Урок по теме"Сила трения" в 7 классе
план-конспект урока по физике (7 класс) по теме

Урок изучения новой темы в 7 классе"Сила трения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sila_treniya_-_kopiya.doc168.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме: « Сила трения» в 7 классе.

Учитель: Головинская Виктория Витальевна, МБОУ СОШ№ 8 с. Левокумка, г. Мин-Воды, Минераловодский район.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: Традиционный, с элементами лабораторной работы.

Цели урока: раскрыть понятие силы трения, объяснить причины возникновения силы трения, познакомиться с различными видами силы трения, выяснить от каких факторов зависит сила трения.

Задачи:

Образовательные:

закрепить уже имеющиеся знания по теме «Силы в природе»;

познакомиться с силой трения;

объяснить причины возникновения силы трения;

продолжить формирование умения объяснять процессы с точки зрения строения вещества.

Воспитательные:

формирование коммуникативных качеств, культуры общения;

формирование интереса к изучаемому предмету;

стимулирование любознательности, активности на уроке;

развитие работоспособности.

Развивающие:

развитие познавательного интереса;

развитие интеллектуальных способностей;

развитие умений выделять главное в изучаемом материале;

развитие умений обобщать изучаемые факты и понятия.

Формы работы: фронтальная, работа в малых группах,

Средства обучения:

Учебник «Физика 7» А.В. Перышкин § 30, 32.

Сборник задач по физике для 7-9 классов, А.В. Перышкин, глава 15.

Раздаточный материал (тестовые листы, практические задания).

Динамометры.

Деревянные бруски.

Полоски разных типов поверхностей.

Презентация «Сила трения».

Компьютер.

Иллюстрации по теме.

План урока:

Организационный момент.

Повторение изученного материала.

Определение темы урока.

Сила трения в жизни и в природе.

Запись темы урока в тетрадь.

Постановка целей и задач урока.

Изучение новой темы:

Причины возникновения силы трения.

Работа в малых группах по выяснению факторов, от которых зависит сила трения.

Отчеты групп о своей работе.

Зависимость силы трения от вида соприкасающихся поверхностей.

Зависимость силы трения от силы, прижимающей тело к поверхности.

Различие между силой трения скольжения и силой трения качения.

Сила трения не зависит от площади соприкасающихся поверхностей.

Закрепление изученного материала.

Подведение итогов.

Домашнее задание.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Повторение. 

-  Что называется силой?

- Сила- мера взаимодействия тел: в результате взаимодействия силы тела могут изменять скорость или деформироваться;

- Сила- физическая величина: ее можно измерить;

- Сила- величина векторная: она характеризуется направлением.

Составление кластера.

Сила

        /        /

Сила тяжести        Вес тел                                                Р

                P=mg        

        

Fтяж.        Измеряется в Ньютонах

                

Fтяж.=mg

        Приложена к опоре или подвесу

Измеряется в Hьютонах

Приложена к телу

Сила упругости

/

Fупр

Fупр=k l

Направлена против деформации

Измеряется в Ньютонах

  1. Изучение новой темы

Взаимодействие, возникающее в месте соприкосновения тел и препятствующее их относительному движению, называют трением, а характеризующую это взаимодействие силу – силой трения.

Сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого, приложения к движущемуся телу и направленная против движения, называется силой трения

Виды трения:

-трение покоя

- трение скольжения

- трение качения

Сила трения покоя препятствует относительному смещению соприкасающихся тел. Она растет вместе с силой, стремящейся сдвинуть тело с места.

Если тело катится по поверхности другого тела, то возникающее в месте их контакта трение называют трением качения.

Сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого и направленная в сторону, противоположную движению, называется силой трения скольжения.

Измерение силы трения ( работа в группах)

- опыт с бруском

-опыт с бруском и одним грузом

- опыт с бруском и двумя грузами

- опыт с бруском и разными поверхностями.

Вывод:

  • от площади не зависит;
  • от величины нагрузки зависит (пропорциональна ей);
  • от шероховатости поверхностей зависит.

   

   Совпадают ли наши результаты эксперимента с его результатами?

Причины трения

1. Шероховатость поверхностей соприкасающихся тел.

2. Молекулярное притяжение, действующее в местах контакта трущихся тел.

Трение:
полезно или вредно?

Если полезно, то надо его усилить, увеличить шероховатость поверхностей, увеличить нагрузку.

