Решение задач по теме «Второй закон Ньютона». Составление практического задания к компьютерной модели «Движение тел на легком блоке».
план-конспект урока по физике (10 класс) по теме

Беловол Людмила Викторовна

 

Решение задач по теме  «Второй закон Ньютона».Составление практического задания к компьютерной  модели «Движение тел на легком блоке».

(Использование компьютерных технологий на уроках физики). Физика, 10 класс.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2.doc133 КБ

Предварительный просмотр:

Решение задач по теме  «Второй закон Ньютона».

Составление практического задания к компьютерной  модели

 «Движение тел на легком блоке».

(Использование компьютерных технологий на уроках физики).

Физика, 10 класс.

Составила: Беловол Людмила Викторовна

Учитель физики МБОУ СОШ № 42

Город Краснодар

Тема урока: Решение задач по теме  «Второй закон Ньютона».

 Составление практического задания к компьютерной  модели

 «Движение тел на легком блоке».

Цель: Повышение эффективности обучения физики старшеклассников через использование компьютерных технологий на уроках физики.

Задачи:

  1. Развивать творческие способности школьников, умение анализировать, моделировать, прогнозировать, творчески мыслить.
  2. Повышать интерес к изучению физики.
  3. Совершенствовать практические навыки учеников в работе на ПК.
  4. Сформировать умение учащихся получать знания самостоятельно, работая с обучающими программами на компьютере.
  5. Осуществлять дифференцированный подход к учащимся при обучении физике, используя компьютер.

Оборудование:

  • Компьютер;
  •  прикладное программное обеспечение;
  • компьютерная  модель.

План урока:

  1. Орг. момент. (1 мин)
  2. Проверка знаний. (5 мин)
  3. Теоретическая часть. (10 мин)
  4. Практическая часть. (20 мин)
  5. Итог урока. Выставление оценок. (2 мин)
  6. Домашнее задание (2 мин)

Ход урока:

  I. Организационный момент.

Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода  и цели урока.

  II. Проверка знаний.

Учащимся предлагается тест по ранее изученной теме и сразу оценивание результатов теста.

  III. Теоретическая часть.

Работая с моделями, Вы можете провести свое небольшое исследование. Можно менять значения параметров или конфигурацию модели и наблюдать за результатом.

Выбор физических параметров в модели

Модели содержат следующие интерфейсные элементы для выбора физических параметров, запуска процессов или изменения состояний модели.

Командные кнопки

Кнопки служат для запуска или остановки компьютерной модели. Возможна работа, как с мышью, так и с клавиатурой.


Выбор численных значений параметров.

В компьютерных моделях выбор параметров осуществляется с помощью специальных окон и кнопок–стрелок для ввода и изменения величины параметров. Нажатие на кнопки–стрелки дискретно увеличивает или уменьшает значение параметра.

                           

  IV. Практическая часть.

  1. Открыть соответствующую модель.

                    Вид окна модели  «Движение тел на легком блоке»

  1. Поработав несколько минут с указанной моделью, вы сможете составить таблицу в которую следует занести названия параметров, которые может изменять учащийся, обозначения этих параметров, пределы и шаг их изменения в программе Microsoft Office Word.

  1. Таблица. Параметры модели «Движение тел на легком блоке»

Регулируемые параметры модели

Название

Обозначение

Пределы измерения

Шаг

Масса тела

m

От 1,0 до 5,0 кг

0,5

Масса дополнительного груза

∆m

От 0,01 до 0,10 кг

0,01

Рассчитываемые параметры модели

Ускорение

а

От 0,000 м/с2  до 0,097 м/с2  

0,05

Скорость

v

От 0,00 м/с до 0,44 м/с

0,1

Время

t

От 19,9с до 4,5 с

1

Определить диапазоны изменения регулируемых параметров, а затем провести несколько опытов с крайними значениями этих параметров. Такие эксперименты позволят вам определить предельные значения и шаг расчёта параметров, которые рассчитываются компьютером в ходе экспериментов.

