Неделя физики в школе
методическая разработка по физике

Задача проведения недели физики — развитие интереса учащихся к данному предметам, а также профессиональная ориентация школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nedelya_fiziki.docx34.35 КБ

Предварительный просмотр:

 «Неделя физики

в школе»

                                                 

                                                       Составитель:

                                                     Синегубов Александр Анатольевич,

                               учитель физики

                                                                 

                                               

                                               

Цели:

1. Стимулирование учащихся к более глубокому и всестороннему изучению физики.

2. Активизация познавательной активности учащихся через игровые формы внеклассной работы, развитие творческих способностей учащихся

3. Развитие навыков общения, умения работать в команде

4. Формирование у учащихся представлений о роли науки в жизни общества

5. Повторение учебного материала по разным предметам под новым углом зрения

6. Расширение кругозора в результате организованного общения.

План проведения недели физики

Первый день

 1.Физическая викторина – 9 класс

2. А) Презентация книжек: « Загадки, ребусы, сказки и детективы по физике»  

    Б) конкурс загадок (личное первенство)

    В) конкурс книжек малышек « Загадки по физике»

3. Физический диктант-7,8 класс

Второй день

1.«Путешествие в страну любознательных физиков»-8 класс

2.конкурс  «Эксперимент и не только»-9 класс.

Третий день

Школьная олимпиада по физике 7-9 классы

Четвертый день

1.« ЗРИТЕЛЬНЫЕ  ОБМАНЫ И  ИЛЛЮЗИИ»-8 класс

2. Физическая викторина   «Их знали только в лицо…» -9 класс

3.«Путешествие в мир известных людей»- 7 класс

Пятый день

1.Защита творческой работы  «Выращивание кристалла»-7 класс

2. Игра  «Что, где, когда?»- 7-9 классы

Объявляются конкурсы в личном первенстве:

1.Конкурс на лучшую «шпаргалку» по физике, на любую тему.

2.Конкурс на лучшую рабочую тетрадь по физике.

3.Конкурс на лучший ребус, чайнворд, кроссворд и т.д.

4.Конкурс на лучшую загадку, стихотворение, частушку, песню о физике и по физике.

Физическая викторина для учащихся 9 класса

Викторины по физике имеют большое познавательное значение, но достигнуть желаемого эффекта логично только при тщательной подготовке:

  1. Организация подготовки викторины – составление команд и выбор капитанов,  назначение ведущего и его помощников.
  2. Разработка программы и содержания викторины в соответствии с образовательными и воспитательными  задачами.
  3. Подготовка ведущих, жюри, капитанов.

Викторина по физике  «Физический калейдоскоп»

1. Когда надо налить сок из жестяной банки через отверстие в крышке, то делают еще одно отверстие. Только тогда идет хорошая струя. Почему?

2. Ускорение ракеты возрастает даже в том случае, когда равнодействующая приложенных к ней  сил остается неизменной. Почему?

3. Каким образом космонавт, не связанный с кораблем, может вернуться на корабль?

4. Какая физическая ошибка допущена в следующем стихотворении?

Она жила и по стеклу текла,

Но вдруг ее морозом оковало,

И неподвижной льдинкой капля стала,

И в мире поубавилось тепла.

5. Даны два совершенно одинаковых длинных   железных стержня. Один из них намагничен. Как определить, какой стержень намагничен, не пользуясь  никакими  другими  предметами.

6. В высокий цилиндрический сосуд диаметром 5 см упал мяч диаметром 4 см. Сможете ли вы достать мяч, не поворачивая сосуда?

7. Почему грязный, покрытый копотью снег тает быстрее, чем чистый?

8. Всегда ли сила трения тормозит движение тела?  Может ли сила трения быть движущей силой?

9. Как вылить воду из бутылки, не наклоняя ее?

10. Почему после снегопада становится тихо?

Ответы на вопросы викторины:

1. Если сделать в крышке банки только одно отверстие и опрокинуть банку. Сок буде выливаться до тех пор,  пока давление внутри жидкости на уровне отверстия не станет равен атмосферному. Когда в крышке два отверстия. То воздух. Попадающий в банку через «свободное» отверстие. Оказывпает дополнительное давление на жидкость и «выталкивает» ее.

2. Ускорение растет из-за уменьшения массы ракеты.

3. Отбросив от себя в сторону, противоположную кораблю,  Какой-либо предмет.

4. При кристаллизации воды тепло, наоборот выделяется.

5. Пусть намагничен стержень 1. Если в этом случае мы поднесем его конец к середине стержня 2, стержни будут притягиваться. А если поднести конец стержня 2 к середине стержня 1, стержни  притягиваться не будут.

6. Налейте в сосуд воду. Мяч всплывет и его можно будет вынуть.

7.  Тела черного цвета лучше поглощают тепловое излучение.

