Главные вкладки

    Рабочая программа по физике 9 класс.
    рабочая программа по физике (9 класс) по теме

    Овсянникова Надежда Леонидовна

    Рабочая программа по физике 9 класс. А.В.Перышкин, Е.М.Гутник 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rabochaya_programma_po_fizike_9_klass.docx36.28 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка

    Рабочая программа по физике для 9 класса общеобразовательных учреждений   рассчитана на 70  часов  ( 2 часа в неделю),

    В основу рабочей программы по физике положено:

    -- Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного)  образования (приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089)

    -- Примерная программа по физике для общеобразовательных учреждений . Физика 7 – 9  классы. Москва, Просвещение, 2007

    -- Программа по физике для 9  класса. Автор программы  Е.М.Гуттник.  Москва, Просвещение, 2007

               Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве  учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов  школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять  не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела « Физика как наука. Методы научного познания природы».

    Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

    Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

    Курс физики в программе структурируется на основе физических теорий: механика, молекулярная физика, электродинамика, электромагнитные колебания и волны, квантовая физика.

    Изучение физики  направлено на достижение следующих целей:

    • освоение знаний о механических, тепловых,  электромагнитных, квантовых явления и величинах, характеризующих эти явления; законах, которыми они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о современной физической картине мира;
    • овладение умениями проводить природных наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений и природных ли измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические закономерности; применять полученные знания для объяснений разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
    • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
    • воспитание убеждённости в возможности познания природы, в необходимости разумно использовать достижения науки и технологий для дальнейшего развития общества, уважения к творцам науки и техники; отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
    • применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, рационального природопользования и защиты окружающей среды, для обеспечения своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

    Основные задачи данной рабочей программы:

    сформировать умения проводить наблюдения природных явлений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач.

    научить использовать полученные знания и умения для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

    Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

    Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.  Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

    Познавательная деятельность:

    • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
    • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
    • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
    • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

                       Информационно-коммуникативная деятельность:

    • владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и  признавать право на иное мнение;
    • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

    Рефлексивная деятельность:

    • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
    • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

    При организации учебного процесса используется следующая система уроков:

    •         Урок – лекция - излагается значительная часть теоретического материала изучаемой темы. 
    •         Урок – исследование - на уроке учащиеся решают проблемную задачу исследовательского характера аналитическим методом и с помощью компьютера с использованием различных лабораторий.
    •         Комбинированный урок - предполагает выполнение работ и заданий разного вида.         
    •         Урок – игра - на основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.
    •         Урок решения задач - вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке.
    •         Урок – тест - тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки технике тестирования.
    •         Урок – самостоятельная работа -  предлагаются разные виды самостоятельных работ.
    •         Урок – контрольная работа - урок проверки, оценки  и корректировки знаний. Проводится с целью контроля знаний учащихся по пройденной теме.
    •          Урок – лабораторная работа - проводится с целью комплексного применения знаний.

    Основное содержание

                                         Механические явления (26 ч)

    Механическое движение и его относительность. Система отсчёта. Равномерное прямолинейное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения.

    Неравномерное движение. Мгновенная скорость. Ускорение. Равноускоренное движение. Свободное падение тел.  Графики зависимости пути и скорости от времени.

     Равномерное движение по окружности. Период и частота обращения. Центростремительное ускорения.

    Явление инерции. Первый закон Ньютона. Масса тела. Плотность вещества.

    Взаимодействие тел. Сила.

    Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.

    Закон всемирного тяготения. Сила тяжести. Искусственные спутники Земли.

    Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

    Работа. Мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Закон сохранения механической энергии. Коэффициент полезного действия.

    Механические колебания. Период, частота и амплитуда колебаний.

    Затухающие и вынужденные механические колебания.

    Механические волны. Длина волна волны. Звук.

    Демонстрации

    Равномерное прямолинейное движение.

    Относительность движения.

    Равноускоренное движение.

    Падение тел в воздухе.

    Явление инерции.

    Взаимодействие тел.

    Второй закон Ньютона.

    Третий закон Ньютона.

    Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

    Изменение энергии тел при совершении работы.

    Переход потенциальной энергии в кинетическую энергию.

    Механические колебания, механические волны.

    Звуковые колебания.

