Физико-химическая сказка
методическая разработка по физике по теме

Оленина Елена Владимировна

Этот вечер "Путешествие в страну физики и химии" был подготовлен и проведен учащимися 11-го класса для 6-7- классников с целью формирования познавательного интереса к изучению есественных наук.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВЕЧЕР

«Путешествие в страну Физики и Химии»

        (Идет бал в Королевстве Точных наук. Играет музыка, все танцуют. Музыка смолкает. Трон, на нем король, две его дочери сидят рядом, каждая занята своим делом.)

Ведущий: В некотором царстве, в некотором государстве жил-был король. Имя у него было довольно редкое и необычное – Царь Натурис! И было у него две дочери: Физика и Химия. Любимым занятием Физики было наблюдать и объяснять различные природные явления. Ещё бы! Ведь только она могла выяснить их причины.

(В это время Физика ходит с лупой и рассматривает различные предметы)

Химия  любила превращать одно в другое и получать новые доселе неизвестные вещества.

(В это время Химия перебирает и разглядывает склянки с разными жидкостями).

Царь Натурис: Представляю Вам своих дочерей.

(Под звуки горна выходит Физика)

Физика: Что изучает физика?

Трудно было человеку миллионы лет назад,

Он совсем не знал природы,

Слепо верил в чудеса.

Он всего - всего боялся

И не знал, как объяснить

Бурю, гром, землетрясенье.

Трудно было ему жить.

И решил он: что ж бояться,

Лучше просто всё узнать.

Самому во всё вмешаться,

Людям правду рассказать.

Создал он земли науку,

Кратко физикой назвал.

Под названьем тем коротким

Он природу распознал.

(Под звуки горна выходит Химия)

О, химия!

Без химии жизни, поверьте, нет. 

Без химии стал бы тусклым весь свет,

С химией ездим, живем и летаем,

В разных точках Земли обитаем,

Чистим, стираем, пятна выводим,

Едим, спим, и с прическами ходим,

Химией лечимся, клеим и шьем,

С химией мы бок о бок живем!

Так что вы без нее пропадете,

Если значение ее не поймете!

Без химии ты глух и нем

И шагу не шагнешь порою,

Не вырастишь хороший хлеб

И дом хороший не построишь.

Химию любить и не лениться – 

Значит, понятно будет все:

Почему коптит порою примус,

На морозе сушится белье.

Жизнь вокруг себя узнаешь,

Разрешишь любой серьезный спор,

Без огня в дороге яйца сваришь

И без спичек разведешь костер.

Ведущий: Здравствуй, Физика, одна из древнейших наук о природе и тем не менее одна из самых молодых! Здравствуй, Физика, созданная великими учёными — Архимедом, Ньютоном, Галилеем, Семяновичем, Эйнштейном, Ампером. Открой перед нами загадки физических явлений, веди нас по пути увлекательных открытий, по дороге знаний. Мы, молодое поколение, будем штурмовать неизведанное, стирать «белые» пятна на карте знаний. Нам открывать новые источники энергии, изучать космос, преображать нашу планету. Известно, что благодаря тебе, физика, люди научились запускать спутники, управлять самоходными аппаратами, посылать сообщения без проводов, видеть в темноте, создали компьютеры. И мы рады, что начинаем изучать тебя. Так, здравствуй же, физика!

Физика: Здравствуйте дорогие ребята, уважаемые гости! Очень рада видеть вас в этом зале!

              Чтобы физику понять

              Надо много наблюдать,

              Ставить опыты простые,

              Зрить явления любые,

             А осмыслишь суть - вот он

             Твой физический закон.

Ведущий: Здравствуй, Химия, наука старая и вместе с тем молодая! Старая, потому что ещё в Древнем Египте и даже раньше – в доисторические времена – люди умели вызывать различные превращения веществ. Ведь уже тогда они научились добывать огонь, лепить и обжигать посуду из глины, окрашивать ткани и печь хлеб, а ведь всё это – химические явления. Здравствуй, Химия, наука молодая! Молодая потому что в подлинном смысле наукой она стала благодаря М.В.Ломоносову.

(Появляются дети: Витя и Маша )

Витя: Ой, подумаешь физика!

Маша: Ой, подумаешь химия!

Вместе: Кому-то вы нужны!     (Смеются)

Витя:  Не буду физику учить!

      Не буду с химией дружить!

      Пусть её учат технари!

      Я от рождения - гуманитарий.

      Юристом буду,  и без них себя прославлю!

Маша:А я моделью буду знаменитой,

    Все подиумы мира покорю!

    Скажите,  в толк я не возьму,

    Где физика и химия мне может пригодиться?

Витя: А я тем более учить не буду:

     Мне папа долю в бизнесе отдаст.

     И школу быстро я забуду!

     Законы физики и химии для нас  - балласт!

Витя и Маша: (Обращаются к Натурису) Сидели бы вы со своими доченьками тихонечко и не лезли бы в школьную программу. Сколько мальчишек и девчонок были бы вам благодарны.

(Вдруг стало темно. Налетел Змей Горыныч и утащил физику и химию с собой. Прилетают телеграммы в виде бумажных самолетиков. В них описано, что происходит в мире без достижений физики и химии, их читают Витя и Маша.)

Телеграмма №1:

SOS! SOS!  Это катастрофа: Интернета больше нет! Спутниковая связь отсутствует, мобильник пришел в негодность. Даже простые телефоны не работают.

Подпись: Министр связи

Телеграмма №2:

SOS! SOS! Это катастрофа: Урожай погибает. Техника встала. Саранча безжалостно съедает посевы. Бороться с ней нечем. Нас ожидает голод!

