«Человек есть не что иное, как ряд его поступков» Гегель (Урок внеклассного чтения в 5 классе
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему

Чабаева Алсу Зиятдиновна

 

Данный урок внеклассного чтения дает возможность воспитать личность ребенка, опираясь на произведения мировой и русской литературы, пробуждает у детей интерес к нравственным вопросам, поднимающимся в литературе, искусстве, религии. Такие уроки ориентированы на воспитание людей совестливых, порядочных, уважающих жизнь и мнение других людей, ценящих человеческое достоинство в себе и других, способных самостоятельно и творчески решать поставленные задачи и противостоять злу, неспособных к аморальным поступкам. В ходе таких уроков используются следующие методы достижения поставленных целей и задач: беседы, обзоры, конкурсы стихов, сочинений, рисунков, буклетов. Уроки внеклассного чтения дают следующие теоретические сведения и формируют практические навыки: методы сбора информации, создание творческих работ, культура устной речи, культура письменной речи, публичное выступление.

Такие уроки помогают воспитать нравственную личность, духовно богатую, внутренне свободную, способную строить жизнь, достойную человека,  быть счастливым и нести счастье людям, умеющую отличить истинные ценности от мнимых через использование литературных произведений и образов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Человек есть не что иное, как ряд его поступков»

Гегель

(Урок внеклассного чтения в 5 классе)

Цели и задачи урока

1)Раскрыть смысл выражения «хороший человек»

3) научить детей оценивать человеческие поступки;

4) научить умению отличать хорошее от плохого;

5) воспитывать лучшие качества по отношению к окружающим.

Оборудование

  • проекционная система;
  • экран;
  • запись музыки Бетховена «Лунная соната»;
  • распечатки произведений Сухомлинского;
  • карточки в виде сердечек с домашним заданием;
  • цветок из бумаги для работы на уроке;

Ход урока.

I.Орг. Момент.

Создание проблемной ситуации

 Ребята, тема нашего сегодняшнего урока «Человек есть не что иное, как ряд его поступков» это высказывание  немецкого философа Гегеля.

 Как вы понимаете это выражение? (Дети отвечают)

Действительно, именно от поступков, совершаемых человеком, зависит, какой он на самом деле человек.

         Что значит быть хорошим человеком?

         На этот вопрос мы ответим в ходе нашего урока.

II. Изучение новой темы

Чтение рассказа «Каждый человек должен» под музыку Бетховена «Лунная соната». 

В.А.Сухомлинский «Каждый человек должен»

«Мама с  маленьким Петриком  сели в поезд. Они едут в далекий южный город, на берег теплого моря – отдыхать. Мама стелет постель на полке для себя и на отдельной полке – для Петрика. Мальчик ужинает: ест вкусную булку, куриную ножку и яблоко. Мягко покачиваясь, убаюкивают вагоны. Лег Петрик на мягкую постель и спрашивает:

     - Мама, вы говорили, что поезд ведет машинист. А кто же ночью ведет поезд? Неужели он едет сам?

   -  Ночью тоже ведет поезд машинист.

   - Как? – удивляется Петрик.- Неужели он ночью не спит?

   - Не спит, сынок.

   - Мы спим, а он не спит? Целую ночь? – еще больше удивляется Петрик.

   - Да, машинист не целую ночь. Если бы он хоть на минуту уснул, поезд разбился бы, и мы погибли бы.

   - Но как же это так? – не может понять Петрик. – Ведь спать-то ему хочется?

  - Хочется, но он должен вести поезд. Каждый человек – должен. Посмотри в окно, видишь: вон в поле пашет землю тракторист. Ночь, а человек работает, видишь, как прожектором освещает поле? Потому что он должен работать ночью.

  - И я должен? – спрашивает Петрик.

 - И ты должен.

 - Что же я должен?

 - Быть человеком,   - ответила мама, - Это самое главное. Трудиться. Уважать и почитать старших. Презирать лень и нерадивость. Любить свою родную землю.

 

Обсуждение рассказа «Каждый человек должен»

 Почему Петрик долго не мог уснуть? (Ребята отвечают)

Что вы можете добавить к словам мамы Петрика? Какими качествами надо обладать, чтобы стать человеком? (Дети перечисляют)

А кто вас  учит тому, чтобы вы стали хорошими людьми? (ребята отвечают)

Также нас этому учит и Библия, и Коран. Я вас познакомлю с несколькими заповедями Библии, некоторые вы попытаетесь объяснить сами.

