Методическая разработка урока -проекта по теме: Линзы и их применение
статья по физике (11 класс)

Баранова Екатерина Петровна

Данный урок предназначен для изучения темы линзы. Урок предполагает проектную деятельность учащихся и выполнение ими части презентации по заданной теме. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_uroka1.doc131.5 КБ
PDF icon linzy2.pdf1.65 МБ
Microsoft Office document icon reshenie_zadach_kak_odin_iz.1.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Разработка данного урока по физике для 11 класса составлена на основе Проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 17.10.2012 г., а также ФГОС среднего (полного) общего образования от 20.06.2012 г.

На данный момент новые Федеральные Государственные Образовательные Стандарты для старшей школы официально не вступили в силу. Однако накопленный опыт позволяет мне выстраивать работу с учащимися в соответствии с требованиями новых стандартов.

Проект представленного урока разработан для учащихся 11 класса общеобразовательных школ. Урок является пятым в данной теме и необходим для усвоения нового материала и повторения изученного ранее. Урок проводится в классе с наличием мультимедийного оборудования, проектора и экрана.

Слайды прилагаемой презентации представлены в приложении 4.

Методическая разработка урока.

Урок по теме: «Линзы». 11 класс

Цели урока: 

Формирование  понятия сферической линзы, ознакомление с основными характеристиками линз и правилами построения изображения в линзах; определение границ применимости  линз в быту и технике; способствование развитию познавательного интереса учащихся к предмету.

Задачи урока:

1. Предметные:

  • умение применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
  • умение и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни.

2. Метапредметные:

  • умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
  • нравственное воспитание учащихся: товарищеская взаимовыручка, этика групповой работы.
  • формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для физики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.

3. Личностные:

  • участие в совместной (коллективной) учебной деятельности; умение самостоятельно организовывать совместную деятельность со сверстниками.
  • развитие активной жизненной позиции;
  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества.

Тип урока: урок – проектная деятельность.

Вид урока: изучение нового материала с элементами конференции.

Дополнительные материалы к уроку:

Презентация, созданная учащимися, кроссворд.

Оборудование и раздаточный материал: компьютер, проектор, экран, комплект линз, удаленный источник света, линзы с разными фокусными расстояниями для учащихся, линейки.

        

За две недели до проведения проекта класс необходимо разделить на три группы, учитывая уровень знаний учащихся. Капитанам команд выдаются карточки с заданиями. Задания учащиеся выполняют после уроков в дополнительное время, назначенное учителем.

Что сделать

В каком виде представить

I группа (слабая группа)

Сделать доклад об истории развития линз и их использования в технике от древних людей до наших дней, а также о практическом использовании линз.

1) презентация;

2) устный доклад.

II группа

Из набора полученных линз выяснить:

  1.  что это за линзы;
  2.  какую классификацию линз можно представить;
  3.  какие главные характеристики есть у линз.
  1. презентация;
  2. получить на экране изображение от удаленного источника света и определить фокусное расстояние;
  3. получить на экране изображение пламени свечи и определить главное фокусное расстояние одной из предложенных линз (провести эксперимент). Рассчитать фокусное расстояние линзы с помощью формулы тонкой линзы.

III группа

С помощью собирающей линзы получить изображение пламени свечи на экране и дать характеристики изображения. Для этого провести эксперимент, помещая свечу на разные расстояния от линзы (d>2F, d=2F,  2F>d>F, d=F, d

1) презентация;

2) рассказать о правилах построения изображения в линзах;

3) построить изображение пламени свечи в собирающей линзе на одном из расстояний, предложенных учителем, и дать характеристики этого изображения;

4) построить изображение пламени свечи в рассеивающей линзе на одном из расстояний, предложенных учителем, и дать характеристики этого изображения.

        Итогом работы является представление информации в устной форме, проведение необходимых экспериментов, систематизация найденной информации и представление её в виде презентации. Для создания презентации предлагается использование материалов из списка интернет-ресурсов (см. приложение 1). Тем самым у учащихся формируются познавательные УУД (самостоятельное выделение и формирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации, применяя методы информационного поиска, в том числе с помощью

компьютерных средств; структурирование знаний) и коммуникативные УУД.


ния Участник каждой группы останется при «своих» знаниях, а материал


Проект урока

Этап урока

Цель этапа и ожидаемый результат

Время

Формируемые УУД

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Раздаточный материал

1

2

3

4

5

6

7

1. Мотивация к учебной деятельности.

1. Создать эмоциональный настрой на урок, мотивировать обучающихся к работе.

2 мин

Регулятивные УУД (планирование, прогнозирование).

Приветствуют учителя, настраиваются на урок. Знакомятся с критериями оценивания.

Здравствуйте, садитесь. Сегодня наш урок будет проходить в необычной форме, надеюсь, Вам понравится. За Ваши ответы Вы получите в конце урока оценки.

Каждому ученику выдается таблица, с критериями оценивая выступления учащихся другой команды (см. приложение 1).

