Урок в 7 классе по теме: «Сила трения. Трение покоя, скольжения, качения. Трение в природе и технике»
план-конспект урока по физике (7 класс) по теме

Цель: ознакомить учащихся с явлением трения, сформулировать понятие сила трения, экспериментально установить, от чего зависит эта сила.

Задачи урока:

Познавательные: формировать умений систематизировать изученное, раскрывать взаимосвязь между изученным теоретическим материалом и явлением в жизни, расширение кругозора учащихся в  познание окружающего мира через физику;

Развивающие: создание условий для приобретения мыслительных навыков (анализ, сравнение, обобщение, систематизация, целеполагание, самооценка);  развитие критического мышления, учебно-интеллектуальных умений, коммуникативных навыков, учебно-информационных умений, способствовать развитию положительных эмоций

Воспитательные: формирование культуры общения.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme_trenie.docx35.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей

Урок в 7 классе по теме:

 «Сила трения. Трение покоя, скольжения, качения.

Трение в природе и технике»

учитель физики высшей категории

Лучина Т.В.

Цель: ознакомить учащихся с явлением трения, сформулировать понятие сила трения, экспериментально установить, от чего зависит эта сила.

Задачи урока:

Познавательные: формировать умений систематизировать изученное, раскрывать взаимосвязь между изученным теоретическим материалом и явлением в жизни, расширение кругозора учащихся в  познание окружающего мира через физику;

Развивающие: создание условий для приобретения мыслительных навыков (анализ, сравнение, обобщение, систематизация, целеполагание, самооценка);  развитие критического мышления, учебно-интеллектуальных умений, коммуникативных навыков, учебно-информационных умений, способствовать развитию положительных эмоций

Воспитательные: формирование культуры общения.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Оборудование: динамометр, набор грузов, наклонная плоскость, линолеум, динамометр, брусок деревянный, лист бумаги,

лист наждачной бумаги, карандаши круглые, мультимедийный проектор, проектор, интерактивная доска Interwrite Воаrd.

Ход урока:

№ п/п

Этапы урока

Время

Действие

Задачи

1

2

3

4

5

1.

Организационный момент

2/

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Татьяна Владиславовна.  Вы сегодня все такие нарядные, красивые и в ваших глазах я уже заметила искорки любопытства. Это очень здорово! Тема сегодняшнего урока знакома вам  с детства. И мы сейчас окунемся в мир детства, внимание на экран. Показ мультфильмов.

- Что общего и различного между фрагментами мультфильмов? (движение тел под действием сил трения). Сформулируйте тему урока…
Слайд 1. Тема урока: «Сила трения. Трение покоя, скольжения, качения. Трение в природе и технике» Записываем в тетрадь. Чтобы вы хотели узнать, изучив тему урока??? (учащиеся сами формулируют тему урока)

Создание позитивного настроя, непринужденной доброжелательной атмосферы в классе.

1

2

3

4

5

2.

Создание мотива к познанию

 Сила трения – это сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого.

И как же она направлена?

- Против движения.

Почему вы так считаете?

- Если бы она была направлена в сторону движения, то скорость тела возрастала бы. А так как скорость уменьшается, значит, сила направлена против движения.

-Где находится точка приложения этой силы? (В месте контакта двух поверхностей.) Слайд 3. Зарисовываем в тетрадь.

“Выяснение причин возникновения трения”.

Эксперимент:

Прошу взять листки бумаги и карандаши. Проведите на листке карандашом любую линию. А теперь то же самое попробуйте сделать на стекле. Что вы наблюдаете?

- На бумаге остался след от карандаша, а на стекле нет.

В чем тут дело?

Давайте рассмотрим поверхности грифеля, бумаги и стекла в лупу.

- Поверхность бумаги шероховатая, как и у грифеля. А стекло ровное. При движении карандаша по бумаге происходит скалывание частей карандаша о нервности бумаги, они остаются на бумаге. На стекле же таких неровностей нет.

Значит, в чем же причина трения?

- В шероховатости поверхностей соприкасающихся тел.

Прижмите друг к другу посильнее два стеклышка и попробуйте перемещать одно относительно другого.

Это очень легко сделать? Вам ничто не мешает?

- Не так уж легко.

Так в чем же дело? Ведь шероховатостей нет, а все же что – то мешает?

- Притяжение молекул взаимодействующих тел.

Слайд 4. Записываем в тетрадь.

Можно выделить две причины возникновения силы трения: шероховатость поверхностей соприкасающихся тел и взаимное притяжение молекул соприкасающихся тел.

