Внеклассное мероприятие "Сердце отданное науке" 9 класс
план-конспект занятия по физике (9 класс) на тему

Шитова Ирина Евгеньевна

Внеклассное мероприятие "Сердце отданное науке" 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл serdtse_otdannoe_nauke.docx51.12 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка внеклассное мероприятие по теме

«Сердце, отданное науке».

Внеклассное мероприятие проводится в 9 классе.

Цели мероприятия:

  • Познакомить учащихся с деятельностью того или иного ученого;
  • показать наиболее примечательные черты его мировоззрения; методы получения научных знаний;
  • сформировать правильное представление о характере научного труда ученых.

Оформление: портреты ученых; выставка книг по теме.

Подготовка мероприятия: Класс делится на две команды. Каждая команда выбирает ученого и готовят небольшое сообщение о нём, о котором ей хотелось бы рассказать остальным

Ход урока

I. Вступительное слово учителя

Счастлив в наш век, кому победа

Далась не кровью, а умом,

Счастлив, кто точку Архимеда

Сумел сыскать в себе самом.

Первая команда. Галилео Галилей

Вот уже несколько веков человечество бережно хранит легенду о том, что, выйдя из зала суда, Галилей воскликнул: «А все-таки она вертится!»

А. Эйнштейн писал о Галилее: «перед нами предстает человек незаурядной воли, ума и мужества, способный в качестве представителя рационального мышления выстоять против тех, кто, опираясь на невежество народа и праздность учителей в церковных облачениях и университетских мантиях, пытается упрочить и защитить свое положение». Галилей по праву считается одним из основоположников опытного естествознания и новой науки. Он впервые сформулировал требования к научному эксперименту; опроверг учение Аристотеля о пропорциональности скорости падения весу тела; сформулировал механический принцип относительности движения; открыл закон инерции; дал строгое определение равноускоренного движения, установил его законы; предложил метод расчета траектории брошенных тел; установил законы колебания маятника. Сделал первую попытку (пусть неудачную) определить скорость света в земных условиях; доказал существование неровностей Луны, пятен на Солнце, фаз Венеры, спутников Юпитера.

По мнению сильных мира сего, Галилей только и делал, что разрушал красивое. Он вторгся со своим телескопом в идеальную сферу небес и открыл, что она неидеальна. Луна оказалась негладкой и не полированной. Тогда незамедлительно были приняты меры по спасению красоты. Сначала инквизиция отказалась смотреть в трубу, утверждая, что истинное знание не приобретается таким примитивным способом: его можно почерпнуть лишь в Библии и в книгах Аристотеля. Потом стали придумывать фантастические объяснения видимых на Луне шероховатостей. Но Галлией открыл пятна и на самом Солнце! Неизменяемость, нетленность всего небесного - вот чем более всего дорожили ученики Аристотеля. Они бы смирились даже с пятнами на Солнце, лишь бы эти пятна на нем были от века, а не возникали и разрушались, как утверждал Галилей.

Разрушая эстетику неизвестного неба, Галилей создает новую эстетику - эстетику живого, изменяющегося. Галилей выдвинул новую схему мировой гармонии, кинетической гармонии, вопреки статической гармонии мироздания Аристотеля.

Вторая команда. Исаак Ньютон

Без имени Ньютона нет физики, а для Ньютона без физики и математики не было бы жизни. Без имени Ньютона нет физики, а для Ньютона без физики и математики не было бы жизни. Наука для него - это и вода, и воздух, и пища. Его именем названы теоремы, законы, единицы измерения силы. Если бы была возможность измерять силу человеческого гения, её тоже можно было бы назвать Ньютоном. Недаром на надгробной плите могилы Ньютона высечены слова: «...пусть смертные радуются, что существовало такое украшение рода человеческого».

Наиболее плодородными в жизни Ньютона были годы 1665-1667-й, когда во время эпидемии чумы он уезжал в голодную деревню Вульсторп. Эти годы можно назвать «болдинской осенью» Ньютона. Он работал сверх всякой меры! Здесь рождается интегральное дифференциальное исчисление, здесь он раскрывает солнечный луч, познаёт тайну спектра, здесь конструирует телескоп нового типа - рефлектор и микроскоп.

Был и другой Ньютон. Его мы знаем очень мало. Этот Ньютон - политик, член учредительного парламента, человек, который совершенно непонятным образом научную работу сочетал с административной, со службой государственным интересом.

Слава Ньютона досталась ему не легко: она приносила и горечь разочарования, и боль обиды. В спорах с Гуком, Гюйгенсом Лейбницем ему не раз приходилось отстаивать свой приоритет в науке.