Подпись: Министр сельского хозяйства.

Телеграмма №3:

SOS! SOS! Мы в безвыходном положении: Все лекарства куда-то исчезли. Диагностические приборы не работают. Количество больных увеличивается с каждой минутой, а мы не можем им помочь.

Подпись: Министерство здравоохранения.

Телеграмма №4:

SOS! SOS!

Что за ужас! Работать невозможно! Мы так любим украшения! Но сейчас наши клипсы сползают с ушей, а браслеты с рук! Одежда расползается на нитки! Мы даже клиентов накрасить не можем, все выпадает из рук!!!

Подпись: Министерство красоты.

Придворный: Ваше Величество, вы в ответе за все несчастные случаи, которые стали происходить с того момента, как исчезли Физика и Химия! Около 1400 человек поступили в больницу с переломами рук и ног. Автотранспортным происшествиям числа нет!

Царь Натурис: Что же делать ни одной из моих дочерей нельзя отлучаться. Я и не думал, что их отсутствие может привести к таким последствиям.

Витя: Что мы натворили! Это из-за нас на Земле случились такие катаклизмы!

Маша: Оказывается без Физики и Химии и шагу не ступишь! Давай думай, Витя, как нам вернуть принцесс обратно.

 Царь Натурис: Чтобы спасти моих дочек, нужно пройти через волшебный лес в царство Змея Горыныча. В подземелье его замка томятся Физика и Химия.

Маша: Витя, мы виноваты, мы и будем спасать принцесс.

(Натурис дает клубочек и напутствует)

Царь Натурис: Будет трудная дорога. В этом нет секрета.  Идите за клубочком, но если вам будет совсем плохо, потрите волшебную колбочку и скажите заклинание: «Аква магик переливайся, Химия и Физика, на помощь собирайся. К вам будут приходить на помощь слуги наук.»

(Маша и Витя берут клубочек и идут по волшебному лесу.)

Витя и Маша: (идут и поют)

Не страшен нам дремучий лес,

Потоп не страшен нам.

И мы идем в страну чудес

Навстречу чудесам.

Ведущий: Едет к нам Кощей со свитой!

                Он всегда такой сердитый,

                На кол всех сажать мастак,

                Если, что ему не так!

(На  пути Вити и Маши появляется Кощей)

Кощей: Нет ни вывески, ни знака,

              Ну и глухомань, однако...

               Это лес или помойка?

Ведущий: Началась головомойка!

Кощей:   Кто наперекор бормочет?

                Видно, жить глупец не хочет!

Витя и Маша: Кощеюшка, помоги нам. Проведи нас через волшебный лес, а уж мы в долгу не останемся.

Кощей: Покажу я вам короткий путь, если и вы мне поможете. Тысячу лет бьюсь я над задачкой: упала моя волшебная  монетка в заколдованную воду. Её можно достать только не замочив рук, а то окаменеешь. Сможете?

 (Маша и Витя пытаются достать, но безуспешно и решают обратиться за помощью. Витя предлагает попробовать достать монету зрителям из зала. После неудачных попыток трут колбочку царя Натуриса).

Маша и Витя: Аква магик переливайся, Химия и Физика, на помощь собирайся. (Появляются слуги химии и физики)

Слуги: Зачем звали, Маша и Витя? 

Маша: Помогите нам достать монету из воды, не замочив рук.

Опыт  «Не замочив рук»

 (Слуги достают монету из воды, комментируя.)

Слуги наук: Маша, Витя! Нужно было физику учить!  

(Читают призыв к зрителям, что нужно изучать физику и химию)

       Слуги Физики:   Без физики не только свет,

     Компьютер или Интернет,

     Мы не могли бы получить,

     Давайте физику учить!

Слуги Химии: В жизни химия нужна,

                         Как предмет она важна.

                          И учить ее прилежно

                          Мы должны от А до Я.

    Что мы носим, что едим,

    Чем здоровью мы вредим?

    Как кислоты выливать,

    Чтобы что-то не взорвать?

                                На все вопросы эти

                                Нам химия ответит!

(Маша и Витя засмущались, потом Витя отдаёт монету Кощею.)

Кощей: Что-то она за тысячу лет потускнела моя монетка и потеряла свою волшебную силу. А теперь помогите-ка мне вернуть ей былой блеск, а с ним и силу.

(Маша и Витя пытаются оттереть монету, но ничего не выходит. Витя предлагает попробовать зрителям из зала. После неудачных попыток трут колбочку царя Натуриса).

Маша и Витя: Аква магик переливайся, Химия и Физика на помощь собирайся.

(Появляются слуги Химии и Физики)

Слуги наук: В нашей жизни сложной

                     Нельзя без химии и физики прожить,

                     Науки эти, точно,

                    Нельзя не полюбить!

Опыт  «Очищение монеты»

Кощей: Ой, спасибо, уважили вы меня. Помогу и я вам.

Но заметил я, что среди ваших друзей много смышленых девчонок и мальчишек. Выберу-ка я себе помощника.

(Конкурсы кощея) 

1 конкурс Кощея. Игра “Кощеева рыбалка ” 

Ведущий: Вот сейчас мы вас проверим, ваши знания оценим!

                  Мы вам загадки, а вы нам отгадки.        

2 конкурс Кощея.  Головоломка «Вода»

(Подведение итогов)

Маша: Кощеюшка, ты уже тысячу лет хранишь свою смерть на конце иглы, иглу в яйце, яйцо в утке, утку в зайце …

(Кощей бледнеет)

Кощей: Тише, тише!

