Элекромагнитные колебания и волны.
материал для подготовки к егэ (гиа) по физике (11 класс) по теме

Охапкин Владимир Викторович

Урок решения задач А14 ЕГЭ. Урок оргдеятельностного типа, работа в малых группах с самооценкой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektromagnitnye_kolebaniya_i_volny.docx31.6 КБ

Предварительный просмотр:

Электромагнитные колебания и волны.

Решение задач А14 ЕГЭ .

Тип урока: оргдеятельностный.

Форма проведения: работа в малых группах с самооценками.

Цели:

быстрый замер уровня усвоения информации учащимися;

активизация обучающей функции при контроле знаний учащихся по пройденному материалу через включение самих учащихся в процесс обучения.

Описание технологии.

  1. Класс делится на группы по 4 человека в каждой.

Каждый ученик получает контрольную карту:

Я

группа

эталон

  1.  ----------------(2)
  2. -----------------(1)
  3. И т. д.

  1. Учитель формулирует вопрос.
  2. Ученики отвечают письменно в первой колонке.
  3. Вопросы диктуются пятерками. После ответа ученики ставят степень уверенности: уверен, что правильно(2); сомневаюсь (1).
  4. После того как ученики записали свои ответы, поставили степень уверенности, они обсуждают в группах их правильность.

Если ответы у них меняются, то они уже в колонке «группа» пишут новый ответ. В такой форме идёт обсуждение первых пяти вопросов

Я

группа

эталон

  1.  ----------------(2)
  2. -----------------(1)
  3. И т. д.

1.-----------------(2)

2.-----------------(2)

  1. На следующем этапе урока предъявляется эталон ответа.

Ученики сравнивают свои ответы в колонке «Я» с эталоном и ставят себе балл от нуля до единицы. Сравнивают ответ  в колонке   «группа» с эталоном.

  1. Подсчитываются баллы  за самостоятельные ответы и за ответы после обсуждения в группе. За каждые пять ответов выставляется самооценка.

При обсуждении ответов в группе идёт коррекция работы отдельных учащихся.

  1. Учитель продолжает задавать вопросы.

Работа по группам продолжается.

В конце урока все контрольные карты сдаются.

Учитель просматривает ответы учащихся. Анализирует наиболее проблемные вопросы, комментирует . Обязательно озвучивает результирующую оценку за урок каждого ученика.

Ход урока.

Основные этапы урока

Время

Приёмы обучения и учения

1.

Организационный момент

1 мин

Приветствие учителя. Распределение контрольных карт по группам

2.

Постановка цели урока

2 мин

Формулировка цели учащимися

Фиксация цели на доске.

3.

Фронтальный коллективный сбор информации по теме урока.

7 мин

Повторение опорных понятий.

4.

Первая пятерка вопросов.

9 мин

Самостоятельные ответы.

5.

Обсуждение в группах.

4 мин

Коррекция ответов.

6.

Сравнение ответов с эталоном.

1 мин

Самооценка.

7.

Следующая  пятерка  вопросов.

14

Мин.

А) самостоятельные ответы;

Б) обсуждение в группах;

Коррекция ответов;

В) самооценка.

8.

Рефлексия деятельности.

5 мин

Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников; достижение поставленной цели

9.

Контроль  за  процессом и результатом учебной деятельности.

2 мин

Умение учащихся самостоятельно находить и исправлять ошибки, определять степень успешности.

Возможные задачи (ЕГЭ А14)

  1. Число витков в первичной обмотке трансформатора в 2 раза больше числа витков в его вторичной об­мотке. Какова амплитуда колебаний напряжения на концах вторичной обмотки трансформатора в режиме холостого хода при амплитуде колебаний напряжения на концах первичной обмотки 50 В?  (25 В)
  2. Какой из перечисленных ниже видов электромагнитных излучений имеет наименьшую длину волны?

1) радиоволны

2) видимый свет

3) инфракрасное излучение

4) рентгеновское излучение        (отв. 4.)

  1. Колебательный контур состоит из конденсатора электроемкостью С и катушки индуктивностью L. Как изменится период свободных электромагнитных колебаний в этом контуре, если и электроемкость конденсатора, и индуктивность катушки увеличить в 2 раза?  (увеличится в 2 раза)
  2. Согласно теории Максвелла, заряженная частица излучает электромагнитные волны в вакууме

1) только при равномерном движении по прямой в инерциальной системе отсчета (ИСО)

2) только при гармонических колебаниях в ИСО

3) только при равномерном движении по окружности в ИСО

4) при любом ускоренном движении в ИСО

Решение.

Согласно теории Максвелла, заряженная частица излучает электромагнитные волны в вакууме при любом ускорен­ном движении в ИСО, а не только при гармонических колебаниях и равномерном движении по окружности. Правильный ответ: 4.