2. Сообщение темы урока.

2. На основе актуализации фоновых знаний учащихся подвести их к раскрытию темы урока.

3 мин

Регулятивные УУД (целеполагание).

На основе повторения пройденного материала и комментариев учителя предвосхищают тему урока.

Сегодня на уроке мы продолжим говорить о применении законов преломления света в геометрической оптике и наиболее подробно обсудим тему: «Линзы» и их использование в различных сферах жизнедеятельности человека.

Тема урока (слайд 1)

3.Представление проектов.

Научиться строить устное выступление по заданной теме; использовать материал в электронном виде, обеспечив при этом максимум наглядности и связь изучаемых явлений с жизнью.

35 мин

Познавательные УУД (структурирование знаний, умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной речи). Коммуникативные УУД (участие в дискуссии, краткие и точные ответы на вопросы).

Первая группа учащихся рассказывает об истории открытия линз (слайд 3,

слайд 4) и об  их применении в быту и технике (слайд 13-17).

Остальные учащиеся внимательно случают и задают вопросы.

Сейчас выступит первая группа, которая готовила сообщение об истории линз. Внимательно слушаем и записываем в тетрадь основные этапы развития представлений о линзах, а также о том, где на данный момент применяются линзы.

-

Вторая группа учащихся знакомит с видами линз (слайд 5, слайд 6), рассказывает об основных характеристиках линз (слайд 7, слайд 8); экспериментально определяет фокусное расстояние собирающей линзы и выводит формулу тонкой линзы (слайд 12).

Линзы – это не простой физический прибор. Они обладают определёнными характеристиками, о которых нам расскажет вторая команда.

После выступления учащимся предлагается определить фокусное расстояние линз, находящихся у них на столах.

Учитель проверяет правильность определения фокусного расстояния у нескольких учащихся.

Собирающие линзы с разным фокусным расстоянием, линейка

Третья группа учащихся рассказывает о правилах построения изображения в собирающей (слайд 9) и рассеивающей (слайд 10) линзах и возможных характеристиках получаемых изображений (слайд 11). Демонстрируют, каким образом может изменяться изображение пламени свечи на экране, полученное от собирающей линзы.

Теперь мы определим, каким образом можно получить изображение предмета, используя правила построения изображений.  После выступления учитель предлагает построить изображение предмета в собирающей и рассеивающей линзах на расстоянии d>2F и дать характеристики полученного изображения. Учитель проверяет правильность построения изображений.

-

4. Рефлексия

Обобщение и систематизация знаний по теме.

2 мин

Познавательные УУД (рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата).

Учащиеся формулируют выводы  по пройденной теме.

Таким образом, мы познакомились сегодня с понятием линзы, дали основные характеристики линз и правила построения в линзах.

-

5. Подведение итогов урока. Выставление оценок

Сформировать умение учащихся критически, но объективно оценивать выступления и действия (свои и чужие).

2 мин

Личностные УУД.

Учащиеся оценивают членов других команд, учитывая критерии, предложенные в начале урока.

Все вы сегодня замечательно поработали. Послушайте оценки за урок.

-

6. Домашнее задание.

Обобщение информации, полученной на уроке, для решения кроссворда.

1 мин

Записывают домашнее задание.

Дома я предлагаю Вам решить кроссворд по пройденной теме и закрепить полученные на сегодняшнем уроке знания.

Ученикам раздается распечатанный на листе кроссворд (см. приложение 3).


Приложение 1. Карточка самооценки

Критерии оценивания

I группа

II группа

III группа

Презентация материала

Наглядность

Постановка эксперимента

Ответы на вопросы

Приложение 2. Список интернет-ресурсов:

  1. http://www.vmireinteresnogo.com/article/first-points;
  2. http://www.viveya.khv.ru/node/190;
  3. http://fizika.in/optika/102-linzy.html; 
  4. http://fizika.ayp.ru/6/6_3.html;
  5. http://fizmat.by/kursy/geom_optika/linzy;
  6. http://fizika.in/optika/103-postroenie-izobrazheniy-davaemyh-linzoy.html;
  7. http://optika8.narod.ru/11.Postroenie_izobrageniya_otonkoi_linzi.html;
  8. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier/6657/%D0%9E%D0%9F%D0%A2%D0%98%D0%A7%D0%95%D0%A1%D0%9A%D0%98%D0%95;
  9. http://www.e-bike.com.ua/viewarticle/id/139/;
  10. http://www.vita-club.ru/micros1.htm;
  11. http://optivisions.ru/page_106.html;
  12. http://optika8.narod.ru/15.Fotoaparat_i_dr.html.


Приложение 3. Кроссворд

1 

2

3

1

5

2

4

3

6

4

7

8

5

6

Вопросы для кроссворда.