Если вредно, то надо его ослабить, смазка, подшипники (шариковые или роликовые), воздушная подушка.

  1. Закрепление знаний.

Упражнение 1

Соотнесите виды трения с соответствующими фразами.

Трение скольжения                       Одно тело катится по

                                                           поверхности другого.

Трение качения                                   Я слишком слаб, чтобы

                                                           сдвинуть эту коробку.

Трение покоя                                     Одно тело скользит по

                                                             поверхности другого.  

Упражнение 2

Выберите факторы, которые влияют на силу трения.

  • Сила, вынуждающая тело начать движение.
  • Вес груза.
  • Площади движущихся поверхностей.
  • Направление движения.
  • Неровность поверхности.

1.Почему санки, скатившись с горы, останавливаются?

2.Почему мел оставляет след на классной доске?

3.Почему медицинские иглы полируют до зеркального блеска?

4.Почему трудно удержать в руках живую рыбу?

5.Какой вид трения удерживает ящик при его перемещении на наклонном транспортере?

6.Почему шелковый шнурок развязывается быстрее шерстяного?

7.Стеклянную бутылку с узким горлышком ученик  быстро и чисто отмыл теплой водой, в которую добавил мелко накрошенную яичную скорлупу и кусочки газетной бумаги. Бутылку он все время встряхивал. Какое физическое явление помогло ему отмыть бутылку?

8.Почему металлические ступеньки (лестницы, подножки трамвая, поезда и т.п.) не гладкие, а имеют рельефные выступы?

9. Почему металлические ступеньки (лестницы, подножки трамвая, поезда и т.п.) не гладкие, а имеют рельефные выступы?

ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКА

1. Какая сила не позволяет сдвинуть с места тяжелый шкаф?

    1) сила трения скольжения;  2) сила трения покоя;         3) сила тяжести

2. Парашютист, масса которого 70 кг, равномерно опускается. Чему равна сила сопротивления воздуха?

    1) 700 Н;  2) 0 Н;  3) 70 Н

3. При смазке трущихся поверхностей сила трения …

    1) не изменяется; 2) увеличивается; 3) уменьшается

4. Как направлена сила трения, когда брусок движется по столу вправо?

    1) вправо;  2) влево,  3) вертикально вниз

5. В гололед тротуары посыпают песком. При этом трение подошв обуви о лед …

    1) не изменяется;   2) уменьшается;  3) увеличивается

Рефлексия

Что нового вы узнали на уроке?

Что понравилось на уроке?

ДОМАШНЕЕ   ЗАДАНИЕ

  • Народ сложил множество поговорок о трении. Например: «не подмажешь – не поедешь», «колодезная веревка сруб перетирает». Какие пословицы о трении вы знаете? Объясните их физический смысл.

  • Творческое задание. Если трение вдруг исчезнет, что вы будете кричать – «Ура!» или «Караул!»? Напишите сочинение на эту тему (в прозе или стихах, как у вас лучше получится). Проиллюстрируйте сочинение. Пригласите в соавторы родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок физики в 7 классе по теме: «Сила трения. Трение скольжения. Трение качения».

Урок физики в 7 классе по теме: «Сила трения. Трение скольжения. Трение качения».Цели урока:1. Обучающая- познакомить учащихся с силой трения, выяснить какие  виды силы трения существуют; в...

урок - исследование по физике в 7 классе по теме: "Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя»

При разработке урока я использовала технологию проблемно-диалогического  обучения. Постановка учебной проблемы - от пройденного материала, подводящий к теме диалог. Поиск решения - подводящие к з...

Разработка урока физики в 7 классе по теме "Сила трения. Трение покоя, скольжения, качения"

Разработка урока составлена для изучения физики по учебнику А.В. Пёрышкина. Урок изучения новых знаний. В урок включены элементы исследовательской деятельности учащихся, использованы приёмы груп...

Урок в 7 классе по теме: «Сила трения. Трение покоя, скольжения, качения. Трение в природе и технике»

Цель: ознакомить учащихся с явлением трения, сформулировать понятие сила трения, экспериментально установить, от чего зависит эта сила.Задачи урока: Познавательные: формировать умений систематизироват...

Методическая разработка урока по теме: "Сила трения. Виды трения"

Комбинированный урок с компьютерной поддержкой. Учебные задания позволяют  развивать творческую активность обучающихся, умение анализировать, делать обобщения, а также содержит элементы исс...