ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Исследование зависимости периода свободных колебаний нитяного маятника от его длины»
план-конспект урока по физике (9 класс) по теме

Волкова Елена Ивановна

   Данный материал поможет провести урок физики в 9 классе по теме "Математический маятник" с использованием ЭОРов. Тип урока - комбинированный. Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, самостоятельная. В ходе урока ученики  самостоятельно исследуют зависимости периода колебаний нитяного маятника от длины нити. Урок имеет большую практическую направленность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

 «Исследование зависимости периода  свободных колебаний нитяного маятника от его длины» 

ФИО

Волкова Елена Ивановна

Место работы

МОУ «Супоневская сош №2» Брянского района

Должность

учитель

Предмет

физика

Класс

9

Тема и номер урока

Механические колебания, 4-й урок в теме

Базовый учебник

Физика, 9, Е.М. Гутник

  1. Цель урока: систематизировать, расширить и углубить знания, умения и навыки учащихся по теме «Механические колебания», выявить зависимость периода колебаний от параметров системы

9. Задачи:

- образовательные: закрепить понятия свободные колебания, амплитуда, период, частота колебаний, изучить зависимость периода колебаний нитяного (пружинного) маятника от массы груза и длины нити маятника (от массы груза и жёсткости пружины);

-развивающие: развить умения проводить эксперимент и наблюдения, анализировать и делать вывод;

-воспитательные: воспитать целеустремлённость, умение осознавать свои действия, видеть и понимать окружающий мир, умение рационально использовать время на уроке, воспитание самостоятельности, эстетичности.

  1. Тип урока: комбинированный
  2. Формы работы учащихся: коллективная, групповая, самостоятельная
  3. Необходимое техническое оборудование: компьютеры, интерактивная доска, набор ЦОРов из Единой коллекции ЦОР и ФЦИОР.
  4. Структура и ход урока
  1. Организационный момент (2 мин)
  2. Актуализация знаний (5 мин)
  3. Изучение нового материала (20 мин)
  4. Закрепление нового материала (15мин)
  5. Домашнее задание (1 мин)
  6. Рефлексия (2 мин)

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

I

Организационный момент

Сообщение темы и цели урока

Записывают тему в тетрадь

2

II

Актуализация знаний по теме «Свободные механические колебания. Характеристики колебательного движения»

Тест к уроку "Характеристики колебательного движения (1)

Организует работу с контрольным тестом

Отвечают на вопросы

5

III

Виртуальный эксперимент: «Наблюдение свободных механических колебаний»

диск «Открытая физика»

Учитель координирует действия учащихся, консультирует

Выполняют виртуальный эксперимент, проводят наблюдения

20

а) Обсуждение учащимися в группах возможных гипотез

Учитель задает проблемный вопрос, координирует мыслительную деятельность учащихся:

- зависит ли период колебаний от длины нити маятника, если зависит, то какая это зависимость

( зависит ли период колебаний от массы груза маятника, если зависит, то какая это зависимость) –   I группа

- зависит ли период колебаний от массы колеблющегося тела, если зависит, то какая это зависимость, зависит ли период колебаний от жёсткости пружины, если зависит, то какая это зависимость) –   II группа

Учитель координирует действия учащихся, консультирует.

Учащиеся обсуждают проблемный вопрос, высказывают мнение группы, выдвигают гипотезы

б) Работа в группах с диском «Открытая физика» по инструктивным карточкам, виртуальный эксперимент.

в) Работа в парах по инструктивной карточке

Лабораторная работа Исследование зависимости периода колебаний математического маятника от различных параметров (2)

Учитель консультирует учащихся, помогает получить формулу, выражающую зависимость периода колебаний маятника от длины нити (массы груза), построить график полученной зависимости

Учащиеся проводят наблюдения колебаний маятников, анализируют свои наблюдения, делают выводы.

IV

Закрепление нового материала

Подборка заданий "Колебаний пружинного и математического маятника" (используется сцена 5 и 6) (4)

Зависимость периода колебаний математического маятника от длины (5)

Организует деятельность учащихся по выполнению заданий в модуле

Организует обсуждение решений

Учащиеся работают самостоятельно

15

V

Домашнее задание

Формулирует задание и инструктирует

Запись задания в дневник

1

VI

Рефлексия

Анимация со звуком "От чего зависит период колебаний математического маятника" подведение итогов урок (6)

Демонстрирует анимацию и предлагает оценить деятельность учащихся

Оценивают свою деятельность, сравнивая её с информацией в анимации

2


Приложение к плану-конспекту урока

«Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины» 

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Характеристики колебательного движения

К,

Тест,Интерактивное задание

тест

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669bc774-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html

2

Лабораторная работа Исследование зависимости периода колебаний математического маятника от различных параметров

И,П

Интерактивное задание 

иллюстрация, интерактивное задание

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/591a5705-d0f0-44fc-a2b5-7864333b7d68/LR16_Mat_M.htm

3

Механические колебания

П

интерактивное задание

виртуальный эксперимент

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669bc79b-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/2_2.swf

4

Подборка заданий "Колебаний пружинного и математического маятника" (используется сцена 5 и 6)

П

Интерактивное задание

(иллюстрированное)

самостоятельное выполнение интерактивных заданий

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/71130192-5595-406c-ad1d-c5d6f71e9570/142.swf

5

Зависимость периода колебаний математического маятника от длины подвеса

П

Тест,Интерактивное задание

тест

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b7f98ad8-902e-0e33-eeda-cc88d7908695/00119642573186201.htm

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c352afea-d157-0db9-ac80-15835316e030/00119651185137494.htm

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b4861dd9-a0fd-c391-45aa-4c5575fdee81/00119651208903578.htm

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1d0fce07-073e-cfad-dcdd-a575d66b15fc/00119642525044981.htm

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/363cdc1e-b147-4822-c00e-63d4434957b7/00119642650673402.htm

6

Анимация со звуком "От чего зависит период колебаний математического маятника" подведение итогов урока

И

Анимация со звуком

Анимация со звуком

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c6de1b9f-4b5e-40bf-8b63-c1f5239106b3/9_9.swf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект урока Тема урока: «Зависимость периода и частоты свободных колебаний от длины маятника. Гармонические колебания пружинного математического маятника» 9 класс

План- конспект урока  Физика 9 класс. Тема урока: «Зависимость периода и частоты свободных колебаний от длины маятника. Гармонические колебания пружинного математического маятника»  с исполь...

Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины

Это урок закрепления знаний о характеристиках колебательного движения, проводимый в виде интерактивной лабораторной работы. Выполняя работу, учащиеся достаточно легко (почти в игровой форме) делают вы...

План - конспект урока Лабораторная работа «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины»

ФИО (полностью)       Виноградова Вера ВасильевнаМесто работы               МКОУ «Денисовская ...

Лабораторная работа « Зависимость периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины».

Разработка урока физики в 9 классе по теме "Лабораторная работа "Зависимость периода и частоты свободных колебаний математического маятника от длины нити"...

Лабораторная работа № 3 "Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины" для 9 класса

Презентация лабораторной работы  позволяет выделить главное в данной работе и сократить время на изучение инструции, приведенной в учебнике....

Технологическая карта урока по учебному предмету «Физика» в 9 классе «Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины».

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений учащихся.Форма проведения: лабораторная работа. Цель урока: демонстрация практического значения характеристик механических колебаний - пери...