По вертикали:

1. Наука (раздел физики) о природе и свойствах света;

2. Часть оптической системы, обращенная к глазу наблюдателя;

3. Вещество, которое применяют для изготовления линз;

4. Изменение направления хода луча при прохождении через границу раздела двух сред;

5. Линия, проходящая через центр любой оптической системы;

6. Единица измерения оптической силы линзы;

7. Прозрачное для света тело, ограниченное двумя сферическими поверхностями;

8. Ученый, который доказал, что свет – электромагнитная волна.

   

По горизонтали:

1. Условная поверхность, на которой световой луч испытывает преломление или отражение;

2. Точка, в которой пересекаются лучи после преломления в линзе;

3. Оптический прибор для наблюдения за удаленными предметами;

4. Основная оптическая часть телескопа, которая собирает свет и создает изображение источника;

5. Первый изобретатель микроскопа;

6. Один из самых совершенных оптических “приборов”, которым природа снабдила человека и животных.



Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Решение задач как один из важнейших элементов обучения физике

«Я слышу и забываю,

Я вижу и запоминаю,

Я делаю и постигаю»

 Китайская мудрость

Физика – это один из тех предметов, в процессе обучения которому учащиеся не только получают теоретические знания, но и применяют их в жизни. Существует два вида практических занятий: выполнение лабораторных работ и решение задач. При выборе задач для закрепления материала учитель должен руководствоваться целями, которых он хочет достичь. Согласно Федеральным государственным стандартам второго поколения учащийся должен в процессе обучения развить:

  1. регулятивные универсальные учебные действия;
  2. коммуникативные универсальные учебные действия;
  3. познавательные универсальные учебные действия;
  4. личностные универсальные учебные действия (далее УУД).

В процессе решения задач, у учащихся происходит формирование следующих УУД. Во-первых, они учатся преобразовывать практическую задачу в познавательную. В ходе решения задачи учащийся может не только применить уже полученные знания, но и  развить интерес к дальнейшему познанию. Данный вид деятельности учит планированию путей достижения целей, умению самостоятельно контролировать своё время и управлять им, основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса, то есть регулятивным учебным действиям.

Во-вторых, решение задач позволяет сформулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её, координировать с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание. Учащийся должен уметь приводить аргументы в пользу своего рассуждения и доказывать правильность выдвинутых им гипотез.

В-третьих, когда ученик решает задачи, он открывает для себя то, что раньше ему было неведомо – попадает в новую ситуацию, а затем, используя навыки и знания, полученные им на предыдущих уроках, находит способ решения. Иначе говоря, решение физических задач учит человека мыслить, познавать новое, создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач, осуществлять выбор наиболее эффективных способов в зависимости от конкретно заданных условий и устанавливать причинно-следственные связи.

В-четвёртых, физические задачи настраивают учащихся на прикладное  использование имеющихся у них знаний.  Школьник приучается к тому, что в дальнейшей своей жизни он может ещё не раз воспользоваться приобретёнными навыками, такими как   структурирование материала, развитие логической памяти, сравнение данных между собой, и применять на деле то, что раньше казалось ему формальной и отвлечённой теорией. Кроме того, если учащийся успешно справляется с несколькими примерами и задачами, количество постепенно переходит в качество, и накопленный опыт позволяет ему  успешно подготовиться и пройти государственную итоговую аттестацию в формате ОГЭ в 9-ом классе и ЕГЭ в 11-ом классе.

Всё выше сказанное приводит к выводу о том, что школьники, решающие задачи по разным разделам физики приобретают не только умения, но и навыки:

  • осознания своих мотивов и потребностей;
  • постановки целей;
  • отбора соответствующих средств;
  • достижения запланированного результата;
  • коррекции полученного результата;
  • постановке новых целей.

Тем самым они расширяют свои знания и кругозор гораздо быстрее, чем те, кто лишь слушает и записывает слова преподавателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока химии по теме "Нефть, ее состав, переработка и применение" химия 10 класс (автор учебника О.С. Габриелян)

Данный урок проводится в форме ролевой игры. Главная цель таких уроков - вовлечение каждого ученика в процесс активного овладения знаниями и осуществление профессиональной ориентации учащихся....

Методическая разработка урока по информатике для 5 класса с применением ЭОР по теме"Передача информации"

Методическая разработка представляет план урока с сылками на ЭОР, используемые на уроке....

Методическая разработка урока геометрии по теме "Применение теоремы синусов и косинусов при решении практических задач", 9 класс

На уроке разбирается решение задачи измерения высоты недоступного объекта различными способами: с использованием подобия, теорем синусов и др....

Методическая разработка урока математики по теме «Производная и ее применение».

Данная  методическая  разработка  составлена  для  повторения  и  систематизации знаний и умений по теме «Производная»....

Применение технологии АМО на уроках музыки. Методическая разработка урока музыки по теме «Царит гармония оркестра» на основе технологии активных методов обучения

Методическая разработка урока музыки «Царит гармония оркестра» по технологии АМО создана на основе учебно-методического комплекса «Музыка» для начальной школы Е.Д. Критской,...