  1. Провести эксперименты, позволяющие  учащимся определить предельные значения и шаг расчёта параметров, которые рассчитываются компьютером в ходе экспериментов.
  2. Составить таблицу  « Значение параметров модели «Движение тел на легком блоке» для планирования экспериментов и составления заданий».

Масса тела

m,  кг

Масса дополнительного груза

∆m,  кг

Ускорение

а,  м/с2  

Текущая скорость

 V,  м/с

Время

 t,  с

1

1,0

0,01

0,049

0,31

6,4

2

1,5

0,02

0,065

0,36

5,5

3

2,0

0,03

0,073

0,38

5,2

4

2,5

0,04

0,078

0,40

5,1

5

3,0

0,05

0,081

0,41

5,0

6

3,5

0,06

0,083

0,41

4,9

7

4,0

0,07

0,085

0,41

4,8

8

4,5

0,08

0,086

0,41

4,8

9

5,0

0,09

0,088

0,42

4,8

10

5,0

0,10

0,097

0,44

4,5

      6. На основании любой строки таблицы значений параметров модели «Движение                    на легком блоке» сформулировать несколько прямых и обратных  задач.

Экспериментальная задача (прямая)

  1. К концам невесомой и нерастяжимой нити, перекинутой через легкий блок, подвешены два груза массой по 4 кг каждый. На один из грузов положен перегрузок массой 7 г. Найдите ускорение,  с которой движется система?

Расчетная задача  (обратная) 

  1. К концам невесомой и нерастяжимой нити, перекинутой через легкий блок, подвешены два груза по 2,5 кг. Скорость движения системы через 5,1с равна            0,4 м/с.  Найти массу перегрузка, положенного на один из грузов.

 V. Итог урока. Выставление оценок.

          На уроке мы изучили с помощью модели      второй закон Ньютона на примере движения двух тел, связанных невесомой нерастяжимой нитью, перекинутой через легкий блок.

          Научились составлять практические задания к компьютерной модели    «Движение тел на легком блоке». Совершенствовали  практические навыки в работе на ПК.  Использовали  пакет  Microsoft Office, закрепив  навыки работы с приложением Microsoft Word.

 

  1. Домашнее задание.

  1. Знать, Второй закон Ньютона – основной закон динамики. Этот закон выполняется только в инерциальных системах отсчета.
  2. Составить задачу на второй закон Ньютона с выбором ответа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по физике в 10 классе на тему " Решение задач на применение законов Ньютона"

Конспект урока по физике на применение законов Ньютона...

Урок физики в 9 классе: "Решение задач по теме "Импульс. Закон сохранения импульса"

Урок повторения и закрепления знаний по теме "Импульс. Закон сохранения импульса" Учащимся после повторения и самопроверки предлагаются задачи разного типа и уровня сложности, алгоритм решения типовых...

Решение задач по теме "Первый закон термодинамики".

Данный материал создан на основе программы Notebook 10 для интерактивной доски. Содержание включает пять задач разной степени сложности с решениями.Используется на уроках в 10 классе базового уро...

Разработка урока: Решение задач по теме "Газовые законы"

В разработке урока присутствует повторение темы "Газовые законы". Рассматривается решение качественных и экспериментальных задач. экспериментальные задачи сопровождаются проведением простых опытов с и...

Решение задач по теме: «Давление. Закон Архимеда. Плавание тел»

Урок по теме: "Давление. Закон Архимеда. Плавание тел." проводится после изучения данной темы для закрепления навыков решения физических задач с использованием знаний формулы  Архимеда, а также д...

Урок Решение задач "Фотоэффект и его законы" 11 класс

Цель урока: Привить умение применять законы фотоэффекта    при решении расчетных задач Задачи урока:Образовательные: повторить понятие фотоэффекта, красной границы фотоэф...

Презентация к уроку по теме "Решение задач на количество вещества. Закон Авогадро" 8 класс

Презентация разработана как пособие для учащихся, как правильно решать задачи + содержит новый материал по теме "Закон Авогадро"...