    Лабораторные работы

    Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.

    Исследование зависимости периода  и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити.

    Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника.

    Изучение периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины.

    Электрические и магнитные явления (9 ч)

    Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Взаимодействие постоянных магнитов.  Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера. Электродвигатель. Электромагнитное реле.

    Демонстрации

    Проводники и изоляторы.

    Устройство конденсатора.

    Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора.

    Опыт Эрстеда.

    Магнитное поле тока.

    Действие магнитного поля на проводник с током.

    Устройство электродвигателя.

    Лабораторные работы

    Измерение электрического сопротивления с помощью омметра.

    Электромагнитные колебания и волны (7 ч)

    Электромагнитная индукция. Опыт Фарадея. Правило Ленца. Самоиндукция. Электрогенератор.

    Переменный ток. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.

    Колебательный контур. Электромагнитные колебания и их свойства. Скорость электромагнитных волн. Принципы радиосвязи и телевидения.

    Свет как электромагнитная волна. Дисперсия света. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.

    Демонстрации

    Электромагнитная индукция.

    Правило Ленца.

    Самоиндукция.

    Устройство генератора.

    Устройство трансформатора.

    Передача электрической энергии.

    Свойства электромагнитных волн.

    Принцип действия микрофона и громкоговорителя.

    Принципы радиосвязи.

    Дисперсия белого света.

    Лабораторные работы

    Изучение явления электромагнитной индукции.

    Квантовые явления (11 ч)

    Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Состав атомного ядра. Зарядовое и массовое числа.

     Ядерные силы Энергия атомных ядер. Радиоактивность. Альфа-, бета-, гамма – излучения. Методы регистрации ядерных излучений.

    Ядерные реакции. Ядерная энергетика. Дозиметрия. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Экологические проблемы работы атомных электростанций.

    Демонстрации

    Модель опыта Резерфорда.

    Наблюдение треков в камере Вильсона.

    Устройство счётчика ионизирующих излучений.

    Лабораторные работы

    Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.

    Изучение деления ядра атома урана по фотографиям треков.

    Измерение естественного радиоактивного  фона дозиметром.


    Требования

     к уровню подготовки выпускников

    образовательных учреждений основного общего образования

    В результате изучения физики  ученик должен

    знать/понимать

    • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
    • смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, момент силы, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, удельная теплота парообразования, удельная теплота плавления, удельная теплота сгорания, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;
    • смысл физических законов, принципов и постулатов: Ньютона,  Паскаля, Архимеда, Гука, всемирного тяготения, сохранения механической энергии и импульса, сохранение энергии в тепловых процессах, сохранение  электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля - Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;

    уметь

    • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел,  взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;
    • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояний, промежутков времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления. Работы и мощности электрического тока;
    • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков, выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормальной реакции опоры, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и жёсткости пружины, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
    • выражать результаты измерений и расчётов в единицах Международной системы;
    • определять: характер физического процесса по графику, таблице, формуле;
    • измерять: скорость, ускорение свободного падения; массу тела, плотность вещества, силу, работу, мощность, энергию, коэффициент трения скольжения, влажность воздуха, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления льда, электрическое сопротивление, ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока; представлять результаты измерений с учетом их погрешностей;
    • приводить примеры практического применения физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;
    • решать задачи на применение изученных физических законов;
    • осуществлять  самостоятельный поиск информации естественно – научного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочной и популярной литературы, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), её обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

    использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    • обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, электронной технике;
    • контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
    • рационального применения простых механизмов;
    • оценки безопасности радиационного фона.


    Название раздела

    Требования к уровню подготовки

    Основы кинематики

    1. Собирать установку для эксперимента по описанию, рисунку или схеме и проводить наблюдения изучаемых явлений.
    2. Измерить расстояние, промежуток времени.
    3. Представлять результаты измерения в виде таблиц, графиков и выявлять эмпирические закономерности: изменение координаты тела от времени.
    4. Объяснять результаты наблюдений и экспериментов: смену дня и ночи в системе отсчета, связанной с Солнцем.
    5. Давать определения физических величин.
    6. Описывать физические явления и процессы.
    7. Определять промежуточные значения величин по таблицам  результатов измерений и построенным графикам: по графику зависимости координаты от времени; координату тела в заданный момент времени; промежутки времени, в течении которых тело двигалось с постоянной, увеличивающейся, уменьшающейся скоростью.