Маша: (Смеясь) Что тише! Об этом даже младенцы знают. Давай мы твоё яйцо спрячем в более надёжное место.

Опыт: «Яйцо в бутылке».

 (Кощей благодарит детей. Маша и Витя идут за клубком дальше. На их пути появляется Баба-яга.)

Ведущий: К вам Баба Яга пожаловала!

Баба Яга:  Я - Бабка-Ёжка - костяная ножка,

                    Мне всего-то две тысячи лет!

                    Я совсем молода, не страна мне пурга,

                   У меня ещё стройный скелет!

                    Всем - физкультпривет!

                   Я Баба Яга - могу дофига,

                   Я Баба Яга - костяная нога..

       Ага, попались, голубчики! Потешите вы меня сейчас. Так порадовать старушку, ужин в гости сам пришел.

Черный кот: Всех усаживать за стол?

Баба – Яга: Ну не в печь же их с дороги

                    Да не стойте на пороге.

                    А вы вместо угощенья

                    Расскажите  о себе.

                    Зачем припёрлись?

Маша: Мы идём, бабушка, за волшебным клубочком. Нам нужно пройти по волшебному лесу, чтобы спасти дочек царя Натуриса!

Баба Яга: Просто так я вас не отпущу. Огонь в моей печи не зажигается. Спичек нет, и заклинание забыла. Может за сто лет наука научилась зажигать огонь без спичек и заклинания? Если не разожжете мне печь, то станете моими пленниками.

(Дети пытаются высечь огонь с помощью камней, обращаются за помощью к залу, но ничего не выходит.)

Витя: (с сожалением)  Маша, опять придется звать на помощь.

Маша и Витя: Аква магик переливайся, Химия и Физика, на помощь собирайся.

(Появляются слуги химии и физики. Слуги выполняют задание, комментируя происходящее.)

Опыт: «Как при помощи картофеля и зубной пасты добыть огонь»    

Витя: Бабушка, а что у тебя так темно в избушке? Почему ты свет не включаешь? Электричество экономишь?

Баба Яга: Милок, а что такое электричество?

Маша: Это когда по проводам бежит ток, на выключатель нажмешь, и лампочка  засветит, как солнышко.

Баба Яга: Так нет у меня ни проводов, ни выключателя, ни … как этой … лампочки.

Слуги наук: Давайте мы Вам хоть свечи зажжем!

(Баба Яга достает свечи.)

Опыт: «Разжигание огня»

Баба – Яга: Дорогие ребятишки, девчонки и мальчишки, что-то я вдруг подобрела, словно вдруг помолодела. Ну, теперь моя очередь вас удивлять. Сейчас я вас угощу.

(Обращается к гостям) Что хотите попробовать: молоко или сок?

Баба Яга: Абра-кадабра, сяськи-масяськи..

Опыт: «Получение молока», «Получение сока»

Баба Яга: Я поняла окончательно: жить просто замечательно, когда здоровый дух в  здоровом теле! Ух! Ах, какие умницы. Взялись Бабу-Ягу сделать физкультурницей. У нас на носу что? Зима на носу, а это значит, что всем надо закаляться. Будем заниматься физкультурой. Ну-ка, покажите свои таланты, порадуйте моё сердечко.

(Конкурсы бабы Яги)

1 конкурс  «Эстафета»

Баба Яга: Внимание! Внимание!

Дорогие зрители!

Кто в конкурсе победил,

Услышать  не хотите ли?

(Баба Яга подводит итоги.)

Баба Яга: Теперь моя очередь помочь вам. Укажу я вам короткий путь. Дойдёте до ближайшего дерева, под ним лежит камень, под камнем возьмёте записку. В ней указан короткий путь.

(Маша и Витя идут дальше. Баба Яга им на прощание машет горящим платком.)

Опыт «Горящий платок»

 Маша: Ребята, а почему платок Бабы Яги не сгорел?

Объяснение:  Выделившаяся при горении спирта теплота полностью пошла на испарение воды, поэтому она не может зажечь ткань. (За правильный ответ команда получает жетон.)

(Витя и Маша подходят к камню. Находят под камнем свиток, но он пустой.)

Витя: Ну и где тут подсказка, лист-то пустой?

Маша: Обманула старая! Мы ей тут огонь добывали, избушку освещали, а бабушка поприкалываться изволили.  (В это время раздается голос.)

Голос: Этот свиток написан симпатическими чернилами. Попробуйте разгадать загадку.

(Витя и Маша рассматривают свиток со всех сторон, нюхают, обращаются за помощью к залу, но ничего не выходит. Тогда они трут колбочку царя Натуриса и зовут на помощь Физику и Химию.)

Витя и Маша: Аква магик переливайся, Химия и Физика, на помощь собирайся.

(Появляются слуги Химии и Физики)

 Опыт: «Симпатические чернила»

(Надпись проявляется. Написано: «Заколдованное  озеро». Они оглядываются, видят водоём и направляются к нему. На коряге посреди озера сидит водяной.)

Водяной: Знаю, знаю зачем пришли. У меня ключ для освобождения наук из плена.

(Звучит песня водяного из мультфильма "Летучий корабль."  Слова: Ю.Энтина.  Музыка: М.Дунаевского)

Водяной: Вот вы думаете в школе учитесь, умные. А мы тут живём в своём болоте, щи лаптем хлебаем и ничегошеньки не знаем. Отдам я вам ключ, если вы мои задачки решите, да в «морской бой» со мной сразитесь.

1 конкурс Водяного «Анаграммы»

Водяной: О физиках и химиках мы слышали не раз и сегодня давайте припомним  славные их имена.

