Рабочая программа по физике 9 класс
рабочая программа по физике (9 класс) по теме

Пустовая Ирина Николаевна

 

Рабочая программа по физике составлена на основе авторской программы (авторы: Е.М. Гутник, А.В. Пёрышкин), составленной в соответствии с утверждённым в 2004 г. федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл./сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2010)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_fizike_9klass.doc194.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по физике составлена на основе авторской программы (авторы: Е.М. Гутник, А.В. Пёрышкин), составленной в соответствии с утверждённым в 2004 г. федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл./сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2010)

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения физики в 9 классе (2 учебных часа в неделю).

Количество учебных недель 34

Количество плановых контрольных работ 4

Количество плановых лабораторных работ 9

Цели изучения физики

Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
  • воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
  • использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности  своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;
  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения физики ученик должен:

знать/понимать

  • смысл понятий:  волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения
  • смысл физических величин: ускорение, импульс
  • смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: равноускоренное прямолинейное движение, механические колебания и волны, электромагнитную индукцию
  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, силы тока, напряжения, электрического сопротивления
  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины
  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы
  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных и квантовых явлениях
  • решать задачи на применение изученных физических законов
  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем)
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники; контроля за исправностью электропроводки в квартире; оценки безопасности радиационного фона

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.

Считаю необходимым также внести темы «Математический маятник» и «Пружинный маятник», так как данный материал необходим при подготовке к итоговой аттестации.

Учебно – тематический план

п/п

Кол-во

часов

Плани

руемая дата

Факти

ческая

дата

Тема урока

Примечание

1//1

1

Инструктаж по технике безопасности. Материальная точка. Система отсчета.

2/2

1

Перемещение.

Определение координаты движущегося тела.

3/3

1

Перемещение при прямолинейном равномерном движении.

4/4

1

Решение задач на перемещение при равномерном движении.

5/5

1

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение.

6/6

1

Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости.

7/7

1

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении.

8/8

1

Решение задач на прямолинейное равноускоренное движение тела

9/9

1

Инструктаж по технике безопасности. Лабораторная работа №1

«Исследование, равноускоренного движения без начальной скорости»

10/10

1

Решение задач на прямолинейное равномерное и равноускоренное движение.

11/11

1

Контрольная работа №1 по теме « Кинематика»

12/12

1

Относительность движения.

13/13

1

Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона.

14/14

1

Сила. Виды сил.

Второй закон Ньютона.

15/15

1

Третий закон Ньютона.

16/16

1

Свободное падение тел. Невесомость.

Движение тела, брошенного вертикально вверх.

17/17

1

Решение задач на законы Ньютона и движение тела по вертикали

18/18

1

Инструктаж по технике безопасности Лабораторная работа №2 «Измерение ускорения свободного падения»

19/19

1

Закон всемирного тяготения.

20/20

1

Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах.

21/21

1

Прямолинейное и криволинейное движение.

Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.

22/22

1

Решение задач по теме  «Динамика»

23/23

1

Искусственные спутники Земли.

24/24

1

Импульс тела. Закон сохранения импульса.

Реактивное движение.

25/25

1

Вывод закона сохранения механической  энергии.

26/26

1

Контрольная работа №2 по теме  «Законы сохранения в механике»

27/1

1

Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник.

28/2

1

Величины, характеризующие колебательное движение.

29/3

1

Инструктаж по технике безопасности Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины»

30/4

1

 Инструктаж по технике безопасности.  Лабораторная работа №4 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины».

31/5

1

Превращения энергии при колебательном движении. Затухающие  колебания. Вынужденные колебания.

32/6

1

Распространение колебаний в среде. Волны. Продольные и поперечные волны

33/7

1

Длина волны. Скорость распространения волны.

34/8

1

Источники звука. Звуковые колебания.

35/9

1

Высота и тембр звука. Громкость звука.

36/10

1

Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука.

37/11

1

Отражение звука. Эхо. Решение задач.

38/12

1

Решение задач по теме «Механические колебания и волны»

39/13

1

Контрольная работа №3  по теме «Механические колебания и волны»

40/1

1

Магнитное поле и его графическое изображение. Неоднородное и однородное магнитное поле.

41/2

1

Направление тока и направление линии его магнитного поля.

