Неделя физики в школе
статья по физике на тему

Лаптева Надежда Николаевна

В нашей школе проходит недели предметов естественнонаучного цикла. Как проходит неделя, посвященная физике, можно узнать здесь!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Неделя физики в школе.133 КБ

Предварительный просмотр:

Декада предметов

естественно-научного цикла

в средней школе

Направление - физика

Учитель физики

 МБОУ «СОШ № 2»

г. Мурома

Лаптева Н. Н.


Декада предметов естественно-научного цикла

(физики, химии, биологии, географии).

Цели декады:

Образовательные:

  • в яркой и увлекательной форме расширить и углубить знания, полученные учениками на уроках, показать их широкое применение в практике, в жизни,
  •  помочь учащимся войти в мир новых научных и технических идей, раздвинуть границы учебника,
  • зажечь учеников стремлением как можно больше узнать, понять.

Развивающие: 

  • развить умение самостоятельно работать, творчески мыслить, ориентироваться в мире книг и научных идей, извлекать ценные сведения из прочитанного, критически осмысливать и отбирать материал.

Воспитательные: 

  • познакомить учащихся с выдающимися достижениями отечественной науки, техники и отдельных отраслей народного хозяйства;
  • познакомить с биографиями крупнейших ученых и изобретателей, внесших большой вклад в развитие мировой науки и техники;
  • показать борьбу научных идей, историю становления науки;
  • нарисовать картину, позволяющую проникнуть в творческую лабораторию ученого  в процесс научного исследования;
  • показать, что большие научные открытия являются результатом огромного целеустремленного труда;
  • разоблачить религиозные суеверия и показать, какой вред они приносят.

В нашей школе проводится декада предметов естественно-научного цикла (физики, химии, биологии, географии). В весенние каникулы на ШМО учителей этих предметов мы обсуждаем план проведения декады, решаем какие классы и параллели классов будут задействованы в тех или иных мероприятиях, чтобы не было перегрузки учащихся в эти 10 дней.

Декада продолжается обычно с 10 по 20 апреля и начинается с физики и астрономии, т.к. 12 апреля – День космонавтики. В нашей школе два учителя физики – Вейцман Софья Михайловна и Лаптева Надежда Николаевна.

С помощью ребят мы оформляем стенд, расположенный на 1 этаже школы. На нем  помещаем  информационные материалы по какой-либо теме, лучшие красочно оформленные доклады учащихся, выполненные в прошлом и текущем  учебном году, самые интересные и яркие кроссворды, составленные ребятами, рисунки учащихся  среднего звена и младших классов. В течение декады материалы на стенде постепенно заменяются. В прошлом году стенд был посвящен 45-летию первого полета человека в космос, в этом году много внимания будет уделено 100-летию со дня рождения Сергея Павловича Королева.

Иногда на стенде вывешиваются материалы викторины для учащихся. Ответы на нее нужно относить в кабинет физики. Итоги подводятся в конце декады.  

Мероприятия проводятся во время уроков и во внеурочное время.

Для учеников 7-8 классов мы проводим игры и соревнования, обычно сразу после уроков.     

Соревнования проходят примерно по одному сценарию с различными вариациями. Название выбирается в зависимости от темы заданий, входящих в соревнование. Например, «Цветик -семицветик» (тема «Свет»), «Физика вокруг нас», «Восхождение на пик Архимеда», «В мире звуков», «Путешествие по стране «Механика», «Космическая радуга». Материалы к таким соревнованиям можно найти в журнале «Физика в школе» и газете «Физика» - приложение к газете «1 сентября».

Если соревнование проводится для параллели, то от каждого класса участвует команда в установленном количестве учащихся, обычно до 10 человек. Остальные ребята составляют команду болельщиков. Команда выбирает себе название и капитана. Каждой команде выдается приготовленный заранее  «Путевой лист» с указанными станциями, контрольными пунктами (КП), «привалами», «стоянками».  