 2 конкурс Водяного «Морской бой»

(Водяной вручает ключ и Маша с Витей идут к замку Змея Темного. Дети вставляют ключ в дверь, дверь открывается. Выходит Змей Темный, а вместе с ним Физика и Химия.)

Змей Темный: Прошли вы по волшебному лесу, открыли дверь подземелья, освободили принцесс. У вас опять заработает Интернет, залетают самолеты, заездят машины и поезда, будете одеваться в наряды из изысканых тканей и есть всякие вкусности. А я опять один останусь? Ну уж нет, так просто я не отдам вам принцесс. Выкупайте их, чтобы и я иногда мог пользоваться благами наук.

(Дети считают заработанные жетоны и отдают Змею. Маша и Витя   объявляют вклад каждой команды в освобождение Физики и Химии. Витя передает деньги Змею и замечает рану на его лапе.)

Витя: Что это?

Змей Темный: Хотел молодильные яблоки украсть из волшебного сада, да только поранился. Уже 100 лет рана не заживает.

Химия: Может, поможем ему, ведь он в глубине души добрый.

Опыт: «Исцеление раны»  

Змей Темный: (Осматривает рану и радуется) За доброту вашу я доставлю вас сам к царю Натурису и попрошу у него прощения.

Змей Темный под аплодисменты зрителей ведет принцесс к царю Натурису.  Слуги наук проводят химические и физические опыты)

Опыт «Танцующие шары»

Опыт «Змея»

Опыт «Вулкан»

Витя и Маша: Ребята! Давайте поклянемся в том, что будем изучать физику и химию на отлично.

Все вместе: Клянемся! Клянемся! Клянемся!

Царь Натурис: Итак, вы посвящаетесь в “Юные физики-химики”.

(Продолжается балл в королевстве точных наук)

 



Предварительный просмотр:

Опыт  №1 «Не замочив рук»

Оборудование: тарелка или блюдце, монета, стакан, бумага, спички.

Проведение:  Положим на дно тарелки или блюдца монету и нальем немного воды. Как достать монету, не замочив даже кончиков пальцев?

Решение:  Зажечь бумагу, внести ее на некоторое время в стакан. Нагретый стакан перевернуть вверх дном и  поставить на блюдце рядом с монетой.

Так как воздух в стакане нагрелся, то его давление увеличится  и часть воздуха выйдет. Оставшийся воздух через некоторое время охладится, давление уменьшится. Под действием атмосферного давления вода войдет в стакан, освобождая монету.

Опыт №2 «Очищение монеты»

Оборудование: тарелка, монета(старинная, позеленевшая), сок лимона, раствор соляной кислоты, пинцет.

Проведение:  монету поместить в тарелку, на монету налить лимонный сок или раствор соляной  кислоты.

Опыт №3  «Яйцо в бутылке»

Приборы и материалы: бутылка молочная, яйцо, сваренное вкрутую, клочок бумаги, спички.

 Проведение: В бутылку бросают небольшой клочок горящей бумаги, на горлышко кладут очищенное яйцо. Когда бумага погаснет и воздух в бутылке охладится, яйцо с эффектным хлопком влетает внутрь, оставаясь целым.

Объяснение опыта:  Горящая бумага нагревает молекулы воздуха в бутылке, от чего они приходят в движение, начинают отталкиваться друг от друга. Часть воздуха выходит наружу через щели между яйцом и горлышком бутылки. Когда пламя гаснет, молекулы воздуха охлаждаются и начинают притягиваться друг к другу. Это явление в науке носит название парциальный вакуум. Воздух снаружи бутылки устремляется внутрь нее, однако путь ему преграждает яйцо. Давление молекул воздуха снаружи бутылки настолько велико, что они буквально вталкивают яйцо внутрь сосуда.

Опыт №4  «Как при помощи картофеля и зубной пасты добыть огонь»    

Оборудование: клубень картофеля, фтористая соль, зубная паста, вата (иногда смачивают спиртом), цинковый и медный провод, две зубочистки.

Проведение:  Разрезать картофель пополам, в одной половинке сделать небольшую ямку, размером с чайную ложку. Туда положить соду и смешать с зубной пастой, во вторую половинку картофеля вставить 2 проводка насквозь. Соединить обе половинки картофеля, на один конец проводка намотать вату и ждать 5 минут, затем касаемся оголённым концом второго проводка ваты на первом проводке, она загорается.

Опыт  №5 «Разжигание огня». 

Готовится смесь, состоящая из сухого перманганата калия(5 г) и концентрированной Н2SO4 (0,5 мл). В жидкую смесь опускают палочку и подносят к свече, в лунку заранее наливают спирт. Реакция идет за счет выделения озона, в атмосфере которого самовоспламеняется спирт.

Опыт  №6  « Получение «молока»».

Берут растворы хлорида бария и карбоната натрия, сливают их в отдельном стакане. Образуется «молоко» - нерастворимая соль карбоната бария белого цвета.

Опыт №6 «Получение «газировки» из «молока»». 

К содержимому стакана с «молоком» приливается раствор соляной кислоты. Идет реакция нейтрализации, при этом выделяется газ и «молоко» становиться прозрачным, превращается в воду.

Опыт №6 «Получение «вишневого сока из воды»

 В прозрачный раствор щелочи опускают стеклянную палочку, смоченную фенолфталеином, содержимое стакана окрашивается в малиновый цвет.

Опыт  №7 «Горящий платок»

 Носовой платок сильно смочить водой и немного отжать. Затем смочить спиртом и зажечь. После того, как пламя погаснет, показать аудитории, что платок остался цел.

