Конспект повторительно обобщающего урока по теме "Строение вещества" в 7 классе.
план-конспект урока по физике (7 класс) по теме

Повторительно обобщающий урок в 7 классе по теме "Строение вещества" с использованием карточек "домино". Форма работы индивидуально-групповая. Прилагаются карточки-домино с подробным описанием  системы оценивания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_domino.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Повторительно - обобщающий урок на тему: «Строение

вещества».

Урок – зачет с использованием домино.

Цели урока: 

Образовательная: Проверить знания учащихся по основным вопросам    

                              изученной темы. Сформировать навыки объяснения

                              свойств агрегатных состояний вещества, движением

                              и взаимодействием частиц; умения объяснять простейшие

                              опыты с точки зрения МКТ.

Развивающая: продолжать формирование умений наблюдать и объяснять

                         физические явления. Познакомить с интересными научными  

                         научными фактами о молекулах.

Воспитательная: Учить находить решение поставленной задачи сообща,

                              в группе.

Демонстрации: 1)Плакаты строения жидких, твердых и газообразных тел;

                             модели молекул.

                           2)Опыт со свинцовыми цилиндрами (по рис.74 уч-ка)

                               ХОД      УРОКА.

1.Ставится цель урока: обобщить, систематизировать и закрепить полученные вами знания и выработанные умения.

1. Контроль знаний учащихся по теме..

Физический диктант: продолжить фразу или ответить на вопрос.

В.1  (В.2) 1.Назвать мельчайшую частицу вещества. (Физические тела состоят из …)

2.Диффузия – это …   (Чем больше температура тела, тем….).

3.Молекулы взаимодействуют, это значит, что они…..

(Почему железная гиря не распадается самопроизвольно на отдельные частицы?)

4.Определить по заданным свойствам вещества, в каком состоянии оно находится: а)не сохраняет объем, не имеет собственной формы (сохраняет объем и форму)

б)каждая частица в теле колеблется около определенной точки

(расстояние между молекулами гораздо больше размеров молекул).

в)сохраняет объем и не сохраняет форму (частицы располагаются в определенном порядке).

5.Объяснить взаимодействием молекул следующие ситуации:

а)две половинки сломанной ручки не соединяются при плотном соприкосновении  (слипаются плотно прижатые куски пластилина

б)мокрые листы бумаги слипаются   (сухие листы бумаги не слипаются)

2. Познакомимся с интересными фактами о молекулах.    

а)существуют молекулы-гиганты, в которых содержатся тысячи и сотни тысяч атомов. Это молекулы каучука, клетчатки, других органических веществ, полимеров.

-В далеких просторах Вселенной на 15-16 см3 пространства приходится всего одна молекула вещества.

-Самые большие молекулы среди известных- молекулы некоторых белковых веществ- весят приблизительно в миллион раз больше молекулы воды. Молекула гемоглобина, красящего вещества крови, состоит из 1400 атомов.

б) «Вечная»  бумага

Японская фирма Chemitech  разработала чудо – бумагу, которую можно использовать для записей практически неограниченное число раз. При этом, правда, надо пользоваться специальной магнитной ручкой или каким-либо другим магнитом. Такая бумага имеет толщину 0,5мм и представляет собой слой одинаково ориентированных микрокапсул, заделанных между двумя пластиковыми пленками. Каждая микрокапсула диаметром около 500мкм наполнена черным сверхтонким магнитным порошком, смешанным с белым или цветным пигментом и другими добавками. Когда магнитная ручка движется по поверхности пленки, магнитный порошок внутри капсул притягивается к ней, и на пленке образуется отчетливый след. Написанное можно стереть, проведя магнитом по обратной стороне листа. Эти операции можно повторять, так что лист используется очень долго. В отличие  от традиционных способов письма, здесь не нужны чернила, уголь или мел, нет ни крошек , ни пыли, руки и одежда не пачкаются, не приходится без конца тратиться на бумагу и ручки. На такой бумаге можно писать в местах с повышенной влажностью – на кухне, в ванной, на улице.

3.  «Домино» - это прямоугольные карточки из плотной бумаги размером   4х12 (размер может быть и иной). Они разделены вертикальной линией по середине; на правой половине написан вопрос (красным шрифтом), а на левой ответ на другой вопрос (черным шрифтом). В первой карточке содержится только вопрос, левая сторона ее пустая. На последней –только ответ, правая ее сторона пустая.

Класс делится на группы по 4 человека. Каждой  предлагается комплект физического домино по теме. Первая карточка домино у всех групп разная.

Примерные варианты карточек-домино:

ДИФФУЗИЯ- Это…

Расстоянием между ними

Правильно ли, что при нагревании вещества, его молекулы расширяются?

Самопроизвольное пере-мешивание веществ

Смачивание-это…

Нет

Если краешек бумажной полоски опустить в воду, то вода поднимается по полоске. Что это за явление?