Ознакомление с заповедями Библии.

 

I. Да не будет у тебя других богов перед лицом твоим. (Господь учит нас любить его, надеяться на него, молиться ему);

II. Не делай себе кумира. (Он запрещает нам служить и молиться ложным богам и надеяться на их помощь);

А вот следующие заповеди прочитайте и попробуйте объяснить сами.

III. Почитай отца твоего и мать твою. (Г. Учит почитать родителей);

IV.Не убивай. (Г. Призывает никому не делать зла. Не вредить ни их жизни, ни их здоровью);

V.Не кради. (Г. Учит не брать чужого, ни силой, ни хитростью)

VI.Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. (Г. Учит нас не говорить ни про кого лжи);

Какой вывод вы сделали для себя, ознакомившись с заповедями из Библии? (Ответы детей)

Их нам надо всем соблюдать, потому что они учат нас только хорошему. Я думаю, вы со мной согласитесь.

Беседа о нравственных качествах человека и раскрытие понятия «Что такое хорошо».

У Владимира Маяковского есть стихотворение «Что такое хорошо и что такое плохо?». Крошка сын к отцу пришел

И спросила кроха:

«Что такое хорошо и что такое плохо?».

Как вы бы ответили на вопрос: «Что такое плохо?» (Дети отвечают).

В этом стихотворении есть еще один вопрос: «А что такое хорошо?». Ребята, быть здоровым хорошо? (Дети отвечают)

Физкультминутка.

А сейчас, ребята, мы с вами будем укреплять свое здоровье с помощью дыхательной гимнастики Стрельниковой. У кого закружится голова, можете делать сидя. В этом ничего страшного нет: просто в кору головного мозга поступает много кислорода, а наши сосуды не привыкли к этому. Поэтому происходит головокружение. Сейчас мы проделаем 3 упражнения. Каждое по 8 раз.

1-е упражнение называется «Китайский болванчик». Наклоняем голову влево, вправо, как будто приговариваем: «Ай, яй-яй, как не стыдно». Стоим прямо, на каждый наклон – вдох.

2-е – «Кошка». Стоим прямо, ступни не отрываем от пола, поворачиваем туловище, голова поворачивается вместе с туловищем, при этом, чуть-чуть приседаем, колени гнутся и выпрямляются. На каждый поворот – вдох.

3-е – «Обними плечи». Руки подняты на уровне груди, согнуты в локтях, в момент вдоха швыряем руки навстречу друг другу до отказа. Менять руки нельзя. Молодцы!

 

Работа с пословицами и поговорками о нравственных качествах человека .

Знаете такую пословицу «У кого что болит, тот о том и говорит?» Эта пословица не про нас, потому что болеть мы не собираемся, а будем говорить о пословицах и поговорках, где говорится  о людях, об их хороших и плохих качествах . Дома какие пословицы вам удалось найти?  Устроем соревнование между рядами. Какой ряд последним назовет пословицу или поговорку, тот и побеждает. Начинает первый ряд.  

-Как вы все славно потрудились. Какие вы все умные, столько пословиц и поговорок знаете. Молодцы. У меня к  вам следующий вопрос. Может ли умный, всезнающий человек совершать  плохие поступки? (дети отвечают)

Чтение рассказ Сухомлинского «Самое важное – это заставить себя чувствовать»

А теперь прочитаем  рассказ Сухомлинского «Самое важное – это заставить себя чувствовать»:

«Учился в одной школе в четвертом классе Генка. Какой бы вопрос ни поставила учительница, Генка сразу дает полный ответ и пять» получает. Писал Генка лучше всех. Решал задачи быстрее всех.

Но не любили товарищи Генку: слишком уж выставлял напоказ он свой ум. Ответит на вопрос учительницы и так посмотрит на класс, будто говорит: «Я самый умный».

Весною класс собрался в поход. Радовались дети: сколько удовольствий дает им путешествие и ночевка в лесу!

Думали-гадали, какие вещи в поход брать, как обед варить, как ночлег устроить. И решили: брать надо в лес на двух одно одеяло, одну миску. Быстро разобрались по парам. А с Генкой никто не хочет ни одеяла брать, ни из одной миски обед есть.