Опыт №8 «Симпатические чернила»

Сделать надпись лимонным соком (луковым соком или молоком).  Чтобы надпись проявилась подержать несколько минут над огнем.

Опыт №9 «Исцеление раны»

Кровь: смешать раствор хлорида железа III и радонид калия, раствор приобретает интенсивно-красный цвет.  Этот раствор наносится на руку.  Исцеление: смочить ватный тампон раствором фторида натрия и протереть «рану».

Опыт №10 «Танцующие хлопья»

Реквизит: Бумажное полотенце,  1 чайная ложка (5 мл) хрустящих рисовых хлопьев, воздушный шарик, шерстяной свитер.

Подготовка:  Расстели на столе бумажное полотенце.  Высыпь на полотенце хлопья.

Начинаем научное волшебство!

 «Все вы, конечно, знаете, как рисовые хлопья могут трещать, хрустеть и шуршать. А теперь я покажу вам, как они умеют прыгать и танцевать».

 Надуй шарик и завяжи его.   Потри шарик о шерстяной свитер.  Поднеси шарик к хлопьям и посмотри, что произойдёт.

Результат:  Хлопья будут подпрыгивать и притягиваться к шарику.

Объяснение: В этом эксперименте тебе помогает статическое электричество. Электричество называют статическим, когда ток, то есть перемещение заряда, отсутствует. Оно образуется за счёт трения объектов, в данном случае шарика и свитера. Все предметы состоят из атомов, а в каждом атоме находится поровну протонов и электронов. У протонов заряд положительный, а у электронов – отрицательный. Когда эти заряды равны предмет называют нейтральным, или незаряженным. Но есть объекты,- например, волосы или шерсть, - которые очень легко теряют свои электроны. Если потереть шарик о шерстяную вещь, часть электронов перейдёт от шерсти на шарик, и он приобретает отрицательный статический заряд.

 Когда ты приближаешь отрицательно заряженный шарик к хлопьям, электроны в них начинают отталкиваться от него и перемещаться на противоположную сторону. Таким образом, верхняя сторона хлопьев, обращённая к шарику, становиться заряженной положительно, и шарик притягивает их к себе.

 Если подождать подольше, электроны начнут переходить с шарика на хлопья. Постепенно шарик снова станет нейтральным, и перестанет притягивать хлопья. Они упадут обратно на стол.

Опыт №11 «Змея»

В тарелку насыпают конусом песок и пропитывают его спиртом. В центре делают углубление и помещают из 2г питьевой соды и 13г сахарной пудры, поджигают спирт. Сахар превращается в карамель, а сода разлагается с выделением углекислого газа. Из массы выползает толстая темно-серая «змея». Чем дольше горит спирт, тем длиннее получается «змея».

Опыт №12 «Вулкан»

На асбестовую пластинку горкой насыпают 2 чайные ложки бихромата аммония. Стеклянную палочку нагревают над спиртовкой и вставляют её в самую середину горки. После начала реакции палочку вынимают. Происходит бурный выброс зеленого порошка с воспламенением.



Предварительный просмотр:

1 конкурс Кощея. Игра “Кощеева рыбалка ” 

Бумажные рыбки, к каждой прикреплена металлическая скрепка, лежат на дне аквариума. От каждой команды по очереди выходит один участник и вытягивает удочкой, у которой вместо крючка магнит, рыбку с вопросом. За правильный ответ команда получает жетон. Если верного ответа участник не дал, то рыбка возвращается в аквариум.

1.Что растет вниз вершиной? (Сосулька)

2.В воде купался, а сух остался. (Гусь, утка)

3.Почему водоплавающие птицы не намокают в воде? (Поверхность перьев у них покрыта тонким слоем жира, а вода не смачивает жирную поверхность.)

4.С земли и ребенок поднимет, а через забор и силач не перекинет. (Пушинка)

5. Днем окно разбито, на ночь вставлено. (Прорубь)

6.Летательный аппарат с реактивным двигателем?  (Ракета)

7.Он совершил уникальное кругосветное путешествие в одиночку. Совершённое им прославило человеческий разум, его и его Родину. Ему принадлежит историческая фраза: «Поехали…». (Гагарин)

8.Никто его не видывал,

  А слышать – всякий слыхивал,

  Без тела, а живёт оно,

  Без языка – кричит.  (Эхо)

 9.По морю идет, идет, а до берега дойдет – тут и пропадет.    (Волна)

10. На всякий зов дает ответ, а ни души, ни тела нет.   (Эхо)

11.Что с земли не поднимешь?  (Тень)

12.В круглом домике, в окошке ходят сестры по дорожке,

    Не торопится меньшая, но зато спешит старшая.   (Стрелки часов)

13.Кружится – жужжит, а падает – молчит.       (Юла)

14. День и ночь кричит, а голос не устает.     (Водопад)

15. Две сестры качались, правды добивались,

        А когда добились, то остановились.    (Весы)

16.Летит-молчит, лежит - молчит, когда умрет, тогда заревет.    (Снег)

17.Внутри горит, кругом бурлит, вода кипит, пить чай велит, вверх пар валит. ( Самовар)

18.Вечером наземь слетает, ночь на земле пребывает, утром  опять улетает.  (Роса)

19.В печь положить - вымокнет, в воду положить – высохнет. (Свеча)

20.Без рук, без ног не мал клочок, к верху ползет.       (Пар)

21.Ну-ка, в горсть ее схвати – не удержится в горсти.    (Вода)

22.Крупно, дробно зачастил, всю землю напоил.          (Дождь)

23.Чистит и ясен, как алмаз, дорог не бывает,

 Он от матери рожден, сам ее рождает.       ( Лед)

24.Летит огневая стрелка, никто ее не поймает: ни царь, ни царица, ни красная девица.           (Молния)

25.Сверкнет, мигнет, кого - то позовет.       (Гроза)

26.Привела я солнце за свое оконце, к потолку повесила, стало дома весело.                               (Электрическая лампа)

27.Без крыльев, без тела за тысячу верст прилетела.       (Радиоволна)

28.К дальним селам, городам

      Кто идет по проводам?

