Главные вкладки

    Урок-игра "Сердце, отданное науке"
    методическая разработка по физике (7 класс) по теме

    Волкова Татьяна Викторовна

    Урок-игра по физике предназначена для учащихся 7-8 класса. Игра знакомит с деятельностью жизнью тог или иного ученого. Вопросы, задаваемые во время игры контролируют знания учащихся поданной теме

    "Механическре движение", "Инерция".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok-igra.doc18.8 КБ

    Предварительный просмотр:

    УРОК-ИГРА

    «СЕРДЦЕ, ОТДАННОЕ НАУКЕ»

    Цель урока:

    *Познакомить учащихся с деятельностью того или иного учёного;

    *Показать наиболее примечательные черты его мировоззрения;

    *Методы получения научных знаний;

    *Сформулировать правильное представление о характере научного

    труда учёных .

    Оформление:

    *Портреты учёных;

    *Выставка книг по теме.

    Ход урока: Учащиеся делятся на две команды. Каждая команда выбирает учёного, о котором ей хотелось бы рассказать остальным.

    1.ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

    Счастлив в наш век, кому победа

    Далась не кровью, а умом

    Счастлив, кто точку Архимеда

    Умел сыскать в себе самом.

    ПЕРВАЯ КОМАНДА.

    Галилео Галилей.

            Вот уже несколько веком человечество бережно хранит легенду о том, что выйдя из зала суда, Галилей воскликнул: «А все-таки она вертится!»

    А. Эйнштейн писал о Галилее: «Перед нами предстает человек незаурядной воли, ума и мужества, способный в качестве представителя рационального мышления выстоять против тех, кто, опираясь на невежество народа и праздность учителей в церковных облачениях и университетских мантиях пытается упрочить и защитить свое положение».

    Галилей по праву считается одним из основоположников опытного естествознания и новой науки. Он впервые сформулировал требования к научному эксперименту; опроверг учение Аристотеля о пропорциональности скорости падения весу тела; сформулировал механический принцип относительности движения; открыл закон инерции; дал строгое определение равноускоренного движения, установил его законы; предложил метод расчета траектории брошенных тел; установил законы колебания маятника. Сделал первую попытку (пусть неудачную) определить скорость света в земных условиях; доказал существование неровностей Луны, пятен на Солнце, фаз Венеры, спутников Юпитера.  

    Галилей открыл пятна и на самом солнце. Разрушая эстетику неизвестного неба, Галилей создает новую эстетику – эстетику живого, изменяющегося. Галилей выдвинул новую схему мировой гармонии, кинетической гармонии, вопреки статической гармонии мироздания Аристотеля.

    2 команда.

    Исаак  Ньютон

    Без имени Ньютона нет физики, а для Ньютона без физики и математики не было бы жизни. Наука для него – это и вода, и воздух, и пища. Его именем названы теоремы, законы, единицы измерения силы. Если бы была возможность измерить силу человеческого гения, его бы тоже можно было назвать Ньютоном. Недаром на надгробной плите могилы Ньютона высечены слова: «… пусть смертные радуются, что существовало такое украшение рода человеческого». Наиболее плодотворными в жизни Ньютона были годы 1665-1667, когда вовремя эпидемии чумы он уезжал в голодную деревню Вульсторп. Эи годы можно назвать «болдинской осенью» Ньютона. Он работал сверх всякой меры. Здесь рождается интегральное дифференциальное исчисление, здесь он раскрывает солнечный луч, познает тайну спектра, здесь конструирует телескоп нового типа – рефлектор и микроскоп. Был и другой Ньютон. Мы его знаем очень мало. Этот Ньютон – политик, член учредительного парламента, человек, который совершенно непонятным образом научную работу сочетал с административной, со службой государственным интересам. Слава Ньютона досталась ему нелегко – она приносила и горечь разочарования, и боль обиды. В спорах с Гуком, Гюйгенцем, Лейбницем ему не раз приходилось отстаивать свой приоритет в науке.

    (Для вовлечения в работу зрителей проводим с ними конкурс загадок)

    II. Загадки, вопросы, задания.

    1. Речь пойдет об ученом. О каком именно?

    Подсказки:

    - еще в студенческие годы он открыл, что период колебания маятника не зависит от амплитуды.

    - после окончания университета он занялся исследованиями в области механики и астрономии.

    - им открыт принцип относительности движения и закон инерции.

    - он открыл 4 спутника у Юпитера и фазы Венеры.

    - для изучения закономерности свободного падения тел он использовал падающую башню в г. Пиза.

    (ответ – итальянский ученый Г. Галилей)

    Вопросы:

    - Объясните, что такое большая или малая скорость движения тела. скорость, равная 100 км/ч – это большая скорость или маленькая?

    - Приведите примеры механического движения. Что такое механическое движение?

    - Что такое инерция? Ответ поясните.

    - Когда тела изменяют свою скорость? Приведите примеры.

    - Что является причиной изменения скорости движения тела. Приведите примеры.

    - Какие физические величины вам известны?