Обеспечение мотивации и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности; актуализация опорных знаний и умений.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания

1

2

3

4

5

3.

Конструирование основной части урока Исследовательская работа

- Каким прибором измеряется сила? (динамометром)

- Что нужно сделать перед тем, как начать измерять силу? (определить цену деления прибора)

Обратимся к следующему эксперименту:

На плоскости лежит карандаш.

Карандаш скользит по поверхности.

Карандаш катится по поверхности наклонной плоскости.

– Какие виды силы трения были продемонстрированы?

Запишите в тетради: виды трения Слайд 5.

трение покоя- Fп

скольжения- Fс

качения –Fк

(вернуться к опыту с карандашами)

Какой знак необходимо поставить (<,  > или  =)?

Fп     ?    Fс    ?  Fк   Слайд 5. Записываем в тетрадь

Знания о природе трения пришли к нам не сами собой. Этому предшествовала большая исследовательская работа ученых-экспериментаторов на протяжении нескольких веков: Леонардо да Винчи, Амонтон, Леонард Эйлер, Шарль Кулон — это наиболее известные имена. Мы тоже проведем ряд экспериментов. Все результаты которого будем записывать в таблицу №1, у вас на столах.

Слайд 6.

1. Фронтальный опыт (для всех) Фанерную плоскость расположите горизонтально, положив ее на парту. На фанерную плоскость положите деревянный брусок …

А) Положите на брусок три груза и равномерно тяните его по поверхности стола. Заметьте и запишите показания динамометра.

Б) теперь оставляем на бруске два груза и, наконец, снимаем все грузы. Выполните все действия и запишите показания динамометра.

В) сравните полученные результаты измерений, и сделайте вывод.

- Чем больше нагрузка, тем больше сила трения.

2. Фронтальный опыт (по рядам) Изучение зависимости силы трения скольжения от рода трущихся поверхностей.

Приборы и материалы: динамометр, фанерную плоскость, брусок деревянный, набор грузов с двумя крючками, лист бумаги, песок, стекло.

Порядок выполнения работы:

Измерьте силу трения скольжения бруска с двумя грузами:
а) по поверхности фанерной плоскости
б) по бумаге с песком
в) по стеклянной поверхности

Для этого перемещайте брусок с грузами равномерно при помощи динамометра. Результат измерений силы трения скольжения запишите в таблицу (на доске)

Вид трущихся поверхностей

Сила трения скольжения, Н

Дерево по дереву

 

Дерево по стеклу

 

Дерево по наждачной бумаге

 

Вывод:

сила трения зависит от материала соприкасающихся тел

- А как вы считаете, зависит ли сила трения от площади соприкасающихся поверхностей?

- Смогли бы вы выполнить задание?

- Какой вывод?

Вывод:

сила трения не зависит от площади контакта тел.

Слайд 7.

На основании проделанной работы делается такой вывод: сила трения зависит от материала соприкасающихся тел, от нагрузки, от шероховатости и не зависит от площади контакта тел. (записываем в тетрадь)

-Ребята, а как вы думаете, всегда ли трение полезно или вредно?

Если сила трения полезна, то её увеличивают, а если вредно, то уменьшают.

А как вы думаете в жизни растений , животных встречается сила трения???

Слайд 8,9,10 примеры силы трения в живой природе

Сформировать умение самостоятельно делать выводы.

Отработать навыки работы с физическими приборами.

Развивать речевые навыки.

Развивать теоретическое мышление.

Развивать способности к анализу и синтезу.

1

2

3

4

5

4.

Д/З

Обратная связь

Ребята мы с вами сегодня рассмотрели силу трения – СИЛУ ЗНАКОМУЮ,
НО ТАИНСТВЕННУЮ

Запишите домашнее задание

Слайд 11.

§30-32

Творческое задание «Мир без трения»

Слайд 12-27 Шевели мозгами:

- Почему мел оставляет след на классной доске? (Когда прижимают мел к доске, создают большую силу трения, которая и отрывает частичке мела – возникает след на доске).

- Может ли велосипедист двигаться равномерно по горизонтальной

дороге, не вращая педали? (Нет, так как действуют силы трения и сопротивления воздуха, уменьшающие его скорость)

-Для чего «разводят» пилы (наклоняют в противоположные стороны соседние зубья)? (Чтобы уменьшить трение полотна пилы и предотвратить зажим его древесиной, зубья разводят, отгибая через один вправо и влево от плоскости полотна).

- Почему медицинские иглы полируют до зеркального блеска? (Кроме требований гигиены инструмента, существенным является уменьшение силы трения иглы о кожу при уколе)

-Почему трудно удержать в руках живую рыбу? (Тело рыбы покрыто слизью. Эта смазка уменьшает силу трения, и рыба выскальзывает из рук).