      Светлое величество  Это …       (Электричество)

29.День и ночь стоит на крыше этот чудо – постовой

      Все увидит, все услышит, всем поделится со мной.    (Антенна)

30.Видать глазами, да не взять руками.    (Тень)

31.Что в физике и химии на втором и четвертом местах? (буква «И»)

32.Бумажный летательный аппарат  …(Змей)

33.Ближайшая звезда… (Солнце)

34.Что идет не двигаясь с места (Время)

35.Что легче, пуд ваты или пуд железа? (Равны)

36.Его задача просто вертеться (Волчок)

37.Что есть и у фотоаппарата и у автомата? (Затвор)

38.Кому на кухне постоянно отворачивают «голову»? (Кран)

39.Какие «посудины» можно найти в скелете (Таз, чашечка)

40.Что можно приготовить но нельзя съесть. (Уроки)

41.Как называется воздушная оболочка земли? (Атмосфера)

42.Прибор для получения капель жидкости? (Пипетка)

43.Самый экологический вид транспорт? (Велосипед)

44.Что становится больше, если его поставить вверх ногами? (число 6)

2 конкурс Кощея.    Головоломка «Вода»

Головоломка – это игра-задача, решить которую можно, лишь найдя определенный ключ к загадке.

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

1

С

Н

К

Д

О

Р

Д

И

Л

Я

2

Н

Е

И

С

Л

О

В

С

Л

Ц

3

П

Г

О

Р

О

Д

О

Т

И

И

4

А

Р

П

О

Д

А

К

Н

И

Я

5

Г

Д

А

Р

О

Т

И

Д

Н

Т

6

И

О

С

Р

Л

Е

Д

С

И

Е

7

Д

Р

Ф

А

С

Т

Т

О

Н

З

8

А

Р

Е

Р

О

В

У

М

А

П

9

Х

Л

О

Р

С

Н

Ж

И

К

Е

      10

А

Л

Л

Е

Н

Е

Г

Р

О

С

В этой головоломке вписаны слова, они пересекаются, но могут изменить свое направление под углом 900  в любую сторону на плоскости сколько угодно раз. Чтобы определить эти слова, следует ответить на 15 вопросов. Вычеркните из головоломки слова – ответы. Тогда из оставшихся незадействованных букв вы прочтете формулу воды. Цифрами в скобках указано количество букв в данном слове.  Координаты первой буквы слова заданы перед вопросом.

Вопросы

1а. Природное явление. (8)

1в. Элемент, который составляет 88,8% воды. (8)

1ж. Метод очистки воды. (11)

2ж. Химический элемент. (7)

4и. Вещество, изменяющее свой цвет в присутствии кислот и щелочей. (9)

5а. Водная оболочка Земли. (10)

6г. Однородная система. (7)

6д. Вода в твердом состоянии. (3)

6з. Получение сложных веществ из более простых. (6)

7ж. Большая конденсация воды в воздухе. (5)

8к. Фильтр на водоочистительных станциях. (5)

9а. Водоросль, используемая для очистки воды. (8)

9д. «Белое покрывало землю укрывало,

Солнце пригрело, покрывало утекло.» (4)

9ж. Нерастворимое в воде вещество. (3)

Жетоны выдаются по количеству правильных  ответов. Команда, которая выполнила задание  первой получает дополнительно 2 жетона.  Команда, которая выполнила задание  второй получает дополнительно 1 жетон.

1 конкурс  «Эстафета»

Команды выстраиваются на старт. Им даётся ведро и метла. Участники от команды должны по очереди поставить ногу в ведро, в руку взять метлу и любым способом добежать до финиша, потом вернуться назад и передать атрибуты следующему участнику. Победившая команда получает 5 жетонов,   команда, завершившая эстафету второй получает 2 жетона.

2 конкурс «Перевертыши»

Нужно правильно прочитать предложения- антонимы. Вопросы задаются  командам поочередно.  За верный ответ команда получает жетон. Если команда затрудняется ответить, то право ответить может получить другая  команда.

1.Гладь металл, пока холодно. (Куй железо, пока горячо)

2. Производительный труд не является хищным животным и не может переместиться в обычную для этого животного среду обитания.   (Работа не волк ,в лес не убежит)

3.Не та грязь, что тусклая. (Не всё то золото, что блестит)

4.Соответствие длительности процесса жизнедеятельности и процесса обучаемости человеческого индивидуума, означающее неизбежное завершение жизненного цикла в состоянии пониженного интеллектуального развития. (Век живи, век учись, дураком помрешь)

5.Звери живут за неметалл. (Люди гибнут за металл)

6. Непригодность к решению боевых задач воинских частей и соединений малой численности в условиях нахождения в открытом пространстве.      (Один в поле не воин)

7.Пролежал холод, сушь и оловянные трубы. (Прошел огонь, воду и медные трубы)

8. Нельзя сделать русскую национальную еду несъедобной при помощи продукта переработки суспензии жира в воде.    (Кашу маслом не испортишь)