    Основы динамики

    1. Выявлять эмпирические закономерности силы тяжести от массы тела.
    2. Применять экспериментальные результаты для предсказания значения положения тела при его движении под действием силы .
    3. Давать определения физических величин и формулировать физические законы.
    4. Описывать физические явления и процессы.
    5. Вычислять равнодействующую силу, используя второй закон Ньютона.
    6. Приводить примеры относительности скорости и траектории движения одного и того же тела в разных системах отсчета, изменения скорости тел под действием силы.
    7. Определять по графику зависимости координаты от времени: промежутки времени действия силы.
    8. Вычислять силу тяжести при заданной массе тела.

    Законы сохранения в механике

    1. Давать определения физических величин и формулировать физические законы.
    2. Описывать физические явления и процессы, изменения и преобразования энергии при анализе свободного падения тел, движения тел при наличии трения.
    3. Вычислять импульс тела, если известны скорость тела и его масса, кинетическую энергию при заданной массе и скорости, потенциальную энергию взаимодействия тела с землей.
    4. Приводить примеры проявления закона сохранения импульса в природе и технике.

    Механические колебания и волны.

    1. Узнавать среди наблюдаемых процессов колебательные и волновые движения, приводить примеры таких движений в природе и технике.
    2. Описывать изменения и преобразования энергии при анализе колебаний нитяного и пружинного маятников.
    3. Вычислять расстояние, на которое распространяется звук за определенное время при заданной скорости.
    4. Определять период, амплитуду и частоту (по графику колебаний).
    5. Измерять период колебаний маятника.

    Электромагнитное поле.

    1. Называть источники электростатического и магнитного полей, способы их обнаружения.
    2. Называть преобразования энергии в электрогенераторах.
    3. Приводить примеры экологических последствий работы тепловых и гидроэлектростанций.

    Строение атома и атомного ядра.

    1. Давать определения физических величин и формулировать физические законы.
    2. Описывать физические явления и процессы.
    3. Объяснять результаты наблюдений и экспериментов.
    4. Приводить примеры экологических последствий работы атомных электростанций.


    Требования к уровню подготовки учащихся

    Ученик должен знать/понимать:

    •        смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;

    • смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, сила, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия;
    • смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения электрического заряда;

            уметь

    описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, механические колебания и волны, действие магнитного поля на проводник с током,  электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;

    • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, силы;
    • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины;
    • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
    • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных и квантовых явлениях;
    • решать задачи на применение изученных физических законов;
    • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

    использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    • обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
    • оценки безопасности радиационного фона.


    1.  Исследования равноускоренного движения без начальной скорости.

    2.  Измерение ускорения свободного падения.

    3.  Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины.

    4.  Исследование зависимости периода и частоты свободных колебания нитяного маятника от длины нити.

    5.  Изучение явления электромагнитной индукции.

    6.  Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания.

    7.  Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.

    8.  Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.

    9.  Измерение естественного радиационного фона дозиметром.

    № п/п

    Тема

    Кол-во часов

    Лабораторные работы

    Контрольные работы

    1

    Законы взаимодействия и движения тел

    26

    № 1. "Исследование равноускоренного движения без начальной скорости"

    № 2 "Измерение ускорения свободного падения"

    № 1 "Основы кинематики"

    № 2 "Основы динамики и законы сохранения в механике"

    2

    Механические колебания и волны. Звук.

    10

    № 3 "Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины"

    № 4 "Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити"

    № 3 "Механические колебания и волны.звук.

    3

    Электромагнитное явления

    9

    № 5 "Изучение явления  электромагнитной индукции"

    4

    Электромагнитные колебания и волны

    7

    №6 " Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания."

    № 4 "Электромагнитное поле"

    5

    Строение атома и атомного ядра.

    11

    № 7 "Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков"

    № 8 "Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям"

    № 9 "Измерение естественного радиационного фона дозиметром"

    № 5 "Строение атома и атомного ядра»

    5

    Повторение (резерв)

    6

    Итого

    68


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

    Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

    Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

    Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

    Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик

    Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...

    Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

    Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

    Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...

    Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"

    Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...