Для вовлечения в работу, проводим с ними конкурс загадок. Учитель загадывает загадки.

Загадка первая:

Речь пойдет об ученом. О ком именно? Подсказки:

  1. Еще в студенческие годы он открыл, что период колебаний маятника не зависит от амплитуды.
  2. После окончания университета он занялся исследованиями в области механики и астрономии.
  3. Им открыт принцип относительности движения и закон инерции.
  4. Он открыл 4 спутника у Юпитера и фазы Венеры.
  5. Для изучения закономерностей свободного падения тел он использовал наклонную башню в г. Пиза.

(Ответ: итальянский ученый Галилео Галилей.)

Загадка вторая:

И вновь речь - об ученом, теперь о человеке, фамилия которого знакома всем: и школьникам, и рабочим, и домохозяйкам, и артистам, и научным работникам. Кто он? Подсказки:

  1. Инженер по образованию, он в 23 года защитил диссертацию на звание доктора философии.
  2. Его научные исследования посвящены электромагнетизму, физике кристаллов, оптике, молекулярной физике.
  3. Но главное его научное достижение относилось к совершенно неизвестной до тех пор области науки. Она-то и прославила его имя.
  1. Он лауреат первой Нобелевской премии по физике (1901 г.).
  2. Ему первому удалось увидеть строение части скелета живого человека.

(Ответ: немецкий ученый В. К. Рентген.)

Загадка третья:

О фамилии очень известного ученого. Подсказки:

  1. Он - один из первых ученых, работавших на войну, и первая жертва войны среди людей науки.
  1. Круг его научных интересов: математика, механика, оптика, астрономия.
  2. Он - крупный изобретатель. Его изобретения широко известны.
  3. С одним из его открытий мы сталкиваемся почти каждую неделю.
  4. По легенде, ему принадлежит возглас: «Эврика!», прозвучавший вслед за сделанным им открытием.

(Ответ: Архимед.)

Загадка четвертая:

И снова о человеке-легенде. Подсказки:

  1. Он жил в IV в. до н.э.
  2. Он был воспитателем Александра Македонского.
  3. Его сочинения относятся ко всем областям знаний того времени: философии, астрономии, механике, теории звука, оптике, метеорологии.
  1. В основе его физики лежали рассуждения и умозаключения.
  1. Его учение было канонизировано церковью, признано святым, неизменным и господствовало в науке около 1000 лет.

(Ответ: Аристотель.)

II. Заключительное слово учителя

Анализ творчества великих физиков показывает, что основным мотивом их научного труда была бескорыстная жажда постижения законов природы. Собственный упорный и тяжелый труд является для ученого радостью, источником счастья и смыслом жизни. Но нередко результаты труда, а порой и сама возможность заниматься им требовали от ученого мужества поступать в соответствии с высокими нравственными принципами.

Всем желающим в качестве домашнего задания дается сложный кроссворд. За выполнение домашнего задания оценка выставляется в журнал.

Кроссворд «Замечательные ученые-физики»

По вертикали:

1. Русский ученый, установивший законы внешнего фотоэффекта.

2. Российский физик и астрофизик, развивающий теории сверхпроводимости и происхождения космических лучей.

3. Английский физик, установивший статистический закон распределения молекул по скоростям.

6. Французский физик и инженер, установивший совместно с М. В. Ломоносовым уравнение состояния идеального газа.

7. Французский физик и химик, открывший один из газовых законов.

9. Итальянский физик и астроном, один из основоположников экспериментальной физики.

14. Английский физик, осуществивший цель «превратить магнетизм в электричество».

15. Ученый, подтвердивший в 1922 г. квантовую теорию света.

17. Немецкий врач, один из первооткрывателей закона сохранения энергии.

20. Французский ученый и инженер, разработавший принцип действия идеальных тепловых машин.

22. Французский ученый, именем которого назван один из газовых законов.

24. Великий французский физик и математик, один из основоположников электродинамики.

26. Английский ученый, основоположник ядерной физики.

28. Ученый, предложивший метод усиления света с использованием индуцированного излучения.

31. Немецкий ученый, один из создателей кинетической теории газов.

33. Немецкий физик, экспериментально обнаруживший Х-лучи и изучивший их свойства.

35. Физик-экспериментатор, экспериментально зарегистрировавший давление света.

36. американский физик, который провел первые наиболее точные опыты по измерению заряда электрона.

37. Немецкий физик-экспериментатор, изобретатель прибора для регистрации (счета) заряженных частиц.