  1. Во сколько раз надо уменьшить индуктивность катушки, чтобы при неизменном значении силы тока в ней энергия магнитного поля катушки уменьшилась в 4 раза?    (в 4 раза)
  2. Чтобы увеличить период электромагнитных колебаний в идеальном колебательном контуре в 2 раза, достаточно емкость конденсатора в контуре

1) увеличить в 2 раза

2) уменьшить в 2 раза

3) увеличить в 4 раза

4) уменьшить в 4 раза

(ответ: 3)

  1. Чтобы увеличить частоту электромагнитных колебаний в идеальном колебательном контуре в 2 раза, достаточно индуктивность катушки в контуре….      (уменьшить в 4 раза)
  2. В колебательном контуре из конденсатора электроемкостью 50 мкФ и катушки индуктивностью 2 Гн циклическая частота свободных электромагнитных колебаний равна…(100)
  3. Как изменится индуктивное сопротивление катушки при уменьшении частоты переменного тока в 4 раза?

( уменьшится в 4 раза)

  1. Число витков в первичной обмотке трансформатора в 2 раза меньше числа витков в его вторичной об­мотке. Какова амплитуда колебаний напряжения на концах вторичной обмотки трансформатора в режиме холостого хода при амплитуде колебаний напряжения на концах первичной обмотки 50 В?

(100 В)

  1. Одним из доказательств того, что электромагнитные волны поперечные, является существование у них свойства

1) поляризации

2) отражения

3) преломления

4) интерференции      

Решение.

Одним из доказательств того, что электромагнитные волны поперечные, является существование у них свойства поляризации. Напряженность электрического поля и индукция магнитного поля в электромагнитной волне совершают ко­лебания в направлениях перпендикулярных направлению распространения волны.

Правильный ответ: 1.

  1. Какой вид электромагнитного излучения (среди перечисленных) обладает наибольшей частотой?

1) видимый свет

2) инфракрасное излучение

3) радиоволны

4) рентгеновское излучение

Решение.

Из перечисленных здесь видов электромагнитных излучений наибольшей частотой обладает рентгеновское излучение. Правильный ответ: 4

  1. Инфракрасное излучение испускают

1) электроны при их направленном движении в проводнике

2) атомные ядра при их превращениях

3) любые заряженные частицы

4) любые нагретые тела

Решение.

Инфракрасное излучение — это электромагнитное излучение, занимающее спектральную область между красным концом видимого света и микроволновым излучением. Подобное излучение испускают любые нагретые тела.

Правильный ответ: 4.

  1. Заряженная частица не излучает электромагнитных волн в вакууме при

1) равномерном прямолинейном движении в инерциальной системе отсчета (ИСО)

2) равномерном движении по окружности в ИСО

3) колебательном движении в ИСО

4) любом движении с ускорением в ИСО

Решение.

Согласно теории Максвелла, заряженная частица излучает электромагнитные волны в вакууме при любом ускорен­ном движении в ИСО. Следовательно, заряженная частица не излучает в вакууме только при равномерно прямолиней­ном движении в инерциальной системе отсчета.

Правильный ответ: 1.

  1. Контур радиоприемника настроен на длину волны 30 м. Как нужно изменить индуктивность катушки колебательного контура приемника, чтобы он при неизменной электроемкости конденсатора в контуре был настроен на волну длиной 15 м?

(уменьшить в 4 раза)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Колебания и волны. Контрольная работа по физике для 9 класса.

В контрольной работе 5 заданий по теме "Колебания и волны" - четыре задачи расчетные и одна качественная. Предлагается 4 варианта данной контрольной работы. 1 вариант 1. Груз, повешенный на ...

Тестирование в 9 классе. "Колебания и волны".

Коротенький тест из пяти заданий для контроля усваения учениками 9 классов основных понятий по теме "Колебания и волны". Предложены 2 варианта заданий на 5-7 минут. Я даю этот тест в конце урока на 5-...

Колебания и волны

Тестовая работа ...

Механические колебания м волны .Тест

тест по теме "Механические колебания м волны " поможет проверить и оценить знания учащихся по данной теме...

Механические колебания и волны

презентация урока по физике 8 класса. С помощью данной презентации можно повторить теоретические сведения данной темы и провести контроль знаний. Задания для проверки подобраны нестандартные....

Обобщающий урок по теме "Колебания и волны". Физика 8 класс.

Разаработка урока по физике 8 класса. Обобщающий урок по теме "Колебания и волны". Сопутствующая конспекту презентация, заинтересует ребят и настроит их на рабочий лад....

Мастер класс для учителей физики по теме Колебания и волны

В период преобразования нашего общества одной из главных задач обучения становится развитие творческого мышления учащихся.  При этом нужно учитывать  одно хорошо известное обстоятельство: се...