9.В пустыне саксаул коричневый, на нем из меди обручальное кольцо. (У лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том)

10.Встретим камень на коронах, знаках власти, орденах, он же камень "прогрызает", стойко трудится в цехах. Близкий родственник ГРАФИТА, жаль, но реже в сотни раз,
Тверже всех на белом свете и зовут его ЗАМЛА.
(Алмаз)

11.Драгоценный, редкий камень, изменять способен цвет,
Днем и утром, если гранью повернуть другой на свет.
Редкий вид ХРИЗОБЕРИЛЛА, на Урале был открыт,
По царю, в честь дня рожденья, назван он ТИРДНАСКЕЛА. (александрит)

12.Нет такого микроскопа, чтоб молекулу узнать,
Даже если удалось ей сотни атомов связать.
НО! Природа преподносит нам сюрпризы иногда - 
Нет молекулы крупнее, чем обычная АДОВ. (
Вода)

13. Агрессивнейший в команде. Всех способен окислять,
Только с кем-нибудь в комплекте сможем в деле применять.
С ним получим алюминий, вазы матовый узор,
Удалим оксид при пайке…… Безусловно это РОТФ.

(Фтор)

14.Николай БЕКЕТОВ первым сменит уголь на металл -
Он активней углерода энергичных вытеснял.
Начал с магния и цинка, дальше натрий и другие...
Метод назван трудным словом... ЯИМРЕТОЛЛАТЕМ. (
металлотермия)

15. Первым БУТЛЕРОВ сумеет код молекулы понять,
Доказать: соседи могут свойства атома менять.
В доказательство приводит убедительный пример - 
Взял БУТАН, сменил порядок, получает РЕМОЗИ.
(Изобутан)

16. КУПРИНЫМ воспетый камень, между прочим, СИЛИКАТ -
(Кальций, магний, алюминий рядом с кремнием стоят), 
По составу, по окраске создают длиннющий ряд,
Нет камней, чей спектр шире, чем красивейший ТАНАРГ.
(Гранат)

17. Меди сын, в краю Уральском применяют сотни лет -
Легендарные шкатулки, бусы, чаши, амулет...
Цвет зеленый, шелковистый, весь узорами покрыт,
Знаменит по всей планете наш Уральский ТИХАЛАМ.  
(Малахит)

18. Сыновья обычной глины, сквозь вулканы к нам пришли,
На заводах, в каждом доме применение нашли.
На коронах, в магазинах - украшение витрин,
Братьев этих знает каждый как КАДЖАН, РИФПАС, НИБУР (Рубин, сапфир и наждак)

Конкурс «Морской бой»

Из 100 клеток игрового поля 20 клеток занято кораблями, в каждой из этих 20 клеток свой уникальный вопрос и три варианта ответов на выбор, предполагается, что только один вариант верен. Вопросы и варианты ответов представляют собой предложения или словосочетания.

Правила игры:

Игра представляет собой морское сражение флотов двух адмиралов. Для каждого игрока есть собственное поле размером 10х10 клеток. Компьютер случайным образом расставляет на каждом игровом поле корабли:

4-палубный корабль – 1

3-палубный корабль – 2

2-палубный корабль – 3

1-палубный корабль - 4.

Корабли расставляются компьютером только горизонтально или вертикально. Для более эффективной стратегии игры игрокам следует учитывать, что компьютер расставляет корабли так, чтобы они не касались друг друга. Никто из игроков не знает заранее, где находятся его корабли или корабли противника. Первый игрок стреляет по первому полю, второй игрок стреляет по второму полю. Первый ход делает игрок 1. Клетка, по которой выстрелил игрок, может оказаться пустой. В этом случае происходит переход хода. При этом пустая клетка становится заполненной морем, и раздается звук шумящей воды. Если клетка занята кораблем противника, то на этой клетке появляется перекрестие мишени, слышится звук вылетающего снаряда, - корабль противника обнаружен! Но корабль еще не подбит. Для того чтобы поразить обнаруженную цель, необходимо ответить на вопрос, предлагаемый компьютером. Компьютер ставит вопрос и три варианта ответа на выбор. Игрок выбирает правильный на его взгляд ответ и жмет на кнопку "стрелять". Если ответ неверен, то происходит переход хода. Если ответ верен, то слышится звук взрыва, а клетка покрывается клубами огня. Цель поражена, и игроку начисляется один призовой балл. Ход снова принадлежит успешному стрелку, а соперник терпеливо ждет своей очереди. В любой момент игры можно посмотреть статистику, сколько целей обнаружено и сколько поражено каждым игроком. Для просмотра статистики игры жмем на кнопку "Счет":

Для того, чтобы скрыть окно статистики, нужно просто щелкнуть по нему в любом месте, и окно статистики плавно растает.

Игра заканчивается, когда на одном из игровых полей обнаружена последняя цель. При этом автоматически всплывает окно статистики. После этого предоставляется возможность ответить на вопрос. После ответа на вопрос игра закончена, ход больше никто не сможет сделать.

При этом появится кнопка "Заново", и при желании можно начать игру заново с теми же вопросами, но корабли будут расставлены случайным образом снова.

Вопросы к игре. Выберите правильное утверждение:

1 команда.

2 команда

1.Кто назвал Ломоносова «первым  нашим университетом»?

- Лермонтов Ю.

- Пушкин А.С.

- Есенин С.

21.Основоложник учения об электромагнитном поле.

- Максвелл

- Фарадей

- Кулон

2.Он впервые ввел единые химические обозначения элементов.