38. Американский физик и химик, открывший атомную структуру белков, в частности гемоглобина (1954).

По горизонтали:

4. Русский физик, автор фундаментальных работ в области изучения природы света.

5. Великий русский ученый, разработавший теорию образования атмосферного электричества.

8. Французский ученый, установивший важный газовый закон. 10. Русский ученый, указавший на повторяемость свойств химических элементов.

11. Немецкий естествоиспытатель, внесший вклад в установление закона сохранения энергии.

12. Английский ученый, экспериментально открывший один из газовых законов.

13. Творец классической механики.

16. Ученый, пытавшийся обнаружить движение Земли относительно неподвижного эфира.

18. Физик-теоретик, выдвинувший теорию квантов.

19. Изобретатель «беспроволочного телеграфа».

21. Создатель теории относительности.

23. Итальянский ученый, открывший важную закономерность между числами молекул в равных объемах газов.

25. Голландский ученый, основатель электронной теории строения вещества.

27. Выдающийся организатор науки, создатель первой советской школы физиков.

29. Английский физик, один из первооткрывателей закона сохранения энергии, доказавший, что теплоту можно получить за счет механической работы.

30. Ученый, открывший явление электростатической индукции.

32. Датский физик, обнаруживший действие электрического тока на магнитную стрелку.

34. Французский физик-теоретик, получивший Нобелевскую премию за открытие волновой природы электрона.

39. Ученый, в честь которого названа единица поглощенной дозы излучения.

40. Ученый, изучавший электромагнетизм, установивший правило направления индукционного тока.

41. Французский физик, установивший закон взаимодействия неподвижных электрических зарядов.

42. Немецкий физик-экспериментатор, в честь которого названа в СИ единица магнитного потока.

43. Выдающийся датский физик, предложивший «планетарную» модель атома.

44. Автор закона упругости твердых тел.

Ответы

По горизонтали: 4. Вавилов. 5. Ломоносов. 8. Мариотт. 10. Менделеев. 11. Гельмгольц. 12. Бойль. 13. Ньютон. 16. Майкельсон. 18. Планк. 19. Попов. 21. Эйнштейн. 23. Авогадро. 25. Лоренц. 27. Иоффе. 29. Джоуль. 30. Рихман. 32. Эрстед. 34. Бройль. 39. Грей. 40. Ленц. 41. Кулон. 42. Вебер. 43. Бор. 44. Гук.

По вертикали: 1. Столетов. 2. Гинзбург. 3. Максвел. 6. Клайперон. 7. Гей-Люссак. 9. Галилей. 14. Фарадей. 15. Комптон. 17. Майер. 20. Карно. 22. Шарль. 24. Ампер. 26. Резерфорд. 28. Фабрикант. 31. Клаузиус. 33. Рентген. 35. Лебедев. 36. Милликен. 37. Гейгер. 38. Полинг.

Ш. Подведение итогов

Учитель выставляет оценки за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Каждый выбирает для себя"(интерпретация рассказа Ф. Искандера "Возмездие"): урок внеклассного чтения в 8 классе

Интерпретация текста художественного произведения – одно из основных умений, которому должен научиться выпускник школы. Данный вид работы позволяет увидеть взаимосвязь всех элементов текста: от художе...

«Человек есть не что иное, как ряд его поступков» Гегель (Урок внеклассного чтения в 5 классе

 Данный урок внеклассного чтения дает возможность воспитать личность ребенка, опираясь на произведения мировой и русской литературы, пробуждает у детей интерес к нравственным вопросам, поднимающимся в...

Презентация для внеклассного мероприятия в 8 классах "СВОЯ ИГРА"

В данной разработке содержится презентация для внеклассного мероприятия "Своя игра". Данная игра может быть проведена в рамках недели математики. Её можно провести и для 9 классов. Правила игры: две к...

Разработка внеклассного мероприятия для 2 класса по английскому языку на тему: "Мы говорим по-английски"

Мероприятие проходило в конце IV четверти. Учитывая тот факт, что обучение в школе ведется с 1 класса, проблем с проведением мероприятия не было....

Внеклассное мероприятие для 6 класса по теме "Health is better than wealth"

Цель: пропаганда здорового образа жизни...

Внеклассное мероприятие в 3 классе, драматизация сказки "Волшебник Изумрудного города"учениками 6 класса

Презентация по сказке "Волшебник Изумрудного города" на немецком языке, выложенная мною раннее была использована на этом мероприятии. Ученица 6 класса читала пояснения к слайдам, а с главными героями ...