Домашние практические работы
статья по физике по теме

Подгрудков Василий Николаевич

Дано описание простых домашних практических работ для учащися 7-8 класса.

Работы могут быть выполнены на самодельном оборудовании.

Материал направлен на создание интереса к физике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon domashnie_prakticheskie_raboty.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

Домашние практические работы.

Переход школы на новые ФГОСы подразумевает  изменение подходов к обучению. То есть учитель должен не давать знания, а учить самим детям получать знания из разных источников, уметь применять их в нестандартных жизненных ситуациях.

        Это налагает на учителя определенные требования, умение так организовать работу обучающихся, чтобы побудить их самостоятельно добывать знания.

Одним из приемов таких действий  может быть побуждение учащихся выполнять дома экспериментальные работы, носящие практический, жизненный интерес.

        Чтобы проводить какие-то исследования, нужны минимальные возможности измерений. То есть необходима домашняя измерительная «лаборатория».

        Часть измерительных инструментов можно найти на каждой кухне. Это, во-первых, бытовые пружинные безмены, по сути те же динамометры, это какие-то мерные сосуды и др. Дополнить измерительный инструментарий можно самодельными устройствами. Это, прежде всего, рычажные весы, которые можно изготовить из подходящих материалов, например какой-нибудь  ровной палочки, бечевки и либо коробков от спичек, либо двух одинаковых пластиковых баночек от продуктов.  Вопрос стоит в том: где взять разновес.

Это тоже решаемо. Разновес можно изготовит из того же пластилина, а мелкий – из полосок жести. Оттарировать «гири» можно в школьном кабинете или же предложить школьникам самим найти выход в домашних условиях.

        Здесь учитель может подсказать использовать чистую воду, отмеренную шприцем и уже изготовленные весы.

        Для проведения опытов с измерением объемов потребуется мерный сосуд. Для этого можно применять упомянутые выше бытовые мерки, ну а для более точных измерений придется изготовить мензурку из подходящего прозрачного сосуда (баночки, отрезанной пластиковой бутылки) и т.п.  На стенку сосуда приклеиваем полоску бумаги или бумажного малярного скотча и производим градуировку  применяя для точного отмеривания жидкости опять таки шприц.  Если требуется измерение малых объемов

 (0,1 см3), то можно использовать шприц для введения инсулина.

        Теперь,  что можно предложить  в качестве домашнего эксперимента? Во-первых, в 7 классе, проходится измерение объема, массы, плотности. Можно предложить учащимся определить дома  плотность какой-либо пластмассовой игрушки сложной формы. Как известно, в школьной лабораторной работе по определению плотности используют металлический цилиндр из-за узости мензурки, а для измерения плотности тела произвольной формы с применением отливного сосуда просто не всегда хватает оборудования, да и времени тоже. Домашний эксперимент может решить этот вопрос.

        Проанализировав  с  обучающимися  этот эксперимент и выяснив, что они поняли как найти объем любого тела, можно поставить проблему: а как найти объем собственного тела? И возможно ли это в домашних условиях? Если ответ будет положительным, то можно рассказать об Архимеде.  Далее можно подсказать как проградуировать домашнюю ванну с помощью ведра известной емкости, делая отметки на ней маркером или с помощью кусочков пластыря.

        Вариантов заданий различного характера можно предложить достаточно много, а лучше предложить самим учащимся найти объекты для исследований. Можно предложить изготовление простейших динамометров используя резиновый жгут при отсутствии пружин. Пытливым семиклассникам можно дать задание определить вес тела товарища с помощью прочной доски 2-3 метров и  бытового динамометра (используя доску как рычаг).

Тем мальчишкам, которые обычно крутятся в гаражах когда помогают родителям в ремонте машин, можно предложить задачу, которую обычно решают автомеханики с помощью специальных динамометрических ключей затягивая гайки определенным моментом силы. Здесь достаточно использовать обычный гаечный ключ удлиненный подходящим рычагом с плечом в 1 м и бытовым пружинным безменом.

        С восьмиклассниками  также можно проводить эту работу.  При изучении тепловых явлений. Рассказав об устройстве термоса, можно предложит в качестве домашнего задания изготовить термос из подручных материалов и проверить его действие. Наличие  большого числа разного рода упаковочных материалов поможет решить эту задачу.

        Здесь же можно поговорить о тепловом расширении материалов и о необычном поведении воды при замерзании. Проверить на опыте дома ( в школе это проблематично) расширение воды и разрыв стеклянной бутылки, при условиях соблюдения определенной осторожности.  В зимних условиях можно поставить задачу исследовать зависимость температуры замерзания воды от степени ее солености и объяснить применение соленой песчаной смеси зимой на дорогах.

        Проведение самостоятельно детьми опытов, исследований побуждает их к изучению физических явлений, более пристальному взгляду на окружающие вещи, явления природы.

        Для эффективности такого рода работы с детьми необходимо постоянно поощрять их усилия. В первую очередь - оценками, другими приемлемыми способами. Давать понять молодым исследователям, что вам очень импонирует их деятельность.

В конечном итоге наша цель как учителей состоит в том, чтобы наши ученики  могли самостоятельно оценивать окружающую действительность, искать и находить выходы из непредвиденных жизненных обстоятельств, умели подчинять их себе, своей воле и знаниям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Домашняя практическая работа в 9 классе

Файл содержит подробную инструкцию по выполнению домашней практической работы по теме "Зависимость скорости химических реакций от ряда факторов"....

Рабочая тетрадь для практических работ по дисциплине «Иностранный язык(английский)» в разделе «Профессионально-направленный модуль» для специальностей профиля Сервиса и туризма: 43.02.08 Сервис домашнего и коммунального хозяйства

Рабочая тетрадь предназначена для практических работ по дисциплине «Иностранный язык» в разделе «Профессионально-направленный модуль» для специальности профиля 43.00.00 «Сервис и туризм»: 43.02.08 Сер...

Домашние практические работы из серии "Нестандартные лабораторные (исследовательские) работы по физике, 7-9 классы "

Одним из важных направлений в работе учителя физики является приобщение учащихся к исследовательской деятельности. Выполнение таких работ способствует более глубокому пониманию учебного материала, раз...

Домашние практические работы по информатике как средство развития логического мышления

Формирование логического мышления – важная составная часть педагогического процесса. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциа...

домашняя практическая работа "Поиск информации. Электронная почта"

Продемонстрировать навыки поиска информации и пользования электронной почтой....

Домашние практические работы при изучении химии

Развитие интеллектуальных способностей учащихся через  формирование опыта выполнения домашней исследовательской работы. Внедрение исследовательского подхода в обучении химии способствует усилению...

домашняя практическая работа "Карбоновые кислоты"

Домашние практические работы всегда носят исследовательский характер , способствуют повышению мотивации и развитию интереса к предмету. Для исследования используются вещества, окружающие нас в быту, ч...