Тема урока "Сила трения"
план-конспект урока по физике (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема урока: Сила трения.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока:
Образовательная: сформировать в ходе урока представление о трении как о физическом явлении, содействовать осознанию учащимися причин возникновения силы трения, обеспечить в ходе урока развитие у школьников умения различать виды трения, увеличивать и уменьшать его; содействовать развитию у учащихся умения самостоятельно делать вывод, строить гипотезу и подтверждать её опытом; создать условия для отработки навыков работы с динамометром и для знакомства с методами измерения сил трения.
Воспитательная: содействовать развитию умения работать в группе, сотрудничать, выслушивать товарища, уважать мнение оппонента; создать условия для развития у школьников стремления к познанию;
Развивающая: создать условия для развития у школьников речевых навыков; содействовать развитию способностей к анализу и синтезу; способствовать развитию теоретического мышления.
Оборудование: ПК(презентация), динамометр; деревянные бруски; набор грузов; песок.
Демонстрации:
- Силы трения покоя, скольжения.
- Сравнение сил трения скольжения и качения.
Литература:
- Перышкин А.В. Физика 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ А.В. Перышкин.- 14-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 192 с.
- Зубкова Л.А. Сила трения. – Физика (ПС), 1998, №22.
- Волков В.А., Полянский С.Е. Универсальные поурочные разработки по физике: 7 класс. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2012. – 304 с.
- Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – 17-е изд. – М.: Просвещение, 2004. – 224 с.
План урока:
- Приветствие.
- Актуализация знаний.
- Объяснение нового материала.
- Закрепления изученного материла.
- Задание на дом.
Ход урока
- Приветствие.
Приветствие учащихся. Проверка отсутствующих.
- Актуализация опорных знаний. Создание ситуаций успеха.
- Фронтальный опрос:
- Что называется силой?
- Какие силы мы уже изучили?
- Как дать полный ответ о любой силе?
- С помощью какого прибора можно измерить силу?
- Решение задач. (У доски)
- Какая сила тяжести действует на яблоко массой 120г?
- Пружину жесткостью 500Н/м растянули на 2 см. Под действием какой силы она была растянута?
- Определите, о какой силе говорится в тексте книги “Занимательная физика” Я.И. Перельман“Всем нам случалось выходить из дома в гололедицу: сколько усилий стоит нам удержаться от падения, сколько смешных движений приходится нам проделывать, чтобы устоять!”
- Примеры проявления явления трения в природе.
- Объяснение нового материала.
Презентация. Тема урока “Сила трения” (слайд 1)
- Знакомство с силой трения (слайд 2)
Опыт 1. Влияние силы трения на движение тел. Толкнуть брусок по доске трибометра. Выявить причину быстрой остановки бруска.
- Сила, возникающая при взаимодействии поверхности одного тела с поверхностью другого, когда тела неподвижны, либо перемещаются относительно друг друга, называется силой трения.
- Обозначается сила трения буквой F с индексом Fтр
Причины возникновения силы трения (слайд 3): | |
шероховатость поверхностей соприкасающихся тел | взаимное притяжение молекул соприкасающихся тел |
Как правило, в большинстве случаев трение обусловлено этой причиной | Возникает в случае гладко отшлифованных поверхностей |
- Немного истории (слайд 4,5)
Первым силу трения исследовал Леонардо да Винчи (1452-1519г.г.). Позже исследовали эту силу Гилиома Амонтон (1663-1705г.г.) и Шарль Кулон (1736-1806г.г.). Амонтон и Кулон ввели понятие коэффициента трения.
- Рассмотрим подробнее силу трения
Существуют различные виды сухого трения:
Трение покоя (слайд 6). Сила, которая удерживает шкаф на месте - сила трения покоя. Чтобы сдвинуть тело с опоры нужно приложить силу. Эта сила уравновешивает силу трения. На наклонной опоре сила трения удерживает тело. Сила трения покоя по величине может достигать больших значений.
Задание №1. Измерение силы трения.
Оборудование: бруски, набор грузов, динамометр, линейка.
Ход работы:
- На доску трибометра положить деревянный брусок с грузом 100г, за крючок бруска прикрепить динамометр, и держа его горизонтально постепенно увеличивать силу тяги.
- Сделать вывод.
Вывод: пока сила тяги мала, брусок остаётся в покое. Значит кроме силы тяги, на брусок действует еще какая-то сила, противодействующая данной. Эту силу называют силой трения покоя.
Трение скольжения (слайд 7, 8). Когда тело начинает двигаться по опоре, возникает сила трения скольжения, направленная в сторону, противоположную движению.
Задание №2. Измерение силы трения скольжения.
Оборудование: бруски, набор грузов, динамометр, линейка.
Ход работы:
- Положите брусок на поверхность стола. Прикрепите динамометр к бруску и тяните за динамометр равномерно (с одинаковой скоростью).
- Определите показания динамометра. Как можно уменьшить силу трения? Ответ: Чтобы уменьшить трение, на гладкие поверхности трущихся тел наносят жидкую смазку.