8.  Может. Например. У тепловозов, автомобилей, мотоциклов силой тяги является сила трения ведущих колес о рельсы и полотно дороги. Предметы на ленте конвейера приводятся в движение и движутся под влиянием силы трения.

9.  Через трубку, пропущенную внутрь бутылки, вдуть воздух. При этом давление воздуха в бутылке увеличится и он выдавит часть воды наружу через ту же трубку.

10.   Между пушинками свежевыпавшего снега существуют маленькие полости. Которые поглощают звук также, как современные звукопоглощающие покрытия.

Физический диктант

7 класс- молекула, вещество, частица, расстояние, величина, масса, перемещение, гипотеза, диффузия, вакуум, явление, инерция, миллиметр, кристалл

8 класс- молекула, вещество, частица, расстояние, величина, масса, перемещение, гипотеза, диффузия, вакуум, явление, инерция, миллиметр, кристалл, процесс, траектория, диаграмма, коэффициент, мощность, ватт

9 класс- молекула, вещество, частица, расстояние, величина, масса, перемещение, гипотеза, диффузия, вакуум, явление, инерция, миллиметр, кристалл, процесс, траектория, диаграмма, коэффициент, мощность, ватт, частота, парабола, принцип, аккумулятор, параллельность, амплитуда

Игра «Путешествие в страну любознательных физиков»

Жюри: учителя физики, старшеклассники. 

План путешествия

1) Выступление ведущих

2) Путешествие по городам

Сценарий внеклассного мероприятия

Ведущий 1:    Трудно было человеку миллионы  лет назад,

Он совсем не знал природы

Слепо верил в чудеса,

Он всего, всего боялся

И не знал, как объяснить

Бурю, гром, землятресение,

Трудно было ему жить.

Ведущий 2:  И решил он, что ж бояться,

Лучше просто все узнать.

Самому во все вмешаться, 

Людям правду рассказать.

Создал он земли науку,

Кратко «физикой» назвал

Под названьем тем коротким

Он природу распознал.

Ведущий 1:  Физика - какая емкость слова!

Физика для нас не просто звук

Физика-опора  и основа

Всех без исключения наук!

Ведущий 2: Физика основа  техники, и ее знание необходимо каждому современному человеку. Изучение физики дисциплинирует ум, развивает логическое мышление.

Физики - очень любознательные люди.

Ведущий 1: Сегодня, я надеюсь, здесь собрались именно такие физики. Мы отправимся с вами путешествовать по «городам физики». Наша цель – попасть в столицу – «Город эксперимента»

Ведущий 2: На пути нам встретятся другие города, так что продолжить путешествие  мы сможем, если только преодолеем все препятствия в этих городах.

Ведущий 1: Помогать любознательным физикам будут спасатели. (Они сразу получают свой пакет заданий.) Сдают в жюри по мере выполнения. Если верно выполнили задание – своей группе приносят 0,5 балла.

Ведущий 2: Нашим любознательным физикам за 2 мин нужно найти правильную дорогу. Получите карту – «Найди правильную дорогу». Приглашаются от каждой группы главный любознательный путешественник.

«Найди правильную дорогу» 

1-й конверт

Объем, масса, плотность, сила, скорость, механическая работа, вес,  газ, длина, время, давление, мощность.

2-й конверт

Весы, динамометр, блок, барометр, спидометр, термометр, жидкость, мензурка, рычаг.

3-й конверт

Молния, инерции, радуга, падение тел, тяготение, движение, момент силы, нагревание, трение.

Количество баллов - 3

Что лишнее в этом слове?

Почему вы так считаете?

На обдумывание 2 минуты.

Ведущий 1

Наше жюри проставляет оценки, а мы двигаемся дальше!

Ведущий 2

Приглашаются от каждой группы главные любознательные путешественники.

Получают конверты с заданием и отправляются в город « Театральный»

Город «Театральный»

1-й конверт

Изобразите деформацию                    

2-конверт

Изобразите процесс кипения жидкости

3-й конверт

Изобразите ситуацию: воздушный шарик надули, а завязать не успели - он вырвался.

(Спасатели каждой группы должны отгадать что изображают их товарищи)

Количество баллов - 3

Ведущий 2

Ну что ж наше путешествие продолжается. Пойдем в город «Теоретиков».

Опять выдаются конверты с заданием, для этого приглашаются главные любознательные путешественники. Время для обдумывания 3мин.

Город «Теоретиков»

1-й конверт

Когда коньки и сани скользят лучше: в обычный зимний день со средней температурой от –5 до  -100С или в большой мороз? Объясните почему?

(Ответ: в обычный зимний день, когда мороз небольшой, снег под полозьями легко тает, уменьшая водой, как смазкой, трение.)

2-й конверт 

Почему в сильный мороз слышан треск стен деревянного дома? Объяснить.

