Сила трения. Трение покоя. Трение в природе и технике.
план-конспект урока по физике (7 класс)

Емельяненко Елена Викторовна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sila_treniya._trenie_pokoya._trenie_v_prirode_i_tehnike.docx19.56 КБ

Предварительный просмотр:

«Сила трения. Трение покоя. Трение в природе и технике»

Цель урока: обеспечить усвоение знаний о понятиях силы трения и силы покоя; формировать практическое умение использовать знания о силе трения для решения задач; обеспечить усвоение знаний об использовании трения в природе и технике.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.

Настраиваются на учебную деятельность.

  1. Проверка Д/З

  1. Актуализация знаний

Организует беседу по вопросам:

– Почему нельзя переходить дорогу близко идущим автомобилем?

– Что общего между гвоздем, вбитым в доску, и завязанными шнурками?

Вопрос постановки учебной задачи:

– Что вы знаете о силе трения? Нужно ли изучать это понятие?

Формулирует учебную задачу:

– Изучить понятие силы трения.

Отвечают на вопросы:

 Потому что водителю не хватит времени, чтобы затормозить.

 Они оба испытывают на себе силу трения.

Осознают важность решения поставленной учебной задачи.

  1. Постановка цели и задач урока

Сообщает тему урока.        

– внимательно прочитайте тему урока. Как бы вы сформулировали задачи урока, исходя из темы? Чему вы хотели бы научиться?

Записывают в тетрадь тему урока.

  1. Создание проблемной ситуации.

Изучение нового материала

Объясняет суть понятия «сила трения» и организовывает обсуждение проблемного вопроса.

При соприкосновении одного тела с другим возникает взаимодействие, препятствующее их относительному движению, которое называется трением. А силу, характеризующую это взаимодействие, называют силой трения.

, где  – коэффициент трения.

Проблемный вопрос:

– Какова причина возникновения силы трения?

Сообщает причины возникновения трения и просит учащихся предложить примеры, которые бы это подтверждали.

  • Когда одно тело скользит или катится по поверхности другого, эти неразрывности цепляются друг за друга, что создает некоторую силу, задерживающую движение.
  • Взаимное притяжение молекул соприкасающихся тел.

Объясняет учащимся.

Силу трения можно уменьшить во много раз, если ввезти между трущимися поверхностями смазку.

При скольжении одного тела по поверхности другого возникает трение, которое называется трением скольжения.

Если одно тело не скользит, а катится по поверхности другого, то трение, возникающее при этом, называют трением качения.

Чем больше сила, прижимающая тело к поверхности, тем больше возникающая при этом сила трения.

При равных нагрузках сила трения качения всегда меньше силы трения скольжения.

Организовывает обсуждение проблемного вопроса.

– Почему если на шкаф, который стоит на полу, слабо нажать, он не тронется с места?

Вместе с классом делает вывод, что существует сила трения покоя.

Пример: сила трения покоя удерживает гвоздь, вбитый в доску; не дает развязаться банту на ленте; удерживает нитку, которой сшиты два куска ткани.

Организовывает обсуждение проблемного вопроса.

- Терние – польза или вред для жизнедеятельности человека?

Объясняет, что трение может быть полезным и вредным.

  • Без трения покоя ни люди, ни животные не могли бы ходить по земле, т.к. при ходьбе мы отталкиваемся ногами от земли.
  • Не будь трения, предметы выскальзывали бы у нас из рук.
  • Сила трения останавливает автомобиль.

Объясняет использование в технике подшипников скольжения.

Во всех машинах из-за трения нагреваются и изнашиваются движущиеся части.

Слушают учителя и задают уточняющие вопросы.

Принимают участие в обсуждении проблемного вопроса.

Делают записи в рабочей тетради.

Принимают участие в обсуждении проблемного вопроса.

Принимают участие в обсуждении проблемного вопроса.

Делают записи в тетради.

  1. Закрепление изученного материала

Организует самостоятельную работу.

Задание №1. Чтобы передвинуть шкаф, надо приложить к нему горизонтальную силу 300 Н. чему равен коэффициент трения между шкафом и полом, если масса шкафа равна 120 кг?

Задание №2. Для чего смычок перед игрой на скрипке натирают канифолью?

Самостоятельно решают задачи.

1. ,

2. Для увеличения силы трения.

  1. Подведение итогов урока

Организует подведение итогов урока обучающимися.

– Каких успехов я добился сегодня на уроке?

Подводят итоги своей работы на уроке.

  1. Домашнее задание

§32-34,

Карточка с задачей: Два человека тянут груз, прикладывая горизонтальные силы Н и Н, направленные вдоль одной прямой. Каким может быть модуль равнодействующей R этих сил? Рассмотрите все возможные случаи и изобразите на рисунке все горизонтальные силы, действующие на груз.

Записывают домашнее задание.


Домашнее задание:

Задача. Два человека тянут груз, прикладывая горизонтальные силы Н и

 Н, направленные вдоль одной прямой. Каким может быть модуль равнодействующей R этих сил? Рассмотрите все возможные случаи и изобразите на рисунке все горизонтальные силы, действующие на груз.

Домашнее задание:

Задача. Два человека тянут груз, прикладывая горизонтальные силы Н и

 Н, направленные вдоль одной прямой. Каким может быть модуль равнодействующей R этих сил? Рассмотрите все возможные случаи и изобразите на рисунке все горизонтальные силы, действующие на груз.

