Рабочая программа для 10 класса по физике
рабочая программа по физике (10 класс) по теме
Рабочая программа для 10 класса по физике к УМК С.А.Тихомировой, 2 ч/нед.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Междуреченская СОШ №6»
Согласовано на МС школы. Протокол № от «__»_______2013г. Руководитель МО ___________________ | Утверждаю Директор МБОУ «Междуреченская СОШ №6» Приказ № от «__»_______2013г. |
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ПО ФИЗИКЕ
10 КЛАСС
Составил:
учитель физики,
математики
Худякова Оксана Геннадьевна
п. Междуреченский
2013 г.
Пояснительная записка.
Статус документа
Рабочая программа по физике для 10 класса составлена на основе
- Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089) и Федеральным БУП для общеобразовательных учреждений РФ (приказ МО РФ от 09.03.2004 №1312);
- Физика 10-11 класс(базовый уровень) С.А. Тихомирова, Москва: Мнемозина,2008 г.
- Программы регионального компонента Архангельской области по физике 10-11 классы под ред. Т.В.Колегичевой,
- Учебного плана МБОУ “Междуреченская СОШ №6” на 2013-2014 учебный год.
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 140 ч для обязательного изучения физики на базовом уровне в 10-11 классах (по 70 ч в каждом из расчета 2 ч в неделю). Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Определен также перечень демонстраций, лабораторных работ и практических занятий.
Общая характеристика учебного предмета
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».
Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
В данной программе представлены следующие разделы курса физики:
введение, механика (туда же входит кинематика, динамика, законы сохранения),
молекулярная физика и термодинамика, электродинамика.
Цели и задачи программы:
- Освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; о наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; о методах научного познавания природы;
- овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественно – научной информации;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
- воспитание убежденности в возможности познания законов природы, использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач; уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности морально – этической оценке использования научных достижений; чувства ответственности за защиту окружающей среды;
- использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечение безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Программа направлена на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного, проблемно-поискового подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности.
Учебный процесс ориентирован на: рациональное сочетание устных и письменных видов работы как при изучении теории, так и при решении задач; сбалансированное сочетание традиционных и новых методов обучения; оптимизированное применение объяснительно-иллюстративных и эвристических методов; использование современных технических средств обучения.
Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (тесты, самостоятельные, контрольные, лабораторные работы) и устный опрос.
Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 136 часов для обязательного изучения физики на ступени среднего (полного) общего образования, в том числе в 10 и 11 классах по 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. Рабочая программа составлена на 68 часов (из расчета 2 часа в неделю), в том числе 7 часов выделено на региональный компонент.
Срок реализации программы 2 учебных года.
Требования к уровню подготовки выпускников.
В результате изучения курса физики 10 ученик должен
знать/понимать.
смысл понятий:
физическое явление гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
смысл физических величин:
скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический разряд;
смысл физических законов:
классической механики ( всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса), сохранения электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
уметь
описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкости и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных вол; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио – и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио – и телекоммуникационной связи;
- оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
- рационального природопользования и защиты окружающей среды.
Основное содержание (68 ч.)
10 класс
Введение (1ч)
Физика-наука о природе. Научные методы познания окружающего мира и их отличия
от других методов познания. Экспериментальный характер физики. Научные гипотезы.
Физические законы. Физические теории.
Механика (29 ч.)
Механическое движение и его виды. Относительность механического движения.
Прямолинейное равноускоренное движение. Законы динамики. Всемирное тяготение.
Законы сохранения в механике.
Фронтальные лабораторные работы:
- Измерение ускорения тела при прямолинейном равноускоренном движении.
- Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести.
Региональный компонент:
- Настоящее и будущее космодрома Плесецк.
- Влияние космических запусков ракет на деятельность людей и природу Архангельской области.
Молекулярная физика. Термодинамика.(18 ч.)
Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Уравнение состояния идеального газа. Внутренняя энергия. Работа газа.
Законы термодинамики. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. Насыщенный и ненасыщенный пары. Влажность.
Фронтальные лабораторные работы :
- Опытная проверка закона Гей-Люссака.
- Измерение относительной влажности воздуха.
Региональный компонент:
- Тепловой баланс и его влияние на климат Архангельской области.
- Вопросы метеорологии в Архангельской области.
- Тепловые двигатели – косвенные источники загрязнения окр. среды Архангельской области.
Электродинамика (19 ч.)
Электрический заряд. Закон Кулона. Закон сохранения заряда. Электрическое поле. Напряженность. Потенциальная энергия заряженные тела в однородном электростатическом поле, потенциал. Связь между напряженностью и разностью потенциалов. Электроемкость конденсаторов. Электрический ток. Сила тока. Закон Ома для участка цепи. Соединения проводников. Электровакуумные приборы.
Фронтальные лабораторные работы:
6. Изучение последовательного и параллельного соединения проводников.
5. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.
Региональный компонент:
- Электрофильтры.
- Атмосферное электричество и его влияние на жителей Архангельской области.
Итоговое повторение (1 ч).
Учебно-тематический план.
10 класс
2 часа в неделю, всего - 68 ч.