Контрольные пункты располагаются в разных кабинетах школы на одном этаже, «контролерами» чаще всего являются ученики старших классов, которые имеют листочки с правильными ответами. Команда должна пройти все контрольные пункт и выполнить задания, предложенные там. В путевом листе контролёр выставляет баллы за выполнение задания и ставит свою подпись.  

Задания различные по сложности, оформлению, способу выполнения. Здесь есть теоретические вопросы, выполнение эксперимента, нахождение примеров применения того или иного явления или закона, разгадывание кроссворда. Перед контролером на столе лежат карточки-задания так, что текста не видно. Представитель команды выбирает карточку, команда обсуждает задание и  ученик отвечает на вопрос (или проделывает необходимый эксперимент и дает ответ).

Болельщикам дается возможность принести команде своего класса дополнительные баллы, для них организуется викторина или отгадывание кроссвордов.

Итоги подводятся после того, как все команды прошли все КП и сдали свои путевые листы.  

Интересно было ребятам и межпредметное соревнование «Мир вокруг нас» для 8-х классов, где «стоянками»  были кабинеты физики, химии, биологии и географии. Здесь командам предлагались вопросы и задания по разным предметам.            

Игры проводятся в одном кабинете для каждого класса (после уроков или на уроках, если позволяет время). В этом случае можно изменять сложность заданий в зависимости от интеллектуального уровня  учащихся. Ребята делятся на 3-4 команды и рассаживаются вокруг 2-х составленных вместе столов (или по рядам, если столы  нельзя подвинуть). Команды получают задания и  выполняют его на месте или на демонстрационном столе. Здесь уместны кроме теоретических вопросов и отгадывание кроссвордов, «Физическое домино», для всех команд одновременно можно провести «Физическое лото».

В жюри входят самые сильные по предмету учащиеся этого класса или другого класса, могут помогать и старшеклассники.

Для 9 классов нами был проведен в рамках декады предметов естественно-научного цикла интегрированный урок «Физика в жизни кошки» (физика и биология). Ребята готовились к этому уроку, приносили фотографии своих любимцев и делали газеты. На самом уроке присутствовала наша школьная кошка Масяня и домашние животные нескольких ребят.

Для 9-11 классов тоже можно проводить подобные соревнования и игры. Но для них интереснее бывают «КВНы»  и соревнования между классами в параллели и сборными командами 9-х,10-х и 11-х классов, проводимые вечером. Команды заранее получают «домашнее задание», выбирают название команды, девиз, форму, готовят вопросы соперникам, сценки и т.д. На вечере выбирается компетентное жюри, которое подводит итоги.

На уроках мы организуем просмотр видеофильмов из сериала «9 минут до неба», который записывали учащиеся с телевизора. Ребятам особенно интересны бытовые условия на космической станции: как космонавты спят, как и чем питаются, как умываются, моются, как работают и даже хулиганят на борту. У нас есть запись фильма о последних часах станции «Мир».  К сожалению, у нас нет других видеофильмов об освоении космоса, о дисках и говорить нечего.

Не остаются без внимания и учащиеся младших классов.  Им заранее дается задание нарисовать рисунки ко Дню Космонавтики. Учитель физики и астрономии  Вейцман С.М. приглашает их в свой кабинет учащихся 4-х классов и показывает диафильмы  об освоении космоса. Например, «Юрий Алексеевич Гагарин», « К.Э.Циолковский –основатель космонавтики», «Космонавтика народному хозяйству».  В 1-3 классы приходят ребята из среднего звена и рассказывают о полете Белки и Стрелки, о первом полете человека в космос. Ученики, которые делают сообщения, задают по ходу рассказа вопросы малышам и на основе ответов учащихся младших классов строят свое дальнейшее повествование.


Приложение 1.

Путевой лист

Космическая радуга

Название команды: ________________________________

Класс __________________________

темы

балл

подпись


Даты


Космонавты


Ученые


Космические аппараты


Станция «Мир»


Итог

Космическая радуга

Даты.

1.Когда был запущен первый искусственный спутник Земли? (4.10.1957 г.)