Домашнее задание:

Задача. Два человека тянут груз, прикладывая горизонтальные силы Н и

 Н, направленные вдоль одной прямой. Каким может быть модуль равнодействующей R этих сил? Рассмотрите все возможные случаи и изобразите на рисунке все горизонтальные силы, действующие на груз.

Домашнее задание:

Задача. Два человека тянут груз, прикладывая горизонтальные силы Н и

 Н, направленные вдоль одной прямой. Каким может быть модуль равнодействующей R этих сил? Рассмотрите все возможные случаи и изобразите на рисунке все горизонтальные силы, действующие на груз.

Домашнее задание:

Задача. Два человека тянут груз, прикладывая горизонтальные силы Н и

 Н, направленные вдоль одной прямой. Каким может быть модуль равнодействующей R этих сил? Рассмотрите все возможные случаи и изобразите на рисунке все горизонтальные силы, действующие на груз.

Домашнее задание:

Задача. Два человека тянут груз, прикладывая горизонтальные силы Н и

 Н, направленные вдоль одной прямой. Каким может быть модуль равнодействующей R этих сил? Рассмотрите все возможные случаи и изобразите на рисунке все горизонтальные силы, действующие на груз.

Домашнее задание:

Задача. Два человека тянут груз, прикладывая горизонтальные силы Н и

 Н, направленные вдоль одной прямой. Каким может быть модуль равнодействующей R этих сил? Рассмотрите все возможные случаи и изобразите на рисунке все горизонтальные силы, действующие на груз.

Домашнее задание:

Задача. Два человека тянут груз, прикладывая горизонтальные силы Н и

 Н, направленные вдоль одной прямой. Каким может быть модуль равнодействующей R этих сил? Рассмотрите все возможные случаи и изобразите на рисунке все горизонтальные силы, действующие на груз.

Домашнее задание:

Задача. Два человека тянут груз, прикладывая горизонтальные силы Н и

 Н, направленные вдоль одной прямой. Каким может быть модуль равнодействующей R этих сил? Рассмотрите все возможные случаи и изобразите на рисунке все горизонтальные силы, действующие на груз.

Домашнее задание:

Задача. Два человека тянут груз, прикладывая горизонтальные силы Н и

 Н, направленные вдоль одной прямой. Каким может быть модуль равнодействующей R этих сил? Рассмотрите все возможные случаи и изобразите на рисунке все горизонтальные силы, действующие на груз.

Домашнее задание:

Задача. Два человека тянут груз, прикладывая горизонтальные силы Н и

 Н, направленные вдоль одной прямой. Каким может быть модуль равнодействующей R этих сил? Рассмотрите все возможные случаи и изобразите на рисунке все горизонтальные силы, действующие на груз.

Домашнее задание:

Задача. Два человека тянут груз, прикладывая горизонтальные силы Н и

 Н, направленные вдоль одной прямой. Каким может быть модуль равнодействующей R этих сил? Рассмотрите все возможные случаи и изобразите на рисунке все горизонтальные силы, действующие на груз.

Домашнее задание:

Задача. Два человека тянут груз, прикладывая горизонтальные силы Н и

 Н, направленные вдоль одной прямой. Каким может быть модуль равнодействующей R этих сил? Рассмотрите все возможные случаи и изобразите на рисунке все горизонтальные силы, действующие на груз.

Домашнее задание:

Задача. Два человека тянут груз, прикладывая горизонтальные силы Н и

 Н, направленные вдоль одной прямой. Каким может быть модуль равнодействующей R этих сил? Рассмотрите все возможные случаи и изобразите на рисунке все горизонтальные силы, действующие на груз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока физики в 7 классе по теме "Сила трения. Трение покоя, скольжения, качения"

Разработка урока составлена для изучения физики по учебнику А.В. Пёрышкина. Урок изучения новых знаний. В урок включены элементы исследовательской деятельности учащихся, использованы приёмы груп...

Урок в 7 классе по теме: «Сила трения. Трение покоя, скольжения, качения. Трение в природе и технике»

Цель: ознакомить учащихся с явлением трения, сформулировать понятие сила трения, экспериментально установить, от чего зависит эта сила.Задачи урока: Познавательные: формировать умений систематизироват...

Конспект урока в 7 классе "Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя."

Цель: сила трения, причины возникновения силы трения, трение скольжения, трение качения, зависимость силы трения от веса тела, сравнение сил трения скольжения и трения качения....

Презентация к уроку физики в 7А классе "Сила трения. трение покоя"

В данной презентации наглядно и объёмно представлен материал к уроку физики в 7А классе "Сила трения. Трение покоя"....

Конспект урока физики в 7 классе по теме "Сила трения. Трение покоя"

Тип урока: поисково-исследовательский урок.Цель. Изучение явления трения и выведение понятия сила трения на основе организации поисково-исследовательской деятельности учащихся с опорой на этапы цикла ...

Сила трения. Трение покоя

Урок №30/20.  Сила трения. Трение покояТип урока: поисково-исследовательский урок.Цель. Изучение явления трения и выведение понятия сила трения на основе организации поисково-исследовательской де...

Сила трения. Трение покоя

ull;Понятие силы трения.•Виды трения: покоя, качения, скольжения.•Способы уменьшения, увеличения трения.•Применение силы трения....