    - Будет ли двигаться тело, если на него не действуют другие дела?

    Экспериментальное задание.

    Используя масштабную линейку, определить объем 5 кусков сахара-рафинада. Положить сахар в мензурку и полностью растворить. Сравнить уровень воды до и после.

    1. И снова о человеке-легенде.

    - он жил в 4 веке до нашей эры.

    - он был воспитателем Александра Македонского.

    - его сочинения относятся ко всем областям знаний того времени: философии, астрономии, механике, теории звука, оптике, метеорологии.

    - в основе его физики лежали его рассуждения и умозаключения.

    - его учение было канонизировано церковью, признано святым, неизменным и господствовало в науке около 1000 лет

    (Аристотель)

    Вопросы:

    - Как можно объяснить возникновение силы упругости?

    - Как можно объяснить возникновение силы трения?

    - Как проявляются силы трения в природе? Приведите примеры.

    - Можно ли считать, что скорость равномерного движения тела зависит от пройденного пути и времени его движения?

    - Можно ли считать, что плотность тела зависит от его массы и объема?

    - Если вес тела равен 11 Н, то и сила тяжести, действующая на тело, равна 11 Н. правильно ли это утверждение.

    - Обладают ли массой мельчайшие частицы вещества – молекулы и атомы, ведь мы их не видим?

    Экспериментальное задание.

    Даны 2 куска дерева одинаковой плотности. 1 – в виде параллелепипеда, другой – неправильной геометрической формы, весы, разновес, масштабная линейка и мензурка. Определить объем куска дерева неправильной геометрической формы.

    1. О фамилии очень известного ученого.

    - он – один из первых ученых, работавших на войну, и первая жертва войны среди людей науки.

    - круг его научных интересов: математика, механика, оптика, астрономия.

    - он крупный изобретатель, изобретения широко известны.

    - с одним из его открытий мы сталкиваемся почти каждую неделю.

    - по легенде, ему принадлежит возглас:  «Эврика!», прозвучавший вслед за сделанным им открытием.

    (Архимед)

    Вопросы:

    - Может ли измениться скорость тела без взаимодействия с другими телами?

    - Если поезд движется равномерно с постоянной скоростью, можно ли считать его движение движение по инерции?

    - Как движется тело, если на него не действуют другие тела?

    - Для чего введена такая физическая величина, как сила?

    - Как вы думаете, известна ли плотность всех веществ?

    - Как вы понимаете утверждение, что массы тел не всегда можно определить с помощью весов? Может быть, массы таких тел, например очень больших или очень маленьких, вообще невозможно измерить?

    III. Заключительное слово учителя.

    Анализ творчества великих физиков показывает, что основным мотивом их научного труда была бескорыстная жажда постижения законов природы, источником счастья и смыслом жизни. Нередко результаты труда, а порой и сама возможность заниматься им, требовали от ученого мужества поступать в соответствии с высокими нравственными принципами.

    IV. Подведение итогов, награждение победителей.

    Литература:

    1. В.А. Волков. С.Е. Полянский. Универсальные поурочные разработки по физике  7 класс. Москва «Вако» 2010 год.

    2. А.В. Перышкин  Учебник для 7 кл. 2012 год

    Resource id #5644

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    УРОК с применением ЭОР.Удельная теплоёмкость .Вычисление количества теплоты, полученного телом при нагревании или отданного телом при охлаждении

    ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКАУдельная теплоёмкость .Вычисление количества теплоты, полученного телом при нагреванииили отданного телом при охлаждении...

    Символика Вооружённых Сил РФ. Военная форма одежды. Порядок и форма обращения военнослужащих друг к другу. Отдание воинского приветствия.

    1.Ознакомить учащихся с формой одежды военнослужащих Российской армии.2.Изучить с учащимися порядок и форму обращения военнослужащих друг к другу.3.Научить учащихся отдавать воинское приветствие...

    Исследовательская краеведческая работа «Жизнь, отданная людям»

    Данная работа посвящена изучению истории развития учительского коллектива  МОУ СОШ села Троекурово....

    КЛАССНЫЙ ЧАС, ПОСВЯЩЕННЫЙ 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ТРИЖДЫ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА МАРШАЛА АВИАЦИИ А.И.ПОКРЫШКИНА «Жизнь, отданная небу»

    КЛАССНЫЙ ЧАС, ПОСВЯЩЕННЫЙ 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ТРИЖДЫ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА МАРШАЛА АВИАЦИИ А.И.ПОКРЫШКИНА «Жизнь, отданная небу»...

    ЛИТЕРАТУРНО – МУЗЫАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ, "ЖИЗНЬ, ОТДАННАЯ БОРЬБЕ…".

    ЛИТЕРАТУРНО–МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ,ПОСВЯЩЕННАЯ ТВОРЧЕСТВУ МУСЫ ДЖАЛИЛЯ....

    Внеклассное мероприятие "Сердце отданное науке" 9 класс

    Внеклассное мероприятие "Сердце отданное науке" 9 класс...