2.Когда был осуществлен первый полет пилотируемого космического корабля? (12.04.1961 г.)

3.Когда был выведен на орбиту корабль-спутник с собаками Белкой и Стрелкой на борту? (19.08.1960 г.)

4.Когда человек впервые вышел в открытый космос? (1965 г, март)

5.Когда в космос полетела первая женщина-космонавт? (16.06.1963 г.)

Космонавты.

1.«108 минут в космосе..». О ком это? (о Юрии Гагарине).

2.Он первый сфотографировал Землю из космоса, дублёр Ю.А.Гагарина, космонавт №2. Кто это? (Герман Титов)

3.Первая в мире женщина-космонавт. (Валентина Терешкова)

4.Он первый вышел в открытый космос, пишет изумительные космические пейзажи.(А.Леонов)

5.Кто был пилотом первого космического корабля «Союз-1»? (Владимир Комаров)

Ученые.

1.Кто, находясь в Петропавловской крепости, приговоренный к смерти, описывал «предварительную конструкцию ракетного  самолета»? (Н. Кибальчич)

2.Кто впервые разработал теорию жидкостных ракетных двигателей, выдвинул идею использования ракетных поездов и создания околоземных орбитальных станций? ( Константин Эдуардович Циолковский)

3.Кто был Главным конструктором первых советских космических аппаратов? (Сергей Павлович Королев)

4.Кого называли Главным теоретиком советской космонавтики? (Мстислав Келдыш)

5.Кто первым построил себе крылья, слепил их воском и поднялся к Солнцу? (Икар из мифа)

Космические аппараты.

1.Как назывался первый пилотируемый космический корабль? ( «Восток-1»)

2.Как называлась первая самоходная лаборатория, доставленная на Луну? (Луноход-1)

3.Как назывался первый космический корабль с экипажем, состоящим из нескольких человек?  ( «Восход»)

4.Как назывался космический корабль, на котором американские космонавты летали на Луну?   ( «Аполлон-11»)

5.Как называлась последняя Российская орбитальная станция?  «Мир»)

Ситуации  ( после просмотра видеофильма из серии «9 минут до неба»)

1.Когда была запущена Российская орбитальная станция «Мир»? (20 августа 1986 г.)

2.Если закрыть глаза, находясь на станции «Мир», то не будет понятно где верх, а где –низ. Как же космонавты выясняли, что спят «стоя»? ( «Кровать» располагалась вертикально относительно других предметов станции)

3.Почему пропадают «нужные вещи» при работе на космическом корабле? (От малейшего толчка предметы улетают в сторону)

4.Возможны ли «гонки на пылесосах» на Земле? Почему? ( Слишком велика сила трения)

5.На сколько лет была рассчитана станция «Мир», и сколько лет она проработала? (на 3 года, проработала 15 лет)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

неделя физики в школе

содержит подборку заданий для проведения тематической недели...

неделя физики в школе

Данный материал представляет собой методическую разработку мероприятий, проводимых в рамках ежегодной «Недели физики». Цель - помочь учителю физики, используя игровые формы, закрепить и пополнить знан...

Консультация для учеников 9 -11 классов к проведению недели физики в школе "Физика - опора и основа всех без исключения наук!"

Тематические разделы межпредметных связей физики, краткое их описание, рекомендации для создания проектов и творческих работ учащимся 9 - 11 классок к проведению нед...

«Неделя физики в школе»

Цели и задачи  «Неделя Физики в школе»Цели:1. Активизация познавательной активности учащихся через игровые формы внеклассной работы, развитие творческих способностей учащихся2. Развитие навыков о...

неделя физики в школе, посвященная Дню космонавтики

Неделя физики, посвяшенная "Дню космонавтики". Принимали участие ученики 10 классов, а ученики 11 класса проводили урок  "Чудеса в решете" дл учащихся 4 классов...

Неделя физики в школе

неделя физики...

Неделя физики в школе

Задача проведения недели физики — развитие интереса учащихся к данному предметам, а также профессиональная ориентация школьников....