42/3

1

Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки. Индукция магнитного поля.

43/4

1

Решение задач на определение направление силы Ампера и силы Лоренца

44/5

1

Магнитный поток.

Явление электромагнитной индукции. Направление индукционного тока. Правило Ленца.

45/6

1

Инструктаж по технике безопасности . Лабораторная работа №5 «Изучение явления электромагнитной индукции».

46/7

1

Явление самоиндукции.

47/8

1

Получение переменного электрического тока..

48/9

1

Трансформатор. Передача электроэнергии на расстояние.

49/10

1

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны.

Влияние электромагнитных излучений на живые  организмы.

50/11

1

Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний

51/12

1

Принципы радиосвязи и телевидения

52/13

1

Электромагнитная природа света.

53/14

1

Преломление света. Показатель преломления.

54/15

1

Дисперсия света.

55/16

1

Типы оптических спектров. Испускание и поглощение света атомами. Происхождение линейчатых спектров .

56/17

1

Инструктаж по технике безопасности Лабораторная работа № 6 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров испускания»

57/1

1

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов.

58/2

1

Модели атомов. Опыт Резерфорда.

59/3

1

Радиоактивные превращения атомных ядер.

60/4

1

Экспериментальные методы исследования частиц.

61/5

1

Открытие протона. Открытие нейтрона.

Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число. Ядерные силы.

62/6

1

Ядерные связи. Дефект масс.

63/7

1

Деление ядер урана. Цепная реакция.

64/8

1

Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии ядер в электрическую энергию. Инструктаж по технике безопасности . Лабораторная работа №7 «Изучение деления ядра урана по фотографии треков».

65/9

1

Лабораторная работа № 8 « Изучение треков заряженных частиц по фотографиям»

66/10

1

Атомная энергетика. Биологическое действие радиации.

Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.

67/11

1

Инструктаж по технике безопасности

Лабораторная работа № 9 « Измерение естественного радиационного фона дозиметром».

68/12

1

Контрольная работа №4  по теме «Элементы квантовой физики».

.

Содержание программы

  1. Законы взаимодействия и движения тел. (26 часов)

Материальная точка. Траектория. Скорость. Перемещение. Система отсчета.

Определение координаты движущего тела.

Графики зависимости кинематических величин от времени.

Прямолинейное равноускоренное движение.

Скорость равноускоренного движения.

Перемещение при равноускоренном движении.

Определение координаты движущего тела.

Графики зависимости кинематических величин от времени.

Ускорение. Относительность механического движения. Инерциальная система отсчета.

Первый закон Ньютона.

Второй закон Ньютона.

Третий закон Ньютона. Свободное падение

Закон Всемирного тяготения.

Криволинейное движение

Движение по окружности.

Искусственные спутники Земли. Ракеты.

Импульс. Закон сохранения импульса.  Реактивное движение.

Движение тела брошенного вертикально вверх.

Движение тела брошенного под углом к горизонту.

Движение тела брошенного горизонтально.

Ускорение свободного падения на Земле и других планетах.

Фронтальная лабораторная работа.

2. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.

3.Измерение ускорения свободного падения.

2.Механические колебания и волны. Звук. (12часов)

Механические колебания. Амплитуда. Период, частота. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятники.

Зависимость периода и частоты нитяного маятника от длины нити. Зависимость периода и частоты пружинного маятника от массы тела  и коэффициента жесткости пружины.

Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания.

Механические волны. Длина волны.  Продольные и поперечные волны. Скорость распространения волны.

Звук. Высота и тембр звука. Громкость звука. Распространение звука.

Скорость звука. Отражение звука. Эхо. Резонанс.

Фронтальная лабораторная работа.

4.Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от его длины.

3.Электромагнитные явления. (17 часов)

Взаимодействие магнитов. Магнитное поле.

Взаимодействие проводников с током.

Действие магнитного поля на электрические заряды. Графическое изображение магнитного поля.

Направление тока и направление его магнитного поля.

Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки.

Магнитный поток. Электромагнитная индукция.

Явление электромагнитной индукции. Получение переменного электрического тока.

Электромагнитное поле. Неоднородное и неоднородное поле. Взаимосвязь электрического и магнитного полей.

Электромагнитные   волны. Скорость распространения электромагнитных волн.

Электродвигатель.

Электрогенератор

Свет – электромагнитная волна.