- Поместите на брусок поочередно 1, затем 2, а затем 3 груза и для каждого из случаев измерьте силу трения.
- Записать результат.
- Сделать вывод.
Вывод: между молекулами соприкасающихся тел возникают силы взаимного притяжения, которые и являются причиной трения. Если тела хорошо отполированы, то сила трения может стать очень большой.
Расчет силы трения: Fтр=µΝ (слайд 9).
µ-коэффициент трения, Ν-сила реакции опоры.
Трение качения (слайд 10). Трение качения - сила трения, которая возникает, когда одно тело катится по поверхности другого.
В технике часто для уменьшения сил сухого трения наносят смазку, или заменяют трение скольжения трением качения (применяют подшипники). Сила трения качения намного меньше трения скольжения (слайд 11-12).
Задание №3: Сила трения качения всегда меньше силы трения скольжения.
Оборудование: брусок, динамометр, каток (вместо катка можно взять брусок и деревянные карандаши), линейка.
Ход работы:
- Собрать установку (рис.1). (Если нет катка, то можно брусок положить на деревянные карандаши). Записать значения сил трения
- Собрать установку (рис.2). Записать значения сил трения
Рис.1. | Рис.2. |
- Сравнить значения и сделать вывод.
- Другие силы трения.
При движении твердых тел в жидкостях возникает сила вязкого трения. Величина вязкого трения зависит от формы тела, рода жидкости и скорости движения тела.
- Особенности силы трения
- возникают при соприкосновении двух движущихся тел
- действуют параллельно поверхности соприкосновения тел
- направлено против движения тела
- Нужно ли избавляться от трения? (слайд 13, 14)
Представим нашу жизнь без трения (беседа с учащимися)
- Закрепление изученного материала:
- Ответить на вопросы:
- Почему любое тело, приведенное в движение, в конце концов, останавливается?
Ответ: На движущееся тело действует сила трения скольжения, которая направлена против движения и уменьшает скорость тела. - Почему труднее санки сдвинуть с места, чем их везти?
Ответ: Сила трения покоя при движении с места санок больше силы трения скольжения. - Почему бочку катят, а не переносят?
Ответ: В данном случае заменяют силу трения скольжения силой трения качения, которая значительно меньше - Как можно уменьшить трение?
Ответ: Смазка уменьшает трение, и заменить скольжение тела качением. Сила трения качения меньше силы трения скольжения. - Как увеличить трение?
Ответ: Сделать поверхность неровной (шероховатой) или увеличить силу давления. (слайд 15)
- Объясните поговорки о трении:
- “Не подмажешь – не поедешь”.
- “Пошло дело как по маслу”.
- “Что кругло – легко катится”.
- “Лыжи скользят по погоде”.
- “Коси, коса, пока роса, роса долой - и мы домой”
- Давайте подведем итог нашего урока:
- Какое явление мы изучили?
- Каковы причины возникновения трения?
- От чего зависит трение?
- Какие способы уменьшения и увеличения трения существуют?
- Зависит ли трение от среды, в которой оно возникает?
- Какие виды трения существуют вокруг нас?
- Какие физические величины характеризуют каждый из видов трения?
- Домашнее задание: (слайд 16)
- §30, 31, 32; вопросы к параграфу; 10 примеров различного проявления силы трения (найти из дополнительной литературы). [1]
- №411, №412. [4]
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок физики в 7 классе по теме: «Сила трения. Трение скольжения. Трение качения».
Урок физики в 7 классе по теме: «Сила трения. Трение скольжения. Трение качения».Цели урока:1. Обучающая- познакомить учащихся с силой трения, выяснить какие виды силы трения существуют; в...
Конспект урока физики в 7 классе по теме: «Явление трения. Сила трения».
Конспект содержит экспериментальное задание по определению силы трения....
Урок по физике в 7 классе по теме "Сила трения. Трение в природе и технике."
Урок с использованием ЭОР...
урок - исследование по физике в 7 классе по теме: "Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя»
При разработке урока я использовала технологию проблемно-диалогического обучения. Постановка учебной проблемы - от пройденного материала, подводящий к теме диалог. Поиск решения - подводящие к з...
Разработка урока физики в 7 классе по теме "Сила трения. Трение покоя, скольжения, качения"
Разработка урока составлена для изучения физики по учебнику А.В. Пёрышкина. Урок изучения новых знаний. В урок включены элементы исследовательской деятельности учащихся, использованы приёмы груп...
Урок в 7 классе по теме: «Сила трения. Трение покоя, скольжения, качения. Трение в природе и технике»
Цель: ознакомить учащихся с явлением трения, сформулировать понятие сила трения, экспериментально установить, от чего зависит эта сила.Задачи урока: Познавательные: формировать умений систематизироват...
Методическая разработка урока по теме: "Сила трения. Виды трения"
Комбинированный урок с компьютерной поддержкой. Учебные задания позволяют развивать творческую активность обучающихся, умение анализировать, делать обобщения, а также содержит элементы исс...