Заплакал Генка, подошел к учительнице и говорит:

- Я же никому слова плохого не сказал…за что же меня невзлюбили? Учительница ответила:

-Нелегкое дело – заставить себя говорить. Еще труднее – заставить себя чувствовать.

- Как же мне заставить себя чувствовать? – спросил Генка.

- Надо видеть людей другими глазами. Ты радуешься, что ты умнее всех, а надо горевать, что нет умнее тебя. Потому что каждый, считающий себя самым - самым, становиться, в конце концов, одиноким

- Спасибо за науку, - сказал Генка. – А в лес мне как же – идти с товарищами?- Иди. Бери свое одеяло, свою миску и начинай свою новую жизнь. Открывай глаза на людей и учись видеть их по-другому».

Ответы на вопросы к рассказу Сухомлинского «Самое важное – это заставить себя чувствовать»

Почему ребята невзлюбили Генку?

Как вы думаете, после этого случая Генка изменится?

III. Закрепление умений и навыков

Ребята, не только хорошо нужно учиться и стремиться к знаниям, но важно воспитывать в себе лучшие качества. А теперь проверим: на этом уроке какими добрыми словами пополнился ваш словарный запас.

Задание :составить синквейн «Добрые слова».

А сейчас, я хотела бы услышать, какие синквейны вы приготовили. (Дети читают).

Сколько добрых  и светлых слов мы услышали. Ведь,  правда?!

Есть пословица: «От доброго слова и лед тает», а у нас в классе стул стал волшебным.

Ребята, давайте сыграем в игру «Волшебный стул»

На этом волшебном стуле тоже очень  много хороших слов.

Волшебный стул

Ученик, которого назвали ребята, выходит к доске, остальные приговаривают:

Кто сегодня всех красивей?
Кто сегодня всех счастливей?
Поскорее появись!
На волшебный стул садись!

Ученик садится.

- Ребята, тот, кто садится на это стул, тот теряет все свои плохие качества и у него остается только  все хорошее, доброе и красивое. Чтобы увидеть это, нужно смотреть волшебными глазами на того, кто сидит на волшебном стуле. (Ребята называют хорошие качества).

Тебе было приятно услышать столько хороших слов о себе?

Каждому человеку приятно, но не каждый может говорить также хорошо о других. Помните из Библии: «Возлюби ближнего, как самого себя». Как сам будешь относиться к людям , так и к тебе будут относиться.

Игра «Ромашка счастья» 

Мы, ребята, с вами рисовали ромашку счастья, на лепестках которой писали разные человеческие ценности. А вот сейчас попробуем написать, на этом цветке, поступки, совершаемые хорошим человеком.

Решение проблемной ситуации 

И этим самым, мы ответим на вопрос, который мы поставили в начале урока: Что значит быть хорошим человеком?(Учитель обобщает ответы учеников)

VI.Подведение итогов.  Домашнее задание.

Перечислите все хорошие качества своих близких, найдите общие черты и отличительные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Джанни Родари. Урок внеклассного чтения. 5 класс

Урок внеклассного чтения в 5 классе после изучения произведения «Сказки по телефону» Джанни Родари. Урок-презентация. Цель данного урока: обобщение знаний о творчестве Джанни Родари, развитие тв...

Разработка урока внеклассного чтения, 4 класс

Урок внеклассного чтения в 4 классе коррекционной школы 8 вида по рассказу Н.Носова "Заплатка"...

разработка урока внеклассного чтения, 6 класс, коррекционная школа 8 вида

разработка урока по теме "К.Паустовский. Кот-ворюга" для 6 класса коррекционной школы 8 вида...

презентация к уроку внеклассного чтения, 6 класс

презентация о творчестве К.Паустовского...

презентация к уроку внеклассного чтения, 6 класс

презентация по книге К.Паустовского "Кот-ворюга"...

Факультативные занятия по коррекции чтения: "Внеклассное чтение". 5 класс

Календарно-тематическое планирование составлено для учащихся 5 классов школы-интерната V вида с использованием учебников-хрестоматий:Литература 5 класс. Часть I. Под редакцией Н.А. Нефедовой и М.Б. Ла...