Фронтальная лабораторная работа.

5.Сборка электромагнита и испытание его действия.

6.Изучение электрического двигателя.

7.Изучение явления электромагнитной индукции. 

Школьный компонент

Влияние магнитного поля на биологические объекты.

Электродвигатель. Преимущество электротранспорта.

                     4.Строение атома и атомного ядра (12 часов)

                   Радиоактивность. Альфа-, Бета- и гамма-излучение. Опыты по рассеиванию альфа-частиц.

Планетарная модель атома. Атомное ядро. Протонно-нейтронная модель ядра.

Методы наблюдения и регистрации частиц. Радиоактивные превращения. Экспериментальные методы.

Заряд ядра. Массовое число ядра.

Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Сохранение заряда и массового числа при ядерных реакциях.

Открытие протона и нейтрона. Ядерные силы.

Энергия связи частиц в ядре.

Энергия связи. Дефект масс. Выделение энергии при делении и синтезе ядер.

Использование ядерной энергии. Дозиметрия.

Ядерный реактор. Преобразование Внутренней энергии ядер в электрическую энергию.

Атомная энергетика. Термоядерные реакции.

Биологическое действие радиации.

Фронтальная лабораторная работа.

8.Изучение деления ядра урана по фотографии треков.

9.Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.

                           

Тема

Количество  часов

В  том  числе

лабораторных  и  практических  работ

контрольных  работ

1

Законы взаимодействия и движения тел

26

2

2

2

Механические колебания и волны. Звук

13

2

1

3

Электромагнитные явления

17

2

4

Строение атома и атомного ядра

12

3

1

Итог

9

4

Формы  и методы контроля: В зависимости от степени лёгкости и быстроты обучаемости учащихся, а также структуры изученного материала, в каждом отдельном случае применяются следующие формы и методы контроля и самоконтроля:

  • устный фронтальный опрос ( от 5 до 25 мин.);
  • тест;
  • самостоятельная работа (решение задач или вывод формулы(закона),
  • лабораторная работа;
  • контрольная работа;
  • самооценка работы учащегося;

Учебно-методический комплект

  1. Физика 9: учеб. для  общеобразоват. учреждений / А.В. Пёрышкин и Е.М. Гутник. – М.: Дрофа, 2010 Физика.

2)Задачник. 10-11 кл.: Пособие для общеобразоват. учреждений / Рымкевич А.П. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009.

3)Контрольные и самостоятельные работы по физике . О.И. Громцева к учебнику А.В. Перышкина, Е.М. Гутник «Физика.9 класс» 2013.

Средства контроля

          Контроль проводится с использованием следующей литературы:

  1. Контрольные и самостоятельные работы по физике . О.И. Громцева к учебнику А.В. Перышкина, Е.М. Гутник «Физика.9 класс» 2013.

Контрольная работа №1 по теме: «Кинематика» стр. 19-30

Контрольная работа №2 по теме: «Динамика» стр 52-63.

Контрольная работа №3 по теме: «Механические колебания и волны.» стр. 73-84.

Контрольная работа №4 по теме: «Элементы квантовой физики»  стр. 134.

Лабораторные работы:

Используется сборник лабораторные работы по физике, 7-11 класс. Управление образования и науки администрации Губкинского городского округа. МБУ «Научно-методический центр»  города Губкина Белгородской области. Губкин 2012.

Литература

  1. А.В. Перышкин. Физика 9 класс. Дрофа, М,-2010
  2. А.Е. Марон, Е.А. Марон Физика. Дидактические материалы. Дрофа, М.-2004
  3. А.В. Перышкин «Сборник задач по физике. 7-9 классы», М.: Дрофа, 2010.
  4. З.В. Александрова «Уроки физики с применением информационных технологий» М.: издательство «Глобус», 2010
  5. Лабораторные работы по физике, 7-11 класс. Управление образования и науки администрации Губкинского городского округа. МБУ «Научно-методический центр»  города Губкина Белгородской области. Губкин 2012.

        6.Контрольные и самостоятельные работы по физике . О.И. Громцева к учебнику А.В.      Перышкина, Е.М. Гутник «Физика.9 класс» 2013.

        7.Контрольные работы по физике. А.Е.Марон, Е.А. Марон.  М. «Просвещение».2003.

8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...

Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...