(Ответ: вода, содержащаяся в волокнах бревен, на морозе замерзает. Лед, расширяясь, разрывает волокна и создает этим треск)

3-й конверт

Шерсть собак очень теплая, потовых желез в коже практически нет (есть только на пальцах лап), а собаки никогда не потеют. Летом им становится особенно жарко. Что делают собаки, чтобы охладить себя? Объясните, почему они так делают?

(Ответ: чтобы охладить себя, собака широко раскрывает рот и высовывает язык. Слюна на языке, челюсти и небе начинает интенсивно испарятся, и температура тела понижается до нормальной)

Количество баллов-3

Ведущий 1

Давайте немного отдохнем и сделаем привал. Во время привала мы расскажем интересные истории, которые случались с вами на уроках физики.

Физические истории на привале

(На обдумывание 3мин, могут помогать спасатели)

Количество баллов-3

Ведущий  2

А сейчас  нам предстоит отправиться в город « Тайн». (Ведущие выносят черный ящик, в котором лежат приборы. Ведущие загадывают загадки)

Город «Тайн»

№1 Смотрите, мы раскрыли пасть,

     В нее бумагу можно класть,

     Бумага в нашей пасти

     Разделится на части. (Ножницы)

№2Две сестрицы качались,

    Правды добивались,

    А когда добились- остановились. (Весы)

№3К низу лежит капельками

   А к верху - невидимкою. (Вода)

Количество баллов -3

Ведущий 1

Чтобы попасть в главный город надо пройти «Загадочное поле», на котором нас ждут коварные вопросы. Но мы же учимся хорошо и без труда ответим на них! Вперед!

Вопросы (по 4 для каждой команды):

1) Прибор для измерения силы.  (Динамометр)

2) Давление измеряется в…(Паскалях)

3) Единица измерения количества теплоты.   (Джоуль)

4) То, из чего состоит физическое тело.  (Вещество) 

5) Сила, которая действует на опору или подвес. (Вес)

6) Атмосферное давление впервые измерил… (Торричелли)

7) Источники тока в проводниках создают и поддерживают.  (Электрическое поле)

8) Мельчайшая частица вещества.  (Молекула)

9) Тело заряжено отрицательно, если на нём избыток… (Электронов)

10) Переход вещества из газообразного состояния в жидкое состояние  (Конденсация)

11) Частица с наименьшим отрицательным зарядом.  (Электрон).

12) Сила, которая возникает при деформации.  (Сила упругости)

Спасатели могут помочь ответить на 2 вопроса из представленных команде.

Количество баллов - 4

Ведущий 2

Наконец мы попали в главный город любознательных путешественников – Город  «Эксперимента». Приглашаются главные любознательные путешественники от каждой группы для получения конвертов с заданием. (Отдельно на столе стоят приборы, которые должны взять сами учащиеся после того, как получат задание в конверте)

Город «Эксперимента»

№1 Определить архимедову силу, действующую на груз.

   Приборы: стакан без делений, динамометр, груз.

№2 Определить плотность деревянного бруска.

   Приборы: брусок, линейка, весы.

№3 Определите диаметр проволоки. 

  Приборы: проволока, карандаш, линейка.

Эксперимент:

1) Рассказать о технике безопасности при проведении эксперимента.

2) Перечислить взятые приборы

3) Назвать цель эксперимента

4) Если использовали измерительные приборы, найти цену деления

5) Затем рассказать что измеряли, как измеряли и получить результат

Задание для спасателей

Нужно составить как можно больше слов из букв данного вам слова. Все слова-имена существительные в единственном числе, в именительном падеже.

Например – Механизация (мех, заяц, мина, мах, замена, низ, мания, яма, хан, зима, замах, химия и т.д.). Задание оценивается по количеству составленных слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

неделя физики в школе

содержит подборку заданий для проведения тематической недели...

Неделя физики в школе

В нашей школе проходит недели предметов естественнонаучного цикла. Как проходит неделя, посвященная физике, можно узнать здесь!...

неделя физики в школе

Данный материал представляет собой методическую разработку мероприятий, проводимых в рамках ежегодной «Недели физики». Цель - помочь учителю физики, используя игровые формы, закрепить и пополнить знан...

Консультация для учеников 9 -11 классов к проведению недели физики в школе "Физика - опора и основа всех без исключения наук!"

Тематические разделы межпредметных связей физики, краткое их описание, рекомендации для создания проектов и творческих работ учащимся 9 - 11 классок к проведению нед...

«Неделя физики в школе»

Цели и задачи  «Неделя Физики в школе»Цели:1. Активизация познавательной активности учащихся через игровые формы внеклассной работы, развитие творческих способностей учащихся2. Развитие навыков о...

неделя физики в школе, посвященная Дню космонавтики

Неделя физики, посвяшенная "Дню космонавтики". Принимали участие ученики 10 классов, а ученики 11 класса проводили урок  "Чудеса в решете" дл учащихся 4 классов...

Неделя физики в школе

неделя физики...