Рабочая программа для 10 класса по физике
рабочая программа по физике (10 класс) по теме

Худякова Оксана Геннадьевна

Рабочая программа для 10 класса по физике к УМК С.А.Тихомировой, 2 ч/нед.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fiz_10_tikhom.docx33.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Междуреченская СОШ №6»

Согласовано на МС школы.

Протокол №

от «__»_______2013г.

Руководитель МО

___________________

Утверждаю

Директор МБОУ

«Междуреченская  СОШ №6»

Приказ №

от «__»_______2013г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ПО ФИЗИКЕ

10 КЛАСС

        

                                                                                               Составил:

                                                                                               учитель физики,

математики

                                                                                               Худякова Оксана Геннадьевна

        п. Междуреченский

                                                               2013 г.

 

Пояснительная записка.

Статус документа

Рабочая программа по физике для 10 класса составлена на основе

  • Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089) и Федеральным БУП для общеобразовательных учреждений РФ (приказ МО РФ от 09.03.2004 №1312);
  • Физика 10-11 класс(базовый уровень) С.А. Тихомирова, Москва: Мнемозина,2008 г.
  • Программы регионального компонента Архангельской области по физике                                                                                                                                                                                                    10-11 классы под ред. Т.В.Колегичевой,
  • Учебного плана МБОУ “Междуреченская СОШ №6” на 2013-2014 учебный год.

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 140 ч для обязательного изучения физики на базовом уровне в 10-11 классах (по 70 ч в каждом из расчета 2 ч в неделю). Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Определен также перечень демонстраций, лабораторных работ и практических занятий.

Общая характеристика  учебного предмета

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

В данной программе представлены следующие разделы курса физики: 

введение, механика (туда же входит кинематика, динамика, законы сохранения),

 молекулярная физика и термодинамика, электродинамика.

Цели и задачи программы:

  • Освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; о наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; о методах научного познавания природы;
  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественно – научной информации;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных  технологий;
  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы, использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач; уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности морально – этической оценке использования научных достижений; чувства ответственности за защиту окружающей среды;
  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечение безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Программа направлена на реализацию личностно-ориентированного,  деятельностного, проблемно-поискового подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности.

Учебный процесс ориентирован на: рациональное сочетание устных и письменных видов работы как при изучении теории, так и при решении задач; сбалансированное сочетание традиционных и новых методов обучения; оптимизированное применение объяснительно-иллюстративных и эвристических методов; использование современных технических средств обучения.

Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (тесты, самостоятельные, контрольные, лабораторные работы) и устный опрос.

Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 136 часов для обязательного изучения физики на ступени среднего (полного) общего образования, в том числе в 10 и 11 классах по 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. Рабочая программа составлена на 68 часов (из расчета 2 часа в неделю), в том числе 7 часов выделено на региональный компонент.

Срок реализации программы 2 учебных года.

Требования к уровню подготовки выпускников.

В результате изучения курса физики 10 ученик должен

знать/понимать.

   смысл понятий:

      физическое явление гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;

   смысл физических величин:

скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический разряд;

    смысл физических законов:

классической механики ( всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса), сохранения электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;

    вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие   физики;

уметь

описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкости и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных вол; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;

отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой  для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в  энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио – и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-        обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых  электроприборов, средств радио – и телекоммуникационной связи;

-        оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

-        рационального природопользования и защиты окружающей среды.

          Основное содержание (68 ч.)

              10  класс

Введение (1ч)

Физика-наука о природе. Научные методы познания окружающего мира и их отличия

от других методов познания. Экспериментальный характер физики. Научные гипотезы.

Физические законы. Физические теории.

Механика (29 ч.)

Механическое движение и его виды. Относительность механического движения.

Прямолинейное равноускоренное движение. Законы динамики. Всемирное тяготение.

Законы сохранения в механике.

Фронтальные лабораторные работы:

  1. Измерение ускорения тела при прямолинейном равноускоренном движении.
  2. Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести.

Региональный компонент:

  1. Настоящее и будущее космодрома Плесецк.
  2. Влияние космических запусков ракет на деятельность людей и природу Архангельской области.

Молекулярная физика. Термодинамика.(18 ч.)

Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Уравнение состояния идеального газа. Внутренняя энергия. Работа газа.

Законы термодинамики. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. Насыщенный и ненасыщенный пары. Влажность.

Фронтальные лабораторные работы :

  1. Опытная проверка закона Гей-Люссака.
  2. Измерение относительной влажности воздуха.

Региональный компонент:

  1.   Тепловой баланс и его влияние на климат Архангельской области.
  2.  Вопросы метеорологии в Архангельской области.
  3. Тепловые двигатели – косвенные источники загрязнения окр. среды Архангельской области.

Электродинамика (19 ч.)

Электрический заряд. Закон Кулона. Закон сохранения заряда. Электрическое поле. Напряженность. Потенциальная энергия заряженные тела в однородном электростатическом поле, потенциал. Связь между напряженностью и разностью потенциалов. Электроемкость конденсаторов. Электрический ток. Сила тока. Закон Ома для участка цепи. Соединения проводников. Электровакуумные приборы.

