Ю. Самсонова «Познавательный интерес как фактор развития активности и самостоятельности обучения школьников на уроках физики»[Текст]http://festival.1september.ru/articles/579526/

5. Г.Н. Смольянина«Формирование универсальных учебных действий на уроках физики».[Текст]учитель физики г.Мытищиhttp://www.uchportal.ru/pub/15-1-0-1073

6. В. С. Болготова   «Формирование универсальных учебных действий на уроке физики» http://www.profistart.ru/ps/blog/12656.html

7.Урок физики в современной школе: творческий поиск учителей: кн. Для учителя / Сост. Э.М. Брамерман; Под редакцией В.Г. Разумовского. – М.: Просвещение, 1993.

8. Е.А.Пономарева  «Универсальные учебные действия или умение учиться»[Текст]http://conference.apcro.ru/files/npo/ss7/stt/st2.pdf

9. «Я иду на урок физики» Часть 1,2,3 Книга для учителя М. «Первое сентября» [Текст] 2000

10. Словарь русского языка С .И.  Ожегова  

11.Новый  словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой

12.ФГОС; глоссарий http://standart.edu.ru/

 «Концепция развития УУД» разработана под руководством А.Г. Асмолова

13. «Как живете , дети?» Ш.А. Амонашвили М., Просвещение, 1986, стр 31

14.Фестиваль педагогических идей  http://www.festival.1september.ru/.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Формирование личностных действий на уроках физики в 7 классе

Игра «Что изучает физика?»

Класс делится на две или три группы.

1 этап «Отгадай Загадку»

2 этап «Узнай портрет великого физика»

3 этап «Определи на глаз длину заданного отрезка, массу тела.

4 этап «Как называется физический прибор?»

5 этап « Отгадай кроссворд»

Напиши сочинение на тему: « Я – молекула твердого вещества», «Я-  молекула жидкого вещества», «Я  - молекула газообразного вещества», «Я – молекула …..» и т.д.

Формирование  регулятивных действий на уроках физики в 7 классе

Выполните экспериментальные задания:

  • Можно ли «заставить «картофелину плавать в воде» ? Результаты оформить в виде рисунка с пояснениями.

Оборудование: сосуд с водой, соль, картофелина.

  • Может ли кусок пластилина плавать в воде?

Оборудование: сосуд с водой, кусок пластилина.

  • Какой груз может поднять плот ( кусок дерева, пенопласта) ? Теоретическое решение проверьте экспериментально. Сделайте выводы.
  • Оборудование: разновес, сосуд с водой, бруски из дерева, пробки, пенопласта.

Проделайте опыт и ответьте на вопрос:

  • До краев заполненный  стакан прикрываем листом бумаги и перевертываем. Почему вода не выливается из стакана?
  • Из пространства между плотно прижатыми друг к другу полушариями откачиваем воздух. Полушария рассоединить невозможно. Почему?

Формирование познавательных действий

Напиши доклад на тему:

  • « Строение молекулы …»
  • «Гидроаэростатика»
  • «Блок, клин, винт, рычаг»

Найди лишний термин:

  • Сила, паскаль, время, масса.
  • Масса, давление, плотность, ньютон.
  • Скорость, вес, сила, масса.
  • Плотность, давление, масса, вес.
  • Миллиметр, часы, спидометр, барометр.

Составь структурно- логическую схему на тему:

  • «Виды энергий»
  • «Виды сил»
  • «Физические величины» и т.д.

Формирование коммуникативных действий

Игра «Домино»

На карточках с двух сторон физические формулы, термины, величины, единицы измерения величин, соответствующие картинки, приборы. Учащиеся садятся в круг , поочередно выкладывая  ту карту, которую считают соответствующей теме. Свой выбор объясняют.

Игра «Физический КВН»

Конференция на тему:

  • «Кто прав: Птолемей или Коперник? А вы уверены?»
  • «В чем разница между весом и силой тяжести» и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей учащихся через исследовательскую деятельность на уроках физики

В статье описано педагогическое исследование по развитию творческих способностей  через исследовательскую деятельность на уроках физики....

Опытно - методическая разработка. Тема: «Роль изобразительного искусства в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразительного искусства в 7 классе»

Опытно - методическая разработка  Тема:«Роль изобразительного искусства  в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразите...

«РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ РЕШЕНИЕ УЧЕБНО – ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ»

Развитие активности, самостоятельности, инициативы, творческого отношения к делу - это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитат...

Формирование УУД учащихся через виртуальный эксперимент на уроках физики

Статья на IV городские  методические чтения «Развитие профессиональной компетентности учителя в условиях введения ФГОС» (в соавт. с Головыриной Е.Г., учителем физики и информатики МОУ СОШ №15)Зад...

Система работы по развитию самостоятельности обучающихся на уроках физики посредством технологии проблемного обучения

Система работы по развитию самостоятельности обучающихся на уроках физики посредством технологии проблемного обучения...

Система работы по развитию самостоятельности обучающихся на уроках физики посредством технологии проблемного обучения.

Система работы по развитию самостоятельности обучающихся на уроках физики посредством технологии проблемного обучения....

Формирование экологической культуры учащихся через исследовательскую деятельность на уроках физики.

Физика - эта наука о природе, поэтому c развитием технологий, несущих экологическую катастрофу, необходимо рассматривать проблему охраны окружающей среды на уроках  этого предмета....