Растекание жидкости по поверхности твердого тела

Капиллярность обусловлена….

Капиллярность

Почему диффузия в воздухе происходит быстрее, чем в воде?

Смачиванием

Чем тоньше капилляр, тем высота подъема в нем жидкости…

Т.к скорость молекул газа больше, чем скорость молекул воды.

В каком чае быстрее растворится кусочек сахара?

Больше

Газ обладает следующи-ми свойствами…

В горячем

Как называются частицы из которых состоят вещества?

Не имеет ни формы, ни объема

Твердое тело обладает следующими свойствами

МОЛЕКУЛЫ

С повышением температуры скорость молекул…

Сохраняет и форму и объем

Все молекулы состоят из…

Увеличивается

Расстояние между молекулами в газе…

Атомов

Молекулы по размеру …

Больше диаметра одной молекулы

На каком явлении основана засолка овощей, рыбы и других продуктов?

Очень маленькие

Расстояние между молекулами в жидкости…

Диффузия

Тело сохраняет свой объем , но меняет свою форму. В каком состоянии вещество?

Приблизительно равно диаметру одной молекулы

Чем отличаются молекулы воды и водяного пара?

ЖИДКОЕ

1-й этап игры в « Физическое домино».

Группы тасуют карточки и по команде на время начинают их раскладывать так, чтобы из карточек «Домино» получить логическую цепочку вопрос – ответ. Домино считается разложенным только тогда, когда все карточки использованы и крайние половинки первой и последней карточек окажутся пустыми. А если не все карточки в игре разложены, значит где - то допущена ошибка.

Группы-победительницы, по времени занявшие 1,2,3 места. 1 место дает один дополнительный балл; 2 и 3 места – 0,5балла.

2-ой этап. Экспресс – опрос.

Группы перемешивают карточки. Каждому члену группы предоставляется возможность взять три карточки с вопросами. Правильно ответившие на все три вопроса получают оценку «5»; на два вопроса -оценку «4»; на один-«3»Учащиеся в течение 5 –7с должны дать правильный ответ. Если ответ не правильный, карточку откладывают влево, если правильный – вправо, если сомнительный – карточку кладут обратно в колоду. Так можно перебрать все вопросы.

При наличии времени можно подводить итоги по- другому:

3-й этап.   Подведение итогов.

Подсчитывают число карточек с верными ответами при экспресс опросе. Если их количество 90% от общего числа вопросов, члены этой группы получают оценку «5», если 80% - хорошо «4» , если 70% - удовлетворительно «3»,  50% - оценка «2». Если группа заработала штрафное очко (поведение), оценка снижается на 1 балл. Тем учащимся, которые не были активны при экспресс- опросе, тоже ставят оценку на  балл ниже. К полученной оценке прибавляют балл за призовые места при экспресс - опросе ( 1 или 0,5).

Чтобы не было проблем с дисциплиной, учащиеся, которые выполнили задания и освободились, получают индивидуальные задачи на карточках. За это получают дополнительную оценку или дополнительный балл, если оценка спорная.

IV.Итог урока: Повторение основных положений МКТ (устно, фронтально)

   Д./з:   повтор. §25 – 31 по учебнику «Физика-7» С.В.Громов, Н.А. Родина

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект повторительно-обобщающего урока в 6 классе по теме "Имя прилагательное"

Повторительно-обобщающий урок по теме "Имя прилагательное" (по программе М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского) был дан в 6 классе. Цель урока: повторить и обобщить знания о прилагательном. Я хо...

Конспект повторительно-обобщающего урока в 7 классе. Тема: «Обобщение и систематизация изученного по теме «Деепричастие»

Цель урока: учащиеся должны  уметь-  распознавать деепричастия по суффиксам на основе структурно-семантического и грамматического анализа слов;- безошибочно писать суффиксы в деепричас...

Конспект повторительно-обобщающего урока по информатике по теме "Человек и информация", 6 класс по УМК Л.Л. Босовой

КОНСПЕКТ УРОКА «Человек и информация» (повторение и обобщение пройденного материал). Контрольное тестирование. Цели: 1. Повторить, обобщить  и систематизировать знания учащихся по теме «Чело...

План - конспект повторительно-обобщающего урока физики в 8 классе по теме «Электрические явления».

Тип урока: обобщение и систематизация учебного материалаЦель урока: Закрепить, обобщить и углубить знания учащихся по теме «Электрические явления», научиться применять полученные знания, умения,...

Повторительно-обобщающий урок в 8-м классе по теме "Изменение агрегатных состояний вещества"

Урок закрепления  знания, умения, навыки, полученные при изучении темы;  повторить способы  решения задач по графикам тепловых процессов; повторить основные формулы по данной теме ...