- Берцелиус

- Глаубер

- Кавендиш

22.Он открыл беспорядочное движение частиц в жидкости или газе

- Броун

- Авогадро

- Дальтон

3.Он открыл количественный закон электрического тока.

-Ом

- Ньютон

- Кулон

23.Он создал абсолютную шкалу температур.

- Фаренгейт

- Цельсий

- Кельвин

4.Он создал теорию строения органических соединений.

- Лебедев

-Зинин

-Бутлеров

24.Лучи, открытые им используются для диагностики переломов.

- Резерфорд

- Рентген

- Беккерель

5. Она  получила Нобелевскую премию 1903 году - по физике, а в 1911 году – по химии.

-  Ирен Кюри

- Мария Склодовская-Кюри;

- Терешкова

25.Под его руководством был построен первый завод синтетического каучука.

- Лебедев

-Кучеров

-Зелинский

6.Ученый, открывший периодический закон.

- Менделеев

-Ломоносов

-Габриелян

26.Создал универсальный противогаз

-Морковников

-Зелинский

-Менделеев

7.Ученый и изобретатель, основатель отечественной космонавтики.

-Гагарин

-Циолковский

-Королев

27.Химик, любивший переплетать книги, изготовлять чемоданы

-Кучеров

Лебедев

-Менделеев

8.Он открыл закон сохранения массы веществ

-Парацельс

-Ломоносов

-Бойль

28.Кто из ученых предложил теорию происхождения нефти из костей динозавров

-Ломоносов

-Бутлеров

-Менделеев

9.Ученый-электротехник, изобретатель лампы с электрической дугой.

-Яблочков

-Томсон

-Максвелл

29. Впервые синтезировал жир в пробирке:

-Велер

-Бертло

-Кольбе

  1. 10.Какой ученый открыл закон благодаря задаче царя Гиерона?
  2.  –Демокрит
  3. Архимед
  4. – Пифагор

30. Ему приписывают фразу: « Дайте мне точку опоры,  и я сдвину Землю.»

-Галилей

-Ньютон

- Архимед

11. Кого Менделеев называл «дедушкой» русской химии?

-Якоби

-Зинин

-Воскресенский

31. Кто ввёл в науку слово «физика»?

-Паскаль

-Аристотель

-Архимед

12.Ученый, который ввел понятие относительной атомной массы.

-Лавуазье

- Дальтон

- Пруст

32.Кто открыл витамины?

- Лунин

-Фишер

-Данилевский

13.Он открыл 4 спутника у Юпитера и фазы Венеры.

-Архимед

-Ньютон

- Галилей

33.Изобретатель динамита.

-Альфред Нобель

-Анри Беккерель

-Перси Спенсер

14.Явление фотоэффекта открыл

- Столетов

- Эйнштейн

- Бор

34.Изобретатель велосипеда.

-Старли

- Карл фон Дрез

-Рейнгольдс

15. Кто сформулировал законы плавания тел ?

-Архимед

- Евклид

- Пифагор

35.Создатель аэроплана.

- братья Райт

-Лилиенталь

-братья Монгольфье

16.Русский химик, получивший анелиновый краситель.

-Бутлеров

-Зинин

- Ломоносов

36. «Отец» кинематографа

-Джордж Истмен

-братья Люмьер

-Томас Эдисон

17. Изобретатель радио.

- А.С. Попов

- Герц

- Яблочков

37.Изобретатель подзорной трубы

-Ньютон

- Галилей

- Эрнст Руска

18.Ученый, получивший  впервые водород

-Бойль

- Кавендиш

-Лавуазье

38.Первый человек, ступивший на поверхность Луны.

-Титов

-Гагарин

-Армстронг

19.Кто ввел термин «электрон»

-Джует

-Берцелиус

-Стонн

39.Он впервые применил вакцину против оспы.

-Дженнер

-Луи Пастер

-Роберт Кох

20.Кто из ученых ввел в практику лакмусовый индикатор?

- Франклин

- Бойль

- Ламарк

40.Изобретатель первого паровоза

-Тревитик

-Стивенсон

-Ньюкомен


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследование физико-химических свойств и плодородия почвы пришкольного участка МБОУ «Инсарская СОШ №1»

Презентация к исследовательской работе ученицы 9 класса Бакулиной Л....

Игра физико-химический марафон

В конце 8-го класса мы обязательно проводим  игру "Физико-химический марафон". Можно играть в одном классе, предварительно поделив учащихся на несколько групп. Можно проводить игру между разными ...

Физико- химический КВН "Знатоки естествознания"

Материал содержит методическую разработку внеклассного мероприятия, проведенного в рамках предметной недели химии, биологии и физики для 11 класса...

Рабочая программа по математике для 10 класса физико-химического профиля

Планирование составлено на основе _«Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра и начала математического анализа. Геометрия. 10-11 классы.» Составитель Т. А. Бурмистрова, Москва, «Просвещение», ...

Физико-химические методы молекулярно-деструктивной кухни

Физико-химические методы в молекулярно-деструктивной кулинарии. Для учащихся СПО по специальности "Технология продукции общественного питания" Разработка межпредметного характера, связывающая дисципли...

Сопровождение урока Физико-химическая эволюция в развитии биосферы

Сопровождение урока Физико-химическая эволюция в развитии биосферы...

ИЗУЧЕНИЕ ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ВОДЫ В РОДНИКАХ И ПРУДАХ п. САУК-ДЕРЕ КРЫМСКОГО РАЙОНА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Цель работы: выявление физико-химических показателей проб пресной воды в окрестностях п. Саук-Дере Крымского района, Краснодарского края для изучения гидроминерального ресурса территориального проекта...