Фронтальные лабораторные работы:

6.  Изучение последовательного и параллельного соединения проводников.

5.  Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.

  Региональный компонент:

  1. Электрофильтры.  
  2. Атмосферное электричество и его влияние на жителей Архангельской области.

Итоговое повторение (1 ч).

Учебно-тематический план.

10 класс

2 часа в неделю, всего - 68 ч.

Тема

Количество

часов

Кол-во

лабораторных

работ

Кол-во

контрольных

работ

Кол-во часов регионального компонента

Введение

1

-

-

-

Механика

29

2

3

2

Молекулярная физика. Термодинамика.

18

2

1

3

Электродинамика

19

2

2

2

Итоговое повторение

1

-

-

-

Всего

68

6

6

7

                         

Перечень учебно-методических средств обучения.

Основная и дополнительная литература:

  1. Государственный образовательный стандарт общего образования. // Официальные документы в образовании. – 2004. № 24-25.
  2. Закон Российской Федерации «Об образовании» // Образование в документах и комментариях. – М.: АСТ «Астрель» Профиздат. -2005. 64 с.
  3. Учебник: С.А.Тихомирова Физика: Учеб. Для 10 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2012.
  4. Сборники задач:  Физика. Задачник. 10-11 кл.: Пособие для общеобразоват. учреждений / Рымкевич А.П. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003. – 192 с.

Методическое обеспечение:

  1. Каменецкий С.Е., Орехов В.П.. Методика решения задач по физике в средней школе. – М.: Просвещение, 1987.
  2. Кирик Л.А., Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика 10 класс. Методические материалы для учителя. Под редакцией В.А. Орлова. М.: Илекса, 2005
  3. Коровин В.А., Степанова Г.Н. Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников средней (полной) школы по физике. – Дрофа, 2001-2002
  4. Коровин В.А., Демидова М.Ю. Методический справочник учителя физики. – Мнемозина, 2000-2003
  5. Сауров Ю.А. Физика в 11 классе: Модели уроков: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 2005
  6. Шаталов В.Ф., Шейман В.М., Хайт А.М.. Опорные конспекты по кинематике и динамике. – М.: Просвещение, 1989.

         Дидактические материалы :

  1. Контрольные работы по физике в 7-11 классах средней школы: Дидактический материал. Под ред. Э.Е. Эвенчик, С.Я. Шамаша. – М.: Просвещение, 1991.
  2. Кабардин О.Ф., Орлов В.А.. Физика. Тесты. 10-11 классы. – М.: Дрофа, 2000.
  3. Кирик Л.А., Дик Ю.И.. Физика. 10,11 классах. Сборник  заданий и самостоятельных работ.– М: Илекса, 2004.
  4. Кирик Л. А.: Физика. Самостоятельные и контрольные работы. Механика. Молекулярная физика. Электричество и магнетизм. Москва-Харьков, Илекса, 1999г.
  5. Марон А.Е., Марон Е.А.. Физика10 ,11 классах. Дидактические материалы.- М.: Дрофа, 2004

Дополнительная литература:

  1. В.А. Орлов, Н.К. Ханнанов, Г.Г. Никифоров. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ. Физика. – М.: Интеллект-Центр, 2005;
  2. И.И. Нупминский. ЕГЭ: физика: контрольно-измерительные материалы: 2005-2006. – М.: Просвещение, 2006
  3. В.Ю. Баланов, И.А. Иоголевич, А.Г. Козлова. ЕГЭ. Физика: Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, задания с развернутым ответом. – Челябинск: Взгляд, 2004

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 10 класс по физике

Пояснительная записка,цели и задачи.Содержания программы учебно-тематическое планирование на 2012-2913 год....

Рабочая программа по учебному предмету «Физика» (ФГОС ООО). 7 класс основной школы. Линия УМК «Физика. 7-9 классы. А. В. Перышкин»

Программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в...

Рабочая программа по учебному предмету «Физика» (ФГОС ООО). 8 класс основной школы. Линия УМК «Физика. 7-9 классы. А. В. Перышкин»

Программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в...

Рабочая программа по учебному предмету «Физика» (ФГОС ООО). 9 класс основной школы. Линия УМК «Физика. 7-9 классы. А. В. Перышкин»

Программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в...

Рабочая программа (9 класс) по физике обучающихся на дому

Одной из форм обучения, гарантированной Российским законодательством, является индивидуальное обучение больных детей на дому. Оно организуется с целью создания комфортных, сохраняющих и укрепляющих зд...

Рабочая программа (8 класс) по физике обучающихся на дому

Одной из форм обучения, гарантированной Российским законодательством, является индивидуальное обучение больных детей на дому. Оно организуется с целью создания комфортных, сохраняющих и укрепляющих зд...

Рабочая программа по учебному предмету «Физика» составлена на основе авторской программы А.В. Перышкина, Н.В. Филонович, Е.М., Е.М. Гутник «Программа основного общего образования. Физика. 7-9 классы»,

Рабочая программа по учебному предмету «Физика» составлена на основе авторской программы А.В. Перышкина, Н.В. Филонович, Е.М., Е.М. Гутник «Программа основного общего образования. Фи...