- Почему после дождя грунтовая дорога становится скользкой? (Вода, как смазка, покрывает грунт, и сила трения колес автомобиля уменьшается)

- Почему при росе косить траву легче? Какая пословица говорит об этом? (Роса увеличивает массу стебля. По­этому при ударе косой он в меньшей степени изгибается, и коса сразу срезает его. Роса служит смазкой, что уменьшает силу трения, когда при обратном движении коса скользит по траве).

-Почему шелковый шнурок развязывается быстрее шерстяного? (Шелковый шнур имеет более гладкую поверхность, значит, возникает меньшая сила трения)

-Стеклянную бутылку с узким горлышком ученик  быстро и чисто отмыл теплой водой, в которую добавил мелко накрошенную яичную скорлупу и кусочки газетной бумаги. Бутылку он все время встряхивал. Какое физическое явление помогло ему отмыть бутылку? (сила трения яичной скорлупы и бумаги о стенки бутылки)

-Почему металлические ступеньки (лестницы, подножки трамвая, поезда и т.п.) не гладкие, а имеют рельефные выступы? (Чтобы увеличить силу трения скольжения подошв ног о ступеньки)

-Почему при постройке электровозов не применяют легкие металлы или сплавы? (Уменьшать вес электровоза не­выгодно, так как это уменьшит силу давления на рельсы, а следовательно, и силу трения между ведущими колесами и рельсами, что уменьшит силу тяги электровоза).

-Автомашина с прицепом должна перевезти тяжелый груз. Куда его выгоднее поместить: в кузов автомашины или в прицеп? Почему? (В кузов автомашины. Это увеличит силу давления на задние (ведущие) колеса машины, а значит, увеличит сцепление с полотном дороги. Если поместить груз на прицеп, возможна пробуксовка машины на мокрой скользкой дороге и на подъеме)

-Зачем при спуске телеги с крутой горы иногда одно колесо подвязывают веревкой так, чтобы оно не вращалось? (Чтобы увеличить силу трения)

-Почему осенью у трамвайных линий, проходящих в районе парков, бульваров, садов и т.д., вывешивают надписи «Осторожно, листопад», «Берегись юза»? (Потому что лист на рельсах уменьшает трение и может помешать торможению).

Обеспечение усвоения новых знаний и формирования умений применять их в ходе своей деятельности.

1

2

3

4

5

5.

Рефлексия

Логично вернуться к видеороликам, показанным в начале урока. Показывать ролики нужно в следующем порядке, (после просмотра каждого ролика его необходимо обсудить)
• Бобик в гостях у Барбоса (Здесь нужно отметить, что катание стало возможным, потому что уменьшилась сила трения за счет смазки из киселя)
• Алеша Попович и тугарин змей (Камень трудно было сбросить, потому что сила трения покоя самая большая)
• Ну, погоди! (Волк легко скатывался на лыжах с горы, потому что сила трения скольжения по снегу очень мала, Так как образуется смазка из воды между лыжами и снегом, аналогично как между коньками и льдом)
• Простоквашино (Машина плохо ехала по глубокому снегу, потому что большая шероховатость поверхности и как следствие большая сила трения)

Смогли вы найти ответы на вопросы поставленные в начале урока???

- Что узнали?

- Довольны ли вы своей работой на уроке??

Благодарю вас за хорошую работу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок физики в 7 классе по теме: «Сила трения. Трение скольжения. Трение качения».

Урок физики в 7 классе по теме: «Сила трения. Трение скольжения. Трение качения».Цели урока:1. Обучающая- познакомить учащихся с силой трения, выяснить какие  виды силы трения существуют; в...

урок - исследование по физике в 7 классе по теме: "Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя»

При разработке урока я использовала технологию проблемно-диалогического  обучения. Постановка учебной проблемы - от пройденного материала, подводящий к теме диалог. Поиск решения - подводящие к з...

Разработка урока физики в 7 классе по теме "Сила трения. Трение покоя, скольжения, качения"

Разработка урока составлена для изучения физики по учебнику А.В. Пёрышкина. Урок изучения новых знаний. В урок включены элементы исследовательской деятельности учащихся, использованы приёмы груп...

Конспект урока физики в 7 классе по теме "Сила трения. Трение покоя"

Тип урока: поисково-исследовательский урок.Цель. Изучение явления трения и выведение понятия сила трения на основе организации поисково-исследовательской деятельности учащихся с опорой на этапы цикла ...