Тема | Количество часов | Кол-во лабораторных работ | Кол-во контрольных работ | Кол-во часов регионального компонента |
Введение | 1 | - | - | - |
Механика | 29 | 2 | 3 | 2 |
Молекулярная физика. Термодинамика. | 18 | 2 | 1 | 3 |
Электродинамика | 19 | 2 | 2 | 2 |
Итоговое повторение | 1 | - | - | - |
Всего | 68 | 6 | 6 | 7 |
Перечень учебно-методических средств обучения.
Основная и дополнительная литература:
- Государственный образовательный стандарт общего образования. // Официальные документы в образовании. – 2004. № 24-25.
- Закон Российской Федерации «Об образовании» // Образование в документах и комментариях. – М.: АСТ «Астрель» Профиздат. -2005. 64 с.
- Учебник: С.А.Тихомирова Физика: Учеб. Для 10 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2012.
- Сборники задач: Физика. Задачник. 10-11 кл.: Пособие для общеобразоват. учреждений / Рымкевич А.П. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003. – 192 с.
Методическое обеспечение:
- Каменецкий С.Е., Орехов В.П.. Методика решения задач по физике в средней школе. – М.: Просвещение, 1987.
- Кирик Л.А., Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика 10 класс. Методические материалы для учителя. Под редакцией В.А. Орлова. М.: Илекса, 2005
- Коровин В.А., Степанова Г.Н. Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников средней (полной) школы по физике. – Дрофа, 2001-2002
- Коровин В.А., Демидова М.Ю. Методический справочник учителя физики. – Мнемозина, 2000-2003
- Сауров Ю.А. Физика в 11 классе: Модели уроков: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 2005
- Шаталов В.Ф., Шейман В.М., Хайт А.М.. Опорные конспекты по кинематике и динамике. – М.: Просвещение, 1989.
Дидактические материалы :
- Контрольные работы по физике в 7-11 классах средней школы: Дидактический материал. Под ред. Э.Е. Эвенчик, С.Я. Шамаша. – М.: Просвещение, 1991.
- Кабардин О.Ф., Орлов В.А.. Физика. Тесты. 10-11 классы. – М.: Дрофа, 2000.
- Кирик Л.А., Дик Ю.И.. Физика. 10,11 классах. Сборник заданий и самостоятельных работ.– М: Илекса, 2004.
- Кирик Л. А.: Физика. Самостоятельные и контрольные работы. Механика. Молекулярная физика. Электричество и магнетизм. Москва-Харьков, Илекса, 1999г.
- Марон А.Е., Марон Е.А.. Физика10 ,11 классах. Дидактические материалы.- М.: Дрофа, 2004
Дополнительная литература:
- В.А. Орлов, Н.К. Ханнанов, Г.Г. Никифоров. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ. Физика. – М.: Интеллект-Центр, 2005;
- И.И. Нупминский. ЕГЭ: физика: контрольно-измерительные материалы: 2005-2006. – М.: Просвещение, 2006
- В.Ю. Баланов, И.А. Иоголевич, А.Г. Козлова. ЕГЭ. Физика: Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, задания с развернутым ответом. – Челябинск: Взгляд, 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/09/picture-226139-1410270075.jpg)
Рабочая программа 10 класс по физике
Пояснительная записка,цели и задачи.Содержания программы учебно-тематическое планирование на 2012-2913 год....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/29/picture-345572-1385750391.jpg)
Рабочая программа по учебному предмету «Физика» (ФГОС ООО). 7 класс основной школы. Линия УМК «Физика. 7-9 классы. А. В. Перышкин»
Программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/29/picture-345572-1385750391.jpg)
Рабочая программа по учебному предмету «Физика» (ФГОС ООО). 8 класс основной школы. Линия УМК «Физика. 7-9 классы. А. В. Перышкин»
Программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/29/picture-345572-1385750391.jpg)
Рабочая программа по учебному предмету «Физика» (ФГОС ООО). 9 класс основной школы. Линия УМК «Физика. 7-9 классы. А. В. Перышкин»
Программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/06/picture-862979-1481038685.jpg)
Рабочая программа (9 класс) по физике обучающихся на дому
Одной из форм обучения, гарантированной Российским законодательством, является индивидуальное обучение больных детей на дому. Оно организуется с целью создания комфортных, сохраняющих и укрепляющих зд...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/06/picture-862979-1481038685.jpg)
Рабочая программа (8 класс) по физике обучающихся на дому
Одной из форм обучения, гарантированной Российским законодательством, является индивидуальное обучение больных детей на дому. Оно организуется с целью создания комфортных, сохраняющих и укрепляющих зд...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/12/picture-1159696-1568261748.jpg)
Рабочая программа по учебному предмету «Физика» составлена на основе авторской программы А.В. Перышкина, Н.В. Филонович, Е.М., Е.М. Гутник «Программа основного общего образования. Физика. 7-9 классы»,
Рабочая программа по учебному предмету «Физика» составлена на основе авторской программы А.В. Перышкина, Н.В. Филонович, Е.М., Е.М. Гутник «Программа основного общего образования. Фи...